Научная статья на тему 'Векторы развития дистанционного банковского обслуживания в современной России'

Векторы развития дистанционного банковского обслуживания в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1915
302
Поделиться
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / БАНКОМАТ / ТЕРМИНАЛЬНАЯ СЕТЬ / БЕСКОНТАКТНАЯ КАРТА / БЕСКОНТАКТНЫЕ ПЛАТЕЖИ / ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ / МОБИЛЬНЫЙ БАНКИНГ / REMOTE BANK SERVICE / ATM / TERMINAL NETWORK / PROXIMITY CARD / CONTACTLESS PAYMENTS / INTERNET BANKING / MOBILE BANKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивлиев Михаил Игоревич, Коротаева Наталия Владимировна

В данной статье авторы рассматривают текущее состояние и перспективы развития в России таких форм дистанционного банковского обслуживания, как: АТМ-банкинг, интернет-банкинг, мобильный и SMS-банкинг. Авторы выделяют основные тенденции, характеризующие особенности развития российских дистанционных каналов банковского обслуживания. Данный вид банковского обслуживания, появившийся еще в XX в., особое распространение получил именно в настоящее время. Банковская сфера России, осуществляющая свою деятельность в условиях рецессии в экономике и санкционного режима, вынуждена использовать дополнительные механизмы по внедрению и совершенствованию каналов дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Сеть банкоматов и электронных терминалов в России неуклонно растет, совершенствуясь при этом качественно. Одним из нововведений данной формы ДБО в России является ускоренное распространение банкоматов с замкнутым оборотом наличности (cash-recycling), позволяющих банкам экономить на инкассации и фондировании наличности. Появляются новые методы идентификации клиента (по голосу, отпечатку ладони и др.). Среди пластиковых карт все большее распространение получает технология бесконтактной оплаты, сочетающая в себе преимущества удобства и безопасности. Системы интернет-банкинга в России заняли прочную позицию среди предлагаемых банковских продуктов. Авторы утверждают, что темпы развития дистанционных банковских каналов позволяют с уверенностью прогнозировать будущее банковской сферы в интенсивном развитии ДБО и замене на него обычных каналов банковских продаж.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивлиев Михаил Игоревич, Коротаева Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VECTORS OF DEVELOPMENT OF REMOTE BANK SERVICE IN MODERN RUSSIA

In this article authors considered current state and the prospects of development in Russia of such forms of remote bank service as: ATM banking, Internet banking, mobile and SMS banking. Authors allocated the main tendencies characterizing features of development of the Russian remote channels of bank service. This type of bank service which appeared in the XX century gained special distribution exactly now. The bank sphere of Russia which is carrying out the activity in the conditions of recession in economy and a sanctions regime need to use additional mechanisms on introduction and improvement of channels of the remote bank service (RBS). The network of ATMs and electronic terminals steadily grows in Russia, being improved at the same time is qualitative. One of innovations of this form of DBS in Russia is the accelerated distribution of the ATMs with the closed cash turnover (cash-recycling) allowing banks to save on collection and funding of cash. There are new methods of identification of the client (on a voice, a palm print, etc.). Among plastic cards the technology of contactless payment combining advantages of convenience and safety gains ground. Systems of Internet banking took a strong position among the offered banking products in Russia. Authors claimed that rates of development of remote banking channels allow to predict with confidence the future of the bank sphere in intensive development of DBS and replacement of ordinary channels of bank sale by it.

Текст научной работы на тему «Векторы развития дистанционного банковского обслуживания в современной России»

УДК 336.7 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-10-21-27

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ИВЛИЕВ МИХАИЛ ИГОРЕВИЧ Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: ivliev101@mail.ru

КОРОТАЕВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: nwkor@rambler.ru

В данной статье авторы рассматривают текущее состояние и перспективы развития в России таких форм дистанционного банковского обслуживания, как: АТМ-банкинг, интернет-банкинг, мобильный и SMS-банкинг. Авторы выделяют основные тенденции, характеризующие особенности развития российских дистанционных каналов банковского обслуживания. Данный вид банковского обслуживания, появившийся еще в XX в., особое распространение получил именно в настоящее время. Банковская сфера России, осуществляющая свою деятельность в условиях рецессии в экономике и санкционного режима, вынуждена использовать дополнительные механизмы по внедрению и совершенствованию каналов дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Сеть банкоматов и электронных терминалов в России неуклонно растет, совершенствуясь при этом качественно. Одним из нововведений данной формы ДБО в России является ускоренное распространение банкоматов с замкнутым оборотом наличности (cash-recycling), позволяющих банкам экономить на инкассации и фондировании наличности. Появляются новые методы идентификации клиента (по голосу, отпечатку ладони и др.). Среди пластиковых карт все большее распространение получает технология бесконтактной оплаты, сочетающая в себе преимущества удобства и безопасности. Системы интернет-банкинга в России заняли прочную позицию среди предлагаемых банковских продуктов. Авторы утверждают, что темпы развития дистанционных банковских каналов позволяют с уверенностью прогнозировать будущее банковской сферы в интенсивном развитии ДБО и замене на него обычных каналов банковских продаж.

Ключевые слова: дистанционное банковское обслуживание, банкомат, терминальная сеть, бесконтактная карта, бесконтактные платежи, интернет-банкинг, мобильный банкинг

В последние годы на территории России можно было отметить активное развитие систем дистанционного банковского обслуживания. Дополнительным стимулом к этому развитию послужил спад в банковской сфере, вызванный режимом западных санкций и рецессией в экономике РФ. Сложившиеся условия ожесточенной конкуренции в банковском секторе вынуждают банковские организации совершенствовать и расширять каналы дистанционного банковского обслуживания преимущественно по трем причинам:

- борьба за сохранение старых и привлечение новых клиентов;

- необходимость снижения операционных издержек банковской деятельности;

- высокая уязвимость систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО) для хакерских атак и деятельности мошенников.

Основное развитие в сфере дистанционного банковского обслуживания происходит в трех его формах:

- банкоматная и терминальная сеть (АТМ-банкинг);

- интернет-банкинг;

- мобильный и SMS-банкинг [1].

Сеть банкоматов и электронных терминалов в России неуклонно растет, совершенствуясь при этом качественно. Банковские организации все чаще устанавливают банкоматы с функцией приема наличных (cash-in), что позволяет существенно снизить клиентопоток в кассах банков и снизить операционные издержки. За последние три года количе-

M. I. IVLIEV, N. V. KOROTAYEVA

ство банкоматов с функцией приема наличности выросло на 52,24 %. Помимо этого, банкоматы переняли функции платежных терминалов, что привело к сокращению количества последних на 85,74 %. Ряд крупных кредитных организаций уже взимает комиссию за проведение операций через кассы офисов и планирует постепенное сокращение количества касс и кассовых работников [2].

Другое решение, позволяющее активно снижать издержки кассовой деятельности - банкоматы с функцией ресайклинга (cash-recycling). Данный банкомат отличен от банкоматов с функцией cash-in внутренней маршрутизацией принятых банкнот. В банкомате cash-in установлены раздельные кассеты для принятых и выдаваемых банкнот, тем самым принятые банкноты не участвуют в процессе выдачи и просто накапливаются в сейфовой части банкомата, ожидая инкассации. Банкоматы с функцией ресайклинга решают эту проблему, выдавая в том числе и принятые банкноты. Рециркуляция банкнот позволит банкам оптимизировать затраты на инкассацию и фондирование денег, при условии соблюдения сбалансированности входящих и выходящих потоков наличных.

Несмотря на высокую стоимость и сложность эксплуатации внедрение банкоматов с функцией ре-сайклинга активно продолжается. Тренд на внедрение данной технологии установил Альфа-банк, заявив о своих планах по полной замене банкоматной сети ресайклерами в течении ближайших пяти лет. Созданный в этом году Почта-банк также планирует полностью укомплектовать свою сеть банкома-тами-ресайклерами, доведя их количество до 2 тысяч. Лидер российского рынка Сбербанк планирует закупить в ближайшие два года 10000 таких устройств [3].

Новую стратегию в развитии АТМ-банкинга открывает Сбербанк. В банке работают над внедрением таких систем идентификации, которые позволят в будущем отказаться от использования пластиковых карт. К уже существующим банкоматам с идентификацией по QR-коду могут добавиться банкоматы с идентификацией по отпечатку ладони, внешности и голосу. Последний способ идентификации может быть полезен также при дистанционном обслуживании через колл-центры банков. Герман Греф заявляет, что данные решения «находятся в высокой степени готовности», и надеется на их внедрение в течении ближайших двух-трех лет [4].

