Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аймешева Зарина Мухажановна, Палаткина Галина Владимировна

В статье поднимается важнейший вопрос усиления тенденции роста числа детей-сирот, а также фактов социального сиротства, когда ребенок воспитывается без попечения родителей, лишенных родительских прав. Активные преобразования общественной жизни в России сопровождаются изменением ценностей в обществе и ослаблением социальных функций в современной семье. Для сдерживания этих процессов необходимо определить важнейшие факторы, под влиянием которых формируется делинквентное поведение у детей-сирот. В ходе исследования изучены разные факторы, в том числе воздействие микро- и макрофакторов на формирование психики, личных качеств и поведения несовершеннолетних. Негативное воздействие окружающего социума на поведенческие характеристики подростков в значительной степени превышает влияние семьи и образовательной организации. Это обусловлено перестройкой подросткового организма, в частности психики ребенка в этот период, когда у него формируется собственное мировоззрение и самоуважение. Поэтому негативная оценка его самоутверждающегося поведения в семье и в школе, отсутствие педагогической культуры толкают подростка на улицу, где он находит понимание и уважение. Из множества факторов развития делинквентного поведения велика роль социально-психологических факторов, которые взаимосвязаны и разнообразны. Поведение ребенка формируется непосредственно в семье. Дети-сироты часто находятся в неполных семьях с одним родителем, опекуном или в детском доме. Они не могут выбрать себе окружение. Отсутствие тепла, любви и заботы со стороны самых близких людей с самого детства закладывает в подростке чувство обиды и необходимости защищать себя от недоброжелательного мира. Сочетание с другими факторами, например, демонстрация насилия и жестокости СМИ, усиливает в несовершеннолетних направленность к совершению поступков антисоциального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аймешева Зарина Мухажановна, Палаткина Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF DELINQUENT BEHAVIOR OF ORPHANS

The article raises the most important issue of strengthening the trend of increasing the number of orphans, as well as the facts of social orphanhood, when a child is brought up without parental care, deprived of parental rights. Active transformations of public life in Russia are accompanied by a change in values in society and a weakening of social functions in the modern family. To contain these processes, it is necessary to identify the most important factors under the influence of which delinquent behavior is formed in orphaned children. The study examined various factors, including the impact of micro- and macro-factors on the formation of the psyche, personal qualities and behavior of minors. The negative impact of the surrounding society on the behavioral characteristics of adolescents largely exceeds the influence of the family and educational organization. This is due to the restructuring of the adolescent organism, in particular the child's psyche during this period, when he forms his own worldview and self-esteem. Therefore, the negative assessment of his self-assertive behavior in the family and at school, the lack of pedagogical culture push the teenager to the street, where he finds understanding and respect. Of the many factors in the development of delinquent behavior, the role of socio-psychological factors is great, which are interrelated and diverse. The child's behavior is formed directly in the family. Orphans are often in single-parent families with one parent, guardian or in an orphanage. They can't choose their surroundings. The lack of warmth, love and care from the closest people since childhood lays in a teenager a sense of resentment and the need to protect himself from the unfriendly world. The combination with other factors, for example, the demonstration of violence and brutality of the media, increases the tendency of minors to commit acts of an antisocial nature.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/36PDMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Аймешева, З. М. Факторы развития делинквентного поведения детей-сирот / З. М. Аймешева, Г. В. Палаткина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN622.pdf

For citation:

Aimesheva Z.M., Palatkina G.V. Factors in the development of delinquent behavior of orphans. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 36PDMN622. Available at: https ://mir-nauki.com/PDF/36PDMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Аймешева Зарина Мухажановна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева», Астрахань, Россия

Аспирант E-mail: zarina063@rambler.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1073837

Палаткина Галина Владимировна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева», Астрахань, Россия

Декан

Доктор педагогических наук, профессор E-mail: pal9@rambler.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=403384

Факторы развития делинквентного поведения детей-сирот

Аннотация. В статье поднимается важнейший вопрос усиления тенденции роста числа детей-сирот, а также фактов социального сиротства, когда ребенок воспитывается без попечения родителей, лишенных родительских прав.

Активные преобразования общественной жизни в России сопровождаются изменением ценностей в обществе и ослаблением социальных функций в современной семье. Для сдерживания этих процессов необходимо определить важнейшие факторы, под влиянием которых формируется делинквентное поведение у детей-сирот.

