Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ФАКТОРЫ ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
227
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / гражданское участие / протест / протестная активность. / youth / civil participation / protest / protest activity.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васильева Елена Игоревна, Зерчанинова Татьяна Евгеньевна

В последние годы в России отмечается увеличение количества протестных акций, в которые все больше вовлекается молодежь, студенты и школьники. В статье проводится анализ теоретических аспектов, а также эмпирических данных для выявления неполитических факторов протестной активности российской молодежи. В статье рассмотрены результаты анкетного опроса российской молодежи, проведенного в 2021 году. Опрошено 2000 человек в возрасте от 14 до 35 лет во всех федеральных округах России. Установлено, что молодежь России имеет достаточно высокий протестный потенциал, фактически каждый третий готов в той или иной форме принять участие в различных акциях протеста. В результате исследования были выявлены факторы, влияющие на отношение российской молодежи к протестной активности: уровень материального достатка молодежи и регион проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Васильева Елена Игоревна, Зерчанинова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTORS OF PROTEST ACTIVITY OF RUSSIAN YOUTH

In recent years, there has been an increase in the number of protest actions in Russia, in which young people, students and schoolchildren are increasingly involved. The article analyzes theoretical aspects, as well as empirical data to identify non-political factors in the protest activity of Russian youth. The article examines the results of a questionnaire survey of Russian youth conducted in 2021. 2000 people aged from 14 to 35 years old were interviewed in all federal districts of Russia. It has been established that the youth of Russia has a fairly high protest potential, in fact, every third is ready in one form or another to take part in various protest actions. As a result of the study, factors were identified that affect the attitude of Russian youth to protest activity: the level of material well-being of young people and the region of residence.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Васильева Е.И., Зерчанинова Т.Е.

ФАКТОРЫ ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

РО!: 10.26907/2079-5912.2021.2.4-8

Аннотация. В последние годы в России отмечается увеличение количества протестных акций, в которые все больше вовлекается молодежь, студенты и школьники. В статье проводится анализ теоретических аспектов, а также эмпирических данных для выявления неполитических факторов протестной активности российской молодежи. В статье рассмотрены результаты анкетного опроса российской молодежи, проведенного в 2021 году. Опрошено 2000 человек в возрасте от 14 до 35 лет во всех федеральных округах России. Установлено, что молодежь России имеет достаточно высокий про-тестный потенциал, фактически каждый третий готов в той или иной форме принять участие в различных акциях протеста. В результате исследования были выявлены факторы, влияющие на отношение российской молодежи к протестной активности: уровень материального достатка молодежи и регион проживания. Ключевые слова: молодежь, гражданское участие, протест, протестная активность.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31682.

В последние годы в мире увеличивается количество про-тестных акций. В 2019 году массовые антиправительственные демонстрации и протесты проходили в 114 странах, что на 31% больше, чем всего десять лет назад [1]. 2020 год охарактеризовался новой волной масштабных протестов, вызванных ограничительными мерами, направленными на борьбу с короновирусной инфекцией и выборами в различных странах мира.

В России рост протестной активности отмечается с 2017 года. В марте 2017 года в Москве состоялась акция протеста против коррупции, в марте 2019 - митинг за свободу Интернета, в мае 2019 года - протестные акции в Екатеринбурге против строительства храма, в декабре 2019 года - митинги в Ленинградской области против ввоза мусора из Санкт-Петербурга, в 2020 году - массовые протесты из-за ареста губернатора Хабаровского края С. Фургала, в 2021 году по стране прошли акции в поддержку А. Навального. Несмотря на то, что поводами для протестов являются разные проблемы, общими чертами современной протестной активности является значительная роль интернета в координации и организации коллективных протест-

ных действий, а также вовлечение в протесты все больше молодежи, студентов и школьников [2; 3]. Поэтому важным аспектом исследования протестной активности молодежи является изучение её факторов.

Опросы студентов и школьников г. Казани показал, что в их системе жизненных ценностей доминируют семья, работа и образование. Политика важна только для 13,8% респондентов [4, с. 38]. Результаты опроса студентов алтайских вузов показывают, что большинство респондентов «волнуют социальные (51%) и экономические проблемы (44%), политические же беспокоят всего 32%» [3, с. 95]. Таким образом, молодежь «не имеет устойчивого интереса к политике» [5, с. 51]. Поэтому актуальным предметом исследования является анализ неполитических факторов гражданской активности российской молодежи.

С одной стороны, теория демократического транзита предполагает, что демократизация ведет к демобилизации гражданского общества, поскольку борьба социальных движений подчиняется формальным политическим институтам, таким как партии и законодательные палаты, и вытесняется ими. Мобилизация общества возрастает на

ранних этапах процесса демократизации, а затем снижается по мере того, как политическая динамика смещается в сторону электорального соперничества, и именно политические партии выходят на передний план социальной борьбы. С другой стороны, демократизация создает новые возможности и стимулы для протестующих, поскольку терпимость государства к инакомыслию и наличие потенциальных союзников создают институциональные условия, которые способствуют коллективным действиям. Следовательно, демократия способствует мобилизации и демократические условия гарантируют такие возможности лучше, чем недемократические режимы. Тем не менее, события 2020 года демонстрируют рост протестной активности повсеместно, независимо от политического режима, силы институтов или партийной системы.

