УДК 37
УПРАВЛЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Джамалова Т.Ю., к.п.н., АНОО ВО «Одинцовский гуманитарный институт» Яковлева О.В., МБОУ «Кубинская средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя РФ И.В. Ткаченко»
Обеспечение эффективного функционирования образовательной организации в современных рыночных условиях зависит от множества факторов, одним из которых является привлечение внебюджетных средств, обеспечивающих долгосрочное, стабильное, достаточное, равномерное финансирования образовательного процесса, возможность оказывать запрашиваемые потребителями образовательные услуги, осуществлять уникальную образовательную политику, стимулировать труд педагогов, поддерживать и развивать материальную базу школы. Данная статья содержит характеристику модели управления внебюджетными средствами образовательной учреждения, системно представляющей данный процесс как последовательную реализацию функций менеджмента.
Ключевые слова: образовательная организация, субъект рынка образовательных услуг, внебюджетные средства, функции менеджмента, образовательные услуги.
MANAGEMENT OF OFF-BUDGETARY FUNDS IN THE EDUCATIONAL
ORGANIZATIONS
Dzhamalova T., Ph.D., ANOO VO «Odintsovo Institute for the Humanities» Yakovleva O., MBGEI «Kubinskaya Secondary School №1 named after I.V. Tkachenco»
The effective functioning of the educational organization in market conditions depends on lots offactors, one of which is an extra-budgetary resources attracting that can help to ensure the long-term, permanent, adequate, regular financing of the educational process, the ability to provide the requested consumers educational services, to carry out a unique educational policies, to stimulate teachers activities, to maintain and develop the school material base. This article contains a description of the model of an educational organization extra budgetary funds management, systematically presenting this process as consistent implementation of management functions.
Keywords: educational organization, the subject of the education market, extra-budgetary funds, functions of management, educational services.
На протяжении многих десятилетий образование в нашей стране представляло собой целостную систему с централизованным финансированием. Однако переход страны к рыночной экономике внес существенные коррективы в процесс функционирования отечественной системы образования. Произошло разделение на государственные и негосударственные образовательные структуры, увеличилось количество негосударственных образовательных учреждений, предлагающих услуги, традиционно оказываемые государственными учреждениями, в свою очередь государственные образовательные учреждения начали предоставлять дополнительные услуги на коммерческой основе.
На сегодняшний день процесс реформирования системы образования продолжается. Основное направление реформирования связано с изменением порядка и структуры финансового обеспечения образовательных организаций: появлением новой образовательной модели, сочетающей в себе государственный сектор (бюджетное финансирование) и рыночный сектор (внебюджетное финансирование), введением нормативно - подушевого финансирования, расширением финансово-хозяйственной самостоятельности школ и проч. Образовательные организации теперь рассматриваются как субъекты рынка образовательных услуг, что обуславливает необходимость их адаптации к изменяющейся ситуации в образовательной сфере путем использования современных механизмов управления.
Вопросы управления образовательными учреждениями в современных рыночных условиях рассматриваются в исследованиях различных авторов. В частности, общие аспекты учреждения управления общеобразовательным учреждением в новых условиях описаны в работах С.А. Борисовой, В.М. Лизинского, Н.В. Сироткиной, А.А. Черниковой, проблемы общеобразовательных учреждений, возникающие в ходе модернизации системы образования и пути их решения освещаются в трудах И.М. Куваковой, В.М. Лизинского, А.Л. Маршак, Г.А. Соседова и др. Различные аспекты финансирования, бюджетирования, а также учетно-аналитической деятельности образовательных учреждений раскрыты в работах И.В. Абанкиной, Г.В. Бакшиной, О.Г. Башаровой, Т.М. Ериной, О.А. Заббаровой, Н.Н. Семенова, Н.А. Пашкус, В. Привезенцева, Т.Н. Райских, Т.Сильвестровой и др. Рыночным инструментам развития сферы образовательных услуг и ведению предпринимательской деятельности бюджетных учреждений посвящены исследования А.Е. Арутюновой, А.А. Ермоленко, А.Л. Опальской, А.Ю. Опальского.
