Научная статья на тему 'Влияние информационных технологий на формирование устойчивого развития предприятия'

Влияние информационных технологий на формирование устойчивого развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13204
1000
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / АДАПТАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ADAPTATION / ORGANIZATIONAL DIAGNOSTIC MODEL / INFORMATION TECHNOLOGIES / BUSINESS PROCESSES / ORGANIZATIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Л. Ф.

В статье анализируется роль информационных технологий в формировании конкурентного преимущества предприятия, оптимизации бизнес-процессов, проектировании организационной структуры. Проводится анализ влияния информационных технологий на ключевые организационные переменные и обосновывается их роль при проведении диагностики состояния предприятия. Информационные технологии помогают развивать не только новые продукты и услуги, но и новые рынки и рыночные ниши, их применение позволяет производить товары и предоставлять услуги, максимально учитывающие потребности покупателей. Информационные технологии автоматизировали многие процессы, например оформление заказов, ведение учета, контроль складских запасов, подготовка отчетов и т.д., что повысило скорость и качество выполнения процессов за счет сокращения количества ошибок, связанных с обработкой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE FORMATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE

The article analyzes the role of information technologies and formation of competitive advantages of the enterprise, optimization of business processes, projecting of organizational structure. Analysis of the impact of information technology on the key organizational invariables is conducted and their role in diagnosing of the state of the enterprise is grounded. Information technologies help to develop not only new products and services but new markets and market niches, they allow to produce goods and render services meeting the needs of consumers. Information technologies made automatic many processes such as placing the orders, accounting, control of stocks, preparation of the records and etc. That increased speed and quality of fulfillment of the processes via decreasing the number of mistakes, connected with processing of information.

Текст научной работы на тему «Влияние информационных технологий на формирование устойчивого развития предприятия»

удк 658:004 Лола Фаритовна Попова,

кандидат экономических наук, [email protected] доцент кафедры менеджмента,

СГСЭУ

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье анализируется роль информационных технологий в формировании конкурентного преимущества предприятия, оптимизации бизнес-процессов, проектировании организационной структуры. Проводится анализ влияния информационных технологий на ключевые организационные переменные и обосновывается их роль при проведении диагностики состояния предприятия. Информационные технологии помогают развивать не только новые продукты и услуги, но и новые рынки и рыночные ниши, их применение позволяет производить товары и предоставлять услуги, максимально учитывающие потребности покупателей. Информационные технологии автоматизировали многие процессы, например оформление заказов, ведение учета, контроль складских запасов, подготовка отчетов и т.д., что повысило скорость и качество выполнения процессов за счет сокращения количества ошибок, связанных с обработкой информации.

Ключевые слова: устойчивое развитие, адаптация, организационная диагностическая модель, информационные технологии, бизнес-процессы, организационная структура.

L.F. Popova

THE IMPACT OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE FORMATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

OF THE ENTERPRISE

The article analyzes the role of information technologies and formation of competitive advantages of the enterprise, optimization of business processes, projecting of organizational structure. Analysis of the impact of information technology on the key organizational invariables is conducted and their role in diagnosing of the state of the enterprise is grounded. Information technologies help to develop not only new products and services but new markets and market niches, they allow to produce goods and render services meeting the needs of consumers. Information technologies made automatic many processes such as placing the orders, accounting, control of stocks, preparation of the records and etc. That increased speed and quality of fulfillment of the processes via decreasing the number of mistakes, connected with processing of information.

Keywords: sustainable development, adaptation, organizational diagnostic model, information technologies, business processes, organizational structure.

Нестабильность и динамичность внешней среды выдвигают новые требования к современным промышленным предприятиям. Изменения внутренних и внешних ситуационных переменных предприятия ведут к нарушению его равновесия, что провоцирует снижение эффективности. Гибкость и адаптивность предприятия являются одними из главных факторов повышения его экономической устойчивости.

