УДК 371.13
Марина Петровна КОРНЕЕВА,
доцент кафедры организации огневой и физической подготовки Академии управления МВД России, (г. Москва) кандидат юридических наук
ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
FACTORS OF ORGANIZATION OF VOCATIONAL TRAINING IN LAW-ENFORCEMENT UNITS OF THE RUSSIAN FEDERATION
В статье на основе общефилософских принципов диалектики, а также формально-логического и системно-структурного метода выявлены факторы организации профессиональной служебной и физической подготовки во взаимосвязи с их влиянием на деятельность руководителя территориального органа МВД России, представлено авторское определение понятия «факторы организации профессиональной служебной и физической подготовки в органах внутренних дел». На основе анализа научных исследований, законодательных и иных нормативных правовых актов, практики организации профессиональной служебной и физической подготовки автором представлен открытый перечень факторов организации обозначенного вида деятельности, продемонстрирована взаимосвязь влияния факторов на деятельность руководителей подразделений органов внутренних дел. Обоснована необходимость детального исследования системы факторов организации профессиональной подготовки, а также их классификации, что будет способствовать повышению эффективности разработки руководителями подразделений органов внутренних дел организационно-управленческих мер по профессиональной служебной и физической подготовке в условиях меняющейся внутренней и внешней среды функционирования подразделений профессиональной подготовки.
Factors of organization of vocational service and physical training of the personnel and the correlation with its influence on the activities of the head of the territorial (local) Internal Affairs body are identified in the article on the basis of general philosophic principles of dialectics as well as of formal-logical and system-structural method. The author's definition of the term "factors of organization of vocational service and physical training of law-enforcement personnel" is presented in the article. Based on the analysis of scientific, legislative and other normative legal acts as well as of practice of organization of vocational service and physical training the author presents the open list of factors of organizing the mentioned kind of activities and demonstrates the correlation of these factors and the activities of the heads of law-enforcement units. The author substantiates the need for a detailed study of the system of vocational training factors, as well as their classification, that will facilitate the improvement of the efficiency of the development of organizational and managerial measures for vocational service and physical training in a changing internal and external environment of functioning vocational training units by the heads of Internal Affairs units.
Ключевые слова: подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, виды профессиональной служебной и физической подготовки, факторы организации профессиональной подготовки.
Keywords: law-enforcement units of the Russian Federation, types of vocational service and physical training, factors of vocational training organization.
Взгляд, размышления, ЛЯ точка зрения «СЁ**
Анализ практики организации профессиональной подготовки личного состава вызывает необходимость теоретической разработки системы факторов организации руководителями подразделений органов внутренних дел профессиональной служебной и физической подготовки, что обусловливается несколькими составляющими.
Во-первых, комплексом законодательных и иных нормативных правовых актов стратегического характера, определяющих развитие системы профессиональной подготовки одним из основных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации.1
Во-вторых, наличием фактов неудовлетворительных результатов профессиональной служебной и физической подготовки (далее
- ПСиФП) сотрудников территориальных органов МВД России по итогам инспекторских проверок. Так, согласно аналитическому обзору о состоянии ПСиФП в органах внутренних дел Российской Федерации в 2017/2018 году, предоставленном ДГСУ МВД России, в 14 из 15 инспектируемых территориальных органов МВД России на региональном уровне в 2017 году получили неудовлетворительные оценки по практическим стрельбам 40% сотрудников, по боевым приёмам борьбы
- 25%. По результатам инспектирования в 2018 году неудовлетворительные оценки по профессиональной служебной и физической подготовке получили 14 из 18 территориальных органов МВД России на региональном уровне (далее - ТО МВД России), что свидетельствует о проблемах в организации рассматриваемого направления деятельности.
В-третьих, результатами итоговых занятий в органах внутренних дел в 2017 году, где 42397 сотрудников, или 6,4%, признаны профессионально непригодными к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
В-четвертых, недостатками организационно-штатного построения подразделений
профессиональной подготовки управлений (отделов) по работе с личным составом (далее - ППП УРЛС) территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровне управления, характеризующегося отсутствием дифференцированного подхода в соотношении выполняемых функций к организационно-штатному построению.