Однако проблемы управления образовательной организацией в условия рынка все еще остаются актуальными и требуют даль-
нейшего исследования. Результатом данного исследования является модель управления внебюджетными средствами образовательной организации, разработанная на базе положений процессного и системного подходов к управлению и апробированная в МБОУ «Кубинская средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя РФ И.В. Ткаченко».
Необходимость создания модели системного и рационального управления внебюджетными средствами образовательной организации определяется тем, что оно существенно влияет на достижение оптимальных параметров функционирования образовательной организации и решение стоящих перед ней приоритетных задач.
Представленная модель управления внебюджетными средствами образовательной организации включает в себя цель реализации модели, состоящую в повышении эффективности управления внебюджетными средствами, совокупность действий по реализации функций менеджмента, этапы, формы и методы управления, позволяющие осуществлять эффективное управление внебюджетными средствами, критерии оценки повышения эффективности управления внебюджетными средствами, результат реализации модели, выраженный в совокупности достигнутых показателей (рис.1).
На первом этапе управления внебюджетными средствами необходимо осуществить планирование объема внебюджетных средств, который образовательное учреждение хочет иметь в своем распоряжении.
Поскольку благотворительные взносы юридических и физических лиц, составляющие часть внебюджетных средств образовательного учреждения не поддаются планированию, то планирование объема внебюджетных средств напрямую зависит от планирования результатов тех видов деятельности образовательного учреждения, которые обеспечивают ему получение внебюджетных средств: оказание платных дополнительных образовательных услуг и аренда помещений.
Возможность оказания различных видов дополнительных образовательных услуг во многом зависит от конъюнктуры рынка образовательных услуг, состояние дел на котором определяется рядом социально-экономических факторов. В связи со множественностью факторов, требующих учета и последующего планирования, целесообразным является решение задачи определения объема внебюджетных средств поэтапно.
Этап 1. Прогнозирование перспективного состояния рынка образовательных услуг.
Прогнозирование спроса осуществляется с помощью различных методов, которые подразделяют на:
эвристические, в которых преобладают субъективные начала:
■ социологические, которые основаны на опросах конечных покупателей, выявлении их мнений и намерений;
■ экспертные методы, предполагающие подбор и формирование групп достаточно компетентных специалистов, которые высказывают свое мнение на основе знаний, опыта, интуиции;
экономико-математические, где преобладают объективные начала:
статистические методы — моделирование, расчет коэффициента эластичности спроса, экстраполяция;
специальные методы (трендовые модели в графическом или математическом виде), которые учитывают особенности спроса на различные товары (товары длительного пользования — тестирование рынка, панельные опросы; товары единовременного пользования — метод пробных покупок, повторных покупок).
База для анализа перспективного состояния рынка образовательных услуг: материалы отчетов МБОУ о внебюджетной деятельности и результаты опросов родителей или других законных представителей обучающихся.
Выявление потребностей потребителей определяет успешность введения дополнительных образовательных услуг. Главное в этом случае не столько создание образовательной продукции, сколько ее продажа платежеспособным заказчикам. Выявить социальный запрос, объем и довести до конкретного покупателя - важная задача этого этапа.
Современного потребителя можно разделить условно на три группы:
- имеющие ярко выраженный заказ на образовательные услуги;
- имеющие потребности, но не сформировавшие свой заказ системе образования по тем или иным причинам;
- индифферентные.
Удовлетворить первых, помочь сформировать заказ вторым и развить потребность в образовательных услугах третьим это и есть маркетинг образовательных услуг.
Этап 2. Уточнение номенклатуры дополнительных образовательных услуг образовательного учреждения.
Для наиболее точного определения номенклатуры дополнительных образовательных услуг следует
1. Определить максимально возможное количество разноплановых дополнительных образовательных услуг, которые востребованы рынком образовательных услуг на текущий момент;
например,
■ обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов);
■ тестирование школьников;
■ обучение на курсах по отдельным дисциплинам;
■ переподготовка и повышение квалификации;
■ дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, коллективы и др.;
2. Провести анализ ресурсной базы; определить имеющиеся
■ кадровые,
■ материально-технические,
■ временные ресурсы.
При необходимости наметить план их приобретения, который может предусматривать такие мероприятия как ввод в эксплуатацию новых помещений образовательного учреждения, проведение оптимизации времени использования имеющихся помещений, приглашение специалистов, переподготовку или повышение квалификации собственных специалистов.
