®
ребенка
л
Проблеми вищоТ школи / Problems of High School
УДК 61:378.147:159.942/.947.5
АБАТУРОВ А.Е., АГАФОНОВА Е.А., БАБИЧ В.Л., КРИВУША Е.Л., КАНЮКА Г.С. ГУ «Днепропетровская медицинская академия Министерства здравоохранения Украины»
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МОТИВАЦИОННЫЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ
ЗАВЕДЕНИИ
Резюме. Цель работы: усовершенствование качества преподавания на основании улучшения взаимодействия преподавателя и студента.
Методы. Оценка качества преподавания лекционного курса и практических занятий проводилась на основании результатов анкетирования студентов.
Результаты. Проведено анонимное анкетирование, малыми группами (8—10 человек) среди студентов IVкурса при обучении на кафедре педиатрии 1 и медицинской генетики. В обсуждаемом исследовании приняли участие 187 респондентов: 151 отечественный и 36 иностранных студентов. Изучено субъективное восприятие студентов по поводу доступности изложения и актуальности лекционного материала, организационных аспектов практического занятия, роли вспомогательного учебного материала в образовательном процессе, профессиональной ориентированности, корректности поведения преподавателей. Мнения студентов относительно удовлетворенности полученными знаниями и своего участия в образовательном процессе были практически однозначными. Удовлетворенность полученными на лекциях и практических занятиях знаниями и навыками составила 89,8 и 92,4 % соответственно среди отечественных и 85,6 и 93,8 % — среди иностранных студентов.
Ключевые слова: образовательный процесс, качество преподавания, анкетирование студентов.
Актуальность
Профессиональное образование представляет собой многоуровневый процесс, основными составляющими которого являются когнитивный, мотивационный и эмоциональный компоненты. Когнитивный компонент характеризуется продуктивностью обучения, мотивационный — осо-зна-нием студентами необходимости предлагаемого материала, эмоциональный — удовлетворенностью студентов своим участием в учебном процессе [5, 7]. Личностное и профессиональное становление студента медицинского высшего учебного заведения связано с приобретением не только профессиональных знаний, но и определенных морально-этических качеств [6, 8, 9].
Ключевым фактором, организующим как внешние, так и внутренние стороны процесса образования, является многомерное и зачастую иррациональное взаимодействие «преподаватель — студент», которое предопределяет не только успешность структурного усвоения фрагментов
специальных знаний и системность профессионального мировоззрения, но и мотивационность процесса образования, лежащего в основе активности дальнейшей постдипломной познавательной деятельности. Большинство глубинных, сущностных реформ образования связано с коренной модификацией взаимоотношений преподавателя со студентом. В процессе обучения, помимо приобретения специальных профессиональных знаний и умений, студенты получают навыки этики, эмоционального восприятия, приемы контекстного оценивания и интуитивного прогнозирования профессиональных ситуаций, уро-
Адрес для переписки с авторами: Абатуров Александр Евгеньевич Е-тш1: alexabatuг[email protected]
© Абатуров А.Е., Агафонова Е.А., Бабич В.Л.,
Кривуша Е.Л., Канюка Г.С., 2015 © «Здоровье ребенка», 2015 © Заславский А.Ю., 2015
вень эффективности которых зависит от глубины и гармоничности педагога. Однако рецензирование действий специалиста может быть корректно, когда оно проводится другим специалистом, обладающим, по крайней мере, не меньшими опытом и искусностью в данной сфере деятельности. Студенты в силу объективного процесса не являются таковыми, и их квалиметрический аппарат преимущественно опирается на общие критерии оценки личности. В то же время исследование среза взаимоотношений преподавателя со студентом как системообразующего фактора будущего специалиста может стать отправной точкой для коррекции педагогического поведения преподавателя. Полученные в процессе исследования данные, вероятно, позволят выявить слабые стороны учебного процесса и привнести некоторые элементы его усовершенствования [2, 3, 9].
Цель работы: усовершенствование качества преподавания на основании улучшения взаимодействия преподавателя и студента.
Материалы и методы исследования
Проведена оценка качества преподавания лекционного курса и практических занятий на основании результатов анкетирования студен -тов. Во время исследования использовались две авторские анкеты, которые были специально разработаны преподавателями кафедры педиатрии 1 и медицинской генетики совместно с сотрудниками лаборатории психофизиологических исследований ГУ «Днепропетровская медицинская академия Министерства здравоохранения Украины». Для оценки удовлетворенности (субъективного восприятия) учебным процессом в анкете была предложена пятибалльная шкала, отражающая степень качества изложенного лекционного материала и содержания практических занятий, актуальности полученных знаний, интерактивности преподавания, профессиональной и мотивационной направленности учебного процесса.
