Научная статья на тему 'Факторы, определяющие региональные особенности студенческого досуга в Забайкалье'

Факторы, определяющие региональные особенности студенческого досуга в Забайкалье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ ДОСУГ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / FREE TIME / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / SELF-REALIZATION OF PERSONALITY / БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ / TIME BUDGET / ФОРМЫ И ВИДЫ ДОСУГА / FORMS AND TYPES OF LEISURE / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / SOCIAL AND ECONOMIC SITUATION / ФИЗИЧЕСКИЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛЫ / PHYSICAL AND PSYCHOEMOTIONAL POTENTIALS / STUDENT''S LEISURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабелло Анатолий Викторович

Актуализировано представление об утрате доминирующего положения первичных институтов социализации молодежи (семьи и школы) и заполнении образовавшихся пробелов и ниш досуговой сферой. Показано, что досугу в структуре недельного бюджета времени студентов отводится одна из приоритетных позиций. Выявлено, что факторы, определяющие региональные особенности студенческого досуга в Забайкальском крае, часто прямо зависят от социально-экономического развития региона, которое характеризуется как крайне тяжелое. Специфика забайкальского региона в сфере образования заключается в ежегодном оттоке мажорной молодежи в центральные вузы страны, и оседании в регионе среднеи малообеспеченных абитуриентов и студентов. Исследованы дефиниционное и сущностные представления забайкальских студентов о досуге. Установлено, что значительная часть студенчества не разделяет понятия «свободное время» и «досуг», относя к последнему внеучебное самообразование, а также работу (вторичную занятость) и ее поиск. Выявлены приоритеты форм досуга в его различных видах. Показано, что социально-экономическая ущербность региона не позволяет большинству студентов откликаться на рекламируемые средствами массовой информации формы и виды досуговой деятельности. Получены представления забайкальского студенчества о современных видах досуга. Сделан вывод о том, что региональная социально-экономическая специфика, преломленная к студенческой досуговой сфере, не способствует необходимой позитивной физической и психологической разрядке студентов, что может проявляться в различных видах асоциального, в пределе противоправного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTORS DEFINING REGIONAL FEATURES OF STUDENT''S LEISURE IN TRANSBAIKALIA

The idea of a dominant position loss of primary institutes of youth socialization (family and school) and filling of the formed gaps and niches with the leisure sphere is actualized. It is shown that leisure is given one of priority line items in the structure of week time budget of students. It is revealed that the factors determining regional features of student's leisure in Transbaikalia often directly depend on social and economic development of the region which is characterized as extremely heavy. The specifics of Transbaikalia in education consist in annual outflow of major youth in the central higher education institutions of the country, and settling of average and needy entrants and students in the region. The definitional and notional ideas of the Transbaikal students of leisure are also researched. It has been stated that a considerable part of students doesn't divide the concept "free time" and "leisure", referring to the latter non-learning self-education, and also work (secondary employment) and its search. The priorities of leisure forms in its different types are revealed. It is shown that social and economic lameness of the region doesn't allow most of students to respond to the forms and types of leisure activities advertized by mass media. The ideas of modern types of leisure of the Transbaikal students are received. The conclusion is drawn that the regional social and economic specifics refracted to the student's leisure sphere don't promote a necessary positive physical and psychological discharge of students that can be shown in different types of asocial, in a limit of a delinquent behavior.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие региональные особенности студенческого досуга в Забайкалье»

УДК 316.752

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО

ДОСУГА В ЗАБАЙКАЛЬЕ

© 2016

Бабелло Анатолий Викторович, аспирант кафедры «Социально-правовые дисциплины»

Забайкальский государственный университет (672039, Россия, Чита, ул. Александро-заводская,30, e-mail: mail@avangard-chita.ru)