Уже сегодня в ряде образовательных учреждений Московской и Воронежской областей, в Иваново и Чебоксарах успешно реализуется биометрический сервис «Ладошки», позволяющий школьникам оплачивать свое питание при помощи отпечатка ладони. Средства при этом списываются в безналичной форме со счета родителя. К концу 2016 г. Сбербанк планирует расширить географию проекта и внедрить сервис еще в 150 образовательных учреждениях [5].

Пластиковые карты в России широко предлагаются в линейке банковких продуктов. По данным Центрального банка их количество на конец I квартала 2016 г. составило 241,4 миллионов штук, т. е. примерно 1,6 карт на душу населения. Операции по снятию наличных все еще превосходят оплату товаров и услуг по объему, но уступают по количеству (рис. 1 и 2) [6]. С 2012 по 2015 гг. операций по оплате товаров и услуг по объему стало больше в 2,46 раз, а по количеству в 3,17 раз. Данный рост обусловлен в том числе развитием сети электронных терминалов, число которых в точках торговли выросло за тот же период в 2,13 раз [2].

Рис. 1. Структура операций по пластиковым картам, совершенных на территории РФ (по количеству) на 01.04.16 [6]

Рис 2. Структура опеаций по пластиковым картам, совершенных на территории РФ (по объему) на 01.04.16 [6]

Инновацией на отечественном рынке платежных средств стали карты с бесконтактной технологией оплаты. Несмотря на то, что данная технология была впервые продемонстрирована еще в 2003 г. и начала проникать на мировые рынки в 2005 г., в России активное распространение технологии началось совсем недавно. Технология заключается в осуществлении оплаты небольших сумм (в России до 1000 руб.) без введения PIN-кода, путем контакта или близкого поднесения платежного инструмента или цифрового устройства (смартфона, планшета) к специальному терминалу. Радиус действия бесконтактных устройств оплаты составляет около 10 сантиметров. Главным преимуществом таких карт можно назвать быстроту и доступность совершения операции, однако их безопастность вызывает вопросы. Несмотря на то, что в ходе совершения сделки карта не выпускается из рук клиента (что является большим препятствием для мошенников), технология позволяет дистанционно перехватить данные с карты при помощи хакерского устройства для дальнейшего создания дубликата карты. Однако, разработчиками бесконтактных платежей предусмотрен динамический CVV-код, меняющийся при совершении каждой трансакции, что препятствует совершению хищений на суммы более 1 тыс. руб. даже при условии копирования карты, а значит делает такой вид мошенничества непривлекательным и трудоемким.

Наиболее распространенными системами бесконтактной оплаты являются MasterCard PayPass и Visa payWave (системы универсальны и взаимно поддерживаются). Степень внедрения и частота использования бесконтактных карт растут в России высокими темпами. По оценкам Zecurion, карты с

бесконтактной технологией оплаты есть у 2 млн россиян. Заявлено, что в России больше 30 тыс. точек приема PayPass: предприятия транспорта, торговли, сферы услуг [7].

Согласно прогнозам компании «Евросеть», к 2017 г. оборот рынка бесконтактных платежей в России составит не менее 20 млрд руб., а при благоприятном развитии событий достигнет 50 млрд руб. Национальная система пластиковых карт также планирует внедрить бесконтактные карты «Мир» уже в 2017 г. [8]

Системы интернет-банкинга активно развиваются в России и расширяются за счет новых пользователей. Согласно данным Центрального банка, на конец I квартала 2016 г. количество счетов с дистанционным доступом, открытых юридическим и физическим лицам составило 218972 тыс. ед. С 2013 г. по I квартал 2016 г. количество счетов физических лиц с дистанционным доступом посредством сети Интернет выросло на 301,18 %, с доступом посредством сообщений с использованием мобильных устройств связи выросло на 296,28 % [9] (рис. 3).

