Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
181
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васильева Елена Игоревна, Зерчанинова Татьяна Евгеньевна

Значительная часть исследователей рассматривает гражданскую активность в рамках школы как фактор будущей вовлеченности взрослых в демократические процессы. В этой связи практика гражданского участия школьников является актуальным предметом исследования. В статье рассмотрены результаты эмпирического социологического исследования, посвященного изучению практики гражданского участия школьников, выявления частоты участия в различных формах и определении их факторов. Цель исследования - выявить установки, практики и предпочитаемые формы гражданского участия российских школьников. Исследовательская задача также предполагает сравнение гражданской активности российских школьников и молодежи в целом. Методы сбора данных: анкетный опрос молодежи России в возрасте 14-30 лет (опрошено 2026 человек, в том числе 403 школьника), экспертное интервью (опрошено 30 экспертов). В ходе исследования установлено, что школьники высоко оценивают уровень своей гражданской активности и принимают участие в различных формах гражданской активности. Только 9,6% респондентов не принимали участие ни в одной из рассмотренных форм гражданской активности. Большая часть гражданской активности остается малодоступной для школьников в силу их ограниченных финансовых возможностей и ресурсов, а также недостаточного вовлечения молодежи в работу общественных объединений и организаций. Несмотря на высокую эмоциональную вовлеченность в гражданскую активность, школьники обладают недостаточными ресурсами и знаниями для гражданского участия и плохо информированы о возможности участия в рамках институционализированных структур вовлечения (общественных движений, групп и пр.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Васильева Елена Игоревна, Зерчанинова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC PARTICIPATION OF RUSSIAN SCHOOLCHILDREN

A significant number of researchers consider civic engagement within the school as a factor in the future involvement of adults in democratic processes. In this regard, the practice of civic participation of schoolchildren is a topical subject of research. The article examines the results of an empirical sociological study devoted to the study of the practice of civic participation of schoolchildren, identifying the frequency of participation in various forms and determining their factors. The purpose of the study is to identify attitudes, practices and preferred forms of civic participation of Russian schoolchildren. The research task also involves comparing the civic engagement of Russian schoolchildren and young people in general. Data collection methods: a questionnaire survey of Russian youth aged 14-30 (2026 people were interviewed, including 403 schoolchildren), an expert interview (30 experts were interviewed). The study has found that schoolchildren highly rate their level of civic engagement and take part in various forms of civic engagement. Only 9.6% of respondents did not take part in any of the considered forms of civic engagement. Most of the civic engagement remains inaccessible for schoolchildren due to their limited financial capabilities and resources, as well as insufficient involvement of young people in the work of public associations and organizations. Despite the high emotional involvement in civic engagement, schoolchildren have insufficient resources and knowledge for civic participation and are poorly informed about the possibility of participating in institutionalized structures of involvement (social movements, groups, etc.).

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Васильева Е. И., Зерчанинова Т. Е. Гражданское участие российских школьников E. I. Vasileva, T. E. Zerchaninova. Civic participation of Russian schoolchildren

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ SOCIAL STRUCTURE, SOCIAL INSTITUTES AND PROCESSES

УДК 316.344.34

DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-6

Исследовательская статья

Васильева E. И. Зерчанинова T. E.

Гражданское участие российских школьников

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66, vasilyeva-ekb@yandex. т

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66, zerchaninova-te@ranepa.ru

Аннотация. Значительная часть исследователей рассматривает гражданскую активность в рамках школы как фактор будущей вовлеченности взрослых в демократические процессы. В этой связи практика гражданского участия школьников является актуальным предметом исследования. В статье рассмотрены результаты эмпирического социологического исследования, посвященного изучению практики гражданского участия школьников, выявления частоты участия в различных формах и определении их факторов. Цель исследования - выявить установки, практики и предпочитаемые формы гражданского участия российских школьников. Исследовательская задача также предполагает сравнение гражданской активности российских школьников и молодежи в целом. Методы сбора данных: анкетный опрос молодежи России в возрасте 14-30 лет (опрошено 2026 человек, в том числе 403 школьника), экспертное интервью (опрошено 30 экспертов). В ходе исследования установлено, что школьники высоко оценивают уровень своей гражданской активности и принимают участие в различных формах гражданской активности. Только 9,6% респондентов не принимали участие ни в одной из рассмотренных форм гражданской активности. Большая часть гражданской активности остается малодоступной для школьников в силу их ограниченных финансовых возможностей и ресурсов, а также недостаточного вовлечения молодежи в работу общественных объединений и организаций. Несмотря на высокую эмоциональную вовлеченность в гражданскую активность, школьники обладают недостаточными ресурсами и знаниями для гражданского участия и плохо информированы о возможности участия в рамках институционализированных структур вовлечения (общественных движений, групп и пр.). Ключевые слова: молодежь; школьники; общественное участие; гражданское участие; социальное участие; политическое участие

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 3, 2021. С. 55-69 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 3. 2021. P. 55-69

Информация для цитирования: Васильева Е. И., Зерчанинова Т. Е. Гражданское участие российских школьников // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 3. С. 55-69. DOI:10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-6.