Аннотация. Актуализировано представление об утрате доминирующего положения первичных институтов социализации молодежи (семьи и школы) и заполнении образовавшихся пробелов и ниш досуговой сферой. Показано, что досугу в структуре недельного бюджета времени студентов отводится одна из приоритетных позиций. Выявлено, что факторы, определяющие региональные особенности студенческого досуга в Забайкальском крае, часто прямо зависят от социально-экономического развития региона, которое характеризуется как крайне тяжелое. Специфика забайкальского региона в сфере образования заключается в ежегодном оттоке мажорной молодежи в центральные вузы страны, и оседании в регионе средне- и малообеспеченных абитуриентов и студентов. Исследованы дефи-ниционное и сущностные представления забайкальских студентов о досуге. Установлено, что значительная часть студенчества не разделяет понятия «свободное время» и «досуг», относя к последнему внеучебное самообразование, а также работу (вторичную занятость) и ее поиск. Выявлены приоритеты форм досуга в его различных видах. Показано, что социально-экономическая ущербность региона не позволяет большинству студентов откликаться на рекламируемые средствами массовой информации формы и виды досуговой деятельности. Получены представления забайкальского студенчества о современных видах досуга. Сделан вывод о том, что региональная социально-экономическая специфика, преломленная к студенческой досуговой сфере, не способствует необходимой позитивной физической и психологической разрядке студентов, что может проявляться в различных видах асоциального, в пределе противоправного поведения.

Ключевые слова: студенческий досуг, свободное время, самореализация личности, бюджет времени, формы и виды досуга, социально-экономическая ситуация, физический и психоэмоциональный потенциалы.

THE FACTORS DEFINING REGIONAL FEATURES OF STUDENT'S LEISURE IN TRANSBAIKALIA

© 2016

Babello Anatoliy Viktorovich, postgraduate student of the department of «Social-law disciplines»

Transbaikal State University (672039, Russia, Chita, streetAlexandro-zavodskaya,30, e-mail: mail@avangard-chita.ru)

Abstract. The idea of a dominant position loss of primary institutes of youth socialization (family and school) and filling of the formed gaps and niches with the leisure sphere is actualized. It is shown that leisure is given one of priority line items in the structure of week time budget of students. It is revealed that the factors determining regional features of student's leisure in Transbaikalia often directly depend on social and economic development of the region which is characterized as extremely heavy. The specifics of Transbaikalia in education consist in annual outflow of major youth in the central higher education institutions of the country, and settling of average and needy entrants and students in the region. The definitional and notional ideas of the Transbaikal students of leisure are also researched. It has been stated that a considerable part of students doesn't divide the concept "free time" and "leisure", referring to the latter non-learning self-education, and also work (secondary employment) and its search. The priorities of leisure forms in its different types are revealed. It is shown that social and economic lameness of the region doesn't allow most of students to respond to the forms and types of leisure activities advertized by mass media. The ideas of modern types of leisure of the Transbaikal students are received. The conclusion is drawn that the regional social and economic specifics refracted to the student's leisure sphere don't promote a necessary positive physical and psychological discharge of students that can be shown in different types of asocial, in a limit of a delinquent behavior.

Keywords: student's leisure, free time, self-realization of personality, time budget, forms and types of leisure, social and economic situation, physical and psychoemotional potentials.

Теоретические представления о студенческом досуге базируются на понимании возможности самореализации студента при свободном выборе рода занятий, степени активности, места и времени для его проведения [1]. Внутренним определяющим влиянием обладают потребности, мотивы, установки, выбор форм и способов поведения. Внешними детерминантами являются факторы, порождающие такое поведение.

Самореализация, представленная нами как индивидуальная потребность молодой личности и осуществляемая при досуговом самовыражении, несет в себе и социальный аспект - в досуге раскрываются интересы личности, связанные с саморазвитием, общением, оздоровлением и рекреационной сферой и т.п. [2,3,4,5,6].

Кроме того, в связи с тем, что первичные институты социализации - семья и школа утрачивают доминирующие позиции, досуговая сфера в этом процессе начала заполнять образовавшиеся ниши и пробелы.

В структуре недельного бюджета времени студентов различных вузов и Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) в том числе (таблица 1), досугу отводится время, соизмеримое с учебным, около 30 часов в неделю, т.е. досуг в бюджете времени занимает одну из приоритетных позиций.

