РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ
РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раббина Рахимовна Атажанова Наргиза Рустамовна Атаева
преподаватель кафедры изобразительное преподаватель кафедры Методика
искусство, Чирчикская государственная обучения изобразительному искусству и
педагогическая институт инженерной графике, Ургенчский
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решение задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающей личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию.
Ключевые слова: Изобразительная деятельность, дошкольник, рисованием, лепкой, аппликацией, конструкция, эстетическое развитие, творческие способности.
THE ROLE OF VISUAL ACTIVITIES IN THE ALL-AREA DEVELOPMENT OF
PRESCHOOLERS
Visual activity is of great importance in solving the problems of aesthetic education, since by its nature it is an artistic activity. Modern children are actively exploring the virtual world. At the same time, they have a decrease in interest in their surroundings, in the children's minds the lines between good and evil, beautiful and ugly, are erased. Undoubtedly, the foundations of a developing personality are laid in childhood and there is a danger that society in the future may get a spiritless generation, indifferent to painting, not understanding music and poetry.
Keywords: Visual activity, preschooler, drawing, modeling, application, construction, aesthetic development, creativity.
государственный университет
АННОТАЦИЯ
Rabbina Rakhimovna Atazhanova
Teacher of the Department of Fine Arts, Chirchik State Pedagogical Institute
Nargiza Rustamovna Ataeva
Teacher of the Department Methods of Teaching Fine Arts and Engineering Graphics, Urgench State University
ABSTRACT
ВВЕДЕНИЕ
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение «Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольника» Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение (например, страх; рисуя какие - либо явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, в связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Большие возможности для развития творческого воображения имеет изобразительная деятельность дошкольников. Изобразительная деятельность - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства и коррекции развития детей. Творчество в любом проявлении необходимо для развития ребенка. Изобразительная деятельность в этом вопросе отличается многогранностью. С ее помощью формируются творческие способности, воспитывается нравственность, прививается привычка к труду, улучшается работа психических функций. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни и природы. Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.
МЕТОДОЛОГИЯ
Исследования известного педагога Н. П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.
Также изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках и т.п.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решение задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающей личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности.
ОБСУЖДЕНИЕ
Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном - значительное, в неказистом -выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы; Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах - настроениях ( утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето); Готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. п.
Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.
Любой вид изобразительной деятельности положительно влияет на развитие восприятия, пространственного мышления, художественного вкуса дошкольника. На основе перечисленного формируются способности к творчеству. Поэтому изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей считается одной из самых результативных.
Изобразительное искусство способствует развитию творческого потенциала благодаря обучению видеть прекрасное, умению самостоятельно создавать красивые объекты. Улучшается эстетическое и зрительное восприятие.
ВЫВОД
В процессе изобразительной деятельности закладываются навыки самоконтроля. Рисуя или изготавливая модель из пластилина, дошкольник постоянно сверяет свой результат с тем, как он представляет образ. Это существенное достижение становления личности и непременное качество в организации самостоятельной деятельности в дальнейшем.
Занятие рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.
REFERENCES
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации . - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 192 с.: цв. вкл.
2. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин- тов по специальности « Дошкольная педагогика и психология». М., « Просвещение», 1977. 253 с., 8 ил. авт., В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др.
3. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно - воспитательных комплексов. М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с. ( Программа развития).
4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
5. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования, - Учебно-методическое пособие. М.:Мозаика-Синтез, 2009. -64с.
6. Атажанова, Р. Р. (2020). Рабочая тетрадь по изобразительному искусству как средство повышения крэативного мышления самостоятельной работы учеников в младших классах. Academic Research in Educational Sciences, 1(2), 201-204.
7. Халилов Р. Ш., Атажанова Р. Р. (2018). Использование рабочей тетради в обучении изобразительной деятельности в начальном классе. Молодой учёный, № 7 (193). 196-199.
8. Rakhimovna, A. R. (2020). Art workbook as a means of improving the efficiency of independent work of pupils in younger classes. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8 (5), 54-56.
9. Hojiyev R. B., Xolmominov G.B., Sharipov M.L. (2020) Raising a Harmoniously Developed Generation is a Priority of Democratic Reforms in Uzbekistan // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, №8(5). 1-3.
10. Хажиев, Р.Б. (2014) Факторы развития общественной активности у студентов и молодёжи. Молодой ученый, №20, С. 532.
11. Hojiyev R. B., Adilov Z. Y. (2017) The source of developing intеllеctual ability. Молодой ученый, №22 (4), С. 389-393.
12. Хажиева, М.С., Хажиев, Р. Б. (2015) Роль молодёжи в реализации социальной активности толерантности. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. №2, 30-32.
13. Khodjiev, R.B. (2015) The Conceptions on Developing Student Youth Social Activity. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, №1-2, P. 52.
14. Икрамов Р. А., Хожиев Р.Б. (2020). Воспитание гармонично развитого поколения является приоритетом государственной молодежной политики. Вестник науки и образования. № 14 (92). Часть 1. С. 88-90.
15. Maksuda Khajieva, Rasulbek Khajiev (2015). The Role of the Tolerance in Society and its Philosophical Interpretation. Young scientist. Vol. 2. P. 159-161.
16. Umid Abdalov, Rasulbek Hadjiyev (2015). The Role of Community in the Development of Society of Citizenship. Young scientist. Vol. 2. P. 107-109.
17. Makhmudova, N.D., Hojiyev R.B. (2014). The scientific inheritance of great ancestors who worked in the mamun Academy. Сборники конференций НИЦ Социосфера. Issue 45, С. 34-35.
18. Хажиева, М.С., Хожиев Р.Б. (2014). Хусайн воиз кошифийнинг гуманистик Fоялари. Сборники конференций НИЦ Социосфера. С. 148-150.
19. Хажиева, М.С., Хожиев Р.Б. (2014). Толерантлик ва унинг хусусиятлари. Сборники конференций НИЦ Социосфера. С. 39-40.