Факторы, определяющие выбор финансовой стратегии предприятия
Гурьянов Сергей Александрович
аспирант, кафедра "финансы и кредит" Российский университет дружбы народов Россия, [email protected]
В современных условиях конкурентоспособности предприятий роль финансовой стратегии предприятия становится все более важной. К сожалению, многие отечественные предприятия не были полностью готовы к этому, поскольку проблема разработки финансовой стратегии для предприятия является сложной и многогранной. Во многом это связано с недостаточной разработанностью стратегической теории и методологии, которые подходят для разработки и реализации финансовой стратегии на отечественных предприятиях, а также учитывают достижения мировой экономической и управленческой теории. При разработки финансовой стратегии предприятия важно не потеряться в изначально безбрежном море возможностей стратегического выбора, а свести все их многообразие в каждом направлении деятельности предприятия к дискретному и обозримому множеству вариантов. Основное внимание уделено вопросам определения и классификации факторов внешней и внутренней среды предприятия. Подчеркнута необходимость определения рисков, оказывающих влияние на разработку финансовой стратегии предприятия. Определена значимость финансовых рисков.
Ключевые слова: предприятие; финансовая стратегия; внешняя среда; внутренняя среда; факторы; риск; финансовый риск.
о
о
см
см
О!
3
^
I-О ш т х
<
т о х
X
Введение
Современная экономика требует от менеджмента существенной перестройки управления стратегического планирования финансами предприятий, поскольку реализация общей стратегии связана с финансовым обеспечением стратегических решений. Финансовая стратегия является частью общей стратегии и представляет собой систему целей финансовой деятельности предприятия. При разработки и реализации финансовой стратегии предприятия возникает необходимость учитывать быстро меняющиеся условия внешней среды, особенности отрасли, нарастающую конкуренцию и дефицит ресурсов. В публикациях, посвященных разработке методологии, методов и механизмов стратегического финансового управления, раскрыты лишь отдельные аспекты этой проблематики.
Исходя из вышеизложенного, цель представленной работы - посредством анализа существующих исследований в области стратегии определить основные факторы, оказывающие воздействие на разработку и реализацию финансовой стратегии предприятия.
Согласно поставленной цели были определены следующие задачи исследования: проанализировать существующие подходы к определению среды предприятия; выявить факторы, оказывающие воздействие на разработку и реализацию финансовой стратегии предприятия; провести классификацию факторов; представить выводы.
Методологическую основу исследования, в соответствии с поставленной целью и задачами, сформировали инструментарий общей экономической теории, современной экономической литературы, различные подходы к управлению предприятием и его финансами. В статье были использованы следующие методы исследований: анализ, синтез, обобщение, диалектический, дедуктивный, индуктивного и системный.
Результаты
На разработку финансовой стратегии предприятия оказывает влияние множество факторов. Взаимодействие этих факторов и влияние их на выработку финансовой стратегии предприятия:
а) зависит от конкретной ситуации;
б) носит специфический характер для каждой отрасли и предприятия;
в) изменяется со временем.
Р. Грант прямо говорит: "Лично я при анализе стратегии отдаю предпочтение простой классификации на внутренние и внешние факторы. Тогда наша стратегическая оценка станет точным и глубоким анализом этих факторов, а не поверхностной классификацией на сильные и слабые стороны, возможности и угрозы" [1; с. 28].
0. Виханский соглашается и объясняет необходимостью: "... поддерживать баланс во взаимодействии предприятия со средой. Каждое предприятие вовлечено в три процесса" [2; с. 18]:
(а) получение ресурсов из внешней среды (вход);
(б) превращение ресурсов в продукт (преобразование);
(в) передача продукта во внешнюю среду (выход).
Следовательно, по мнению Р. Гранта [1; с. 80], О. Ви-
ханского [2; с. 18], А. Петрова [3; с. 55], В. Марковой и С. Кузнецовой [4; с. 40] в зависимости от характера влияния отдельных условий и факторов, а также возможностей их контроля со стороны предприятия в процессе осуществления своей финансовой деятельности, анализ среды предполагает исследование трех компонентов.
