УДК 378
Ватащак Ирина Сергеевна
магистр психологии.
Институт психологии практик развития [email protected]
Факторы
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Irina S. Vatashchak
master of psychology.
Institute of Development Practice Psychology [email protected]
Attractiveness factors of
THE TEACHING PROFESSION FOR YOUNG SCHOOL TEACHERS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В статье представлены результаты исследования по выявлению факторов профессиональной деятельности, способствующих привлекательности профессии и перспективам профессиональной динамики и карьерного роста для российских молодых учителей. Варианты понимания профессиональной динамики и карьерного роста специалистов педагогической профессии являются нетривиальным вопросом для всей системы Российского образования, а особенно в отношении молодых педагогов. Основное внимание в исследовании уделяется ключевым содержательным факторам самой профессиональной педагогической деятельности на основе данных по Российской Федерации.
Ключевые слова: привлекательность педагогической деятельности, профессиональное развитие, карьерный рост учителя, формы поддержки молодых педагогов, профессиональный интерес.
Annotation. The article presents the results of a study identifying factors of professional activity, contributing to the attractiveness of the profession and the professional prospects of the dynamics and career opportunities for young Russian school teachers. Options for understanding the dynamics of professional growth and career development of specialist teaching profession are not the trivial matter for the whole system of Russian education, especially for young teachers. The focus of the study lays on the key factors of the most meaningful professional pedagogical activity.
Keywords: attractive educational activities, professional development, career teachers, forms of support for young teachers, professional interest.
Проблема привлекательности педагогической профессии и пути её решения в нашей стране весьма обсуждаемы. По данным международных исследований, Россия не уступает странам с высоким уровнем валового внутреннего продукта по показателям теоретической подготовки учителей. Однако, лучшие выпускники не идут работать в школы: ежегодно 1-2 новых учителя появляются лишь в 60 % школ, в остальных педагогический состав не пополняется молодежью [1].
Выполнить задачу привлечения и удержания молодых педагогов в образовательных организациях невозможно исключительно за счет социально-экономической поддержки. Международный опыт свидетельствует о том, что высокоразвитые системы образования концентрируют сегодня внимание на развитии профессиональных компетенций учителя, выстраивая систему стимулов, обеспечивающих его заинтересованность в постоянном совершенствовании происходящего образовательного процесса. Развитие означает направленность на профессиональный рост, новое качество работы, открытость в поиске информации, гибкость в целеполагании и
принятии решений. Основной движущей силой развития профессиональных компетенций является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам [2]. Для нашей работы интересна идея связи субъекта с профессиональным сообществом.
В отношении молодых педагогов, представляющих особую, отдельную группу в педагогическом сообществе, вопросы профессионального развития являются нетривиальной задачей. Как отмечают исследователи данного вопроса, «... традиционно молодые педагоги в первое время работы в образовательных учреждениях озадачены (со стороны конкретного рабочего места) и озабочены (с точки зрения самочувствия), в лучшем случае, вопросами адаптации. А сюжеты профессионального развития закрыты от них, не актуализированы и отложены на ту пору, когда случится адаптация, и, по сути, развитие начнёт приключаться само собой. Мы же, со своей стороны, исходим из того, что именно в этот период притязаний, энергии молодые профессионалы чувствительны к вызовам современности и во-
192
просам собственного и детского развития. И если их вовремя, в это время сензитивного периода, не актуализировать и не проблематизиро-вать, то потом это сделать будет гораздо труднее» [3, с. 629].
В ходе исследования эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов Российской Федерации изучались факторы привлекательности педагогической деятельности. В анкетном опросе приняло участие 16578 молодых педагогов из всех субъектов Российской Федерации. Рамками исследовательских условий были заданы группы респондентов, состоящие из молодых специалистов со стажем работы в образовательных организациях от 0 до 3 лет. Важно обратить внимание на то, что в данном случае мы можем говорить о факторах привлекательности профессиональной деятельности для тех людей, которые уже находятся внутри этой профессии.
На вопрос «Что Вы можете отметить как основные достоинства Вашей работы в настоящий момент?» респондентам предлагались следующие варианты ответа:
- достойная зарплата;
- интересная, разнообразная работа;
- уважение со стороны детей;
- уважение со стороны коллег;
- внимание со стороны администрации школы;
- хорошие отношения с родителями;
- стабильность, определённость;
- другое.
Респондент мог выбрать не более трёх вариантов ответа. В результате опроса по всей стране получены данные, представленные в таблице 0 и на рисунке 0. В таблице представлены данные с распределением ответов по количеству ответивших и по количеству сделанных выборов.
