Факторы привлекательности зарубежных стран в межпоколенческом ракурсе
Полякова Екатерина Андреевна,
старший лаборант, Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук E-mail: [email protected]
Печкуров Илья Васильевич,
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук E-mail: [email protected]
Месхи Бебури Бесикович,
кандидат социологических наук, младший научный сотрудник, Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук E-mail: [email protected]
Целью исследования является определение основных факторов привлекательности стран для зарубежного туризма, различий в восприятии и оценке других стран для посещения и возможной миграции в представлении X, Y, Z-поколенческих групп современных россиян. Методологической базой исследования стали результаты социологического опроса, проведенного коллективом ЮРФ ФНИСЦ РАН в 2023 году. Выборочную совокупность исследования составили жители г. Таганрога. Фундаментом для описания поколений стала классификация возрастных групп, описанная В.В. Радаевым. Выявленные предпочтения и основные мотивации поездок в разные страны показывают, что для туризма людей Z-поколения важна развитая система досуга, туристических и развлекательных услуг, а также шоппинга, Y-поколения - реализация трудовых возможностей и карьерных перспектив помимо досуга, а для Х-поколения - изучение культуры и интересное проведение времени. Полученные в ходе исследования данные предоставляют ценную информацию о восприятии зарубежных стран представителями разных поколений. Такие данные могут демонстрировать существующие в обществе стереотипы и предубеждения. Также выявляются тенденции, которые расширяют понимание современной межпоколенческой динамики, меняющиеся ценностные ориентации. Говоря о практической значимости такого материала, полученные выводы могут помочь в развитии межкультурного диалога, создании эффективных мер государственного управления и реформ, направленных на увеличение привлекательности жизни в родной стране.
Ключевые слова: возрастные когорты, X, Y, Z-поколения
международная жизнь, факторы привлекательности.
£7
U
СМ
см
о
Z
76
Введение
В настоящее время в рамках современного научного дискурса можно проследить тенденцию актуализации вопросов отношения россиян к геополитическим, а также межнациональным и мировым событиям, влияющим на взгляды населения на те или иные страны мира. В рамках этого направления рассматриваются темы, связанные с миграционной политикой, обострением проблем национальной розни, повышения конфликтогенности межэтнических отношений, социально-экономических аспектов жизни населения и многое другое. Достаточно интересным в этом ключе является выявление разницы в восприятии жизни зарубежом, представлений о возможностях поездки или переселения в разные государства и мнения об их достоинствах и недостатках.
Можно также отметить, что на данный момент российское государство находится в условиях дезинтеграции с мировым сообществом, что во многом обусловлено конфронтацией со странами Запада, а также развернувшимися событиями Специальной военной операции, начало которой запустило череду санкций и антироссийских настроений по всему миру. В этих условиях можно прослеживать настоящий раскол мнений общественности и населения по поводу союзников и противников России на мировой арене. Кроме того, наша страна ведет политику, основанную на создании уникальной национальной идентичности, связанной с сохранением и укреплением традиционных ценностей и поддержанием новых путей развития русского общества. И после долгих лет тотальной глобализации, повлиявшей на несколько поколений современных людей, интересно было бы проследить динамику изменения представлений о зарубежной жизни, которые трансформировались именно под влиянием этих многочисленных факторов.
Внимание к рассмотрению данной проблемы с точки зрения межпоколенческого подхода привлек и тот факт, что современная Россия переживает глубокие демографические изменения. Сдвиг возрастных границ, удлинение трудового периода, раннее вхождение молодежи во взрослую жизнь и повышение продолжительности жизни в целом формируют сложные возрастные структуры, особенно в условиях «цифрового общества». [2] Эти изменения, в свою очередь, могут оказывать влияние на представления о жизни за рубежом, порождая различия и даже конфликты между поколениями.
Обобщая данные факты, можно сказать, что выбранный нами метод межпоколенческого анализа зарубежной жизни, а также факторов выбора тех или иных стран, в качестве более предпочитаемых для посещения и туризма, может помочь выявить актуальные для разных возрастных групп населения социально-экономические проблемы и наиболее важные направления развития государственной политики разных стран.