В ходе исследования изучены разные факторы, в том числе воздействие микро- и макрофакторов на формирование психики, личных качеств и поведения несовершеннолетних. Негативное воздействие окружающего социума на поведенческие характеристики подростков в значительной степени превышает влияние семьи и образовательной организации.

Это обусловлено перестройкой подросткового организма, в частности психики ребенка в этот период, когда у него формируется собственное мировоззрение и самоуважение. Поэтому негативная оценка его самоутверждающегося поведения в семье и в школе, отсутствие педагогической культуры толкают подростка на улицу, где он находит понимание и уважение.

Из множества факторов развития делинквентного поведения велика роль социально-психологических факторов, которые взаимосвязаны и разнообразны. Поведение ребенка формируется непосредственно в семье.

Дети-сироты часто находятся в неполных семьях с одним родителем, опекуном или в детском доме. Они не могут выбрать себе окружение.

Отсутствие тепла, любви и заботы со стороны самых близких людей с самого детства закладывает в подростке чувство обиды и необходимости защищать себя от недоброжелательного мира. Сочетание с другими факторами, например, демонстрация насилия и жестокости СМИ, усиливает в несовершеннолетних направленность к совершению поступков антисоциального характера.

Ключевые слова: делинквентное поведение; дети-сироты; отклоняющее поведение; факторы развития делинквентного поведения

В настоящее время в Российской Федерации отмечен высокий уровень сиротства и детской безнадзорности. На учете в России, согласно отчету Департамента государственной политики в сфере прав детей, в январе 2022 г. числилось 43 395 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что свидетельствует об особых формах социальной патологии1.

Современное российское общество проходит этап социально-экономического реформирования, цель которого — сохранение и развитие человеческого и социального капитала. Это важнейшее условие решения многих проблем в стране, в том числе и сокращение количества показателей детского сиротства.

В действительности воспитательная функция в отдельных семьях не выполняется. Рост бедности сопровождается падением моральных ценностей и норм. Наличие большого количества детей, оставшихся без попечения родителей, способствует росту проституции, бродяжничества.

Кроме того, как показывает педагогическая практика, в последние годы усилилась тенденция увеличения количества случаев социального сиротства, когда родители детей лишены родительских прав. Дети, оказавшиеся в такой сложной ситуации, также имеют права, гарантированные международными нормами права и Конституцией Российской Федерации.

Актуальность развития делинквентного поведения обусловила необходимость особого внимания российского государства к данной проблеме. В 2018 г. в нашей стране провозглашено «Десятилетие детства» 2 . Поэтому изучение факторов, провоцирующих формирование делинквентного (девиантного, аномального, отклоняющегося, противоправного) поведения у детей, оставшихся без попечения родителей, является очень актуальным.

Цель исследования. Выявить совокупность факторов, способствующих развитию делинквентного поведения детей-сирот.

Анализ существующих подходов к пониманию сущности делинквентного поведения подростков, анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.

1 Сайт Минпросвещения России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: В России в 2020 году число детей-сирот сократилось на семь процентов по сравнению с предыдущим годом (дата обращения 08.11.2022).

2 Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288278/ (дата обращения 08.11.2022).

Страница 2 из 10

Введение

Материалы и методы исследования

36PDMN622

Результаты исследования

Изучение научной литературы показало, что, несмотря на рост случаев проявления делинквентного поведения среди детей-сирот в современной науке еще не сформировано единого понятия данной категории. Специалисты в области педагогики, психологии, социологии и др. научных дисциплин трактуют данное понятие с разных позиций.

Так, например, социальный подход представляет делинквентное поведение, как потенциально опасное для социума, не предполагающее «доминации влияния внутренних личностных комплексов над внешней адаптацией человека» [1].

В широком понимании это есть противоправное поведение, связанное с нарушением норм права, которое в большей степени относится к сфере юриспруденции. С позиции социологии делинквентность можно рассматривать как характеристику поведения, нарушающего нормы поведения в социуме.

Психологи трактуют сущность делинквентного поведения, как осознанное или неосознанное ограничение подростком собственного личностного роста, и преобладание отклоняющих форм в его поведении, которые сформировались под влиянием определенных факторов [2].

