12. Кислицин А.И. Психологические аспекты толерантности. Журнал «Вектор науки Тольяттинского государственного университета».
13. Михеева Т.Б. Полиэтничная школа и проблемы многоязычия в Российском образовании (на примере школ Донского региона). Журнал «Ученгые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и Психология».
УДК 314.172
Петрова О.А. студент 4 курса Институт экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет
имени академика С. П. Королева научный руководитель: Есипова О.В., к. э.н.
доцент Россия, г. Самара ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МИГРАЦИЮ ВЫПУСКНИКОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ
Аннотация:
В статье рассматривается структура обучающихся студентов на инженерных специальностях и направлений подготовки российских региональных вузов. Проведено исследование актуальной проблемы миграции выпускников и показаны выявленные факторы, определяющие их миграцию.
Ключевые слова: миграция, выпускник вуза, специальности и направления подготовки, инженер, трудоустройство, заработная плата.
Petrova O.A., student 4 year, Institute of Economics and Management Samara National Research University
Russia, Samara Scientific director: Esipova O.V.
Candidate of Economic Sciences, assistant professor FACTORS DETERMINING MIGRATION OF GRADUATES OF ENGINEERING SPECIALTIES AND DIRECTIONS OF PREPARATION
OF REGIONAL UNIVERSITIES
Annotation:
The article deals with the structure of students studying in engineering specialties and directions of preparation of Russian regional universities. The study of the actual problem of migration of graduates is carried out and the revealed factors determining their migration are shown.
Keywords: migration, high school's graduate, occupation and training direction, engineer, employment, wage.
На снижение численности населения малых регионов России негативное влияние оказывает отрицательный естественный прирост и миграционная убыль населения.
Наиболее мобильной группой населения являются выпускники региональных вузов. Отток выпускников в другие регионы является весьма значимым элементом, который будет негативно сказываться на демографической ситуации в регионе и на рынке труда. В перспективе регионы могут ощущать нехватку специалистов, снизится их интеллектуальный потенциал, что в целом будет неблагоприятно отражаться на их социально-экономическом развитии. Поэтому будет целесообразным проведение исследования факторов, воздействующих на миграцию выпускников в частности инженерных специальностей и направлений подготовки региональных вузов.
Для анализа положения выпускников региональных вузов на рынке труда, обратимся к доступным официальным данным портала мониторинга трудоустройства выпускников за 2016 г.
Первый этап работы заключается в исследовании структуры обучающихся студентов на инженерных специальностях и направлений подготовки российских региональных вузов в разрезе 8 федеральных округов Российской Федерации и 1 города федерального значения. Информация о количестве обучающихся студентов в вузах на инженерных специальностях и направлений подготовки на 2018 год, а также информация о трудоустройстве выпускников данных вузов в 2016 году представлены в таблице 1.
Таблица 1. Количество обучающихся студентов на инженерных специальностях и направлений подготовки региональных вузов и доля трудоустройства выпускников этих вузов_
Количество Доля трудоустройства выпускников на 2016 год
Наименование образовательной Субъект РФ Доля в субъекте студентов, инженерных
организации РФ специальностей, чел
Московский
технологический г. Москва 12% 17435 80%
университет
Ивановский
государственный энергетический Ивановская область 41% 3353 90%
университет имени В.И. Ленина
Калининградский государственный технический Калининградская область 81% 2909 65%
университет
Казанский
государственный архитектурно-строительный Республика Татарстан 13% 4475 85%
университет
Кубанский
государственный технологический Краснодарский край 40% 5480 80%
университет
Грозненский
государственный
нефтяной технический университет имени Чеченская Республика 96% 3354 45%
академика М.Д.
Миллионщикова
Курганский государственный Курганская область 68% 1053 85%
университет
Томский
государственный
архитектурно- Томская область 22% 3929 75%
строительный
университет
Тихоокеанский государственный Хабаровский Край 35% 3729 75%
университет
Отмечается следующий факт: реализуют свои профессиональные возможности по избранной специальности менее половины выпускников. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью (около 45%), потому что их не устраивает низкий уровень заработной платы молодых специалистов, либо регистрируются в качестве безработных, так как недостаточно информированы о тенденциях на рынке труда и навыков поведения на нем.
