Научная статья на тему 'Факторы, препятствующие участию российской молодежи в международных волонтерских программах (на примере Европейского корпуса солидарности)'

Факторы, препятствующие участию российской молодежи в международных волонтерских программах (на примере Европейского корпуса солидарности) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
180
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / МОЛОДЕЖНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТАКОМПЕТЕНЦИИ / INTERNATIONAL VOLUNTEERING / INTERNATIONAL VOLUNTEER PROGRAMS / YOUTH VOLUNTEERING / NON-FORMAL EDUCATION / META-SKILLS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Буякова К. И.

Введение. В статье актуализируется значимость международной волонтерской деятельности молодежи в России и мире. Обсуждаются вопросы развития метакомпетенций молодежи посредством участия в международных волонтерских программах. Волонтерство рассматривается в контексте неформального образования на примере программы Европейского корпуса солидарности (European Solidarity Corps) . Приводится анализ статистики участия российской молодежи в международной волонтерской программе на основе данных организации «Сфера» (г. Нижний Новгород). Выявлено, что при высокой заинтересованности российской молодежи в международных волонтерских программах сохраняется низкая доля участников международных проектов из России. Методология. Исследование факторов, препятствующих участию российской молодежи в международных волонтерских программах, проводилось на основе статистических данных, полученных методом онлайн-опроса 342 человек в возрасте от 14 до 30 лет. Результаты. Приведены результаты опроса, указывающие на наличие у молодежи страха выхода из зоны комфорта, неуверенности в достаточном уровне владения иностранным языком и в способности выполнять задачи волонтера, а также прочих ограничительных факторов. Полученные данные могут быть использованы в работе координаторов международных волонтерских проектов, работающих с российскими волонтерами. Заключение. По результатам опроса выделены 3 группы факторов, препятствующих участию молодежи в международных волонтерских программах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBSTRUCTING FACTORS FOR THE PARTICIPATION OF RUSSIAN YOUTH IN INTERNATIONAL VOLUNTEER PROGRAMS (ON THE EXAMPLE OF EUROPEAN SOLIDARITY CORPS)

Introduction. The article describes the relevance of international youth volunteering in Russia and in the world. The issues of the youth meta-skills development through participation in international volunteer programs are discussed. Volunteering is considered in the context of non-formal education on the example of the European Solidarity Corps program. The analysis of statistics on the participation of Russian youth in the international volunteer program based on data from the organization “Sfera” (Nizhny Novgorod) is given. Despite of the high interest of Russian youth in international volunteer programs, a low proportion of participants in international projects from Russia remains. Methodology. The study of obstructing factors for the participation of Russian youth in international volunteer programs was carried out on the basis of statistic obtained by online survey among 342 people aged 14 to 30 years. Results. The results of the survey are given, indicating that young people have a fear of leaving the comfort zone, insecurity in a sufficient level of foreign language skills, insecurity in the ability to perform volunteer tasks and other limiting factors. The data obtained can be used by international volunteer projects coordinators working with Russian volunteers. Conclusion. 3 groups of obstructing factors for youth participation in international volunteer programs are analysed and identified.

Текст научной работы на тему «Факторы, препятствующие участию российской молодежи в международных волонтерских программах (на примере Европейского корпуса солидарности)»

УДК/UDC 316.354.4 К. И. Буякова

Ch. Buyakova

ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ УЧАСТИЮ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЛОНТЕРСКИХ ПРОГРАММАХ (НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО КОРПУСА СОЛИДАРНОСТИ)

OBSTRUCTING FACTORS FOR THE PARTICIPATION OF RUSSIAN YOUTH IN INTERNATIONAL VOLUNTEER PROGRAMS (ON THE EXAMPLE OF EUROPEAN SOLIDARITY CORPS)

Введение. В статье актуализируется значимость международной волонтерской деятельности молодежи в России и мире. Обсуждаются вопросы развития метакомпетенций молодежи посредством участия в международных волонтерских программах. Волонтерство рассматривается в контексте неформального образования на примере программы Европейского корпуса солидарности (European Solidarity Corps). Приводится анализ статистики участия российской молодежи в международной волонтерской программе на основе данных организации «Сфера» (г Нижний Новгород). Выявлено, что при высокой заинтересованности российской молодежи в международных волонтерских программах сохраняется низкая доля участников международных проектов из России.

