Научная статья на тему 'Дистанционное банковское обслуживание в российской Федерации: состояние и тенденции'

Дистанционное банковское обслуживание в российской Федерации: состояние и тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1955
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК / ИННОВАЦИИ / БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ / ИННОВАЦИОННЫЙ БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ / ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонов К.А.

В статье отмечается, что в развитых странах уже более 20 лет дистанционное банковское обслуживание является основной моделью развития банковского сектора. В Российской Федерации наблюдается заметное отставание коммерческих банков от зарубежных в области управления инновационными процессами, что неизбежно приведет к значительному ослаблению отечественных банков в конкурентной борьбе на международном финансовом рынке. Во избежание этого необходимо уже сейчас предпринять меры по повышению эффективности инновационной деятельности российских кредитных организаций, иначе банковская система неминуемо столкнется с серьезными трудностями. Для этого необходим анализ и оценка использования современных систем дистанционного банковского обслуживания в коммерческих банках Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное банковское обслуживание в российской Федерации: состояние и тенденции»

Удк 336.71:004

дистанционное банковское обслуживание в российской федерации: состояние и тенденции

к. а. Антонов,

вице-президент оАо «ГУТА-Банк» E-mail: Antonov.KA@gutabank.ru

В статье отмечается, что в развитых странахуже более 20лет дистанционное банковское обслуживание является основной моделью развития банковского сектора. В Российской Федерации наблюдается заметное отставание коммерческих банков от зарубежных в области управления инновационными процессами, что неизбежно приведет к значительному ослаблению отечественных банков в конкурентной борьбе на международном финансовом рынке. Во избежание этого необходимо уже сейчас предпринять меры по повышению эффективности инновационной деятельности российских кредитных организаций, иначе банковская система неминуемо столкнется с серьезными трудностями. Для этого необходим анализ и оценка использования современных систем дистанционного банковского обслуживания в коммерческих банках Российской Федерации.

Ключевые слова: банк, инновации, банковский продукт, инновационный банковский продукт, Интернет, интернет-технологии, интернет-банкинг, дистанционное банковское обслуживание.

С каждым годом все больше клиентов банков отдают предпочтение различным системам удаленного банковского обслуживания на основе коммуникационных и интернет-технологий. Предоставление банковских продуктов/услуг осуществляется по запросу клиента без непосредственного взаимодействия клиента с сотрудником банка. Данные системы получили название дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Иногда такой вид деятельности называют еще системой удаленного доступа, а получаемые клиентами услуги — онлайн-услугами (онлайн-обслуживание, онлайн-банкинг).

Дистанционное банковское обслуживание позволяет кредитным организациям, используя

различные каналы взаимодействия с клиентами (телефон, Интернет и др.), с помощью различных средств (телефонный аппарат, компьютер, персональный коммуникатор и др.) предоставлять им не только традиционные банковские услуги, реализуемые в любом отделении банка, но и новые продукты, которые дают возможность на совершенно ином уровне качества удовлетворять финансовые потребности клиентов.

Перечень доступных банковских услуг и продуктов, предлагаемых в рамках ДБО в режиме online через Интернет, довольно разнообразен. Здесь можно выделить и удаленное управление счетами через систему клиент-банк и интернет-банк, системы mobile bank, телефонный центр и возможность через телефонный центр банка осуществить подачу заявки на изготовление дополнительных банковских карт или подключение новых услуг и сервисов. Фактически во всех банках клиенту предоставляется возможность проверять состояние текущего счета, осуществлять денежные переводы, оплачивать электронные счета. Более сложные системы позволяют клиентам составить заявку на получение кредита (ссуды), загрузить информацию по своим счетам на собственный компьютер, инициировать выпуск дополнительной банковской карты или открыть срочный депозит. Наряду с традиционными возможностями, которые наиболее интересны для подавляющего большинства пользователей, необходимо упомянуть и о менее популярных, скорее экзотических, функциях систем. Сюда можно отнести и пакетное зачисление заработной платы на карт-счета сотрудников компании, подачу заявлений на получение платежных карт, на получение

или изменение кредитного лимита. Кроме того, для пользователей магнитных платежных карт можно менять ПИН-коды. Интересно, что, давая клиентам возможность дистанционного управления счетом, банки зачастую предоставляют и защищенный канал для обмена любыми данными, неважно, будут это платежные поручения или фотографии залогового имущества.