Research article

Elena I. Vasileva Tatiana Ev. Zerchaninova

Civic participation of Russian schoolchildren

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 620144, 66, 8 Marta St., Yekaterinburg, Russia vasilyeva-ekb@yandex.ru

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 620144, 66, 8 Marta St., Yekaterinburg, Russia zerchaninova-te@ranepa.ru

Abstract. A significant number of researchers consider civic engagement within the school as a factor in the future involvement of adults in democratic processes. In this regard, the practice of civic participation of schoolchildren is a topical subject of research. The article examines the results of an empirical sociological study devoted to the study of the practice of civic participation of schoolchildren, identifying the frequency of participation in various forms and determining their factors. The purpose of the study is to identify attitudes, practices and preferred forms of civic participation of Russian schoolchildren. The research task also involves comparing the civic engagement of Russian schoolchildren and young people in general. Data collection methods: a questionnaire survey of Russian youth aged 14-30 (2026 people were interviewed, including 403 schoolchildren), an expert interview (30 experts were interviewed). The study has found that schoolchildren highly rate their level of civic engagement and take part in various forms of civic engagement. Only 9.6% of respondents did not take part in any of the considered forms of civic engagement. Most of the civic engagement remains inaccessible for schoolchildren due to their limited financial capabilities and resources, as well as insufficient involvement of young people in the work of public associations and organizations. Despite the high emotional involvement in civic engagement, schoolchildren have insufficient resources and knowledge for civic participation and are poorly informed about the possibility of participating in institutionalized structures of involvement (social movements, groups, etc.).

Keywords: youth; pupils; public participation; civic participation; social participation; political participation

Information for citation: Vasileva, E. I. and Zerchaninova, T. Ev. (2021), "Civic participation of Russian schoolchildren", Research Result. Sociology and management, 7 (3), 55-69, D0I:10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-6.

Введение (Introduction). Активное гражданское участие рассматривается как одна из важнейших основ демократического политического режима. Демократия в

значительной степени зависит от возможности граждан влиять на принятие тех или иных политических решений, от характера взаимодействия между органами публичного управления и населения.

Рост академического интереса к анализу практики вовлечения граждан в процесс разработки и принятия программ, проектов и иных решений органов власти и местного самоуправления обусловлен развитием горизонтально организованных форм управления, то есть механизмов учета мнения граждан, бизнеса, общественных организаций при принятии государственных или муниципальных решений (Houston, Harding, 2014).

В данной статье мы проанализируем гражданское участие российских школьников. Развитие гражданской активности в раннем возрасте позволяет ознакомить молодых людей с проблемами локального сообщества и подготовить будущих гражданских активистов. Кроме того, это формирует понимание возможностей и доверительного отношения с органами власти и управления (Middaugh, Clark, Ballard, 2017), (Metzger, Ferris, Oosterhoff, 2019).

Несмотря на различия в понимании гражданского участия, опыт реализации гражданских инициатив в рамках школы рассматривается как фактор будущей гражданской и политической активности. Учитывая существующие ограничения, с которыми молодые люди сталкиваются в отношении своего участия в общественной жизни (например, пассивного и активного избирательного права), исследователи подчеркивают важность школьного опыта учащихся для дальнейшего становления гражданской активности.

Цель исследования - выявить установки, практики и предпочитаемые формы гражданского участия российских школьников. Исследовательская задача также предполагает сравнение гражданского участия российских школьников и молодежи в целом.

Методология и методы (Methodology and methods). В последнее время возросло количество научных исследований, посвященных гражданскому участию и вовлечению граждан в решение актуально значимых вопросов на различных уровнях публичного управления (Barrett, Pachi,

2019), (Couldry, Jenkins 2014), (Couldry, Mejias, 2018).

Концепт «гражданское участие» является предметом научной дискуссии. Одни авторы рассматривают его как вид общественного участия наряду с с социальным и политическим участием: «общественное участие включает в себя всю совокупность видов участия: социальное (в пространстве повседневности), гражданское и политическое» (Никовская, Скалабан, 2017: 43). Другие авторы трактуют его как «понятие, раскрывающее механизм и степень вовлеченности и включенности интересов и деятельности граждан и их объединений в процесс разработки и принятия решений по кардинальным проблемам гражданского общества» (Доманов, 2001: 59). Некоторые авторы трактуют гражданское участие с точки зрения институционального подхода (Какабадзе, Зайцев, Звягина, Карастелев, 2011: 90).

Но, несмотря на расхождение трактовок, авторы выделяют определенные признаки гражданского участия: добровольность участия; общественный характер, который предполагает взаимодействие индивидов или коллективных социальных субъектов, как минимум информационное или в форме совместных действий; их включенность, вовлеченность в коллективную деятельность; целенаправленный или реактивный характер действий, обусловленных ценностным выбором; инициативный характер; самоорганизация; направленность на достижение определенного социально значимого результата, на решение социальных проблем, на достижение общественной пользы; позволяет гражданам реализовы-вать права и отстаивать свои интересы.

Исходя из выявленных особенностей, гражданское участие школьников мы будем трактовать как их добровольную инициативу или вовлеченность в совместную деятельность в форме индивидуальных или коллективных действий, направленных на решение социальных проблем и достижение общественной пользы.