Методология и методы
Изучение межпоколенной динамики - это ключ к пониманию трансформаций социальной структуры. Чтобы разобраться в трансформации факторов привлекательности
зарубежных стран для разных категорий населения, было проведено исследование, опирающееся на методологию проекта «Информированность населения о международной жизни и отношение к различным странам». Этот проект, в свою очередь, вдохновлен масштабным социологическим исследованием Б.А. Грушина «Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения», который проводился среди жителей г. Таганрога. В исследовании анализировались данные, полученные коллективом ЮРФ ФНИСЦ РАН. Особое внимание уделялось выявлению различий и сходств в восприятии зарубежных стран представителями разных поколений. И в качестве критериев оценки учитывалось не только отношение к конкретным странам, но и образы «дружественных» и «отталкивающих» государств и мест для поездок. [3]
Также нельзя не сказать об основаниях описания по-коленческих различий. В данном аспекте мы ссылаемся на подход В.В. Радаева, который подразумевал под «поколением» социально-историческую категорию, сочетающую в себе и исторически сложившиеся общие характеристики, временную линию жизни, так и общность социальных факторов, влияющих на социализацию людей. Согласно его концепции, поколения, несмотря на сосуществование в едином социальном пространстве, отличаются друг от друга не только по возрасту, но и характерными чертами, сформированными влиянием исторических периодов, которые они пережили.
В. В. Радаев выделяет шесть поколений [7], определяющих современную российскую социально-возрастную структуру. Каждое из них несет в себе отпечаток уникального исторического опыта, формирующего его ценности и мировоззрение. Самое старшее поколение (до 1938 г.) застало Великую Отечественную войну в детстве и прошло через послевоенное восстановление. Следующее поколение (1939-1946 гг.) родилось в годы войны и созревало в эпоху хрущевской оттепели, вожной для них стала эпоха реформ 80-90-х годов.
Поколение «беби-бумеров» (1947-1967 гг.) родилось в послевоенные годы и стало свидетелем восстановления страны после разрухи. Следующее - «Поколение X» (1968-1981 гг.) - застало перестройку и горбачевские реформы, формируя свое взросление в период глубоких социальных и политических изменений.
«Миллениалы» (1982-2000 гг.) - поколение «лихих 90-х», пережившее экономический и социальный перелом. Наконец, «центиниалы» или «поколение Z» (после 2000 г.) - это дети XXI века, мировоззрение которых формировалось в совсем ином мире, насыщенном инновационными технологиями и глобальными проблемами современности.
Такая классификация позволяет понять, как разные поколения влияют на современную российскую жизнь, какие ценности они несут в себе, и какие проблемы и возможности представляют перед обществом.
Понимание миграционных предпочтений можно проследить через исследование представлений о других странах и тех образов и стереотипов, которые остаются у населения. На данный момент существует ряд работ, связанных с данной темой. К примеру, А.А. Сорокина, А.М. Катрич и А.Н. Шилина обращали внимание на молодое поколение, говоря о взаимных представлениях о друг друге студентов из Южной Кореи и России. Но в нашем случае внимание будет уделено не только перечислению мнения о тех или иных странах. Важно понять, какие элементы образа зарубежных стран делают их привлекательными для людей разных поколений и какие факторы их мотивируют к переезду или продолжению жизни на Родине.
Основная часть
Метод исследования Б.А. Грушина, посвященный исследованию механизмов формирования массового сознания, предложил нестандартный подход к изучению отношения россиян к своей стране и зарубежным государствам. Вместо традиционного предложения списка стран для оценки, участники опроса сами изначально выбирали несколько стран, которые хотели бы посетить. Такой метод позволил заглянуть в глубину их восприятия, раскрывая не только предпочтения, но и логические основания выбора. Опрашиваемые анализировали как положительные, так и отрицательные стороны выбранных стран, аргументируя свой выбор и демонстрируя уровень знаний о разных сферах жизни в них. «Таганрогский проект» позволил увидеть не только то, какие страны привлекают россиян, но и как формируется их отношение к зарубежным государствам, какие критерии они применяют при выборе места для путешествия. И именно такой подход может помочь нам выяснить истинные мотивации участников.
