Научная статья на тему '8. 4. К вопросу Об истории развития института приносящей доход деятельности федеральных образовательных учреждений профессионального образования'

8. 4. К вопросу Об истории развития института приносящей доход деятельности федеральных образовательных учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕБЮДЖЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОХОД / EXTRA-BUDGETARY ACTIVITIES / PROFIT-MAKING ACTIVITIES / SPECIAL FUNDS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трачук Оксана Витальевна

Автор обращается к истории появления и развития внебюджетной деятельности образовательных учреждений профессионального образования, анализирует правовые нормы, регулирующие такую деятельность. При этом отмечает, что до принятия Закона «Об образовании» законодательство четко не разграничивало понятия «средства от предпринимательской деятельности» и «средства от приносящей доход деятельности», а определяло их как специальные средства, а позже внебюджетные средства. Рассматриваются отдельные виды внебюджетной деятельности разных исторических периодов, а также соотношение их в современном законодательстве об образовании на основании не только нормативных правовых актов, а также учредительных документов образовательных учреждений различных исторических периодов. Автором сделан вывод о том, что средства от приносящей доход деятельности образовательных учреждений как и ранее имели существенное значения, а также отдельные их виды отражены в законодательстве. В свою очередь, автор отмечает, что законодательство советского периода, впрочем, как и современное законодательство, не учитывало тип и профиль образовательного учреждения при осуществлении внебюджетной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трачук Оксана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF PROFIT-MAKING ACTIVITIES EXECUTED BY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION

The author refers to the history of appearance and development of extra-budgetary activities of educational institutions of professional education, analyzes legal provisions regulating such activities. She points out in this connection that prior to adoption of the Law «On education» legislation did not differentiate clearly the notions of «funds resulting from business activities» and «funds resulting from profitmaking activities», but defined them as special funds, and later on defined them as extra-budgetary funds. Some types of extra-budgetary activities, as well as the interrelationship thereof in modern legislation on education based not only on regulatory legal acts, but also on instruments of incorporation of educational institution are considered for various phases of history. The author has drawn a conclusion that funds obtained from profit-making activities of educational institutions are essential as before, as well as some of their types represented in legislation. It is pointed out by the author in its turn that legislation of the Soviet period, as well as modern legislation ignore the type and profile of educational institutions engaged in extra-budgetary activities.

Текст научной работы на тему «8. 4. К вопросу Об истории развития института приносящей доход деятельности федеральных образовательных учреждений профессионального образования»

8.4. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Трачук Оксана Витальевна, преподаватель кафедры Управления Красногорского филиала Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации

Контакты автора: tracuc@mail.ru

Аннотация. Автор обращается к истории появления и развития внебюджетной деятельности образовательных учреждений профессионального образования, анализирует правовые нормы, регулирующие такую деятельность. При этом отмечает, что до принятия Закона «Об образовании» законодательство четко не разграничивало понятия «средства от предпринимательской деятельности» и «средства от приносящей доход деятельности», а определяло их как специальные средства, а позже - внебюджетные средства. Рассматриваются отдельные виды внебюджетной деятельности разных исторических периодов, а также соотношение их в современном законодательстве об образовании на основании не только нормативных правовых актов, а также учредительных документов образовательных учреждений различных исторических периодов. Автором сделан вывод о том, что средства от приносящей доход деятельности образовательных учреждений как и ранее имели существенное значения, а также отдельные их виды отражены в законодательстве. В свою очередь, автор отмечает, что законодательство советского периода, впрочем, как и современное законодательство, не учитывало тип и профиль образовательного учреждения при осуществлении внебюджетной деятельности.

Ключевые слова: внебюджетная деятельность, приносящая доход деятельность, специальные средства, образовательные учреждения профессионального образования, доход

ON THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF PROFIT-MAKING ACTIVITIES EXECUTED BY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION

Trachuk Oksana Vitalyevna, a faculty member of the Management Chair of Krasnogorsk Branch of Academy of National Economy under the Government of the Russian Federation