Анкетирование проводилось анонимно, малыми группами (8—10 человек) среди студентов IV курса при обучении на кафедре педиатрии 1 и медицинской генетики. В обсуждаемом исследовании приняли участие 187 респондентов: 151 отечественный и 36 иностранных студентов.
Математическая обработка результатов исследования проводилась с использованием статистических программ Statgraf, Matstat, Microsoft Excel для Windows с определением распределения частот тех или иных ответов и сопоставлением ответов на разные вопросы. Для оценки значимости различий использован критерий Манна — Уитни (U) — для независимых групп. Критическое значение уровня статистической значимости (р) при проверке нулевых гипотез принималось равным 0,05. Сводная оценка степени удовлетворенности студентов качеством преподавания (Ui, %)
рассчитывалась как удельный вес суммы баллов, определенных респондентом, от максимально возможной суммы баллов. Для оценки взаимосвязи признаков использовали корреляционный анализ рангов Спирмена [1, 11].
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенный анализ результатов исследования субъективного отношения студентов к преподаванию лекционного курса и практических занятий выявил ряд особенностей в восприятии ими информативных, организационных, мотивацион-ных и эмоциональных аспектов образовательного процесса.
Доступность изложения и актуальность лекционного материала
Доступность изложения и актуальность лекционного материала 90,9 % отечественных студентов оценили высоко — на 4—5 баллов, отмечая четкость, ясность, доступность и логичность содержательного материала. Студенты международного факультета высокую оценку лекциям дали только в 77 % случаев, однако различия в оценке качества изложения лекционного материала студентами разных факультетов не имели статистической значимости. Ораторское мастерство преподавателей (яркость подачи материала, актерское мастерство) в равной мере положительно было отмечено отечественными и иностранными студентами (91,5 и 89,8 %).
Организационные аспекты практического занятия
Отечественные и иностранные студенты практически одинаково высоко (на 4—5 баллов, 98,9 и 93,6 % соответственно) оценили структурность представления учебной программы, формулировку целей и задач дисциплины, требований к усвоению материала и критериям оценивания знаний и умений. Субъективное мнение об организации практических занятий (равномерности распределения нагрузки, сбалансированности времени теоретического разбора материала и практической работы с больным) не отличалось у опрошенных отечественных и иностранных студентов. Студенты оценили проведение практических занятий на 4—5 баллов в 93,8—95,6 % случаев.
Роль вспомогательного учебного материала в образовательном процессе
Подавляющее большинство респондентов обоих факультетов считают, что учебные пособия, статьи и монографии сотрудников кафедры являются для них полезным материалом при подготовке к занятиям (98,3 и 97,3 % анкет). Однако наглядные материалы (презентации, ситуационные задачи, тесты, клинические случаи), используемые при
проведении практических занятий, получили недостаточно высокую оценку среди респондентов (отечественные студенты на 4—5 баллов оценили их в 85,9 % и иностранные студенты — в 81,3 % случаев). По всей вероятности, несоответствие сопровождающих практические занятия наглядных материалов обусловлено недостатком использования возможностей современных индивидуальных электронных устройств.
Профессиональная ориентированность
Как отечественные, так и иностранные студенты невысоко оценили уровень профессиональной ориентированности лекций и практических занятий (4—5 баллов были выставлены в 84,9 и 77,0 % случаев соответственно).
Корректность повеления преподавателей по отношению к студентам
Большинство опрошенных, как отечественных (96,7 %), так и иностранных (93,8 %) студентов отметили, что преподаватели доброжелательны и тактичны при проведении лекций и практических занятий.
Общая удовлетворенность студентов своим участием в учебном процессе
Мнения студентов относительно удовлетворенности полученными знаниями и своего участия в образовательном процессе были практически однозначными. Удовлетворенность полученными на лекциях и практических занятиях знаниями и навыками составила 89,8 и 92,4 % соответственно среди отечественных и 85,6 и 93,8 % — среди иностранных студентов.
Проведенный корреляционный анализ показал основные факторы, формирующие удовлетворенность процессом обучения у студентов (рис. 1).
Полученные данные позволяют утверждать, что из совокупности выделенных факторов, определяющих удовлетворенность процессом обучения как отечественных, так и иностранных студентов, ключевыми являются ораторское мастерство лектора (г = +0,66; р < 0,05), глубина изложения материала и полнота раскрытия темы (г = +0,65; р < 0,05) и использование лектором актуального, современного теоретического материала (г = +0,65; р < 0,05).
Влияние преподавателя на заинтересованность студентов
Изучение факторов, которые вызывают интерес студентов к преподаваемой дисциплине (рис. 2), показало, что использование учебных пособий, статей и монографий сотрудников кафедры (г = +0,64; р < 0,05) и владение преподавателем профессиональным языком (г = +0,54; р < 0,05) являются определяющими интерес-индуцирую -щими компонентами.