Таблица 1 - Структура недельного бюджета времени студентов различных вузов (из расчета шестидневной учебной недели), час

Вид занятой Вузы

Новосибирский го суд ар ственный университет экономики и управления (НГУЭЩ [7] Национальный исследовательский университет высшая школа экономики» (ГУ-ВШЭ) [S] Забайкалье-кий государственный университет (ЗаоГУ) Технический институт филиал ФГАОУ БПО «Северо-Восточного федерального университета» ~ <СВФУ)[9]

курсы обучения

3 5 3 5 3 5 3 5

Учеса J J .6 3D.7 40,4 26.9 35,4 30.2 41,6 33.7

Досуг 23,8 42 2 16 9 18 2 30,8 27.2 23 2 25,9

Работа 0 5,3 7.8 32,4 8,5 18,9 9,0 15,8

Дорога 12,8 10.5 9,8 7,7 4.1 3.6 3.1 3.0

Сон 47,0 42 j 48,0 45.0 49.6 44,8 511 48,7

Прочее ",S 8,0 18,1 28,8 12 6 14,3 13,0 11,9

Всего 144 144 J 44 144 144 144 J 44 144

В сфере досуга нарабатываются типичные для этой студенческой социальной группы формы общения, поведения, формируются ценностные приоритеты [10]. Они, в свою очередь, детерминируются региональными социально-экономическими условиями, т.е. условиями жизнеобеспечения в самом широком значении этого слова.

В связи со сказанным региональные особенности студенческого досуга как сферы «вторичной социали-

зации» молодежи имеют несомненную исследовательскую перспективу и актуальность.

Одной из первых задач исследования являлось получения представления о том, что вкладывается студентами в понятие «досуг». В соответствующем вопросе анкеты респондентам был предложен ряд распространенных альтернатив, дополненных открытой позицией «Другое». Каждый из выбранных вариантов предлагалось самостоятельно детализировать. Приведенное на рисунке 1 ранжированное распределение иллюстрирует общее представление всей выборки о досуге без его дифференциации по направлениям подготовки, признаку пола, поселенческому фактору.

Рисунок 1 - Ранжированное распределение представлений студенчества о досуге

Первое, на что показывает распределение представлений о досуге - это явное доминирование (первые три ранга) традиционного молодежного представления о досуге как развлечении и отдыхе. В нем чувствуется беззаботность, основанная еще в большинстве случаев на родительском патронаже по обеспечению всех существенных аспектов обыденной жизнедеятельности, что оставляет определенные ресурсы и время для досуга. В то же время в варианте «Другое» более половины респондентов указали на текущие дела, связанные домашними заботами, и дополнительное материальное обеспечение.

Детализация предложенных вариантов позволила раскрыть их понимание студентами. Для каждого из вариантов по приоритетности сформированы следующие ряды форм и видов досуга:

- развлечение: кино, дискотеки, организованные массовые мероприятия, посещение пиццерий, баров, кафе, театров, концертов;

- отдых: компьютер (сетевое общение, информационный поиск, игры), ТУ, прослушивание современной музыки, чтение, отдых в семье, отдых на природе, прогулки, путешествия с выездом за пределы региона;

- общение с друзьями: телефон, общение в общежитии, общение с представителями противоположного пола, прогулки по городу, походы в торгово-развлека-тельные центры;

- учеба и самообразование: подготовка к текущим занятиям, выполнение контрольных, рефератов, курсовых, изучение иностранного языка, обучение работе на компьютере, второе образование;

- праздное проведение времени: сон, ничегонеделание;

- занятия спортом: в секциях, «просто попинать мяч»;

- занятия любимым делом: в кружках самодеятельности, КВН, клубы по интересам;

- участие в вузовских молодежных объединениях: участие во вне учебных мероприятиях, волонтерская и общественная деятельность;

- уединение: побыть одному, подумать над проблемами, побыть в тишине, успокоиться, помечтать;

- другое: дополнительное материальное обеспече-

ние, удовлетворение физиологических потребностей (приобретение и приготовление пищи, уборка, уход за одеждой, уход за собой и т.п.), помощь родителям и родственникам.

Жизнедеятельность регионального студенчества в Забайкальском крае, как и в любом другом регионе, зависит от социально-экономической ситуации [11]. Забайкальский край является дотационным и относится к регионам с крайне тяжелой социально-экономической ситуацией [12]. С ней в определяющей степени связаны и основные социальные характеристики студенчества (тип поселения (проживания) при первичной социализации, социальное происхождение и уровень дохода семьи, и соответствующее статусное положение студента, материальное положение, жилищно-бытовые условия во время обучения), все в купе обуславливающие характер их активности, как в учебной, так и в досуговой деятельности. Эти социальные характеристики косвенно, а часто и непосредственно определяют специфику и основные формы проведения досуга.