Методология. Исследование факторов, препятствующих участию российской молодежи в международных волонтерских программах, проводилось на основе статистических данных, полученных методом онлайн-опроса 342 человек в возрасте от 14 до 30 лет.

Результаты. Приведены результаты опроса, указывающие на наличие у молодежи страха выхода из зоны комфорта, неуверенности в достаточном уровне владения иностранным языком и в способности выполнять задачи волонтера, а также прочих ограничительных факторов.

Полученные данные могут быть использованы в работе координаторов международных волонтерских проектов, работающих с российскими волонтерами.

Заключение. По результатам опроса выделены 3 группы факторов, препятствующих участию молодежи в международных волонтерских программах.

Introduction. The article describes the relevance of international youth volunteering in Russia and in the world. The issues of the youth meta-skills development through participation in international volunteer programs are discussed. Volunteering is considered in the context of non-formal education on the example of the European Solidarity Corps program. The analysis of statistics on the participation of Russian youth in the international volunteer program based on data from the organization "Sfera" (Nizhny Novgorod) is given. Despite of the high interest of Russian youth in international volunteer programs, a low proportion of participants in international projects from Russia remains.

Methodology. The study of obstructing factors for the participation of Russian youth in international volunteer programs was carried out on the basis of statistic obtained by online survey among 342 people aged 14 to 30 years.

Results. The results of the survey are given, indicating that young people have a fear of leaving the comfort zone, insecurity in a sufficient level of foreign language skills, insecurity in the ability to perform volunteer tasks and other limiting factors.

The data obtained can be used by international volunteer projects coordinators working with Russian volunteers.

Conclusion. 3 groups of obstructing factors for youth participation in international volunteer programs are analysed and identified.

Ключевые слова: международное волонтерство, международные волонтерские программы, молодежное волонтерство, неформальное образование, метакомпетенции.

Keywords: international volunteering, international volunteer programs, youth volunteering, nonformal education, meta-skills.

Введение

Международное волонтерство, появившееся в 20-х гг. XX в., представляло собой новаторский подход к объединению людей, мотивированных восстановить пострадавшие деревни и города в ходе войны и вдохновленных идеей интернационального мирного будущего. Современный вектор международной добровольческой деятельности обращен на поддержку и развитие партнерских связей между странами, популяризацию толерантности среди молодежи, а также личностное и профессиональное развитие молодых людей через неформальное образование (англ.: non-formal education).

Возможности международного волонтерства предоставляются различными программами — долгосрочными и краткосрочными, групповыми и индивидуальными, для квалифицированных волонтеров и неквалифицированной молодежи — позволяющими участвовать в деятельности некоммерческих, государственных организаций. Принимающие волонтеров организации достигают ряда различных выгод по итогам программ: развития потенциала штатных сотрудников, помощи в выполнении ручного труда, развития международных отношений и т. п. [1, с. 104-105].

К мотивации молодежи к волонтерской деятельности, в том числе международной, обращаются многие исследователи. Ученые интерпретируют мотивацию волонтера как смесь «альтруистичных», например «достижение чего-то позитивного для других», и «эгоистичных» мотивов, направленных на поиск чего-то нового в жизни и поиски себя (Brooks, 2002; Yeung, 2004; Rehberg, 2005; Е. С. Азарова, 2008; М. В. Певная, 2014; М. В. Певная, 2014; И. В. Мерсиянова, 2017 и др.).

С одной стороны, цели международного добровольчества, ориентированные на развитие личности, в ситуации экономического спада в родной стране волонтера могут быть направлены не только на удовлетворение желания молодого человека быть полезным и приобретение жизненного опыта, но и имеют важное значение для обеспечения преимущества при будущем трудоустройстве. В этих различных контекстах взаимное обучение в международных условиях посредством волонтерства можно рассматривать как полезный межкультурный навык на международном рынке труда [2].