1. Макроокружение включает в себя факторы, которые оказывают на предприятие не прямое воздействие, а косвенное, к ним относятся:
а) политические и правовые факторы;
б) экономические факторы;
в) социальные и культурные факторы;
г) технологические факторы.
Изменение этих факторов труднее всего предсказать и сложно игнорировать, поскольку именно они определяют тенденции, которые со временем будут оказывать влияние на микроокружение предприятия.
2. Микроокружение включает в себя факторы, которые непосредственно влияют на предприятие, увеличивают или уменьшают эффективность его работы, приближают или отдаляют достижение его целей, к ним относятся: акционеры, клиенты, поставщики, конкуренты, кредиторы, государственное регулирование, требования муниципальных властей, профсоюзы, торговые и иные организации. Предприятие, плотно контактируя со своим микроокружением, пытается оказать влияние на его параметры, с целью изменить их в благоприятном для себя направлении.
Анализ микроокружения предприятия обычно предполагает исследование привлекательности отрасли и отдельных товарных рынков внутри неё, с помощью разработанной М. Портером модели "пять сил конкуренции":
а) проникновение новых конкурентов (барьеры входа в отрасль);
б) возможности покупателя;
в) возможности поставщиков;
г) появление товаров-заменителей (субститутов);
д) конкуренция между компаниями, уже укрепившимися на рынке.
В рамках конкретной отрасли могут быть предприятия, имеющие различные интересы, а следовательно, они конкурируют на различных базах: ресурсной и товарной. Отраслевой структурный анализ определяет несколько вариантов стратегий всех основных конкурентов по указанным стратегическим направлениям, что позволяет выделить в отрасли стратегические группы. М. Портер утверждает: "Стратегическая группа представляет собой группу предприятий отрасли, следующих одинаковым или сходным вариантам стратегии" [5; с. 177].
3. Внутренняя среда - это большое количество взаимосвязанных переменных, которые, по мнению М. Портера, базируются на "цепочке ценностей" или "цепочке создания стоимости". Данная "цепочка" для каждого предприятия индивидуальна и позволяет увидеть, как и
какие виды деятельности, являясь различными с физической и технологической точек зрения операциями, выполняемыми предприятием, непосредственно создают стоимость, т.е. это та сумма, которую покупатели готовы заплатить за товар. Он выделяет два сегмента деятельности по созданию стоимости:
а) основные виды деятельности [6, с. 75-76]:
- внутренняя логистика;
- производственный процесс;
- внешняя логистика;
- маркетинг и розничная торговля;
- обслуживание;
б) вспомогательные виды деятельности [6, с. 77-80]:
- инфраструктура предприятия;
- управление трудовыми ресурсами предприятия;
- технологическое развитие предприятия;
- материально-техническое обеспечение предприятия.
Далее М. Портер выделяет внутри основной и вспомогательной деятельности предприятия еще три сегмента деятельности, оказывающие различное воздействие на создание конкурентных преимуществ [6, с. 81]:
а) непосредственно создающие стоимость для потребителя (сборка, производство компонентов продукта, дизайн продукта, реклама, набор персонала и т.д.);
б) имеющие опосредованное отношение к созданию стоимости (текущий ремонт, обеспечение деятельности офисов и производственных объектов, управление исследованиями и т.д.);
в) контроль качества (мониторинг, инспекция, тестирование, рецензирование, проверка, переработка, поправки и т.д.).
А. Зуб предлагает свою классификацию и акцентирует внимание на следующих факторах [7, с. 84-85]:
а) ресурсы и организация предприятия;
б) рынки и сбыт;
в) финансирование;
г) производство, операции и технические аспекты;
д) персонал.
