Научная статья на тему 'Исследование спроса на услуги станций технического обслуживания'

Исследование спроса на услуги станций технического обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА СЕРВИСА / СТАНЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (СТО) / ПАРК АВТОМОБИЛЕЙ / СПРОС НА УСЛУГИ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романеева Елена Владимировна, Туманова Дарья Ивановна

В статье рассмотрены основные услуги, оказываемые станцией технического обслуживания, понятие станции технического обслуживания и услуги автосервиса. Также изучены и выделены основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на величину спроса автосервисных услуг и приведена методика оценки спроса на услуги автосервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование спроса на услуги станций технического обслуживания»

что владелец «Gloria Jeans» - одного из крупнейших производителей одежды - Владимир Мельников решил перевести головной офис компании из Ростова-до-Дону в Гонконг.

В последние годы власти начали прилагать определенные усилия по ограничению негативных последствий этого явления. Российские власти включили поддержку науки и образования в список объявленных президентом Владимиром Путиным национальных проектов. В поддержку науки и образования появятся новые стипендии, места в научных институтах и конкурсы. Данные мероприятия направлены на поддержание заинтересованности молодых людей в научной карьере на родине. Также власти надеются на патриотизм молодых специалистов. Это является одним из главнейших и самых действенных рычагов стимулирования. На фоне последних событий, патриотизм населения значительно возрос.

Сейчас в России остро стоит вопрос о создании хорошей основы для развития, состоящей из квалифицированного и думающего молодого поколения. Но для решения этого насущного вопроса необходимо приложить усилия извне. Среди факторов, которые могли бы стимулировать возвращение талантливых специалистов можно выделить следующие:

1) высокая заработная плата, наличие высококлассной профессиональной среды;

2) условия для профессионального роста и карьеры;

3) международные контакты, зарубежные поездки;

4) доступ к современному оборудованию;

5) информационные и коммуникационные возможности;

6) независимость;

7) свободный рабочий график;

8) долгосрочная и стабильная занятость.

В силу многих обстоятельств, большинство из этих условий пока еще невыполнимо. Но правительство делает все возможное. Проект «Сколково» тому подтверждение.

В свою очередь Дмитрий Медведев пообещал увеличить доплаты за звания академиков и членов-корреспондентов РАН. «В настоящее время готовим ряд важных решений, включая вопросы материального

стимулирования, увеличения ежемесячных доплат за звания академиков и членов-корреспондентов. Это решение будет выполнено, несмотря на то, что сейчас с деньгами не очень просто», — заявил Медведев, выступая на общем собрании РАН (цитата по Интерфаксу).

Одновременно премьер-министр пообещал, что, несмотря на непростую ситуацию в экономике, на финансирование научных исследований в 2015 году будет выделено 350 млрд руб., из которых 115 млрд руб. будет направлено на фундаментальные исследования, а еще 241 млрд руб. — на прикладные разработки.

В случае же улучшения экономической ситуации власти РФ, по словам Медведева, могут «разморозить» проекты, финансирование которых было приостановлено или урезано.

Итак, чтобы ценные работники оставались в России и трудились на благо нашей страны, нужно создавать необходимые условия для работы. Но, так как «утечка мозгов» - лишь один из компонентов трудовой миграции, нужно обеспечить комплексное решение проблем миграции и свести к минимуму ее отрицательное воздействие на экономику России.

Список литературы

1. Лисагор, М. В. Проблемы и пути решения миграции рабочей силы в РФ и РС(Я) [Текст] / М. В. Лисагор, К. Д. Лунгу // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014.

— С. 31-32.

2. Росбалт. Официальный сайт [Электронный ре-сурс]-иИЬ:

http://www.rosbalt.ru/main/2014/11/02/1333947.html

3. Сауткина, В. Приостановить «утечку мозгов» посредством создания условий для их «циркуляции» в России/ В. Сауткина// Человек и труд. - 2012. - №4

- С. 41-45.

4. Топилин, А. Миграция и внутренний рынок труда: анализ и проблемы регулирования / Топилин А. -2014 // Экономист. - 2014.- №11. - С.73-82.

ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА УСЛУГИ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ

Романеева Елена Владимировна,

к.э.н., доц. ПВГУС, г. Тольятти Туманова Дарья Ивановна,

ПВГУС, г. Тольятти

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основные услуги, оказываемые станцией технического обслуживания, понятие станции технического обслуживания и услуги автосервиса. Также изучены и выделены основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на величину спроса автосервисных услуг и приведена методика оценки спроса на услуги автосервиса.

