Научная статья на тему 'Факторы народного воспитания в их взаимодействии'

Факторы народного воспитания в их взаимодействии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5389
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФАКТОРЫ / ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волков Геннадий Никандрович

В статье рассмотрены факторы народного воспитания во взаимодействии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы народного воспитания в их взаимодействии»

гогики вершинных произведений духовной жизни человечества. В списках авторов, к которым Г. Н. Волков обращается с целью аргументации, поиска аналогий, примеров, доказательств, не только классики педагогики, культурологии, этнологии, психологии, современные этнопедагоги, публицисты, писатели, учителя-новаторы, но и «Живая этика» Рерихов, труды академика медицины Н. М. Амосова, работы К. Э. Циолковского, А. Швейцера, «Учение Будды», Евангелие.

При таком глобально-ориентированном подходе, нацеленном на решение образовательных задач современности и расстановку главных педагогических акцентов, актуализируются воспитательные цели и перспективы этнопедагогического образования и основные концептуальные положения этнопедагогики: «...близость общечеловеческих духовных сокровищ народной педагогики к метапедагогике, к той сфере педагогических знаний, которая включает сверхинформацию, не имеющую временных и территориальных границ, переходящую из века в век, из страны в страну; педагогическая сверхинформация в общей структуре человекозна-ния и обществознания; конкретные национальные педагогики всех времен как частные случаи общечеловеческой, вечной, общей науки, развивающейся в ноосфере, в этносфере».

Педагогические традиции и традиционность воспитания Г. Н. Волков рассматривает в аспектах, сопряженных со спецификой функционирования народной педагогической культуры, ее полем (территорией) и пространством. «Территория... связана с современным функционированием народной педагогики, это своего рода географическая горизонталь конкретной эпохи, а пространство - это историческая вертикаль, которая складывается от эпохи к эпохе, вбирая в себя ценнейший народный, этнический педагогический опыт, превращая его в межнациональный, а затем - во вневременное, общечеловеческое достояние, что подтверждает общий, вечный характер воспитания. Однако “поле” и “пространство” друг с другом тесно связаны, ибо опыт многих поколений, эпох может быть концентрированно представлен в тот или иной исторический период, и в результате поле (территория) может оказаться просто проекцией “пространства” или его части».

УДК 37.0+371

Г. Н. Волков

ФАКТОРЫ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция,

быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы).

Природа - не только среда обитания, но и родная страна. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообраз-ность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причем это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики -с естественностью народного воспитания.

С природой как решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Помните «Декларацию прав человека»? Если не помните, вспомните и запомните: «Человек рождается свободным». Эта свобода удивительным образом поддерживается и реализуется в системе народного педагога-новатора Бориса Никитина, главная книга которого называется «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней». Естественное воспитание сильно напоминает раскритикованное и дружно отвергнутое «свободное воспитание».

Природа - это двор отцовского дома и Вселенная, мировое космическое пространство. Кажется удивительным, невероятным, но ведь и звезды на небе родины родные. Тысячи световых лет до них - но недалеко до них, рядом они. Совсем рядом... По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Непросто понять и проследить влияние природы на личность, на ее формирование. «Лоно природы» - русскими это сказано очень сильно. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве - высшая гармония жизни на земле. Кажется, и в этой естественности есть что-то сверхъестественное, божественное.

Настоящий поэт, музыкант, художник, педагог формируется прежде всего и более всего под влиянием природы. Когда у очень самобытного русского художника Тимура Новикова спросили: «Какие впечатления формировали тебя как художника?» - он ответил: «Я три года жил на Новой Земле. Зимой тундра занесена снегом. Белые медведи ходят вдалеке. На Новой Земле дуют настоящие сильные арктические ветры. Они запросто могут унести человека. Там бывает три состояния погоды. Первое - когда никто из живых людей не имеет права выходить на улицу Ветер такой силы, что человеку с ним не справиться. Второе - когда на улицу не выходят женщины. На улицах могут находиться только военные на бронетранспортерах. Третье - когда детей на

улицу не пускают. Очень хорошо передано состояние Новой Земли ненецким художником Тыкывылкой. Он участвовал в выставках “Мир искусства”, был другом Седова. Его выселили с Новой Земли, когда там устроили военные полигоны. Тыкывылку переселили в Архангельск. Он убегал на собаках на Новую Землю. Его ловили и возвращали обратно...».

