Научная статья на тему 'Факторы, определяющие развитие интернет-банкинга'

Факторы, определяющие развитие интернет-банкинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломакин Н. И., Попова Я. А.

Исследуются тенденции развития интернет-банкинга в России, анализируются факторы, определяющие динамику использования методов дистанционного банковского обслуживания, в том числе мобильного банкинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of development the Internet-bankinga in Russia are investigated, the factors defining dynamics of use of methods of remote bank service, including mobile банкинга are analyzed.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие развитие интернет-банкинга»

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА

Ломакин Н.И., канд. экон. наук, доцент Попова Я.А., аспирант Волгоградский государственный университет г. Волгоград, Россия

Исследуются тенденции развития интернет-банкинга в России, анализируются факторы, определяющие динамику использования методов дистанционного банковского обслуживания, в том числе мобильного банкинга.

Tendencies of development the Internet-bankinga in Russia are investigated, the factors defining dynamics of use of methods of remote bank service, including mobile банкинга are analyzed.

Практически все банки в современных условиях предлагают своим клиентам услуги дистанционного обслуживания. Посредством интернет - банкинга обслуживаются сотни тысяч клиентов и их количество продолжает расти. Банки регулярно проводят работу над улучшением предлагаемых ими сервисов и повышению их безопасности для клиента. Помимо доступа к дистанционному обслуживанию через интернет-канал, банки предлагают клиентам возможность управлять своим счетом используя мобильный телефон (sms, wap). Дальнейшее развитие интернет-банкинга имеет важное значение, что обуславливает актуальность исследования ряда вопросов, связанных с эффективностью внедрения интернет-банкинга, конкурентоспособностью банков и другими.

Первой системой интернет-банкинга, появившейся в России в 1998 году стал «Интернет Сервис Банк». Из-за слабого проникновения Интернета в широкие массы, развитие данной системы было очень низким. Но в последние годы ситуация изменилась и интернет-банкинг в России получил возможность быстрого развития.

В современных условиях у большинства банков стандартной услугой для клиентов является интернет-банкинг. Каждый день с помощью дистанционного обслуживания совершается сотни тысяч операций, и их количество постоянно растет.

Исходя из исследований всемирного банка количество пользователей услуг интернет-банкинга в мире превысило 300 млн. человек. В России же интернет-банкинг находиться в стадии развития. Основным сдерживающим фактором развития данного банковского направления является недостаточный уровень проникновения Интернета в целом по стане. Если отследить динамику проникновения Интернета, то в России виден явный рост и увеличение абонентов[1] (рисунок 1).

— --месячная аудитория

суточная аудитора недельная аудитории

41

Рис. 1. Динамика численности Интернет аудитории, млн. чел. от 18 лет и старше

В целях дальнейшего развития интернет-банкинга высказываются предложения через два-три года включить интернет-трафик в стоимость потребительской корзины. Так же активно ведется работа по внедрению электронных государственных услуг, которые рассчитаны на облегчение жизни населения.

Интернет-банкинг стремительно развивается, например, Промсвязьбанк увеличил в 2009 году количество клиентов своего PSB-Retail в 3,5 раза. По оценке начальника управления дистанционных каналов обслуживания Барклайс банка Ильи Демина, в России сейчас насчитывается около 1,5 млн. более - менее активных клиентов виртуальных банковских офисов. [2]

Самое частое использование Интернет банкинга происходить по системе банк-клиент с применением технологии «тонкого клиента». Как правило, услуги интернет -банкинга включают:

- выписки по счетам;

- предоставление информации по банковским продуктам (депозиты, кредиты, ПИФ и т. д.);

- заявки на открытие депозитов, получение кредитов, банковских карт и т. д.;

- внутренние переводы на счета банка;

- переводы на счета в других банках;

- конвертация средств;

- оплата услуг.

В последнее время наиболее часто востребованной услугой все эксперты называют возможность пополнения электронных кошельков - благодаря законодателям интерес граждан к этой теме резко вырос. За год такая опция появилась в МБРР, «Юникредите», МКБ, «Райффайзене», Транскредитбанке и «Авангарде». В мае запускает услугу и «Барклайс». У клиентов Росбанка, «Сити», ВТБ24 и Пробизнесбанка данная возможность была и раньше. Самыми популярными услугами в онлайне по-прежнему остаются пополнение счета мобильного телефона, платежи за интернет и коммуналку.

Важным аспектом развития интернет-банкинга является совершенствование законодательства, по мнению Комитета Ассоциации региональных банков России. В настоящее время идет активная подготовка проекта федерального закона № 455931-5

«О национальной платежной системе». Статья 1, часть 1 проекта закона гласит: «Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует правоотношения с участием субъектов национальной платежной системы в связи с оказанием ими услуг в рамках национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе», что по сути формирует основы национальной платежной системы.

Целями законопроекта «О национальной платежной системе» являются законодательное закрепление понятия «платежная система», установление требований к организации и функционированию таких систем, а также надзору и контролю за их деятельностью.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что рынок электронных платежей не стоит на месте, а вместе с ним вперед продвигается и система интернет-банкинга. Если же из сложившихся тенденций выделить основные факторы определяющие развитие интернет-банкинга в России, то можно выделить следующие: положительная динамика проникновения Интернета в России, сокращение расходов на поддержку массовых транзакций со стороны банков, заинтересованность потребителей в самостоятельном и оперативном управлении своими средствами.

Литература

1. www.sbrf.ru

2. Финанс № 14 (345) 25.04.2010

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Макарова Е.Е., канд. экон. наук, доцент Бор В.Н., канд. экон. наук, доцент Подольский институт (филиал) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» г. Подольск, Россия

Методика разработки стратегии инновационного предприятия формируется за счет анализа внешней и внутренней среды предприятия, а также стратегического состояния инновационной деятельности.

The technique of working out of strategy of the innovative enterprise is formed at the expense of the analysis of the external and internal environment of the enterprise, and also a strategic condition of innovative activity.

Стратегическое управление инновационным предприятием - это основа современного процесса предвидения глобальных изменений в экономической ситуации, обеспечивающих его выживание в ужесточающейся конкуренции.

Для разработки стратегии инновационного предприятия необходимо решать следующие задачи:

1 ) установить соответствие стратегии предприятия организационной структуре, инфраструктуре и системе управления информацией на предприятии;

2) определить типы инновационной политики, наиболее соответствующие основным целям и рыночным позициям предприятия;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.