Научная статья на тему 'Разработка стратегии развития предпринимательской деятельности на основе маркетингового подхода'

Разработка стратегии развития предпринимательской деятельности на основе маркетингового подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МАРКЕТИНГ / STRATEGY / COMPETITIVENESS / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / STRATEGIC DEVELOPMENT / MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Н.В.

В данной статье рассмотрен маркетинговый подход в разработке стратегии развития предпринимательской деятельности на примере молкомбината. В ходе исследования дана оценка ресурсному, экономическому и финансовому состоянию предприятия с установлением тенденции изменения показателей. Выделены четыре вида стратегий молкомбината: виолентовая, патиентная, коммутантная, эксплерентная и по каждой указаны особенности ее использования на предприятии. Детальный анализ позволил выявить недостатки в стратегическом планировании предприятия, связанные с применением сокращенных форм стратегического планирования и отсутствия алгоритма организации процесса стратегического планирования. На основе SWOT анализа определены мероприятия стратегического развития молкомбината, связанные с расширением рынков сбыта, укреплением позиций на региональном рынке, расширением ассортимента, по каждому мероприятию определены критериальные результативные показатели. А также предложены ключевые стратегические направлениям совершенствования маркетинговой деятельности молкомбината.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a business development strategy based on marketing approach

This article discusses the marketing approach in developing a business development strategy using the example of a dairy plant. In the course of the study, an assessment was made of the resource, economic and financial condition of the enterprise with the establishment of a trend in indicators. Four types of strategies of the dairy plant are distinguished: violent, patient, commutative, explant, and for each, the specifics of its use in the enterprise are indicated. A detailed analysis revealed the shortcomings in the strategic planning of the enterprise associated with the use of shortened forms of strategic planning and the lack of an algorithm for organizing the strategic planning process. Based on the SWOT analysis, the strategic development activities of the dairy plant were identified related to the expansion of sales markets, the strengthening of positions in the regional market, and the expansion of the assortment; criteria-based effective indicators were determined for each event. And also the key strategic directions for improving the marketing activities of the dairy plant are proposed.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии развития предпринимательской деятельности на основе маркетингового подхода»

2. Айвазян С.А. Методы эконометрики: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 512 с.

3. Микроэконометрика: методы и их применение. Книга 1/ Э. Колин Кэмерон, Правин К. Триверди; перевод с англ.; под научн. ред. Б. Демешева. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГ, 2015. - 552 с.

4. Ратнер С.В., Архипова М.Ю., Нижегородцев Р.М. Эконометрические методы управления рисками инновационных проектов. - М.: ЛЕНАНД, 2014. - 272 с.

5. Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 228 с.

6. Горидько Н.П., Нижегородцев Р.М. Современный экономический рост: теория и регрессионный анализ. - Новочеркасск: НОК, 2011. - 343 с.

Sources:

1. Statistics: textbook for academic undergraduate / otv. ed. I.I. Eliseeva. - 5th edition, trans. and add. - M.: Yurayt Publishing House, 2019. - 572 с.

2. Ayvazyan S.A. Methods of econometrics: a textbook. - M.: INFRA-M, 2010. - 512 с.

3. Microeconomics: methods and their application. Book 1 / E. Colin Cameron, Pravin C. Threeverdi; translation from English; under scientific ed. B. Demesheva. - M.: Publishing house «Delo», 2015. - 552 с.

4. Ratner S.V., Arkhipova M.Yu., Nizhegorodtsev R.M. Econometric methods of risk management of innovative projects. - M.: LENAND, 2014. - 272 с.

5. Afanasyev V.N., Yuzbashev M.M. Time Series Analysis and Forecasting: A Textbook. - M.: Finance and statistics, 2001. - 228 с.

6. Goridko N.P., Nizhegorodtsev R.M. Modern economic growth: theory and regression analysis. - Novocherkassk: NOC, 2011. - 343 с.