Annotation: The author refers to the history of appearance and development of extra-budgetary activities of educational institutions of professional education, analyzes legal provisions regulating such activities. She points out in this

connection that prior to adoption of the Law «On education» legislation did not differentiate clearly the notions of «funds resulting from business activities» and «funds resulting from profit-making activities», but defined them as special funds, and later on defined them as extrabudgetary funds. Some types of extra-budgetary activities, as well as the interrelationship thereof in modern legislation on education based not only on regulatory legal acts, but also on instruments of incorporation of educational institution are considered for various phases of history. The author has drawn a conclusion that funds obtained from profit-making activities of educational institutions are essential as before, as well as some of their types represented in legislation. It is pointed out by the author in its turn that legislation of the Soviet period, as well as modern legislation ignore the type and profile of educational institutions engaged in extra-budgetary activities. Keywords: extra-budgetary activities, profit-making activities, special funds, educational institutions of professional education

В связи с вступлением в силу изменений в ряд законодательных актов, регулирующих правовое положение государственных и муниципальных учреждений, а также деятельность таких учреждений в сфере образования, институт приносящей доход деятельности получает более четкое регулирование.

Определение приносящей доход деятельности отсутствует в действующем законодательстве, однако, правовой анализ норм, регулирующих такую деятельность, позволяет сформулировать следующие определение, относительно деятельности федеральных образовательных учреждений профессионального образования: приносящая доход - это любая осуществляемая на основании генерального соглашения деятельность федерального образовательного учреждения, предусмотренная уставом образовательного учреждения, направленная на получение доходов, независимо от результатов такой деятельности.

Обратимся к истории возникновения института приносящей доход деятельности, на примере образовательных учреждений.

Напомним, что статьей 47 Закона Российской Федерации от 10.07.2010 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон «Об образовании») образовательные учреждения профессионального образования наделены правом на осуществление внебюджетной деятельности, одним из видов которой является приносящая доход деятельность [1].

Однако и до принятия Закона «Об образовании» образовательные учреждения не только финансировались из государственного бюджета, но и также весьма успешно осуществляли внебюджетную деятельность. В подтверждение сказанного, обратимся к истории появления и развития внебюджетной деятельности образовательных учреждений, при этом проанализировав, какие правовые нормы, регулирующие такую деятельность, нашли отражение в современном законодательстве об образовании.

Необходимо отметить, что в целом к внебюджетным средствам образовательных учреждений относятся средства полученные ими от доходов от оказания платных образовательных услуг, от сдачи в аренду имущества, от предпринимательской деятельности, а также средства от иной приносящей доход деятельности. До принятия Закона «Об образовании» законодательство четко не разграничивало понятия «средства от предпринимательской деятельности» и «средства

от приносящей доход деятельности», а определяло их как специальные средства, а позже - внебюджетные средства.

Содержание университетов1 осуществлялось за счет средств государственного казначейства, поскольку другие источники доходов не приносили существенный доход. Так, в 1880 году на поступления из государственного казначейства приходилось 76,6 % средств на содержание университетов, плата за обучение составила 6,1 %, по процентам с капиталов поступило 4,1 %, благотворительные взносы и иные источники обеспечивали поступление оставшихся 13,3 % [2].

Если обратиться к Уставу Горного кадетского корпуса 1804 года, то в нем содержались такие понятия как «доходы всякого рода» и «деньги особой степени». В последствие на базе данного образовательного учреждения было создано Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт- Петербургский горный институт». При этом устав образовательного учреждения содержал указание на то, что «деньги особой степени поступают в распоряжение образовательного учреждения за проведение опытов и открытий в горной науке» [3]. Получение средств от такой деятельности объясняется, прежде всего, спецификой существовавшего на тот исторический период вышеуказанного образовательного учреждения. Вместе с тем, следует заметить, что и сейчас существуют такие виды внебюджетных доходов, получаемых образовательными учреждениями, как доходы от научной деятельности. Таким образом, из указанного выше уставного документа образовательного учреждения видно, что доходы от проведения опытов и открытий в горной науке относились к «доходам всякого рода», а не к средствам государственного бюджета. При этом проведение опытов и открытий в горной науке по своей сути являлось научной деятельностью. Проведение опытов, как и другие виды деятельности2, нашли отражение в современном зако-