Стимулирование к творчеству
Стимулирование творческой активности и самостоятельности мыслительного процесса преимущественно связано с доброжелательностью преподавателя (г = +0,58; р < 0,05) и работой у постели пациента (г = +0,53; р < 0,05) (рис. 3). По всей вероятности, доброжелательный и демократичный стиль поведения преподавателя, самостоятельная работа у постели больного минимизируют административное давление со стороны препода-
Рисунок 1. Факторы, определяющие удовлетворенность студентов процессом обучения
вателя, в связи с чем способствуют раскрытию у студентов креативного поведения.
Бесспорно, что креативность личности зависит от ее ценностных приоритетов, в частности, от уровня самостоятельности, стимуляции и универсализма [10], однако внешняя мотивация является мощным стимулом для проявления творчества [4].
Формирование образа дисциплины
По мнению студентов, на формирование общего образа дисциплины достоверное влияние преимущественно оказывают использование учеб-
ных пособий, статей и монографий сотрудников кафедры (г = +0,70; р < 0,05), содержательность и системность проведения занятий (г = +0,59; р < 0,05), стимулирование самостоятельной работы преподавателем (г = +0,56; р < 0,05) (рис. 4).
Необходимо подчеркнуть, что во время проведения практических занятий для студентов имеют особое значение четкость представления программы курса изучаемой дисциплины, формулировка целей и задач каждого занятия, знание критериев оценки знаний и умений, стимулирование активности творчества.
Рисунок 2. Факторы, определяющие уровень заинтересованности студентов изучаемой дисциплиной
Рисунок 3. Факторы, определяющие стимулирование творческой деятельности
Рисунок 4. Факторы, определяющие общий образ изучаемой дисциплины
Комментарии и предложения студентов по совершенствованию учебного процесса
Несмотря на положительную оценку существующего объема практической работы с пациентами, 89,5 % студентов считают целесообразным увеличить время на отработку практических навыков, а также уделять больше внимания разбору клинических случаев. Негативное отношение к увеличению продолжительности работы с тестовыми заданиями высказало большинство как отечественных, так и иностранных студентов всех факультетов (91,3 и 81,2 % соответственно). Заинтересованность в увеличении объема индивидуальной работы проявили 56,8 % иностранных и только 13 % отечественных студентов. Студенты в 75,7 % случаев не согласны с введением в образовательный процесс курсовых работ и рефератов. Большинство отечественных (71,7 %) и иностранных студентов (62,5 %) считают необходимостью для успешного образования приобщение к научно-исследовательской работе кафедры.
Выводы
Таким образом, личностные качества и профессиональные навыки преподавателя являются ключевым компонентом, определяющим удовлетворенность, заинтересованность, творческую направленность студентов во время обучения. Удовлетворенность и заинтересованность студентов дисциплиной формируются на основе качества изложения и актуальности материала при высоком уровне организационных аспектов -обучения с профессиональной ориентированностью и стимулированием творческой активности и самостоятельности мыслительного процесса.
Использование полученных данных настоящего исследования, по нашему мнению, позволит корректно сбалансировать основные мотивационные компоненты учебного процесса, что позволит индуцировать образовательную активность и креативность поведения студентов.
Список литературы
1. Антомонов М.Ю. Математическая обработка и анализ медико-биологических данных/М.Ю. Антомонов. — К.: Фiрма малого друку, 2006. — 558 с.
2. Гайсина Е.Ф. Оптимизация учебного процесса студентов в медицинском вузе для формирования компетенций специалистов /Е.Ф. Гайсина, Л.П. Ларионов//Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». — 2015. — Т. 17, № 2. — С. 20-21.
3. Гетман H.A.. Условия развития психолого-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза/H.A. Гетман // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 2. — С. 109-113.
4. Лебедева Н.М. Влияние ценностей и мотивации личности на креативное поведение и отношение к инновациям/ Н.М. Лебедева, Е.В. Бушина // Психология в экономике и управлении. — 2015. — Т. 7, № 1. — С. 26-35.
5. Паина Л.И. Специфика профессиональной мотивации студентов в социокультурной среде медицинского вуза / Л.И. Паина, В.В. Неволина, Т.К. Самоделкина //Дискуссия. — 2014. — № 6(47). — Электронный ресурс. — Режим доступа к журналу: http://journal-discussion.ru/publication.php?id=1126.
6. Попов В.И. Проблемы совершенствования и оптимизации учебного процесса в медицинском вузе / В.И. Попов, И.И. Ли-бина, О.И. Губина // Здоровье — основа человеческого потенциала — проблемы и пути их решения. — 2010. — Т. 5, № 1. — С. 185-187.