Организационная диагностическая модель является инструментом анализа состояния предприятия, изучения его подсистем и их взаимосвязи. Значимый вклад в развитие организационного диагностирования внесли Р.Дж. Гэлбрейт, Г. Левитт, М. Вайсборд, Р. Паскаль, Э. Атос, Дж. Питерс, Х. Уотерман, Н. Тичи, М. Харрисон, А. Надлер и М. Ташмен, У. Берк, Дж. Литвин. Наиболее часто в моделях организационного диагностирования, разработанных вышеуказанными учеными, встречаются следующие внутренние переменные: миссия и стратегия предприятия, структура организации, персонал, неформальная организация, оргкультура, лидерство, система мотивации [4, с. 88].

На наш взгляд, недостаточное внимание уделяется переменной «технология», которая выступает отдель-

ным элементом в концепциях Г. Левитта и М. Харрисона, а в остальных моделях встречается при описании таких элементов, как задачи, формальная организация и др. Технологии оказывают значительное влияние на организационную структуру и ее основные характеристики: конфигурацию, сложность, уровень формализации и централизации, механизмы координации и контроля, -что требует со стороны менеджеров анализа используемых и планируемых для внедрения технологий с целью проектирования организационной структуры, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие предприятия [3, с. 94].

Информационные технологии и их влияние на подсистемы предприятия в изученных моделях не рассматриваются. В современном бизнесе информационные технологии являются такой же важной составляющей предприятия, как стратегия, организационная структура, процессы, оргкультура и другие переменные.

Конкурентное преимущество современных организаций не может достигаться без применения информационных технологий, которые влияют на стратегию, бизнес-процессы, организационную структуру, лидерство,

организационную культуру и климат, систему стимулирования, модель компетенций сотрудников. Информационная революция оказывает существенное влияние на конкуренцию, на структуру отрасли, создание конкурентного преимущества, появление новых видов бизнеса [5, с. 108]. Особое влияние на экономику оказывает Интернет, воздействие которого изучено в работах М. Портера и Д. Тапскотта, чьи позиции немного расходятся. М. Портер, считает, что Интернет не создал новой экономики - продолжает существовать старая экономика, получившая доступ к новым технологиям и основанная на фундаментальных принципах ведения бизнеса. По мнению Д. Тапскотта, необходимо менять подходы к управлению организациями, так как изменились условия их функционирования в первую очередь за счет развития информационных технологий. Интернет стал неотъемлемой частью современной жизни, в скором времени он свяжет бизнес, каждую бизнес-функцию и большинство людей планеты. Интернет означает механизм, с помощью которого люди и организации обмениваются деньгами, совершают операции, сообщают о событиях, выражают мнение и способствуют развитию нового знания [8, с. 4]. Д. Тапскотт делает акцент на развитии нового способа ведения бизнеса - сетевых компаниях, появление которых стало возможным благодаря развитию Интернета.

На наш взгляд, несмотря на различия в подходах, результаты научных исследований М. Портера и Д. Тапскотта дополняют друг друга и могут быть использованы при изучении связи информационных технологий, в том числе Интернета, с другими элементами организации.

Представляет интерес проведенная М. Портером оценка влияния Интернета на формирование структуры промышленности с учетом его воздействия на пять сил конкуренции: угрозы появления продуктов-заменителей; угрозы появления новых игроков; рыночную власть поставщиков; рыночную власть потребителей; уровень конкурентной борьбы. М. Портер видит множество угроз Интернета, основные из которых: возросшая сила покупателя; увеличение количества возможных заменителей товара или услуг; возможность поставщиков работать напрямую с конечными потребителями; снижение входных барьеров в отрасли; увеличение количества конкурентов; усиление конкуренции по цене; снижение общего уровня прибыльности; сокращение возможности всех компаний создавать долгосрочные операционные преимущества. Широкая доступность информации, увеличивающееся давление потребителей на продавца затрудняют использование компаниями всех возможностей Интернета с прибылью для себя [7, с. 67].

Среди положительных тенденций Портер отметил, что Интернет увеличивает размеры рынка, устраняет слишком сильные сбытовые сети. Одновременно в качестве благоприятных и отрицательных тенденций ученый выделил сокращение силы поставщиков, их доступ к большему количеству производителей.