1 Следует отметить, что первые университеты возникли в XII-XIII веках, причем само слово «университет» не означало в то время всеобщность получения знаний, а отражало представление о корпорации преподавателей и студентов. Старейшим университетом Средневековья является университет в Болонье, известный как центр подготовки юристов-цивилистов. В 1158 году Болонский университет получил свои привилегии и защиту от германского императора Фридриха I. Впервые идея об устройстве в России высших учебных заведений возникла при Петре I в 1713 - 1720 гг. В 1724 году был утвержден доклад Блументроста об основании университета при Академии наук в Петербурге. Университет был государственным заведением, создан был для обеспечения державных целей и поддерживался державными же методами. Однако Российская империя не могла полностью обеспечить университет кадрами и материальной базой. Как отмечает М.Н. Суровцева, «в отличие от западноевропейского эволюционного пути становления вузов, в России высшее образование насаждалось сверху. Общество оказалось не подготовленным к этим преобразованиям». Однако, хотя Петр I формально и полагал, что университет «автономен», академическая автономия в Академическом университете отсутствовала и на практике он был подчинен канцелярии Академии // Леснова Ю.Г. Правовое положение учреждений по Российскому законодательству. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Самара, 2004, с. 19.; Берман Г. Дж. Западная традиция права: Эпоха формирования. - М.,1994.-с.127-128.; Леснова Ю.Г. Правовое положение учреждений по Российскому законодательству. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Самара, 2004, с. 20.; Суровцева М.Н. Государственный вуз как юридическое лицо Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Томск, 2004. С. 12.

2 В частности, основываясь на исторический документах Государственное образовательное учреждение высшего профессио-

нального образования Санкт- Петербургский государственный технологический университет институт (технический университет), с момента его создания осуществляло приносящею доход

нодательстве о высшем профессиональном образовании3.

Таким образом, мы видим, что учебные заведения рассмотренного периода имели внебюджетные источники существования, которые определялись как специальные средства института. Легализованное же определение содержания термина «специальные средства» было дано в Постановлении СНК СССР от 13 декабря 1930 г. «О специальных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете». Специальными средствами были названы суммы, образующиеся из тех доходов учреждений, состоящих на государственном бюджете, которые на основании особых постановлений законодательных органов могут расходоваться учреждениями на специальные цели без проведения их по доходной и расходной части единого государственного бюджета СССР. К специальным средствам были отнесены, например, доходы, получаемые учреждениями, состоящими на государственном бюджете, от сдачи в наем находящихся в их ведении заведений и помещений или от их «эксплуатации иным способом». Эти доходы предназначались для покрытия расходов по содержанию и ремонту зданий и помещений [4].

Вместе с тем, учреждения, состоящие на республиканском бюджете РСФСР, бюджете автономных республик и местных бюджетах, регулировались постановлениями правительства, например, Постановлением СНК РСФСР «О специальных средствах учреждений, состоящих на республиканском бюджете РСФСР, бюджете автономных республик и местных бюджетах» от 9 июля 1944 г. № 536 , а также другими нормативными документами, например, Инструкцией НКП и НКФ РСФСР об обеспечении начальной, непол-

деятельность. Так, винокурня института также осуществляла производство спирта и продавала его. В деле о добытом спирте при обучении воспитанников Института винокурению отмечено, что изготовляли спирт разного градуса, в 1858 г. было 9 ведер 5 кружек 67 градусов (сред.) по спидометру Гесса. Спирт поступал приставу винного магазина литейного городка и покупался по 79 % копеек за ведро. Приводятся следующие данные: 1856 - 19 ведер на 25 рублей 80 % к.; 1857 - 15 ведер на 29 рублей 44 копейки; 1858 - 9 ведер 5 кружек на 11 рублей 92 % копейки; 10.07.1859 - 8 ведер по 104 градуса на 12 рублей 29 копеек серебром. В 1878 г. средства института были увеличены, предоставлением в его распоряжение сумм, получавшихся в уплату за слушание лекций. Эти суммы не были велики, потому что комплект слушателей был установлен в 500 человек, но из них 200 было бесплатных. Кроме того, были представлены в распоряжения института суммы, выручаемые за изделия мастерских. До этого времени все эти суммы поступали в доход казны, а потом, в следующий сметный период, перечислялись в доход института. С 1887 г. плата за обучение составляла 50 рублей во всех курсах и поступала в специальные средства института. В 1905 г. материальное положение института было улучшено предоставлением права зачислять непосредственно в свои специальные средства все получаемы институтом суммы, как например, плата за обучение, суммы, поступающие от продажи изделий и т.п. Это право было предоставлено как институту, так и всем другим высшим техническим учебным заведениям всех ведомств, 28 февраля 1905 года. Оно значительно облегчало для них порядок пользования специальными средствами // См. Санкт- Петербургский государственный технологический университет институт (технический университет). 1828 - 1998. СПБ.: Изд-во СПбГтМ (ТУ), 1998. 366 с.: Ил.