Толкование термина с позиции психиатрической науки представляет такого рода действия и поступки, как «доболезненные особенности поведения личности, способствующие формированию определенных видов расстройств и заболеваний» [3].

Сказанное подтверждают исследования, проведенные Е.А. Бодаговой, которые показали, что более 70 % детей-сирот имеют определенные психические расстройства, и только примерно 30 % исследованных детей психически здоровы. Отсюда следует, что поведение девианта противоречит общепринятым нормам в силу разбалансированности психических процессов, когда человек осознанно или нет допускает поведение, которое не поддается нравственному или эстетическому контролю с его стороны [4].

Также существует научная точка зрения, согласно которой отклоняющееся поведение может быть характерно для конкретного микросоциума в силу возрастных, этнокультурных или гендерных особенностей.

В своих исследованиях авторы часто используют наряду с понятием «делинквентное поведение» такие категории, как отклоняющееся и девиантное поведение. Как показано на рисунке, все эти термины имеют много общего.

Например, в результате каждого из них имеет место нарушение общепринятых норм поведения, а действия индивида представляют собой противоправные нарушения, которые в целом не соответствуют ни социальным нормам, ни правовым. Поэтому в данной статье указанные понятия считаются идентичными и употребляются в равной степени.

Приступая к исследованию основных факторов развития делинквентного поведения детей-сирот, следует, прежде всего, рассмотреть особенности несовершеннолетнего возраста, выступающие важнейшей основой аномального поведения подростков. Речь идет о тех сложных перестройках внутри организма и психики несовершеннолетнего, которые проявляются в его поведении и формирующейся личности.

Дело в том, что активизация процессов физического развития организма, интеллектуального потенциала, интересов и желаний подростка в условиях отсутствия направляющего воспитания родителей формируют определенное поведение, направленное на совершение некоторых видов поступков противоправного характера.

Рисунок. Классификации отклоняющегося поведения (составлено автором)

Для ребенка подросткового возраста характерны активные процессы социализации. Меняются его социальные роли, статус, формируются личностные качества, в том числе эмоциональность и воля. Становление таких черт характера, как инициативность и целеустремленность, а также развитие самосознания и чувства собственного достоинства все чаще начинают проявляться в поведении несовершеннолетнего [5].

Характерной чертой несовершеннолетнего подростка является возникновение конфликта между личностью и обществом, когда индивидуальные цели не совпадают с интересами общества. Это подталкивает ребенка совершать антисоциальные поступки.

Современная наука выделяет следующие важнейшие факторы развития делинквентного поведения детей-сирот.

1. Социально-психологические факторы, рассматриваемые как неразрывная связь между семьей и социумом и психическим развитием ребенка.

Начальный этап социализации личности ребенка начинается в семье. Он представлен интимно-личностным общением, влиянием одного из родителей или воспитателей детского дома, где воспитывается ребенок-сирота. На этом этапе несовершеннолетние, как правило, не проявляют агрессии, вредные привычки еще не сформированы [6].

Постепенно нарушение положительных связей (самопознание, самовыражение, самоутверждение, самозащищенность) сопровождается редкими проявлениями несоблюдения с его стороны некоторых обязательств и норм, а также нарушение запретов.

Несовершеннолетние правонарушители характеризуются низким уровнем сознания и самосознания, склонностью к подражанию, конфликтам, немотивированным поступками, агрессивностью, равнодушием к переживаниям других людей, лживостью. Отношение к учебе чаще всего безразличное или негативное.

Подросток-сирота часто недополучает родительской ласки и внимания, а в условиях детского дома он вынужден общаться с теми, кто его окружает. Происходит сокращение социальных связей, в результате имеющиеся ценностные ориентации начинают разрушаться

[7].

Взаимодействие с негативными неформальными группами сопровождается употреблением алкогольных напитков, несоблюдение требований социума в отношении организации поведения. Все это сопровождается еще большим сокращением социальных связей, которые поддерживаются, прежде всего, с конфликтными личностями, привлекающими внимание подростка.

Как показывает педагогическая практика, такое поведение начинается с прогулов школьных занятий, появления большого количества свободного времени, безнаказанности за такое поведение. Время, отведенное для обучения, заполняется общением с друзьями, которые, как правило, негативно воздействуют на поведение несовершеннолетнего.