Таким образом, Интернет оказывает огромное влияние на конкурентную среду предприятий, неся большое количество угроз, но в то же время предоставляя много новых возможностей для развития. Применение информационных технологий становится одним из инструментов конкурентной борьбы, оказывающих влияние на формирование и реализацию стратегии предприятия. Стратегия компании является одним из ключевых элементов организационного дизайна. Изменения стратегии

требуют перестройки всех элементов внутренней системы предприятия, в том числе использования соответствующих информационных технологий, которые оказывают прямое влияние на процессы и организационную структуру.

Основными источниками конкурентного преимущества являются низкие издержки и дифференциация. Разрабатывая стратегию предприятия, менеджеры определяют наиболее важные процессы. Компании, ориентированные на повышение производительности, особое внимание уделяют оптимизации производственных процессов и сокращению издержек. Безусловно, в современных условиях каждое предприятие стремится снизить затраты, ускорить время выполнения работ, повысить производительность, что является одним из способов выживания в конкурентной борьбе. Для создания конкурентного преимущества необходимо оптимизировать внутренние процессы на порядок лучше, чем конкуренты.

Стратегия дифференциации предполагает радикальное изменение бизнес-процессов с целью создания потребительской ценности, отличной от конкурентов. Информационные технологии помогают развивать не только новые продукты и услуги, но и новые рынки и рыночные ниши; их применение позволяет производить товары и предоставлять услуги, максимально учитывающие потребности покупателей. Даже массовое производство благодаря компьютерным системам приобретает высокую гибкость.

Однако в современном мире технологии быстро копируются и совершенствуются другими предприятиями, что затрудняет сохранение дифференциации и конкурентного преимущества. Стратегическое позиционирование приобретает огромную важность в конкурентной борьбе.

М. Портер выделяет следующие принципы стратегического позиционирования:

- постановка правильной цели, что предполагает акцент на долгосрочную окупаемость инвестиций, а не на кратковременную экономическую выгоду;

- создание потребительской ценности, отличающейся от конкурентов;

- использование индивидуальной цепочки создания ценности;

- определение рыночных компромиссов, включающих отказ от некоторых черт своего продукта, услуги или деятельности с целью сохранения своей уникальности и конкурентного преимущества;

- приведение элементов компании в соответствие друг с другом;

- поддержание выбранного курса деятельности [7, с. 71].

Важным инструментом анализа роли информационных технологий является цепочка создания ценности, предложенная М. Портером, которая представляет собой систему взаимосвязанных видов деятельности, процессов. Цепочка ценности одной компании включена в общую систему ценностей, представляющую все виды деятельности, необходимые для создания конечной потребительской стоимости. Система ценности включает цепочки ценности поставщиков и покупателей.

Информационные технологии оказывают воздействие на способы реализации процессов компании и характер связей между ними, что позволяет:

- повысить качество, скорость, гибкость выполняемых операций и процессов, снизить расходы на их выполнение;

- повысить координацию и интеграцию процессов как внутри компании, так и за ее пределами;

- повысить потребительскую ценность, обеспечить дифференциацию потребительской ценности.

Современные условия бизнеса характеризуются существенным сокращением времени выполнения всех процессов. От использования информационных технологий выигрывают организации со сложными операционными и производственными процессами, с высокой интенсивностью и объемами деловых трансакций, выпускающие сложные продукты. Информационные технологии позволили автоматизировать многие процессы, например оформление заказов, ведение учета, контроль складских запасов, подготовку отчетов и т.д., что позволяет повысить скорость и качество выполнения процессов за счет сокращения количества ошибок, связанных с обработкой информации.

Каждый создающий ценность процесс имеет как физический компонент, так и компонент обработки информации. Физический компонент включает все материальные задачи, необходимые для выполнения процесса. Информационные технологии преобразуют физическую обработку компонентов производства. Управляемое компьютером производство позволяет обеспечить высокое качество и гибкость работ, а также сократить время и расходы. Компонент обработки информации включает действия по получению, обработке и передаче данных, необходимых для осуществления процесса. Информационные технологии позволяют собирать и перерабатывать большой объем разнообразных данных. Обработка информации становится результатом использования информационных систем, что позволяет выполнять задачи быстрее и качественнее [б, с. 113].

