Научная статья на тему 'Факторы, определяющие специфику расследования уголовных дел о контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте'

Факторы, определяющие специфику расследования уголовных дел о контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
275
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / INVESTIGATION OF CRIMES ON RAILWAY TRANSPORT / CRIMINALISTIC CHARACTERISTICS OF THE CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усова Г.М., Чиненов Е.В.

В статье рассматриваются конкретные факторы, определяющие специфику расследования уголовных дел о контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте. На основе изучения сложившейся следственной и судебной практики по исследуемой категории дел показывается их влияние на качество предварительного расследования. Анализируются основные существующие научные воззрения на данную проблематику. Формулируется собственный подход и вывод о закономерности деления указанных факторов на две группы - объективные и субъективные. В совокупности факторов определяются условия эффективного предварительного расследования контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте. Отдельно выделяются обстоятельства, отрицательно влияющие на расследование контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте. На основе анализа существующих в науке понятий и критериев эффективности предварительного расследования формулируются рекомендации, направленные на повышение качества предварительного расследования при расследовании уголовных дел о контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте. Делаются обоснованные выводы о значении выделенных факторов для методико-криминалистического обеспечения расследования преступлений и формирования криминалистической характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Усова Г.М., Чиненов Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS DETERMINING THE SPECIFICS OF INVESTIGATION OF CRIMINAL CASES OF SMUGGLING OF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC, POTENT, TOXIC SUBSTANCES TRANSPORTED BY RAIL

The article deals with specific factors that determine the specifics of investigating criminal cases of smuggling of narcotic drugs,psychotropic, potent, and toxic substances transported by rail. Based on the study of current investigative and judicial practice in the studied category of cases, their impact on the quality of the preliminary investigation is shown. The main existing scientific views on this issue are analyzed. We formulate our own approach and draw a conclusion about the regularity of dividing these factors into two groups - objective and subjective. The combination of factors determines the conditions for an effective preliminary investigation of the smuggling of narcotic drugs,psychotropic, potent, and toxic substances transported by rail. The circumstances that negatively affect the investigation of the smuggling of narcotic drugs, psychotropic, potent, and poisonous substances transported by rail are highlighted separately. Based on the analysis of existing scientific concepts and criteria for the effectiveness of the preliminary investigation, recommendations are formulated to improve the quality of the preliminary investigation in the investigation of criminal cases involving the smuggling of narcotic drugs,psychotropic, potent, and toxic substances transported by rail. Reasonable conclusions are made about the significance of the selected factors for the methodological and forensic support of crime investigation and the formation of forensic characteristics.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие специфику расследования уголовных дел о контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте»

г

БЕЗОПАСНОСТЬ НАТРАНСПОРТЕ

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О КОНТРАБАНДЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ, СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ, ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

FACTORS DETERMINING THE SPECIFICS OF INVESTIGATION OF CRIMINAL CASES OF SMUGGLING OF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC, POTENT, TOXIC SUBSTANCES TRANSPORTED BY RAIL

УДК 343.985.7

Г.М. УСОВА

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород)

Е.В. ЧИНЕНОВ,

кандидат экономических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) chinenovevg@yandex.ru

GALINA M. USOVA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

EVGENIJ V. CHINENOV,

Candidate of Economics Sciences, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются конкретные факторы, определяющие специфику расследования уголовных дел о контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте. На основе изучения сложившейся следственной и судебной практики по исследуемой категории дел показывается их влияние на качество предварительного расследования. Анализируются основные существующие научные воззрения на данную проблематику. Формулируется собственный подход и вывод о закономерности деления указанных факторов на две группы - объективные и субъективные. В совокупности факторов определяются условия эффективного предварительного расследования контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте. Отдельно выделяются обстоятельства, отрицательно влияющие на расследование контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте. На основе анализа существующих в науке понятий и критериев эффективности предварительного расследования формулируются рекомендации, направленные на повышение качества предварительного расследования при расследовании уголовных дел о контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте. Делаются обоснованные выводы о значении выделенных факторов для методико-криминалистического обеспечения расследования преступлений и формирования криминалистической характеристики.

Ключевые слова: расследование преступлений на железнодорожном транспорте, криминалистическая характеристика преступления.