И. Бланк соглашается с делением среды на три компонента, но делает акцент на финансовую составляющую [8; с. 111]:
а) внешняя финансовая среда непрямого влияния;
б) внешняя финансовая среда непосредственного влияния;
в) внутренняя финансовая среда.
По мнению М. Бгашева [9; с. 26], Н. Берзона [10; с. 22], Р. Гранта [1; с. 503], А. Зуба [7, с. 103-104], Г. Константинова [11; с. 47] и А. Петрова [3; с. 101] необходимо выделить еще один фактор, оказывающий влияние на деятельность предприятия - стейкхолдеры (stakeholders) - группы людей, которые либо зависят от предприятия, либо сами влияют на него, которые структурно можно разделить на следующие группы:
а) в макроокружении - государство как получатель налогов, политические группы, финансовые структуры, торговые ассоциации, пенсионные фонды как инвесторы, группы активистов ("зеленые", общество защиты потребителей) и т.д.;
б) в микроокружении - поставщики, потребители и другие экономические партнеры;
в) во внутренней среде - учредители, владельцы, акционеры, управляющие, менеджеры, служащие, работающие на предприятии;
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю 2
М О
о
CS
CS Ol
о ш m
X
3
<
m О X X
На стратегический выбор предприятия, после проведенного анализа внутренней и внешней среды, а также оценки многовариантности стратегических альтернатив, по мнению М. Шифрина, влияют разнообразные ситуационные факторы, которые создают множество комбинаций, к наиболее значимым из них он относит [12; с. 183-184]:
а) группу факторов, характеризующих состояние отрасли;
б) группу факторов, характеризующих рыночную позицию предприятия;
в) масштаб производственной деятельности предприятия;
г) фактор времени;
д) приемлемый уровень риска.
Проблема риска прямо или косвенно присутствует практически в любых сферах экономики, а значит осмысленное принятие управленческих решений финансового характера, по мнению В. Ковалева, может осуществляться в условиях [13; с. 76]:
а) определенности;
б) риска;
в) неопределенности;
г) конфликта.
В. Ковалев предлагает свою классификацию рисков, которая имеет для финансов предприятия стратегическое значение [13; с. 78-82]:
а) суверенный (страновой) риск;
б) политический риск;
в) финансовый риск;
г) процентный риск;
д) производственный (или бизнес) риск;
е) риск снижения покупательной способности денежной единицы (инфляция);
ж) проектный риск (инвестиционной);
з) валютный риск;
и) трансляционный риск;
к) актуарный риск и т.д.;
Е. Стоянова определяет риск: "... как экономическая категория и представляет собой возможность совершения события, которое может повлечь за собой три экономических результата:
а) отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);
б) нулевой;
в) положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Риск - это действие, совершаемое в надежде на
счастливый исход по принципу повезет - не повезет", и тут же добавляет: "Кто не рискует, тот ничего не имеет" [14; с. 439]. Е. Стоянова предлагает следующую классификацию рисков (см. рис. 1.), которая включает в себя категории, группы, виды, подвиды и разновидности рисков.
На основании проведенных выше мнений, составлена схема основных факторов, оказывающих воздействие на разработку и реализацию финансовой стратегии предприятия (см. рис. 2.).
По мнению И. Хоминич, из всей совокупности рисков, наибольшее значение для предприятия имеют риски, отнесенные к группе - "финансовые риски". По своей сути, продолжает И. Хоминич, "финансовые риски - динамическое явление, меняющее свой количественный уровень на разных стадиях функционирования предприятия под влиянием воздействия внешних и внутренних факторов" [15; с. 14]. И. Хоминич предлагает свою классификацию финансовых рисков, которая составлена с
учетом требований ведущих мировых профессиональные ассоциаций, объединений и деятелей в области финансового риск-менджмента (см. рис. 3.).
