Научная статья на тему 'Факторы, определяющие необходимость использования дифференцированного подхода к отбору средств обучения в вузах МЧС России'

Факторы, определяющие необходимость использования дифференцированного подхода к отбору средств обучения в вузах МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОТБОР СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ / БУДУЩИЕ СОТРУДНИКИ ГПС МЧС РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аганов Сергей Самуилович, Елфимов Николай Владимирович

Рассматриваются факторы, определяющие необходимость использования дифференцированного подхода к отбору средств обучения в вузах МЧС России. К ним относятся: недостаточный уровень развития навыков пожаротушения у выпускников вузов МЧС России и их готовности к решению профессиональных задач в процессе ликвидации пожаров высокой категории сложности, отсутствие эффективного плана обучения решению сложных профессиональных задач в экстремальных условиях деятельности. Менее значимыми факторами являются: недостаточное развитие навыков тушения пожара на энергетических предприятиях и в помещениях с электроустановками; отсутствие целевого характера обучения сотрудников ГПС МЧС России для осуществления особой профессиональной деятельности при спасении людей; слабый учет особенностей формирования навыков пожаротушения в разных условиях. Важны высокий уровень личной ответственности каждого преподавателя за качественную подготовку будущих сотрудников ГПС МЧС России в вузе, а также негативное отношение преподавателей к общему подбору средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аганов Сергей Самуилович, Елфимов Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors defining need of use of the differentiated approach to selection of tutorials for higher education institutions of EMERCOM of Russia

The factors defining the need in use of the differentiated approach to selection of tutorials for higher education institutions of Emercom of Russia are considered. These factors include: the insufficient level of development of skills of fire extinguishing at university graduates of Emercom of Russia and their readiness for the solution of the professional tasks in the course of elimination of the fires of high category of complexity, the lack of the effective plan of training in the solution of the complex professional challenges in extreme conditions of activity. Less significant factors are the following: the insufficient development of the skills of fire extinguishing at the power enterprises and in rooms with electro installations; the lack of the special-purpose character of training of the employees of GPS of Emercom of Russia for implementation of the special professional activity at rescuing the people; the weak accounting of features of formation of the skills of fire extinguishing in different conditions. There is a great importance in the high level of the personal responsibility of each teacher in relation to the high-quality training of future employees of GPS of Emercom of Russia in higher education institution, and also negative attitude of teachers to the general selection of tutorials.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие необходимость использования дифференцированного подхода к отбору средств обучения в вузах МЧС России»

3) Специфика подготовки биатлонисток с ПОДА закономерно обусловлена наличием объективных нозологических особенностей. Выявленные специфические черты планирования подготовки дают основания для утверждения о необходимости разработки дополнительных технических средств подготовки спортсменов с ПОДА, уменьшающих психологическую усталость от монотонности применения однотипных упражнений, обусловленных ограниченными возможностями спортсменок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

2. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

3. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - М. : Лань, 2005. - 378 с.

4. Метод Карвонена [Электронный ресурс] // URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%9A%D0%B0%D1 %80%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B0. - Дата обращения 01.03.2016.

5. Научно-методическое сопровождение паралимпийского спорта (литературный обзор) / С.П. Евсеев, О.М. Шелков, О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова // Адаптивная физическая культура. -2014. - № 2 (58). - С. 7-12.

6. Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Информационно-методическое пособие [Электронный ресурс] // URL http://osdusshor.ru/media/dokumenty/normativnye-dokumenty/adaptivny-sport/dokumenty-federalnogo-urovnya/fizicheskaya-kultura-i-sport-dlya-lits-s.pdf. - Дата обращения 01.03.2016.

REFERENCES

1. Verkhoshansky, Yu.V. (1988), Bases of special physical training of athletes, Physical culture and sport, Moscow.

2. Verkhoshansky Yu.V. (1985), Programming and organization of training process, Physical culture and sport, Moscow.

3. Matveev, L.P. (2005), General theory of sport and its applied aspects, LAN, Moscow.

4. Karvonen's method, available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/% D0%9C%D0%B 5%D1%82%D0%BE%D0%B4_

0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B0%

5. Evseev, S.P., Silks, O.M., Churganov, O. A. and Gavrilova, E.A. (2014), "Scientific and methodical maintenance of Paralympic sport (literary review)", Adaptive physical culture, No. 2 (58), pp. 712.

6. Physical culture and sport for persons with limited opportunities of health. Information and methodical grant, available at: http://osdusshor.ru/media/dokumenty/normativnye-dokumenty/adaptivny-sport/dokumenty-federalnogo-urovnya/fizicheskaya-kultura-i-sport-dlya-lits-s.pdf.