Ключевые слова: услуга сервиса, станция технического обслуживания (СТО), парк автомобилей, спрос на услуги станций технического обслуживания.

Услуга автосервиса - это деятельность работников станции технического обслуживания (СТО), технического центра или автомастерской, направленная на удовлетворение потребностей автовладельцев в поддержании работоспособности и восстановлении исправности автомобиля [2, с.21].

Основным звеном системы автосервиса являются станции технического обслуживания - предприятия, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт автомобилей индивидуальных владельцев, автотранспортных

и других предприятий и индивидуальных предпринимателей, продажу автомобилей, запасных частей и автомобильных принадлежностей [1. с. 154].

Номенклатура услуг, оказываемых на станциях технического обслуживания автомобилей, представлена на рис. 1.

Номенклатура услуг по предпродажной подготовке автомобилей устанавливается заводом-изготовителем на

весь модельный ряд выпускаемых автомобилей. В эту номенклатуру входят: осмотр, проверка функционирования, проверка и подтяжка крепежных соединений, при необходимости смазочно-заправочные операции и другие операции.

Гарантийное техническое обслуживание автомобилей включает в себя регламентные работы по техническому обслуживанию и устранение заводских дефектов (гарантийный ремонт).

Рис. 1. Номенклатура услуг, оказываемых на станциях технического обслуживания автомобилей

Послегарантийное техническое обслуживание представляет собой комплекс работ, направленных на предупреждение отказа неисправностей, поддержание автомобилей в исправном состоянии и обеспечение их надежной, безопасной и экологичной эксплуатации.

Рынок автосервисных услуг в России с каждым годом расширяется, что объясняется следующими причинами:

— увеличение численности автопарка;

— расширение масштабов малого бизнеса в сфере автотранспортных услуг;

— субъекты малого предпринимательства стремятся пользоваться автотранспортными услугами специализированных СТО или автотранспортных предприятий, имеющих и использующих ремонтную базу на коммерческой основе.

Расширение и укрепление рынка автосервисных услуг, в свою очередь, способствует дальнейшему росту автомобильного парка в стране.

Маркетинг в сфере автосервисных услуг - комплекс мероприятий, направленных на привлечение клиентов и продвижение услуг.

Следовательно, можно выделить следующие направления маркетинговой деятельности на рынке автосервисных услуг:

— изучение конъюнктуры рынка (потребностей клиентов, угроз конкурентов, соотношения спроса и предложения услуг, цен на услуги, соотношение цена-качество);

— разработка способов воздействия на рынок с целью привлечения клиентов и продвижения услуг. Необходимое условие успешной маркетинговой работы - применение компьютерной техники. На складе станций технического обслуживания компьютеризация позволяет:

— вести учет автозапчастей в разрезе поставщиков;

— на каждую запчасть вводить отдельную карточку, содержащую следующую информацию: каталожный номер, продажные и закупочные цены, ставки налогов, рекомендованный минимальный остаток и др.;

— вести учет запчастей в разрезе применяемости для разных моделей автомобилей;

— вести учет взаимозаменяемых деталей;

— при просмотре справочника запасных частей существует возможность вывода на экран только тех позиций номенклатуры, которые имеются в наличии на складе;

в процессе обслуживания: автоматизировать процесс оплаты, сделать «прозрачным» процесс ремонта автомобилей (выводить процесс ремонта на экран).

Одна из важнейших задач маркетинга, проводимого на станциях технического обслуживания - изучение спроса на автосервисные услуги.

К числу факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину спроса, следует отнести:

— парк автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан и в собственности организаций, его общая численность и структурные характеристики (первичный и вторичный рынок автомобилей, распределение по маркам и моделям, величина годового и общего пробега, срок службы, общее техническое состояние);

— уровень организации автотехобслуживания - количество станция технического обслуживания и других предприятий отрасли, время обслуживания клиентов, удобство размещения сети автосервисных предприятий, резервы запасных частей (как для производства, так и для продажи), средний уровень качества работ, а также ряд экономических показателей - цены на услуги и запасные части, обеспеченность ресурсами и др.

— надежность конструкций и качество производства автомобилей;

— качество горюче-смазочных материалов и запасных частей (низкий уровень качества ведет к росту спроса на услуги автосервиса);

— условия эксплуатации и хранения автомобилей;

— социальные условия - уровень доходов, транспортная активность населения, общий уровень технического образования и другие.