Для цитирования: Усова Г.М., Чиненов Е.В. Факторы, определяющие специфику расследования уголовных дел о контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых

НА ТРАНСПОРТЕ

веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 3. С. 59-66.

Abstract: the article deals with specific factors that determine the specifics of investigating criminal cases of smuggling of narcotic drugs,psychotropic, potent, and toxic substances transported by rail. Based on the study of current investigative and judicial practice in the studied category of cases, their impact on the quality of the preliminary investigation is shown. The main existing scientific views on this issue are analyzed. We formulate our own approach and draw a conclusion about the regularity of dividing these factors into two groups - objective and subjective. The combination of factors determines the conditions for an effective preliminary investigation of the smuggling of narcotic drugs,psychotropic, potent, and toxic substances transported by rail. The circumstances that negatively affect the investigation of the smuggling of narcotic drugs, psychotropic, potent, and poisonous substances transported by rail are highlighted separately. Based on the analysis of existing scientific concepts and criteria for the effectiveness of the preliminary investigation, recommendations are formulated to improve the quality of the preliminary investigation in the investigation of criminal cases involving the smuggling of narcotic drugs,psychotropic, potent, and toxic substances transported by rail. Reasonable conclusions are made about the significance of the selected factors for the methodological and forensic support of crime investigation and the formation of forensic characteristics.

Keywords: investigation of crimes on railway transport, criminalistic characteristics of the crime.

For citation: Usova G.M., Chinenov E.V. Factors determining the specifics of investigation of criminal cases of smuggling of narcotic drugs, psychotropic, potent, toxic substances transported by rail // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 3. P. 59-66.

Изучение практики раскрытия и расследования уголовных дел о контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых посредством железнодорожного транспорта, показывает, что меры, принимаемые правоохранительными органами в противодействии преступности данного вида, явно недостаточны. Как отмечается исследователями, за два десятка лет контрабандная деятельность, приобретя достаточно организованные формы устойчивых, тесно сплоченных преступных сообществ, приняла размеры достаточно массового антисоциального явления, представляющего реальную угрозу не только экономическим интересам государства, но и жизни и здоровью граждан [1; 2; 3; 4]. Анкетирование сотрудников органов внутренних дел на транспорте свидетельствует о наличии затруднений (66,3%) в организации расследования уголовных дел о контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте, существующих проблемах использования в этих целях специальных знаний и их оценки, в связи с чем 8,7% уголовных дел возвращаются для дополнительного расследования, по 9,3% дел предварительное расследование приостанавливается в связи с розыском подозреваемого, по 28,4% - в связи с неустановлением подозреваемого (обвиняемого)1.

1 Аналитическая справка по результатам анкетирования и интервьюирования сотрудников органов внутренних дел на транспорте.

Анализ сложившейся следственной и судебной практики по исследуемой категории дел показывает, что расследование данного вида преступлений осложняется рядом факторов. В их числе - специфика функционирования железнодорожного транспорта, оказывающая непосредственное влияние на процесс следственно-оперативной деятельности; особенности процесса доказывания; характер используемых тактических приемов, следственных действий; необходимость использования специальных знаний и др.

Так, расследование преступлений на железнодорожном транспорте имеет ряд особенностей, которые определяются специфическими условиями самого железнодорожного транспорта как отрасли народного хозяйства [5]. Специфику деятельности этого вида транспорта учитывают в полной мере лица, совершающие контрабанду наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, посредством перемещения на железнодорожном транспорте [6; 7; 8]. Существует также ряд иных факторов, влияющих на раскрытие и расследование указанной категории преступлений, расследуемых следственными подразделениями органов внутренних дел на транспорте, более подробно рассмотренных Б.А. Абдрахмановым, А.Н. Варыгиным, А.К. Гаврило-вым, В.И. Жулевым, А.Б. Сергуновым, Е.А. Кра-енским и некоторыми другими криминалистами.

Так, А.К. Гаврилов выделяет три основные особенности железнодорожного транспорта,

НАТРАНСПОРТЕ

определяющие, по его выражению, уловки преступников и некоторое своеобразие в производстве оперативно-розыскных и процессуальных мер по предупреждению и раскрытию преступлений. Это, во-первых, концентрация в одном месте больших материальных ценностей (больше оказывает влияния на способ совершения преступлений, связанных с хищением грузов с подвижного состава); во-вторых, большое количество пассажиров на вокзалах и поездах и, наконец, быстрое перемещение как грузов, так и людских масс [9].