3 Отметим, что согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке // СЗ рФ от 26 августа 1996 г. № 35 ст. 4135.

ной средней и средней школы твердым бюджетом и о предоставлении прав распорядителей кредиторов директорам и заведующим школами [5]. Перечень видов специальных средств бюджетных учреждений и направления их расходования были строго регламентированы. Например, для бюджетных учреждений, состоящих на республиканском бюджете РСФСР, были разрешены 10 видов источников специальных средств. По каждому отдельному виду назначения этих средств имелось следующее соотношение источников специальных средств и их назначение: арендная плата и квартирная плата и другие доходы от принадлежащих учреждениям зданий и общежитий, а также поступления от субарендаторов за объединенное хозяйственное обслуживание (вешалка, телефон и пр.) использовалось на содержание, оборудование и ремонт зданий, сооружений и общежитий, а также на покрытия расходов по объединенному хозяйственному обслуживанию; доходы от эксплуатации транспорта - на содержание, ремонт и пополнение транспорта; входная плата в музей и на выставки - на покрытие расходов по организации, содержанию и пополнение музеев и выставок экспонатами; поступления от продажи репродукций научных и художественных произведений, а также копий с архивных документов - на расходы, связанные с репродукцией произведений, а также на содержание и пополнение музеев экспонатами; доходы от лекций, платных вечеров, спектаклей, концертов и т.п. - на цели, установленные на организацию лекций, платных вечеров, спектаклей, концертов и т.п.; поступления от клиентуры библиотек абонементной платы, а также сумм в возмещение порчи и утери книг - наполнение книжных фондов; плата за обучение в детских, музыкальных и художественных школах и плата за обучение на курсах по подготовке отдельных видов специалистов - на содержание этих школ и курсов; доходы от лабораторий, кабинетов, научноисследовательских и опытных учреждений, а также от издания научных трудов и от утилиз0ации подопытных животных - на содержание и оборудование научноисследовательских и опытных учреждений лабораторий, кабинетов; доходы от производственной деятельности учебно-вспомогательных и подсобных предприятий и хозяйств, не пользующихся правами юридических лиц, а также часть подсобных предприятий, пользующихся правами юридических лиц - на организацию, текущее содержание и расширение этих предприятий, а также на хозяйственные и операционных потребности учреждений, при которых они состоят; средства хозяйственных и других организаций, поступающие по договорам на выполнение специальных работ (научно-исследовательских, подготовка кадров и т.п.) - на работы, связанные с выполнением специальных договоров [6].

В отличие от ранее действовавшего нормативного правового акта в настоящее время существует специальный документ, содержащий исчерпывающий перечень видов внебюджетной деятельности, хотя Закон «Об образовании» и не содержит закрытого перечня разрешенных видов внебюджетной деятельности. Этот документ - генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям и разрешения на открытие лицевого счета по учету средств полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных ор-

ганах Федерального казначейства (пункт 2 Приказа Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» (далее по тексту также генеральное разрешение) [7]. При этом следует учитывать, что такие источники специальных средств, как, во-первых, средства хозяйственных и других организаций, поступающие по договорам научноисследовательских работ, во-вторых, предоставления высшим учебным заведением в аренду помещения другим предприятиям, организациям, учреждениям были законодательно закреплены в следующих нормативных документах того времени. В частности, в таких нормативных актах, как постановление Совета Министров СССР от 21 марта 1961 г. № 251 «Об утверждении положения о высших учебных заведениях СССР» [8], постановление Совета Министров СССР от 5 ноября 1964 г. № 912 [9]. Указанные выше постановления впоследствии были признаны утратившими силу постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1969 г. № 64 [10] которым было утверждено Положение о высших учебных заведениях (далее - Положение). Так, согласно пункту 65 раздела X, регламентирующего имущества и средства высшего учебного заведения, Положения одним из видов средств учебного заведения являлись средства, получаемые на выполнение хоздоговорных научно-исследовательских работ. Пункт 67 этого же раздела Положения закреплял: «67.Высшие учебное заведение может сдавать в аренду другим предприятиям, организациям, учреждениям по действующим в данной местности ставкам арендной платы закрепленные за ним и временно не используемые здания и сооружения, производственные, складские и иные помещения, а также сдавать в аренду временно не используемые оборудования и транспортные средства». Аналогичные нормы закреплены в пунктах и в пунктах 52, 54 раздела X, имеющего наименование: «Имущество и средства высшего учебного заведения» Инструктивного письма Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 23 июня 1969 г. № И-29. Что же касается научно- исследовательских работ необходимо указать, что существовало ранее Положение о научноисследовательской деятельности высших учебных заведений, утвержденным постановлением СНК СССР от 18 февраля 1944 г. № ст. 51 [11] и данный источник поступления специальных средств имел важное значение. Например, предусматривалось, что возможность направления директором высшего учебного заведения экономии средств, полученных после исполнения плана научно-исследовательских работ, на укрепление материальной базы высшего учебного заведения. При этом необходимо было выполнять следующее условие, а именно использование средств являлось выполнением работ в полном объеме, так как неиспользованные средства в результате невыполнения научно-исследовательских работ должны были перечисляться в доход бюджета.