Исследования, посвященные протестному поведению, выделяют две группы факторов, стимулирующих данный вид гражданской активности - политические и экономические. Согласно первому подходу, новая глобальная волна протеста бросает вызов правлению элит и расширяет демократическую базу. Сторонники данного подхода подчеркивают важность политических условий как критических факторов для объяснения возникновения и развития протестных движений. Экономический подход к объяснению протестной активности связывает ее рост с рыночными реформами, которые подрывают традиционные формы коллективного действия, приводя к социальной атомизации, политической апатии и абсентеизму. При этом оба подхода подчеркивают важность экономических факторов в мобилизации протестной активности. Среди таких факторов называются неравенство, порожденное экономической либерализацией, низкая заработная плата, отсутствие гарантий занятости, рост потребительских цен, сокращение социальных программ и т.д.

Тем не менее, значительная часть исследователей приходит к выводу, что даже если недовольство экономическими условиями очень велико, оно не обязательно приводит к реальным протестным акциям и поэтому недовольство экономическими условиями может рассматриваться как некая константа. Можно выделить иные факторы стимулирования протестной активности, в том числе: снижение политических репрессий, обеспечение доступа к государству, поддержка оппозиции. Тем не менее, данные политические факторы с большей вероятностью будут формировать протестную активность в недемократических, чем в демократических обществах. Поэтому рост протестной активности в развитых демократиях (США, Франция, Германия) не могут быть объяснены этими причинами и требуют объяснения причин протестной активности.

Для изучения факторов протестной активности российской молодежи в 2021 году исследовательский коллектив

под руководством Т.Е. Зерчаниновой провел всероссийское социологическое исследование. Опрошено 2000 молодых людей в возрасте 14-35 лет во всех федеральных округах России. Для отбора респондентов применялась квотная выборка, признаки для квотирования: распределение молодежи по полу, возрасту по федеральным округам. Метод сбора данных - онлайн анкетирование, анкета распространялась через социальные сети.

Исследование показало, что подавляющее большинство респондентов (82,5%) считают, что граждане имеют право выходить на несогласованные акции протеста. Мобилизационный потенциал протестной активности достаточно высок - 16,3% респондентов положительно относятся к протестной активности и готовы сами принять участие в активных действиях, так как протесты помогают обратить внимание на существующие проблемы в обществе.

В научной литературе высказывается идея, что уровень протестной активности в значительной степени зависит от материального положения. Как показывают наши данные, протестный потенциал российской молодежи в определенной степени зависит от уровня материального достатка. Наибольший мобилизационный потенциал характерен для молодых людей с низкими доходами. Готовность участвовать в протестных акциях высказали 26% респондентов, которые обозначили свое материальное положение как «мы едва сводим концы с концами, денег не хватает даже на продукты». Самый низкий протестный потенциал характерен для группы молодежи, обозначившей свое положение как «мы можем позволить себе достаточно дорогие покупки - квартиру, дачу и многое другое» (таблица 1).

Наше исследование также выявило, что уровень про-тестной активности существенно различается по федеральным округам. Реальную готовность участвовать в акциях протеста выразили респонденты Центрального, Уральского, Сибирского и Южного Федеральных округов. Потенциальная протестная активность выше всего в Приволжском, Северо-Западном и Центральном федеральном округах. Самый низкий протестный потенциал характерен для молодежи Дальневосточного и Северо-Кавказского федерального округа (таблица 2).

Таким образом, анализ показывает, что молодежь России имеет достаточно высокий протестный потенциал, фактически каждый третий готов в той или иной форме поучаствовать в протестной активности. Факторами, влияющими на уровень протестной активности, являются уровень материального достатка молодежи и регион проживания. Указанное обстоятельство требует учета при разработке и реализации молодежной политики, выстраивании каналов коммуникации с молодежью.

Таблица 1

Отношение российской молодежи к протестной активности

в зависимости от уровня материального положения

Вариант ответа Как бы Вы охарактеризовали свое материальное положение?

Мы едва сводим концы с концами, денег не хватает даже на продукты На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения Денег хватает на одежду и продукты, но покупка вещей длительного пользования (холодильник, телевизор и т.п.) является для нас проблемой Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Однако для нас затруднительно приобретать действительно дорогие вещи Мы можем позволить себе достаточно дорогие покупки -квартиру, дачу и многое другое

1. Положительное, готов сам принять участие в активных действиях, протесты помогают обратить внимание на существующие проблемы в обществе 26,4 15,0 15,0 18,6 15,3

2. Положительное, готов помогать финансами, информационно и т.д. 1,4 14,4 14,9 9,5 4,7

3. Положительное, но сам принимать участие не хочу 19,4 24,6 22,2 21,7 16,5

4. Отрицательное, нет от них пользы 12,5 10,2 9,0 9,5 8,2

5. Отрицательное, протесты раскачивают в интересах отдельных лиц 6,9 4,2 6,6 11,1 3,5

6. Отрицательное, много существует конструктивных форм взаимодействия с властью 6,9 8,0 8,5 6,7 9,4

7. Предпочитаю не высказываться по данному вопросу 13,9 10,5 12,6 11,3 18,8

8. Затрудняюсь ответить 12,5 13,1 11,1 11,6 23,5

Таблица 2

Отношение к протестной активности в зависимости от федерального округа

Вариант ответа В каком федеральном округе Вы проживаете?

