удк 316.4
щш doi 10.18522/2227-8656.2024.3.12
sus® edn mqqkyp
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖИЗНЬ И ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ СТРАНАМ В МЕЖПОКОЛЕННОМ РАКУРСЕ
Е. А. Полякова*' **
ORCID: 0009-0004-2796-4448
* Южно-Российский филиал ФНИСЦ РАН, ** Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Цель исследования: выявить основные различия в восприятии и выборе стран для потенциальной миграции и путешествий в оценках X, Y, 2-поколенческих групп современных россиян.
Методологической базой исследования стали результаты социологического опроса, проведенного коллективом ЮРФ ФНИСЦ РАН в 2023 году. Выборочную совокупность исследования составили жители г. Таганрога. Основу данной работы составил социологический проект Б. А. Грушина «Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения», в частности работа по «Таганрогскому проекту», направленному на выявление мнения жителей г. Таганрога о зарубежной жизни.
Фундаментом для описания поколений стала классификация возрастных групп, описанная В. В. Радаевым.
Результаты исследования. В рамках данного исследования было выявлено, что суще© Полякова Е. А., 2024
INTERNATIONAL LIFE AND ATTITUDE TOWARDS OTHER COUNTRIES IN AN INTERGENERATIONAL PERSPECTIVE
EkaterinaA. Polyakova* **
* South Russian Branch of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, ** Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
Objective of the study is to identify the main differences in the perception and choice of countries for potential migration and travel in the assessments of the X, Y, Z generation groups of modern Russians.
The methodological basis of the research was the results of a sociological survey conducted by the team of the Southern Russian Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences in 2023. The sample population of the study consisted of representatives of student youth in Taganrog. The basis of this work was the sociological project of B. A. Grushin "Four Lives of Russia in the Mirror of Public Opinion Polls", in particular the work on the "Taganrog Project", aimed at identifying the opinions of residents of Taganrog about foreign life. The foundation for describing generations was the classification of age groups described by V V. Radaev.
Research results. As part of this study, it was revealed that there is a difference in ideas about
ствует разница в представлениях о наиболее привлекательных странах мира у представителей разных поколенческих групп. Х-поко-ление, старшее из представленных, больше предпочитает страны с богатым культурным и историческим наследием, выбирая этот критерий в качестве одной из ключевых причин возможного путешествия, а также склоняется к государствам, которые выстроили дружественные отношения с Россией. Люди, относящиеся к Y-поколению, предпочтение отдают странам, где есть хороший шанс раскрыть свой карьерный потенциал, где развита сфера промышленности, обслуживания и сервиса. А представители 2-поколения в приоритет ставят сферу досуга, развлечения и жизнь молодежи в качестве ориентиров выбора «идеала» страны. Также современная молодежь обращает внимание на страны с высоким уровнем развития науки, технологий и инноваций.
Перспективы исследования. Материалы, полученные в ходе работы, могут служить для большего понимания существующих представлений о зарубежных странах у представителей разных поколений, изучения сложившихся стереотипов, связанных с жизнью в других государствах. Помимо этого, данная тема имеет практическое значение для разработки стратегий не только межпоколенческо-го взаимодействия, но также потенциал для установления межкультурного общения и предотвращения конфликтов на межэтнической и межкультурной почве.
Ключевые слова: X, Y, 2-поколения, международная жизнь, возрастные когорты, уровень жизни
the most attractive countries in the world among representatives of different generational groups. The X-generation, the eldest of those represented, prefer countries with a rich cultural and historical heritage, choosing this criterion as one of the key reasons for a possible trip, and also lean toward states that have built friendly relations with Russia. People belonging to the Y-generation give preference to countries where there is a good chance to reveal their career potential, where the industry, services and services are developed. And representatives of the Z-generation prioritize the sphere of leisure, entertainment and the life of young people as guidelines for choosing the "ideal" of the country. Also, modern youth pays attention to countries with a high level of development of science, technology and innovation.
Research рerspectives. The materials obtained during the work could play an important role in understanding the existing ideas about foreign countries among representatives of different generation groups and the prevailing stereotypes associated with life in these places. In addition, this topic has practical significance for developing strategies not only for intergenerational interaction, but also the potential for establishing intercultural communication and preventing conflicts on interethnic and intercultural grounds.