Н.В. Климова - профессор кафедры экономической теории, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, nv_klimova@mail.ru,

N. V. Klimova - Professor of the Department of economic theory, doctor of economics Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin.

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА DEVELOPMENT OF A BUSINESS DEVELOPMENT STRATEGY BASED ON A MARKETING APPROACH

Аннотация. В данной статье рассмотрен маркетинговый подход в разработке стратегии развития предпринимательской деятельности на примере молкомбината. В ходе исследования дана оценка ресурсному, экономическому и финансовому состоянию предприятия с установлением тенденции изменения показателей. Выделены четыре вида стратегий молкомбината: виолентовая, патиентная, коммутантная, эксплерентная и по каждой указаны особенности ее использования на предприятии. Детальный анализ позволил выявить недостатки в стратегическом планировании предприятия, связанные с применением сокращенных форм стратегического планирования и отсутствия алгоритма организации процесса стратегического планирования. На основе SWOT анализа определены мероприятия стратегического развития молкомбината, связанные с расширением рынков сбыта, укреплением позиций на региональном рынке, расширением ассортимента, по каждому мероприятию определены критериальные результативные показатели. А также предложены ключевые стратегические направлениям совершенствования маркетинговой деятельности молкомбината.

Annotation. This article discusses the marketing approach in developing a business development strategy using the example of a dairy plant. In the course of the study, an assessment was made of the resource, economic and financial condition of the enterprise with the establishment of a trend in indicators. Four types of strategies of the dairy plant are distinguished: violent, patient, commutative, explant, and for each, the specifics of its use in the enterprise are indicated. A detailed analysis revealed the shortcomings in the strategic planning of the enterprise associated with the use of shortened forms of strategic planning and the lack of an algorithm for organizing the strategic planning process. Based on the SWOT analysis, the strategic development activities of the dairy plant were identified related to the expansion of sales markets, the strengthening of positions in the regional market, and the expansion of the assortment; criteria-based effective indicators were determined for each event. And also the key strategic directions for improving the marketing activities of the dairy plant are proposed.

Ключевые слова: стратегия, конкурентоспособность, предпринимательская деятельность, стратегическое развитие, маркетинг

Keywords: strategy, competitiveness, entrepreneurial activity, strategic development, marketing

Улучшить положение на рынке, привлечь и удержать клиентов, обеспечить достижение целей и развивать конкурентоспособный бизнес возможно за счет грамотно разработанной стратегии компании.

Разработка плана стратегического развития и его реализация предусматривает комплекс действий, которые направлены на достижение поставленных задач при условии изменения внешнего бизнес - окружения и включает ключевые (векторные) направления развития бизнеса.

На примере ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский», одного из ведущих предприятий промышленности Республики Адыгея предложим стратегию дальнейшего его развития на основе маркетингового подхода. Данное

предприятие осуществляет свою деятельность с 1959 года. Главные конкурентные преимущества продукции: натуральность, экологическая чистота и традиционные технологии производства.

Ассортимент молочной продукции ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» довольно обширный и включает: пастеризованное молоко; кефир, ряженка, топленое молоко; сметану; творог. Также изготавливает широкий ассортимент сыров: «Сулугуни» и «Сулугуни» копченый, «Чечил» и «Чечил» копченый, «Косичка» и «Косичка» копченый, «По-охотничьи» копченый, «Спагетти», «Спагетти» копченый, «Спагетти» со специями, «Спагетти» Чили.

Следует отметить, что адыгейский сыр - национальное блюдо адыгской кухни, является главным брендом Республики Адыгея, именно здесь зародилось изготовление этого древнего национального продукта и освоено его промышленное производство.