Васильева Е. И., Зерчанинова Т. Е. Гражданское участие российских школьников E. I. Vasileva, T. E. Zerchaninova. Civic participation of Russian schoolchildren

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 3, 2021. С. 55-69 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 3. 2021. P. 55-69

В зависимости от сферы гражданской активности выделяют гражданское участие в социальной и в политической сфере.

Многие исследования направлены на изучение преимущественно политической гражданской активности (Bennett, Cordner, Klein, Savell, Baiocchi, 2014). Политическое участие рассматривают как деятельность, которая имеет целью оказание влияния на действия правительства либо напрямую (влияние на реализацию публичной политики), либо косвенно (влияние на решение лиц, принимающих решение) (Wicks, Wicks, Morimoto, Maxwell, Schulte, 2014).

В контексте теории политического участия рассматриваются также механизмы вовлечения молодежи в протестные акции. Рост протестного поведения как формы политического участия привел к значительному углублению теоретических и эмпирических исследований в данной области. Были выделены и проанализированы «традиционные» (голосование, участие в выборах, иные институционализированные формы) и «нетрадиционные» (массовые акции, протест) формы участия граждан (Kaase, 1990).

Ряд авторов выделяют латентное и явное политическое участие, а также индивидуальные и коллективные формы участия. Политическое участие может включать институционализированное участие в политической жизни (например, голосование или членство в партии) или активизм (легальные и нелегальные формы протеста) (Ekman, Amna, 2009).

Однако, в связи с тем, что мы рассматриваем гражданское участие школьников, то в силу возраста большинство институционализированных форм гражданского участия в политике школьникам не доступно. Поэтому гражданское участие школьников в основном реализуется в социальной сфере, а также в рамках образовательной деятельности. Социальная гражданская активность направлена на улучшение социальных аспектов жизни людей, включая во-лонтерство и добровольчество (Мартынова, Яницкий, Зеленин, Пфетцер, 2019).

Гражданское участие «оказывает влияние на личностное развитие индивидов, рост их социальной и гражданской компетентности и активности» (Никовская, Ска-лабан, 2017: 49). Несмотря на то, что возможности активного участия существенно ограничены для данной возрастной группы, опыт гражданской активности школьников в подростковом возрасте влияет на их гражданскую позицию в более взрослой жизни, например, во время обучения в вузе (Фило-ненко, Мосиенко, Магранов, 2019). Кроме того, участие обучающихся в общественной деятельности в рамках школы и/или образовательного процесса, как правило, сопряжено с более высоким уровнем их осведомленности о происходящих процессах, формированием осознанной гражданской позиции. Школы достигают наилучших результатов в стимулировании гражданской активности, когда они систематически обучают содержанию и навыкам гражданского участия и поощряют школьную культуру гражданской активности. Это один из выводов исследования IEA Civic Education Study, в котором 90 000 14-летних подростков из 28 стран были проверены на знание содержания и навыков гражданского участия, а также были опрошены о понятиях гражданственности, отношении к правительственным и гражданским институтам и о политических действиях (Torney-Purta, 2002). Поэтому, несмотря на различия в понимании гражданского участия, необходимо отметить важность обучения и реализацию гражданской активности в рамках школы как фактора будущей вовлеченности взрослых в демократические процессы.

Подводя итог обзору результатов исследований гражданского участия в научной литературе, можно выделить основные факторы, которые положительно влияют на формирование активной гражданской позиции у школьников:

1) ресурсы, позволяющие школьникам участвовать в различных формах политической и гражданской активности (время, знания). Знания рассматриваются и как

фактор, который отражает, насколько учащиеся осведомлены о своих гражданских правах, возможностях участия, актуальных проблемах местного сообщества. Вместе с тем, знания рассматриваются и как ресурс, позволяющий учащимся участвовать, поскольку любое участие требует не только знания механизмов участия и проблем, но и организационных навыков;

2) эмоциональная вовлеченность (интерес, прогноз эффективности и результативности участия в том или ином мероприятии);

3) институционализированные структуры вовлечения (например, общественные движения, группы, организации, партии и пр.).

Наличие указанных факторов положительно сказывается на участии школьников в разработке и реализации гражданских инициатив, а, впоследствии, и на уровне их политической активности.

В целях получения эмпирических данных, характеризующих гражданское участие российских школьников исследовательским коллективом под руководством Т. Е. Зерчаниновой в 2020 году был проведен всероссийский опрос молодежи в возрасте 14-30 лет. Опрошено 2026 человек, в том числе 403 школьника. Обработка и анализ эмпирических данных производилась в SPSS Statistics 17.0. Исследовательская задача предполагала сравнение гражданского участия российских школьников и молодежи в целом.

С целью получения экспертной оценки состояния и проблем гражданского участия школьников, механизмов вовлечения учащихся в социально-политические процессы, также было проведено экспертное интервью. Опрошено 30 экспертов. Критерии для отбора экспертов:

1. Место работы: вузы, организации среднего профессионального образования,

общеобразовательные организации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организующие работу с молодежью, общественные организации и движения.

2. Занимаемая должность: руководитель организации, заместитель руководителя организации, руководитель структурного подразделения.

3. Стаж работы: не менее 5-ти лет в организации.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Рассмотрим результаты нашего анкетного опроса молодежи и школьников. В рамках опроса респондентам было предложено ответить на блок вопросов, посвященных их уровню гражданской активности.