Учесть все факторы при прогнозировании спроса на услуги автосервиса практически невозможно, поэтому на практике ориентируются главным образом на численность автопарка, качество услуг, цены на услуги, доходы населения.

Для оценки текущего состояния спроса на услуги действующих предприятия автосервиса используют показатели [с.238]:

— фактическое годовое обращение на предприятие автосервиса;

— процент удовлетворения спроса;

— процентное распределение заездов автомобилей по моделям на предприятие автосервиса. Алгоритм организации прогнозирования спроса на

услуги автосервиса представлен на рис. 2.

Рис. 2. Алгоритм прогнозирования спроса на услуги автосервисных предприятий

Непосредственно формула оценки текущего состояния спроса на услуги рассматриваемого предприятия выражается следующей формулой [6]:

Щ - N

х Ьт х К. хах К,

1 Ч) ]

(Л х Вр )

где Nавт - возможное изменение общего количества автомобилей, находящихся в зоне деловой активности исследуемой СТО;

ЬТ - интенсивность эксплуатации, то есть среднегодовой

пробег автомобилей, находящихся в рассматриваемом регионе;

К Ч) - коэффициент, учитывающий сезонность годового

пробега автомобилей рассматриваемого региона; а - доля владельцев, обращающихся на СТО;

К) - возможное изменение доли рынка, занимаемой данным предприятием;

I) - средняя наработка на один автомобиле-заезд на СТО;

Ор - количество дней работы предприятия за исследуемый период.

Анализ предложенной формулы позволяет выявить определенные недостатки, которые необходимо учитывать относительно формулы. Использование этой формулы возможно при прочих равных условиях, а именно доступности услуг по цене, удовлетворительном качестве, при стабильном потоке потребителей или на коротком промежутке времени.

Потенциально возможный объем сбыта производимых товаров и оказываемых услуг можно также определить как долю рынка:

V

а Р -р Е

х 100

где ё - доля рынка исследуемого предприятия; V- объем услуг исследуемого предприятия; Е - общая емкость рынка, в котором функционирует предприятие.

Так как предприятия сферы сервиса в большинстве своем можно отнести к малому бизнесу, их доля в общей емкости рынка незаметна. Но если предположить, что услуги по малому и среднему ремонту, как правило, оказываются в шаговой или транспортной доступности расчет по данному показателю можно вести по территориальной сегментации рынка.

АСМ-холдинг опубликовал данные, согласно которым российский автомобильный парк в 2011 году вырос на 5,4% и на 1 января 2012 года составил 42 млн. 861,8 тыс. машин. Наибольшую динамику роста показал сектор легкового транспорта [6].

25 наиболее продаваемых моделей легковых

Автомобильный парк России в 2011 году увеличился на 5,4%. При этом наибольший рост (6%) показал сектор легковых машин, который составил 36 млн 415,1 тыс. штук.

25 наиболее продаваемых автомобильных марок России за январь 2014 года представлены в табл. 1.

Иномарки российского производства стали единственной сектором, в котором произошел рост продаж. По результатам 2013 года доля продаж иномарок российского производства выросла до 50% всех продаж новых легковых автомобилей в России. Данная динамика в значительной степени объясняется перераспределением продаж вследствие сокращения импорта иномарок.

Таблица 1

Место Автомобиль Январь 2014 Январь 2013

1 ВАЗ Granta S255 105S9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Hyundai Solaris 6941 1353

3 Renault Duster 5590 5314

4 Kia Rio 5324 4144

5 ВАЗ Kalina 4264 6016

б Volkswagen Polo 3S36 4631

l ВАЗ Largus 3192 2S16

S ВАЗ Priora 3324 3614

9 Renault Logan 3004 361S

10 Nissan Almera 2993 н!д

11 Renault Sandero 2195 34S9

12 Chevrolet Cruze 2129 2461

13 Nissan X-Trail 26S1 19S1

14 Chevrolet Niva 2622 3331

15 Skoda Octavia 2439 н!д

1б Hyundai ix35 2345 2154

1l ВАЗ 4x4 2314 3442

1S Toyota RAV 4 22S0 109S

19 Kia Cee d 2265 19S3

20 Nissan Qashqai 2152 23S5

21 Opel Astra 2125 2442

22 Daewoo Gentra 2119 н!д

23 Ford Focus 2021 43S4

24 Toyota Corolla 1S95 1242

25 Kia Sportage 1SS5 2452

Опросы, проведенные американской ассоциацией J.D. Power and Associates среди 37 тысяч владельцев машин различных марок показали, что самыми надежными трёхлетними автомобилями в США, как и год назад, являются Lexus.