Одним из примеров программ, реализующих проекты в концепции неформального образования, является Европейский корпус солидарности (англ.: European solidarity corps, ESC), известный до 2018 г. как Европейская волонтерская служба (англ.: European voluntary service, EVS).

Проекты Европейского корпуса солидарности реализуются в рамках программы Erasmus+ и ставят своей ключевой целью продвижение солидарности как ценности, в основном посредством волонтерской деятельности, содействуют социальной интеграции граждан, вовлечению молодежи и организаций в мероприятия, направленные на укрепление солидарности и демократии в Европе.

В контексте программы волонтерство понимается как индивидуальная или групповая добровольная неоплачиваемая деятельность, занимаемая не менее 30, но не более 38 часов в неделю, сроком до 12 месяцев [3]. По Европейскому корпусу солидарности, волонтерство оказывает, с одной стороны, поддержку некоммерческим и бюджетным организациям местного сообщества по снижению острых социальных проблем локального, регионального уровня, способствует продвижению солидарности как ценности. С другой стороны, предполагается приобретение молодыми людьми в возрасте от 18 до 30 лет нового опыта, формирование их активной гражданской позиции, развитие навыков и компетенций для личного, социального, профессионального развития, тем самым увеличиваются шансы их будущего успешного трудоустройства.

Волонтерская деятельность может осуществляться в самых разных областях, таких как защита окружающей среды, изменение климата, социальная интеграция и т. п. Она не должна включать в себя мероприятия, которые являются частью учебных программ в области формального образования, профессиональной системы образования, но должна способствовать получению опыта неформального и информального обучения, развитию молодыми людьми навыков и компетенций [4].

Исследователи в области образования формируют различные перечни ключевых метакомпе-тенций, или «мягких навыков» (softskills), необходимых молодому человеку в новой информационно-коммуникационной реальности. Декларируется необходимость развития когнитивных (умения работать в условиях неопределенности, принимать решения, брать на себя ответственность, управлять ресурсами и т. п.), социально-поведенческих (открытость, умение работать в команде, управлять стрессом, осуществлять межкультурное взаимодействие), а также цифровых навыков (умение обрабатывать и анализировать данные и т. п.) [5-9].

С учетом данной тенденции ключевую роль в программе играет неформальное образование как вид организованной и систематической деятельности, призванной обеспечить личностный

рост молодого человека, включение в его повседневную жизнь проектов и программ, которые способствуют его социальной активности, самообразованию, расширению кругозора, приобретению метакомпетенций.

В целях поддержки образовательного потенциала программы каждый волонтер Европейского корпуса солидарности имеет возможность получить сертификат Youthpass о развиваемых участником компетенциях в ходе проекта. Сертификат позволяет проанализировать свой образовательный процесс и его результаты, а также проследить динамику развития компетенций [Ю].

По состоянию на август 2019 г в мире действует 6 515 аккредитованных организаций, участвующих в проектах неформального образования Европейского корпуса солидарности по направлению волонтерства, из них 40 находятся в России [11 ].

Согласно статистике1, количество международных волонтерских проектов в России снижается, так как координаторы проектов отмечают рост количества ограничительных факторов, связанных с организацией волонтерской деятельности волонтера. Дополнительной причиной является экономическая составляющая международных проектов в России. Например, условие получения визы сроком на 90 дней для иностранных граждан вынуждает волонтера совершать дополнительные перелеты в родную страну для ее продления, что приводит к удорожанию сметы проекта и снижению доли поддержанных проектов в России.

Однако отправка российских волонтеров в страны Европейского Союза имеет положительную динамику. Координаторы международных волонтерских проектов замечают позитивное влияние социальных сетей на осведомленность молодежи о программе. Волонтеры все чаще ведут личные блоги о своем проекте, а организации используют социальные сети как зачастую основной ресурс популяризации возможностей волонтерской деятельности за рубежом [12].