Динамика объемов производства ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» показана в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика производства продукции ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»

Вид продукции 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2016г., +;-

т % т % т % т %

Цельномолочная продукция в пересчете на молоко 20209 86,01 20098 88,13 22238 88,6 2029 2,59

Масло животное 749 3,19 618 2,71 443 1,76 -306 -1,43

Сыры жирные 473 2,01 634 2,78 705,3 2,81 232,3 0,8

Нежирная продукция 1975 8,41 1403 6,15 1677 6,68 -298 -1,73

Казеин 89 0,38 53 0,23 37 0,15 -52 -0,23

ИТОГО 23495 100 22806 100 25100,3 100 1605,3 0

Как видно в наибольшей степени возросло производство цельномолочной продукции на 2029 т и сыров жирных - на 232,2 т. при этом снизилось производство по маслу животному, нежирной продукции и казеину. То есть производится то, что более востребовано и с более низкой себестоимостью изготовления.

В структуре производства более 88% занимает цельномолочная продукция, около 7% нежирная продукция. На долю сыров приходится чуть более 2% всего производства, несмотря на то, что это исторический бренд молкомбината. В динамике лет происходит дальнейшее наращивание объемов производства цельномолочной продукции.

Рассмотрим насколько загружены производственные мощности на ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» (таблица 2).

Таблица 2 - Загрузка производственных мощностей ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»»

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. 2016 г., +;-

Потенциальная производственная мощность по производству молочной продукции, тонн 26912,9 24682,4 36377,2 9464,3

Фактический объем производства молочной продукции, тонн 23495 22806 25100,3 1605,3

Коэффициент загрузки мощностей, % 87,3 94,7 69,0 -18,3

Коэффициент загрузки мощностей снизился на 18,3. Это произошло по причине роста потенциальной производственной мощности из-за покупки новых основных средств при незначительном росте объемов производства - на 1605,3 т.

Чтобы определится с ключевыми направлениями стратегического развития ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»», необходимо детально провести анализ обеспеченности ресурсами и эффективности их использования, прибыли, рентабельности и финансового состояния.

Таблица 3 - Динамика обеспеченности ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский» ресурсами и эффективность их использования

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2016г. %

Среднегодовая численность работников, чел. 229 239 246 107,42

Стоимость основных средств, тыс. руб. 74177 79268 76975 103,77

Стоимость оборотных средств на конец года, тыс. руб. 87884 66515 69502 79,08

Величина капитала, тыс. руб. 117687 117588 119989 101,96

Затраты, тыс. руб. 887131 863930 831969 93,78

Выручка всего, тыс. руб. 961312 901071 847753 88,19

Годовая производительность труда, тыс. руб./ чел. 4197,87 3770,17 3446,15 82,09

Фондоотдача, руб./руб. 12,96 11,37 11,01 84,98

Коэффициент оборачиваемости 10,94 13,55 12,20 111,51

Период обращения оборотных средств, дн. 33,37 26,94 29,92 89,68

Данные таблицы 3 показывают, что трудовые ресурсы в ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» увеличились на 17 человек или на 7,42%. При этом возросла и стоимость основных средств - на 3,77%, однако величина оборотных средств существенно снизилась - на 20,92%, преимущественно за счет двухкратного сокращения дебиторской задолженности. Это следует оценить положительно, поскольку повышает ликвидность предприятия.

Величина капитала практически не изменилась, что говорит о стабильности в финансовых результатах компании. Между тем со снижением выручки произошли отрицательные изменения в производительности труда и фондоотдачи, которые снизились на 11,81% и 15,02% соответственно. Положительным моментом следует отметить роста коэффициента оборачиваемости на 11,51% и снижения периода оборачиваемости на 3,45 дней. Данные изменения отразились на финансовых результатах (таблица 4).

Таблица 4 - Динамика финансовых результатов деятельности ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»», тыс.

руб_____

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2016 г.

