Научная статья на тему 'Факторы, определяющие направления и эффективность внебюджетной деятельности высших учебных заведений'

Факторы, определяющие направления и эффективность внебюджетной деятельности высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1133
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внебюджетная деятельность вузов / направления внебюджетной деятельности / определяющие факторы / эффективность внебюджетной деятельности / виды внебюджетной деятельности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумакова И. Б.

В статье рассмотрены основные факторы, определяющие направления и эффективность внебюджетной деятельности вузов, определены характеристики потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности учебной, научной, обеспечивающей и иной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major factors, determining directions and efficiency of extra-budgetary activity of higher educational institutions, are considered in the article. The author determines characteristics of potential opportunities for realization of various kinds of extra-budgetary activity-educational, scientific, providing and others.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие направления и эффективность внебюджетной деятельности высших учебных заведений»

И. Б. Шумакова

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Работа представлена кафедрой экономики и менеджмента Российского государственного гидрометеорологического университета. Научный руководитель - доктор экономических паук, профессор И. П. Фирова

В статье рассмотрены основные факторы, определяющие направления и эффективность внебюджетной деятельности вузов, определены характеристики потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности - учебной, научной, обеспечивающей и иной.

Major factors, determining directions and efficiency of extra-budgetary activity of higher educational institutions, are considered in the article. The author determines characteristics of potential opportunities for realization of various kinds of extra-budgetary activity-educational, scientific, providing and others.

Бюджетное законодательство и законодательство об образовании и науке используют разные подходы к правовому регулированию вопроса о правах научных организаций, имеющих государственный статус, и государственных высших учебных заведений как субъектов бюджетной деятельности. При этом бюджетное законодательство фактически лишило вузы и научные организации права самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами в целях осуществления своей образовательной и научной деятельности и в пределах полномочий, установленных законодательством

и их уставами1. Тем более они не имеют права передавать полученные бюджетные средства на счега друг друга или объединять их в целях осуществления совместной деятельности, включая создание интегрированных учебно-научных комплексов. В такой ситуации требуется принципиально новый подход к правовому регулированию этих вопросов, без которого вряд ли возможно разработать эффективный правовой механизм финансирования процессов интеграции. Подобное правовое решение должно состояться в возможно короткие сроки, принимая во внимание, что в рыночной эко-

Факторы, определяющие направления и эффективность внебюджетной деятельности.

номикс эффективно действуют только полноправные субъекты рыночных отношений.

Состояние науки и образования во многом отражает и выражает социально-экономическое состояние общества. Пассивность экономического производства и преимущественно сырьевой его характер не способствуют развитию образования и науки. Так же, как и для образования, на ближайшие несколько лет нужно изменить приоритеты в области науки. Во-первых, передовые достижения науки должны составлять базу образовательного процесса, во-вторых, российское научное сообщество

должно быть готово не только создавать, но

2

и аккумулировать мировое знание . Для этого нужны соответственно подготовленные кадры и интеграция науки и образования.

Необходимо устранить противоречия российского законодательства, существующие в части правового статуса уровней образования и образовательных документов для всех видов и форм образовательного процесса, равно как и юридические противоречия между законодательными подходами к образовательной и научной деятельности . При этом следует особое внимание обратить на уточнение понятия «вузовская наука» и «научная деятельность», расширив его путем включения всех аспектов научной деятельности (подготовка научных публикаций, учебников и лекций, а также на участие в работе конференций и съездов и иное), одновременно выделив все компоненты научной деятельности от научно-исследовательской до инновационной.

Применительно к среднестатистическому и стандартному (по современным понятиям) высшему учебному заведению основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности - учебной, научной, обеспечивающей и иной.

К таким факторам относятся: 1. Научный потенциал. Научный потенциал влияет на привлечение договоров на

выполнение НИОКР, грантов, заказов на экспортные поставки научной продукции, привлечение аспирантов и докторантов на платной основе, участие в программах развития регионов.

2. Внутренняя нормативная база. Наличие полной и отработанной нормативной базы вуза обеспечивает стимулирование развития разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимизацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.

3. Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности в вузе должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области, такие, как, например: заинтересованность каждого подразделения в максимизации объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между подразделениями и «центром»; единство политики по отношению ко всем подразделениям и видам деятельности.

4. Наличие лицензии и ее параметры, аккредитации, сертификации и т. д. Наличие лицензий (аккредитации, сертификатов и др.) является необходимым условием для осуществления большинства видов внебюджетной деятельности и, кроме того, определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений для нее: предельный контингент студентов и. соответственно, потенциальные размеры платного приема, набор специальностей, по которым осуществляется образовательная деятельность.