В целом, самооценка гражданской активности, свидетельствует о высоком уровне гражданской активности и высоком уровне эмоциональной вовлеченности. При этом школьники в большей степени склонны характеризовать свою гражданскую позицию как активную. Больше половины респондентов считают себя активными гражданами, принимающими непосредственное участие в различных мероприятиях (табл. 1).

Обращает на себя значительное количество школьников, затруднившихся с ответом (16,4%), что косвенно может свидетельствовать о наличии двух взаимосвязанных тенденций. С одной стороны, речь идет о понимании обучающимися ограниченных возможностей для гражданской и политической активности, свойственных их возрастной группе. С другой стороны, школьники, не будучи включенными в различные молодежные организации, могут ощущать невостребованность их потенциала для решения социальных проблем (табл. 2).

Васильева Е. И., Зерчанинова Т. Е. Гражданское участие российских школьников E. I. Vasileva, T. E. Zerchaninova. Civic participation of Russian schoolchildren

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 3, 2021. С. 55-69 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 3. 2021. P. 55-69

Какова Ваша гражданская позиция?

Таблица 1 Table 1

Диспозиции / Dispositions Школьники, % / Schoolchildren, % Молодежь, % / Youth, %

Активная / Active 28,0 26,5

Скорее активная / Rather active 33,2 40,1

Пассивная / Passive 10,8 13,2

Скорее пассивная / Rather passive 11,6 11,7

Затрудняюсь ответить / I am at a 16,4 8,5

loss to answer

Всего / Total: 100 100

Таблица 2

Удовлетворенность школьников различными сторонами жизни города (села)

Table 2

Satisfaction of schoolchildren with various aspects of city (village) life

Показатели / Indicators Удовлетворен / Не удовлетворен / Not satisfied Затрудняюсь ответить / I am

Satisfied at a loss to

answer

Экологической ситуацией в городе (селе) / The ecological situation in the city (village) 35,6 58,0 6,4

Возможностями для развития бизнеса, предпринимательства в Вашем городе(селе) / Opportunities for business development, entrepreneurship in your city(village) 38,4 44,8 16,8

Социально-политической ситуацией в городе (селе) / Socio-political situation in the city (village) 40,4 42,3 17,3

Межнациональными отношениями в городе (селе) / Interethnic relations in the city (village) 63,2 25,2 11,6

Уровнем развития демократии, прав и свобод граждан в Вашем городе(селе) / The level of development of democracy, rights and freedoms of citizens in your city(village) 47,2 41,2 11,6

Уровнем благоустройства Вашего города (села), освещения озеленения / The level of improvement of your city (village), lighting landscaping 50,4 42,8 6,8

Качеством муниципальных дорог / The quality of municipal roads 32,4 56,0 11,6

Качеством услуг ЖКХ / The quality of housing and communal services 44,4 43,2 12,4

Качеством услуг учреждений культуры и досуга в Вашем городе (селе) / The quality of services provided by cultural and leisure institutions in your city (village) 54,0 37,2 6,8

Васильева Е. И., Зерчанинова Т. Е. Гражданское участие российских школьников E. I. Vasileva, T. E. Zerchaninova. Civic participation of Russian schoolchildren

Показатели / Indicators Удовлетворен / Не удовлетворен / Not satisfied Затрудняюсь ответить / I am

Satisfied at a loss to

answer

Качеством услуг учреждений образования в Вашем городе (селе) / The quality of education in your city (village) 62,4 31,6 6

Возможностями для занятости и досуга молодежи / Opportunities for employment and leisure of young people 49,2 42,4 8,4

Возможностями для занятий спортом / Opportunities 65,6 31,6 2,8

for sports activities

том (65,6%). Наибольший уровень недовольства у школьников вызывают состояние автомобильных дорог (56%), возможности для развития бизнеса (44,8%), экологическая ситуация (58%), социально-политическая ситуация в городе (42,3%).

Таблица 3

Соблюдаются ли интересы жителей Вашего города (села) в целом?

Table 3

Are the interests of the residents of your city (village) in general respected?

Анализ таблицы 2 показывает, что в наибольшей степени школьники удовлетворены межнациональными отношениями (63,2%), качеством услуг образования (62,4%), возможностями для занятий спор-

Диспозиции / Dispositions Школьники, % / Schoolchildren,%

Считаю, что да / Yes 16,8

Скорее да, чем нет / Rather yes than no 44,4

Скорее нет, чем да / Rather no than yes 26,0

Считаю, что нет / No 8,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затрудняюсь ответить / I am at a loss to answer 4,8

Всего / Total: 100

Значительная часть школьников (61%) считает, что в целом интересы жителей соблюдаются, однако 26% респондентов в возрасте от 14 до 17 лет (каждый четвертый опрошенный) полагают, что интересы жителей скорее не соблюдаются. С данными результатами совпадают результаты, представленные в таблице 4: 26% опрошенных школьников, скорее не доверяют органам местного самоуправления, а

9,6% опрошенных полностью не доверяют (табл. 4).

