Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИСТОЧНИКИ АГРЕССИВНОСТИ / СЕМЕЙНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карельская Л.П., Кулинцева Ю.

В статье рассматриваются социально-психологические особенности детей младшего школьного возраста. Авторы показывают роль негативных взаимоотношений в семье и школе в формировании агрессивного поведения школьников.He article deals with the social and psychological characteristics of children of primary school age. The author shows the role of negative relationships in the family and school in the formation of aggressive behavior of pupils

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

необходим переход на инновационный сценарий борьбы с бедностью, который поможет преодолеть неграмотность и культурную отсталость, обеспечить свободный доступ к образованию всех слоев населения, позволит нарастить научно-технический потенциал, способный вывести страну на новый уровень экономического и социального развития.

Сегодня многое подвергается критике и предлагается целый ряд конструктивных вариантов выхода из создавшейся ситуации, представляется, что нет необходимости изыскивать что-то новое, может быть надо поискать, что действительно работает по - настоящему эффективно и понять, почему оно может вопреки всему работать.

Использованные источники:

1. Кувшинова О. По итогам первого полугодия за чертой бедности оказался каждый седьмой россиянин [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/09/09/608065-za-chertoi-bednosti-okazalos-217-mln-rossiyan-kazhdii-sedmoi

2. Фролич. С. Самые образованные страны в мире [Электронный ресурс]. -Режим доступа. URL: http://polismi.ru/ekonomika/globalizatsiya-za-i-protiv/816-samie-obrazovannye-strany-v-mire.html

3. Селиванова О.А. Проблема деформации социальных лифтов в современной образовательной сфере. http://cyberleninka.ru/article/n/problema-deformatsii-sotsialnyh-liftov-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-sfere

Карельская Л.П., к.фил.н.

доцент

кафедра «Социальных технологий» Южный федеральный университет

Кулинцева Ю. студент 4 курс

направление подготовки «Социальная работа»

Россия, г. Ростов-на-Дону ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются социально-психологические особенности детей младшего школьного возраста. Авторы показывают роль негативных взаимоотношений в семье и школе в формировании агрессивного поведения школьников.

Ключевые слова: младшие школьники, агрессивное поведение, источники агрессивности, семейная и образовательная среда, деятельность педагога по проведению профилактики и коррекции агрессивного поведения.

Annotation. The article deals with the social and psychological characteristics of children of primary school age. The author shows the role of negative relationships in the family and school in the formation of aggressive behavior of pupils

Keywords : junior high school students , aggressive behavior , sources of

aggression , family and educational environment, the activities of the teacher for the prevention and correction of aggressive behavior.

Сегодня наблюдаются кризисные явления в школьной среде, которые сопровождаются снижением этических и нравственных критериев, жестокостью, нетерпимостью к одноклассникам, людям других национальностей, социального положения.

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема, поскольку она, негативно сказывается не только на процессах личностного развития и социализации детей в последующих возрастных периодах, но и подрывает их здоровье, приводя в состояние трудно контролируемого возбуждения.

Как отмечают педагоги, число таких детей растет год от года. Для снижения агрессивных проявлений в поведении учеников, учитель должен понимать причины и проявления таковых, учитывать возрастные особенности ребенка.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. К этой группе относятся дети от 6 до 10 лет, обучающиеся в 1-4 классах начальной школы. Этот период является важным в жизни человека, это выход на новый возрастной этап, это много новых возможностей. В младшем школьном возрасте ребенок впервые начинает заниматься значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью, самостоятельно принимает решение как ему поступать в определенных ситуациях, осознает себя личностью, стремится к совершенству. Сохраняя такие детские качества, как легкомыслие и наивность, ребенок утрачивает детскую непосредственность в поведении, формирует другую логику мышления.

Что же способствует росту в этом возрасте агрессивных школьников? В большинстве случаев, агрессивное поведение проявляют очень одинокие и ранимые дети, они постоянно ощущают себя брошенными и никому не нужными. Именно они нуждаются во внимании и понимании взрослых, в их ласке и заботе, ведь агрессия таких детей - это отражение их внутреннего дискомфорта, неумения правильно реагировать на происходящие вокруг них события, незнание как защитить себя, отчаянная попытка быть любимым и нужным, это способ привлечения к себе внимания.

Чаще всего агрессивное поведение по этой причине наблюдается у детей из неблагополучных и неполных семей. Из-за отсутствия должного внимания и заботы, они проходят социализацию на улицах, в кругу таких же асоциальных детей и подростков постарше. В семье они растут в атмосфере грубого поведения родных, где изо дня в день становятся свидетелями ругани, хамства, унижения друг друга, оскорбления и воспринимают это как норму поведения.