Селективные * Банкротство
Рис. 1. Квалификационная система рисков [14; с. 440]
фикюрм 1111сi и pi llн i'[i. ы
i
Фа к юры мякроокруження
(я) IIO.III1 ЯЧССКНС и иравануг факторы и риски:
правительственная стабильность;
- государственное регулирование;
налоговая политика н законодательство;
антимонопольное законодательство;
- регулирование занятости населения н лр.
(Л) экономические факторы н риски;
динамику валового
национального п родукта;
- денежно-кредитную и финансовую политику;
- процентную ставку;
- уровень инфляции;
- курс обмена национальной валюты;
- инвестиционную политику II Лр.
(в) социальные н
культурные факгорм (и риски):
рождаемость-смсртность; нммшрииня и эмиграция;
- располагаемый доход; обычаи н привычки; образовательные
стандарты;
- отношение к труду н др.
(г) icmioioi нчеекне факгоры и риски:
- затраты на HIIOKP m разных источников;
- lamina интеллектуальной собственности;
государственная нолнтика в области НТП:
- новые открытия н изобретения;
скорость выход;«
продукции на рынок н др.
Факторы микроокруженин
(а) проникновение новых конкурентов(барьеры входа в отрасль) н рнекн:
экономия на масштабе; дифференциация товара; потребности в капитале;
- издержки переключения; доступ к оптовым и
розничным каналам сбыта:
- государственная политика
{б) во ¡можнос1ii
покупателя н риски: - покупатель совершает ► закупки в больших объемах; покупатель имеет ни »кии уровень доходов (прибыли);
покупатель располагает полной информацией и ;тр,:
(в) возможное I и
нос i а и щи ков н риски:
продукция поставщиков не конкурирует с другими h продуктами-субститутами; - продукция группы
поставщиков дифференцирована или
t4.¡.i.k-i иыержки
переключения н лр,:
(г) появление товаров-зяменкгеден н риски:
становятся угроюЛ, если ► дают покупателям не просто альтернативные продукты услуги, но характеризуются ценовой динамикой.
(л) конкуренция между компаниями. уже
укрепившихся на рнекн:
- многочисленные рапные по силам конкуренты;
- высокий уровень постоянных издержек;
- низкие темпы роста в
отрасли и др.
1Ш
Факторы внутренней среды
(а) внутренняя логистика и рнекн:
получение.хранение и распределение исходных материалов (сырья); контроль за запасами и др.
(б) производственный процесс и рнекн:
- изготовление, сборка и упаковка товара;
сертификация качества товара н др,
(в) внешняя логистика н рнекнг
*> обработка заказа;
- отгрузка товара и др.
(I) чаркеI им! н р»жичнин м]рюн.1н к рнекн:
> реклама и продвижение товара на рынке; покопан политика и лр.
(л) обслуживание и рнекн:
» установка н ремонт;
поставка запасных частей; рассмотрение жалоб и др.
(е) инфраструктура прслнрняшн и риски:
► общее управление; - финансы и бухгалтерский учет и др.
(ж) управление 1 рудовыми ресурсами и риски:
► повышение квалификации;
- социальное обеспечение; набор персонала и др.
(1) технологическое разпнтне и риски:
► исследование товара: ли нии товара;
- улучшение процесса производства и др.
(и) чшеривлыго' >техническое обеспечение и риски:
Рис. 2. Факторы, влияющие на формирование финансовой стратегии предприятия.
В. Баранов замечает, что: "... финансовые стратегии, отличаясь по уровню финансового риска, различным об-
разом влияют на средневзвешенную стоимость капитала, формирование структуры и стоимости активов предприятия" [16; с. 34].