Не буду оправдываться за долгое цитирование, ибо сами видите, сколько проблем прямо и непосредственно задето. Дан ответ на главный вопрос демократии и гуманизма - на вопрос жизни и смерти людей и народов: кто истинные хозяева, что в нашей стране важнее всего, что приоритетнее. Ответ однозначен: военные, полигоны, бронетранспортеры. Как сильно сказано о привязанности ненца к родине: на собаках добирается до родных мест, где на бронетранспортерах приходится туго. Лучше гибель, но со славой, чем бесславных дней позор. Лучше пронизывающий, валящий с ног и уносящий в мировое пространство ветер на родине, чем покой на печке на чужой стороне. Не понимающий этого едва ли может стать демократом, не признающий этого - недосягаемо далек от гуманизма. Единое человечество в лицах трех великих людей: Тыкывылка, Седов и Новиков - и тут же неотделимая власть родной природы, родины над человеком.

Природа у чувашей называется «сутсаталак», т. е. светлая погода, что означает средний мир, ибо есть еще верхний, где обитают боги и души святых, и потусторонний, нижний, темный. Гармоничный, комплексный подход к формированию личности, комбинированное воздействие на чувства, сознание, поведение диктуется природой. Если вы с этим согласитесь, то сразу обнаружите противоестественность содержания учебного предмета природоведения в начальной школе.

Мне кажется, что патриотизм - это, прежде всего, любовь к родной природе, ибо на ней-то и основывается любовь к родине. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм - дело тихое и интимное. Да, настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т. е. задушевно, свято хранимо. Любить вообще можно только тихо, никому ничего не демонстрируя, ничего не рекламируя. Любовь ли к родине или к свободе, демократии никак не проявляется в надрывах, криках, шумных са-морекламных излияниях. О любви не говорят, о ней все сказано. Давно сказано. Прекрасно поведал на эту тему Виталий Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли она свободу Она замахала крыльями и сказала: «Конечно! Солнце, воздух, простор, как это прекрасно!» И спросили у волка, а он говорит: «Я что-то об этом не думал». Посадили их в клетки, пришли через год, снова спрашивают. Спросили у сороки - она опять говорит: «Конечно!». Подошли к волку, а он умер... Так-то вот. Этот мертвый волк, извините, мне дороже...

Свобода и любовь народной педагогики - от природы и естественности. Чем больше противоестественного, тем меньше свободы и меньше любви, в том числе, к сожалению, и к родине.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Адыл-атте, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде, родник - «журавлиный глаз»... Родная природа позволила восстановить природную, подлинно народную систему воспитания -нравственный климат стал другим. Добрые отношения к природе сделали и людей добрее друг к другу.

Все это позволяет легко преодолеть педагогический вакуум, образовавшийся после развала системы коммунистического воспитания. Демократические, гуманистические традиции народного воспитания оказываются как нельзя кстати. Компенсация добрая, созидательная.

Природа - великий, мощный фактор народного воспитания: незаменимый, многосторонний, многогранный. Поэтому по-разному и проявляют себя народные педагоги, используя природу как фактор воздействия на личность. Вот, например, истинно народные заповеди литовского врача, педагога, психолога К. В. Динейки: «Бодро встаньте на коврик лучезарной природы. Устремитесь мысленно ввысь! Наслаждайтесь гармонией звездных миров, пребывающих в вечном движении!

Поклонитесь низко предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем!

Насыщайте мозг и весь организм живительной струей кислорода!

Выдохните неприязнь и озабоченность! Будьте веселее и активнее!

Уберите с лица пыль уныния! Улыбнитесь всепобеждающей жизни и матери-родине!

А теперь - идите, шагайте смело, радостно и стремительно».