Приобретение необходимых ресурсов является важным этапом, поскольку наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания. Помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями.
Наличие достаточного количества преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг.
3. Ограничить рассматриваемое множество дополнительных образовательных услуг применительно к возможностям образовательного учреждения.
Этап 3. Ценообразование
предполагает
■ определение базовой цены, т.е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов;
■ определение цены с учетом вышеуказанных компонентов, скидок, наценок.
■ Могут применяться следующие основные методы расчета базовой цены, которые можно использовать изолированно или в различных комбинациях друг с другом: метод полных издержек, или метод «Издержки плюс» (Full Cost Pricing, Target Pricing, Cost Plus Pricing), метод маржинальных издержек (Direct Costing System), метод рентабельности инвестиций (Return on Investment Pricing), метод маркетинговых оценок (Pricing based on Market Considerations). [4]
Второе направление планирования объема внебюджетных средств связано с предоставлением ресурсов образовательного учреждения (помещений, оборудования, земельных участков) в аренду.
Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Сдача в аренду государственным или муниципальным образовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется с согласия совета образовательного учреждения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе (на основании справки о ценах (ставках арендной платы) на аналогичное имущество в данной местности). Только после этого можно приступать к оформлению арендного договора.
Средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Таким образом, основными условиями сдачи имущества в аренду являются следующие:
- имущество должно быть оформлено как находящееся в оперативном управлении (или собственности) образовательного учреждения, а земельные участки отведены образовательным учреждениям в установленном порядке с выдачей соответствующих документов. В уставе должна быть запись о возможности сдачи имущества и земельных участков в аренду или пользование;
- сдача имущества в аренду не должна ухудшать условия осуществления образовательного процесса, в первую очередь для учащихся;
- ставки арендной платы должны быть максимально возможными для подобных объектов на данной территории.
В соответствии с процессным подходом в менеджменте вслед за планированием необходимо осуществлять организацию деятельности по привлечению запланированного объема внебюджетных средств.
Деятельность по привлечению запланированного объема внебюджетных средств начинается с изменений в уставе образовательного учреждения. В нем необходимо отразить все предполагаемые источники поступления финансовых и иных ресурсов, виды деятельности, помимо основной, и уточнить компетенцию образовательного учреждения, а также его руководителя по использованию поступивших внебюджетных средств и формированию за их счет собственности. Иначе говоря, привлечение внебюджетных средств должно являться уставной деятельностью.
После внесения изменений в Устав общеобразовательная организация может определять помещения, которые могут быть сданы в аренду без помехи для учебного процесса и осуществлять поиск арендаторов. Далее следует заключение договоров и собственно получение дохода.
Также образовательное учреждение имеет право предоставить возможность оказания платных образовательных услуг сторонними организациями или физическими лицами, для этого необходимо заключить с ними договор аренды и проверить наличие (для физических лиц, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность):
■ свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя;
■ для юридических лиц:
■ свидетельства о регистрации;
■ лицензии на оказываемый вид деятельности.
Что касается введения платных дополнительных образовательных услуг, то поскольку устав образовательного учреждения утверждается Учредителем, то, следовательно, образовательное учреждение должно иметь разрешение последнего на оказание платных услуг. Все виды платных образовательных услуг образовательного учреждения должны быть указаны в уставе этого
учреждения в полном объеме. В случае, если необходимо дополнить этот перечень, разрабатывается дополнение к уставу.
Таким образом, образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги если:
1) оно имеет государственную лицензию на соответствующий вид образовательной деятельности;
2) уставом образовательного учреждения, такая деятельность предусмотрена и определены виды данной деятельности;
3) уставом образовательного учреждения подтверждается непредпринимательский характер данной деятельности (не имеет цели получения прибыли);
4) образовательное учреждение разработало и утвердило «Положение о платных дополнительных образовательных и иных услугах».
На этапе учреждения деятельности по привлечению запланированного объема внебюджетных средств, определившись с формами и видами внебюджетной деятельности, необходимо определить кто конкретно, по какой методике, учебной программе, в какое время создает образовательные услуги.
Организация предоставления платной дополнительной образовательной услуги осуществляется в соответствии учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий,
также разрабатываемыми, утверждаемыми и реализуемыми самостоятельно образовательным учреждением.