Так, согласно официальным статистическим сведениям, представленным ДГСК МВД России, общее количество сотрудников ППП УРЛС ТО МВД России составляет 2207 (АППГ - 2183). Нагрузка на одного сотрудника ППП УРЛС ТО МВД России (без учёта ТО МВД России на районном уровне) в среднем - 300,3 ед. личного состава, что отражается на уровне профессиональной подготовленности сотрудников: отсутствие необходимых профессиональных знаний, умений и навыков для выполнения служебных обязанностей, нарушения мер безопасности при обращении с табельным огнестрельным оружием, несоблюдение мер личной безопасности, а в сочетании с отсутствием специалистов и современной учебно-материальной базы по ПСиФП приводит к серьёзным чрезвычайным происшествиям, в том числе потерям среди личного состава, как правило, в ТО МВД России.
Указанные проблемы, с одной стороны, а с другой - проблемы, являющиеся факторами, вызывают объективную необходимость незамедлительного реагирования руководителями подразделений органов внутренних дел (далее - ОВД) путём разработки организационно-управленческих мер превентивного характера, мер реагирования на сложившуюся обстановку, мер по устранению наступивших последствий.
Вместе с тем, как показывает практика управленческой деятельности ППП УРЛС ТО МВД России, руководителями ТО МВД России не в полной мере, а то и вовсе не принимаются во внимание факторы, оказываю-
1 О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7; О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1); О стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 30 декабря 2015 г. № 683// СПС КонсультантПлюс; О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // СПС КонсультантПлюс.
щие существенное влияние на организацию ПСиФП. Одними из основных причин тому являются отсутствие знаний о системе факторов в рассматриваемой сфере деятельности, отсутствие теоретических разработок с точки зрения управления деятельностью ППП УРЛС ТО МВД России.
Восполнение знаний о системе и закономерностях влияния факторов организации профессиональной подготовки на деятельность руководителей в условиях неопределённости функционирования ППП УРЛС ТО МВД России во внешней и внутренней среде послужит действенным инструментарием для повышения результативности решения оперативно-служебных задач по направлениям деятельности, в том числе с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Изложенное свидетельствует об актуальности темы статьи, теоретической и практической значимости в сфере управления деятельностью ППП УРЛС ТО МВД России.
Применяя общефилософские принципы диалектики к предмету исследования, необходимо для выявления факторов подвергнуть разбору этимологию происхождения понятия «фактор». Так, Толковым словарем С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой понятие «фактор» определяется как «...момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении».
С точки зрения социального управления понятия «фактор» и «условие» широко используются в контексте безопасности, движения проектов, объёмов производства. Причём понятие «фактор» определяется через понятие «условие», «показатель», «правовое пространство, «среда». Показательной является следующая дефиниция: «Фактор - это одно из основных условий происходящего явления или процесса» [13, с. 356].
Е.Ф. Яськов, занимаясь исследованием вопросов, посвящённых условиям и факторам с позиции социального управления, пришёл к выводу, что «условия труда представляют собой совокупность факторов окружающей среды, то есть условия труда отождествляются с факторами, а также с важным аспектом отличия - внешним происхождением. Поня-
тие «фактор» без отнесения к какой-либо деятельности (труду, организации и т. п.) содержит признаки причинности и динамичности» [14, с. 244].
С позиции теории управления правоохранительными органами анализ отдельных работ показал, что, как правило, содержание понятий «фактор», «фактор организации» не раскрывается, а всего лишь предпринимается попытка отнести их к предмету исследования [1, с. 66-71; 2, с. 57; 3, с. 550-551; 7, с. 85; 8, с. 8-14; 12, с. 382-388]. В качестве исключения можно привести позицию Е.А. Ефремовой, предложившей «под фактором понимать существенные обстоятельства, которые являются движущей силой (причиной) в обеспечении субъектом управления деятельности подчинённых органов и (или) должностных лиц» [6, с. 150].
Таким образом, основываясь на различных подходах ученых и отдельных исследователей различных отраслей науки, под факторами организации профессиональной служебной и физической подготовки в подразделениях ОВД предлагается понимать существенные обстоятельства, воздействующие на деятельность руководителей подразделений территориальных органов МВД России по упорядочению и обеспечению профессиональной подготовки личного состава.
Как ранее автором было отмечено, до настоящего времени факторы организации профессиональной подготовки подразделений ОВД остались вне рамок научных изысканий. Вместе с тем с позиции социального управления, управления правоохранительными органами отдельные учёные заложили фундамент для проведения дальнейших исследований в рассматриваемой сфере.
Так, И.С. Баженов к таким факторам относит «сложную криминогенную обстановку в регионе» [4, с. 6].