Другим видом внебюджетной деятельности являлась плата за обучения как источник поступления специальных средств, в отличие от научноисследовательских работ, которые были важным источником поступления специальных средств, не приносила существенного дохода. Платное обучение существовало в дореволюционной России, как уже отмечалось, и ранее, по состоянию на 1912 г. средства от платы за обучения и содержания в интернате состав-

ляли 7 960 259 руб., при этом общая сумма всех доходов составляла 32 548 690,00 руб. Платное обучение было отменено после 1917 г., однако, в 30-е гг. XX в. допускались расчеты между учреждениями, предприятиями и организациями за подготовку кадров в высших и средних профессионально-технических учебных заведениях, содержащихся за внебюджетные средства (средства отраслей), то есть функционирующих на принципах хозяйственного расчета [12]. Согласно постановлению СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий» от 2 октября 1940 г. № 1860 была введена плата за обучение. Так согласно данному постановлению для учащихся VNI-X классов средних школ, техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и медицинских школ и других специальных средних учебных заведений: в школах Москвы и Ленинграда оплата составляла 200 руб. в год, во всех остальных городах, а также в селах -150 руб. в год; за обучение высших учебных заведениях СССР: находящиеся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик - 400 руб. в год, находящиеся в других городах - 300 руб. в год, в художественных, театральных и музыкальных - 500 руб. в год [13].

В дальнейшем, постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1948 г. № 1729 (и соответствующим Инструктивным письмом Минфина СССР от 21 июля 1948 г. № 3888) с 1 сентября 1948 г. была введена плата за обучение на подготовительных курсах и отделениях при высших и средних специальных учебных заведениях. Доходы от таких средств направлялись на содержание подготовительных курсов и отделений, в том числе на оплату труда преподавателей [14].

Помимо платы за обучение в сфере профессионального образования как специального средства, существовало и изготовление продукции с последующей ее реализацией. При этом, если использовать терминологию современного образовательного законодательства, указанная выше продукция изготавливалась структурными подразделениями института (мастерскими, винокурней). В подтверждение этого следует указать на то, что Мануфактура Воспитательного дома с 1801 г. по 1803 г. имела оборот более 1 168 тыс. руб. и прибыль более 252 тыс. руб., обеспечивая занятость 1 178 чиновников, мастеровых, воспитанников. Воспитательному дому с 1765 г. было предоставлено право клеймления игральных карт и получения всех доходов от их продаж, на территории Российской Империи. С конца 1766 г. по 1774 г. Воспитательный дом с клеймлением карт (10 коп. с каждой колоды) получила 25 тыс. руб. дохода, хотя по расчетам должен был получать не менее 27 тыс. руб. в год. Получаемые доходы позволили создать Воспитательному дому свой капитал [15].

Следовательно, необходимо сделать вывод о том, что такие «иные средства», включая «специальные» получаемые учебными заведениями, помимо ассигнований из государственного казначейств, были существенны в Российской Империи, так же как и на сегодняшний день специальные доходы, поступающие в учебные заведения, приносили значительный доход. При этом отдельные виды нашли свое отражение и современном законодательстве об образовании, к примеру доходы от аренды, средства, поступающие от научных исследований, изготовления продукции струк-

турными подразделениями образовательных учреждений и т.д.

