Научная статья на тему 'Основные направления внебюджетных поступлений в системе высшего профессионального образования'

Основные направления внебюджетных поступлений в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / STATE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / EXTRABUDGETARY FUNDS / QUALITY OF EDUCATION / FOR-PROFIT EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананова Оксана Геннадьевна

Анализируется деятельность государственных вузов по привлечению внебюджетных средств. Проведен анализ существующих проблем, источников, перспектив получения доходов от самостоятельной уставной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPAL DIRECTIONS OF EXTRABUDGETARY FUNDS IN HIGHER VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

The efforts of state higher educational institutions to attract extrabudgetary funds are analyzed. The analysis of the current problems, sources and prospects of income from the independent statutory activity is made.

Текст научной работы на тему «Основные направления внебюджетных поступлений в системе высшего профессионального образования»

УДК 330 (075.8)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Г. АНАНОВА

(Донской государственный технический университет)

Анализируется деятельность государственных вузов по привлечению внебюджетных средств. Проведен анализ существующих проблем, источников, перспектив получения доходов от самостоятельной уставной деятельности.

Ключевые слова: государственный вуз, внебюджетные средства, качество образования, платные образовательные услуги.

Введение. Потребности рынка труда и тяжелое материальное положение вузов стимулировали расширение платности обучения. Формирование стратегии развития предпринимательской деятельности государственных вузов в условиях недостаточного бюджетного финансирования становится одной из насущных задач современных вузов.

Направления внебюджетной деятельности вузов. Изменения последних лет в экономике РФ не могли не затронуть высшие учебные заведения. Вузы стали полноправными субъектами рыночной экономики со всеми ее атрибутами, в первую очередь, конкуренцией. В этой ситуации качество образования приобретает характер основного элемента конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

Например, проведенные в Донском государственном техническом университете исследования по выявлению факторов, влияющих на выбор абитуриентом вуза, показали, что в структуре мотивации наибольшее значение имеют следующие факторы: «хорошее качество образования» и «престижность вуза» (43% и 29% соответственно). В то же время престижность вуза складывается из мнения абитуриентов и студентов о качестве образования. Таким образом, в настоящее время качество образования становится значимым для 72% абитуриентов при выборе вуза.

Качество образования должно отвечать четко определенным потребностям, области применения или назначения, удовлетворять требования потребителей, соответствовать применяемым стандартам и техническим условиям, отвечать требованиям общества, предъявляться потребителю по конкурентоспособным ценам, являться экономически выгодным.

Для достижения этой цели вуз должен держать под контролем все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество выпускаемой продукции.

Основными видами деятельности вуза являются подготовка специалистов и выполнение научно-исследовательских работ. Заказчик, оформляя заказ, предъявляет ряд требований к выпускаемой продукции. В качестве заказчика могут выступать как физические лица - заказ на подготовку специалиста, так и юридические - заказ на научные разработки или подготовку специалиста. Руководство вуза несет ответственность перед заказчиками за исполнение заказа. Кроме этого, оно обеспечивает управление ресурсами с целью оптимального их использования: материально-техническими - зданиями, аудиториями, компьютерной и иной техникой и т. д.; людскими -профессорско-преподавательским составом, научными работниками и др.

Для повышения уровня подготовки специалистов, который должен соответствовать современным требованиям научно-технического, социально-экономического прогресса, вузы вынуждены ежегодно увеличивать свои расходы в расчете на одного обучающегося студента для со-

вершенствования всех составляющих учебного процесса, в том числе на приобретение учебнонаучного оборудования, компьютерной техники, учебной, научной литературы и т. д.

Важным источником финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений являются внебюджетные средства, т. е. доходы от самостоятельной уставной деятельности. Право на проведение такой деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно [1-3].

На сегодняшний день для образовательных учреждений существует несколько основных источников доходов:

- платная образовательная деятельность по основным и дополнительным учебным программам;

- послевузовское профессиональное образование;

- повышение квалификации и переподготовка кадров;

- международные образовательные гранты;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и оказание услуг по договорам (государственным контрактам) и грантам на проведение научно-исследовательских работ;

- иные виды платной образовательной деятельности, не запрещенные законодательством.