Согласно исследованию e-Finance User Index 2016, проведенному аналитическим агентством Markswebb Rank & Report, рост аудитории интернет-банкинга в 2015 г. фактически приостановился. По данным агентства, интернет-банкингом пользуется 64,5 % российских интернет-пользователей или 35,3 млн человек. Наиболее популярным сервисом является Сбербанк Онлайн, которым пользуются 28 миллионов человек или 81,1 % отечественных пользователей интернет-банкинга. Второе и третье места занимают ВТБ24-Онлайн и Альфа-Клик с 9,1 % и 7,1 % пользователей соответствен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M. I. IVLIEV, N. V. KOROTAYEVA

но [10]. Согласно рейтингу эффективности Internet Banking Rank 2016, лучшими сервисами признаны интернет-банки Промсвязьбанка, Тинькофф банка и Альфа-банка [11].

Одной из проблем развития систем интернет-банкинга в России является финансовая неграмотность населения. Согласно всемирному исследованию агентства Standard &Poor's, Россия по уровню финансовой грамотности разделила 24 место с такими странами, как: Камерун, Того, Сербия, Кения, Мадагаскар, Белоруссия и ОАЭ. В рамках проведенного опроса, финансово грамотными были признаны лишь 38 % опрошенных [12]. Кроме того, значительная часть клиентов

Банковские организации должны увеличить востребованность своих сервисов среди уже подключенных пользователей, посредством выведения простейших банковских операций из банковских офисов и расширения спектра предоставляемых он-лайн-услуг. На данный момент наиболее популярными операциями, проводимыми онлайн, является контроль счетов и получение выписок по счетам, оплата товаров и услуг и переводы между банковскими картами. Клиенты банков все еще предпочитают производить депозитные операции в банковских офисах, а функционал подачи заявок и выдачи кредитов онлайн развит крайне слабо.

Активное развитие в России наблюдается в системе мобильного банкинга. Еще несколько лет назад это ответвление интернет-банкинга представляло собой небольшое приложение, позволяв-

банков опасаются совершения банковских операций онлайн, либо не разбираются в предлагаемых онлайн-продуктах. Несмотря на это, кредитные организации не спешат проводить консультационную деятельность среди своих клиентов, ограничиваясь обязательным подключением дистанционных каналов, которые зачастую остаются невостребованными. По нашему мнению, данная проблема так и не будет решена, потому что основной потенциал развития онлайн-сервисов лежит в расширении аудитории за счет молодых клиентов, опытных интернет-пользователей, а также финансово грамотных и обеспеченных граждан.

шее осуществлять лишь небольшой спектр операций. По своей сути, мобильный банк был дополнением к интернет-банкингу. На сегодняшний день мобильные банковские приложения в своем функционале не отличаются от сервисов интернет-банкинга и готовы предоставить клиенту тот же самый набор онлайн-услуг. Это обусловлено широким проникновением смартфонов и планшетных компьютеров, а так же переходом на новые стандарты качества мобильной связи. Только за последние 5 лет количество активных абонентов доступа в мобильный интернет выросло на 30 %. Растет и скорость передачи данных посредством мобильных сетей связи (рис. 4).

Согласно данным агентства Markswebb Rank & Report, мобильными банковскими приложениями для смартфонов и планшетов в России пользу-

Рис. 3. Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях, тыс. ед.

ются 18,1 млн чел. или 33 % российской интернет-аудитории. Наиболее популярным сервисом, как и в интернет-банкинге, обладает Сбербанк - им пользуются 14 млн чел. или 78 % всей аудитории мобильного банкинга [10]. На сегодняшний день мобильные банковские приложения все еще отстают по популярности от систем интернет-банкинга, однако в самое ближайшее время, очевидно, окажут им серьезную конкуренцию. Сочетая в себе абсолютно все положительные качества

Россия традиционно отстает от развитых стран мира, как в линейке предлагаемых банковских продуктов, так и в развитии дистанционных каналов банковского обслуживания. В настоящее время у ведущих отечественных банков есть возможность активно развивать не только общепризнанные технологии дистанционного банковского обслуживания, но и предлагать свои инновационные решения.

Глава Сбербанка, Герман Греф, предполагает, что уже в обозримом будущем пластиковые карты исчезнут, а в некоторой отдаленной перспективе банковская система станет одноуровневой, с полностью дистанционным обслуживанием [4]. Сегодня в России уже существует банк (Тинькофф банк), который предоставляет услуги клиентам исключительно дистанционно.