В начале XX в. специальные средства составили существенную часть финансовых поступлений российских университетов, а их расходование регламентировалось соответствующими сметами. Средства направлялись на содержание высших учебных заведений, выплату гонораров профессорам [16]. Оказание образовательных услуг на платной основе привело к увеличению их внебюджетных доходов. Так, если в 1999 году внебюджетные доходы образовательных учреждений в системе Минобразования России составляли 11,5 млрд. руб., то в 2005 году общая сумма внебюджетных поступлений составила уже около 45 млрд. руб. В основном, эти средства расходовались на заработную плату сотрудников, коммунальные услуги, капитальный и текущий ремонты, на приобретение расходных материалов, непроизводственного оборудования, предметов длительного пользования. При этом в 2000-2001 учебных годах уже почти половина первокурсников в российских государственных и негосударственных вузах учится за плату, в контингентах высшей школы доля платных студентов достигла 36 % [17]4.

На основании представленного исторического анализа внебюджетной деятельности образовательных учреждений профессионального образования можно сделать следующие выводы. Несмотря на то, что до момента принятия Закона «Об образовании», как комплексного нормативного правового акта в системе образования, который установил право образовательных учреждений заниматься приносящей доход деятельностью, законодательство не содержало такое понятие как приносящая доход деятельность образовательных учреждений профессионального образования, доходы от которой имели бы внебюджетный характер, однако такие доходы существовали и ранее, и впоследствии стали называться «специальными средствами образовательных учреждений». Хотя, легализованное понятие «специальные средства» и было дано лишь в 1930 г (постановление сНк СССР «О специальных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете») до 1930 года образовательные учреждения имели специальные средства, которые поступали к ним от различных видов деятельности, а именно от платной образовательной деятельности, аренды, научной деятельности, изготовления и реализации продукции и др. Такие виды деятельности нашли свое отражение и в действующем современном законодательстве об образовании, и как следствие в учредительных документах образовательных учреждений. При этом суммы, получаемые от таких видов деятельности образовательными учреждениями, также как и на сегодняшний день, имели целевой характер и обеспечивали достойное существования образовательных учреждений.

Вместе с тем, соотношение источников специальных средств и их назначение отражено и в современном

4 К примеру, в городе Томске в 1999 г. из 60 тысяч томских студентов более 20%, то есть каждый пятый студент обучался на платной основе4, а в 2001 году на платной основе обучалось свыше 40 % от общего числа студентов, обучающихся в вуз // Зыкин В. Томские вузы от кризиса к.... // Томский потенциал. Образование, наука, технологии. 1998. Выпи. 2-3. с-9-12; Кресс В.М. Новые возможности -новые преспективы. // Томский потенциал. Образование, наука, технологии. 1999. Выпи. 4. с. 5-6; Профессора Томского университета. Биографический словарь (1980-2003) / С.Ф. Фоминых, С.А. Некрылов, К.В. Петров, Л.Л. Берцун, А.В. Литвинов, К.В. Зленко. - Томск, 2003. Т. 4, ч. 1. - 534 с.- с.15.

бюджетном законодательстве, образовательные учреждения расходуют средства от приносящей доход деятельности на основании генеральных разрешений, где указаны источники формирования и направления использования, при этом перечень видов приносящей доход деятельности является закрытым. Однако многие виды приносящей доход деятельности претерпели изменения, в законодательстве. Данное преобразование очевидно, поскольку переход к рыночным отношениям отразился и на хозяйственной деятельности образовательных учреждений. Следует обратить внимание, что ранее существовал нормативный документ, предусматривающий исчерпывающий перечь видов внебюджетной деятельности для образовательных учреждений, состоящих на республиканском бюджете РСФСР, в связи с чем образовательные учреждения того времени могли осуществлять лишь вид данной деятельности, указанной в законе. При этом законодательство советского периода, впрочем как и современное законодательство, не учитывало тип и профиль образовательного учреждения.

Список литературы:

1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

2. Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века. - М.,1950. Т.1. - с.90.

3. Архив Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский горный институт (технический институт имени Плеханова)».

4. Финансирование просвещения (Сборник законодательных материалов) / Сост. П.И. Зубок, Н.А. Поманский, Ф.А. Гальперина; Под. Ред. Я.И. Голева. - М.:Госфиниздат, 1946, -С. 200, 201.