В.А. Мережко выделяет схожие факторы с И.С. Баженовым: «рост преступности в целом или отдельных ее видов, ухудшение раскрываемости, нарушение законности, неподготовленность личного состава к деятельности в экстремальных условиях, слабый контроль и проверка исполнения, укрытие преступлений» [9, с. 20-21].
Взгляд, размышления, ЛЯ точка зрения «СЁ**
Г.А. Атаманчук рассматривает такую группу факторов, как территориальные, социальные, организационные, правовые, взаимодействия управленческих элементов; кадровые [3, с. 550-551].
Преломляя различные научные подходы к рассматриваемой проблематике через предмет нашего исследования, а также основываясь на информационно-аналитических материалах, представленных ТО МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, содержащих сведения управленческой деятельности в сфере профессиональной подготовки, был разработан открытый перечень факторов организации ПСиФП в подразделениях ОВД во взаимосвязи, с внутренней и внешней средой функционирования, требующих от руководителей ТО МВД России незамедлительного реагирования.
1. Законодательные и иные нормативные правовые акты. Например, п. 1 ст. 18 гл. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» наделяет сотрудника полиции правом применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Обозначенные нормы права обязывают руководителей ТО МВД России реа-лизовывать их в практическую деятельность через разработку комплекса организационно-управленческих мер: превентивного характера в целях предотвращения возможного неправомерного применения сотрудниками ОВД физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, мер реагирования и мер по стабилизации ситуации. В качестве другого примера приведём нормы права постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 695 «Об утверждении Перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта», которым утверждается перечень военно-прикладных и служебно-при-кладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта, в число которых входит МВД России по таким служебно-прикладным видам спорта, как служебное двоеборье, служебное многоборье,
служебный биатлон, многоборье кинологов. Содержащиеся в нормативном правовом документе положения обязывают субъектов управления (руководителей ТО МВД России) разрабатывать организационно-управленческие меры по обеспечению и развитию служебно-прикладных видов спорта среди личного состава. В частности, в качестве примера можно предложить открытый перечень мер:
- организовать сбор, обработку и систематизацию информации о сотрудниках, имеющих спортивные разряды, а также имеющих склонность к занятиям по служебно-приклад-ным видам спорта;
- на основе полученной информации организационно-распорядительным документом утвердить положение о спортивных секциях по служебно-прикладным видам спорта, график работы секции;
- разработать тематический план, исходя из специфики вида служебно-прикладного спорта;
- определить, с учётом наличия высококвалифицированного специалиста в сфере служебно-прикладного вида спорта, сотрудника для осуществления тренировочного процесса с личным составом;
- внести в должностные инструкции (регламенты) сотрудников, ответственность за организацию тренировочного процесса и др.
2. Требования руководящих документов ОВД, предъявляемые к организации профессиональной подготовки.
Такие документы в основном разрабатываются на основе законодательных и иных нормативных правовых актов. В частности, распоряжение МВД России от 26 декабря 2018 г. № 1/14858 «Об утверждении методики ведомственной оценки деятельности подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровне», которым утверждается оценка эффективности деятельности территориального органа МВД России. В число основных показателей оценки эффективности деятельности проверяемого подразделения применительно к организации ПСиФП: количество фактов утрат табельного оружия и боепри-
пасов к нему в результате хищения из комнат хранения оружия, халатного отношения, нахождения в состоянии опьянения и иных нарушений дисциплины (законности); количество фактов гибели и ранений (травмирования) сотрудников в результате непрофессиональных действий при задержании правонарушителей, отражении нападения с их стороны, в ходе проверки документов, при неосторожном (неумелом, небрежном) обращении с табельным оружием (боеприпасами); количество фактов гибели и ранений (травмирования) граждан в результате непрофессиональных действий сотрудников; оценку ПСиФП, включающую в себя такие индикаторы, как оценка профессиональных знаний по правовой подготовке; оценка профессиональных знаний и навыков по служебной подготовке; практическое выполнение контрольных упражнений по огневой подготовке; практическое выполнение контрольных нормативов и боевых приёмов борьбы по физической подготовке; оценка объективности присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудникам.
Кроме того, содержит руководство оценки эффективности по таким показателям, как оценка организации первоначальной подготовки и дополнительного профессионального образования, организации комплектования образовательных учреждений, организации научного обеспечения.
