Научная статья на тему 'СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ'

СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1464
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ / ИНТЕРНЕТ / NETWORK ECONOMY / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION PRODUCTS AND SERVICES / INTERNET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумахов Р.В., Шумахова К.С.

В статье рассматривается сущность сетевой экономики и определяются основные особенности ее развития. Сетевая экономика помогает открыть перед бизнесом новые возможности и следовать современным тенденциям развития мировой экономики. Обоснована необходимость развития сетевой экономики в современных рыночных условиях для повышения экономического роста страны и повышения качества жизни ее граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK ECONOMY: GENERAL CHARACTERISTIC AND FEATURES OF DEVELOPMENT

The article considers the essence of the network economy and defines the main features of its development. The network economy helps to open up new opportunities for business and follow modern trends in the development of the world economy. The article substantiates the need to develop a network economy in modern market conditions to increase the economic growth of the country and improve the quality of life of its citizens.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ»

14

Экономические науки

УДК 334

СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Шумахов Р.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансового права Северо-Кавказского института-филиала ФГБОУ ВО «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» E-mail: shumakhov@mail.ru

Шумахова К.С., кандидат экономических наук, ассистент кафедры экономики и финансов Института права, экономики и финансов,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик E-mail: karinashumahova@mail.ru

В статье рассматривается сущность сетевой экономики и определяются основные особенности ее развития. Сетевая экономика помогает открыть перед бизнесом новые возможности и следовать современным тенденциям развития мировой экономики.

Обоснована необходимость развития сетевой экономики в современных рыночных условиях для повышения экономического роста страны и повышения качества жизни ее граждан.

Ключевые слова: сетевая экономика, информационные технологии, информационные продукты и услуги, Интернет.

NETWORK ECONOMY: GENERAL CHARACTERISTICS AND FEATURES OF DEVELOPMENT

Shumakhov R. V., candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Economics and financial law, North Caucasus Institute-branch of the "RUSSIAN Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation" E-mail: shumakhov@mail.ru

Shumakhova K. S., candidate of economic Sciences, assistant of the Department of Economics and Finance of the Institute of law, Economics and Finance, Kabardino-Balkar state University named after Kh. M. Berbe-kov, sity of Nalchik E-mail: karinashumahova@mail.ru

The article considers the essence of the network economy and defines the main features of its development. The network economy helps to open up new opportunities for business and follow modern trends in the development of the world economy.

The article substantiates the need to develop a network economy in modern market conditions to increase the economic growth of the country and improve the quality of life of its citizens.

Key words: network economy, information technologies, information products and services, Internet.

Появление цифровых технологий позволяют выстраивать деловые отношения в среде Интернет, что дает возможность говорить о возникновении нового образа экономики, называемой сетевой.

Под сетевой экономикой понимается среда, в которой любая компания или индивид, находя-

щийся в любой точке экономической системы, могут с помощью Интернет-технологий контактировать с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы.

В настоящее время с сетевой экономикой тесно связаны те сферы экономики, эффективность

функционирования которых существенно зависит от степени использования в производственных процессах информационных технологий (электронная коммерция, банкинг и др.).

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий сформировали среду для экономической деятельности в Интернет. В то же время развитие инфраструктуры глобальной сети «Интернет» и коммерциализация Интернета привели к изменениям способов ведения бизнеса и появлению электронного рынка, основанного на принципах сетевой экономики.

Сетевая экономика - это хозяйственная экономическая деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей и цифровых телекоммуникаций, базирующаяся на горизонтальных (прямых) длительных связях между всеми участниками совместной деятельности в информационно-коммуникационной среде сети «Интернет». Сетевая экономика может существовать только в компьютерных сетях, она является базисом для электронного бизнеса, основной составляющей которого является электронная коммерция.

Услуги, связанные с предоставлением информации и оказанием пользователю услуг по ее обработке и доступу к ней, называют информационными услугами.

К потребностям общества в информационных услугах можно отнести сбор, хранение и предоставление научной, специальной профессиональной, коммерческой и управленческой информации для обоснования и принятия решений, передачу и обработку информации по различным направлениям хозяйственной и социальной деятельности.

Информационный продукт составляет значительную долю продукции сетевой экономики и представляет собой информацию, собранную, переработанную, представленную в удобном для пользователя виде, и предлагаемую на информационном рынке в качестве товара. Информационные продукты представляют собой результаты расчетов, различные документы, справочные данные, каталоги, реферативные сборники и др.