Динамика участия российской молодежи в индивидуальных волонтерских проектах Европейского корпуса солидарности согласно статистике движения «Сфера» с 2014 по 2018 г.2, представлена следующим образом. За 5 лет в волонтерских проектах ESC приняли участие 470 человек. В 2014 г. было 58 участников: 52 девушки и 6 юношей. Прирост участников с каждым годом составил 20 %. Так, в 2018 г. в проектах программы приняли участие уже 133 человека (108 девушек и 25 юношей). Статистика указывает на заинтересованность волонтеров-девушек в возможностях длительного международного волонтерства.

Тем не менее, несмотря на высокую заинтересованность российской молодежи возможностями волонтерской деятельности за рубежом и доступность программы для участников из России, координаторы проектов отмечают низкий уровень социально-психологической готовности к международной волонтерской деятельности. В среднем из 100 молодых людей, проявивших интерес к деятельности Европейского корпуса солидарности, только 8 человек отправляются на проект.

Методология

Нами был проведен онлайн-опрос молодежи в возрасте от 14 до 30 лет из разных городов России через группы в российских социальных сетях с целью выделения факторов, препятствующих участию молодежи в международных волонтерских программах и, как следствие, развитию их метакомпетенций.

Таким образом, респондентами становились молодые люди, уже знакомые с программой Европейского корпуса солидарности и заинтересованные в международном волонтерском опыте. Выборка составила 342 человека (34 % - от 18 до 20 лет; 31 % - от 21 до 24 лет).

Результаты

Большинство опрошенных (60 %□) обладали опытом волонтерской деятельности, но из них лишь 15,2 % участвовали в международных волонтерских программах.

Респондентам, не имеющим такого опыта (290 чел.), было предложено выбрать один или обе программы, такие как долгосрочные волонтерские программы продолжительностью от 6 до 12 меся-

1 Данные молодежного движения «Сфера» (г. Нижний Новгород), с 2007 г. работающего в области развития международных инициатив с участием российской молодежи. Является членом Альянса Европейских волонтерских организаций, активно сотрудничает с молодежными организациями из 25 регионов России по различным направлениям.

2 Статистические данные представлены организацией «Сфера» для их публичного освещения в рамках данной статьи. Статистические данные представлены организацией «Сфера» для их публичного освещения в рамках данной статьи.

цев (например, ESC) и краткосрочные длительностью две-три недели (например, международные волонтерские лагеря). 169 человек проявили интерес к долгосрочным программам (58 %), 229 человек выбрали краткосрочные программы (79 %). При этом 54,8 % опрошенных, не участвовали ранее в международных программах, только задумываются о том, чтобы изучить условия интересующей их программы. 42,4 % либо анализируют и знакомятся с условиями и отзывами участников, либо уже ознакомились и ищут проект/организацию, в которых хотят принять участие. Только один человек из опрошенных имеет поддержанный проект, и 7 человек уже проходят собеседование с организациями для участия в международном волонтерском проекте (2,7 % или 290 чел.).

Респондентам было предложено выбрать 3 ключевых страха/трудности, которые они испытывают при выборе программы или проекта. Доминирующий страх (61,7 %, 179 чел.) — это нехватка дополнительных финансов для первоначальных расходов (виза, покупка авиабилетов, расходы на сборы) (ответ набрал Следующее затруднение — отсутствие достаточного уровня владения иностранным языком (50 %, 138 чел.), остальные опасаются последствий в связи с приостановкой обучения на время участия в проекте о сложности решения вопроса с учебой или работой (ответ набрал 47,6 %, 138 чел.). Менее популярными стали: боязнь неопределенности — «Не знаю, чего ожидать от проекта» (33,1 %, 96 чел.), боязнь ехать одному/одной (26,2 %, 76 чел.), неуверенность в том, «что мой стиль жизни недостаточно подходит для того, чтобы считать себя волонтером (21 %, 61 чел.) и только 20 человек из 290 указали, что не испытывают никаких острых страхов.