Для учреждения дополнительных платных образовательных услуг образовательное учреждение самостоятельно устанавливает:
• штатное расписание и заработную плату работников;
• разрабатывает и утверждает образовательную программу и учебный план;
• составляет расписание занятий;
• определяет место занятий.
Следующий этап учреждения деятельности по привлечению запланированного объема внебюджетных средств - проведение рекламных мероприятий, например, оповещение обучающихся в ходе классных часов и родителей на родительских собраниях об имеющихся дополнительных образовательных услугах, проведение дней открытых дверей для обучающихся других школ, выпуск рекламных буклетов о школе, размещение информации о дополнительных образовательных услугах на сайте и пр. Школы сегодня стараются показать свои возможности в области предоставления образовательных услуг: проводят массовые спортивные праздники, открытые уроки, родительские конференции. Проведение данных мероприятий дает возможность привлечь запланированный объем
Рис. 1. Модель управления внебюджетными средствами образовательной организации.
внебюджетных средств.
Важным этапом обеспечения привлечения запланированного объема средств является мотивация педагогических кадров, оказывающих образовательные услуги. Для повышения мотивации педагогов предлагаются различные меры, которые можно классифицировать в соответствии с тремя основными направлениями: удовлетворение материальных и социальных потребностей педагогов, а также их стремления к личностному росту и самоактуализации.
С целью удовлетворения материальных потребностей сотрудников образовательное учреждение определяет:
■ объем стимулирующих выплат;
■ порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.
Такой подход предполагает:
■ снятие жесткой зависимости между размером зарплаты и количеством уроков, преподаваемых учителем;
■ введение внеурочной (внеклассной, воспитательной, методической и др.) деятельности в объем оплачиваемой работы учителя, в пределах должностного оклада;
■ введение новой схемы нормирования труда учителя, учитывающей все виды выполняемой им работы;
■ установление верхнего предела учебной нагрузки (урочной части педагогической работы) учителя. [15]
Ключевые признаки новой системы оплаты труда учителей характеризуются:
■ наличием механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда;
■ повышением стимулирующих функций оплаты труда, ростом объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда;
■ нацеленностью на реальный рост заработной платы учителя;
■ наличием механизмов нормирования и учета в базовой части оплаты труда всех видов работы учителя - как урочной нагрузки, так и внеурочной работы, предусмотренной должностными обязанностями;
■ зависимостью оплаты труда в базовой части от числа обучаемых;
■ введением участия органов государственно-общественного управления школ в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. [6]
Однако помимо материальной мотивации, образовательные учреждения должны применять различные виды поощрений:
■ устная похвала (в личной беседе или на педагогическом совете);
■ награждение похвальными листами и грамотами;
■ объявление благодарности;
■ предоставление отгула и пр.
Заключительный этап управления - осуществление контроля достигаемых результатов, анализ их соответствия запланированным. В нашем случае необходимо ответить на главный вопрос: удалось ли привлечь запланированное количество внебюджетных средств. А также в случае необходимости определить причины недостаточного привлечения внебюджетных средств или, напротив, большего, чем ожидалось, их объема.
Основными критериями эффективности управления внебюджетной деятельностью являются:
- способность образовательного учреждения оказать запрашиваемые потребителями образовательные услуги;
- степень уникальности учреждения, характеризующая наличием образовательных услуг, оказываемых только данным образовательным учреждением;
- достаточность материальной базы образовательного учреждения;
- удовлетворенность педагогических работников образовательного учреждения.
Проведенная апробация модели управления внебюджетными средствами в МБОУ «Кубинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации И.В. Ткаченко» показала, что последовательное осуществление таких действий как
- планирование объема, источников и статей расходования привлекаемых внебюджетных средств,
- организация привлечения внебюджетных средств,
- рациональное использование внебюджетных средств для мотивирования педагогических работников и улучшения материально-технической базы общеобразовательной учреждения;
- контроль достигаемых результатов, анализ их соответствия запланированным;
позволяет образовательному учреждению
- в полном объеме оказывать запрашиваемые потребителями образовательные услуги,
- обеспечивать уникальность учреждения,
- поддерживать и улучшать материальную базу образовательного учреждения,
- повышать удовлетворенность педагогических работников образовательного учреждения.