Таким образом, положения обозначенного распорядительного документа обязывают руководителя соответствующего ТО МВД России на региональном уровне через управляющее воздействие на ППП УРЛС организовать деятельность по перечисленным направлениям деятельности. В частности, организовать систему сбора, обработки и систематизации информации, предметом которой будут являться показатели и критерии оценки, указанные в распоряжении; разработать или внести изменения в должностные регламенты (инструкции) должностных лиц подразделений профессиональной подготовки обязанности в соответствии с требованием распоряжения по отдельным направлениям деятельности и др.
Распоряжение МВД России от 26 июня 2018 г. № 1/7067 «О совершенствовании
системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, их подготовки по служебно-прикладным видам спорта и проведения мероприятий в области физической культуры и спорта» обязывает руководителей территориальных органов МВД России в пределах своей компетенции формировать спортивные сборные команды МВД России по видам спорта, организовать их тренировочный процесс и обеспечивать участие на соревнованиях по служебно-при-кладным и иным видам спорта; организовать ведение учёта данных о результатах проведённых спортивных мероприятий, а также об участии личного состава на соревнованиях различного уровня и др.
3. Состояние законности среди личного состава подразделения ОВД, связанное с непрофессиональными действиями сотрудников ОВД вне огневого контакта с правонарушителями либо при задержании правонарушителей.
В частности, ярким примером непрофессиональных действий сотрудников ОВД, повлекших гибель сотрудника ОВД, свидетельствует следующая ситуация, произошедшая в одном из ТО МВД России при осуществлении профессиональных функций сотрудником ОВД.
Старший лейтенант полиции Б., придя в кабинет, приступил к чистке оружия, в ходе которого, не убедившись в безопасности своих действий, не извлекши снаряжённый патронами магазин, попытался проверить отсутствие патрона в патроннике, искусственно создав для себя иллюзию безопасности и продолжая свои противоправные действия, когда пистолет стал снаряжённым и готовым к выстрелу, в нарушение мер безопасности направил оружие в сторону стажёра К., произвёл спуск курка, в результате чего произошёл выстрел, пуля попала в стажёра К., который от полученных телесных повреждений скончался на месте происшествия. В отношении сотрудника, произведшего выстрел СУ СК РФ возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ (по материалам служебной проверки).
Взгляд, размышления, точка зрения
Как следствие, обозначенное обстоятельство повлияло на принятие руководителем соответствующего ТО МВД России на региональном уровне организационно-управленческих мер превентивного характера, мер реагирования и мер по стабилизации ситуации в форме управленческого решения, утверждающего алгоритм реализации обозначенным мер. В частности, доведение обстоятельств данного происшествия до всего личного состава и опасности, возникающей при неосторожном обращении с оружием; организации и проведении дополнительных теоретических занятий с личным составом по изучению мер безопасности при обращении с оружием, порядка разборки и сборки пистолета Макарова и т.д., по итогам которых принять зачеты, в ходе чего дать реальную оценку вверенному личному составу о готовности обращения с табельным оружием, знанию мер безопасности и тактики обращения с оружием; организации приема-выдачи вооружения личному составу на службу, занятия, для обслуживания (чистки, смазки), в экстренных случаях; организации квартальных выездов сотрудников отдела профессиональной подготовки в территориальные органы внутренних дел для проверки организации работы по профессиональной подготовке сотрудников, получения ими теоретических и практических навыков владения оружием, знания нормативных правовых актов, а также состояния работы в данном направлении, проводить проверки ведения учётно-планирующей документации, при выявлении недостатков, устранять их на месте с оказанием практической помощи.
4. Состояние уровня профессиональной подготовленности личного состава территориального органа МВД России, который определяется действиями личного состава в сложных стрессогенных ситуациях, в условиях неопределенности, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Так, в 2016 году в ГУ МВД России по Алтайскому краю в результате непрофессиональных действий сотрудников ОВД, характеризующихся несоблюдением мер личной безопасности, психологической неготовности к выполнению оперативно-служебных за-
дач был зафиксирован рост количества уголовных дел, связанных с причинением вреда здоровья сотрудникам ОВД при контакте с правонарушителями (ст. 318 УК РФ) (Аналитический обзор о состоянии профессиональной служебной и физической подготовки ГУ МВД России по Алтайскому краю в 2016 году : информационное письмо ГУ МВД России по Алтайскому краю от 14.08.2018 № 9/1533).
Обозначенное обстоятельство обязывает руководителей соответствующих ТО МВД России разрабатывать меры профилактического характера в целях недопущения подобных фактов.