Практически всеми исследователями подчеркивается прямая связь материального положения студентов и характера их досуговой деятельности [13]. Эта мысль очень конкретно выражена в монографии под редакцией А.Ф. Хохлова [14]: «студенты из высокодоходных семей имеют больше свободного времени, тогда как у малообеспеченных учащихся вузов резервы его истощаются борьбой за выживание». Нам бы хотелось добавить к этому, что студенты из высокостатусных семей имеют и заметно лучшую текущую материальную обеспеченность.

Забайкальскую специфику материальной обеспеченности студенчества иллюстрирует распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете свое материальное положение по четырехвариантной градации: отличное, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное?» (рисунок 2).

Распределение показывает, что более двух третей забайкальских студентов испытывают материальные сложности и затруднения (вариант «удовлетворительно» нами трактуется как строго регламентированный бюджет денежных средств, позволяющий «сводить концы с концами»). Косвенным подтверждением сложного материального положения забайкальского студенчества может служить далеко не ведущий приоритет кафе, баров, пиццерий в сфере досуговых развлечений, а также последний приоритет путешествий с выездом за границу или южные регионы страны в таком виде досуга как отдых. Прямым подтверждением сложного материального положения является первая позиция поиска дополнительного заработка, которую обозначили более половины опрошенных студентов в варианте «Другое».

50

19

________________ —¡111

■■■ 1111 1!!!!!!!!!

Рисунок 2 - Материальное положение забайкальского студенчества по четырехвариантной градации

Попутно следует отметить, что часть студенчества не разделяет понятия «свободное время» и «досуг», относя к последнему учебу и самообразование, а также работу (вторичную занятость) и ее поиск [15,16,17].

Так как нас интересует досуговая сфера, параллельно с предыдущим вопросом студентам был пред-

ложен и такой: «Какая средняя сумма денег в Вашем месячном бюджете может быть выделена для досуга?». Распределение ответов приведено на рисунке 3.

лученные нами в результате опроса, о представлении забайкальского студенчества о современных видах досуга (таблица 2).

Таблица 2 - Представления забайкальского студенчества о современных видах досуга, %

Рисунок 3 - Средняя сумма денег в месячном бюджете студента, которая может быть выделена для досуга

Сопоставляя два приведенных распределения, отчетливо проявляется их корреляционная связь. Некоторое смещение возможных досуговых трат в сторону их превышения над потенциальными возможностями студентов с различной материальной обеспеченностью нами объясняется эффектом проявления «демонстративного потребления», теоретические основы которого заложены в известной работе Т. Веблена [18].

В любом регионе страны независимо от сложившейся в нем социально-экономической ситуации всегда присутствует социальное и экономическое расслоение общества. Степень экономической контрастности прямо коррелируется с экономикой региона. Для молодежного социума экономическое расслоение наиболее контрастно проявляется в сфере высшего образования, т.к. вуз является не только местом учебы, но и местом демонстрации экономического благосостояния и статусного положения семьи студента.

Специфика забайкальского региона в сфере образования заключается в ежегодном оттоке мажорной молодежи в центральные вузы страны, и оседании в регионе средне- и малообеспеченных абитуриентов и студентов, что несколько нивелирует максимальный диапазон имущественной дифференциации. Однако и такому молодежному социуму присущи элементы демонстративного потребления, будь то сфера одежды, мобильных телефонов определенных торговых марок или форм досуга.

Опять же социально-экономическая ущербность региона не позволяет большинству студентов откликаться на рекламируемые средствами массовой информации формы и виды досуговой деятельности.

Здесь следует сделать небольшое отступление, касающееся психологи молодого возраста. Большую часть своего времени социум, в том числе и студенческий, проводит в регулярной зоне. Регулярная зона студенчества - это ежедневные учеба, отдых, быт. В этой зоне за-действуется незначительная часть физического и психоэмоционального потенциала и накапливается нерастраченная энергия, которая может вылиться (выплеснуться) в лучшем случае в экстремальную позитивную деятельность, в худшем - экстремистскую негативную [19].

Мы уже говорили, что одной из основных потребностей студенческой молодежи является потребность в самореализации, и рекреация является пространством, в котором она может быть реализована. Потребность в самореализации, замешанная на юношеском максимализме, и подвигает молодежь в стремлении быть непохожим на окружающих сверстников, выделиться среди них. Необычные, а часто и экстремальные формы досуга - очень подходящее пространство для этого. Некоторые формы такого досуга (паркур, экстремальный велосипед, мотоспорт, экстремальные ролики) доступны практически повсеместно и не требуют значительных материальных вложений, однако большинство по названным причинам следует отнести к ограниченным.