Литература:
1. Абанкина И.В. Внедрение новых моделей финансирования: ищем оптимальные формы // Журнал руководителя управления образованием. - 2009 г. - №1. - С.30-34.
2. Абанкина И.В. От финансирования учреждений - к финансированию образовательных услуг. // Школа управления образовательным учреждением. - 2011 г. - № 5. - С.6-10.
3. Арутюнова А.Е., Ермоленко А.А. Рыночные инструменты развития сферы образовательных услуг: монография. Негос. частное образовательное учреждение высш. проф. образования Южный ин-т менеджмента. Краснодар, 2010 - 124 с.
4. Гаврилова А.Н. Методы ценообразования и ценовая политика предприятия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elitarium. ru/2007/08/06/metody_cenoobrazovanija.html
5. Ерина Т.М. Системно-проектный подход к модернизации образования в условиях его профилизации: монография. - М.: МГАУ, 2011 - 243 с.
6. Загривная, Т. А. Управление современной школой: научно-методическое сопровождение реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / Т.А. Загривная, З.Г. Найденова; Ленинградский обл. ин-т развития образования, СПб: ЛОИРО, 2011 - 103 с.
7. Лизинский В.М. Модернизация школы, или новая школа. Библиотека администрации школы. Управление современной школой. - М., 2011. - 160 с.
8. Опальская А.Л., Опальский А.Ю. Предпринимательская деятельность бюджетного учреждения: учет и налогообложение. // Налоговый вестник. - 2010 г. - № 5.
9. Пашкус Н.А., Линьков А.Я, Бакшина Г.В. Оценка влияния уровня бюджетного финансирования на эффективность высшего образования / Коллективная монография / Под ред. М.А. Скляра. - СПБ, 2006. - 253 с.
10. Привезенцев В. Внебюджетные источники финансирования образования и формирование социальной ответственности бизнеса / Образовательное право. - 2007. -№37. - С.11-20.
11. Семенова Н.Н. Учетно-аналитическое обеспечение управления внебюджетной деятельностью бюджетной образовательной учреждения: монография. - Йошкар-Ола, 2009 - 164 с.
12. Сильвестрова Т. Критерии оценки эффективности использования бюджетных средств при современной модели управления бюджетными ресурсами // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. - 2012. - №6. - С.34-35.
13. Система образования в условиях модернизации современного российского общества: проблемы социальной многомерности / А.Л. Маршак, И.М. Кувакова, Г.А. Соседов. - Москва, 2010 - 287 с.
14. Теория и практика управления некоммерческими образовательными учреждениями [монография] / Н.В. Сироткина, А.А. Черникова, С.А. Борисова. Воронеж, 2011 - 190 с.
15. Управление финансово-экономической деятельностью образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / Т.Н. Райских, М.Е. Блок. Гл. упр. образования и молодежной политики Алтайского края. Алтайский краевой ин-т повышения квалификации работников образования. Барнаул: КГБОУ АКИПКРО, 2013. - С.54.
16. Учет расходов и анализ эффективности деятельности общеобразовательных учреждений [монография] / О.А. Заббарова, О.Г. Башарова; Федеральное агентство по образованию. Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Ульяновский гос. ун-т» Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2010 - 193 с.
УДК 656.61.003: 656.62.003
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО РЕЕСТРА СУДОВ
Минеев В.И., д.э.н., профессор, президент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУВО «ВГУВТ»), тел.: +7 (831) 419-79-51,
e-mail: mineyev@vgavt-nn.ru, г. Нижний Новгород Крайнева В.В., к.э.н., доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и финансов ФГБОУ ВО «ВГУВТ», тел. +7 (903) 055-1475, e-mail: kvv-nnov@mail.ru, г. Нижний Новгород Шишкина М.А., аспирантка кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «ВГУВТ», тел.: +7 (831)419-34-48, e-mail: economcaf@vgavt-nn.ru, г. Нижний Новгород
Статья посвящена оценке эффективности функционирования Российского международного реестра судов (РМРС) за период с 01.01.2010 г. по 30.06.2014 г.
