Научная статья на тему 'Факторы развития логического мышления студентов в процессе межпредметных связей информатики'

Факторы развития логического мышления студентов в процессе межпредметных связей информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / INFORMATICS / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / LOGICAL THINKING / ОБОБЩЕНИЯ / GENERALIZATIONS / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ / АРГУМЕНТАЦИЯ / REASONING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL PROCESS / INFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султонхайдаров Нуриддин Холкулиевич

В статье рассматривается проблема овладения студентами навыками логического мышления в часгнссги приобретение умения обобщения, классификации и аргументации полученных знаний в процессе межпредметных связей информатики и самого урока информатики. В статье даны рекомендации по эффективному составлению структуры урока информатики, направленные для прочного усвоения и развития логического мышления учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Structure of the Basis and Factors of Development of Students` Logical Thinking in the Process of Inter-Subject Relations of Informatics

The article dwells on the problem related to mastering logical thinking skills by students, such as the abilities of generalization the acquisition, classification and reasoning of the acquired knowledge in process of Informatics inter-subject relations and informatics lessons themselves. The article gives recommendation how to make correctly a process of informatics lesson targeted at solid imbibition and drawing the conducting conclusions and development of pupils ' logical thinking.

Текст научной работы на тему «Факторы развития логического мышления студентов в процессе межпредметных связей информатики»

УДК 372,800.2

ББК 74/204 Н.Х. СУЛТОНХАЙДАРОВ

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Логическое мышление является предметом изучения различных наук: философии, психологии, логики. При этом каждая из них по-своему определяет его сущность. Педагогика разрабатывает и экспериментально проверяет необходимые методы, средства, условия, факторы организации процесса обучения, развивающие и формирующие логическое мышление у студентов. Среди важнейших задач обучения в высших учебных заведениях является формирование у студентов навыков осуществления логических операций, обучение их различным приемам логического мышления, вооружение знаниями логики и выработки у студентов умений и навыков использования этих знаний в учебной и практической деятельности.

Анализ теории и практики обучения показывает, что в современных условиях, когда интеграция учебного процесса повышается, проблема межпредметных связей приобретает особую актуальность. Внедрение межпредметных связей в учебный процесс придает качественную специфику всем компонентам учебно-познавательной деятельности студента: ощутимо проявляется единство общих и конкретных предметных целей обучения; интерес к смежным учебным дисциплинам значительно обогащает мотивы учебной деятельности; содержание деятельности становится более обобщенным; объектами познания выступают общие для ряда учебных дисциплин процессы и явления, идеи, теории, законы, понятия, факты и связи между ними; действия, способы оперирования знаниями обобщаются на базе межпредметного содержания; успешно реализуется единство образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения. Реализация идеи межпредметных связей в педагогической науке и методике преподавания тесно связана с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение данной проблемы изменялось в процессе развития общества, его социальных заказов педагогической науке и школе. Утверждение и укрепление предметной системы преподавания в современной общеобразовательной и высшей школе тесно связано с развитием идеи межпредметных связей.

В работах этих авторов доказывается, что в результате правильно организованного обучения информатики студенты достаточно быстро овладевают навыками логического мышления, в частности, приобретают умение обобщать, классифицировать и аргументировано обосновывать свои выводы.

Другой подход в процессе межпредметных связей информатики выражается в мнении некоторых исследователей о том, что изучения информатики не доститочно для развития логического мышления развитие. Такой подход не обеспечивает полноценного усвоения приемов логического мышления и вселедствии этого необходимы специальные учебные курсы по логике.

Основными приемами мышления являются: анализ и синтез, то есть мысленное расчленение целого на части и соединение частей в одно целое. Каждое явление имеет свои признаки. Анализ позволяет эти признаки выявить. При этом из этих признаков необходимо выделить самые главные, существенные.

Сравнение явлений необходимо для их познания, так как оно позволяет определить их место среди других явлений. К примеру, без сравнения невозможно установить видовые признаки растений и животных. Однако сравнивать можно лишь сопоставимые, т.е. однородные, признаки.

Обобщение - выделение и объединение самого главного в изученном материале. Если посредством сравнения мы находим у нескольких явлений главные, общие признаки, то такой логический прием именуется обобщением. Обобщаемые явления мысленно объединяются в одну группу, в выводе указывается, что общего между ними. (3, 12).

Сравнение, кроме того, служит основой классификации, то есть деления рода (класса) на виды (подклассы) на основе установления признаков объекта, составляющих род (распределение множества явлений на группы по общему для каждой группы признаку).

Мысленной операцией более высокого уровня является систематизация. Систематизация - мысленная операция по сведению знаний в определенную систему. Систематизация дает возможность более глубоко и прочно усвоить изучаемый материал.