Keywords: X, Y, Z generations, international life, age cohorts, standard of living
Введение
На сегодняшний день вопрос отношения россиян к зарубежным странам остро стоит в поле изучения общественно-политических наук, а также всего социогуманитарного блока, связанного с исследованиями миграции, социокультурных аспектов жизни населения, межэтнических и межнациональных взаимоотношений. Активно ведется сравнение восприятия зарубежных стран в различных временных и событийных контекстах, индивидуальных предпо-
чтений, установок о тех или иных местах и народах. И, конечно, нельзя не сказать о том, что наиболее остро такое сопоставление мнений проводится в среде отечественного научного дискурса на почве развернувшегося в последние годы противостояния России со странами Запада, ознаменовавшегося многочисленными санкциями, на фоне событий начала СВО, а также масштабной волны агрессии и осуждения в сторону Российской Федерации.
Различия в понимании жизни в зарубежных странах и оценки разных государств россиянами обуславливаются также историческим контекстом и культурными стереотипами, которые за долгие десятилетия закрепились в массовом сознании граждан. Но, помимо этого, ясным становится влияние и других факторов, к примеру, наиболее актуального процесса глобальной цифровой трансформации. К настоящему времени цифровизация достигла мировых масштабов, что позволило внедрить достижения технологического прогресса, разного рода гаджеты и коммуникационно-информационные средства в повседневность современного человека. Это позволило людям узнавать большое количество деталей и фактов не только отечественных, но и зарубежных источников о многих происходящих на мировой арене ситуациях.
Кроме этого, сегодняшняя российская действительность определяется качественными изменениями в демографической структуре населения. Можно заметить тенденции смещения границ возрастных групп, достаточную продолжительность этапа трудовой деятельности населения вместе с быстрым вступлением молодежи во взрослую жизнь, достаточно стойкое увеличение продолжительности жизни, но вместе с этим появление более сложных возрастных структур вместе с приходом «цифрового общества». Такие тенденции также могут становиться причиной столкновений и различий представлениях о жизни в зарубежных странах (Бауман, 2008)
В связи с этим достаточно интересно было бы проследить тренды общественного мнения, связанные с возможностями переезда, а также туристического пребывания в различных странах мира, а также чем именно эти тенденции обусловлены у разных групп россиян. Но большее внимание в рамках данного исследования будет уделено сопоставление выявленных мнений по возрастному критерию, поскольку именно поколенческие различия стали предметом интереса в рамках проделанной работы.
Методология и методы
Теоретико-методологическую основу понимания поколенческих различий составил подход, описанный В. В. Радаевым, где «поколение» интерпретируется в качестве социальной категории. Поколенные группы сосуществуют в одном социальном поле, но обладают рядом характерных черт, отличающих их друг от друга не только по возрастному критерию. Автор выстраивает собственную классификацию поколений в зависимости и от характеристик возраста, и от сочетания исторических периодов, повлиявших на те или иные
социальные группы, пережившие одинаковый социальный опыт, объединивший их в одно поколение.
В. В. Радаев определяет шесть поколений, которые на данный момент существуют и применимы к опыту, пережитому жителями нашей страны. Наиболее старшее из всех - люди, родившиеся до 1938 г., заставшие Великую Отечественную войну в детские годы, а также юношество и молодость в послевоенные годы. Вторым в хронологическом порядке выступает поколение людей, рожденных уже в военные годы, т. е. в период 1939-1946 годов, чьи молодые годы пришлись на время хрущёвской оттепели. Именно эта категория людей определяла исход демократических и либеральных реформ, которые на территории нашей страны пришлись на 80-е и 90-е годы. Третьим поколением считаются те, кто родился в послевоенное время (1947-1967), когда страна восстанавливалась после тяжелых лет разрухи. Часто можно встретить формулировку «беби-бумеры», относящуюся к этой группе людей. Четвертое, более приближенное к современным годам, поколение 1968-1981 гг., которое застало период горбачевских преобразований и перестройки. И именно эта возрастная общность соотносится с так называемым «поколением X». Далее в классификации представлено поколение Y - люди, которые родились в период 19822000, и заставшие период «лихих 90-х», когда страна столкнулась с крупными трудностями в социально-экономической сфере. Также мы можем сказать, что научное сообщество окрестило его поколением «миллениалов». Последним поколением являются люди XXI века, появившиеся на свет после 2000 года. Также их именуют «центиниалами», или же поколением Ъ (Радаев, 2019).