Анализ мероприятий, в которых принимают участие школьники, показывает, что преобладают конструктивные формы гражданского участия - участие в благотворительности (60%), флешмобах (60%) во-лонтерство (67%), сбор средств и вещей (42%), онлайн активность (40%) (табл. 5).

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 3, 2021. С. 55-69 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 3. 2021. P. 55-69

В какой степени Вы доверяете органам местного самоуправления? To what extent do you trust the local government?

Таблица 4 Table 4

Диспозиции / Dispositions Школьники, % / Schoolchildren, %

Полностью доверяю / Completely trust 10,8

Скорее доверяю, чем нет / I rather trust than not 38,8

Скорее не доверяю / I rather do not trust 26,0

Не доверяю / I don't trust 9,6

Затрудняюсь ответить / I am at a loss to answer 14,8

Всего / Total: 100

Таблица 5

Уровень участия российской молодежи и школьников в альтернативных формах

Table 5

The level of participation of Russian youth and sc hoolchildren in alternative forms

Мероприятия / Events Молодежь, % / Youth, % Школьни Schoolchi ки, % / dren, %

Да / Yes Нет / No Да / Yes Нет / No

Участие в благотворительности / Participation in charity 57 43 60 40

Флешмобы / Flash mobs 45 55 60 40

Волонтерство / Volunteering 55 45 67 33

Участие в мероприятиях для молодежи (конкурсах, форумах, конференциях) / Participation in events for young people (competitions, forums, conferences) 58 42 60 40

Участие в деятельности молодежной думы/молодежном совете при органах местного самоуправления / Participation in the activities of the Youth Duma/Youth Council under local self-government bodies 30 70 25 75

Онлайн активность / Online activity 48 52 40 60

Гражданское участие школьников имеет по большей части индивидуальный характер и реализуется в небольших первичных коллективах (семья, друзья) или социальных сетях. Можно сделать вывод, что большая часть гражданской активности остается малодоступной для школьников в силу их ограниченных финансовых воз-

можностей и ресурсов, а также недостаточного вовлечения школьников в работу общественных объединений и организаций (табл. 6).

Около 10% респондентов, обучающихся в школе, вообще не принимали участие ни в каких формах гражданской активности.

Васильева Е. И., Зерчанинова Т. Е. Гражданское участие российских школьников E. I. Vasileva, T. E. Zerchaninova. Civic participation of Russian schoolchildren

В каких формах Вы участвовали в благотворительности? _In what forms did you participate in charity?

Таблица 6 Table 6

Варианты / Variants

Школьники, % / Schoolchildren, %

Нефинансовой материальной помощью / Non-financial material assistance

31,5

Финансовыми средствами / By financial means

23,3

Личным участием / Personal participation

45,7

Всего / Total:

100,0

Ограниченность финансовых возможностей существенным образом влияет и на формы участия молодежи в благотворительности - большинство респондентов ответили, что принимали участие личным участием (45,7%) и нефинансовой материальной помощью (31,5%).

Анализ ответов, полученных на вопрос о возможностях участия в акции по благоустройству двора, показывает, что только 9,2% опрошенных школьников не хотели бы принимать участие в такой акции. 23,6% респондентов готовы организовать такую акцию, а 44,4% готовы принять в ней участие.

Таким образом, для активного включения школьников и реализации их потенциала в первую очередь необходимы организационные структуры, поскольку в значительной части они не чувствуют в себе наличия ресурсов для организации подобных акций. Кроме того, нежелание самостоятельно организовывать такие акции может свидетельствовать о воспринимаемом низком уровне личной результативности в области гражданского участия.

Обращает на себя внимание, что школьники из сельской местности выражают более высокую готовность организовать акцию в области благоустройства. Данное обстоятельство может быть объяснено, как с точки зрения большей эмоциональной вовлеченности, так большей готовностью реализовывать совместные инициативы в небольших местных сообществах, т.е. большей воспринимаемой личностной

эффективностью и результативностью гражданской активности.

Ответы на вопрос об информированности школьников о наличии институционализированных структур вовлечения показывают, что только половина респондентов (52,4%) осведомлена о работе общественных организаций, в том числе молодежных (таблица 7).

Несмотря на то, что осведомленность о наличии общественных организаций остается низкой, 44,8% опрошенных считают, что от их деятельности есть большая польза, и только 24,8% указывают, что польза от таких организаций незначительна (таблица 8).

Согласно полученным данным, подавляющее большинство опрошенных школьников хотели бы принимать участие в деятельности общественных организаций (63,6%), четверть респондентов (25,6%) не хотели бы принимать участие в работе общественных организаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что школьники высоко оценивают уровень своей гражданской активности и принимают участие в различных формах гражданской активности. Только 9,6% респондентов не принимали участие ни в одной из указанных форм гражданской активности. Таким образом, можно отметить высокий уровень эмоциональной вовлеченности современных школьников в общественную жизнь, что может рассматриваться как фактор будущей гражданской активности.

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 3, 2021. С. 55-69 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 3. 2021. P. 55-69

Таблица 7

Знаете ли Вы о работе общественных организаций, в том числе молодежных,

в Вашем городе (селе)?