В исследовании собраны данные о поломках, с которыми сталкивались обладатели авто производства 2010

_Рейтинг надежностей авто

года за последние 12 месяцев. Итоговый рейтинг составлялся исходя из количества неисправностей на 100 машин. Средним оказался результат 126 поломок на 100 автомобилей, что на 6 пунктов лучше, чем в прошлогоднем исследовании.

Верхние строчки таблицы в целом оккупировали японские бренды.

Таблица 2

|билей в США на 2013 год_

Место Автомобиль Количество неисправностей на 100 автомобилей

1. Porsche 80

2. Lexus 94

3. Chevrolet 97

4. Acura 102

5. Toyota 102

6. Honda 103

Место Автомобиль Количество неисправностей на 100 автомобилей

7. Jaguar 103

8. Hyundai 106

9. Kia 106

10. Mercedes 106

11. Audi 108

12. Cadillac 108

13. Chrysler 109

14. Lincoln 113

15. BMW 114

16. Volvo 114

17. Smart 115

18. Land Rover 116

19. Jeep 118

20. Volkswagen 120

21. Mazda 125

22. Subaru 128

23. Dodge 130

24. Ford 131

25. Ram 132

26. Mini 135

27. Nissan 142

28. Mitsubishi 148

29. Fiat 154

Американская компания CarMD, занимающаяся выпуском автомобильного диагностического оборудования, составила ежегодный рейтинг автомобилей с самыми надежными моторами.

В 2013 году победителем оказалась фирма Hyundai, которая опередила Тойоту, лидировавшую предыдущие два года.

Рейтинг основан на так называемом «индексе автомобильного здоровья - Vehicle Health Index», который вы-считывается путем сравнения данных об общей надежности моторов, сложности поломок, их количестве и

стоимости их устранения. Специалисты учли сведения о более чем 151 тысяче случаев ремонта машин, осуществлявшихся с начала октября 2012 года по конец сентября 2013 года.

Наименьшая стоимость ремонта двигателя оказалась у автомобилей General Motors, а у, занявшей второе место Toyota - самая высокая.

10 моделей с самыми надежными моторами 2013 года представлены в табл. 3.

10 моделей с самыми надежными моторами в 2013 году

Таблица 3

Место Автомобиль Средняя цена ремонта, долл. США Индекс

1 2 3 4

1. Hyundai 312.6 0.8

2. Toyota 540.5 0.86

3. General Motors 304.9 0.91

4. Chrysler 325.3 0.96

5. Honda 469.9 0.97

6. Ford 385.8 1.04

7. Nissan 404.6 1.09

8. Kia 346.9 1.56

9. Volkswagen 438.3 1.79

10. Mitsubishi 472.96 2.84

Существенное увеличение численности парка автомобилей в России (в значительной степени - доли автомобилей иностранного производства) обостряет конкуренцию на рынке предоставления автосервисных услуг. В настоящее время большинство существующих предприятий автосервиса страны не готово к работе в условиях возросшей конкуренции и недостатка информации о собственной клиентуре, ее реальных потребностях. Требуется совершенствование методов управления данными предприятиями на основе изучения и прогнозирования адекватного спроса на свои услуги.

Конкурентоспособность автосервисного предприятия - это также его экономическое состояние, которое позволяет ему усиленно функционировать и развиваться в

условиях конкурентного рынка автосервисных услуг [1, с. 172].

Главным моментом в конкурентной борьбе предприятий сферы сервиса является высокое качество обслуживания населении. Сервис следует организовывать таким образом, чтобы предоставлять клиентам возможность:

— совершать запрос в удобное для них время;

— просматривать и оплачивать свои счета;

— проверять состояние заказа;

— вносить изменения в текущий заказ на некоторых стадиях его выполнения;

— контактировать с представителем компании в любой момент процесса обслуживания;

— применять новые формы обслуживания, в качестве примера гарантийное обслуживание на поддержанные автомобили.