5. Финансирование просвещения (Сборник законодательных материалов) / Сост. П.И. Зубок, Н.А. Поманский, Ф.А. Гальперина; Под. Ред. Я.И. Голева. - М.:Госфиниздат, 1946, -С. 201-205., С. 8-11.

6. Беляков С.А. Финансирование системы образования: Монография - М.:МАКС Прес.2006, - с.39.

7. Приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» // Российская газета от 8 октября 2008 г. № 210

8. Постановление Совета Министров СССР от 21 марта 1961 г. № 251 «Об утверждении положения о высших учебных заведениях СССР».

9. Постановление Совета Министров СССР от 5 ноября 1964 г. № 912 // СП СССР, 1961,№ 21, ст.133.

10. Постановление Совета Министров СССР от 22 января 1969 г. № 64 // СП. СССР, 1969,№ 4 ст. 24.

11. Финансирование просвещения (Сборник законодательных материалов) / Сост. П.И. Зубок, Н.А. Поманский, Ф.А. Гальперина; Под. Ред. Я.И. Голева. - М.:Госфиниздат, 1946, -с. 98,99.

12. Беляков С.А. Финансирование системы образования: Монография - М.:МАКС Прес.2006, - с.40.

13 Беляков С.А. Новые лекции по экономики образования. (Серия «Управление. Финансы. Образование»). - М.:МАКС Пресс, 2007, - с.236-237.

14. Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции / Под. Редакцией Л.И. Карпова, В.А. Северцева. -М.: Государственное издательство «Советская наука», 1957.

15. Монография учреждений Ведомства императрицы Марии. - СПб.,1880, - с.228,404.

16. Багалей, Д. Экономическое положение русских университетов. / Д. Бакалей. - С.-Петербург: Типография т-ва «Общественная польза», Б. Подъяческая, 39, 1914,-36 с.

17 Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под. ред. Т.Л. Клячко. - М.: ГУ ВШЭ, 2002, - с. 70.

РЕЦЕНЗИЯ

В представленной статье «К вопросу об истории развития института приносящей доход деятельности федеральных образовательных учреждений профессионального образования» соискателем кафедры гражданско-правовых дисциплин Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» О.В. Трачук проводится ретроспективный анализ института приносящей доход деятельности образовательных учреждений профессионального образования. Действительно, изучение того или иного явления невозможно без обращения к истории такого явления. Статья представляется интересной как в научном, так и в практическом плане.

В начале статьи автор дает собственное определение понятия «приносящей доход деятельности» образовательных учреждений.

Правовой институт «приносящей доход деятельности» в статье представлен как самостоятельный, наделенный определенными однородными критериями для своей характеристики.

Автором проводится сравнительный анализ правового регулирования института приносящей доход деятельности в различные периоды истории. Сделан справедливый вывод о том, что средства от приносящей доход деятельности имели существенное значение для образовательных учреждений.

Так, автор отмечает, что в отсутствие законодательного закрепления понятие «приносящей доход деятельности» до принятия Закона «Об образовании», понятие «специальные средства» как дополнительный источник финансирования в сфере профессионального образования, как и на сегодняшний день по своей сути относилось к внебюджетным средствам, то есть средствам от приносящей доход деятельности. При этом автор отмечает, что отдельные виды приносящей доход деятельности, относящиеся к «специальным средствам», такие как аренда, платные образовательные услуги, и т.д. находят свое отражение и в современном законодательстве об образовании.

Также автор обращается к истории возникновения высших учебных заведений, отмечая, что изначально содержание университетов осуществлялось за счет средств государственного казначейства, поскольку другие источники доходов не приносили существенный доход. Под другими источниками доходов были, помимо прочего, благотворительные взносы, «доходы всякого рода» и «деньги особой степени». В свою очередь, автор отмечает, что законодательство советского периода, впрочем, как и современное законодательство, не учитывало тип и профиль образовательного учреждения при осуществлении внебюджетной деятельности.

Статья отличается высоким теоретическим уровнем, в ней поднята интересная проблема, способная привлечь внимание ученых-цивилистов.

Таким образом статья О.В. Трачук «К вопросу об истории развития института приносящей доход деятельности федеральных образовательных учреждений профессионального образования» может быть рекомендована к опубликованию.

Доцент, заслуженный юрист РФ

к.ю.н. А.В. Бровкин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.