Указанные особенности, на наш взгляд, не в полной мере отражают специфику такой большой многогранной сферы деятельности человека, как железнодорожный транспорт. Несколько шире определяют объективные особенности, обусловленные спецификой деятельности железнодорожного транспорта, В.И. Жулев и Е.А. Краенский. В первую очередь они относят к ним большую протяженность железнодорожных магистралей, наличие на них значительного количества станций, вокзалов и других остановочных пунктов, а также круглосуточность функционирования объектов транспорта и их общедоступность. Они также справедливо отмечают, что железнодорожный транспорт не является изолированным, замкнутым в своих границах объектом, на котором круглосуточно находятся большие массы постоянно перемещающихся людей, имеющих при себе различные ценности [10].

Помимо отмеченных объективных условий данные авторы выделяют еще три группы обстоятельств субъективного свойства, способствующих совершению преступлений в сфере пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Первая группа обстоятельств обусловлена, по их мнению, неправильным поведением пассажиров. Ко второй группе они относят обстоятельства, связанные с недостатками в организации пассажирских перевозок со стороны железнодорожной администрации. К третьей группе - некоторые недостатки в деятельности органов внутренних дел на транспорте.

В свою очередь, А.Н. Варыгин в дополнение к уже перечисленным факторам добавляет подвижной состав железнодорожного транспорта, являющегося источником повышенной опасности, и (что характерно для исследуемой нами темы) «... удобство подвижного состава железнодорожного транспорта для перевозки предметов, изъятых из гражданского оборота (наркотиков, оружия, драгоценных металлов и камней), так как в них много технологических полостей, в которых эти предметы можно прятать и перевозить, в том числе и через государственную границу» [11].

Аналогичный подход к классификации факторов, обусловленных деятельностью железнодорожного транспорта и влияющих на раскрытие и расследование преступлений в сфере пассажирских перевозок, имеет место в работах, посвященных раскрытию и расследованию отдельных видов преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта [12; 13; 14; 15].

На основании наших исследований мы пришли к выводу о том, что указанные факторы следует разделить на две группы - объективные и субъективные. Именно такой подход, на наш взгляд, более полно отражает особенности функционирования железнодорожного транспорта.

К объективным мы отнесли следующие факторы:

- большую протяженность железнодорожных магистралей, наличие на них значительного количества станций, вокзалов и других остановочных пунктов;

- общедоступность железнодорожного транспорта, если его представить как определенную систему;

- круглосуточность функционирования объектов транспорта;

- постоянное передвижение пассажиров и средств железнодорожного транспорта по территории (текучесть и постоянную смену лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта);

- ограниченную (климатическую) зависимость от метеорологических и других факторов;

- сравнительно низкую стоимость проезда, провоза багажа.

Кроме указанных факторов, можно выделить особенности, которые обусловлены технологическим процессом работы железнодорожного транспорта:

- регистрацию пассажиров;

- подвижность части обслуживающего персонала (проводники вагонов, работники вагонов-ресторанов и т.п.);

- интенсивность движения транспортных средств, которая, в свою очередь, обусловлена во многом социальными условиями.

Более подробно рассмотрим объективные факторы, влияющие на раскрытие и расследование преступлений, связанных с перевозкой запрещенных веществ и предметов на железнодорожном транспорте:

1. Большая протяженность железнодорожных магистралей, наличие на них значительного количества станций, вокзалов и других остановочных пунктов. Данное обстоятельство позволяет лицам, перемещающимся на относительно большие расстояния, перевозить при

НА ТРАНСПОРТЕ

себе (ручной кладью) или в багаже различные вещества и предметы, в том числе и те, провоз которых на железнодорожном транспорте запрещен. Преступник, пользуясь таким видом транспорта, как железнодорожный, может на любой станции, остановочном пункте относительно свободно (имея при себе проездной билет) войти в пассажирский вагон и также на любой станции выйти, при необходимости пересесть в другой поезд. Таким образом, используя железнодорожный транспорт, он может пересечь границу и доехать до любого пункта территории страны и доставить при этом вещества и предметы контрабанды. Примером может служить уголовное дело по факту перевозки гр. Н. наркотических средств из г. Киева Республики Украина в город Уфу Республики Башкортостан2. Расстояние перевозки составило 2026,4 км, пересадка в г. Москве, количество станций - около 24.