Под рынком информационных услуг и продуктов понимается совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле между поставщиками и потребителями. Рынок характеризуется определенной номенклатурой предлагаемых услуг и продуктов, условиями и механизмами их предоставления и ценами.

Формирование устойчивого и относительно обособленного мирового и национального рынка в информационной сфере началось в середине 1950-х гг. и в настоящее время он получил значительное развитие. До середины 1960-х гг. основными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей и агентства прессы, информационные службы банков, активно развивались информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений и учебных заведений. Услуги включали новости, информационные издания, библиотечное обслуживание и копирование первоисточников. Параллельно с рынком традиционных информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи данных. С середины 1960-х до середины 1970-х гг. важным видом услуг на рынке информации стали базы данных, которые вначале содержали библиографическую, фактографическую, справочную научно-техническую информацию, а затем торгово-экономическую, статистическую и профессиональную информацию.

С появлением информационных продуктов и услуг в экономике России сформировался соответствующий российский информационный рынок (ИР), имеющий свои особенности, проблемы и тенденции развития и оказывающий растущее воздействие на общеэкономическую ситуацию.

Можно выделить следующие основные сектора российского информационного рынка: рынок информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), рынок информационных продуктов и услуг, рынок программных продуктов, рынок телекоммуникаций и средств связи, рынок средств информатизации.

В настоящее время российский информационный рынок - один из наиболее динамично развивающихся секторов российского рынка.

Как подчеркивают отдельные авторы «развитие информационного пространства в регионе связано с цифровизацией экономических процессов, которая становится определяющей тенденцией и охватывает все области экономической деятельности, включая информационную и коммуникационную отрасли» [1].

Специалистами ЮНЕСКО выделены три основных сектора информационного рынка:

- деятельность по подготовке и продаже информации;

- деятельность по обработке и распространению информации (информационные услуги);

- средства обработки информации, в том числе производство оборудования, необходимого для подготовки и распространения информации и информационных услуг (рынок технических средств обработки информации, рынок программных средств промышленно-производственного назначения, рынок услуг, направленных на поддержание функционирования предприятий сетевой экономики).

Информация является важным элементом современной экономики, что приводит к росту информационной составляющей затрат на производство продукции.

Понятие сетевой экономики возникло в условиях использования различных информационных сетей, которые по уровню интеграции можно классифицировать на корпоративные сети (ин-транет), сети делового партнерства (экстранет) и глобальные сети (например, Интернет).

Основными тенденциями развития сетевой экономики являются:

- индивидуальный подход к покупателю;

- появление глобальной конкуренции, при которой важным условием является не место производства и устоявшиеся связи, а качество и уровень сервиса;

- наличие информационных посредников;

- снижение цены товара за счет сокращения издержек на маркетинг и рекламу, транзакций и коммуникаций;

- изменение структуры организации;

- автоматизация бизнес-процессов.

Основой функционирования сетевой экономики на сегодняшний день являются системы электронных платежей и управления банковскими счетами по Интернету, электронные магазины, торговые площадки и представительства хозяйствующих субъектов в сети. В настоящий момент сетевая экономика в России находится на стадии активного формирования и становления, при этом активное участие в сетевом бизнесе принимают регионы.

Вместе с этим увеличивается роль творческого труда, требующего умения ориентироваться в потоке информации, концептуально мыслить в условиях неполной и противоречивой информации.

Структура сетевой экономики условно может быть представлена в виде четырех уровней, которые взаимно дополняют друг друга.

I - инфраструктура Интернета. Состоит из компаний, представляющих среду для работы в

сети (телекоммуникационные компании, интернет-провайдеры, производители компьютерной техники и др.).

II - прикладная инфраструктура. Включает производство программного обеспечения и предоставление услуг, необходимых для начала web-трансакций (компании, специализирующиеся на консультационной оп-Ипе-деятельности, дизайнерские компании порталов, web-сайтов и электронных площадок для ведения бизнеса в сети).

III - посредники. Представлен компаниями, чей бизнес базируется на получении прибыли от рекламы, комиссионных за подписку изданий и рассылку новостей, совершение сделок от имени клиентов и др.

IV - компании, которые ведут бизнес в Интернете посредством коммерческих трансакций и последующего физического перемещения товаров.