5. Регион расположения. Регион расположения вуза определяет внешние условия его функционирования - демографическая ситуация, емкость рынка труда для выпус-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

кников, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и ее специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих вузов.

6. Оборудование. Наличие необходимого оборудования определяет возможность подготовки специалистов современного уровня, привлечения заказов на исследования, предоставления широкого спектра различных (в том числе - уникальных) услуг, товаров, работ и пр.. сдачи оборудования в аренду.

7. Производственные мощности. Обладание производственными мощностями обеспечивает выполнение работ, связанных с производством товаров, выполнением заказов (в том числе на серийное производство), поддержкой наукоемкого бизнеса, инноваций на собственных мощностях, обеспечением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

8. Информационные ресурсы. Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказания услуг по использованию Интернета и являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, баз данных, информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.

9. Библиотечный фонд. Библиотеки оказывают библиографические услуги, услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг и научных работ.

10. Помещения. Создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду, организации иной приносящей доходы деятельности (напри-

мер, предоставление гостиничных услуг, поселение иногородних студентов платной формы обучения, создание инфраструктуры проживания - прачечных, предприятий бытового обслуживания и др.).

11. Кадры. Наличие достаточного количества профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения приема студентов на платное обучение, переподготовки и повышения квалификации, расширения спектра специальностей и направлений подготовки.

12. Земля. Наличие участков для жилищного и иного строительства позволяет привлекать инвестиционные ресурсы; наличие участков для сдачи в аренду является необходимым условием получения соответствующих доходов, земли сельскохозяйственного назначения позволяют осуществлять производство продукции и т. д.

13. Методическая база. Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.

14. Имидж и сотрудничество с выпускниками вуза. Уровень общественного признания вуза, известные выпускники способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению заказов, спонсорских средств и пожертвований.

Степень влияния основных факторов на направления внебюджетной деятельности может определяется на основе экспертной оценки. Для оценки потенциала вуза следует оценить все факторы с точки зрения их наличия для организации этой деятельности. Имея внебюджетные доходы, администрация вуза может до какой-то степени изменять их соотношение в зависимости от специфики университета или региона, добиться того или иного общего прироста поступлений за счет создания новых административно-организационных структур или оптимизации системы распределения

Факторы, определяющие направления и эффективность внебюджетной деятельности.

внебюджетных средств, совершенствования ценообразования (как правило, в сто-

ч к 4

рону ужесточения) и тому подобных мер .

Основным и главным недостатком, а точнее, пороком такого стандартного подхода к решению проблемы денежного дефицита в большинстве российских вузов является то, что в процессе наращивания внебюджетного фонда вуз неминуемо начинает отходить от выполнения своих исконных обязанностей и целей - доступности образования, высокого качества подготовки специалистов, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и т. д. При этом, как правило, возникает ряд сложнейших проблем с сохранением интеллектуальной собственности вуза, эффективностью использования творческого и материально-технического потенциала, трудноразрешимыми ситуация-

5

ми социального характера .

Одним из возможных вариантов избежать подобных негативных последствий является максимально возможное сближение или совмещение основных видов деятельности вуза и стратегических задач, целей программы его развития с видами и технологией финансового обеспечения своей деятельности по всем источникам финансирования.

Применительно к вузу, имеющему статус, например, исследовательского университета, финансовое благосостояние может быть в какой-то мере обеспечено за счет: вхождения в состав вузов федерального значения и финансирующихся из госбюджетных источников по относительно повышенным параметрам; выделения госбюджетных средств по дополнительным вложениям на выполнение целевых федеральных программ подготовки и переподготовки специалистов, повышения квалификации на основе новейших технологий обучения и интегрированного научного потенциала классического университета; развития и совершенствования форм и методов инновационного менеджмента; смещения акцента и возрастания удельного веса в источниках внебюджетной деятельности интеллектуальных и высокотехнологичных разработок, выполнения междисциплинарных и интегрированных проектов, позволяющих использовать широкий спектр научно-педагогических школ и направлений классического университета; интенсивного развития и активизации международной деятельности, позволяющей осуществить не только стабильное вхождение в мировое научно-образовательное сообщество, но и обеспечить значительные вложения в материальную базу вуза.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Железов Б. и др. Организация и финансирование высшего образования в странах ОЭСР: основные тенденции и опыт для России: Материалы Интернет-конференции «Финансирование и доступность высшего образования». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ecsocman.edu.ru

Никипелов А. Д. Государство и рыночные институты в современной российской экономике: Доклад на Конгрессе РАСХН, 14.02.2004.

Материалы Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rosro.ru

4

Пятая часть бюджетных сотрудников уйдет на вольные хлеба // Известия. 2005. 7 октября. №181.

Диверсификация источников финансирования в системе высшего образования: сравнительный обзор //Университетское управление. 2004. № 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.