Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2018. Volume 8. Issue 3
Ю: 2018-03-1151-А-16840 Краткое сообщение
Балакина Ю.А., Соколова А.В.
Факторы привлекательности и мотивы выбора профессии врача
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России Научный руководитель: Девличарова Р.Ю.
Резюме
Работа посвящена изучению влияния факторов привлекательности и мотивам выбора профессии врача. Ключевые слова: мотивация, мотивация в обучении, профессия
Актуальность
В современных условиях, когда отмечается уход из профессии, постарение кадров в наиболее сложных и при этом социально важных сферах организации здравоохранения, к которым можно отнести службы (реанимационные, онкологические, фтизиатрические, инфекционные и многие др.), где наиболее остро наблюдается недостаток молодых кадров. В связи с этим возрастает необходимость изучать такие сферы психической деятельности как мотивационная, сферу выбора профессии студентами медицинского вуза. Изучение мотивации позволит организовать более эффективный и гибкий учебный процесс, при подготовке специалистов с высшим медицинским образованием, учитывающий индивидуальные особенности мотивационной сферы учащихся, обеспечивающий высокий уровень учебной и профессиональной мотивации. Формирование мотивации учения в профессиональной подготовке без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем профессионального образования [3].
Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [6]. Мотивация определяет поведение и деятельность человека и оказывает влияние на профессиональное самоопределение. Любые действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены. Но чаще всего мотив - это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние [4].
Желания, влечения, намерения, интересы также характеризуют мотивационную сферу, входят в группу мотивационных образований и оказывают влияние на профессиональное самоопределение. К видам мотивов относят познавательные (направленность на содержание учебного предмета) и социальные мотивы (направленность на другого человека в ходе учения) [1].
Именно в ранней юности, благодаря новой социальной ситуации развития, проблема выбора профессии и самоопределения становится актуальной для личности, при этом определяющей её намерения и переживания. В ранней юности существенно изменяются внутренние условия, опосредующие внешние воздействия на личность. Потребность в самоопределении становится стержневой в личности [7]. В данном возрасте обнаруживается преобладание мотивов, связанных с профессиональным и жизненным самоопределением, происходят изменения в системе мотивов, они становится более осознанными [5].
Профессиональная мотивация - это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации [2]. Это готовность личности к осознанному построению своего развития и способность самостоятельно находить значимые смыслы в профессиональной деятельности. Таким образом, выбор профессии будет осмысленным только тогда, когда он глубоко мотивирован. Человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание профессии. Мотивы выбора профессии разнообразны и зависят от многих ситуаций в жизни молодых людей.
Цель: изучение мотивов выбора и факторов привлекательности профессии у студентов 1 курса лечебного факультета СГМУ им. В.И.Разумовского (г=51).
Гипотеза исследования: между мотивами выбора и факторами привлекательности профессии врача существует тесная взаимосвязь.
Материал и методы
В качестве респондентов выступили студенты 1 курса (51 человек) факультета «Лечебное дело» СГМУ им. В.И.Разумовского.
Для определения основных мотивов были использованы следующие методики: «Определение основных мотивов выбора профессии (Е.М.Павлютенков)»; «Мотивация профессиональной деятельности (модификация Н.В. Кузьминой, А.А.Реана)».
Результаты
Полученные результаты по методике «Определения основных мотивов выбора профессии» показали, что преобладающие мотивы это мотивы, связанные с содержанием труда (31 человек). То есть студенты знают содержание своей будущей профессиональной деятельности, и им нравится то, что они будут делать профессионально в своей жизни. На втором месте по значимости стоят социальные мотивы (26 человек). Студенты 1 курса лечебного факультета хотят, чтобы их будущий труд помогал обществу, приносил пользу. На третьем месте - познавательные мотивы, связанные с желанием узнавать что-то новое, связанное с медицинской профессией, с расширением кругозора в этой области.
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2018
Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2018. Том 8. № 3
Таблица 1. Факторы привлекательности профессии
Фактор n+ n- КЗ
Профессия одна из важнейших в обществе 49 2 0,922
Работа с людьми 48 3 0,882
Работа требует творчества 35 16 0,373
Работа не вызывает переутомления 7 44 -0,725
Большая зарплата 19 32 -0,255
Возможность самосовершенствоваться 48 3 0,882
Работа соответствует моим способностям 51 0 1
Работа соответствует моему характеру 47 4 0,843
Небольшой рабочий день 5 46 -0,804
Отсутствие частого контакта с людьми 5 46 -0,804
Возможность достичь социального признания, уважения 50 1 0,961
При исследовании факторов привлекательности профессии были рассмотрены окончательный показатель - коэффициент значимости (КЗ), а также учитывались соотношение количества респондентов, отметивших данный фактор, как «привлекательный» с количеством респондентов, отметивших данный фактор, как «не привлекательный» (Таблица 1).
По результатам исследования выявлено, что меньше всего на выбор профессии респондентов повлияли «творческие» и «материальные мотивы». Творческие мотивы были ведущими только у 1 респондента, а материальные - у 3 респондентов. То есть желание как мотив создавать что-то свое новое и оригинальное, и желание иметь хорошо оплачиваемую работу не являются для студентов ведущими.
Высокое значение получено по шкале «фактор - будущая работа соответствует способностям», этот фактор является значимым для всех респондентов. Второй по значимости фактор - «возможность достичь социального признания, уважения», данный фактор отмечают 50 респондентов; третий - «профессия врача имеет высокое социальное значение и является одной из важнейших в обществе», это подчеркивают 49 респондентов. Эти факторы относятся к социальным мотивам, которые являются для студентов 1 курса «лечебного факультета» преобладающим в мотивах выбора будущей профессии. Факторы «работа с людьми» и «частый контакт с людьми» относятся к моральным мотивам, данный показатель выбрали 48 респондентов, что также является высоким показателем в мотивации студентов.
Заключение
Поставленная гипотеза подтвердилась, между мотивами и факторами привлекательности профессии врача существует тесная взаимосвязь. Из полученных результатов исследования можно отметить, что факторы привлекательности профессии для студентов 1 курса «лечебного факультета», прежде всего, связаны с высокими социальными мотивами и желанием помогать, что очень важно в профессиях направленных на другого человека, т.е. относящихся к «помогающим профессиям».
Литература
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов. - М.:МГППУ, 2004 г. - 368 с.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск: Харвест, 1998 г.
3. Р. Ю. Девличарова Исследование мотивации и когнитивных процессов старших школьников / Р.Ю. Девличарова, А.С. Попова. Данные по интернет конференции IV Всероссийская неделя медицинской науки с международным участием «76-я студенческая межрегиональная научно-практическая конференция «Молодые ученые - здравоохранению».
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
5. Канаева Н. А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов // Молодой ученый. -2010. - №4. - С. 271-273. - 1т https://moluch.ru/archive/15/1407/ (дата обращения: 24.12.2017).
6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
7. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: Педагогика, 1981. - 96 с.
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2018
www.medconfer.com