2. Общедоступность железнодорожного транспорта, если его представить как систему. В социально-экономическом и географическом отношении этот вид транспорта, как правило, тесно и органично связан с городами, поселками и другими населенными пунктами. Это объясняется тем, что станции, разъезды и другие остановочные пункты находятся на территории городов, поселков. В связи с этим экономические процессы, происходящие на территории, оказывают влияние на железнодорожный транспорт и наоборот. Расположение в непосредственной близости от железной дороги населенных пунктов позволяет преступникам, совершившим на транспорте преступления, быстро скрыться на территории поселков, городов.

3. Круглосуточность функционирования объектов транспорта. Указанная особенность транспорта позволяет круглосуточно посещать вокзалы, станции, использовать поезда в любое удобное для замысла преступления время суток. Круглосуточное движение поездов рассматривается преступниками как благоприятный фактор. Это дает им возможность выбрать любое подходящее время для реализации преступного умысла. В связи с этим некоторые преступники учитывают не только время суток, но и изучают, а впоследствии учитывают расписание движения поездов3.

Круглосуточное функционирование на вокзалах буфетов, в некоторых случаях - ресторанов, комнат отдыха и других помещений, пред-

2 Уголовное дело № 4-1031/2019 // Архив СУ Средневолж-ского ЛУ МВД России на транспорте.

3 Уголовное дело № 1-215/2012 // Архив ЛУ СУ УТ МВД

России по СКФО.

назначенных для отдыха и кратковременного пребывания, порождает на вокзалах скопление большого количества людей. Это воспринимается преступниками как важное условие, способствующее маскировке их действий. Круглосуточная работа указанных объектов в помещениях вокзалов способствует концентрации в них определенного количества криминогенных элементов: лиц, освободившихся из мест лишения свободы; лиц без определенного места жительства; лиц, ведущих паразитический образ жизни, и т.п.

4. Постоянное передвижение пассажиров и средств железнодорожного транспорта по территории. Данное обстоятельство дает возможность преступникам выбрать необходимое им время для совершения преступления, используя постоянный пассажиропоток и маскируясь в нем. Преступник имеет возможность незамеченным на остановках войти в вагон и выйти из него, при этом имея при себе определенные вещи. Так, на маршруте следования поезда «Пекин - Москва» на железнодорожной станции Наушки Восточно-Сибирской железной дороги в вагон вошел гражданин В. и передал сверток с наркотическим веществом героин г О.4 Смена потоков пассажиров в помещениях вокзалов, в вагонах поездов, перемещение подвижного состава затрудняют действия работников органов внутренних дел, направленные на раскрытие и расследование преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте. В данном случае имеется в виду решение не только вопросов организационных и тактических, связанных с выявлением свидетелей и потерпевших, выявлением и закреплением материальных следов в пассажирском поезде, но и процессуальных. Эти вопросы могут быть связаны с проведением неотложных следственных действий в движущемся поезде в ночное время. В условиях постоянного движения большое значение имеет и интенсивность пассажирских перевозок. Она усиливается в летний период и уменьшается в зимний. Еще большая неравномерность перевозок отмечается по месяцам.

5. Ограниченная (климатическая) зависимость железнодорожного транспорта от метеорологических и других факторов. Данное обстоятельство существенно влияет на выбор вида транспорта, которым осуществляется переезд пассажиров и перевозка их багажа. Оно оказывает влияние на выбор способа передвижения, перемещения при осуществлении контрабанды

4 Уголовное дело № 1-2/2019 // Архив СО Улан-Удэнского ЛО МВД России на транспорте.

НА ТРАНСПОРТЕ

наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте. При неблагоприятных метеорологических изменениях (ураганный ветер, ливень, сильный туман и т.п.), когда морской, речной, воздушный, автомобильный транспорт не имеет возможности двигаться, железнодорожный транспорт продолжает функционировать. Это обстоятельство влияет на решение вопроса о выборе вида средств передвижения в пользу железнодорожного транспорта, что подтверждается материалами уголовного дела № 1-40/2014, когда в связи с ограничением въезда на территорию Российской Федерации из г. Бишкек Киргизской Республики автомобильного транспорта преступниками был выбран железнодорожный транспорт5.