Народным педагогом создана «солнечная тропа», пролегающая по лучшим, по самым красивым местам родины, здесь и поэзия, и нравственность, и здоровье. Привязанность к родным местам - стержневое свойство здорового патриотизма. Это я особенно остро почувствовал в Друскининкайс-ком музее леса. Как же я не сумел тогда предсказать, что народ, подобным образом относящийся к родной природе, так или иначе обретет свободу и независимость? Не приходила в то время на ум эта отнюдь не пророческая мысль. Очевидная истина. К независимости шел народ через формирование у подрастающего поколения трепетного отношения к родной природе. Конечно, не только через это. Родные песни - о родине, о родной природе. Да еще и пример чувашей к тому же. Чувашский пример очень помог прибалтам в обретении суверенитета. Так что вклад чувашей в национальноосвободительное движение народов Прибалтики бесспорен. Приезжали прибалты-поэты, художники, ученые в Чувашскую Республику и с тревогой говорили, уезжая домой, прощаясь: «Еще каких-нибудь сто лет, от силы -двести, и мы тоже окажемся в таком же положении. Униженными и оскорбленными. Надо уходить. Надо бежать. Спасаться надо от этой страшной империи». За ними по пятам ходили кэгэбисты, заранее строго предупреж-

дая ректоров, чтобы те не допускали встреч литовцев, латышей, эстонцев со студентами... Отвлеклись от природы как фактора народного воспитания. Однако есть опять контекст, опять связи, взаимосвязи, целостность.

Многое из опыта общения человека с природой духовно обогащает народную педагогику. Он может быть и национальным, но никогда не выпадает из общечеловеческих тенденций. Еж у чувашей священен, как и корова. Ветла - домашнее семейное родовое дерево. Дуб - общенациональный символ. Ласточка совьет гнездо на фронтоне дома у чувашей: «Чело дома приглянулось ласточкам» - счастье семье. Ласточка в 1939 г. выбрала себе место в самом верхнем углу фронтона нашего дома. Почему-то отвалилось, рухнуло гнездо, разбилось, погибли птенцы - в том году пожар уничтожил наш дом. Дятла стук услышишь - день предстоит радостный, увидишь дятла - день окажется счастливым: «Родственная птица - вечно в трудах и заботах, как чуваш». Василий Зайцев, председатель прославленного колхоза Чувашии, говорил, что человек без запаха земли долго не проживет, и в высотных домах в центре огромного города пусть хотя бы будут цветы в горшках.

В лесном ресторанчике «Монашеский дворик» недалеко от Эльгерсбурга в Германии я прочитал в левом переднем углу: «Человек нуждается в каком-либо своем местечке. Это место может быть очень маленьким, но о нем человек может сказать: смотрите вокруг, все это мое. Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь я нахожу отдохновение. Здесь моя родина. Здесь я дома». Надо будет специально подобрать подобные тексты для оформления помещений чувашско-немецкой гимназии в селе Траки. Не только на чувашском, но и немецком языке. И на русском тоже. Близкие по смыслу тексты. Как диалоги. Как мысли и голоса веков. Такое сознание привязанности к родному языку надо бы иметь каждому. Миграционная активность, неприкаянность кочевого населения огромной страны угрожает миру между народами. Пора переходить на оседлость и обрести родину Без этого не будет стабильности в стране.

Какое чудо - «Четыре желания» Константина Ушинского! Какое счастье просто жить здоровому ребенку на родине, на лоне природы. Слово-то какое: лоно... Уж как весело зимой! Что за прелесть эта весна!.. Я бы желал, чтобы лету конца не было! Осень - лучше всех времен года! Вот вам и ответ на вечный вопрос - что такое родина, что значит в жизни ребенка родная природа.

Вот идеальный случай воздействия на ребенка природы как фактора формирования личности. Только союз школьной педагогики с народной в состоянии обеспечить успех в использовании этого фактора в воспитании детей и успокоении стариков.

Итак, природа как фактор народного воспитания имеет гораздо большее значение, чем было принято считать до сих пор в школьной педагоги-

ке. Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причем не только в преподавании природоведения в начальной школе.

Теперь о других факторах народной педагогики воспитания.