Респондентам также было предложно описать и другие страхи. Большинство ответов относилось к группе страха выхода из зоны комфорта. Например: «Боюсь, что не смогу адаптироваться к незнакомой среде»; «Боюсь, что вернувшись после длительного проекта, не смогу вернуться в привычное русло»; «Боюсь не вписаться в коллектив»; «Боюсь попасть на неинтересный проект»; «Боюсь за свою безопасность»; «Боюсь плохих жилищных условий»; «Боюсь, что могут обмануть»; «Боюсь разорвать связь со своим парнем/ мужем» или «Боюсь ехать одна/ один» и т. п.

Также большое количество ответов было связано с неуверенностью в своих силах, страхом не справиться с задачами волонтера, не найти общий язык с другими волонтерами, отсутствия необходимых компетенций. Показательно, что большинство подобных ответов было дано респондентами, указавшими отсутствие опыта какой-либо волонтерской деятельности.

Участники опроса также испытывают выраженный страх понести непредвиденные расходы: «У меня могут возникнуть сложности с первоначальными и дополнительными расходами»; «Я не имею дополнительной финансовой поддержки на случай непредвиденных расходов, также смущает финансовая неопределенность по возвращении»; «Боюсь бросить работу и лишиться финансовой гарантии» и т. п.

Самый встречающийся ответ опрошенных связан со страхом недостаточного уровня владения иностранным языком. Также респонденты отмечают наличие организационных сложностей, связанных с написанием хорошего мотивационного письма, составления резюме и поиском проекта.

При этом большинство опрошенных оценили степень готовности отправиться на международный волонтерский проект в ближайшие один-два года как достаточно высокую (оценивалась по пятибалльной шкале, где 1 — абсолютно не готов, 5 — абсолютно готов; 86,8 % ответов распределились в диапазоне от 3 до 5; 13,2 % ответов — от 1 до 2).

Из общей выборки (342 чел.) 52 уже участвовали в международной волонтерской программе. Из них 56 % не испытывали сложностей с уровнем владения иностранным языком (остальные 30,8 % — имели страх недостаточного уровня владения языком и 5,5 %—утверждали, что их уровня владения языком не хватало); 59,6 % — либо совсем не испытывали, либо скорее не испытывали финансовые сложности, 40,4 % — признались в финансовых трудностях.

Заключение

По итогам проведенного опроса были выявлены три основные группы факторов:

— страх выхода из зоны комфорта (страх прервать обучение в образовательном учреждении; чувство стратегической неопределенности; страх ответственности за собственный выбор и т. п.);

— отсутствие уверенного уровня владения иностранным языком;

— финансовые факторы (отсутствие достаточных финансовых ресурсов для первоначальных расходов по проекту).

Описанные респондентами страхи и сложности, с которыми они сталкиваются при выборе международной волонтерской программы и проекта, связаны с неопределенностью, выходом

из зоны комфорта, неуверенностью в собственных силах. Молодые люди указывают на сложность адекватной оценки своих компетенций (особенно коммуникативных и языковых), которые потребуются или которые необходимо развить для участия в международном волонтерском проекте.

При этом значимыми остаются финансовые сложности молодежи, которым тяжело принять первоначальные расходы, даже при условии их возмещения по окончании проекта, и организационные затруднения, связанные с подготовкой конкурсной заявки.

Выявленные факторы призваны помочь организациям, принимающим и отправляющим российских волонтеров, в обеспечении релевантной поддержки в формировании социально-психологической готовности молодежи к участию в международных волонтерских программах как условия развития их метакомпетенций.

Литература

1. Lough B. J., Tiessen R. How do International Volunteering Characteristics Influence Outcomes? Perspectives from Partner Organizations // Voluntas. 2018. Vol. 29, Iss. 1, P. 104-118.

2. Education, International Volunteering, and Citizenship: Young People's Subjectivities and Geographies of Development / M. Smith Baillie, N. Laurie, E. Brown et al. // Geographies of Global Issues: Change and Threat. Geographies of Children and Young People / eds. N. Ansell, N. Klocker, T. Skelton. Springer : Singapore, 2015. Vol. 8. P. 1-20.

