Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗАКУПОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВТОСЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗАКУПОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВТОСЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закупочная деятельность / факторы / влияние / автосервисное предприятие / purchasing activity / factors / influence / car service enterprise

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.С. Добрачев, Е.В. Белякова

В статье выявлены и систематизированы факторы, оказывающие влияние на закупочную деятельность автосервисного предприятия, учет которых позволит сделать правильный выбор методов и инструментов организации закупок с целью минимизации негативного влияния этих факторов, а также будет способствовать своевременной адаптации автосервисного предприятия к новым условиям рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE PURCHASING ACTIVITY OF A CAR SERVICE ENTERPRISE

The article identifies and systematizes the factors influencing the purchasing activities of a car service company, taking into account which will make it possible to make the right choice of methods and tools for organizing procurement, in order to minimize the negative impact of these factors, and will also contribute to the timely adaptation of a car service company to new market conditions.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗАКУПОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВТОСЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 338.4

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗАКУПОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АВТОСЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

С. С. Добрачев, Е. В. Белякова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: metallros@yandex.ru

В статье выявлены и систематизированы факторы, оказывающие влияние на закупочную деятельность автосервисного предприятия, учет которых позволит сделать правильный выбор методов и инструментов организации закупок с целью минимизации негативного влияния этих факторов, а также будет способствовать своевременной адаптации автосервисного предприятия к новым условиям рынка.

Ключевые слова: закупочная деятельность, факторы, влияние, автосервисное предприятие.

FACTORS INFLUENCING THE PURCHASING ACTIVITY OF A CAR SERVICE ENTERPRISE

S. S. Dobrachev, E. V. Belyakova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: metallros@yandex.ru

The article identifies and systematizes the factors influencing the purchasing activities of a car service company, taking into account which will make it possible to make the right choice of methods and tools for organizing procurement, in order to minimize the negative impact of these factors, and will also contribute to the timely adaptation of a car service company to new market conditions.

Keywords: purchasing activity, factors, influence, car service enterprise.

В последние десятилетия наблюдается устойчивая тенденция роста российского автомобильного парка, что, в свою очередь, ведет к росту рынка услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Более 50 тыс. компаний в России оказывают авторемонтные услуги [1]. В сложившихся экономических условиях особого внимания заслуживают вопросы снабжения автосервисных предприятий.

На организацию закупок оказывают влияние различные факторы. Обратимся к научной литературе и проанализируем эти факторы в разрезе научных исследований разных авторов.

Е.А. Братухина и Ю.А. Тихонов [2] выделяют ряд факторов, оказывающих влияние на закупочную деятельность предприятий, а именно: нескооридинированность действий «поставщик-покупатель»; низкое качество поставляемой продукции; большое количество поставщиков запасных частей, материалов и комплектующих; большие затраты на содержание запасов на предприятии.

Е.С. Федина [3] относит к факторам, влияющим на закупочную деятельность: работу

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

персонала; организацию рабочего процесса закупочной деятельности; работу с поставщиками; состояние экономической среды.

Исследуя вопросы управления складом запасных частей авторемонтного предприятия, В.М. Терских [4] считает, что закупочная деятельность таких предприятий зависит от географической удаленности поставщиков, вариативности заказов, взаимозаменяемости деталей, номенклатуры склада, конкуренции на рынке, сезонности спроса.

В условиях пандемии как в России, так и за ее пределами на процессы снабжения усилилось влияние ряда дополнительных факторов. Joseph Jerome, J.J. Saxena, D. Sonwaney, V. [5] утверждают, что пандемический кризис привел рынок к глобальному хаосу и массовым нарушениям в цепочке поставок. Так, по их мнению, в связи с ограничениями, введенными для предотвращения распространения вируса COVID-19, пострадало перемещение необходимых запасных частей, что обусловило необходимость в том, чтобы функция закупок была инновационной.

Проведенное исследование позволило факторы, оказывающие влияние на управление снабженческой деятельностью автосервисного предприятия, разделить на внутренние и внешние.

К внутренним факторам, в первую очередь, следует отнести финансовое состояние предприятия, т.к. эффективная закупочная деятельность возможна только в том случае, если предприятие финансово стабильно.

Не менее важным в закупочной деятельности автосервисного предприятия является человеческий фактор. Количество задействованных сотрудников и их квалификация оказывают влияние, например, на сбор и обработку информации, прогнозирование, принятие соответствующих решений. В том, случае, если персонал неквалифицированный, это приведет к росту ошибок и, как результат, снижению эффективности процесса закупок.