6. Сравнительно низкая стоимость проезда пассажиров и провоза багажа. Для большей части населения нашей страны железнодорожный транспорт является основным, так как стоимость проезда на этом виде транспорта, в соотношении с дальностью передвижения, значительно уступает стоимости проезда пассажиров и провоза ручной клади, багажа в других видах транспорта. Указывая на более низкую стоимость проезда пассажиров и про -воза багажа на железнодорожном транспорте, необходимо отметить, что железнодорожный транспорт действительно до последнего времени оставался наиболее доступным видом транспорта.

Рассмотрим особенности, обусловленные технологическим процессом функционирования железнодорожного транспорта. Ряд существенных особенностей, которые по своему характеру оказывают влияние на выявление и раскрытие преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, обусловлены технологическим процессом функционирования транспорта этого вида.

Степень интенсивности пассажирских перевозок, пассажирского потока влияет на способы совершения преступлений. Интенсивный поток, большое скопление людей воспринимается преступниками как основное условие, способствующее маскировке в момент и после совершения преступлений. Именно поэтому они избирают такие объекты и такое время суток, когда этот поток особенно интенсивен, так как он предопределен конкретными социальными причинами, например, маятниковой, ежесуточной миграцией жителей городов и пригородов.

5 Уголовное дело № 1-40/2014 // Архив СУ УТ МВД России по Сибирскому федеральному округу.

Это положение подтверждается данными, полученными в ходе нашего исследования. Значительное количество преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте, было обнаружено в период с 18 до 23 часов - 38,7% случаев от общего числа изученных уголовных дел, то есть в то время, когда в результате ежесуточного движения населения увеличивается пассажиропоток.

В ходе планирования преступления, а именно контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте, преступники тщательным образом изучают движение поездов, время прохождения их по данной станции, разъезду, поведение проводников того или иного поезда, резерва проводников и т.п.

Действия преступников могут определяться не только увеличением интенсивности пассажиропотока, но и конкретным временем прохождения определенного пассажирского поезда.

К обстоятельствам, отрицательно влияющим на расследование контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте, можно отнести также недостатки в работе органов внутренних дел на транспорте. Их можно подразделить на следующие:

1. Недостаточно высокую организацию патрульно-постовой службы: нерациональную расстановку и неумелое использование имеющихся сил и средств на отдельных объектах. При расстановке постов и определении маршрутов патрулей руководители служб охраны общественного порядка должны в первую очередь учитывать направления пассажиропотоков, при этом разделяя их применительно к поездам дальнего сообщения.

При движении пассажиропотока по прибытии наибольший эффект может принести деятельность патруля, который будет находиться на платформе либо при входе в здание вокзала. При таком расположении патруль может контролировать пассажиров и их багаж при выходе из поезда. При этом имеется большая вероятность обнаружения веществ и предметов контрабанды, которые перевозились в прибывшем на станцию поезде.

При движении пассажиропотока по отправлению следует отметить, что пассажиры в большинстве случаев не концентрируются в один поток, а расслаиваются в несколько: направляются в зал ожидания, камеру хранения, кассу. В

НА ТРАНСПОРТЕ

связи с этим при организации патрулирования на территории станции, вокзале следует учитывать эти потоки. Учет всех особенностей движения пассажиропотоков как при отправлении, так и по прибытии при организации патрульно-постовой службы вызывает необходимость привлечения большого количества сотрудников. Однако при необоснованно малой штатной численности органов внутренних дел на транспорте, неукомплектованности их ведущих служб эти вопросы во многих случаях остаются без решения.

Знание основных направлений пассажиропотоков на территории пассажирской станции и в помещении вокзала дает возможность следователю, оперативному работнику более правильно определять путь, по которому, вероятнее всего, мог скрыться преступник, а также установить свидетелей действий преступника, направленных на сокрытие преступления.

2. Профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел на транспорте. Значительное количество случаев контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте, согласно результатам нашего исследования, обнаруживается оперативными сотрудниками органов внутренних дел на транспорте. При этом следует отметить, что эту деятельность они осуществляют во взаимодействии с сотрудниками таможенных органов. Ее эффективность и результативность будет зависеть не только от уровня взаимодействия, но и от оперативной осведомленности, использования специальных знаний, технико-криминалистического обеспечения этого процесса.