Так, в 2017 году в ГУ МВД России по Волгоградской области реализован комплекс мероприятий по совершенствованию уровня профессиональной подготовленности сотрудников, в том числе направленных на профилактику чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников ОВД (Аналитический обзор о состоянии профессиональной служебной и физической подготовки ГУ МВД России по Волгоградской области в 2017 году: информационное письмо ГУ МВД России по Волгоградской области от 17.08.2018 № 6/133), в которые вошли:
- организация анализа УРЛС ГУ не реже 1 раза в полугодие фактов получения травм сотрудниками подразделений ГУ и территориальных ОВД в результате физического контакта с правонарушителями и доведение результатов до органов и подразделений в виде обзоров и указаний, ежемесячное обсуждение на тематическом селекторе по вопросам работы с кадрами;
- ежегодное рассмотрение вопросов профилактики чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников ОВД, на оперативных совещаниях при начальнике Главного управления;
- организация специального обучения сотрудников ОВД на базе Волгоградской академии МВД России перед убытием в служебные командировки на территорию Северо-Кавказского региона;
- организация и проведение совместно с преподавательским составом кафедры огневой подготовки академии учебных сборов
по вопросам обеспечения личной безопасности сотрудника полиции в условиях огневого контакта с преступником.
Кроме изложенного, уровень профессиональной подготовленности личного состава подразделений ОВД в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России1 определяется по результатам инспекторских, целевых, контрольных и итоговых занятий.
Например, в случае выставления общей оценки уровня профессиональной подготовленности личному составу ТО МВД России на районном уровне оценки «неудовлетворительно» по результатам итоговой проверки руководитель соответствующего ТО МВД России на региональном уровне разрабатывает ряд мер по устранению сложившейся ситуации. В частности, для оказания практической помощи руководителям учебных групп ТО МВД России на районном уровне может создавать в рамках предоставленных полномочий группы по организации ПСиФП.
Такая практика существует в УМВД России по Пензенской области. С целью совершенствования деятельности руководителей учебных групп подразделений ТО МВД России на районном уровне по организации ПСиФП была создана временная организационная структура в форме «внештатной» рабочей группы. В обязанности данной группы входит обучение руководителей учебных групп организации и методике проведения с личным составом занятий по огневой и физической подготовке, а также ведению планирующей, отчетно-учётной документации.2
5. Криминогенная обстановка на обслуживаемой территории ОВД. Например, преобладание отдельных категорий преступлений либо рост конкретных уголовно наказуемых деяний, административных правонарушений требует от руководителя ТО МВД России незамедлительного принятия мер организационно-управленческого характера, направленных на снижение уровня преступности конкретного вида, стабилизацию оперативной обстановки в случае её
осложнения, путём обучения личного состава по направлениям оперативно-служебной деятельности в рамках правовой, служебной, огневой и физической подготовки во взаимосвязи с видами или преобладанием отдельных категорий преступности.
6. Состояние ресурсов (кадровые, материально-технические и др.), которыми располагает орган для решения поставленных задач в сфере организации профессиональной служебной и физической подготовки. Обозначенный фактор включает в себя обеспеченность ТО МВД России кадровыми, материально-техническими, финансовыми и другими ресурсами для повышения эффективности профессиональной подготовленности личного состава.
В частности, отсутствие в ТО МВД России собственной материально-технической базы (тиры, спортивные залы) для проведения занятий по огневой и физической подготовке вынуждают руководителей ТО МВД России заключать договоры с физкультурно-оздоровительными комплексами, военизированными организациями для проведения практических стрельб, образовательными организациями МВД России, дислоцирующимися на территории одного субъекта Российской Федерации.
7. Состояние общественного мнения о деятельности подразделений ОВД и их должностных лиц.
На состояние общественного мнения существенное влияние оказывают материалы дискредитирующего характера, размещённые СМИ. С одной стороны, информационными поводами могут служить резонансные факты непрофессиональных действий сотрудников ОВД при выполнении оперативно-служебных задач, характеризующиеся неправомерным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, некомпетентностью, связанной с незнанием законодательных и иных нормативных правовых актов по направлениям оперативно-служебной деятельности, то есть исходящие от самих сотрудников ОВД.
1 Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275.
2 Об организации профессиональной служебной и физической подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел области в 2018 году : приказ УМВД России по Пензенской области от 28 декабря 2017 г. № 2420.