Контактная информация: postp@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.03.2016

УДК 378

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОТБОРУ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В

ВУЗАХ МЧС РОССИИ

Сергей Самуилович Аганов, доктор педагогических наук, профессор, Николай Владимирович Елфимов, соискатель, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург

Аннотация

Рассматриваются факторы, определяющие необходимость использования дифференцированного подхода к отбору средств обучения в вузах МЧС России.

К ним относятся: недостаточный уровень развития навыков пожаротушения у выпускников вузов МЧС России и их готовности к решению профессиональных задач в процессе ликвидации пожаров высокой категории сложности, отсутствие эффективного плана обучения решению сложных профессиональных задач в экстремальных условиях деятельности. Менее значимыми факторами являются: недостаточное развитие навыков тушения пожара на энергетических предприятиях и в помещениях с электроустановками; отсутствие целевого характера обучения сотрудников ГПС МЧС России для осуществления особой профессиональной деятельности при спасении людей; слабый учет особенностей формирования навыков пожаротушения в разных условиях. Важны высокий уровень личной ответственности каждого преподавателя за качественную подготовку будущих сотрудников ГПС МЧС России в вузе, а также негативное отношение преподавателей к общему подбору средств обучения.

Ключевые слова: факторы; дифференцированный подход; отбор средств обучения; будущие сотрудники ГПС МЧС России.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p14-17

FACTORS DEFINING NEED OF USE OF THE DIFFERENTIATED APPROACH TO SELECTION OF TUTORIALS FOR HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF

EMERCOM OF RUSSIA

Sergey Samuilovich Aganov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Nikolay Vladimirovich Elfimov, the competitor, GPS St. Petersburg university of Emercom of Russia, St. Petersburg

Annotation

The factors defining the need in use of the differentiated approach to selection of tutorials for higher education institutions of Emercom of Russia are considered.

These factors include: the insufficient level of development of skills of fire extinguishing at university graduates of Emercom of Russia and their readiness for the solution of the professional tasks in the course of elimination of the fires of high category of complexity, the lack of the effective plan of training in the solution of the complex professional challenges in extreme conditions of activity. Less significant factors are the following: the insufficient development of the skills of fire extinguishing at the power enterprises and in rooms with electro installations; the lack of the special-purpose character of training of the employees of GPS of Emercom of Russia for implementation of the special professional activity at rescuing the people; the weak accounting of features of formation of the skills of fire extinguishing in different conditions. There is a great importance in the high level of the personal responsibility of each teacher in relation to the high-quality training of future employees of GPS of Emercom of Russia in higher education institution, and also negative attitude of teachers to the general selection of tutorials.

Keywords: factors, differentiated approach, selection of tutorials, future employees of GPS of Emercom of Russia.

В настоящее время значительное внимание уделяется организации отбора средств обучения в высших учебных заведений МЧС России. [1]. Важным направлением совершенствования процесса обучения в вузах МЧС России является выявление факторов, определяющих необходимость использования дифференцированного подхода к отбору средств обучения в вузах МЧС России. Организация и проведение обучения в вузах МЧС России тесно связаны с умственным развитием курсантов и их самореализацией в ходе изучения нового материала. [1].

В современных условиях неизмеримо возрастают требования к всесторонней профессиональной подготовленности выпускников вузов МЧС России. Это обеспечивает высокую эффективность их будущую профессиональную деятельность после окончания вуза. Особую значимость приобретают практические занятия. В процессе этих занятий курсанты овладевает знаниями о будущей профессиональной деятельности, у них формируются необходимые умения и навыки. Интенсивность их развития зависит от качественного отбора средств обучения. Практика показала, что процесс учебной деятельности в вузах МЧС России не может оказать достаточно эффективное влияние на профес-

сиональное совершенствование курсантов без качественного отбора средств обучения. В более полной мере последнее может достигаться путем дифференцированного подхода к отбору средств обучения. Характерной особенностью качественной организации и проведения учебной деятельности в вузах МЧС России является широкий диапазон подбора средств обучения, но при этом необходимо использование дифференцированного подхода к их отбору.

В процессе профессиональной подготовки в вузах МЧС России курсанты овладевают различными профессиональными приемами, развивают уверенность в своих силах при решении сложных задач. Содержание обучения в вузах МЧС России определяется с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности. Слабый учет особенностей формирования навыков пожаротушения в разных условиях оказывает негативное влияние на качество образовательного процесса. Необходимо менять структуру подбора средств обучения, используя дифференцированный подход к отбору средств обучения. Вместе с тем до настоящего времени у специалистов МЧС России, психологов и педагогов не сформировалось единое мнение о факторах, определяющих необходимость использования дифференцированного подхода к отбору средств обучения.