Абсолют-ное отклоне-ние, (+,-) Темп роста, % (раз)

Выручка 961312 901071 847753 -113559 88,19

Себестоимость 842561 815461 774657 -67904 91,94

Коммерческие расходы 44570 48469 73096 28526 164,00

Прибыль от продаж 74181 37141 15784 -58397 21,28

Проценты к получению 587 0 229 -358 39,01

Проценты к уплате 2027 1429 0 -2027 х

Прочие доходы 2075 3932 4466 2391 215,23

Прочие расходы 41013 36627 17335 -23678 42,27

Прибыль (убыток) до налогообложения 33803 3017 3144 -30659 9,30

Налог на прибыль 6865 622 759 -6106 11,06

Чистая прибыль 25454 2302 2401 -23053 9,43

Чистая прибыль организации существенно сократилась почти в 11 раз или на 23053 тыс. руб. Это обусловлено снижением выручки от продажи на 113559 или на 11,81% при одновременном росте коммерческих расходов на 64%. В результате прибыль от продажи составила всего 21,28% от уровня 2016 года.

Положительным следует отметить рост прочих доходов более чем в два раза, при снижении прочих расходов на 57,73%. Сократились полностью проценты к уплате. Однако величина прочих расходов более чем в 4 раза больше прочих доход, что также снизило конечный финансовый результат (чистую прибыль).

Таблица 5 - Динамика показателей ликвидности и финансовой устойчивости ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»»

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. 2016 г., +;-

Оценка ликвидности

Величина собственных оборотных средств, тыс. руб. 42711 40364 40170 -2541

Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) 1,95 2,54 2,37 0,42

Коэффициент быстрой ликвидности 1,30 1,50 1,47 0,17

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) 0,12 0,39 0,53 0,41

Доля оборотных средств в активах 53,96 45,51 47,31 -6,65

Критерии платежеспособности

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,49 0,61 0,58 0,09

Оценка финансовой устойчивости

Коэффициент финансовой независимости 0,72 0,82 0,80 0,08

Коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств 0,38 0,22 0,24 -0,14

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности 2,04 1,11 0,94 -1,1

По расчетным данным таблицы 5, можно констатировать, что ликвидность ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» улучшилась. Величина собственных оборотных средств уменьшилась на 2541 тыс. руб. по причине роста основных средств, при этом доля оборотных средств сократилась на 6,65%. При этом виден рост коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на 0,09.

Значительно высок коэффициент абсолютной ликвидности, который свидетельствует, что предприятие в 2018 г. сможет рассчитаться по своим обязательствам за счет денежных средств и их эквивалентов на 53%, а при полной возврате дебиторской задолженности на 147%.

Коэффициент текущей ликвидности соответствует нормативному значению (более двух), поэтому ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» следует признать платежеспособным, а его структуру баланса удовлетворительной.

ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» функционирует на 80% за счет собственных средств, что подтверждает высокий уровень финансовой устойчивости компании.

На каждый рубль собственных средств приходилось в 2018 году 24 копейки привлеченных средств, что на 14 копеек меньше по сравнению с 2016 годом.

На каждый рубль кредиторской задолженности приходилось 94 копейки дебиторской задолженности. Это на 1,1 руб. или почти в два раза ниже уровня 2016 года, по причине погашения дебиторской задолженности в 2017 году.

В практической деятельности ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» варианты стратегий ограничены и зависят только от конъюнктуры рынка и возможностей организации.

Руководство предприятия использует ограниченное количество конкурентных стратегий. Главными из которых является повышение качества продукции, путем выпуска продукции строго по установленным ГОСТам. Однако данная стратегия не обеспечит в долгосрочной перспективы лидирующие позиции на региональном рынке.

Можно выделить четыре вида стратегий, действующие в ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» [1].

Первая стратегия - виолентовая стратегия. Ее сущность заключается в производстве стандартизированной молочной продукции со средним уровнем себестоимости. Цена продаж - умеренно высокая относительно своих конкурентов. Постоянно происходит обновление ассортимента для различных покупателей.