3. Технико-криминалистическое обеспечение органов внутренних дел на транспорте. Специфика железнодорожного транспорта не позволяет в полной мере организовать контроль при посадке в вагон, как это происходит на воздушном транспорте, чтобы исключить доступ в транспортное средство пассажиров с предметами контрабанды.

Обеспечение технической оснащенности сотрудников органов внутренних дел на транспорте, расширение оснований применения технических средств для обнаружения предметов контрабанды, применения служебных собак при сопровождении поездов позволит получить основания заподозрить пассажира в том, что он провозит указанные вещества и предметы.

Немаловажное значение для раскрытия и расследования контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на желез-

нодорожном транспорте, имеют нарушения в деятельности работников железнодорожного транспорта.

В первую очередь они находят свое отражение в злоупотреблениях работников транспорта, обслуживающих пассажиров в подвижном составе. Значительно увеличивается возможность для отдельных пассажиров проникнуть в подвижной состав без проездного билета при предоставлении возможности проезда самим проводником вагона либо начальником поездной бригады. В некоторых случаях проводники идут на прямой сговор с преступниками и предоставляют им возможность провезти в вагоне предметы контрабанды.

Следующее обстоятельство, которое оказывает влияние на выбор способа совершения преступления, связанного с контрабандой наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте, - это профессиональный опыт преступников, их принадлежность к железнодорожному транспорту.

Проведенное исследование позволяет нам сделать ряд выводов:

1. Объективно назрела необходимость в создании частной методики расследования контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте.

2. При формировании криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте, необходимо учитывать влияние факторов, определяющих специфику их расследования.

3. Процесс доказывания, тактика производства отдельных следственных действий должны включать в себя анализ и учет специфики железнодорожного транспорта и ее влияния на процесс расследования контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ посредством перемещения на железнодорожном транспорте.

4. Разнообразие тактических задач расследования контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, перемещаемых на железнодорожном транспорте, предполагает алгоритмизацию этого процесса и требует детального их изучения с учетом возникающих на практике следственных ситуаций и набора средств их разрешения. Все это требует дальнейшего научного анализа и задает перспективы исследования в выбранном направлении.

НАТРАНСПОРТЕ

Литература

1. Меретуков А.Г. Проблемы методики расследования контрабанды: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Волгоград, 2002. - 27 с.

2. Хариашвили А.Г. Особенности расследования контрабанды наркотиков на первоначальном этапе: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Санкт-Петербург, 2006. - 209 с.

3. Чистова Л.Е. Обстоятельства, при которых готовилась и совершалась контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ или растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 205-211.

4. Космодемьянская Е.Е., Прейс Н.Г. Актуальные вопросы практики расследования контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, а также сильнодействующих веществ (по материалам Сибирского ЛУ МВД России) // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. № 2 (31). С. 47-54.

5. Грибунов О.П., Малыхина Е.А. Использование специальных знаний при расследовании хищений объектов железнодорожного транспорта: проблемы и перспективы развития // Эксперт-криминалист. 2019. № 1. С. 20-22.

6. Бражников Д.А., Белоусов А.В. Особенности выявления контрабанды на железнодорожном транспорте. - Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2009. - 67 с.

7. Чистова Л.Е. Способы сокрытия при контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ или растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 171-176.

8. Дудинкин М.С., Сухоруков А.Д. О выявлении лиц, перевозящих наркотические средства через таможенную границу // БИТ. 2017. № 3. С. 50-54.

9. Гаврилов А.К. Раскрытие преступлений на предварительном следствии (правовые и организационные вопросы). - Волгоград: НИиРИО ВСШ МВД СССР, 1976. - 207 с.

10. Жулев В.И., Краенский Е.А., Гирько С.И. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие / под общ. ред. В.И. Жулева. - Москва: ВНИИ МВД СССР, 1991. - 95 с.

11. Варыгин А.Н. Особенности преступности на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 3. С. 62-66.

12. Грибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: монография. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. - 360 с.

13. Пермяков А.Л. Методика расследования мошенничества, связанного с осуществлением инвестиционных проектов на предприятиях железнодорожного транспорта: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Ростов-на-Дону, 2016. - 27 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Малыхина Е.А. Методика расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Иркутск, 2018. - 196 с.