Кроме того, информационные технологии существенно повышают качество управленческой деятельности. Они позволяют проводить планирование и контроль процессов и вносить своевременные корректировки в деятельность организации, обеспечивают быстрый доступ к необходимой внутренней и внешней информации, поддерживают принятие решений сотрудниками и менеджерами разных уровней, способствуют эффективной совместной работе и качественным внутрикорпоративным коммуникациям. Информационные технологии поддерживают выполнение основных видов деятельности: ведение управленческого учета, финансы, маркетинг, операционный менеджмент, управление человеческими ресурсами.

Повышение координации и интеграции процессов как внутри компании, так и за ее пределами стало возможным благодаря именно информационным технологиям. Использование систем CRM, CSM, ERP, Интернета, Интранета, Экстранета открывает возможности интерактивных коммуникаций как внутри компании, так и с покупателями, поставщиками, партнерами и другими контрагентами внешней среды.

Ядром современной модели бизнеса передовых компаний становится покупатель. Управление взаимоотношениями с клиентами может осуществляться с помощью современных информационных систем, например CRM (Customer Relationship Management - система управления взаимоотношениями с клиентами), которая предоставляет набор приложений, связанных единой бизнес-логикой и интегрированных в корпоративную информационную среду компании на основе единой базы

данных. На практике интегрированная система CRM обеспечивает координацию и интеграцию действий различных отделов, снабжая их общей платформой для взаимодействия с клиентами. Клиент-ориентрованный подход позволяет повысить лояльность клиентов, предсказать их будущие потребности, быстро реагировать на нужды покупателей и обеспечить услуги высочайшего качества.

Системы класса SCM (Supply Chain Management -системы управления цепочками поставок) автоматизируют процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов.

Системы класса ERP (Enterprise Resource Planning - системы управления ресурсами предприятия) являются корпоративной информационной системой для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-процессов и решения бизнес-задач в масштабе предприятия. ERP-система помогает интегрировать все отделы и функции компании в единую систему; при этом все департаменты работают с единой базой данных и им проще обмениваться между собой разного рода информацией. Внедрение системы класса ERP дает следующие возможности: планировать потребности в материалах и комплектующих, сроки и объемы поставок для выполнения плана производства продукции; регулировать наличие продукции и снижать издержки на ее хранение; регулировать процесс производства, своевременно реагируя на изменение спроса; оптимизировать бизнес-процессы в компании путем сокращения материальных и временных затрат; контролировать поставки и качество сервиса для клиентов.

Информационные технологии позволяют построить качественно новые отношения с покупателями и поставщиками, непрерывное взаимодействие с которыми позволяет развивать продукты, маркетинг, системы доставки, сервис и техническую поддержку, оптимизировать поставки и производственную цепочку. В результате улучшения операций и развития инноваций усиливаются входные барьеры для других предприятий.

Информационные технологии могут обеспечивать дополнительную ценность существующему продукту или создавать принципиально новые продукты и услуги, что обеспечивает уникальность компании на рынке. Оптимизация процессов с помощью информационных технологий позволяет повысить потребительскую ценность продукта.

В конкурентной борьбе становится приоритетом отслеживание индивидуальных потребительских предпочтений, рыночных тенденций, предоставление продуктов, сервиса и информации в любое время в любом месте. Интернет является мощным инструментом обеспечения покупателя своевременной полной информацией о характеристиках товара, его наличии на складе, ценах, состоянии заказа. Информационные технологии позволяют совершать онлайн-покупки, обеспечивают обратную связь с клиентами, предоставляют покупателю большой объем информации, что повышает ценность товара в глазах потребителя. Таким образом, роль информации в продукте и в процессах его изготовления

усиливается, и информационные технологии становятся инструментом формирования конкурентного преимущества предприятия.

Изменения, происходящие в цепочке создания ценности, требуют от организационной структуры соответствия новым условиям деятельности предприятия. Основной целью организационной структуры является обеспечение эффективности реализации процессов предприятия, направленных на достижение поставленных целей. Таким образом, изменения в бизнес-процессах требуют соответствующей адаптации организационной структуры. Эти организационные элементы являются взаимосвязанными.