Table 7

Do you know about the work of public organizations, including youth organizations,

Диспозиции / Dispositions Школьники, % / Schoolchildren, %

Да / Yes 52,4

Нет / No 18,0

Затрудняюсь ответить / I am at a loss to answer 29,6

Всего / Total: 100

Таблица 8

Как Вы считаете, от общественных организаций, в том числе молодежных,

есть польза или нет?

Table 8

Do you think there is any benefit from public organizations, including youth organizations, or not?

Диспозиции / Dispositions Школьники, % / Schoolchildren, %

Да, есть большая польза /Yes, there is great benefit 44,8

Да, но польза незначительная / Yes, but little benefit 24,8

Пользы нет / There is no benefit 9,6

Затрудняюсь ответить / I am at a loss to answer 20,8

Всего / Total: 100

Высокий уровень эмоциональной вовлеченности может быть использован не только в конструктивных целях, но чаще в рамках организованной протестной активности, акций гражданского неповиновения, онлайн активности, что обуславливает необходимость работы со школьниками в целях включения их в конструктивные формы гражданского участия для решения проблем местного сообщества.

Согласно данным, представленным в таблице 9, только 17,2% опрошенных школьников готовы лично принять участие в протестной акции. Но в целом, достаточно большая часть респондентов (48%) положительно относятся к протестной активности.

Только 16,4% опрошенных школьников считают, что граждане не имеют права выходить на несогласованные акции протеста (таблица 10).

Васильева Е. И., Зерчанинова Т. Е. Гражданское участие российских школьников E. I. Vasileva, T. E. Zerchaninova. Civic participation of Russian schoolchildren

Таблица 9 Отношение школьников к протестной активности Table 9 The attitude of schoolchildren to protest activity

Диспозиции / Dispositions Школьники, % / Schoolchildren, %

Положительное, готов сам принять участие в активных действиях, протесты помогают обратить внимание на существующие проблемы в обществе / Positive, I am ready to take part in active actions myself, protests help to draw attention to existing problems in society 17,2

Положительное, готов помогать финансами, информационно и т.д. / Positive, ready to help with finances, information, etc. 7,2

Положительное, но сам принимать участие не хочу / Positive, but I don't want to take part myself 23,6

Отрицательное, нет от них пользы / Negative, no benefit from them 11,6

Отрицательное, протесты раскачивают в интересах отдельных лиц / Negative, protests are rocking in the best interests of individuals 6,4

Отрицательное, много существует конструктивных форм взаимодействия с властью / Negative, there are many constructive forms of interaction with the authorities 4,4

Предпочитаю не высказываться по данному вопросу / I prefer not to speak out on this issue 14,4

Затрудняюсь ответить / I am at a loss to answer 15,2

Всего / Total: 100,0

Таблица 10

Как Вы считаете, имеют ли право граждане выходить на несогласованные акции протеста?

Table 10

_In your opinion, do citizens have the right to go to uncoordinated protest actions?_

Диспозиции / Dispositions

Школьники, % / Schoolchildren, %

Да, всегда / Yes always

20,8

Да, но только, если вопрос очень значительный / Yes, but only if the question is very significant

37,2

Да, если по-другому власть не понимает / Yes, if the authorities do not understand otherwise

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25,6

Нет / No

16,4

Всего / Total:

100,0

В целом, рассмотренные выше результаты совпадают с мнением экспертов. Все эксперты высказались, что молодежь активна, однако активность носит в основ-

ном стихийный, слабо организованный характер. Высокий уровень гражданской активности молодежи наблюдается уже в более старшем возрасте - в образовательных

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 3, 2021. С. 55-69 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 3. 2021. P. 55-69

организациях высшего образования, стройотрядах. На уровне школы гражданские инициативы представлены незначительно.

Эксперт 21: Школьники активно вовлекается в различные культурно-массовые мероприятия, создание и их организацию. Очень развито спортивное направление.

Эксперт 30: Практика такова, что искусственно исключаются школьники из партисипаторного бюджетирования, поскольку участвовать можно только с 16 лет. Если бы было с 14 лет, можно было бы развивать инициативное бюджетирование в школах, поэтому надо принимать иной закон чтобы вовлекать школы в этот процесс. Таким образом, на лицо не понимание, что участие - это социальная технология.

По мнению экспертов, молодежь посредством сети Интернет активно вовлекается в разнообразные неконструктивные формы активности, в протесты, в этой связи, важно формировать молодёжные объединения на территории своего муниципального образования.

Эксперт 18: Школы и прочие молодёжные объединения непосредственно должны формировать молодежные объединения при муниципалитете. Если на местах работа будет выполняться должным образом, то в целом по стране мы будем иметь положительную тенденцию к формированию молодого человека.

По мнению экспертов, важным механизмом развития гражданской активности является личный пример, а также организационные условия для создания полноценного диалога с молодежью.

Эксперт 20: Необходим учет мнения молодежи и его реализация. Серьезным негативным воздействием на гражданские инициативы молодежи оказывает навязывание какого-либо мнения со стороны, которого они не придерживаются. Необходимо быть аккуратными, вставать на их позицию и придерживаться в какой-то степени их точки зрения.

Также эксперты отметили, что в целом органы местного самоуправления, органы государственной власти не заинтересованы во взаимодействии с молодежью в процессе решения вопросов местного значения, в силу того, что органы не понимают целей этого взаимодействия.