При изучении условий формирования сетевой экономики следует особо подчеркнуть роль государства, так как именно оно является крупнейшим инвестором высокотехнологичных отраслей и инфраструктуры и осуществляет большие вложения в телекоммуникационную отрасль, в развитие широкополосных сетей передачи данных, компьютеризацию в целях обеспечения доступа к Интернету всех государственных, образовательных, культурных, медицинских и других учреждений.

Однако наряду с преимуществами развития сетевой экономики и информационного сервиса есть проблемы, связанные с тем, что число пользователей и количество передаваемой информации опережают развитие сетевых технологий, возникает проблема подготовки соответствующих кадров. Кроме этого, большую озабоченность вызывает безопасность и конфиденциальность информации, защита передаваемой информации, проблемы интеллектуальной собственности и охраны авторских прав, коммерческая деятельность в Интернете. Все более актуальной проблемой становится защита Интернета от недобросовестной коммерции, вмешательства в личную жизнь, незаконного копирования компьютерных программ, взломщиков (хакеров). Особое внимание направлено на обсуждение методов борьбы с киберпреступностью и вопросам усиления роли государства в регулировании Интернета.

В современных условиях развития сетевой экономики возникают новые отрасли, такие как электронная индустрия развлечений, пер-

сонализированное обеспечение информацией, формируются отрасли обработки и поставки информации, дистанционного обслуживания и консультирования. Перспективы в интернет-экономике имеют фирмы, которые оказывают весь комплекс информационных услуг и предоставляют глобальные информационные банки данных.

Влияние новых информационных и цифровых технологий проявляется как на микроуровне (активное использование сетевых подходов в деятельности фирмы), так и на макроуровне (идея электронного правительства). Электронная коммерция оказывает воздействие на отдельные показатели экономической конъюнктуры, на деловую активность, ведет к формированию принципиально рынков нового типа, происходит профессиональная переориентация на рынке труда.

Электронный бизнес представляет собой преобразование основных бизнес-процессов компании путем внедрения цифровых технологий, которое нацелено на повышение эффективности деятельности. Электронным бизнесом является деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей компании.

Освоение Интернета в качестве платформы ведения электронного бизнеса начинается с этапа обозначения собственного присутствия в кибер-пространстве. На первом этапе организация создает набор информационных страниц с данными, характеризующими направления деятельности организации: сведения о товарах и услугах, контактные адреса и телефоны и прочее и на данном этапе Интернет используется, как дополнительный рекламный канал. На следующем этапе разрабатываются и внедряются решения, обеспечивающие проведение через Интернет отдельных операций экономической деятельности организации, таких как офор- мление заказов, заключение договоров, расчеты с поставщиками и покупателями и др.). Следующим этапом является интеграция всех фирм, участвующих в производстве товаров и услуг в некотором секторе рынка, формируется единое киберпространство электронного рынка. В представленной схеме развития уровней интеграции электронного бизнеса каждый последующий этап развития формируется как логическое развитие предыдущего этапа.

С внедрением новых информационных технологий в экономике и применения Интернет появилось понятие глобальной экономики, под

которой понимают способ ведения мирового хозяйства, основанный на подчинении внутренних и международных хозяйственных процессов общим правилам. В ситуации, когда сетевые организации начинают доминировать в общей экономической среде, то говорят что на данном рынке или в данной стране сформировалась сетевая экономика.

Становление и развитие информационной инфраструктуры глобальных сетей «Интернет» привело к изменениям способов ведения бизнеса и появлению электронного рынка. Глобальная сеть «Интернет» стала использоваться как интерактивный канал взаимодействия компаний с бизнес-партнерами и клиентами, что обеспечило ведение интерактивного маркетинга и осуществление прямых онлайновых продаж.

К основным видам электронного или сетевого бизнеса можно отнести: финансовые услуги (онлайновые платежные системы, обменные пункты, Интернет-банкинг, онлайн-трейдинг), инвестиционные фонды, контент-проекты (сайты с бесплатной и востребованной информацией для привлечения посетителей с целью ведение рекламного бизнеса), информационные посредники (каталоги, рейтинги, поисковые системы, новостные сайты), Интернет-маркетинг (продвижение сайта в поисковых системах), рекламный бизнес, услуги связи и средства общения, WEB-мастеринг (создание сайтов, веб-программирование, веб-дизайна, раскрутка сайтов), МЬМ или сетевой маркетинг (форма ведения внемагазинной розничной торговли), Интернет-франчайзинг, разработка ПО и цифровых товаров, услуги сервис-провайдеров (поставщики сетевых услуг, поставщики хостинга, доменов), предоставление услуг дистанционного обучения, сетевые библиотеки, электронное здравоохранение, игорный бизнес в сети (виртуальные казино, букмекерские конторы, тотализаторы, лотереи), Интернет-консалтинг, биржи труда и агентства по трудоустройству, Интернет-лизинг, электронное управление закупками.