Основными функциями организационной структуры являются: во-первых, прохождение информации внутри организации с целью снижения уровня неопределенности при выработке управленческих решений; во-вторых, обеспечение эффективной координации и интеграции деятельности предприятия [1, с. 58].

Влияние информационных технологий на параметры организационной структуры проявляется в повышении координации и интеграции работы, совершенствовании системы контроля и принятия решений, сокращении объема персонала, связанного со сбором и обработкой информации, повышении качества и скорости коммуникаций, децентрализации, развитии новых форм ведения бизнеса.

Внедряемые информационные системы (CRM, CSM, ERP), обеспечивающие координацию и интеграцию деятельности предприятия, эффективно функционируют на основе процессного подхода. Следствием внедрения таких систем являются регламентация работ, изменение принципов формирования подразделений, устранение большого количества избыточных уровней иерархии. При таком подходе более эффективно управление осуществляется через процессы, а не функциональные отделы. При сохранении функциональной структуры остаются барьеры для рационализации работы. К ним относятся недостаток полномочий у владельцев процессов, излишние информационные потоки, сосредоточенность на стоимости процессов, а не на добавленной стоимости. На смену функциональной структуре приходит процессная, которая решает проблему неэффективного взаимодействия подразделений, что улучшает координацию предприятия, снижает затраты на выполнение операций и позволяет концентрироваться на основных компетенциях. Сохранение функциональной дифференциации подразделений возможно при переходе компании на матричную структуру, где управление по процессам осуществляется по горизонтали, а по функциям - по вертикали.

Применение информационных технологий уменьшает потребность в промежуточных звеньях организационной структуры, что делает ее менее иерархичной и более плоской. Информационные технологии сокращают потребность в тех подразделениях, которые связаны со сбором и обработкой информации, а также видами деятельности, которые могут быть автоматизированы полностью или частично.

Информационные технологии обеспечивают доступ менеджеров и специалистов к нужной информации, что повышает скорость и качество принятия решений. Менеджеры могут проводить мониторинг и контроль текущей деятельности в реальном времени. К используемым

механизмам контроля, поддерживаемым информационными системами, могут относиться бюджет, финансовая отчетность, статистические данные, системы поощрения, системы контроля качества, отчеты по сбалансированной системе показателей. Информационные технологии расширяют возможности по эффективному управлению деятельностью предприятия, обеспечивая своевременные корректирующие действия в соответствии с выявленными отклонениями в рамках проведенного контроля. Следует отметить влияние таких информационных систем на развитие самоконтроля у специалистов. Информация может распространяться в короткие сроки по всей организации, независимо от географии ее подразделений, сотрудники могут контактировать и сотрудничать в онлайн-режиме. Возможности информационных технологий повышают качество и скорость коммуникаций.

Благодаря информационным технологиям возможна передача части собственных функций сторонним предприятиям и развитие новых форм ведения бизнеса. В ХХ в. многие предприятия принимали решение о самостоятельном выполнении максимального количества необходимых функций. Считалось, что большинство ресурсов должно принадлежать одной компании, что способствовало сокращению издержек. В настоящее время наблюдается тенденция трансформации вертикально интегрированных компаний в сетевые. Деловые сети представляют собой новый тип сотрудничества между предприятиями, участвующими в создании совместной потребительской ценности.

Темпы развития науки и технологии настолько высоки, что даже крупные компании не могут обеспечить высочайшее качество и гибкость по всем фундаментальным направлениям, с которыми связано производство их продукции. Например, около 70% современных машин марки BMW было разработано, произведено и собрано всемирной сетью поставщиков. Одно из фундаментальных правил сетевого бизнеса звучит так: «Всегда старайтесь быть лучшими в том, что больше всего ценят ваши потребители, а остальное получайте от партнеров» [6, с. 273]. Акцент в таких компаниях делается на ключевые компетенции.

Глобальный рынок предоставляет много возможностей для выбора из разнообразных вариантов комбинаций ресурсов и способностей из разных стран. Главным принципом работы компании становится сотрудничество. Глобализация ведет не только к рационализации цепочек снабжения и экономии на издержках, но и к открытию новых возможностей роста, основанных на высокой скорости реагирования компаний участников сетей на требования рынка, на развитии инноваций и формировании знаний.