Вторая стратегия - патиентная. Она используется на отдельные виды молочной продукции (казеин) и для определенной группы потребителей. Например, акцент на здоровое питание и производство молочных продуктов для диабетиков с заменителем сахара. Кроме этого, производятся кисломолочные продукты, имеющие лечебно-профилактические свойства, улучшающие обмен веществ, повышающие иммунную систему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третья стратегия - коммутантная (приспособительная). Такая стратегия имеет определенные особенности и специфические отличия. В основном она основана на экономии затрат. Причиной использования такой стратегии является нестабильность сырьевых рынков и зависимость от поставщиков сырья и их цен.

Четвертая стратегия - это эксплерентная (пионерная), связана с радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Однако данная стратегия пока не нашла своего отражения в ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»», поскольку связан с внедрением инноваций и высокотехнологичным производством молочной продукции.

ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» применяет такой подход при разработки стратегии: «цели - стратегии». Цели задают основные направления стратегического развития компании, которые в последующем доводятся до персонала для реализации поставленных задач. Как показал анализ, в настоящее время ЗАО «Молком-бинат «Адыгейский»» распыляет ресурсы на достижение множества второстепенных целей, что мешает ему сосредоточиться на главном.

Результаты проведенного исследования выявили необходимость акцентирования внимание на следующих причинах и факторах, снижающих эффективность стратегического планирования в ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»»:

1. Нет стратегического планирования развития предпринимательской и коммерческой деятельности на региональном рынке молочной продукции на долгосрочную перспективу.

2. Отсутствует четко разработанный алгоритм организации процесса стратегического планирования.

3. Плановые решения принимаются только с учетом внутренней среды и не учитывают изменения внешней рыночной бизнес среды.

4. Применяются сокращенные формы и устаревшие методы стратегического планирования.

С целью разработки обоснованного плана стратегического развития ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» был проведен SWOT анализ (таблица 6) [2].

Таблица 6 - SWOT анализ ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»»

Внутренние сильные стороны 1 Хорошая репутация, сложившаяся о предприятии у покупателей; 2 Собственная технология 3 Опыт в разработке новых товаров 4 Выход на российский рынок, объем экспорта составляет 3 % 5 Низкие цены 6 Высокое качество производимой продукции Внутренние слабые стороны 1 Недостаточные технологические навыки 2 Внутренние производственные проблемы 3 Недостаток денежных средств на финансирование необходимых изменений 4 Неудовлетворительная сбытовая сеть 5 Устарелая технология производства творога 6 Слабая организация маркетинговой деятельности 7 Не используются производственные мощности на 100%

Возможности предприятия 1 Использование новых технологий 2 Пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворить больше потребностей потребителя 3 Способность обслужить дополнительные группы потребителей или выйти на новые сегменты рынка 4 Расширение рынков сбыта 5 Загрузка производственных мощностей до 100% Внешние угрозы 1 Перенасыщенность рынков сбыта 2 Выход на рынок конкурентов с более низкими ценами 3 Растущая требовательность покупателей 4 Неблагоприятное изменение государственной торговой политики

По данным таблицы 6 видно, что сильными сторонами ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» являются хорошая репутация, сложившаяся за годы функционирования предприятия, наличие собственных технологий производства молочной продукции, относительно низкие цены на рынке Краснодарского края и Адыгеи, а также высокое качество продукции, соответствующее государственным стандартам.

Из слабых сторон следует выделить недостаточно высокую организацию маркетинговой деятельности, недоиспользование производственных мощностей, внутренние производственные проблемы связанные с организацией труда и персоналом. Иногда возникает недостаток в денежных средствах для своевременного расчета или быстрого инвестирования в запланированные мероприятия. Несмотря на имеющие собственные технологии на молококомбинате все же имеют место недостаточные технологические навыки из-за невысокого уровня профессионализма узкоспециализированных работников предприятия.