Вычленение и объединение посредством анализа, синтеза и обобщения существенных признаков является основой для определения понятия. Самой простой формулировкой понятия является следующие: «понятие - знание о сущности явления». Определить понятие -значит, кратко раскрыть его содержание, то есть ответить на вопрос: «Что это такое?». Понятия делятся на родовые и видовые. Родовое понятие - понятие, объем которого содержит объем другого понятия. Видовое понятие - это понятие, объем которого содержится в объеме другого понятия.

Наглядное иллюстрирование взаимно-обратных операций вынуждает студента использовать рассуждение, т.е. логические средства исследования, позволяющие развивать мыслительные операции. (5, 10).

Основная работа по развитию логического мышления должна вестись с задачей, так как во всякой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - эффективный инструмент для такого развития.

Наибольший результат при этом может быть достигнут в процессе использования рзличных форм работы над задачей, среди которых можно выделить:

1. работа над решенной задачей. Большинство студентов лишь после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике. Безусловно, повторение анализа требует времени, но оно, как правило, окупается;

2. решение задач разными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами главным образом из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Наряду с этим, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем;

3. правильная организация способа анализа задачи - по вопросу или от данных к вопросу;

4. представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Преподаватель акцентирует внимание студентов на детали, которые следует обязательно представить, и на те, которые можно опустить. Это и мнимое участие в этой ситуации, разбивка текста задачи на значимые части, моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка;

5. самостоятельное составление задач студентами.

Для выяснения способности студентов логически мыслить можно предложить им составить задачу:

1. используя слова: больше на, столько, меньше в, на столько больше, на столько меньше;

2. решаемую в 5-9 действиях;

3. по данному ее плану решения, действиям и ответу;

4. по выражению и так далее;

5. решение задач с отсутствующими или лишними данными.

Таким образом, развитие мышления студентов в ходе обучения информатике в высших учебных заведениях выступает основой для дальнейшего изучения понятий и для осознания закономерностей в различных интерпретациях. (2, 22).

Развитие логических возможностей студентов имеет значение на всех этапах обучения, потому что именно в этот период формируются основы умственного развития студентов, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно и логически мыслящего, активного, инициативного человека. Необходимым условием достижения таких результатов является развитие у студента логического мышления как

важнейшего фактора, обеспечивающего эффективность его дальнейшего обучения в вузе, успешность в профессиональной подготовке и жизни.

Суть логического мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции дают возможность строить и достраивать меняющуюся модель мира. (1, 12).

Специфичность логического мышления состоит в том, что:

- оно позволяет познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования и функционирования;

- только в нем имеется возможность познания становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;

- оно дает возможность предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Процесс логического мышления имеет следующие характерные особенности: -носит опосредствованный характер; -всегда протекает с опорой на имеющиеся знания; -исходит из живого созерцания, однако, не сводится к нему;

-в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;

-связано с практической деятельностью человека.

В психологии различают слудующие логические формы мышления:

-понятие;

-суждение;

-умозаключение.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предметов или явлений окружающего мира. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия бывают:

- общие и единичные;

- конкретные и абстрактные;

- эмпирические и теоретические.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены свойственные только отдельному предмету и явлению признаки. В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, различаются эмпирические и теоретические понятия.

Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в процессе общественно-исторического опыта. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями окружающего мира. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение «Металлы при нагревании расширяются» выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Суждения формируются двумя основными способами:

1. непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

2. опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

При первом способе мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: «Этот стол коричневый». При втором способе посредством рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, известный русский ученый-химик Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов. Суждения могут быть:

- истинными;

- ложными;

- общими;

- частными;

- единичными.

Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения, не соответствующие объективной реальности. Суждения делятся на общие, частные и единичные. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все металлы -электропроводны».

В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а только к некоторым предметам, например: «Некоторые студенты - спортсмены». В единичных суждениях что-либо утверждается или отрицается относительно только одного предмета, например: «Этот ученик плохо выучил урок».

Индуктивное - это умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивное - это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогия - это умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бугаева, А.Л. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников (на примере национальных школ народов Крайнего Севера): / А.Л. Бугаева //Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1987.-20с.

2. Киямова, Д.Л. О профессиональном становлении будущего учителя. / Д.Л. Киямова // - Психолого-педагогические вопросы профессионального становления студентов педагогического вуза. - Душанбе, 1991, - с. 25-34.

3. Маджидов, Н.М. Психологические аспекты профессиональной работы на профессию учителя (на опыте педагогических классов Таджикистана)/ Н.М. Маджидов // Дисс. ... канд. психол. наук, -Ташкент: ТГПИ им. Низами, 1991.