Инструментами электронного или сетевого бизнеса являются: порталы (корпоративные, информационные, коммерческие, персональные); торговые площадки (Интернет-биржи, аукционы, каталоги товаров и услуг); Интернет-магазины; организация, содержание и обслуживание общественных глобальных сетей (осуществляется операторами сетей).

В соответствии с разнообразием форм предоставления потребителям продукции и услуг могут быть разными формы их оплаты.

Электронные платежные системы являются подвидом платежных систем, которые обеспечивают осуществление транзакций электронных платежей через сети «Интернет» или платежные чипы.

К системе электронных платежей предъявляются следующие требования: конфиденциальности (сведения не подлежат огласке), целостности информации (информация о сделке должна быть сохранена в полном объеме), аутентификации (удостоверение в том, что другая сторона, участвующая в платежах, на самом деле является той, за кого себя выдает), авторизации (проверка счета покупателя в банке), защищенности операций по платежам (использование средств защиты информации для сохранения ее в целостности и конфиденциальности). Системы электронных платежей включают в себя формы расчетов с использованием банковских карт и виртуальных платежных систем.

Цифровые деньги - это электронный аналог наличных денег, они приобретаются (покупаются) пользователями и вводятся в специальные устройства, в которых хранятся. Электронный кошелек - это электронное устройство, которое хранит в своей памяти сумму денежных средств (цифровые деньги) и, чтобы производить расчеты, необходимо сначала купить цифровые деньги и перевести (ввести) их в эти кошельки, и после этого возможно производить оплату за различные покупки. Ввод денежных средств в электронные кошельки осуществляется методами, предусмотренными конкретной платежной системой. Электронные деньги с виртуального счета можно обменять на реальные деньги, вывести из электронных платежных систем.

Проблемы безопасности платежных систем носят не только частный характер, а представляют собой национальные интересы, поэтому государству необходимо разрабатывать процедуры сертификации систем платежей с точки зрения безопасности.

Глобальные сетевые формы финансовой инфраструктуры также являются частью сетевой эконо-

мики и банковский сервис, который получил развитие благодаря использованию возможностей сетевых информационных технологий, представляет собой часть финансовой инфраструктуры.

Сетевой банкинг называют интернет-банкингом, который определяется как совокупность банковских услуг, предоставляемых банком своим клиентам в среде Интернет. В интернет-банкинге одной из основных услуг является удаленное управление счетами. К основным преимуществам интернет-банкинга можно отнести мобильность, экономичность, технологичность, функциональность, безопасность, информационность и гибкость.

Электронная торговля, называемая «е-сот-тегсе», - это торговля через сеть «Интернет» при помощи компьютеров покупателя и продавца товара. Предметом электронной торговли может быть любой продукт (товар, услуга, недвижимость, банковский продукт и т. п.). Ценность электронной торговли для покупателей состоит в том, что она значительно экономит время покупателя на поиск и покупку нужного ему товара, а для продавцов ценность электронной торговли заключается в потенциальной возможности охватить своей торговлей большое количество покупателей. Важным моментом электронной торговли является продвижение товара в сети «Интернет» следующими способами: баннерная реклама, оффлайновая реклама, продвижение с помощью регистрации в поисковых системах и каталогах.

Таким образом, практической задачей сетевой экономики является поиск таких хозяйственных решений, которые обеспечивали бы максимально возможную выгоду (прибыль) для общества (компании).

В современных условиях развитие сетевой экономики требует формирования фундаментальных представлений о социально - экономической системе, основанной на использовании информационных взаимодействий между экономическими субъектами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байзулаев С.А., Шурдумова Э.Г., Маремкулова Д.Н. Построение цифровых моделей экономики региона // Право и экономика: прогресс и цифровые технологии. Нальчик, 2019. Ч. 2. С. 47-50.

2. Бугорский В.Н. Сетевая экономика: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. - 256 с.: ил.

3. Корнейчук Б. В. Информационная экономика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. - 400 с.

4. Короткое С.В. Комплексная безопасность и сетевая экономика. М., 2007. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.