Возможности ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» складываются из необходимости расширения ассортимента под определенные категории населения, расширение рынков сбыта и использование новых более высоко производимых технологий.

У молкомбината могут возникнуть определенные риски, в предпринимательской деятельности это вполне объективно. К ним относится: действия конкурентов, изменения потребностей покупателей, усиление конкуренции за счет частных малых предприятий по производству молочной продукции (например, сыров).

Особо могут сказаться политические риски, связанные с санкциями, или запретом ввоза в страну молочных продуктов из республика Беларусь. Именно этот факт должен положительно сказаться для ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»», поскольку увеличит шансы по расширению емкости рынка. А также повышение к рискам можно отнести изменение налоговых ставок. Следует отметить, что данное предприятие на протяжении последних двух лет не пользуется кредитами (ни долгосрочными ни краткосрочными) и осуществляет свою деятельность преимущественно за счет собственных средств.

Стратегия развития ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» в ближайшей перспективе будет определяться требованиями рынка и потребностями покупателей [4].

Выделим векторные направления стратегического развития молкомбината: расширение рынков сбыта, укрепление позиций на региональном рынке, расширение ассортимента, совершенствование маркетинговой деятельности.

Мероприятия, составляющие основу стратегии развития ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Мероприятия по стратегическому развитию ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»»

Мероприятие Методы осуществления мероприятий Достигаемые цели Показатели эффективности, характеризующие результат

Совершенствование сбытовой деятельности Привлечение квалифицированных логистов, поиск надежных поставщиков и оптовых потребителей Увеличение объема продаж и выход на новые рынки сбыта Прибыль - 30% Рентабельность продаж - рост на 15%

Совершенствование маретинговой деятельности. Увеличение расходов на продвижение продукции Вложение дополнительных денежных средств Увеличение объема продаж. Большая узнаваемость торговой марки и бренда Прибыль (возможно увеличение при грамотной организации продвижения товара на рынок) - 10%

Повышение качества продукции Соответствовать мировым стандартам качества (качественное сырье+постоянный контроль качества продукции собственного производства) Большее доверие к продукции у потребителей. Возможность поставок по системе - Just-in-time. Количество постоянных оптовых потребителей до 40%

Производить новые виды продукции закупка нового оборудования, обучение основных рабочих Завоевание новых рынков сбыта Объем произведенной продукции - рост на 10%

Обучение персонала Повышение квалификации и обучение основного персонала Увеличение объема производства, повышение качества продукции до мирового уровня Повышение производительности труда и эффективности производственно-хозяйственной деятельности

Стимулирование персонала экономическими и неэкономическими методами Премии, внедрение КР1 сотрудника, повышение квалификации Большая вовлеченность персонала в производственный процесс Снижение трудоемкости производства продукции и повышение производительности труда

1. Наиболее полная загрузка оборудования (до 100%) за счет расширения ассортимента, адекватно различным группам потребителей. Это позволит увеличить объемы продаж и расширить емкость рынка, а также приведет к росту фондоотдачи, прибыли и рентабельности проиводства.

2. Совершенствование маркетинговой деятельности. Отдел продаж ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» не проводит систематический анализ деятельности конкурентов. Преимущественно изучается общая конкурентная ситуация на рынке, цены реализации, уровень спроса со стороны покупателей, т.е. чисто выполняет наблюдательную функцию, а не стимулирующую. Не достаточно уделяется внимание продвижению молочной продукции, укреплению бренда компании.

3. Совершенствование сбытовой деятельности за счет оптимизации логистики и заключение контрактов с более надежными поставщиками.

4. Повышение качества молочной продукции до мирового уровня, удовлетворяющий спрос потребителей.

5. Разработка системы мотивации и поощрения персонала, внедрение эффективного контракта на основе разработки КР1 сотрудника предприятия.