Самым динамичным направлением развития технологий ДБО является интернет-банкинг. Кредитных организаций, использующих у себя данный вид обслуживания клиентов, уже насчитывается более 200, а число пользователей только услугами интернет-банкинга составляет более 50 тыс. чел., т. е. 7—8 % от численности активного населения страны.

По статистике Банка России, в настоящее время существует около 100 программно-информационных комплексов, реализующих услуги интер-нет-банкинга1. В то же время число организаций — разработчиков систем интернет-банкинга приблизилось к 50, причем аппаратно-программные комплексы интернет-банкинга создают как специализирующиеся на этом фирмы, так и фирмы, ранее разрабатывавшие только банковские автоматизированные системы и соответствующее программное обеспечение. Основными лидерами — разработчиками систем ДБО для юридических лиц являются компании «Бифит» и «Банкс Софт Сис-темс» (БСС). Кроме того, системы ДБО создают и сами кредитные организации, располагающие специалистами определенной квалификации и аппаратно-программным обеспечением.

Опрос компаний — поставщиков решений для интернет-банкинга, проведенный агентством CNews Analytics, показал, что на данное время более половины всех российских банков имеют системы ДБО. С помощью услуги интернет-банкинга в ближайшем будущем будет осуществляться до 50 % платежей. По словам опрошенных респондентов, количество заявлений о выдаче кредита, поданных через Интернет, составит 30 %, количество заключенных договоров по вкладам — 30 %. Ежегодный рост спроса на интернет-услуги составит в ближайшие годы, как минимум, 100 %. С насыщением рынка к 2011 г. рост спроса может замедлиться, прогнозируют аналитики2.

Правда, это говорит скорее о потенциальной емкости рынка, поскольку многие банки, приобре-

1 Трохалев М. В. Обеспечение информационной безопасности в системах интернет-банкинга // Деньги и кредит. 2009. № 9. с. 40.

2 Ахмедова А. Интернет-зависимость от клиента // Коммерсантъ-СПБ. № 22(3839) от 12.02.2008.

тя лицензии, реально так и не начали использовать системы в работе либо пока «обкатывают» их на аффилированных компаниях. Тем не менее все компании отмечают высокий спрос на решения этого класса. Некоторые из них ежемесячно запускают в промышленную эксплуатацию более 10 систем интернет-банкинга.

Оценка качества услуг интернет-банкинга в России была реализована агентством CNews Analytics на основе как пользовательского подхода к исследованию функциональности систем, так и консультаций с банками и разработчиками решений (табл. 1). Для исследования были выбраны 50 крупнейших банков по активам физических и юридических лиц. Проведенная по каждой выборке оценка, помимо предусмотренных системой функциональных возможностей, включала, в числе прочих, такие параметры, как полнота описания системы на сайте банка и возможность ознакомления с демонстрационной версией.

Необходимо отметить, что лидером в интернет-банкинге является банк «Северная Казна», который потеснил за 4 года на третье место Альфа-банк. В ВТБ-24 количество операций за 9 мес.в 2009 г. возросло по сравнению с прошлым годом в 2,2 раза и составило 3 млн ед. Объем остатков на срочных счетах увеличился на 58 %.

Рейтинг для юридических лиц составлялся по аналогичной схеме. Результаты исследования показали, что юридическим лицам оказывают услугу интернет-банкинга 30 банков из 63 крупнейших по капиталу банков, более 90 % всех российских банков используют системы типа «банк-клиент». Тем не менее надо отметить, что только 11 банков, по мнению агентства CNews Analytics, оказывают достойный уровень сервиса на всех стадиях обслуживания, начиная с описания системы на сайте банка и консультаций операторов и заканчивая предоставляемыми банком функциональными возможностями системы ДБО.

Динамика развития систем ДБО в российских коммерческих банках представлена на рис. 1.