Финансовый риск
*----I----1
Кредитный риск
(I) внешний риск:
(а) риск дефолта:
' - рнск контрагента: страховой риск:
(б) риск концентрации
(1) впугренппй рнск:
(а) риск невыплаты основной суммы
> долга и процентов:
(б) риск свершения операции;
(а) риск обеспечения
1'кск ЛИКВИДНОСТИ
(!) риск 11', п I и ч 111| 11 ликвидности:
' {a) cyii hcniiinin.il! риск:
{С} эбьск:i uii||!:: рнск
(J1 рнск балансовой ликвидности:
(а) системный рнск:
(б) индивидуальный рнск:
(в) технический риск
Рыночный рнск
(1) Валютный риск:
U (а) операционный; (СГ) трансляционный;
(В) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Фондовый риск
+1(3) Товар и ып риск
(4) Процсн гнын рнск:
U in) рнск переоценки:
(б) батненый рнск:
(в) риск изменення кривой доходности
Рис. 3. Классификация финансовых рисков [15; с. 18, 19, 21, 25].
Выводы
В результате проделанной работы можно сделать заключение о том, что для предприятия приобретает большое значение:
а) сбор и обработка информации;
б) выявление и анализ факторов.
Этим на предприятии должны заниматься соответствующие службы: маркетинговая, финансовая, экономическая и т.д. Из полученных данных формируется информационная база, которая служит основой для разработки финансовой стратегии предприятия, позволяющая:
а) определить факторы оказывающие влияние на макроокружение, микроокружение и внутреннюю среду предприятия;
б) определить основные особенности, динамику и тенденции выбранных факторов;
в) определить степень риска каждого фактора;
г) определить финансовое состояние предприятия;
д) выбрать наиболее эффективный вид финансовой стратегии предприятия;
е) установить период (сроки) действия финансовой стратегии предприятия.
В этой связи можно констатировать, что скорость реагирования предприятия на внешние изменения, зависит от того, на какой стадии развития событий руководство предприятия может оценить их влияние на деятельность предприятия и сколько времени уйдет на разработку стратегии (или стратегий) реагирования с учетом возможных рисков и степени чувствительности предприятия к силе риска.
Литература
1. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. В.Н. Фунтова. - СПб.: Питер, 2008. - 560 с.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Экономист, 2008. - 296 с.
3. Петров А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Н. Петрова. - СПб.: Издательство Питер, 2012. -400 с.
4. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.
5. Портер М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М.Е. Портер ; Пер. с англ. И. Минервина. - 6-е изд. - М.: Альпина Паблишен, 2016. - 453 с.
6. Портер М.Е. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М.Е. Портер; пер. с англ. Е. Калинина. - 4-е изд. -М.: Альпина Паблишер, 2016. - 716 с.
7. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Т. Зуб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 375 с.
8. Бланк И.А. Финансовый менеджмент - К.: Эльга Ника-Центр, 2004. - 656 с.
9. Бгашев М.В. Стратегический менеджмент. Учеб. пособие. - Саратов: Издательство Амирит, 2018. - 267 с.
10. Берзон Н.И. Финансовый менеджмент : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н.И. Берзона и Т.В. Тепловой. - М. : Издательство КНОРУС, 2014. - 654 с.
11. Константинов Г.Н. Стратегический менеджмент. Концепции: учебное пособие для слушателей программы МВА, обучающихся по специальностям "Общий и стратегический менеджмент" и "Финансы" / Г.Н. Константинов; Гос. ун-т - Высшая школа экономики, Высшая школа менеджмента. - М.: Бизнес Элайнмент, 2009. -239 с.
12. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. 3-е изд. испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 321 с.
13. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий): уче6. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. - 352 с.
14. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / Под ред. Е.С. Стояновой, - 6-е изд. М.: Перспектива, 2010. - 656 с.
15. Управление финансовыми рисками : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под. ред. И.П. Хоминич, И.В. Пещанской. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 345 с.
16. Баранов В.В., Иванов И.В. Финансовый менеджмент: Стоимостной подход: Учебное пособие. - М.: Издательство Альпина Бизнес Букс, 2008. - 504 с.
The Factors defining the choice of financial strategy of the
enterprise Guryanov S.A.