Эксперт 21: Органы не понимают, не видят в этом смысла. К тому же являются слишком возрастными и зачастую просто думают, что молодежь - это угроза. Необходимо изменить подход и рассматривать молодежь как потенциал, в рамках которого можно расширить границы реализации работы и программы муниципального образования.

По мнению экспертов, именно организационная работа способна поддерживать инициативы школьников и выстраивать им жизненную траекторию.

Эксперт 6: На мой взгляд, школы, вузы и молодежные объединения играют большую роль в формировании активной гражданской позиции. Как правило, одной идеи и желания недостаточно, необходима помощь и поддержка извне. Школы и учреждения среднего и высшего образования должны всячески поддерживать инициативных ребят и помогать им в реализации их начинаний. Большая роль сохраняется и за органами государственной власти и органами местного самоуправления, поскольку в их руках сконцентрированы ключевые ресурсы, которые как правило необходимы молодым людям в осуществлении их общественно полезной деятельности.

Заключение (Conclusions). Результаты исследования показывают важность знаний в области возможностей участия и восприятия результативности гражданственности при объяснении будущей вовлеченности школьников в различные формы гражданской активности. Различные формы самоорганизации в рамках школы оказывают положительное влияние на развитие гражданской и политической активности обучающихся.

Васильева Е. И., Зерчанинова Т. Е. Гражданское участие российских школьников E. I. Vasileva, T. E. Zerchaninova. Civic participation of Russian schoolchildren

Одной из форм такого вовлечения может стать практика инициативного бюджетирования в школах. Тем не менее, в настоящее время указанный проект носит точечный характер и не получил массового распространения. Положительно повлиять на развитие гражданской и в дальнейшем политической активности учащихся могут и такие формы как участие в школьном самоуправлении, работа в школьном совете, различные имитационные игры (имитация судебных процессов, парламентских дебатов, выборов и т.п.).

Кроме того, важнейшим фактором выступает вовлечение молодежи в деятельность общественных организаций и гражданских инициатив в школе. Участие школьников в общественных объединениях и организациях будет способствовать развитию их гражданской активности и станет одним из источников социального капитала. Поэтому необходимо развивать взаимодействие школ и местных общественных организаций, а также создавать разнообразные школьные структуры для формирования гражданской ответственности, коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия.

Список литературы

Доманов В. Г. Гражданское соучастие (участие) // Словарь по политологии / Под ред.

B. Н. Коновалова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001.

Какабадзе Ш. Ш., Зайцев Д. Г., Звягина Н. А., Карастелев В. Е. Институт гражданского участия: проверка деятельностью субъектов // Полис. Политические исследования. 2011. № 3.

C. 88-108.

Мартынова Т. Н., Яницкий М. С., Зеленин А. А., Пфетцер С. А. Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи // Профессиональное образования в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 160-167.

Никовская Л. И., Скалабан И. А. Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития // Полис. Политические исследования. 2017. № 6. С. 43-60.

Филоненко В. И., Мосиенко О. С., Магра-нов А. С. Роль школы в формировании гражданской активности студенческой молодежи вузов Дона // Власть. 2019. Т. 27, № 1. С. 96-103. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i1.6234.

Barrett M., Pach D. Youth Civic and Political Engagement. London: Routledge, 2019. DOI: https://doi.org/10.4324/9780429025570.

Bennett E. A., Cordner A., Klein P. T., Savell S., Baiocchi G. Disavowing politics: Civic engagement in an era of political skepticism // American Journal of Sociology. 2014. № 119 (20). Pp. 518-548. DOI: https://doi.org/10.1086/674006.

Couldry N., Jenkins H. Participations: Dialogues on the Participatory Promise of Contemporary Culture and Politics // International Journal of Communication. 2014. № 8. Pp. 1107-1112.

Couldry N., Mejias U. A. Data Colonialism: Rethinking Big Data's Relation to the Contemporary Subject // Television & New Media. 2018. № 20 (4). Pp. 336-349. DOI:

https://doi.org/10.1177/1527476418796632.

Ekman J., Amna E. Political Participation and Civic Engagement: Towards A New Typology // Human Affairs. 2012. № 22. Pp. 283-300. DOI: https://doi.org/10.2478/s13374-012-0024-1.

Houston D. J. and Harding L. H. Public trust in government administrators explaining citizen perceptions of trustworthiness and competence // Public Integrity. 2014. № 16 (1). Pp. 53-76.

Kaase M. Mass participation // Continuities in political action; Jennings M. K. and Van Deth J. W. et al. (eds.). Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1990. Pp. 23-67.

Metzger A., Ferris K. A., Oosterhoff B. Adolescents' Civic Engagement: Concordant and Longitudinal Associations among Civic Beliefs and Civic Involvement // Journal of Research on Adolescence. 2019. № 29 (4). Pp. 879-896. DOI: https://doi.org/10.1111/jora.12423.

Middaugh E., Clark L. S. and Ballard P. J. Digital Media, Participatory Politics, and Positive Youth Development // Pediatrics. 2017. № 140 (2). Pp. 127-131. DOI:

https://doi.org/10.1542/peds.2016-1758Q.