Разборы в семье часто заканчиваются непедагогическими методами воспитания, которые еще больше отталкивают ребенка от семьи и школы. Ощущение внутреннего одиночества и отчаяния приводят подроста в группу таких же несовершеннолетних, которые втягивают в совершение правонарушений.

Сложности семейных отношений с близкими людьми, негативные позиции подростка в школе, где он появляется все реже, толкают несовершеннолетнего в другую среду. Это компании таких же сверстников на улице, где другое общение, неформальные взаимосвязи, в которых несовершеннолетний ищет признания своей личности, самоуважения и зашиты.

Так ребенок постепенно попадает под влияниереферентного лидера или группы, где превалируют, как правило, негативные ценности. Влияние семьи и школы постепенно занимает второе место в жизни подростка [8].

2. Микросоциальные факторы — это непосредственное окружение подростка:

• его родители;

• школьное окружение;

• связи и отношения вне образовательного учреждения.

Ребенок-сирота растет либо в неполной семье, где есть только один из родителей, либо в условиях детского дома. Воспитание без отца выступает важнейшим фактором развития делинквентного поведения, т. к. несовершеннолетний ребенок лишен отцовского внимания и воспитания.

Однако, как показывает педагогическая практика, слишком строгий или недостаточно заботливый родитель усиливает душевные переживания ребенка. А применение «непедагогических» методов воспитания в виде физического наказания и запретов закладывают в подростке жестокость и культ силы.

Кфакторам социального характера, формирующимделинквентное поведение детей-сирот относятся [9]:

• травмирующие обстоятельства, например, болезнь и смерть одного или обоих родителей, развод, насилие и т.д.;

• недостаточно требовательные родители, бесконечно потакающие всем капризам ребенка;

• -несогласованность действии взрослых в семье подростка, когда один что-то запрещает, а другой разрешает;

• чрезмерная стимуляция ребенка — слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;

• воспитание то у одного родителя, то у другого, когда требования значительно различаются;

• сцены насилия или жестокости, которые наблюдает ребенок в отношении одного из родителей, например, отец часто избивает мать.

Как видим, социально-психологические факторы развития делинквентного поведения детей-сирот очень разнообразны, взаимосвязаны между собой изначительны по силе воздействия.

3. Макросоциальные факторы, которые демонстрируют подростку примеры для подражания [10].

Речь идет об асоциальном поведении людей, окружающих несовершеннолетнего, оставшегося без попечения одного или обоих родителей. Например,если ребенок проживает в семье, где оба или один из родителей пили, то употребление алкоголя, скорее всего, в будущем будет характерно и для подростка, считающего такое поведение нормой.

То же самое относится и к наркомании родителей, периодически повторяющимся в семье конфликтным ситуациям, разборкам и дракам. Такая обстановка в семье толкает подростка к проведению большого количества времени вне семьи, постепенно формируя у него психологическую жестокость. Особое значение данный фактор имеет в случае, если несовершеннолетний проживает в микрорайоне, где такое поведения приемлемо в большей части окружающих семей [11].

Следует подчеркнуть, что «нормальность» насилия и жестокости обществу постоянно демонстрируют средства массовой информации (СМИ). Это фильмы, демонстрирующие кровавые расправы по любому поводу, демонстрирующие безнаказанность и вседозволенность.

Даже популярные у подростков мобильные игры на телефоне чаще всего сводятся к поимке и убийству героя. Немало негативных примеров можно увидеть и в новостных передачах, которые слушают, как правило, взрослые члены семьи. Убийства, грабежи, обман, жестокость, предательство — все это негативно воздействует на формирующуюся психику ребенка, лишенного любви и внимания в случае социального сиротства [12].

В результате ребенок видит мир угрожающим, враждебным. В своих поступках он стремится повторять те сюжеты, которые навеяны электронными играми, сюжетами СМИ. А игры помогают стать сильным и способным постоять за себя.

Поэтому если ребенок-сирота не имеет возможности получить много внимания и любви своих близких, то окружающий его мир вполне способен сделать его безжалостным, а поведение асоциальным. А если семья несовершеннолетнего проживает в неблагоприятных экономических условиях, то падение нравственности провоцирует делинквентное поведение, которое становится главным способом достижения целей [13].

4. Биологические факторы, которые, с одной стороны, сами по себе не провоцируют противоправное поведение.