Появление новой модели ведения бизнеса, сетевых компаний, стало возможным благодаря развитию информационных технологий, главным образом Интернета. Сетевые технологии позволяют компаниям на больших расстояниях проводить совместные, но децентрализованные операции путем объединения сотрудников в виртуальные команды и сообщества.

Таким образом, применение информационных технологий обусловливает изменения в стратегии, процессах, организационной структуре, вызывает состояние несоответствия ключевых переменных предприятия, что может отражаться на итоговых результатах его деятельности.

Анализ состояния предприятия с использованием одной из организационно-диагностических моделей, по нашему мнению, следует дополнить исследованием соответствия информационных технологий требованиям стратегии, бизнес-процессов и организационной структуры. Исследование информационных технологий важно не только с позиции существующего положения бизнеса, но и с точки зрения перспектив его развития. Важно понимание следующих положений:

- насколько в данный момент информационные технологии поддерживают стратегию, бизнес-процессы, организационную структуру и другие организационные элементы;

- внедрение каких информационных технологий позволит оптимизировать бизнес-процессы, а также сделать их отличными от конкурентов;

- каким образом информационные технологии могут добавить потребительную ценность существующему продукту или услуге и дифференцировать от конкурентов;

- могут ли информационные технологии создать информационные компоненты продукта, которые будут высоко цениться потребителями;

- каким образом информационные технологии могут помочь предприятию создать новые товары и услуги.

Следует анализировать использование информационных технологий другими участниками цепочки создания потребительской ценности, покупателями, конкурентами, другими предприятиями. Важно исследовать будущие возможности бизнеса и развивать в этом же направлении ключевые компетенции, обеспечивая информационно-технологическую поддержку деятельности предприятия.

Изменения во внешней среде и внутриорганизацион-ных ключевых элементах требуют анализа соответствия информационных технологий новым условиям функци-

онирования организации. В свою очередь, внедрение новых информационных технологий может потребовать изменения в других организационных элементах.

Таким образом, в современной экономике информационные технологии являются важным организационным элементом, обеспечивающим конкурентные преимущества и устойчивое развитие предприятия. Критически важным фактором становится соответствие стратегии таких внутренних организационных элементов, как информационные технологии, бизнес-процессы, организационная структура, тип лидерства, организационная культура и климат, система стимулирования, компетенции сотрудников организации. Соответствие ключевых организационных элементов повышает эффективность деятельности предприятия и позволяет реализовать его стратегию.

1. Данкан Р. Какой должна быть организационная структура II Теория организации: хрестоматия. 2-е изд. I пер. с англ. под ред. Т.Н. Клеминой: СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010.

2. ДафтР.Л. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

3. Попова Л.Ф. Влияние технологии на строение организационной структуры предприятия II Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40). С. 91 - 94.

4. Попова Л.Ф. Роль организационной диагностической модели в системе управления адаптацией предприятия II Вестник СГСЭУ. 2013. № б (49). С. 85 - 90.

б. Портер М., Миллар В. Роль информации в достижении конкурентного преимущества II М. Портер. Конкуренция. М.: Вильямс, 200б.

6. Тапскотт Д., Уильямс Э.Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все. Издательство: BestBusiness-Books, 2009.

7. Porter M. Strategy and the Internet II Harvard Business Review. 2001. March. P. 62 - 78.

5. Tapscott D. Rethinking Strategy in a Networked World (or Why Michael Porter is Wrong about the Internet) II Strategy + Business. 2001. № 24. P. 1 - S.

Юрий Борисович Порошин,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой таможенного дела,

СГСЭУ

Владимир Иванович Долгий,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики труда и управления персоналом, СГСЭУ

Михаил Александрович Матушкин,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента,

СГСЭУ

О НАПРАВЛЕНИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

В статье рассмотрены структура и содержание производственно-экономического механизма промышленного предприятия, методология его формирования и развития, система показателей, характеризующих экономическую эффективность всего механизма и отдельных компонентов. Предложена классификация видов и направлений

УДК 658

[email protected]

[email protected]

йй» [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.