Torney-Purta J. The school's role in developing civic engagement: A study of adolescents in twenty-eight countries // Applied Developmental Science. 2002. № 6 (4). Pp. 203-212. DOI: https://doi.org/10.1207/S1532480XADS0604_7.

Wicks R. H., Wicks J. L., Morimoto S. A., Maxwell A., Schulte S. R. Correlates of political and civic engagement among youth during the

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 3, 2021. С. 55-69 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 3. 2021. P. 55-69

2012 presidential campaign // American Behavioral Scientist. 2014. № 58 (5). Pp. 622-644. DOI: https://doi.org/10.1177/0002764213515226.

References

Domanov, V. G. (2001), Grazhdanskoe souchastie (uchastie) [A Dictionary of Political Science], in Konovalov, V. N. (ed.), Publishing House of the Russian State University, Rostov-on-Don, Russia. (in Russian)

Kakabadze, Sh. Sh., Zaitsev, D. G., Zvyagina, N. A. and Karastelev, V. E. (2011), "The Institute of Civil Participation: Verification by the Activities of Subjects", Polis. Political Studies, 3, 88-108. (in Russian)

Martynova, T. N., Yanitskiy M. S., Zelenin A. A. and Pfetzer, S. A. (2019), "Volunteer activity as a form of social and civic activity of student youth", Professional education in Russia and abroad, 1, 160-167. (in Russian)

Nikovskaya, L. I. and Skalaban, I. A. (2017), "Civic participation: features of discourse and trends of real development", Polis. Political Studies, 6, 43-60. (in Russian)

Filonenko, V. I., Mosienko, O. S. and Ma-granov, A. S. (2019), "The role of school in the formation of civic engagement of student youth in Don universities", Power, 27 (1), 96-103. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i1.6234 (in Russian)

Barrett, M. and Pachi, D. (2019), Youth Civic and Political Engagement, Routledge, London. DOI: https://doi.org/10.4324/9780429025570.

Bennett, E. A., Cordner, A., Klein, P. T., Savell, S. and Baiocchi G. (2014), "Disavowing politics: Civic engagement in an era of political skepticism", American Journal of Sociology, 119 (20), 518-548. DOI:

https://doi.org/10.1086/674006.

Couldry, N. and Jenkins, H. (2014), "Participations: Dialogues on the Participatory Promise of Contemporary Culture and Politics", International Journal of Communication, 8, 1107-1112.

Couldry, N. and Mejias, U. A. (2018), "Data Colonialism: Rethinking Big Data's Relation to the Contemporary Subject", Television & New Media, 20 (4), 336-349. DOI:

https://doi.org/10.1177/1527476418796632.

Ekman, J. and Amna, E. (2012), "Political Participation and Civic Engagement: Towards A New Typology", Human Affairs, 22, 283-300. DOI: https://doi.org/10.2478/s13374-012-0024-1.

Houston, D. J. and Harding, L. H. (2014), "Public trust in government administrators explaining citizen perceptions of trustworthiness and competence", Public Integrity, 16 (1), 53-76.

Kaase, M. (1990), "Mass participation", in Jennings, M. K. and Van Deth, J. W. et al. (eds.), Continuities in political action, Walter de Gruyter, Berlin, New York, 23-67.

Metzger, A., Ferris, K. A. and Oosterhoff, B. (2019), "Adolescents' Civic Engagement: Concordant and Longitudinal Associations among Civic Beliefs and Civic Involvement", Journal of Research on Adolescence, 29 (4), 879-896. DOI: https://doi.org/10.1111/jora.12423.

Middaugh, E., Clark, L. S. and Ballard, P. J. (2017), "Digital Media, Participatory Politics, and Positive Youth Development", Pediatrics, 140 (2), 127-131. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2016-1758Q.

Torney-Purta, J. (2002), "The school's role in developing civic engagement: A study of adolescents in twenty-eight countries", Applied Developmental Science. 6 (4), 203-212. DOI: https://doi.org/10.1207/S1532480XADS0604_7.

Wicks, R. H., Wicks, J. L., Morimoto, S. A., Maxwell, A. and Schulte, S. R. (2014), "Correlates of political and civic engagement among youth during the 2012 presidential campaign", American Behavioral Scientist, 58 (5), 622-644. DOI: https://doi.org/10.1177/0002764213515226.

Статья поступила в редакцию 03 августа 2021 г. Поступила после доработки 12 сентября 2021 г. Принята к печати 14 сентября 2021 г.

Received 03 August 2021. Revised 12 September 2021. Accepted 14 September 2021.

Конфликты интересов: у авторов нет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the authors have no conflicts of interest to declare.

Васильева Елена Игоревна, кандидат социологических наук, доцент кафедры регионального и муниципального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург, Россия.

Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой регионального и муниципаль-

ного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург, Россия.

Elena I. Vasileva, PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Regional and

Municipal Government, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Yekaterinburg, Russia.

Tatiana Ev. Zerchaninova, PhD in Sociology, Associate Professor, Head of the Department of Regional and Municipal Government, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Yekaterinburg, Russia.

Васильева Е. И., Зерчанинова Т. Е. Гражданское участие российских школьников E. I. Vasileva, T. E. Zerchaninova. Civic participation of Russian schoolchildren

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.