Весьма показательны в этом отношении данные, по-

Вид Краткое описание Наличие в Чите стоимость, руб. п >едставления

слышал, но не знаю,

Сёрфинг применением досок для сёрфинга не организованный* / нет данных 10 6S IS

Скейтб ординг выполнение трюков на скейтборде организованный / нет данных 35 47 27

Триал преодоление велосипеде, мотоцикле не организованный / нет данных 45 30 4

Сноубординг заснеженных склонов и гор на специальном снаряде сноу5орде организованный / нет данных 50 70 15

Рафтинг сплав на осооон разновидности надувнойлодки да/ 10 5

Кайтсёрфинг движение по поверхности воды под действием силы тяги, развиваемой воздушным змеем организованный / нет данных 11 23 2

Аквабайк гонки на гидроциклах не организованный/ нет данных 25 54 5

Пейнгоол игра с применением маркеров, стреляющих шариками с краской да/ 600-1000 35 60 16

* есть, но не организован для массового участия

Эти представления иллюстрируются результативными столбцами, в которой сведены виды досуга, отнесенные нами к первой генерации, т.е. появившиеся, получившие признание и распространение относительно давно. В ней отсутствуют виды досуга, отнесенные нами ко второй генерации, т.е. современные новации в этой сфере, такие как бейсджампинг, вюуск мою ext-reme, каякинг, фрибординг, аgressive inline skating, вейкборд, рафтинг и т.д.

Несложный вывод, следующий из сказанного, позволяет заметить, что региональная социально-экономическая специфика, преломленная к студенческой досу-говой сфере, не способствует необходимой позитивной физической и психологической разрядке студентов, что может проявляться в различных видах асоциального, в пределе противоправного поведения [20].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Оленина Г.В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодежи: история, теория, методология, практика. - Барнаул: Изд-во АГАКИ, 2012. С. 83-85.

2. Азарова (Вандяк) Р.Н. Организация досуговой деятельности молодежи в регионе и городе как фактор воспитания // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. И.А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. С. 459-462.

3. Гриненко О.Д. Теоретико-методологические основы изучения свободного времени молодежи // Проблемы Науки. 2014. №5 (23)._

4. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1991. 152 с._

5. Дюмазедье Ж. Планирование досуга и культурное развитие // Образование взрослых и досуг в современной Европе. - Прага: Обрис, 1966. С. 51-5.

6. Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга. - М., 2003.

7. Казакова К.И. Изучение бюджета времени студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7 (1). С. 40-41.

8. Досуговая деятельность студенчества. URL: http:// works.tarefer.ru/74/100542 /index. html#_ftn1 (дата обращения 01.02.2015).

9. Кондратьева Н.С., Прокопенко Л.А. Особенности бюджета времени и формы досуга студентов технического вуза // Успехи современного естествознания. -

2013. - № 10 .С. 199-201.

10. Вальтер М.А. Культурно-досуговая деятельность и её влияние на формирование личности студента. Барнаул, 2002.

11. Мирзоян М.В. Проблемы социальной защиты и поддержки студентов в современной педагогической литературе URL: http://superinf.ru/view_helpstud. php?id=3378 (дата обращения 07.11.2015).

12. Показатели мониторинга социально-экономического положения Забайкальского края в 2015-2016 годах. URL: http://chita.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ chita/ru/statistics/ 0a992900410 cf1b09a92ff367ccd0f13 (дата обращения 11.02.2016).

13. Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис...канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. - Ростов-на-Дону, 2009. С. 4.

14. Нижегородское студенчество на рубеже веков (По материалам социологического исследования): Монография / Науч. ред. А.Ф. Хохлов. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. С. 27.

15. Николов Л. Структуры человеческой деятельности / Пер. с болг. - М., 1984. С.162.

16. Anderson N. Men's Work end Leisure. London: Routledge.1961.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Минц Г.И. Свободное время: Желаемое и действительное. М., 1978. С. 4.

18. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций. М., 1984.

19. Иванов Е.В. Субкультура экстремалов: операцио-нализация понятия // Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n /subkultura-ekstremalov-operatsionalizatsiya-ponyatiya (дата обращения: 17.03.2016).

20. Гончарова Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис.канд. соц. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.