Для определения ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 87 преподавателя Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих необходимость использования дифференцированного подхода к отбору средств обучения в вузах МЧС России _(П=87)_

Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)

1 Недостаточный уровень развития навыков пожаротушения у выпускников вузов 19,7

2 Недостаточный уровень готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к решению профессиональных задач в процессе ликвидации пожаров высокой категории сложности 17,3

3 Отсутствие эффективного плана обучения решению сложных профессиональных задач в экстремальных условиях деятельности 15,1

4 Недостаточное развитие навыков тушения пожара на энергетических предприятиях и в помещениях с электроустановками 13,4

5 Отсутствие целевого характера обучения сотрудников ГПС МЧС России для осуществления особой профессиональной деятельности при спасении людей 11,6

6 Слабый учет особенностей формирования навыков пожаротушения у будущих сотрудников ГПС МЧС России в разных условиях 9,9

7 Высокий уровень личной ответственности каждого преподавателя за качественную подготовку будущих сотрудников ГПС МЧС России в вузе 7,7

8 Негативное отношение преподавателей к общему подбору средств обучения будущих сотрудников ГПС МЧС России 5,3

В качестве основных факторов, определяющих необходимость использования дифференцированного подхода к отбору средств обучения в вузах МЧС России, респонденты выделили: недостаточный уровень развития навыков пожаротушения у выпускников вузов МЧС России и их готовности к решению профессиональных задач в процессе ликвидации пожаров высокой категории сложности. Многие отметили отсутствие эффективного плана обучения решению сложных профессиональных задач в экстремальных условиях деятельности в качестве основного фактора. Менее значимыми факторами являются: недостаточное развитие навыков тушения пожара на энергетических предприятиях и в помещениях с электроустановками; отсутствие целевого характера обучения сотрудников ГПС МЧС России для осуществления особой профессиональной деятельности при спасении людей; слабый учет особенностей формирования навыков пожаротушения в разных условиях. Особое внимание респонденты обратили на высокий уровень личной

ответственности каждого преподавателя за качественную подготовку будущих сотрудников ГПС МЧС России в вузе, а также негативное отношение преподавателей к общему подбору средств обучения.

На основе проведенного исследования были намечены следующие пути улучшения качества обучения в вузах МЧС России:

- повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского состава в вопросах качественного отбора средств обучения;

- совершенствование разных элементов планирования организации и проведения обучения в вузах МЧС России, с учетом особенностей пожаротушения на различных объектах;

- определение объективных критериев оценки качества обучения на основе дифференцированного подхода к отбору средств обучения.

ВЫВОД. Результаты исследования свидетельствуют, что в процессе своей профессиональной деятельности выпускники вузов МЧС России занимаются ликвидацией ландшафтных пожаров, газовых и нефтяных фонтанов, пожаров в гаражах, в больницах, детских учреждениях, школах и т.д. Вместе с тем, ликвидация пожаров в зданиях, на энергетических предприятиях и в помещениях с электроустановками, на предприятиях текстильной промышленности и в складах волокнистых материалов имеет свои особенности. Это требует дифференцированного подхода к отбору средств обучения. Учет выявленных факторов в процессе отбора средств обучения позволит в значительной степени улучшить качество подготовки сотрудников в вузах МЧС России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Физическая подготовка и прикладной спорт в системе МЧС России : учебник / под ред. О.М. Латышева ; С.-Петерб. ун-т Гос. противопожар. службы М-ва по чрезвычайным ситуациям. -СПб. : [б.и.], 2015. - 579 с.

REFERENCES

1. Ed. Latyshev O.M. (2015), Physical training and applied sport in system of Emercom of Russia: textbook, GPS SPb Un-ta publishing house of Emercom of Russia, St. Petersburg.

Контактная информация: s_aganov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2016

УДК 796.011

ИНКЛЮЗИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Андрей Владимирович Аксенов, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлена методика инклюзивного физического воспитания, позволяющая создать условия для эффективного личностного и физического развития как детей с поражением опорно-двигательного аппарата, так и их здоровых сверстников. Компоненты методики инклюзивного физического воспитания включают в себя: общеразвивающие и коррекционные упражнения, прикладные двигательные действия, подвижные игры и другие.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивное физическое воспитание, младший школьный возраст, детский церебральный паралич, компоненты методики инклюзивного физического воспитания, методические приемы обеспечения равных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.