Как ни покажется странным на первый взгляд, источником агрессии может стать и излишнее внимание родителей к ребенку (гиперопека). [1] Ребенок привыкает к восхищению, к тому что почти все его проблемы

решают за него родители, а потому в жизненных ситуациях теряется, не способен самостоятельно принимать решения. Все это приводит к серьезному внутреннему конфликту, стрессу. Ребенок пытается решить свои проблемы с помощью скандалов с окружающими или наблюдается аутоагрессия — агрессия, направленная на самого себя.

Источником агрессивного поведения детей в школе могут быть проблемы с успеваемостью, когда отстающий ученик с помощью девиантного поведения компенсирует свои неудачи и промахи в учебе. Грубое, наглое поведение, неуравновешенность отталкивает одноклассников. Дети обычно избегают, боятся и «тихо ненавидят» таких ребят, попросту не хотят с ними дружить. Это приводит к изоляции, к систематическим конфликтным ситуациям, к дракам.

Ситуация может быть обострена некомпетентными действиями учителя и воспитателя, (навешивание ярлыков ученикам типа «ты плохо воспитан» или «из тебя ничего толкового не получится»). [2] Это совершенно недопустимо в работе с детьми, т.к. завышенная требовательность, постоянная нервозность учителей может провоцировать агрессивное поведение, опять же как защитный механизм детей от внешних раздражителей.

В классах начальной школы повышенного внимания требуют тревожные, демонстративные и легко возбудимые дети, которые не могут понять причину такого состояния, отвергают помощь со стороны окружающих и укрепляются во мнении, что ситуацию изменить нельзя.

Учителя и родители в общении с такими детьми должны быть осторожны и корректны, сдержанны, они должны учитывать потребности и интересы детей, стараться включать их в коллективные отношения, иначе такие дети могут попасть в «группу риска».

Многие не обращают внимания на агрессивные вспышки в младшем школьном возрасте, говоря о том, что это пройдёт. Но все это приводит к тому, что ребенок начинает проявлять агрессивное поведение к сверстникам, учителям и родителям. Взрослые не должны отворачиваться от таких детей и оставаться равнодушными к их проблемам. Наоборот, стоит разобраться и понять, чем же обусловлено агрессивное поведение детей, и попытаться найти к ним подход, помочь в преодолении агрессии.

Работа педагога по проведению профилактики и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста может быть успешной, если педагог способен оказать индивидуальную помощь ребенку и правильно выстроить с ним взаимодействие, а ребенок должен быть готов принять предложенную помощь.

В заключении следует отметить, что у истоков проблем агрессивного поведения детей лежат в первую очередь проблемы в семье, а также трудности, связанные с неуспеваемостью в учении, и в школе, в проблеме установления контактов со сверстниками. В данном случае, учителям и родителям стоит задуматься, понять и разобраться, почему же на

сегодняшний день семья и современная школа стали «зоной риска» для значительного количества детей, местом передачи им негативного социального опыта.

Использованные источники:

1. Волкова. Е.И. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат, 1992. 94 с.

2. Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социс. 1994. №3. С. 94-97.

Клочкова Л.В. аспирант

кафедра педагогики и психологии профессионального образования ФГАОУВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» Россия, г. Ставрополь

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Представлена характеристика и особенности гуманитарных образовательных технологий в вузе, их возможности в развитии личностной зрелости студентов, обеспечении субъектной позиции всех участников образовательного процесса в вузе.

Ключевые слова: гуманитарные технологии, образовательный процесс, личностная зрелость, субъектная позиция студентов, диалогичность

Начало третьего тысячелетия характеризуется «глобальными инновациями» во всех областях культуры, экономики, техники, общественной жизни. По мнению исследователей «инновации преобразуют всю систему отношений человека с миром и самим собой. Глобальные инновационные процессы сопровождаются ускорением развития всех сторон общественной жизни, что обостряет и углубляет противоречие между темпами общественного и индивидуального социокультурного развития» [3].

Динамичные изменения в обществе и образовании детерминируют активный научный поиск инновационных технологий целостного развития личности, ее профессиональной культуры.

Современные вузы, перейдя на многоуровневую систему образования, призваны обеспечить подготовку личностно зрелых специалистов, способных к активной профессиональной и социальной деятельности в условиях инновационной экономики, готовых к творческому поиску решений в ситуации неопределенности; готовых к сотрудничеству, к проектной работе в междисциплинарном контексте.

Однако решение проблем развития личностной зрелости будущих специалистов осложняется тем, что в вузах все еще сохраняется традиционная практика обучения, основанная на субъект-объектных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.