УДК 339.13
Дорошев Д.В.
Учреждение образования «Гомельский государственный
университет им.Ф.Скорины» Республика Беларусь, г. Гомель ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА
Аннотация: В данной статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие электронной коммерции и электронного бизнеса в целом. В работе делается упор на проблему информационной безопасности, которая является одним из основных препятствий на пути развития электронного бизнеса.
Ключевые слова: электронный бизнес, развитие, фактор, безопасность, осведомленность, доступность.
Doroshev D.
Gomel State University of Francisk Skorina Republic of Belarus, Gomel E-BUSINESS DEVELOPMENT FACTORS
Annotation: Article is devoted on factors that influence the development of ecommerce and e-business in general. Emphasis information security, which is one of the main obstacles to the development of e-business is given in the article.
Keywords: e-business, development, factor, security, awareness, accessibility.
Доступность и непрерывный рост интернет-технологий (ИТ) создали большие возможности для пользователей во всем мире. Использование ИТ для ведения деятельности в режиме онлайн известно как электронный бизнес (E-Bussines).
В мире наблюдается бум новых технологий, особенно в сфере услуг (IT, телекоммуникации, интернет и др.). Благодаря технологическому прогрессу экономические операции стали намного проще и быстрее, особенно это касается частных пользователей. Так по данным Statista.com, в 2015 году розничные продажи электронной коммерции превысили $343 млрд. К концу 2019 году они, по прогнозам, должны достигнуть $610 млрд. [1].
Реальный двигатель новой экономики - электронный бизнес является особенным источником конкурентных преимуществ для предприятий и новым пространством для потребителей. И для предприятий рост и рентабельность во многом зависят от способности внедрять эти новые нарождающиеся технологии и применять новые методы ведения бизнеса.
Однако, предприятия, осуществляющие деятельность в области электронного бизнеса могут сталкиваться с определенными проблемами, среди которых пока еще остаются ненадежное подключение к интернету, высокая стоимость доступа, а также невысокий уровень проникновения ИКТ. Но такие проблемы характерны больше для развивающихся стран.
Обратим внимание на те особенные факторы, с которыми встречаются большинство организаций в настоящее время.
Как государственные, так и промышленные предприятия широко признают, что с точки зрения потребителя вопросы информационной безопасности являются одним из основных препятствий на пути развития как электронной торговли, так и электронного бизнеса в целом. Было также признано, что восприятие риска в отношении безопасности Интернета вызывает озабоченность как у опытных, так и у начинающих пользователей интернет-технологий. Кроме того, было определено, что мошенническое поведение онлайн-ритейлеров является ключевой проблемой для пользователей Интернета и, следовательно, участников электронного бизнеса. Также ^-специалисты определяют хакеров как очевидную угрозу безопасности для электронного бизнеса. Это происходит потому, что онлайн доступность хранимых данных многих предприятий и корпораций дает возможность любому хакеру в Интернете похитить данные из таких корпоративных баз данных [2].
Результаты показали, что другие факторы, такие как безопасность и конфиденциальность, доверие, инновационность, знакомство и уровень осведомленности, повышают уровень принятия электронных услуг среди потенциальных клиентов.
Доверие может быть жизненно важным фактором в бизнесе для потребителя ^20). Оно стимулирует более широкое использование технологий электронной коммерции, упрощает процесс электронных транзакций, повышает уровень принятия электронной коммерции, приводит к улучшению приверженности потребителей, повышает удовлетворенность клиентов, вводит понятие лояльности, поддерживает долгосрочные отношения с клиентами и помогает в получении конкурентных преимуществ.
Следующим фактором можно считать осведомленность и осознанную полезность. Реальная причина, по которой клиенты будут использовать электронную коммерцию, заключается в том, что они считают ее полезным средством для проведения покупок в интернете. Например, использование услуг онлайн-банкинга, который является хорошим примером электронной коммерции, является новым знанием для многих клиентов, а отсутствие осведомленности об интернет-банкинге является решающим фактором, препятствующим его принятию клиентами.
Важными детерминантами принятия пользователем электронных услуг являются воспринимаемая полезность, простота использования, совместимость, межличностное влияние, внешнее воздействие, самоэффективность, субъективные нормы, воспринимаемый поведенческий контроль и намерение использовать электронные услуги.
Поскольку Интернет быстро становится одним из основных источников информации и услуг, важное значение приобретает создание хорошо разработанного веб-сайта электронной торговли, с тем чтобы граждане могли получать доступ к общественной информации и расширять свое участие. Веб -
сайты электронной коммерции могут служить в качестве инструмента для общения и отношений как для предприятий, так и для широкой общественности. Информация и данные могут быть легко переданы внешним заинтересованным сторонам. Веб-доступность определяется как получение возможности использовать, воспринимать, понимать, направлять и взаимодействовать с сетью. Причем, качество пользовательского интерфейса напрямую влияет на удовлетворенность клиентов, поскольку оно обеспечивает физическое доказательство компетентности поставщика услуг, а также облегчает легкое использование сервиса.
Воспринимаемое качество услуги имеет два аспекта: технологическое измерение, которое относится к тому, что поставлено, и функциональное измерение, которое относится к тому, как услуга поставлена. Скорость реагирования, обновления предложений и эффективность сайта относятся к техническому качеству. Интерактивная коммуникация, персонализация коммуникации и сервиса, а также новые формы доступа клиентов относятся к функциональному аспекту качества.
Важной является и роль правительства, способствующая выполнению основных требований для развития электронного бизнеса, таких как обеспечение надежных безопасных способов оплаты в режиме онлайн, обеспечение надежной инфраструктуры ИКТ, предоставление образовательных программ и повышение осведомленности с использованием различных средств, таких как средства массовой информации и учебные заведения [3].
Подводя итог, можно сказать, что развитие систем электронного бизнеса может измеряться по четырем аспектам.
Безопасность и конфиденциальность: восприятие порталов электронной коммерции как безопасных платформ без какой-либо неопределенности и негативных последствий после использования услуг электронной коммерции,
Доверие и лояльность: готовность людей часто использовать порталы электронной коммерции для проведения сделок, основанных на чувстве уверенности.
Доступность и осведомленность: восприятие качества пользовательского интерфейса и степень осведомленности о продуктах и услугах, предоставляемых в результате проведения операций из любого места в любое время через порталы электронной коммерции.
Качество и выгоды: восприятие качества продуктов и услуг, предлагаемых порталами электронной коммерции, и выгод, возникающих в результате проведения онлайн операций.
Использованные источники:
1. Дорошев Д. В. Проблемы предприятий электронной коммерции. [Электронный ресурс] // Теория и практика современной науки. - 2019. -№ 11 (53) - Режим доступа: https://modern-j.ru/domains_data/files/53/ Doroshev.pdf
2. Christian Kabango, Asa Romeo. Factors Influencing E-commerce Development: Implications for the Developing Countries. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.18775/ijied. 1849-7551 -7020.2015.11
3. 10 Effective Business Development Strategies. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.educba.com/10-awesome-business-development-strategies/