Взгляд, размышления, точка зрения
В качестве примера информационного повода можно привести следующий: «В ночь с 21 на 22 августа 2016 года находящийся на суточном дежурстве следователь ОМВД по Орджоникидзевскому району г. Уфы лейтенант юстиции И.И. опубликовал в социальной сети «ВКонтакте» видео, в котором раскритиковал предварительное следствие МВД России, обвинил в унижении и оскорблениях своего непосредственного начальника (начальника СО), в связи с которыми И.И. решил покончить жизнь самоубийством. После этого следователь И.И. покончил с собой на рабочем месте путем производства выстрела в голову из табельного пистолета» [10].
Руководством МВД России по Республике Башкортостан была создана комиссия для установления причин самоубийства следователя. В ходе служебной проверки вины непосредственного руководителя ОПС и руководителя ТО полиции не установлено. Материалы проверки направлены в следственные органы. [11]
Предсмертную видеозапись следователя распространили местные СМИ, что позволило отнести обозначенные сведения к информационным поводам локального значения. Затем данную информацию осветили и
федеральные СМИ, в связи с чем указанный информационный повод перешёл в разряд информационных поводов федерального значения.
С другой стороны, информационными поводами могут послужить материалы, размещаемые самими СМИ, дискредитирующего характера, не соответствующие действительности.
И те, и другие поводы оказывают существенное влияние на деятельность руководителей подразделений ОВД по разработке и принятию мер организационно-управленческого характера.
Таким образом, предпринятые попытки рассмотрения в рамках научной статьи факторов организации профессиональной подготовки подразделений ОВД будет способствовать с точки зрения практической значимости систематизации у руководителей территориальных органов МВД России существующих знаний в рассматриваемой сфере деятельности и эффективному применению их в практической деятельности, с позиции теоретической значимости будут являться предпосылкой для фундаментальных исследований в структуре системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
Библиографический список
1. Алиуллов, Р.Р. Факторы, обуславливающие взаимодействие подразделений органов внутренних дел применительно к оперативно-служебной деятельности: принципы, формы / Р.Р. Алиуллов // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - № 4 (18). - С. 66-71.
2. Александров, А.А. Анализ и оценка оперативной обстановки в республике, крае, области (правовые и организационные аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук / А.А. Александров. - М., 2004.
3. Атаманчук, Г.В. Управление - фактор развития (размышления об управленческой деятельности) / В.Г. Атаманчук. - М., 2002.
4. Баженов, И.С. Организация МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации взаимодействия с органами исполнительной власти по противодействию преступности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / И.С. Баженов. - М., 2009.
5. В Уфе следователь покончил с собой, оставив предсмертное видеообращение : интернет-статья от 22 августа 2016 г. - URI: https://www.ufa.kp.ru/daily/26571.5/3587044/ (дата обращения 18.02.2019).
6. Ефремова, Е.А. Организация расследования преступлений экономической направленности: дис. .канд. юрид. наук: 12.00.11 / Е.А. Ефремова. - М., 2014.
7. Касьян, В.Ю. Оценка организации правоохранительной деятельности органов внутренних дел (вопросы методологии) : дис. ... канд. юрид. наук / В.Ю. Касьян. - М., 2007.
8. Клушин, О.З. Оперативная обстановка: понятие, анализ, прогноз / О.З. Клушин. - М., 2010.
9. Мережко, В. А. Анализ информации и использование аналитических данных в работе МВД, УВД / В.А. Мережко. - М., 1977.
10. Молодой следователь из Уфы покончил с собой из-за унижений женщины-начальника : интернет статья от 22 августа 2016 г. - URI: http://www.yaplakal.com/forum1/topic1436918. html (дата обращения 18.02.2019).
11. МВД по РБ завершило служебную проверку по факту самоубийства сотрудника // МВД России по Республике Башкортостан. - URI: https://02.мвд.рф/news/item/8727157 (дата обращения 18.02.2019).
12. Торопин, Ю.В. Факторы, препятствующие достоверности показателей преступности / Ю.В. Торопин // Правовое и криминалистическое обеспечение управления органами расследования преступлений : сб. матер. всерос. научно-практ. конф. : в 3 ч. - М., 2011. - Ч.1.
13. Управление организацией: энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2001.
14. Яськов, Е.Ф. Теория и практика социального управления : словарь-справочник / Е.Ф. Яськов. - М., 1997.