7. Романцов М.Г. Педагогические технологии как средство повышения качества обучения в медицинском вузе/М.Г. Романцов // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 7. — С. 112-117.
8. Самоделкина Т.К. Студенческое самоуправление в профессиональном становлении будущего специалиста / Т.К. Самоделкина, Л.И. Паина, А.В. Кулешова // Материалы итоговой
учеб.-метод. конференции «Медицинское образование в Оренбургской области». — 2014. — С. 83.
9. Юлиш Е.И. Этика учебного процесса на клинических кафедрах /Е.И. Юлиш, О.Е. Чернышева, Ю.А. Сорока // Здоровье ребенка. — 2011. — № 5(32). — Электронный ресурс. — Режим доступа к журналу: http://www.mif-ua.com/archive/article/25778.
10. Dollingera S.J. Creativity and Values / S.J. Dol-lin-gera, Ph.A. Burkea, N.W. Gump // Creativity Research Jour-
nal. - 2007. - Vol. 19, Issue 2-3. - P. 91-103. - Doi: 10.1080/10400410701395028.
11. Statsoft. Электронный учебник по статистике. — Электронный ресурс. — Режим доступа к журналу: http://www. statsoft.ru/home/textbook/esc.html.
Получено 30.10.15 ■
Абатуров O.e., Агафонова О.О., Бабич В.А., Кр!вуша О.Л., Канюка Г.С.
Д3 «Днпропетровська мелична акалем!я М1н1стерства охорони злоров'я Украни»
ФАКТОРИ, ЩО ВИЗНАЧАЮТЬ МОТИВАЦМНИЙ ТА ЕМОЦШНИЙ КОНТЕКСТ ОСВЛНЬОГО ПРОЦЕСУ
У МЕДИЧНОМУ ВИЩОМУ НАВЧАЛЬНОМУ ЗАКЛАД1
Резюме. Мета роботи: удосконалення якост викладання на nwcTaBi полшшення взаемоди викладача та студента.
Методи. Оцшка якост викладання лекцшного курсу i практичних занять проводилася на пiдстaвi результат анкетування студенпв.
Результати. Проведено aнонiмне анкетування, малими групами (8—10 чоловiк) серед студенпв IV курсу пщ час навчання на кaфедрi педiaтрii 1 та медично! генетики. В обговорюваному дослiдженнi взяли участь 187 респондента: 151 вггчизняний та 36 шоземних студентiв. Вивчено суб'ективне сприйняття студентiв 1з приводу доступност1 викладання й актуальност лекцiйного мaтерiaлу, органь зaцiйних aспектiв практичного заняття, рол! допом!жного навчального мaтерiaлу в освггньому процеш, професшно! орiентовaностi, коректностi поведшки виклaдaчiв. Думки студентiв щодо зaдоволеностi отриманими знаннями i свое! учасп в осв1тньому процеш були практично одно-значними. Зaдоволенiсть отриманими на лекцiях i практичних заняттях знаннями i навичками становила 89,8 i 92,4 % вщповщно серед в1тчизняних i 85,6 i 93,8 % — серед шоземних студенпв.
Ключовi слова: осв1тн1й процес, яшсть викладання, анкетування студенпв.
AbaturovA.Ye., Agafonova Ye.A., Babich V.L., Krivusha Ye.L., Kaniuka G.S.
SI «Dnipropetrovsk Medical Academy of Health Ministry of Ukraine», Dnipropetrovsk, Ukraine
THE FACTORS FOR MOTIVATIONAL AND EMOTIONAL CONTEXT OF EDUCATIONAL PROCESS AT MEDICAL HIGH SCHOOL
Summary. The aim of the study is improvement of education quality on the basis of improvement of teacher and student interaction.
Methods. Quality evaluation of teaching of a lecture course and practical lessons has been done on the basis of questionnaire survey among the students.
Results. The survey was conducted anonymously, in small groups (8—10 people) among 4th-year students, trained at the Department of pediatrics 1 and medical genetics. One hundred and eighty seven respondents took part in the research under discussion, among them 151 domestic and 36 foreign students. There were studied the subjective perception of students about adequacy of presentation and importance of the lecture material, organizational aspects of a practical lesson, the role of additional teaching material in the educational process, professional orientation, correct behavior of teachers. The opinion of the students about the obtained knowledge and participation in educational process were almost identical. The level of satisfaction with knowledge and skills acquired during the lectures and practical lessons reached 89.8 % and 92.4 % correspondingly among domestic and 85.6 % and 93.8 % among foreign students.
Key word: educational process, quality of teaching, questionnaire survey among students.