ДФО ПФО СЗФО СКФО СибФО УрФО ЦФО ЮФО

1. Положительное, готов сам принять 14,3 11,9 11,5 10,6 19,4 20,1 21,4 21,7

участие в активных действиях, проте-

сты помогают обратить внимание

на существующие проблемы в обществе

2. Положительное, готов помогать фи- 9,8 18,0 43,8 7,9 3,6 5,9 5,8 0,2

нансами, информационно и т.д.

3. Положительное, но сам принимать 43,8 24,0 19,2 17,2 17,8 18,1 26,3 13,0

участие не хочу

4. Отрицательное, нет от них пользы 7,1 12,6 7,7 21,2 5,7 10,3 5,8 4,3

5. Отрицательное, протесты раскачи- 5,4 13,1 3,8 15,2 9,0 4,7 2,6 13,0

вают в интересах отдельных лиц

6. Отрицательное, много существует 6,3 8,5 2,4 9,9 7,4 8,1 9,2 17,4

конструктивных форм взаимодей-

ствия с властью

7. Предпочитаю не высказываться 8,0 6,6 4,8 7,9 18,6 17,2 13,0 21,7

по данному вопросу

8. Затрудняюсь ответить 5,4 5,3 6,7 9,9 18,6 15,7 15,9 8,7

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. The Age of Mass Protests. Understanding an Escalating Global Trend. A Report of the CSIS Risk and Foresight Group. 2020. URL: https://www.csis.org/analysis/age-mass-protests-understanding-escalating-global-trend (дата обращения: 01.07.2021).

2. Ковтун Е. И. Представления московской молодежи о протестной активности (по данным социологического опроса) // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. - 2019. - № 1. - С. 87-94.

3. Савенцев Г. В. Тенденции массовой протестной активности молодежи в современной России // Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. - 2020. - № 13. - С. 93-97.

4. Морозова Г. В. Политические ценности и мотивации российского студенчества // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2019. - № 4. - С. 37-41.

5. Косых О. И. К вопросу о формировании гражданственности в современной России // Казанский социально-гуманитарный вестник. -2019. - № 2. - С. 49-53.

Информация об авторах

Васильева Елена Игоревна, кандидат социологических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кафедра регионального и муниципального управления.

E-mail: vasilyeva-ekb@yandex.ru

Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кафедра регионального и муниципального управления.

E-mail: zerchaninova-te@ranepa.ru

Vasileva E.I., Zerchaninovа T.E.

THE FACTORS OF PROTEST ACTIVITY OF RUSSIAN YOUTH

Abstract. In recent years, there has been an increase in the number of protest actions in Russia, in which young people, students and schoolchildren are increasingly involved. The article analyzes theoretical aspects, as well as empirical data to identify non-political factors in the protest activity of Russian youth. The article examines the results of a questionnaire survey of Russian youth conducted in 2021. 2000 people aged from 14 to 35 years old were interviewed in all federal districts of Russia. It has been established that the youth of Russia has a fairly high protest potential, in fact, every third is ready in one form or another to take part in various protest actions. As a result of the study, factors were identified that affect the attitude of Russian youth to protest activity: the level of material well-being of young people and the region of residence.

Keywords: youth, civil participation, protest, protest activity.

Acknowledgements: The reported study was funded by RFBR and EISR according to the research project № 21-011-31682.

Literature

1. The Age of Mass Protests. Understanding an Escalating Global Trend. A Report of the CSIS Risk and Foresight Group. 2020. URL: https://www.csis.org/analysis/age-mass-protests-understanding-escalating-global-trend (date of access: 01.07.2021).

2. Kovtun E. I. Representations of Moscow youth about protest activity (according to a sociological survey) // Moscow University Bulletin. Series 12: Political Sciences. - 2019. - No. 1. - P. 87-94.

3. Saventsev G. V. Trends in mass protest activity of youth in modern Russia // Russian political process in the regional dimension: history, theory, practice. - 2020. - No. 13. - P. 93-97.

4. Morozova G. V. Political values and motivations of Russian students // Kazan social and humanitarian bulletin. - 2019. -No. 4. - P. 37-41.

5. Kosykh O. I. On the question of the formation of citizenship in modern Russia // Kazan social and humanitarian bulletin. -2019. - No. 2. - P. 49-53.

Аuthor

Vasileva Elena Igorevna, candidate of Sociology, associate professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Department of Regional and Municipal Management. E-mail: vasilyeva-ekb@yandex.ru

Zerchaninova Tatiana Evgenievna, candidate of Sociology, head of the Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Department of Regional and Municipal Management. E-mail: zerchaninova-te@ranepa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.