15. Комаров И.М., Антонов А.Е. Расследование преступлений на объектах железнодорожного транспорта. - Москва: Юрлитинформ, 2019. - 178 с.

References

1. MeretukovA.G. Problemy metodiki rassledovaniya kontrabandy: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. - Volgograd, 2002. - 27 s.

2. Khariashvili A.G. Osobennosti rassledovaniya kontrabandy narkotikov na pervonachal'nom etape: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. - Sankt-Peterburg, 2006. - 209 s.

3. Chistova L.E. Obstoyatel'stva, pri kotorykh gotovilas' i sovershalas' kontrabanda narkoticheskikh sredstv, psikhotropnykh, sil'nodeistvuyushchikh, yadovitykh veshchestv ili rastenii, soderzhashchikh narkoticheskie sredstva ili psikhotropnye veshchestva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 7. S. 205-211.

4. Kosmodem'yanskaya E.E., Preis N.G. Aktual'nye voprosy praktiki rassledovaniya kontrabandy narkoticheskikh sredstv, psikhotropnykh veshchestv, ikh prekursorov ili analogov, a takzhe sil'nodeistvuyushchikh veshchestv (po materialam Sibirskogo LU MVD Rossii) // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2018. № 2 (31). S. 47-54.

5. Gribunov O.P., Malykhina E.A. Ispol'zovanie spetsial'nykh znanii pri rassledovanii khishchenii ob''ektov zheleznodorozhnogo transporta: problemy i perspektivy razvitiya // Ekspert-kriminalist. 2019. № 1. S. 20-22.

6. BrazhnikovD.A., BelousovA.V. Osobennosti vyyavleniya kontrabandy na zheleznodorozhnom transporte. - Tyumen': Tyumenskii yuridicheskii institut MVD Rossii, 2009. - 67 s.

7. Chistova L.E. Sposoby sokrytiya pri kontrabande narkoticheskikh sredstv, psikhotropnykh, sil'nodeistvuyushchikh, yadovitykh veshchestv ili rastenii, soderzhashchikh narkoticheskie sredstva ili psikhotropnye veshchestva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 4. S. 171-176.

8. Dudinkin M.S., Sukhorukov A.D. O vyyavlenii lits, perevozyashchikh narkoticheskie sredstva cherez tamozhennuyu granitsu // BIT. 2017. № 3. S. 50-54.

9. GavrilovA.K. Raskrytie prestuplenii na predvaritel'nom sledstvii (pravovye i organizatsionnye voprosy). - Volgograd: NliRIO VSSh MVD SSSR, 1976. - 207 c.

10. Zhulev V.I., KraenskiiE.A., Gir'ko S.I. Rassledovanie dorozhno-transportnykh prestuplenii: uchebnoe posobie / pod obshch. red. V.I. Zhuleva. - Moskva: VNII MVD SSSR, 1991. - 95 s.

11. Varygin A.N. Osobennosti prestupnosti na zheleznodorozhnom transporte // Problemy pravookhranitel'noi deyatel'nosti. 2017. № 3. S. 62-66.

12. Gribunov O.P. Teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty raskrytiya, rassledovaniya i preduprezhdeniya prestuplenii protiv sobstvennosti, sovershaemykh na transporte: monografiya. - Irkutsk: FGKOU VO VSI MVD Rossii, 2016. - 360 s.

13. Permyakov A.L. Metodika rassledovaniya moshennichestva, svyazannogo s osushchestvleniem investitsionnykh proektov na predpriyatiyakh zheleznodorozhnogo transporta: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. -Rostov-na-Donu, 2016. - 27 s.

НА ТРАНСПОРТЕ

14. Ма1укЬта Е.А. Metodika rassledovaniya кЬ^ЬюЬюпН komplektuyushchikh detalei ob"ektov zheleznodorozhnogo transporta: dissertatsiya па soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh паик. - Irkutsk, 2018. - 196 s.

15. Komarov 1.М., Antonov А.Е. Rassledovanie prestuplenii па ob"ektakh zheleznodorozhnogo transporta. - Moskva: Yurlitinform, 2019. - 178 s.

(статья сдана в редакцию 27.07.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.