4. Молчалин, Ю.А. Проблемы интернационального воспитания студенческой молодежи. / Ю.А. Молчалин //- Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы воспитания студентов». - Душанбе, 1995. - с.20-23.

5. Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции. / Т.С. Назарова // Педагогика. 1997, № 3. - с. 20-27.

REFERENSEC:

1. Bugaeva, A.L. Progressive ideas and experience of people's pedagogy in the moral education of younger schoolchildren (on the example of national schools of the peoples of the Far North):/ A.L.Bugaeva // Author's abstract. diss. Cand. ped. sciences. - M., 1987.-20s.

2. Kiyamova, D.L. On the professional development of the future teacher./ D.L. Kiyamova, // -Psychological and pedagogical issues of professional formation of students of a pedagogical university. - Dushanbe, 1991, - with. 25-34.

3. Madjidov, N. Psychological aspects of professional work on the profession of the teacher (on the experience of the pedagogical classes of Tajikistan)./ N. Madjidov // Diss. ... cand. psychol. Nauk, Tashkent: TGPI them. Nizami.1991.

4. Molchanin, Yu.A. Problems of international education of students of youth. / Yu.A. Molchanin //- Materials of the international scientific-practical conference "Problems of the education of students." - Dushanbe, 1995. - p.20-23.

5. Nazarova, T.S. Pedagogical technologies: a new stage of evolution./ T.S. Nazarova // Pedagogics. 1997, No. 3. - p. 20-27.

Сохтори заминало ва омил^ои рушди тафаккури мантищи донишцуён дар раванди робита^ои байнифанни дар дарс^ои фанни информатика

Вожа^ои калиди: информатика, тафаккури мантицй, истидлол, табацабандй, раванди педагоги, истинсох

Дар мацола проблемаи аз худ кардани малакауои тафаккури мантицй, аз цониби донишцуён аз цумла уосил намудани цобиляти муошират, гуруубандй кардан, далел овардан барои донишуои фарогирифтаашон дар раванди робитауои байнифаннии фанни информатика бо фащои дигар ва таълими худи фанни информатика мавриди баррасй царор дода шудааст. Дар мацола нуцтауои тавсиявй уам мавцуданд, ки чй тавр дуруст ба роу мондани раванди дарси информатика аз цониби омузгор баури беутар аз худ намудан ва хулосабарории дурусти хонандагон аз мавзуи мавриди омузиш мебошанд.

Структура оснований и факторов развития логического мышления студентов в процессе межпредметных связей информатики

Ключевые слова: информатика, логическое мышление, обобщения, классификация, аргументация, педагогический процесс, умозаключение

В статье рассматривается проблема овладения студентами навыками логического мышления в частности приобретение умения обобщения, классификации и аргументации полученных знаний в процессе межпредметных связей информатики и самого урока информатики. В статье даны рекомендации по эффективному составлению структуры урока информатики, направленные для прочного усвоения и развития логического мышления учащихся.

The Structure of the Basis and Factors of Development of Studentsл Logical Thinking in the Process of Inter-Subject Relations of Informatics

Keywords: informatics, logical thinking, generalizations, classification, reasoning, pedagogical process, inference

The article dwells on the problem related to mastering logical thinking skills by students, such as the abilities of generalization the acquisition, classification and reasoning of the acquired knowledge in process of Informatics inter-subject relations and informatics lessons themselves. The article gives recommendation how to make correctly a process of informatics lesson targeted at solid imbibition and drawing the conducting conclusions and development of pupilsл logical thinking.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Султон^айдаров Нуриддин Холкулиевич, сармуаллими кафедраи информатика ва илмуои табий-риёзии Донишкадаи давлатии забонуои Тоцикистон ба номи С. Улугзода. (Цумуурии Тоцикистон ш. Душанбе), E-mail:Salomnuridin78@mail.ru Сведения об авторе:

Султонхайдаров Нуриддин Холкулиевич, старший преподаватель кафедры информатики и естественно-математических наук Таджикского государственного института языков имени С.Улугзода,(Республика Таджикистан, г. Душанбе), Email: Salomnuridin 78@mail. ru About the author:

Sultongaydarov Nuriddin Kholkulievich, senior lecturer of the department of Informatics and Exact sciences of the Tajik State Institute of Languages named after S. Ulugzoda, ( Tajikistan, Dushanbe), E-mail:Salomnuridin78@mail.ru

13.00.02.НАЗАРИЯ ВА УСУЛ^ОИ ТАЪЛИМУ ТАРБИЯ 13.00.02.ТЕ0РИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 13.TO.02THEORY AND METHOD OF TRAINING AND EDUCATION

УДК 37.013.46 ББК 74.580.2

М.М. МИРЗОХОНОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.