Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / РАЗВИТИЕ / ФАКТОР / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ / E-BUSINESS / DEVELOPMENT / FACTOR / SECURITY / AWARENESS / ACCESSIBILITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дорошев Д.В.

В данной статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие электронной коммерции и электронного бизнеса в целом. В работе делается упор на проблему информационной безопасности, которая является одним из основных препятствий на пути развития электронного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-BUSINESS DEVELOPMENT FACTORS

Article is devoted on factors that influence the development of e-commerce and e-business in general. Emphasis information security, which is one of the main obstacles to the development of e-business is given in the article.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА»

УДК 339.13

Дорошев Д.В.

Учреждение образования «Гомельский государственный

университет им.Ф.Скорины» Республика Беларусь, г. Гомель ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА

Аннотация: В данной статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие электронной коммерции и электронного бизнеса в целом. В работе делается упор на проблему информационной безопасности, которая является одним из основных препятствий на пути развития электронного бизнеса.

Ключевые слова: электронный бизнес, развитие, фактор, безопасность, осведомленность, доступность.

Doroshev D.

Gomel State University of Francisk Skorina Republic of Belarus, Gomel E-BUSINESS DEVELOPMENT FACTORS

Annotation: Article is devoted on factors that influence the development of ecommerce and e-business in general. Emphasis information security, which is one of the main obstacles to the development of e-business is given in the article.

Keywords: e-business, development, factor, security, awareness, accessibility.

Доступность и непрерывный рост интернет-технологий (ИТ) создали большие возможности для пользователей во всем мире. Использование ИТ для ведения деятельности в режиме онлайн известно как электронный бизнес (E-Bussines).

В мире наблюдается бум новых технологий, особенно в сфере услуг (IT, телекоммуникации, интернет и др.). Благодаря технологическому прогрессу экономические операции стали намного проще и быстрее, особенно это касается частных пользователей. Так по данным Statista.com, в 2015 году розничные продажи электронной коммерции превысили $343 млрд. К концу 2019 году они, по прогнозам, должны достигнуть $610 млрд. [1].

Реальный двигатель новой экономики - электронный бизнес является особенным источником конкурентных преимуществ для предприятий и новым пространством для потребителей. И для предприятий рост и рентабельность во многом зависят от способности внедрять эти новые нарождающиеся технологии и применять новые методы ведения бизнеса.

Однако, предприятия, осуществляющие деятельность в области электронного бизнеса могут сталкиваться с определенными проблемами, среди которых пока еще остаются ненадежное подключение к интернету, высокая стоимость доступа, а также невысокий уровень проникновения ИКТ. Но такие проблемы характерны больше для развивающихся стран.

Обратим внимание на те особенные факторы, с которыми встречаются большинство организаций в настоящее время.

Как государственные, так и промышленные предприятия широко признают, что с точки зрения потребителя вопросы информационной безопасности являются одним из основных препятствий на пути развития как электронной торговли, так и электронного бизнеса в целом. Было также признано, что восприятие риска в отношении безопасности Интернета вызывает озабоченность как у опытных, так и у начинающих пользователей интернет-технологий. Кроме того, было определено, что мошенническое поведение онлайн-ритейлеров является ключевой проблемой для пользователей Интернета и, следовательно, участников электронного бизнеса. Также ^-специалисты определяют хакеров как очевидную угрозу безопасности для электронного бизнеса. Это происходит потому, что онлайн доступность хранимых данных многих предприятий и корпораций дает возможность любому хакеру в Интернете похитить данные из таких корпоративных баз данных [2].

Результаты показали, что другие факторы, такие как безопасность и конфиденциальность, доверие, инновационность, знакомство и уровень осведомленности, повышают уровень принятия электронных услуг среди потенциальных клиентов.

Доверие может быть жизненно важным фактором в бизнесе для потребителя ^20). Оно стимулирует более широкое использование технологий электронной коммерции, упрощает процесс электронных транзакций, повышает уровень принятия электронной коммерции, приводит к улучшению приверженности потребителей, повышает удовлетворенность клиентов, вводит понятие лояльности, поддерживает долгосрочные отношения с клиентами и помогает в получении конкурентных преимуществ.

Следующим фактором можно считать осведомленность и осознанную полезность. Реальная причина, по которой клиенты будут использовать электронную коммерцию, заключается в том, что они считают ее полезным средством для проведения покупок в интернете. Например, использование услуг онлайн-банкинга, который является хорошим примером электронной коммерции, является новым знанием для многих клиентов, а отсутствие осведомленности об интернет-банкинге является решающим фактором, препятствующим его принятию клиентами.

Важными детерминантами принятия пользователем электронных услуг являются воспринимаемая полезность, простота использования, совместимость, межличностное влияние, внешнее воздействие, самоэффективность, субъективные нормы, воспринимаемый поведенческий контроль и намерение использовать электронные услуги.

Поскольку Интернет быстро становится одним из основных источников информации и услуг, важное значение приобретает создание хорошо разработанного веб-сайта электронной торговли, с тем чтобы граждане могли получать доступ к общественной информации и расширять свое участие. Веб -

сайты электронной коммерции могут служить в качестве инструмента для общения и отношений как для предприятий, так и для широкой общественности. Информация и данные могут быть легко переданы внешним заинтересованным сторонам. Веб-доступность определяется как получение возможности использовать, воспринимать, понимать, направлять и взаимодействовать с сетью. Причем, качество пользовательского интерфейса напрямую влияет на удовлетворенность клиентов, поскольку оно обеспечивает физическое доказательство компетентности поставщика услуг, а также облегчает легкое использование сервиса.

Воспринимаемое качество услуги имеет два аспекта: технологическое измерение, которое относится к тому, что поставлено, и функциональное измерение, которое относится к тому, как услуга поставлена. Скорость реагирования, обновления предложений и эффективность сайта относятся к техническому качеству. Интерактивная коммуникация, персонализация коммуникации и сервиса, а также новые формы доступа клиентов относятся к функциональному аспекту качества.

Важной является и роль правительства, способствующая выполнению основных требований для развития электронного бизнеса, таких как обеспечение надежных безопасных способов оплаты в режиме онлайн, обеспечение надежной инфраструктуры ИКТ, предоставление образовательных программ и повышение осведомленности с использованием различных средств, таких как средства массовой информации и учебные заведения [3].

Подводя итог, можно сказать, что развитие систем электронного бизнеса может измеряться по четырем аспектам.

Безопасность и конфиденциальность: восприятие порталов электронной коммерции как безопасных платформ без какой-либо неопределенности и негативных последствий после использования услуг электронной коммерции,

Доверие и лояльность: готовность людей часто использовать порталы электронной коммерции для проведения сделок, основанных на чувстве уверенности.

Доступность и осведомленность: восприятие качества пользовательского интерфейса и степень осведомленности о продуктах и услугах, предоставляемых в результате проведения операций из любого места в любое время через порталы электронной коммерции.

Качество и выгоды: восприятие качества продуктов и услуг, предлагаемых порталами электронной коммерции, и выгод, возникающих в результате проведения онлайн операций.

Использованные источники:

1. Дорошев Д. В. Проблемы предприятий электронной коммерции. [Электронный ресурс] // Теория и практика современной науки. - 2019. -№ 11 (53) - Режим доступа: https://modern-j.ru/domains_data/files/53/ Doroshev.pdf

2. Christian Kabango, Asa Romeo. Factors Influencing E-commerce Development: Implications for the Developing Countries. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.18775/ijied. 1849-7551 -7020.2015.11

3. 10 Effective Business Development Strategies. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.educba.com/10-awesome-business-development-strategies/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.