Но, с другой стороны, при сочетании нескольких неблагоприятных факторов они выступают источником нарушения общепринятых норм поведения. Как свидетельствуют многочисленные исследования, предрасположенность человека к совершению деяний

преступного характера «биологически детерминирована и может передаваться наследственно» [14].

Изучение поведения преступников, многократно совершивших разные преступления, убийства и грабежи, подтвердило наличие у них психических аномалии в рамках вменяемости. Достижения патопсихологии и психиатрии, судебные криминологические материалы подтверждают, что ослабление или искажение психической деятельности любого происхождения способствует возникновению и развитию таких черт характера, как:

• раздражительность;

• агрессивность;

• жестокость.

При этом в ситуации, когда у подростка снижена волевая составляющая его неустойчивой психики, можно говорить о развитии частичной атрофии сдерживающих контрольных механизмов. Это препятствует нормальной социализации личности, негативно отражается на формировании у ребенка-сироты интереса к различным видам деятельности, в том числе к обучению, и в целом многократно повышает вероятность совершения действий отклоняющего характера.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что развитию у детей-сирот делинквентного поведения способствует наличие целого ряда факторов.

Прежде всего, это неблагополучная обстановка в семье несовершеннолетнего и связанные с этим недостатки в воспитании детей (употребление родителя или опекуна алкоголя, наркотических средств, излишне строгое и жестокое обращение с членами семьи, низкий уровень педагогической культуры родителей, смерть и болезнь близкого человека и т. д.).

Неблагоприятными факторами для формирования психики подростка является ослабленный родительский контроль, отсутствие родительского контакта с ребенком, а также слабая связь семьи с образовательной организацией. На этом фоне негативное микросредовое окружение, неконтролируемое свободное время подростка и влияние СМИ формируют предпосылки для антисоциального поведения ребенка, который пытается защитить и поддержать себя, оказавшись в сложной жизненной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Перепелкина Н.А., Буракова И.С., Новохатская И.А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения детей-сирот в образовательном учреждении // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 74-3. — С. 231-235.

2. Гартвик Е.В. Психологические факторы делинквентного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2021. — № 3(86). — С. 283292.

3. Коробанова Ж.В., Полевая М.В. Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности // Социально-гуманитарные знания. — 2020. — № 1. — С. 145-154.

4. Бодагова Е.А. Распространенность психических и аддитивных расстройств среди детей, оставшихся без попечения родителей / Е.А. Бодагова // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 6. — С. 10-8.

5. Аймешева З.М. Сущностные характеристики делинквентного поведения детей-сирот // Педагогические исследования (сетевое издание). — 2020. — № 1. — С.38-43.

6. Федорова Г.Г. Делинквентное поведение несовершеннолетних и пути его профилактики // Социальная педагогика. — 2017. — №4-5. — С. 61-70.

7. Терегулова О.А. К вопросу о психологических особенностях формирования делинквентного поведения несовершеннолетнего // Прикладная юридическая психология. — 2019. — № 4. — С. 78-84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Соколова А.П. Психологические трудности в отношениях подростков с родителями // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. — 2016. — № 1. — С. 112-116.

9. Гартвик Е.В. Соотношение модели психического и делинквентного поведения у подростков // Вестник Костромского государственного университета. — 2020. — № 3. — С. 73-82.

10. Тарасова С.И., Дубовик Е.Ю. Исследование эмоционального неблагополучия подростков, оставшихся без попечения родителей // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — № 6. — С. 1-12.

11. Мирсагатова М.Н. Факторы риска девиантного поведения и их влияние на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная педагогика. — 2014. — № 2. — С. 89-98.

12. Дикусар Я.С. Вияние семьи на формирвоание личности преступника // Вестник Югорского государственного университета. — 2020. — № 1(56). — С. 30-36.

13. Хазова С.А., Гитман А.В. Особенности педагогической профилактики девиантного поведения подростков из семей с разным материальным положением // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2019. — № 3(243). — С. 95-99.

14. Васильева И.А., Степаненко Н.В., Козлова Н.А. Биогенетические предпосылки делинквентного поведения // Социально-гуманитарные знания. — 2018. — № 6. — С. 154-163.

