УДК 658.012
Дорошев Д.В.
Учреждение образования «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
РеспубликаБеларусь, Гомель Doroshev D. V.
Gomel State University of Francisk Skorina Republic of Belarus, Gomel СТРАТЕГИИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА E-BUSINESS STRATEGIES
Аннотация: В данной статье рассмотрены теоретические электронного бизнеса, дано понятие стратегии электронного бизнеса, описаны составляющие стратегии электронного бизнеса. В работе показана роль интернет и интранет в развитии современного электронного бизнеса.
Annotation Article is devoted to theoretical aspects of e-business, the concept of e-business strategy is given, the components of e-business strategy are described. The role of the internet and intranet in the development of modern e-business are characterized in article.
Ключевые слова: электронный бизнес, стратегия, интернет, интранет, технология, продукт, услуга.
Keywords: e-business, strategy, internet, intranet, technology, product, service.
С распространением по всем странам Internet и множества технологий web-разработки, электронный бизнес стал новой тенденцией традиционного бизнеса в современном мире. Так Количество пользователей интернета в мире, по данным Internet World Stats (IWS) на 30.06.2019, составил 4,5 миллиарда человек [1].
Internet во многом способствует развитию такого направления бизнеса, который охватывает более широкую потребительскую базу и рекламирует свою продукцию более эффективно и результативно.
Корпоративные коммуникации, дизайн интерфейса, передовые приложения также находятся в Internet. Электронный бизнес был добавлен в качестве одной из последних областей в традиционный бизнес и стал обязательным на высококонкурентном технологическом открытом рынке. Стратегия развития электронного бизнеса может быть обобщена как стратегия управления электронными предприятиями посредством распространения информации.
Повсеместное и молниеносное распространение информации рассматривается как сильная сторона электронного бизнеса, который использует информационные технологии наиболее эффективным образом.
Электронный бизнес не только стал играть важную роль в сценарии развития мировой торговли. В современном мире не существует
эффективного традиционного офлайн бизнеса без сопутствующего электронного бизнеса.
Электронный бизнес дает офлайн бизнесу возможность открыть свой портал на мировой рынок и стать частью мирового бизнес-сообщества. Наиболее важной особенностью электронного бизнеса является то, что он помогает бизнесу продвигаться на международной арене с минимальными затратами и с максимальной эффективностью.
Электронный бизнес достиг беспрецедентного уровня успеха в качестве бизнес-модели. В качестве примеров можно привести MRP (планирование материальных потребностей предприятия), EDI (электронный обмен данными), ERP (планирование ресурсов предприятия).
Современная бизнес-стратегия в области электронной торговли, как составной части электронного бизнеса, имеет следующие составляющие:
- управление цепочкой поставок. Эффективное управление цепочкой поставок может осуществляться с помощью стратегий электронного бизнеса, которые обеспечивают лучшую координацию между оптовыми и розничными продавцами реализуемых продуктов. Более того, с использованием стратегии электронного бизнеса может быть реализовано эффективное функционирование цепочки поставок от источника до конечного потребителя продукта. Это можно наблюдать на примере электронной коммерции, где можно существует параллельная сеть купли-продажи, использующая распространение информации через Internet. Все, начиная от автомобилей до электронных гаджетов, можно купить через Internet с использованием налаженной цепочки поставок и средств электронного обмена данными [2].
- обслуживание клиентов и управление взаимоотношениями с клиентами. Система управления взаимоотношениями с клиентами является одним из наиболее важных систем для бизнеса. Причина заключается в том, что клиенты являются наиболее важной частью бизнеса, и поэтому необходимо обеспечить им хорошее и качественное обслуживание. Эффективные стратегии электронного бизнеса предполагают такое обслуживание клиентов и управление взаимоотношениями с клиентами, которое обеспечивает самый высокий уровень удовлетворенности потребителей. Электронный бизнес ориентирован на предоставление максимально благоприятных для клиента услуг, которые включают своевременную доставку товаров прямо к дому потребителя.
- интеграция управления запасами с оказываемыми услугами. Управление запасами - важная сфера управленческой деятельности на многих предприятиях различных отраслей как по производству товаров, так и по оказанию услуг. Управление запасами включает в себя заказ, хранение и поставку требуемого ресурса. Стратегии электронного бизнеса могут также помочь в улучшении интеграции управления запасами с услугами путем разработки конкретных планов формирования запасов и приобретения сырья, машин и оборудования. Это позволит избежать ненужных закупок, которые
могут привести к увеличению расходов предприятия и снижению его конкурентоспособности на рынке.
- согласование тактического планирования. Тактическое планирование занимает промежуточное положение между долгосрочным и краткосрочным планированием. При реализации стратегий электронного бизнеса тактическое планирование, направленное на достижение среднесрочных целей, в отличие от стратегического планирования, направленного на достижение долгосрочных целей, может быть лучше скоординировано. Тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может достичь долгосрочных целей.
Электронный бизнес в отличие от традиционной сферы бизнеса, ускоряет деловую активность и дает совершенно новое пространство предприятиям во всем мире, будь то индивидуальные предприниматели, совместные предприятия или крупные корпорации.
Internet, intranet, сотовые сети и другие формы цифровых технологий сформировали непрерывную цепочку создания стоимости среди клиентов, сотрудников, поставщиков, заинтересованных сторон и трейдеров, существующих в мире электронного бизнеса.
Инструменты и технологии электронного бизнеса включают в себя прием платежей через интернет, онлайн -рекламу, онлайн-торговлю, аукционные сделки через Internet и многое другое [3].
Стратегии электронного бизнеса выравнивают шансы малого, среднего и крупного бизнеса. Помимо традиционных источников, электронный бизнес может генерировать доход от сокращения затрат, доход от подписки и рекламы, доход от лицензирования программных продуктов, от консалтинга и обучения.
Использованные источники
1. Internet World Stats. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://www. internetworldstats. com/stats.htm.
2. Управление цепочками поставок как составная часть ERP-систем. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sitmag.ru/article/10017-upravlenie-tsepochkami-postavok-kak-sostavnaya-chast-erp-sistem.
3. E-commerce business strategies. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economywatch.com/business/e-business-strategy.html.