Кроме того, образовательному учреждению законодательно разрешено:

- ведение предпринимательской деятельности по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества;

- торговля покупными товарами, оборудованием;

- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; оказание посреднических услуг;

- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг, получение доходов (дивидендов, процентов)по ним;

- учебно-производственная деятельность мастерских, учебно-опытных участков, агростанций, хозяйств, типографий, магазинов, подразделений общественного питания и других структурных подразделений, не имеющих статуса юридического лица.

Указанный перечень может быть дополнен некоторыми дополнительными видами: возмещение Фондом социального страхования (ФСС) пособий, средств, затраченных на приобретение путевок в санатории, часть из которых должна оплачиваться за счет средств ФСС, получение средств, поступивших в виде платы за проживание в общежитиях. Возможно получение доходов от договоров на эксплуатационные, коммунальные и необходимые административно-хозяйственные услуги, заключенные в установленном порядке, а также иная приносящая доход деятельность.

Несмотря на то, что вузам разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, нынешний бюджетно-правовой статус государственных вузов не позволяет им свободно развиваться в условиях, когда ужесточается режим использования бюджетных средств: все внебюджетные доходы должны планироваться в составе бюджета и использоваться только через единую смету, лимиты бюджетных обязательств и лицевой счет в казначействе. Это вынуждает государственные вузы функционировать в неформальном режиме.

В соответствии с одобренными Правительством РФ в 2003 г. Принципами реструктуризации бюджетного сектора должны быть созданы возможности для преобразования бюджетных учреждений в организации других организационно-правовых форм (автономное учреждение, автономная некоммерческая организация) [4]. Такие организации не войдут в реестр получателей бюджетных средств, у них будут свои банковские счета, по их обязательствам государство не несет ответственность. Внебюджетные средства и собственные доходы в дополнение к бюджетному

финансированию за реально предоставляемые бюджетные услуги эти учреждения смогут оставлять у себя и распоряжаться ими по своему усмотрению (при соблюдении уставных целей).

В сложившейся ситуации с учетом разнообразия направлений и видов приносящей доход деятельности, с одной стороны, усиливается контроль со стороны государства, с другой стороны, одной из важнейших проблем остается разработка новой схемы финансирования государственных образовательных учреждений путем развития механизмов привлечения денежных средств в рамках осуществляемой государственными вузами разрешенной предпринимательской деятельности.

Но наиболее существенные расхождения в части определения правового режима денежных средств, получаемых вузами от собственной экономической деятельности, имеются между законодательством об образовании и бюджетным законодательством РФ.

Бюджетным Кодексом РФ (БК РФ) предусмотрен переход на казначейскую систему исполнения бюджетов, а также существенное изменение режима доходов, получаемых бюджетными учреждениями от приносящей доход экономической деятельности. Суть изменения статуса бюджетных учреждений сводится к обеспечению непосредственного и постоянного контроля органов исполнительной власти (на федеральном уровне - органов Федерального казначейства) формирования доходов и осуществления расходов бюджетного учреждения.

Бюджетное законодательство, в отличие от законодательства об образовании, жестко регламентирует формы распоряжения и использования имущества, поступившего в распоряжение государственного высшего учебного заведения, особенно внебюджетными средствами. В целях усиления контроля использования учреждениями средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, указанные средства в соответствии со ст. 42 БК РФ в полном объеме включены в состав неналоговых доходов бюджета и признаны дополнительным источником бюджетного финансирования учреждений, при этом никаких исключений для государственных высших учебных заведений нет.

Складывается противоречивая ситуация: с одной стороны, законодательство об образовании признает право собственности за государственными высшими учебными заведениями на денежные средства (как и на иное имущество), полученные от собственной деятельности; с другой стороны, БК РФ распространяет на них общий правовой режим, характерный для бюджетных средств. В силу ст. 42 БК РФ доходы государственного высшего учебного заведения от собственной экономической деятельности, таким образом, отражаются как доходы государственного бюджета соответствующего уровня, в то время как согласно ст. 27 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», они продолжают считаться объектами права собственности учебного заведения. Это противоречие не так легко устранить путем толкования норм [3]. В юриспруденции являются аксиомами правила: «специальная норма имеет право преимущества над общей» и «норма, содержащаяся в законе, принятом позднее, отменяет норму, содержащуюся в законе, принятом ранее». Однако в данном случае, во-первых, остается спорным, нормы какого законодательства (бюджетного или образовательного) являются специальными. Это зависит от того, какой критерий дифференциации считать основным. Во-вторых, БК РФ был принят позднее федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», но в указанный закон неоднократно вносились изменения уже после вступления БК РФ в юридическую силу.