Aimesheva Zarina Muhazhanovna

Astrakhan State University, Astrakhan, Russia E-mail: zarina063@rambler.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1073837

Palatkina Galina Vladimirovna

Astrakhan State University, Astrakhan, Russia E-mail: pal9@rambler.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=403384

Factors in the development of delinquent behavior of orphans

Abstract. The article raises the most important issue of strengthening the trend of increasing the number of orphans, as well as the facts of social orphanhood, when a child is brought up without parental care, deprived of parental rights.

Active transformations of public life in Russia are accompanied by a change in values in society and a weakening of social functions in the modern family. To contain these processes, it is necessary to identify the most important factors under the influence of which delinquent behavior is formed in orphaned children.

The study examined various factors, including the impact of micro- and macro-factors on the formation of the psyche, personal qualities and behavior of minors. The negative impact of the surrounding society on the behavioral characteristics of adolescents largely exceeds the influence of the family and educational organization.

This is due to the restructuring of the adolescent organism, in particular the child's psyche during this period, when he forms his own worldview and self-esteem. Therefore, the negative assessment of his self-assertive behavior in the family and at school, the lack of pedagogical culture push the teenager to the street, where he finds understanding and respect.

Of the many factors in the development of delinquent behavior, the role of socio-psychological factors is great, which are interrelated and diverse. The child's behavior is formed directly in the family.

Orphans are often in single-parent families with one parent, guardian or in an orphanage. They can't choose their surroundings.

The lack of warmth, love and care from the closest people since childhood lays in a teenager a sense of resentment and the need to protect himself from the unfriendly world. The combination with other factors, for example, the demonstration of violence and brutality of the media, increases the tendency of minors to commit acts of an antisocial nature.

Keywords: delinquent behavior; orphaned children; deviant behavior; factors of development of delinquent behavior

1. Perepelkina N.A., Burakova I.S., Novokhatskaya I.A. Socio-pedagogical prevention of deviant behavior of orphans in an educational institution // Problems of modern pedagogical education. — 2022. — No. 74-3. — pp. 231-235.

2. Hartvik E.V. Psychological factors of delinquent behavior of adolescents // Psychopedagogy in law enforcement agencies. — 2021. — № 3(86). — Pp. 283-292.

REFERENCES

3. Korobanova Zh.V., Polevaya M.V. Deviant personality behavior: social and psychological features // Social and humanitarian knowledge. — 2020. — No. 1. — pp.145-154.

4. Bodagova, E.A. Prevalence of mental and additive disorders among children left without parental care / E.A. Bodagova // Modern problems of science and education.

— 2020. — No. 6. — PP. 10-8.

5. Aimesheva Z.M. Essential characteristics of delinquent behavior of orphans // Pedagogical research (online edition). — 2020. — No. 1. — pp. 38-43.

6. Fedorova G.G. Delinquent behavior of minors and ways of its prevention // Social pedagogy. — 2017. — № 4-5. — pp. 61-70.

7. Teregulova O.A. On the question of psychological features of the formation of delinquent behavior of a minor // Applied legal psychology. — 2019. — No. 4. — pp. 78-84.

8. Sokolova A.P. Psychological difficulties in the relationship of adolescents with parents // Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov. — 2016. — No. 1. — pp. 112-116.

9. Hartvik E.M. Correlation of models of mental and delinquent behavior in adolescents // Bulletin of Kostroma State University. — 2020. — No. 3. — pp. 73-82.

10. Tarasova S.I., Dubovik E.Yu. Study of emotional distress of adolescents left without parental care // The world of science. Pedagogy and psychology. — 2021. — No. 6. — pp. 1 -12.

11. Mirsagatova M.N. Risk factors of deviant behavior and their impact on the socialization of orphans and children left without parental care // Social Pedagogy. — 2014. — No. 2.

— pp. 89-98.

12. Dikusar Ya.S. The influence of the family on the formation of the criminal's personality // Bulletin of the Ugra State University. — 2020. — № 1(56). — Pp. 30-36.

13. Khazova S.A., Gitman A.V. Features of pedagogical prevention of deviant behavior of adolescents from families with different financial status // Bulletin of the Adygea State University. — 2019. — № 3(243). — Pp. 95-99.

14. Vasilyeva I.A., Stepanenko N.V., Kozlova N.A. Biogenetic prerequisites of delinquent behavior // Social and humanitarian knowledge. — 2018. — No. 6. — pp. 154-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.