По информации агентства CNews Analytics, многие банки, уже использующие отдельные решения интернет-банкинга, собираются в скором времени перейти к полноценному виртуальному обслуживанию, которое будет включать в себя также смс-банкинг, телефон-банкинг, wap-бан-кинг. На данное время лишь немногие российские банки имеют системы подобного уровня, однако в ближайшие несколько лет этот список, видимо, значительно расширится. Подобный настрой бан-

Таблица 1

качество услуг интернет-банкинга для физических лиц

Банк Рейтинг 2009 г. место в 2005 г. используемая система Разработка

Северная Казна 1 6 Интернет-банк (комплект управления расчетами и сервисами) Собственная

ВТБ-24 2 - Телебанк Совместная (ВТБ-24 и компании «Спет-Ап»)

Альфа-банк 3 1 Альфа-клик Компания «BSC Praha» (Чехия)

Промсвязьбанк 4 8-9 - -

Банк Москвы 5 3 Интернет-банкинг БИФИТ

УралСиб 6 13 Интернет Сервис Банк (Москва) Автокард

ЮниКредитБанк 7 - Enter. UniCredit Банкс софт системс

СБ Банк 8 - Sbank. ru Приват Собственная

Абсолют Банк 9 - Интернет-банк БИФИТ

Союз 10 - Интернет-Сервис Банк РУКАРД

УралСиб 11 13 УралСиб+ (регионы) Собственная

НОМОС-Банк 12 19-20 Интернет-Банк Compass plus

Пробизнесбанк 13 - Электронный банк Спет-Ап

Авангард 14 - Авангард Интернет-Банк Собственная

Райффайзенбанк 15 - Электронный офис

Россия 16 - ISS Собственная

Барклайс Банк 17 - Система управления счетом Собственная

Банк «Санкт-Петербург» 18 - Интернет-банк Банкс софт системс

Балтийский банк 19 - Интернет-банк Собственная

70%

60

50

40

30

20

10

Примечание. Таблица составлена на основе рейтинга крупнейших российских банков в 2004 и 2009 гг. (агентство CNews Analitics).

Исследование компании «Business Vision» показало, что в 30 крупнейших банках РФ услуга интернет-банкинга для корпоративных клиентов отсутствует в 36 % из них, а эта же услуга для частных клиентов — в 65 % из них. Все исследуемые банковские интернет-системы для юридических лиц предоставляют оперативный доступ к различной информации, возможность отправки сообщений в банк, получение информации и выписок по состоянию счетов и операциям с ними. В то же время совершать платежные и другие операции с корпоративными счетами позволяют лишь 90 % систем. Как

показал анализ использования систем ДБО, наибольшим спросом у банков среди клиентов — юридических лиц пользуются системы типа «банк-клиент». Поэтому потенциал рынка по системам этого типа состоит в основном в продвижении этих систем среди других клиентских сегментов и в улучшении качества предоставляемых услуг: Следовательно, ожидается развитие специализированных решений по обслуживанию юридических лиц, где система «банк-клиент» является составной частью, например услуг private-банкинга. Все программы интернет-банкинга

пш

2003 г. 2007 г. 2008 г. 2010 г. (прогноз)

рис. 1. Использование российскими банками систем ДБО, %.

ков вкупе с ростом популярности самих сервисов позволяет прогнозировать на ближайшие годы стабильный спрос на решения ДБО. Наиболее типичные услуги систем ДБО, предлагаемые российскими банками, представлены в табл. 2.

О распространенности банковских услуг через системы ДБО можно судить по сведениям, представленным на рис. 2.

Таблица 2

Услуги дистанционного банковского обслуживания

Банк Виды систем ДБО Услуги

ТрансКредитБанк QUIK Интернет-трейдинг на фондовой бирже

Холдинг-Банк (TMS/X Payment Treasury) WEB-интерфейс

Интернет-банк -

Телефонный банк -

Банкомат Денежные переводы, оплата услуг, оформление вкладов и карт, подключение к Интернет

ВТБ-24 Телебанк Покупка/продажа валюты, денежные переводы, открытие вкладов и депозитов, пополнение карты, оплата услуг

Банк-клиент онлайн РКО юридических лиц

Интернет-банк Оплата услуг физическими лицами

Мобильный банк Денежные переводы и оплата услуг

SMS-банкинг Проведение операций с помощью сотового телефона

Сбербанк России Интернет-банкинг -

Интернет Клиент-Банк -

Мобильный банк Информация об операциях по карте в виде SMS-сообщений, денежные переводы и платежи

Клиент-СБЕРБАНК Безналичные расчеты и ведение счетов клиентов - юридических лиц

Сбербанк ОнЛ@йн Оплата услуг, денежные переводы физических лиц

Росбанк SMS-банк Оплата услуг, денежные переводы, безналичная конвертация валют

Северная Казна КУРС (комплект управления расчетами и сервисами) Управление счетом клиента с помощью интернет-банка, пластиковой карты или мобильного телефона

Сосьете Женераль Восток (BSGV) Retail Hab Комплект настраиваемых информационных и активных услуг через Интернет, обычный телефон, мобильный телефон, киоск самообслуживания ибанкомат

Источник: данные сайтов банков.