Сравнение мнения разных поколений и анализ межпоколенной динамики является хорошим методом для исследования изменений в социальной структуре. Но чтобы выявить различия или сходства, прослеживающиеся в отношении россиян к зарубежным странам, а также в образах дружественных и благоприятных для поездки или отталкивающих мест для пребывания, было осуществлен анализ данных, полученных в ходе исследования от ЮРФ ФНИСЦ РАН с применением методологического конструкта из проекта «Информированность населения о международной жизни и отношение к различным странам», которое было организовано по мотивам грандиозного социологического проекта Б. А. Грушина «Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах» (Грушин, 2006).
Представленный Б. А. Грушиным методологический конструкт «Таганрогского проекта» лег в основу изучения механизмов формирования массового сознания, касающихся отношения к собственной стране и странам ближнего и дальнего зарубежья. Суть метода заключалась в проведении опроса, где опрашиваемые должны были высказать свое мнение лишь по тем нескольким странам, которые они самостоятельно выбрали бы для зарубежной поездки,
отметив при этом положительные и отрицательные стороны, обосновав свой выбор и продемонстрировав уровень знаний о разных сферах жизни в выбранном государстве.
Основная часть
Проведенное исследование так же, как и в проекте Б. А. Грушина, проходило среди жителей г. Таганрога, респондентами стали люди в возрасте от 18 до 60 лет и старше. Можно отметить, что среди респондентов обнаруживаются представители Ъ-поколения, т. е. молодые люди 18-24 лет, которые наиболее активно погружены в сферу цифровой коммуникации и виртуальной реальности, потребляя медиаконтент в большей степени, что, конечно, влияет на их восприятие реальности и жизни в мире, Y-поколения, которое на данный момент соотносится с людьми среднего возраста на пике карьерной активности и трудовой деятельности, и Х-поколения, начинающееся в нашем исследовании с возраста 50 лет и старше, которые более приближены или уже достигли пенсионного возраста, имеют богатый жизненный опыт и свой уникальный взгляд на мир.
Возрастные общности в работе были рассмотрены с точки зрения разделения опрошенных на младшие и более старшие возрастные группы в рамках X, Y, Ъ-поколений: где X - это группы 50-59 лет, 60 и старше, Y - 30-39, 40-49, а Ъ - 18-24 года и 25-29 лет.
Выборка исследования составила 1701 человек, проживающих в г. Таганроге. Среди всех опрошенных к группе 18-24 относились 125 человек, 25-29 -113 человек, 30-39 - 339 человек, 40-49 - 299 человек, 50-59 - 275 человек, а также к группе 60 лет и более - 550 человек из числа всех респондентов. Получается, что среди опрошенных к представителям Х-поколения относились 825 человек, Y-поколение представляли 638 человек, а Ъ - 238 респондентов.
И для начала мы обратимся к вопросу основных туристических предпочтений разных возрастных групп. Идеалом и наиболее прогрессирующей страной с высоким уровнем жизни населения, доступными для жителей благами и свободами многие респонденты признают такие страны, как Швейцария (6,6 %), Китай (6,1 %) Германия (4,8 %) и Белоруссия (4,2 %). Такое распределение складывается из обобщенных результатов опроса всех респондентов, но мы можем более подробно рассмотреть данный аспект в ракурсе поколенных различий. Что же обнаруживается, если обратить внимание на параметр возраста?