Данные использованного нами исследования были получены в ходе опроса жителей г. Таганрога в возрасте 18-60 лет. Были представлены три поколения: Z, Y и X, каждое из которых обладает своими уникальными особенностями, сформированными под влиянием исторического контекста и особенностей своего времени. Z-поколение (18-29 лет) - это «цифровые люди», наиболее погруженные в среду виртуальной реальности и постоянного потока информации. Их восприятие мира формируется под влиянием цифровых технологий и социальных сетей, что отражается на их взглядах на жизнь и ценности. Y-поколение (30-49 лет) - это «поколение карьеристов», находящееся на пике своей профессиональной активности и строительство карьеры является для них одним из ключевых приоритетов на данный момент. Х-поколение (50 лет и старше) - это самое старшее из представленных возрастных групп, которое обладает богатым жизненным опытом, но сталкивается с главной проблемой современности - низким качеством владения современными устройствами и низкими цифровыми компетенциями. Мировоззрение таких людей формировалось под влиянием событий прошлого, ценностей СССР и коллективизма. Описанное нами выше разделение возрастных общностей позволяет нам выявить нюансы в отношении к определенным вопросам в зависимости от конкретного возрастного диапазона внутри каждого поколения. [5]
Выборка исследования составила 1701 человек. Среди всех опрошенных к группе 18-24 относились 125 человек, 25-29-113 человек, 30-39-339 человек, 4049-299 человек, 50-59-275 человек, а также к группе 60 лет и более - 550 человек из числа всех респондентов. Получается, что среди опрошенных к представителям Х-поколения относились 825 человек, Y-поколение представляли 638 человек, а Z - 238 респондентов.
В первую очередь мы обратимся к вопросу основных туристических предпочтений разных поколений. Наиболее популярными в иерархии стали страны с высоким уровнем жизни населения, доступными для жителей благами и свободами. Многие опрошенные выбирали такие страны, как Швейцария (6,6%), Китай (6,1%) Германия (4,8%) и Белоруссия (4,2%). Такие результаты были получены из обобщенных данных по всем возрастам при множественных вариантах выбора. Но также мы можем более детально рассмотреть каждую возрастную когорту.
Представления об идеале государства варьируются в зависимости от возраста. Так, современные центиниалы предпочли бы для посещения и возможной миграции Францию (8,6%), Италию (7,7%), а также азиатские
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
-о
=Е СГ
страны - Китай (6,6%) и Япония (5,9%). Среди респондентов в группе Z-поколения, отмечался выбор в пользу Норвегии (13,3%) и США (8,7%). Норвегия за последние 10-15 лет стала излюбленным местом для посещения и возможной миграции, привлекая высоким уровнем жизни, развитой системой защиты прав и свобод граждан, а также политической и экономической стабильностью [1].
А вот мотивационная подоплека таких предпочтений в большей степени основывается на личном интересе, а не прагматических основаниях. Наиболее популярной причиной среди молодых людей стало желание познакомиться с другой страной, а именно «познакомиться с иной культурой, историей, традициями и обычаями» (76,2%), а также оставить позитивные воспоминания и впечатления, «хорошо и интересно провести время» (70,3%). И ещё 25,1% опрошенных выбирают страны с целью «шопинга», что достаточно актуально в ситуации, когда Россия оказалась в состоянии ограничений и санкций со стороны других стран. И также отметим, что 20% представителей Z- поколения хотели бы поехать за рубеж с целью реализации своих профессиональных интересов.
При этом вопрос, связанный с выбором приоритетных сфер, интересующих человека при выборе страны, демонстрирует нам, что молодые люди в первую очередь интересуется историко-культурным наследием (60,1%), природой (61,3%), местами отдыха и развлечений (60,5%), а также бытовой жизнью принимающей стороны (52,1%). Такой интерес соответствует их мотивации выбора страны для посещения и соотносится с главными целями поездок в выбранные государства. Т. е. молодые люди стремятся не только познакомиться с культурой и историей других стран, но и интересно провести время.
А вот сфера науки и технологий, развитая экономическая отрасль и прогресс в основном интересует студентов, желающих поехать в страны Азии, в частности, в Китай (48,2%) и Японию (30,2%). Очевидно, что устоявшееся мнение о том, что эти страны - мировые лидеры по развитию технологий и инноваций, четко прослеживается в мировоззрении российской молодёжи. [4] Также отметим, что в последние 5 лет можно наблюдать устойчивый тренд проникновения восточной культуры в современную жизнь россиян: популяризация музыки, традиций, еды, образа жизни, аниме и других исконно восточных символов, которые быстро переняли и распространили по всему миру. [6]
Таким образом, исследование демонстрирует, что мотивы путешествий молодежи многогранны и отражают как интерес к изучению мира, так и желание получить новые впечатления и опыт. Такие причины выбора зарубежных стран демонстрируют, что современное молодое поколение ставит ценность досуга и интересного времяпрепровождения выше многих прагматических причин, изучение культуры, погружения в новую среду, знакомства с иностранцами и др. В этом случае основные факторы привлекательности: развитая туристическая сфера, доступ к интересным местам для современной молодёжи, развлекательные программы, достопримечательности старого и нового мира, а также многочисленные варианты шоппинга, в особенности актуальны бренды, которые недоступны для покупки в РФ. £2 Следующее Y-поколение намного чаще в качестве " возможной страны для посещения отдавало предпочте-сч ние следующим странам: ОАЭ (Объединенные Арабские ~ Эмираты) (4,5%) и Германия (12,9%). Германия и ОАЭ, ° как отмечается экспертным сообществом, это страны, г известные своим успехом в промышленности и добыва-
ющей сфере, высоким уровнем жизни и развитыми технологиями. Можно отметить, что тот же Дубай на данный момент притягивает специалистов со всего мира возможностями развития бизнеса и построения карьеры. Тренд на отдых в ОАЭ достаточно актуален, поэтому не удивительно, что люди среднего возраста делают такой выбор.