2 (8%) 1 (9%) -

3 (12%)

6 (11%)

4 (48%)

5 (12%)

Рис. 2. Распределение видов банковских услуг, предлагаемых банками в системе ДБО: 1 — проведение он-лайн-платежей; 2 — оплата товаров и услуг в интернет-магазинах; 3 — проведение прочих платежей и конвертаций валют; 4 — оплата услуг сотовой связи; 5 — оплата услуг доступа в Интернет; 6 — оплата услуг ЖКХ

для частных клиентов доступны через сайты банков с использованием on-line- соединения. По отдельным системам невозможно управлять счетами, так как они имеют только информационные функции.

Большинство банков предлагают юридическим лицам один интернет-сервис. Несколько интернет-сервисов для интернет-обслуживания клиентов предлагают банки:

• УралСиб — «Интернет Сервис Банк», «УралСиб для регионов», «E-commerce» для проведения платежей по банковским картам;

• Промсвязьбанк — «PSB On-Line», «PSB-Info», «PSB-Retai 1» для {заботы с карточками;

• Петрокоммерц — «Частный клиент ПКБ» и «Выписка On-Line» для обслуживания карточных счетов;

• ВТБ-24 — «Телеинфо» и «Телебанк». Системы дистанционного обслуживания физических лиц ориентированы преимущественно на развитие интернет-банкинга и мобильного банкинга. Многие кредитные организации Российской Федерации уже предоставляют подобные сервисы или анонсируют данные услуги. В Западной Европе средства мобильной связи выходят на первое место, обходя персональные компьютеры по популярности использования для совершения банковских операций. В мире данный тип электронного банковского обслуживания настолько популярен, что существуют банки, которые уже отказались от других сервисов в пользу мобильных решений. Стоит отметить, что в нашей стране

мобильный банкинг направлен в основном на физических лиц — клиентов банка. В условиях отсутствия у значительной части населения Российской Федерации доступа к высокоскоростному проводному Интернету внедрение мобильных услуг является эффективным решением. В настоящее время в подавляющем большинстве случаев банк, строящий инфраструктуру ДБО для физических лиц, планирует предоставление мобильных услуг на одном из этапов развертывания инфраструктуры. Мобильная связь является следующим шагом для предоставления дистанционных банковских услуг и только начинает свое развитие в нашей стране.

Поэтому основной потенциал развития рынка систем ДБО составляют кредитные организации, планирующие внедрение этих систем и для юридических лиц. Именно такие системы и решения будут наиболее динамично развиваться в ближайшие годы. По оценкам экспертов, потенциал развития интернет-банкинга огромен. Аудитория российской зоны Интернета уже сейчас насчитывает более 30 млн пользователей и, согласно данным опросов, каждый третий интернет-пользователь готов управлять своим банковским счетом через Сеть. Сегмент интернет-банкинга активно развивается,

и российские банкиры отмечают постоянный рост клиентской базы — от 40 % в год (по отдельным направлениям этот рост еще выше). Данный рост будет продолжаться и в будущем3.

Таким образом, все перечисленные факты позволяют утверждать, что канал дистрибуции банковских продуктов и услуг через Интернет является наиболее перспективным по сравнению с другими каналами дистрибуции, действующими в режиме on-line. В то же время активно развиваются и другие направления дистанционного банковского обслуживания: телебанк, WAP и SMS-банкинг. При этом различные формы не конкурируют между собой, а во многом дополняют друг друга, предоставляя клиентам широкий выбор способов доступа к собственным банковским счетам.

Список литературы

1. Серегин А. Рынок ДБО в России и в мире // Банковские технологии. 2008. № 10. С. 22—26.

2. URL: http://www.cbr.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. URL: http://bankir.ru/.

3 Журнал «Банковские технологии». 2008. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.