Примечательно, что для каждой отдельной возрастной когорты складываются разные представления об «идеальной» стране. Молодые люди, т. е. представители центиниалов, представляют наиболее высокий уровень жизни в Китае (8,5 % в группе 18-24 и 6,8 % в группе 25-29 лет). Во многом это связано со следующими причинами, которые также были отмечены респондентами в одном из вопросов анкеты в рамках множественных выборов: стремление сохранения мира на Земле этой страной (24,9 % среди опро-
шенных Ъ-поколения), развитая сфера науки и инновационных технологий (91,1 % при выборе нескольких вариантов ответа), масштабы промышленной революции (75,5 %), сфера искусства и литературы (69,1 %), а также интересная жизнь молодежи (76,4 %). Также известно, что на данный момент Китай является одним из мировых лидеров в сфере цифрового прогресса и телекоммуникационных технологий, развитой инфраструктуры в городах и богатейшего культурного наследия, что как раз и играет большую роль для молодых людей в возрасте 18-29 лет. Кроме того, изменения в стратегии развития китайского общества, динамика двусторонних отношений с Россией и воздействие глобализационных процессов оказали определяющее влияние на объемы, структуру и направленность как миграционных потоков в эту страну, так и привлечение внимания к ней. В контексте интернационализации образования вырисовываются новые векторы интеллектуальной или же образовательной мобильности, где Китай предстает в роли одного из лидеров в этой сфере. Для России Китай сейчас как раз становится стратегически значимым рынком туризма (Добрынина, 2023).
И также только в этой группе опрошенных заметно отмечался выбор в пользу Норвегии (13,3 %) и США (8,7 %). Норвегия как страна для посещения и возможной миграции стала очень популярным местом в рамках последних 10-15 лет, привлекая людей высоким уровнем жизни, политикой обеспечения прав и свобод граждан, стабильностью сфер политики и экономики (Аршба, Татунц, 2015). Но ситуация с привлекательностью США достаточно интересна, поскольку на данный момент именно это государство можно отнести к категории оппозиционных и даже конфликтных в отношениях с Россией стран. И удивительно, что только молодые люди находят данную страну интересной, ставя уровень жизни на высокие позиции. Можно отметить, что это вызвано высоким уровнем плюрализма мнений поколения Ъ, интересом к жизни в странах, являющихся мировыми лидерами, или же сохранившимся до сих пор трендом об «американской мечте».
Среди группы опрошенных Y-поколения были отдельно от общей массы выделены такие страны, как: ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты) (4,5 %), Германия также стала наиболее популярной страной у людей этого возраста (12,9 %). Отметим, что именно эти страны имеют большой успех на мировом рынке промышленности и добывающей сферы, действительно высокий уровень жизни, владеют развитыми технологиями. И пребывание в таких странах открывает перед человеком много карьерных перспектив, что, скорее всего, и привлекает молодых людей в возрасте от 30 лет и более старшие возраста. Достоинствами этих стран в опросе как раз и выбирались «состояние промышленности» в Германии - 50 % и в ОАЭ - 132,2 %, «сфера обслуживания и сервис» в Германии - 82,7 % и ОАЭ - 110,9 %. Мы видим, что важными позитивными качествами для людей данной возрастной когор-
ты становятся трудовые перспективы, качество инфраструктуры и сервисного обслуживания в стране, забота о гражданах.
Во мнениях самого старшего из представленных поколений прослеживались предпочтения в сторону таких стран, как Великобритания (3,7 %) и Япония (7,2 %), которые также можно охарактеризовать как прогрессивные, развитые и богатые культурным наследием. Но также представители Х-поко-ления в большей степени выбирали Белоруссию (10,8 %), отмечая следующие привлекательные стороны жизни: историческое и культурное наследие (144,1 % при выборе нескольких вариантов из предложенных), быт и нравы населения (131,9 %). В данном аспекте мнения когорт 50-59 лет и 60+ лет никак не противоречили друг другу и во многом сошлись. И хотя Белоруссия является дружественной по отношению к России страной, а быт и характеристики населения во многом соотносятся с российским обществом, можно сказать, что выстроенная правительством крепкая связь этих двух государств отразилась не только на восприятии Белоруссии как дружественной и братской страны СССР, существование которого еще застали «бэби-бумеры», но и на сегодняшнем доверии к дружбе между странами в условиях глобального кризиса российских отношений с западным миром. Поэтому и высокий уровень жизни, по мнению людей старшего и пенсионного возраста, в одной из стран - членов СНГ представляется достаточно высоким.