интернет-банков, мобильный банк добавляет свое, являющееся его конкурентным преимуществом -мобильность. Потенциал увеличения проникновения мобильных банковских приложений очевиден. Данный рост будет поддержан дальнейшим совершенствованием сетей мобильной связи, повышением доли смартфонов и планшетных компьютеров, ужесточением стандартов качества и защищенности мобильного интернета, а также дальнейшим ростом его аудитории.

Очевидно, что будущее мировой банковской системы за такими высокотехнологичными решениями. Электронный документооборот, отсутствие наличных платежей, защищенность и надежность трансакций, новейшие системы идентификации, дистанционные каналы обслуживания - это перспективное будущее банковского сектора. «Банк будущего» может быть полностью основан на дистанционных каналах обслуживания, представляя собой головной офис со штатом менеджеров, а также сеть процессинговых центров с относительно небольшим штатом 1Т-специалистов. Такие значительные перемены с банковской системой, безусловно, не произойдут в ближайшей перспективе. Вместе с тем, скорость развития технологий ДБО помимо положительных изменений в виде сокращения операционных издержек и повышения

Рис 4. Число абонентов мобильной связи, использующих услуги доступа в Интернет [13]

М. I. ^1ЕУ, N. V. KOROTAYEVA

качества обслуживания может принести социальные проблемы в виде появления структурной безработицы в банковской сфере, вызванной сокращением огромного количества банковских работников. При широком использовании систем ДБО также предстоит решить множество проблем безопасности, функциональности и доступности.

Литература

1. Радюкова Я. Ю., Малышкина Е. А., Федорова М. А., Савинкова А. П. Ключевые проблемы при внедрении новых банковских технологий и безналичных расчетов в российском банковском секторе // Global Science and Innovation: materials of the VI International Scientific Conference, Chicago, November 18-19th, 2015. Publishing office Accent Graphics communications. Chicago. USA, 2015.

2. Официальный сайт Центрального банка России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/p_sys/printaspx-?file=sh-eet016.htm&pid=psrf&sid=ITM_56567

3. ИА «Банки.ру», статья «Крутим деньги». URL: http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=8675811

4. Греф предсказал скорый отказ клиентов Сбербанка от пластиковых карт. РБК. URL: http://www.rbc.ru/business/26/05/2016/57462ac79a79476f ef31c2ef

5. Пресс-релиз ПАО Сбербанк. URL: http://www.sberbank.ru/ru/press_center/all/article?newsID =00a8eaa9-8efa-49cd-8f26-fe89aeb346dd&bloc-kID

6. Сайт Центрального банка России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/p_sys/print.aspx?file=sheet015 .htm&pid=psrf&sid=ITM_47378

7. Бесконтактные карты «Мир» появятся в 2017 году. ОАО «Газета Известия». URL: http://izves-tia.ru/news/611580

8. Рынок платежных карт Российской Федерации в 2015 году: краткий обзор. Журнал «ПЛАС». URL: http://www.plusworld.ru/articles/rynok-platezhnykh-kart-rossiyskoy-federatsii-v-2015-godu-kratkiy-obzor/

9. Сайт Центрального банка России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/p_sys/print.aspx?file=sheet009 .htm&pid=psrf&sid=ITM_39338

10. Сайт аналитического агентства Markswebb Rank & Report. URL: http://markswebb.ru/e-finance/e-finance-user-index-2016/

11. Сайт аналитического агентства Markswebb Rank & Report. URL: http://markswebb.ru/e-finance/internet-banking-rank-2016/

12. Россияне уступили в финансовой грамотности Монголии и Зимбабве. РБК. URL: http://www.rbc.-ru/economics/18/11/2015/564cb0b49a794735ec96b7d2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect-/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovation s/it_technology/#

References

1. Radyukova Ya. Yu., Malyshkina E. А., Fedorova M. А., Savinkova А. P. Klyuchevye problemy pri vnedrenii no-

vykh bankovskikh tekhnologij i beznalichnykh raschetov v rossijskom bankovskom sektore [Key problems at introduction of new bank technologies and cashless payments in Russian bank sector] // Global Science and Innovation: materials of the VI International Scientific Conference, Chicago, November 18-19th, 2015. Publishing office Accent Graphics communications. Chicago. USA. 2015.