Опрос показал, что респонденты этой возрастной группы отмечают в качестве ключевых факторов привлекательности данных государств: «состояние промышленности» в Германии (50%) и ОАЭ (132,2%) и «сферу обслуживания и сервиса» в Германии (82,7%) и ОАЭ (110,9%). Это свидетельствует о том, что для людей старше 30 лет важны трудовые перспективы, качество инфраструктуры и сервисного обслуживания, а также уровень заботы о гражданах. Эти факторы делают Германию и ОАЭ привлекательными не только для туристов, но и для людей, ищущих новые возможности для реализации своего потенциала.
И эта же ситуация прослеживается при оценках основных мотиваций для посещения зарубежья у данной категории граждан. Первоочередными становятся профессиональные интересы (82,3%), в то время как развлекательные намеренья и получение ярких впечатлений уходит на второй план (76%). Высоко оценивается культурная составляющая (78, 3%), что указывает на то, что люди среднего возраста стремятся заграницу как раз для развития двух направлений своей жизни: туризм, но направленный больше на знакомство с новой страной, посещение мест культурной значимости и памятников истории, а также расширение своих карьерных возможностей.
Современные россияне- Х-поколения мы можем увидеть явный перекос в выборе как стран для посещения, так и мотиваций. К числу государств, которые стали фаворитами по выбору среди людей старшего возраста мы можем заметить те страны, которые относятся к блоку постсоветских: Белоруссия (10,8%), Казахстан (15,4%), Абхазия (11,3%), а также европейские страны Великобритания (3,7%) и Япония (7,2%). Выбор таких стран может обуславливаться периодом социализации во времена существования СССР, когда дружественные Советскому Союзу страны были достаточно привлекательны как в туристическом плане, так и в социально-экономическом. В остальном же выбранные государства на данный момент можно назвать достаточно стабильными в экономическом плане, а выбранные страны ближнего зарубежья- дружественными с Россией, что повышает их привлекательность для Х-поколения.
Мотивационная картина при анализе ответов складывается таким образом, что пожилые люди в большей степени стремятся «получше узнать страну» (129,2% при множественном выборе вариантов), «возможность интересно провести время» (112,5%), а также, что интересно, «посетить знакомые места» (76%), возможно те, где люди были в юности и во времена молодости, когда ещё существовал Советский Союз и такие поездки были проще, чем сейчас, особенно, если говорить про ближнее зарубежье. Можно предположить, что к числу важных факторов для привлечения данной группы населения могут служить маркетинговые стратегии, построенные на воспоминаниях о советском прошлом, на ностальгии по былым временам, размеренные и спокойные виды досуга, упор на культурных особенностях и традициях.
Заключение
Подводя итог представленного анализа, можно сделать несколько выводов, касающихся предпочтений и устано-
вок разных поколений современных россиян. Мы можем понять, что есть значительные различия в выборе возможных стран для посещения, а также мотивациях, которые могли бы обуславливать цели поездки в те или иные зарубежные места. И в то время, как обозначенное нами Z-поколение демонстрирует «Я-ориентацию», беспокоясь в заграничных поездках о хорошем досуге и приятном времяпрепровождении, а также возможностях шоппинга заграницей, то более взрослые люди- Y- поколение или же миллениалы, хоть и высказывают интерес к проведению досуга и отдыху, но уже очевидно более важную роль определяют сфере труда и построению карьерных траекторий в новых государствах. В это же время мотивации людей X-поколения достаточно интересны, поскольку и предпочтения данной группы были представлены странами ближнего зарубежья, так и к числу основных мотиваций относилось посещение памятных мест, что говорит о желании ностальгического отдыха в других странах. Именно эти сферы становятся основными выделенными нами факторами привлекательности, которые становятся разными для разных возрастных групп населения. И именно на эти факторы можно сделать упор при трансформировании и развитии регионов нашей страны, чтобы укреплять позицию любви и интереса к своей Родине в межпоколенческом ракурсе.