Заключение
Таким образом, при детальном рассмотрении мнений X, Y, Ъ-поколений о более привлекательных странах мира можно заметить явные различия не только в самом распределении оценок, но и в тех в факторах, которые становятся значимыми для людей разных возрастных групп. В случае с молодыми центиниалами ключевую роль начинают играть возможности развития и уровень достижений, сфера досуга, а приоритетными для поездок становятся цифровые державы, такие как Китай, государства с развитой системой поддержания демократии - США, Норвегия. Важным фактором в выборе зарубежных государств становится сфера развлечений, жизнь молодежи, развитие технологий и науки.
Для людей среднего возраста, поколения Y, важной составляющей жизни в стране являются карьерные возможности и реализация траекторий личностного роста. Такие выводы складываются на основе выбора зарубежных стран: ОАЭ, Германия, где открываются широкие возможности для профессиональной реализации, а уровень жизни достаточно высок для обеспечения собственного комфорта.
В ситуации с людьми, которые относятся к поколению X, важными факторами в ситуации выбора страны становятся культурное и историческое наследие, достопримечательности и обычаи, а также особенности быта и нравов населения. При этом наиболее привлекательной в оценках этой возраст-
ной когорты стала Белоруссия, что говорит о выборе в пользу дружественной для нашего государства страны. Подтверждается факт большой значимости геополитических факторов представителей этого поколения.
Список источников
Аршба О. Иммиграция и мультикульту-рализм в странах Скандинавии / О. Аршба, С. Татунц // Государственная служба. -2015. - № 2 (94). - С. 100-106.
Бауман З. Текучая современность / З. Бауман; [пер. с англ. С. А. Комаров]. - Москва [и др.] Питер, 2008. - 238 с. - ISBN 978-5469-00034-1. - EDN QOABEJ.
Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 2-я. Эпоха Брежнева (часть 2-я) / Б. А. Грушин. - Москва: Прогресс-Традиция, 2006. - С. 782-838.
Добрынина М. И. Китайская миграция в условиях модернизации: Российский вектор / М. И. Добрынина // Вестник ЗабГУ -2023. - № 1. - С. 149-157.
Радаев В. В. Миллениалы: как меняется российское общество / В. В. Радаев. -Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
References
Arshba O., Tatunts S. Immigration and mul-ticulturalism in the Scandinavian countries. Public Service. 2015; 2 (94): 100-106 (In Russ.).
Bauman Z. Fluid modernity / Z. Bauman; [transl. from English S. A. Komarov]. Moscow [etc.]: Piter = St. Petersburg. 2008; 238 p. ISBN 978-5-469-00034-1 (In Russ.).
Grushin B. A. Four lives of Russia in the mirror of public opinion polls. Essays on the mass consciousness of Russians during the times of Khrushchev, Brezhnev, Gorbachev and Yeltsin in 4 books. Life 2nd. The era of Brezhnev (part 2). Moskva: Progress Traditsiya = Moscow: Progress-Tradition. 2006; 782-838 (In Russ.).
Dobrynina M. I. Chinese migration in the context of modernization: Russian vector. Vest-nik ZabGU = Bulletin of the Trans-Baikal State University. 2023; 1: 149-157 (In Russ.).
Radaev V. V. Millennials: How Russian society is changing. Moskva: Izdatel'skiy dom NIU VSHE = Moscow.: Publishing house of the National Research University Higher School of Economics. 2019. (In Russ.).
Для цитирования: Полякова Е. А. Международная жизнь и отношение к другим странам в межпоколенном ракурсе // Гуманитарий Юга России. - 2024. - Т. 13. - № 3 (67). -С. 144-151.
DOI 10.18522/2227-8656.2024.3.12 EDN MQQKYP
История статьи:
Поступила в редакцию - 28.03.2024 Одобрена после рецензирования -23.04.2024
Принята к публикации - 26.04.2024
Сведения об авторе
Полякова Екатерина Андреевна
Старший лаборант, Южно-Российский филиал ФНИСЦ РАН; студент 4-го курса бакалавриата и стажер-исследователь Института социологии и регионоведения Южного федерального университета SPIN-код: 8767-0684 АиШогГО: 1249905 [email protected]
Information about author
Ekaterina A. Polyakova
Senior laboratory assistant of the South Russian branch of the Federal Scientific Research Center of the Russian Academy of Sciences; 4th year undergraduate student and research intern at the Institute of Sociology and Regional Studies of the Southern Federal University [email protected]