Второй этап работы заключается в исследовании миграционной структуры выпускников региональных вузов (таблица 2).
Таблица 2. Доля уехавших из региона выпускников в общей численности выпускников вузов__
Наименование образовательной организации Доля уехавших из региона выпускников в общей численности выпускников вуза
Московский технологический университет 23%
Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина 71%
Калининградский государственный технический университет 22%
Казанский государственный архитектурно-строительный университет 22%
Кубанский государственный технологический университет 28%
Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова 24%
Курганский государственный университет 40%
Томский государственный архитектурно-строительный университет 45%
Тихоокеанский государственный университет 42%
Анализ сведений о количестве уехавших из региона выпускников показал, что максимальные значения данного показателя отмечаются в таких вузах как Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина (71 %), Томский государственный архитектурно-строительный университет (45 %), Тихоокеанский государственный университет (42 %), Курганский государственный университет (40 %) (рисунок 1).
Минимальное значение характерно для Калининградского государственного технического университета (22 %) и Казанского государственного архитектурно-строительного университета (22 %).
■ ■ Московский технологический университет
Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина
42% 23% 4 Калининградский государственный
технический университет
45% . 71 /о щ казанский государственный архитектурно-
строительный университет
■ ■■ Кубанский государственный технологический университет
40%^ г 22%
ч Грозненский государственный нефтяной
технический университет имени академика
22%
28% М.Д. Миллионщикова
Курганский государственный университет
(Томский государственный архитектурно-строительный университет
^ Тихоокеанский государственный университет
Рисунок 1 - Доля уехавших из региона выпускников в общей численности выпускников вузов
Третий этап работы заключается в выявлении факторов, определяющих миграцию выпускников инженерных специальностей и
направлений подготовки региональных вузов. Учитывая, что одним из ключевых факторов, побуждающих выпускников вузов к переезду из родных мест является низкий уровень зарплат в регионе, не отвечающий потребностям большей части населения, был проведен анализ средних заработных плат в исходных регионах выпускников и в регионах их трудоустройства (таблицаЭ).
Таблица 3. География миграции и средняя заработная плата в исходных регионах выпускников и регионах их трудоустройства_
Наименование образовательной организации Доля оставшихся в регионе выпускников Средняя сумма выплат выпускникам, руб. География миграции Доля мигрирующих в регион выпускников Средняя сумма выплат выпускникам, руб.
Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина 29% 18 997 г. Москва 17% 41 347
г. Санкт-Петербург 5% 35 834
Ярославская область 9% 32 651
Московская область 7% 42 878
Костромская область 3% 29 711
Владимировская область 3% 30 562
Курганский государственный университет 60% 18 432 г. Москва 8% 24 785
Свердловская область 7% 28 508
Тюменская область 7% 27 134
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 6% 63 485
Челябинская область 3% 22 633
Томский государственный архитектурно-строительный университет 55% 27 537 Кемеровская область 17% 28 237
г. Москва 7% 33 254
Новосибирская область 5% 30 257
г. Санкт-Петербург 3% 30 106
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 2% 63 157
Тихоокеанский 58% 31 014 Амурская 9% 31 316
государственный область
университет г. Москва 9% 39 436
Приморский край 7% 27 739
Сахалинская 6% 55 231
область
г. Санкт-Петербург 3% 37 777
Полученные результаты позволяют предположить, что высокий показатель уехавших выпускников обусловлен возвратной миграцией иногородних студентов.
Стоит отметить, что для большинства вузов основным направлением миграционных потоков является г. Москва. Исключение составляет Томский государственный архитектурно-строительный университет и Тихоокеанский государственный университет, для которых лидирующая позиция у Кемеровских и Амурских областей, что свидетельствует о наличие тенденции миграций выпускников в соседние территориальные области. Данное обстоятельство может быть связано, в том числе, с маятниковой миграцией, при которой наблюдается переезд в соседний регион только на время работы с последующим возвращением в родную область.