3. European solidarity corps guide [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/youth/sites/youth/files/library/ documents/european-solidarity-corps-guide-2019_en.pdf (дата обращения: 10.08.2019).

4. European guidelines for validating non-formal and informal learning [Электронный ресурс]. URL: http://www.cedefop.europa. eu/files/3073_en.pdf (дата обращения: 10.08.2019).

5. Малкова И. Ю., Абакумова Н. Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск, 2007. 368 с.

6. Хуторский А. В. Пять уровней реализации метапредметного подхода в содержании образования [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2017. № 2. URL: https://eidos-institute.ru/journal/2017/200/ Eidos-Vestnik2017-208-Khutorskoy.pdf (дата обращения: 01.08.2019).

7. The Future of Jobs. Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf (дата обращения: 15.08.2019).

8. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru (дата обращения: 20.07.2019).

9. Доклад «Навыки будущего» [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12_ okt_rus.pdf (дата обращения: 11.08.2019).

10. Youthpass Guide [Электронный ресурс]. URL: https://www.youthpass.eu/downloads/13-62-64/Youthpass%20 Guide%2018-10-2011.pdf (дата обращения: 22.07.2019).

11. European Youth Portal. Volunteering [Электронный ресурс]. URL: https://europa.eu/youth/volunteering/organisations_en (дата обращения: 08.08.2019).

12. Движение «Сфера». Блоги волонтеров [Электронный ресурс]. URL: https://www.dobrovolets.ru/o-nas/media/ (дата обращения: 08.08.2019).

References

1. Lough B. J., Tiessen R. How do International Volunteering Characteristics Influence Outcomes? Perspectives from Partner Organizations. Voluntas, 2018, vol. 29, iss. 1, pp. 104-118.

2. Baillie Smith M., Laurie N., Brown E., Griffiths M., Humble D. Education, International Volunteering, and Citizenship: Young People's Subjectivities and Geographies of Development. Geographies of Global Issues: Change and Threat. Geographies of Children and Young People. Eds. N. Ansell, N. Klocker, T. Skelton. Springer, Singapore, 2015, vol. 8, pp. 1-20.

3. European solidarity corps guide. Available at: https://ec.europa.eu/youth/sites/youth/files/library/documents/ european-solidarity-corps-guide-2019_en.pdf (accessed 10.08.2019).

4. European guidelines for validating non-formal and informal learning. Available at: http://www.cedefop.europa.eu/files/ 3073_en.pdf (accessed 10.08.2019).

5. Malkova I. Yu., Abakumova N. N. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii: organizacija i diagnostika [Competence approach in education: organization and diagnostics]. Tomsk, 2007, 368 p. (In Russian).

6. Hutorskiy A. V. Pyat' urovney realizacii metapredmetnogo podhoda v soderzhanii obrazovaniya [Five levels of the meta-subject approach implementation in the content of education]. Bulletin of the Institute of Human Education, 2017, no. 2. Available at: https://eidos-institute.ru/journal/2017/200/Eidos-Vestnik2017-208-Khutorskoy.pdf (accessed 01.08.2019). (In Russian).

7. The Future of Jobs. Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution. Available at: http:// www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf (accessed 15.08.2019).

8. Atlas novyh professii [The Atlas of new professions]. Available at: http://atlas100.ru (accessed 20.07.2019). (In Russian).

9. Doklad «Navyki budushchego» [Report "Skills of the future"]. Available at: https://worldskills.ru/assets/docs/media/ WSdoklad_12_okt_rus.pdf (accessed 11.08.2019). (In Russian).

10. Youthpass Guide. Available at: https://www.youthpass.eu/downloads/13-62-64/Youthpass%20Guide%2018-10-2011. pdf (accessed 22.07.2019).

11. European Youth Portal. Volunteering. Available at: https://europa.eu/youth/volunteering/organisations_en (accessed 08.08.2019).

12. Dvizhenie «Sfera». Blogi volonterov [Sfera movement. Stories of volunteers] Available at: https://www.dobrovolets.ru/ o-nas/media/ (accessed 08.08.2019). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.