Игра в жизни детей играет настолько колоссальную роль, что невозможно переоценить ее значение. Игривость, игривое отношение - это не только настроение, но и особое состояние души, влияющее, может быть, и на характер. Дети начинают играть очень рано. Задолго до того, как придет в их жизнь Слово, сначала - солнцем. Ловят луч, перемигиваются из кроватки-колыбельки с самим солнцем. Игра с матерью, да и ласка, нежность проявляются в играх. Чего стоит игра с собственными пальцами! Играть с самим собой, предаваться развлечениям, оставаясь одному - это удивительно. Ребенок узнает и познает себя шаг за шагом. Однако чаще всего это все-таки реакция на радость, вызванную приходом матери. Это продолжение, так сказать, хорошего настроения. Игра - удивительно богатая сфера деятельности детей. В народной педагогике их роль ценится невероятно высоко. Да и искусство, прекрасное приходит в жизнь детей вместе с игрой, в игре. Игра ведет к песне, танцу, пляске, сказке, загадке, к игровым прелюдиям. Скороговоркам, речитативам, жеребьевке. К победам и поражениям. Первые уроки жизни - здесь. Групповые интересы и взаимодействия. Межличностные отношения. Богатство общения. Лучшая из школ жизни. Невероятное многообразие народных игр и игрушек. Элементы труда в играх, в том числе и приготовление игрушек. Починка игрушек. Бережное отношение к ним. Любимые игрушки - это самостоятельная тема, очень большая. Элементы игровых веселий в труде, особенно после завершения работы. Игра на лоне природы. Есть песенная притча в чувашском народе: «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!». В чувашской педагогике есть знаменитый персонаж - ребячий пастух, так называют мужчину, придумывающего игры для детей. Общинный педагог, много сил и времени отдающий детям добровольно. Сохранились в народе и имена особенно знаменитых ребячьих пастухов. В играх достойнейшим образом проявляют себя и дети как педагоги. Впрочем, в играх старших детей с младшими, старшие - всегда воспитатели.

В играх, истинно, сосредоточено все или почти все. В них нетрудно проследить и действия демократических, гуманистических особенностей народного воспитания, народной педагогики: естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. Что может быть естественнее, чем игра? Что сказать о раннем начале воспитания как особенности народной педагогики - именно в связи с игрой? Да и в самовоспитание очень рано включаются дети в ходе игры. Именно игра позволяет раздвинуть границы самовоспитания и трактовать его нетрадиционно. Оно может функционировать без заранее поставленной цели - стихийно. А цели возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, по результатам, достижениям.

Игры настолько значительны в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, мотивах, установках. В играх якутские мальчики с трехлетнего возраста начинают усваивать богатырские, боевые, воинственные навыки и умения. Незабываемы в этом отношении строки о Нюргун Боотуре:

С первых младенческих лет Он привык вверх ногами ходить,

Он привык в недетские игры играть,

Он как воин воспитан был.

И слышу я и сегодня предостерегающий, требовательный голос бабушки: не мешайте детям играть!

Слово - величайшее из человеческих духовных сокровищ - зарождается тоже в играх, забавах, развлечениях. В повседневном общении с матерью материнское слово формирует родной, народный язык, который называется материнским. Материнское слово - божественно. В начале было слово... И слово было Бог... Слово стало Человеком среди нас... Слово было исполнено истины и благодати. Твое слово есть истина. Это из святого Евангелия Иоанна. Можно ли сказать о слове сильнее? Тогда каким же должно быть слово родное?

Года три тому назад мы долго беседовали о языке с Фазилем Искандером. Говорили о многом. И во многом было единомыслие. В философском плане: всякая война - это потеря языка, пренебрежение им. А если говорить о войне гражданской, то потеря языка - это потеря взаимопонимания внутри одного народа. Я сказал ему, что порою и межнациональная война возникает на почве защиты родного языка, речь всегда идет о жизни и смерти языка, а это жизнь и смерть нации. Дополняя друг друга, говорили и о русском языке, который исторически объединял нас всех, граждан великой страны, через него мы все понимали как-то друг друга. И вдруг совсем недавно обнаруживаю продолжение нашего диалога. Позволю себе привести окончательный вывод Фазиля Искандера полностью, потому что об этом говорю все время. «Язык - величайшее, мистическое явление человеческого существования. Я даже не знаю, могут ли быть какие-то достоверные объяснения его появлению. Язык дан людям для того, чтобы они, поняв друг друга, могли жить вместе. В отношениях между народами нет никакого иного пути, кроме поиска взаимопонимания. Любой иной путь - это путь насилия, разрушения, презрения к человеку». Я бы добавил еще: презрения к народу... И нет насилия более невыносимого, чем насилие над национальным языком.