50 000 45 000 40 000 35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0
I
/
/ ^ Л
V <# Л
хГ
¿Г & ^ ^ &
> > 4 ¿Г ¿Г
«г «г ^ «г
о^ «.сР Л*
V ^
Рисунок 2 - Средняя заработная плата выпускников Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина в родном регионах и регионах их трудоустройства
Как видно из рисунка 2, для Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина характерна ситуация, когда средняя заработная плата в регионах трудоустройства выпускников заметно выше средней заработной платы в родном регионе. Такая тенденция замечается и в регионах остальных вузов. Наиболее существенная разница в уровнях заработных плат имеет место в Ханты-Мансийском автономном округе.
На миграционное поведение выпускников также влияние оказывает наличие проблем трудоустройства и занятости по месту жительства.
# Московская область
# Ленинградская область
# Свердловская область
# Республика Татарстан
# Новосибирская область
# Краснодарский край
# Самарская область
# Ростовская область
# Челябинская область
# Остальные
Рисунок 3 - Распределение вакансии инженер по областям России
Как видно на диаграмме (рисунок 3), в России наибольшее количество вакансий профессии инженер открыто в Московской области. На втором месте - Ленинградская область, а на третьем - Свердловская область. Именно в эти области по данным таблицы 3 направлен основной поток мигрирующих выпускников.
В целом, рост количества уехавших из региона выпускников вузов обусловлен снижением общего уровня социально-экономической обстановки в регионе.
Таким образом, анализ миграции выпускников российских вузов продемонстрировал наличие следующих закономерностей:
1) миграция выпускников региональных вузов носит выраженный центростремительный характер. Большинство выпускников, принявших решение о переезде из родного региона, отдает предпочтение столичным городам - Москве, Санкт-Петербургу. А в пределах каждого региона выпускники стремятся в региональные столицы, представленные крупными городами, характеризующимся более высоким уровнем жизни;
2) практически во всех исследуемых вузах средняя заработная плата трудоустроенных выпускников заметно ниже средней заработной платы выпускников, переехавших в другие области.
Использованные источники:
1. Мониторинг трудоустройства выпускников. -Сайт Минобрнауки России. -Режим доступа: http://graduate.edu.ru. -Дата обращения: 10.04.2018.
2. Главный информационно-вычислительный центр федерального агентства по образованию РФ (ГИВЦ Рособразование). Информационно -аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего
образования. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mdicators.miccedu.ru/momtormg/?m=spo. -Дата обращения: 10.04.2018.
3. Варшавская Е.Я., Чудиновских О. С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России / Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2014. № 3. С. 36-58
4. Superjob - работа, вакансии, поиск работы. [Электронный ресурс] / Superjob. 2018. -Режим доступа: http://www.superjob.ru. -Дата обращения: 10.04.2018.
УДК 330.11+371.321.3
Петрова Л. А. преподаватель Ярославский филиал ПГУПС Россия, г. Ярославль
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ В УЧЕБНИКАХ ДЛЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В системе экономических знаний важное место занимает теория рыночного равновесия, которое определяется сочетанием спроса и предложения. В статье приведены результаты контент-анализа определения терминов «предложение» и «рыночное равновесие» всех учебников для среднего образования, рекомендованных Минобрнауки России. Показано отсутствие единого понятийного аппарата в экономической теории рынка. В учебниках приводится табличный материал и графики рыночного предложения не обоснованные методологически. Также в этих учебниках не используются известные формулы, которые описывают спрос и предложение, а также позволяют рассчитать параметры рыночного равновесия.
Ключевые слова: термин, определение, рыночное предложение, рыночное равновесие, цена, количество товара /услуги, формула.
Petrova L. teacher
Yaroslavl branch of the Emperor Alexander I St. Petersburg State
Transport University Russia, Yaroslavl
THE DEFINITION OF SUPPLY AND MARKET EQUILIBRIUM IN TEXTBOOKS FOR SECONDARY EDUCATION
Abstract: in the system of economic knowledge, the theory of market equilibrium takes an important place. The article presents the results of content-analysis of definition of terms "supply" and "market equilibrium" from all textbooks for secondary education, recommended by the Ministry of education and science of Russia. The absence of a unified conceptual framework in the market theory is shown. In textbooks is unreasonable tabular material and graphics of market supply. these textbooks do not use well-known formulas that describe