С созданием РМРС судовладельцы получили значительные льготы для судов, зарегистрированных в РМРС. В результате использования организациями отрасли налоговых льгот и преференций, а так же с учетом мультипликативных эффектов вследствие роста судостроительной отрасли и других сопряженных отраслей, был обеспечен прирост налоговых доходов бюджета.Эффективность функционирования РМРС оценивается на основе двух составляющих: прямой эффект - влияние функционирования РМРС в рамках отрасли по данным судоходных компаний; косвенный эффект - влияние функционирования РМРС на деятельность сопряженных отраслей экономики.
Ключевые слова: Российский международный реестр судов, мультипликативная бюджетная эффективность, налоговые льготы и преференции.
ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE RUSSIAN INTERNATIONAL SHIP
REGISTRY
Mineev V., Doctor of Economics, Professor, President of the Federal state budgetary educational institution of higher education «Volga state
University of water transport» (FGBOU VO «VGUVT»), tel.: +7 (831) 419-79-51, e-mail: mineyev@vgavt-nn.ru, Nizhny Novgorod Krainova V., candidate of economic sciences, associate Professor of the Accounting, Analysis and Finance chair, FGBOU VO «VGUVT», tel.:
+7 (903) 055-14-75, e-mail: kvv-nnov@mail.ru,Nizhny Novgorod Shishkina M., the post-graduate student of the Economics and management chair, FGBOU VO «VGUVT"», tel.: +7 (831)419-34-48,
e-mail: economcaf@vgavt-nn.ru, Nizhny Novgorod
The article is devoted to the estimation of the multiplicative budgetary efficiency of functioning of the Russian international register of ships (RMRS) for the period from 01.01.2010 till 30.06.2014.
With the creation of RMRS shipowners received significant benefits for vessels registered in RMRS. As a result of industry organizations tax preferences, as well as taking into account the multiplier effect due to the growth of the shipbuilding industry and other related industries, was provided by increase in tax revenues. The efficiency of the RMRS estimated on the basis of two components: the direct effect - the effect of the operation of RMRS within the industry according to the shipping companies; indirect effect - the effect of the operation of RMRS on activities related sectors of the economy.
Keywords: Russian International Ship Register, multiplicative budget efficiency, tax incentives and preferences.
В декабре 2005 года в РФ создан Российский международный реестр судов (РМРС). Целью его создания является повышениеэффективности функционирования внешнеторговых перевозок, включая защиту внешней торговли,обеспечение экономической безопасности экспортно-импортных операций, «оживление» связанных с судоходством отраслей экономики [4,10].
Для судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в РМРС, предусматриваются значительные льготы и преференции в соответствии с законами:
- Федеральный закон от 20.12.2005 г. N 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов» (закон 168-ФЗ)[1];
- Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 305-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» (закон 305-ФЗ)[2].
Законами были введеныльготы для судов, зарегистрированных в РМРС, и дополнительные льготы для судов, построенных на российских верфях начиная с 2010 года[3].
Исследования за период с 01.01.2010 г. по 30.06.2014 г.показали, что налоговые льготы и преференций, направленные на стимулирование российских судовладельцев к обновлению флота, способствовали размещению заказов на строительство новых судов на российских верфях, регистрируемых по завершении постройки в РМРС, а также на создание условий для инновационного развития отечественного судостроения.
Абсолютный показатель бюджетной эффективности( бэф) рассчитывается по формуле:
Пбэф = У нПприр -у НЛ (1)
где:
V НП —
¿-I пр«р прирост налоговых поступлений в бюджет в связи с расширением налоговой базы;
У НЛ ,
- величина выпадающих доходов бюджета и внебюджетных фондов в результате действия налоговых льгот.
Если бэф > 1, то налоговая льгота оказывает положительное влияние на бюджетную эффективность при формировании доходной
части бюджета; если бэф < 1 - отрицательное влияние. Для расчёта эффекта функционирования РМРС, за основу принятопонятие синергизма, означающее возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта. Успех функционирования реестра основан именно на синергизме.
При этом мультипликативную бюджетную эффективность функционирования РМРС предлагается оценивать на основе двух составляющих:
1. прямой эффект - влияние функционирования РМРС в рамках отрасли по данным судоходных компаний;
2. косвенный эффект - влияние функционирования РМРС на деятельность сопряженных отраслей экономики.
Структура налоговых льгот в рамках законов 168-ФЗ и 305-ФЗ представлена на рисунке 1.