Peoples' friendship university of Russia
In modern conditions of enterprises competitiveness, the role of enterprises financial strategy is increasingly becoming very important. Unfortunately, however, a couple of domestic enterprises were not fully ready to adapt to this, as problem of developing a financial strategy for an enterprise is complex and multifaceted. This is largely due to the insufficient development of strategic theory and methodology, which are suitable for the development and implementation of financial strategies of domestic enterprises, and also take into account the achievements of world economic and managerial theory. When developing a financial strategy for an enterprise, it's important not to get off track in the middle of the vast sea of opportunities related to the strategic choice, but adopt various forms of diversity in each phase of the enterprise based on a discrete and visible set of options. An attention must be given to the determination and classification of factors in the external and internal environment of the enterprise. The need to identify risks that influence the development of the financial strategy of an enterprise is emphasized in this paper and the importance of financial risks were also looked at. Key words: enterprise; financial strategy; external environment; internal environment; factors; risk; financial risk.
X X О го А С.
X
го m
о
ю 2
М О
References
1. Grant R.M. Modern strategic analysis. 5th ed. / Per. from English
under the editorship of V.N. Pound. - St. Petersburg: Peter, 2008 .-- 560 p.
2. Vikhansky O.S. Strategic Management: A Textbook. 2nd ed.,
Revised. and add. - M.: Publishing House of the Economist, 2008. - 296 p.
3. Petrov A.N. Strategic Management: Textbook for universities. 3rd
ed. Third Generation Standard / Ed. A.N. Petrova. - St. Petersburg: Publisher Peter, 2012. - 400 p.
4. Markova V.D., Kuznetsova S.A. Strategic Management: Lecture
Course. - M .: INFRA-M, 2013 .-- 288 p.
5. Porter M.E. Competitive Strategy: Methods of Analysis of Industries and Competitors / M.E. Porter Per. from English I. Minervina. - 6th ed. - M .: Alpina Publishing, 2016 .-- 453 p.
6. Porter M.E. Competitive advantage. How to achieve a high result
and ensure its stability / M.E. Porter; per. from English E. Kalinina. - 4th ed. - M .: Alpina Publisher, 2016 .-- 716 p.
7. Tooth A.T. Strategic management: a textbook and a workshop for
academic undergraduate / A.T. Tooth. - 4th ed., Revised. and add. - M.: Yurayt Publishing House, 2019 .-- 375 p.
8. Form I.A. Financial Management - K .: Elga Nika-Center, 2004. -
656 p.
9. Bgashev M.V. Strategic management. Textbook allowance. -
Saratov: Amirit Publishing House, 2018 .-- 267 p.
10. Berzon N.I. Financial management: textbook / team of authors; under the editorship of N.I. Berzon and T.V. Thermal. - M.: Knorus Publishing House, 2014 .-- 654 p.
11. Konstantinov G.N. Strategic management. Concepts: a manual for students of the MBA program studying in the specialties "General and strategic management" and "Finance" / G.N. Konstantinov; Gos. un-t - Higher School of Economics, Higher School of Management. - M.: Business Development, 2009. - 239 p.
12. Shifrin M.B. Strategic management. 3rd ed. corrected and add. - M.: Yurayt Publishing House, 2019 .-- 321 p.
13. Kovalev VV, Kovalev Vit.V. Finances of organizations (enterprises): uche6. - M.: TC Velby, Publishing House Prospect, 2006. - 352 p.
14. Financial management: theory and practice: a textbook / Ed. E.S. Stoyanova - 6th ed. M .: Perspective, 2010 .-- 656 p.
15. Financial risk management: a textbook and workshop for undergraduate and graduate programs / Under. ed. I.P. Khominich, I.V. Peshchansky. - M.: Yurayt Publishing House, 2019 .-- 345 p.
16. Baranov V.V., Ivanov I.V. Financial management: Cost approach: Textbook. - M.: Alpina Publishing House Business Books, 2008. - 504 p.
o
CS
CS Ol
O m m x
<
m o x
X