Вот какие далеко идущие обобщения делает президент Украины Леонид Кравчук, отталкиваясь от языка: «Печально, но я довольно часто наблюдаю пренебрежение со стороны россиян к украинскому языку, к украинской культуре. Возможно, это вопрос не столько политических убеждений, сколько менталитета. У людей, живущих, по сути, в колониальном положении, как

мы, украинцы, свои национальные чувства. Они отличаются от тех, которые испытывают россияне, привыкшие, что они всем “старшие братья”. Мы защищаем свое собственное, а россияне пытаются отстаивать завоеванное у нас. Увы, для русского человека демократизм зачастую заканчивается там, где начинаются интересы России, даже если это интересы имперские». Думаю, что честному человеку, истинному демократу не так-то просто найти аргументы, чтобы доказательно возразить президенту.

В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите, пожалуйста, частушки, прибаутки, скороговорки, речитативы, песенки, загадки, пословицы, поговорки, приговорки, моленья, назидания, басни, притчи. И особенно - сказки... Как видите, тема эта неохватная, самостоятельная, каждому жанру - толстый том: история, теория и практика и плюс тексты.

«Ничто так не сплачивает человечество, как сказки», - писал Назым Хик-мет. В них, действительно, нет ни тени национальной ограниченности. В своих классах - с 5-го по 8-й - я всегда вел предмет, вместо классного часа, он назывался «Сказка», а преподавал я математику. Сказки народов мира - что может быть удивительней? Моим ученикам были доступны сказки многих народов мира. В классе была уникальная библиотека из книг сказок трехсот народов, своего рода филиал моей домашней библиотеки. К сожалению, немало книг так и не вернулось обратно на свое место - это результат воспитания, и о нем я говорю в порядке самокритики. Немецкая сказка братьев Гримм «О рыбаке и рыбке», та же сказка Пушкина, доставляла нам радость с 3-го по 9-й класс. Мы ее читали и на чувашском, и на немецком. На немецком имели и диалектный текст, народный, так сказать, и литературный. С прекрасной учительницей литературы Александрой Леонидовной Райковой мы шаг за шагом поднимались по ступенькам, мечтая охватить, осмотреть, увидеть затаенные утолки этой мудрой сказки. Ее класс готовил подарок школе к своему выпуску - музей одной этой сказки А. С. Пушкина. Чего только не имели! И работу вели огромную среди населения с этой сказкой -вплоть до драматических представлений, устных опросов и письменных анкет. Планы оказались, к несчастью, неосуществленными: красавица и умница учительница, заболев в двадцать семь лет лейкемией, ушла из жизни, оставив трех сыновей и не доведя свой класс до выпуска... Перед глазами до сих пор клубные встречи, конференции, диспуты. И главный вывод - регулирование человеческих потребностей, придание им разумного направления, иначе каждая дура захочет мирового господства. Нет, не выйдет - каждому по потребностям. Способности - ограничены, а потребности - вселенских масштабов!

То, что я рассказываю об учебном предмете «Сказка», не факт моих воспоминаний, а реальный опыт. Документированный опыт, так сказать. Однажды в классе самый высокий рейтинг получили туркменские сказки о Ярты-гула-

ке. Отзыв о них, написанный одним из моих учеников тридцать лет тому назад, я подарил недавно профессору Курбану Пирлиеву, видному туркменскому этнопедагогу Приятно сегодня вспомнить, что мои ученики в своем внимании выделяли то, что и мне было особенно дорого. На видном месте в классе было изречение из «Трех лепешек»: «Помни, милый: тепло бывает сердцу, когда отец видит возле себя заботливого сына». Именно в туркменских сказках была обнаружена пословица, которая встречается почти у всех тюркских народов: «Мед - сладок, но ребенок слаще меда». На одной из встреч академик Азиз Измайлов и профессор Эдем Аблаев привели мне множество параллелей из крымско-татарского фольклора, живо перекликающихся с духовной культурой Востока. Да и в книгах академика много об этом. На русском языке висел у нас в классе плакат: «Много прекрасных земель на свете, много богатых стран, но нет для человека края дороже, чем та земля, на которой он родился». Это - последние слова на последней странице большой книги туркменских сказок. Вспоминаю об этом, и тут же передо мной возникают те самые, иконно оформленные немецкие слова в лесном ресторанчике - только что я их приводил. Вот вам и диалог культур, вот заодно общечеловеческие ценности: для нормального человека независимо от его национальности нет ничего дороже родины.