Литература
1. Аршба О. Иммиграция и мультикультурализм в странах Скандинавии / О. Аршба, С. Татунц // Государственная служба. - 2015. 2 (94). С. 100-106.
2. Бауман З. Текучая современность / З. Бауман; [пер. с англ. С.А. Комаров]. - Москва [и др.] Питер, 2008. 238 с. - ISBN 978-5-469-00034-1. - EDN QOABEJ.
3. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 2-я. Эпоха Брежнева (часть 2-я) / Б.А. Грушин. - Москва: Прогресс-Традиция, 2006. С. 782-838.
4. Добрынина М.И. Китайская миграция в условиях модернизации: Российский вектор / М.И. Добрынина // Вестник ЗабГ У. - 2023. 1. С. 149-157
5. Ковин Е. А., Лысенко О.В. Практическая ценность современных теорий поколений в социологии // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2020. 1. 33-38.
6. Костина В. С., Мозолёва Т.Е., Муравьева М.Е. Анализ современных медиатрендов России, Китая и Японии // Вестник науки. - 2024. 3. 5 (74): 10111022.
7. Радаев В.В. Миллениалы: как меняется российское общество / В.В. Радаев. - Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
FACTORS OF ATTRACTIVENESS OF FOREIGN COUNTRIES IN AN INTERGENERATIONAL PERSPECTIVE
Polyakova E.A., Pechkurov I.V., Meskhi B.B.
South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences
The purpose of the study is to determine the main factors of attractiveness of countries for foreign tourism, differences in the perception and assessment of other countries for visiting and possible migration in the opinion of X, Y, Z-generational groups of modern Russians. The methodological basis of the study was the results of a sociological survey conducted by the team of the South-Russian Branch of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences in 2023. The sample population of the study consisted of residents of Taganrog. The classification of age groups described by V.V. Radaev became the foundation for describing generations. The revealed preferences and main motivations for traveling to different countries show that for the tourism of people of the Z-generation, a developed system of leisure, tourist and entertainment services, as well as shopping are important, for the Y-generation - the realization of labor opportunities and career prospects in addition to leisure, and for the X-generation - studying culture and interesting pastime. The data obtained during the study provide valuable information about the perception of foreign countries by representatives of different generations. Such data can demonstrate existing stereotypes and prejudices in society. Trends are also identified that expand the understanding of modern intergenera-tional dynamics, changing value orientations. Speaking about the practical significance of such material, the findings can help in the development of intercultural dialogue, the creation of effective public administration measures and reforms aimed at increasing the attractiveness of life in the home country.
Keywords: age cohorts, X, Y, Z-generations, international life, attractiveness factors.
References
1. Arshba O. Immigration and multiculturalism in the Scandinavian countries / O. Arshba, S. Tatunts // Public service. - 2015. 2 (94). - pp. 100-106.
2. Bauman Z. Liquid modernity / Z. Bauman; [translated from English by S.A. Komarov]. - Moscow [and others] Piter, 2008. 238 p.
3. Grushin B.A. Four lives of Russia in the mirror of public opinion polls. Essays on the Mass Consciousness of Russians during the Times of Khrushchev, Brezhnev, Gorbachev, and Yeltsin in 4 Books. Life 2. The Brezhnev Era (Part 2) / B.A. Grushin. -Moscow: Progress-Tradition, 2006. pp. 782-838.
4. Dobrynina M.I. Chinese Migration in the Context of Modernization: Russian Vector / M.I. Dobrynina // Bulletin of ZabS U. 2023. 1. pp. 149-157
5. Kovin E. A., Lysenko O.V. Practical Value of Modern Theories of Generations in Sociology // Bulletin of PSU. Series No. 3. Humanities and Social Sciences. 2020. 1. 33-38.
6. Radaev V.V. Millennials: how Russian society is changing / V.V. Radaev. - Moscow: Publishing House of the National Research University Higher School of Economics, 2019.
7. Kostina V. S., Mozolyova T.E., Muravyova M.E. Analysis of modern media trends in Russia, China and Japan // Science Bulletin. 2024. 3. 5 (74): 1011-1022.
C3
о
er
IE О
-о
IE U~