Таблица 1
Основные достоинства работы, данные по Российской Федерации
Количество выборов % от кол-ва ответивших % от кол-ва выборов
1) достойная зарплата 2492 7,64 % 18,77 %
2) интересная, разнообразная работа 8786 26,92 % 66,19 %
3) уважение со стороны детей 6439 19,73 % 48,51 %
4) уважение со стороны коллег 3507 10,74 % 26,42 %
5) внимание со стороны администрации школы 3069 9,40 % 23,12 %
6) хорошие отношения с родителями учеников 1411 4,32 % 10,63 %
7) стабильность, определённость 6805 20,85 % 51,27 %
8) другое 130 0,40 % 0,98 %
Всего 32639 100,00 % 245,91 %
Согласно полученным данным, на первом месте по достоинствам работы стоят её сущностные характеристики - интересность и разнообразность. Этот пункт имеет 66,19 % от количества выборов респондентов. Следующим по рейтингу пунктом идёт характеристика, задающая внеш-
ние характеристики деятельности - стабильность, определенность - 51,27 %. На третьем месте с минимальным отрывом от предыдущей строчки располагается уважение со стороны детей - 48,51 %. Эти 3 характеристики мы можем считать основными сильными сторонами и до-
193
стоинствами педагогической профессии, по мнению молодых учителей Российской Федерации. Две из них связаны с самой педагогической деятельностью, её динамичностью, разнообразием, взаимодействием с детьми и получением от них заряда положительной энергии, и одна - с контекстными характеристиками, с внешними факторами профессии, какой она является в нашей стране, - стабильной, определённой, с наличием социальных гарантий.
Остальные пункты достоинств профессиональной педагогической деятельности имеют гораздо меньший процент выбора среди респондентов. Они не могут быть отнесены к основным пунктам привлекательности, но, тем не менее, должны быть рассмотрены и учтены. Это такие характеристики, как: уважение со стороны коллег (26,42 %), внимание со стороны администрации школы (23,12 %), достойная зарплата (18,77 %), хорошие отношения с родителями учеников (10,63 %). Собственный вариант ответа был сформулирован респондентами в 0,98 % случаев.
Таким образом, в контексте изучения факторов профессиональной деятельности, способствующих привлекательности профессии и перспекти-
Литература:
1. Быданова Е.Н. Анализ компетенций выпускников российских вузов // Социологические исследования. 2008. № 5. С.141.
2. Синякова М.Г. Педагог в поликультурной образовательной среде: субъектно-средовой подход : монография. Моек. гос. обл. ун-т. М. : Изд-во МГОУ, 2011. 122 с.
3. Vataschak I.S. Conflicts of Professional Development in Teaching Activities: Natural and Artificial // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2014. № 7.
4. Иноземцева B.E. Подготовка педагогических кадров в вузах России // Педагогика. 2000. № 6. С. 57-64.
вам профессиональной динамики и карьерного роста, мы обнаружили, что молодые учителя Российской Федерации главным достоинством считают содержательные характеристики деятельности. Данные характеристики выражаются в том, что профессия интересная, разнообразная, динамичная и содержательно насыщенная. Вторым по значимости для молодых специалистов является то, что в жизненных контекстах эта насыщенная, разнообразная работа вместе с тем даёт некоторые социальные гарантии, стабильность, определённость и защищённость. Предположительно этот фактор занимает одну из лидирующих позиций и по психологическим причинам: большинство учителей в нашей
стране - женщины, а они уделяют определённости и стабильности ключевое внимание. Завершает перечень ключевых достоинств профессиональной деятельности уважение со стороны детей. Ядром педагогической деятельности является взаимодействие с учениками, поэтому ключевым фактором эффективного взаимодействия является взаимное уважение. Очень важно, что современные молодые учителя получают позитивную обратную связь от детей, уважение и принятие с их стороны и ценят эту характеристику своей деятельности.
Literature:
1. Bydanova E.N. Analysis of competences of graduates of the Russian higher education institutions // Sociological researches. 2008. № 5. P. 141.
2. Sinyakova M.G. Pedagog in the polycultural educational environment: subject and environmental approach: monograph. Mosk. the state. Region of un-t. M. : Izd-vo of MGOU, 2011. 122 p.
3. Vataschak I.S. Conflicts of Professional Development in Teaching Activities: Natural and Artificial // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2014. № 7.
4. Inozemtseva V.E. Preparation of pedagogical shots in higher education institutions of Russia // Pedagogics. 2000. № 6. P. 57-64.
194