К ключевым стратегическим направлениям совершенствования маркетинговой деятельности ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» следует отнести [3]:

1. Создание целостной системы маркетинга, которая была бы адаптивной и восприимчивой к рыночным изменениям, маркетинговым инновациям. На предприятии необходимо усилить службу маркетинга на предмет взаимодействия управления, сферы производства и сбыта.

2. Улучшение планирования организации и контроля маркетинга. Целесообразно применение целевого маркетинга, матричных моделей и стандартов маркетингового процесса.

3. Проведение маркетинговых исследований (опросы, анкетирование, интернет вопросы).

4. Совершенствование ассортиментной, ценовой политики, политики продвижение товаров, лояльности клиентов, выстроенных в единую систему маркетинга.

5. Повышение уровня квалификации маркетологов. Достаточно эффективными являются стажировки, конференции, семинары.

6. Применение технических средств в работе маркетинговых информационных систем и систем управления маркетингом. Перспективным направлением является создание автоматизированных систем управления маркетингом. Компьютерные технологии могут помочь специалисту по маркетингу, во-первых, определить факторы, влияющие на успех компании, во-вторых, оценить степень влияния каждого фактора и ранжировать факторы по степени влияния; в-третьих, уменьшить число изучаемых факторов, отбросив малозначащие и обобщив некоторые из показателей в новую интегральную характеристику; в-четвертых, используя методы имитационного моделирования, прогнозировать развитие ситуации при изменении значений каждого влияющего показателя.

Следует отметить, что при множественности воздействия факторов внешней и внутренней бизнес среды не существует единого способа управления маркетингом. Наиболее эффективным методом является тот, который более всего соответствует той или иной ситуации, а предприятие в большей степени адаптировано и имеет возможности его эффективного применения.

Предложенные мероприятия, составляющие основу стратегии развития ЗАО «Молкомбинат «Адыгейский»» позволят: максимизировать удовлетворенность потребителей; увеличить объем продажи молочной продукции; увеличить размер прогнозируемой прибыли; расширить рынки сбыта как на территории Краснодарского края и Адыгее, так и за ее пределами; повысить имидж предприятия, что является стратегически важным направлением деятельности предприятия.

Представленные в работе рекомендации могут быть использованы и другими молокоперерабатываю-щими предприятиями, работающие со времен советского союза.

Источники:

1. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 290 с.

2. Климова Н.В. Маркетинг как инструмент повышения эффективности продаж и конкурентоспособности бизнеса // Экономика устойчивого развития. - Краснодар: КГУ - 2012. № 10. - С.115-120

3. Alina V. Chesnokova, Oksana I. Radina, Marina V. Rossinskaya, Natalia V. Klimova, Regina I. Serdyuk. The process approach to marketing in the service sector // Mediterranean Journal of Social Science. Vol. 6 No. 3 S. 6 June 2015, MCSER (Mediterranean Center of Social and Educational Research/ Rome, Italy 360 с. С.31-39

4. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер.с англ. / М. Портер. - М.: Альбина Бизнес Бук, 2016. - 454 с

Sources:

1. Golubkov E.P. Strategic Management: Textbook and Workshop for Academic Baccalaureate / E.P. Golubkov. - Lyubertsy: Yurayt, 2015 .—290 p.

2. Klimova N.V. Marketing as a tool to increase sales efficiency and business competitiveness // Sustainable Development Economics. - Krasnodar: KSU - 2012. No. 10. - Pp.115-120

3. Alina V. Chesnokova, Oksana I. Radina, Marina V. Rossinskaya, Natalia V. Klimova, Regina I. Serdyuk. The process approach to marketing in the service sector // Mediterranean Journal of Social Science. Vol. 6 No. 3 S. 6 June 2015, MCSER (Mediterranean Center of Social and Educational Research / Rome, Italy 360 pp. Pp. 31-39

4. Porter M. Competitive strategy: Methodology for the analysis of industries and competitors: transl. From English. / M. Porter. - M .: Albina Business Buk, 2016 .- 454 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.