2. Ofitsial'nyj sajt Tsentral'nogo banka Rossii [Official site of the Central Bank of Russia]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/p_sys/printaspx-?file=sheet0-16.htm&pid=psrf&sid=ITM_56567

3. IA «Banki.ru», stat'ya «Krutim den'gi» [«EaHmpy» News Agency, article «We Twist Money»]. URL: http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=8675811

4. Gref predskazal skoryj otkaz klientov Sberbanka ot plastikovykh kart [Gref predicted fast refusal of Sberbank clients of plastic cards]. RBK. URL: http://www.rbc.ru/business/26/05/2016/57462ac79a79476fef3 1c2ef

5. Press-reliz PAO Sberbank [Press release of PJSC Sberbank]. URL: http://www.sberbank.ru/ru/press_center-/all/article?newsID=00a8eaa9-8efa-49cd-8f26fe89aeb346-dd-&blockI-D= 1303&regionID=*&lang=ru

6. Sajt Tsentral'nogo banka Rossii [Website of the Central Bank of Russia]. URL: http://www.cbr.ru-/statistics/p_sys/print.aspx?file=sheet015.htm&pid=psrf&sid= ITM_47378

7. Beskontaktnye karty «Mir» poyavyatsya v 2017 go-du. OAO «Gazeta Izvestiya» [Proximity cards «World» will appear in 2017. Joint stock company «Newspaper Izvestiya»]. URL: http://izvestia.ru/news/611580

8. Rynok platezhnykh kart Rossijskoj Federatsii v 2015 godu: kratkij obzor. Zhurnal «PLAS» [The market of payment cards of the Russian Federation in 2015: short review. Magazine «PLAS»]. URL: http://www.plusworld.-ru/articles/rynok-platezhnykh-kart-rossiyskoy-federatsii-v-2015-godu-kratkiy-obzor/

9. Sajt Tsentral'nogo banka Rossii [Website of the Central Bank of Russia]. URL: http://www.cbr.ru-/statistics/p_sys/print.aspx?file=sheet009.htm&pid=psrf&s id=ITM_39338

10. Sajt analiticheskogo agentstva Markswebb Rank & Report [Website of the analytical agency Markswebb Rank & Report]. URL: http://markswebb.ru/e-finance/e-finance-user-index-2016/

11. Sajt analiticheskogo agentstva Markswebb Rank & Report [Website of the analytical agency Markswebb Rank & Report]. URL: http://markswebb.ru/e-finance/internet-banking-rank-2016

12. Rossiyane ustupili v finansovoj gramotnosti Mon-golii i Zimbabve [Russians conceded in financial literacy of Mongolia and Zimbabwe]. RBK. URL: http://www.rbc.ru/economics/18/11/2015/564cb0b49a7947 35ec96b7d2

13. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service]. URL: http://www.gks.ru-/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/scienc e_and_innovations/it_technology/#

* * *

VECTORS OF DEVELOPMENT OF REMOTE BANK SERVICE IN MODERN RUSSIA

IVLIEV MIKHAIL IGOREVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: ivliev101@mail.ru

KOROTAYEVA NATALIA VLADIMIROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: nwkor@rambler.ru

In this article authors considered current state and the prospects of development in Russia of such forms of remote bank service as: ATM banking, Internet banking, mobile and SMS banking. Authors allocated the main tendencies characterizing features of development of the Russian remote channels of bank service. This type of bank service which appeared in the XX century gained special distribution exactly now. The bank sphere of Russia which is carrying out the activity in the conditions of recession in economy and a sanctions regime need to use additional mechanisms on introduction and improvement of channels of the remote bank service (RBS). The network of ATMs and electronic terminals steadily grows in Russia, being improved at the same time is qualitative. One of innovations of this form of DBS in Russia is the accelerated distribution of the ATMs with the closed cash turnover (cash-recycling) allowing banks to save on collection and funding of cash. There are new methods of identification of the client (on a voice, a palm print, etc.). Among plastic cards the technology of contactless payment combining advantages of convenience and safety gains ground. Systems of Internet banking took a strong position among the offered banking products in Russia. Authors claimed that rates of development of remote banking channels allow to predict with confidence the future of the bank sphere in intensive development of DBS and replacement of ordinary channels of bank sale by it.

Key words: remote bank service, ATM, terminal network, proximity card, contactless payments, Internet banking, mobile banking

M. I. IVLIEV, N. V. KOROTAYEVA

^ 11, № 10, 2016