Итак, с одной стороны, во всех перечисленных случаях существуют чрезвычайно широкие права и весомые гарантии для государственных учебных заведений, предусмотренные законодательством об образовании. С другой стороны, налицо полное отсутствие каких-либо механизмов их эффективной реализации в бюджетном законодательстве РФ. В результате многие положения законодательства об образовании оказываются недействующими, de facto отмененными, или, во

всяком случае, их действие оказывается парализованным. Некоторые нормы законодательства об образовании устарели и не вписываются в концепцию государственной бюджетной системы. Например, введение казначейской системы исполнения федерального бюджета исключает какую-либо степень самостоятельности в расходовании государственным высшим учебным заведением бюджетных средств. И в этой части положения пп. 4 и 6 ст. 28 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» должны быть приведены в соответствие с БК РФ.

Напротив, некоторые положения БК РФ, определяющие правовой режим средств, получаемых государственными вузами от собственной экономической деятельности, излишне жестко ограничивают их самостоятельность по использованию и распоряжению данными средствами, игнорируют специфику отношений, складывающихся в сфере образования. Так, в п. 3 ст. 161 БК РФ закрепляется, что в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, и иной деятельности. Согласно п. 4 ст. 254 БК РФ средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Территориальный орган Федерального казначейства обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет федерального бюджета. И лишь с этого момента бюджетное учреждение вправе распоряжаться этими средствами. Следовательно, собственные средства государственного учебного заведения, как уже отмечалось, приравниваются по режиму их использования к бюджетным средствам. Руководством Федерального казначейства признается неоправданным исключение данных внебюджетных средств из основного баланса учреждения и их включение в «отдельный», поскольку это приводит к наличию «двойной» бухгалтерии в прямом смысле слова.

Заключение. Недостаток средств, выделяемых из государственного бюджета, как количественную характеристику проблемы финансирования образования, а также недостаточно эффективное (или недостаточно обоснованное) распределение бюджетных средств между уровнями образования и образовательными учреждениями как качественную характеристику проблемы финансирования образования указывают на необходимость поиска новых направлений внебюджетных поступлений в государственные вузы. В современных условиях повышенное внимание должно быть уделено вопросам совершенствования механизма финансирования платного сектора образовательных услуг, поиска новых внебюджетных источников финансирования.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ: принят 30 ноябр. 1994 г.: ред. 05 апр. 2011 г.

2. Об образовании: федер. закон: принят 10 июл. 1992 г.: ред. 02 февр. 2011 г.

3. О высшем и послевузовском образовании: федер. закон: принят 22 авг. 1996 г.: ред. 02 февр. 2011 г.

4. Лавров A.M. Бюджетная реформа 2001-2008 годов: от управления затратами к управлению результатами / A.M. Лавров // Бюджет. - 2005. - № 10. - С. 4-9.

Материал поступил в редакцию 07.07.11.

References

1. Grazhdanskij kodeks RF: prinyat 30 noyabr. 1994 g.: red. 05 apr. 2011 g. - In Russian.

2. Ob obrazovanii: feder. zakon: prinyat 10 iyul. 1992 g.: red. 02 fevr. 2011 g. - In Russian.

3. O vy'sshem i poslevuzovskom obrazovanii: feder. zakon: prinyat 22 avg. 1996 g.: red. 02 fevr. 2011 g. - In Russian.

4. Lavrov A.M. Byudzhetnaya reforma 2001-2008 godov: ot upravleniya zatratami k upravleniyu rezul'tatami / A.M. Lavrov // Byudzhet. - 2005. - # 10. - S. 4-9. - In Russian.

PRINCIPAL DIRECTIONS OF EXTRABUDGETARY FUNDS IN HIGHER VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

O.G. ANANOVA

(Don State Technical University)

The efforts of state higher educational institutions to attract extrabudgetary funds are analyzed. The analysis of the current problems, sources and prospects of income from the independent statutory activity is made.

Keywords: state higher educational institution, extrabudgetary funds, quality of education, for-profit educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.