Основными направлениями повышения уровня конкурентоспособности СТО являются [1, с. 176]:

— повышение качества выполняемых услуг;

— сокращение времени выполнения заказа;

— диверсификация услуг и способов организации их выполнения;

— применение гибкой ценовой политики, в основе которой лежат скидки и льготные цены за услуги;

— применение мер, направленных на повышение общей культуры и репутации СТО, вежливого и уважительного отношения к клиентам.

Высокий спрос на услуги автосервиса может быть достигнут за счет высокого качества услуг, применения прогрессивного оборудования, рациональной организации и стимулирования труда, контроля качества, а также использования при ремонте запасных частей, отличающихся высоким качеством и надежностью в эксплуатации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бычков В. П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте: перевозки и автосервис [Текст]: учебное пособие / В. П. Бычков. -М.: Академический проект; Киров: Константа, 2009. - 573 с.

2. Романеева Е. В. Качество сервисного обслуживания как фактор конкурентоспособности предприятия // Вестник ПВГУС. Сер. «Экономика»: Вып.3 (35) / Поволжский гос. ун-т сервиса.Тольятти: Изд-во ПВГУС,2014г.

3. Сапронов Ю. Г. Экспертиза и диагностика объектов и систем сервиса [Текст]: учебное пособие / Ю. Г. Сапонов. - М.

4. Шапкина Ю. В., Кузьмин Н. А., Шапкин В. А. Прогнозирование спроса на услуги станции технического обслуживания автомобилей [Электронный ресурс]: http://www. пПи. гиЛгМу/2011/04/157-164.pdf

5. Рейтинги автомобилей [Электронный ресурс] http://www.testauto.ru

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ КАК ИНСТИТУТ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Румянцев Алексей Александрович,

д.э.н., профессор, главный научный сотрудник, Институт проблем региональной экономики РАН, г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

Цель статьи - предложить механизм реализации фундаментальных исследований в общественную практику. В ней дается обоснование стратегической инновации как института трансфера результатов фундаментальной науки в реальный сектор экономики. Изложены особенности целевой научно - производственной программы в качестве формы организации стратегической инновации.

ABSTRACT

The article's aim is to propose a mechanism of realization offundamental research in social practice. It provides the rationale for strategic innovation as an institution of transfer of the basic science's results in the real economy. It sets out the scientific characteristics of the target scientific and production program as a form of organization of strategic innovation.

Ключевые слова: фундаментальное исследование, стратегическая инновация, целевая научно - производственная программа.

Keywords: fundamental research, strategic innovation, target scientific and production program.

Выход на передовые позиции в мире в технике, технологии, организации инновационной деятельности в большой мере определяется тем, насколько практически могут быть реализованы фундаментальные исследования. В этой области имеются значительные успехи [5, с.220]. Реализация их имеет стратегическую направленность. Речь может идти о стратегической инновации - крупномасштабном проекте, опирающегося на фундаментальные научные результаты, достигнутые к настоящему времени, способному кардинально изменить в перспективе технологические основы и иметь существенное значение для конкретного производства, отрасли, региона, страны.

Стратегическая инновация как крупномасштабный проект подразумевает комплексный подход в его разработке, содержащий междисциплинарность исследований, набор инженерных, опытно - производственных работ, освоение в производстве. Реализация комплексного подхода возможна при межфирменном взаимодействии академических институтов, университетов, инновационных компаний, проектно - конструкторских и производственных предприятий.

Однако осуществление инновационного процесса по доведению результатов фундаментальных исследований до производственного освоения сдерживается рядом

проблем, во многом связанные с особенностями инновационного процесса: с различием природы научных исследований, направленных на познание окружающего мира и реального сектора экономики, ориентированного на производство материального продукта, неопределенностью достижения параметров проекта, повышенным риском вложений в инновационные проекты, относительной отдаленностью срока окупаемости. К этому следует добавить:

- утеря немалого потенциала прикладной науки, опытных производств. Из-за сокращения финансирования прикладных исследований в 1990-ые годы 80% отраслевых НИИ и КБ прекратили существование или изменили свой профиль [1, с.14];

- незащищенность в экономике долгосрочных вложений, когда бизнесу проблемно делать долгосрочные вложения, так как риски слишком велики [3, с.10].

В России, в отличие от стран с вековым опытом естественно развивающегося рынка, неразвита конкуренция новых изделий, технологий, методов организации производства, новых рынков сбыта, которые имеют преобладающее значение по сравнению с конкуренцией вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.