Внутреннюю среду, а следовательно, и факторы влияния значительно обуславливают выбранные стратегия и тактика работы автосервисного предприятия. Например, использование на предприятии системы «точно в срок» порождает факторы, снижающие надежность цепи поставок, а именно: сокращение складских запасов, уменьшение количества поставщиков и, в принципе, «идеализацию» процессов, трудно осуществимую в реальных условиях. Концентрируясь на ограниченном количестве поставщиков, предприятие может сократить расходы на управление закупками, но при этом повысится чувствительность всей системы к сбоям при невозможности выполнения обязательств поставщиком. Уменьшить зависимость от единственного источника ресурсов можно, взаимодействуя с большим числом поставщиков, но это повышает транзакционные издержки и риски, связанные с нескоординированностью поставок.

Сегодня, когда за счет санкций многие из зарубежных поставщиков запчастей отказываются работать на российском рынке, достаточно важным фактором для предприятий, занимающихся авторемонтом, становится взаимозаменяемость заказов.

Среди внешних факторов можно выделить конъюнктуру рынка, в том числе: номенклатуру предлагаемых товаров на рынке; сезонность спроса на услуги автосервисных предприятий, жесткую конкуренцию на рынке и др. Рассмотрим, например, влияние сезонности спроса. Как известно, пик спроса на ремонт ходовой части автомобиля приходится на май, что связано со стремлением подготовить его к летнему сезону и устранить проблемы, накопленные за зиму и весну, когда российские дороги выглядят особенно ужасно. Пик спроса на ремонт двигателя приходится на февраль, что, очевидно, связано с более частыми поломками двигателей в сильные январские морозы. Летом же работы по ремонту силовых агрегатов востребованы меньше всего. В свою очередь, услуги по ремонту кузова пользуются наиболее высоким спросом зимой и менее востребованы летом. Исходя из этого, закупки деталей и материалов зависят от спроса на услуги автосервисного предприятия.

Фактором влияния со стороны государственного воздействия является государственное регулирование рынка автосервисных услуг. Это проявляется в виде обеспечения доступности информации для всех заинтересованных субъектов рынка, реализации условий честной конкуренции. Следует отметить, что на сегодняшний день практически отсутствует регулирование рынка деятельности предприятий автосервисных услуг со стороны государства. Это произошло в следствии отмены лицензирования и сертификации предприятий, работающих в сфере предоставления автосервисных услуг.

На процесс закупки значительное влияние оказывает ценовая политика на рынке автомобильных запчастей. Анализ ценовой политики является необходимым для того, чтобы можно было провести сравнение с ценами, которые были запланированы на закупку товара. Это позволяет своевременно выявлять отклонения от утвержденного бюджета.

Из факторов внешней среды, влияющих на закупочную деятельность предприятия, безусловно, нужно выделить научно-технический прогресс и необходимость не просто следовать нужному курсу, но и опережать развитие конкурентов для того, чтобы доминировать на рынке.

В настоящее время, рассматривая внешние факторы, влияющие на деятельность автосервисных предприятий, в целом, и снабжение, в частности, нельзя не остановиться на проблемах пандемии и санкций. Общее состояние эпидемиологической ситуации ранее считалось недостаточно важным фактором, однако события последних 2-х лет доказали обратное. Развитие пандемии привело к падению объемов продаж, локдаунам в большинстве стран, в том числе и в России, что имело огромное влияние на развитие ряда отраслей, рынков, в том числе и автосервиса. Санкции за последнее время оказали также значительное влияние. Сегодня происходит трансформация всех рынков, цепей поставок, что не может не сказаться на снабженческой деятельности предприятий автосервиса, которые вынуждены подстраиваться под изменения рынка.

Проведение анализа и оценки влияния рассмотренных факторов, позволит автосервисным предприятиям не только сделать правильный подбор методов и инструментов организации закупочной деятельности с целью минимизации негативного влияния указанных факторов, но также будет способствовать своевременной адаптации к новым условиям рынка.

Библиографические ссылки

1. Грамматчиков А. Автосервисы: игра на выбывание [Электронный ресурс]. URL: https://expert.ru/2016/05/28/avtoservisyi/ (дата обращения 5.03.2022).

2. Братухина Е.А., Тихонов Ю.А. Факторы, влияющие на управленческие решения в сфере закупок промышленных предприятий // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № S4. С. 11-15.

3. Федина Е.С. Характеристика факторов, влияющих на эффективность закупочной деятельности // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2016. № 4. С. 29-32.

4. Терских В.М. Оптимизация и управление складом запасных частей на предприятиях, обслуживающих и эксплуатирующих АТС: дис. ... канд. тех. наук: 05.22.10: защищена 20.05.16: утв. 25.05.16. Красноярск. 2016. 134 с.

5. Jerome J.J., Saxena D., Sonwaney, V., Foropon, C. Procurement 4.0 to the rescue: catalysing its adoption by modelling the challenges // Benchmarking.2021. №1. P. 217-254.

© Добрачев С. С., Белякова Е. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.