Слово в сказке имеет необычную символику. С профессором Али-гейдаром Гашимовым, ведущим этнопедагогом Азербайджана, мы как-то обсудили итоги моего урока по сказке «О семи братьях». Я ему показал записи моих учеников, анализирующие мудрость и доброту людей: «Злые соседи -завистливы. Зависть - самое страшное зло... И очень красивые девушки могут быть очень злыми, как, например, дочери дива... Разве семь братьев могут покинуть одну сестру? Все семь братьев женились на красивых девушках из своего селения...». Дети обратили внимание даже на трагедию семьи, в которой у братьев нет сестры. А часто представляется у нас, что на Востоке желанным является только сын. Оказывается, повсюду люди - это люди. Профессор удивился: дети увидели то, над чем этнопедагог не задумывался в таком контексте. А если честно, диалог, конечно, шире и глубже: «Одной рукой узел не завяжешь», - сообщает профессор азербайджанскую пословицу. «Одной рукой узел не развяжешь», - вторю ему чувашской. Поехали в гости к азербайджанцам под Тбилиси, услышали точное воспроизведение моей, чувашской. В Бишкеке нестарый чуваш произнес, как свою, пословицу, услышанную мной от азербайджанского профессора. Повсюду возникали и прагматические суждения, и философские рассуждения. Одно дело - узел на самой веревке или нитке, другое - узел, соединяющий два конца. Получаются узлы разного рода, и потребуются усилия разной степени для завязывания и развязывания. Спонтанно возникают, причем все время, всякие комментарии, подтверждения, уточнения, иллюстрации...

Как много значат труды Ш. А. Мирзоева о народной педагогике в духовном сплочении народов Дагестана! Немало сделала для дружбы узбеков и казахов Гульзамира Баубекова.

Священные тексты Хадисов, второй книги мусульман после Корана, совершенно по-иному увидел профессор Бекмурад Кадыров, талантливый узбекский этнопедагог Он обнаружил в них множество общечеловеческих, совершенно светских моментов, уловил внутренний диалог между разными слоями населения, более того, выделил в фольклоре отзвуки священных книг. «Человечность - превыше всего», - вот его суммарное заключение, выведенное из диалогов культур. Это тот самый профессор, который на защите своей докторской диссертации в Академии педагогических наук Советского Союза поблагодарил специализированный совет за предоставление возможности еще раз почувствовать себя счастливым благодаря сохранившемуся чувству принадлежности к братской семье народов и самочувствию гражданина великой страны.

Мне этнопедагоги всех стран интересны отсутствием у них национальных пристрастий, предубеждений, предрассудков. Поэтому-то я очень высоко ценю гуманистические ценности народной педагогики, ее общечеловеческие сокровища. Как прекрасен глубокий исследовательский труд Нанули Лакашия об извечном абхазском гуманизме! В происходящих в Абхазии событиях коренной народ, хозяин страны - жертва. Это однозначно. На всю жизнь запомнился эпизод: старый грузин плачет, причитая у своего разрушенного дома: «Зачем они на нас напали?..». Можно обвинять русский народ в сепаратизме за провозглашение суверенитета России? Великая сила слова в народной педагогике сказывается во всем. Языки разные - душа одна. Слово, между прочим, - это и письменность. Чего стоит, например, лишение любого из народов родного алфавита! Внук не сможет прочесть на могильной плите имя своего деда.

Свыше ста лет из учебника в учебник переходит прекрасный рассказ Ивана Яковлева «Рыбная ловля». На великом озере ловили рыбу чуваши, русские, мордва. Чуваш вытаскивает невод и говорит: «Сукка» ( нет), - мордва вытаскивает - говорит: «Арась» (нет). Русский удивляется: какие же счастливые чуваш и мордвин - все щуки и караси им попадаются. Мораль рассказа неожиданна: чуваши, русские, татары, мордва - все одно - люди. Перевести предельно лаконично Яковлева непросто: по смыслу, скорее всего, это - одно слово - «человек». Однако дело не только в том, что общечеловеческое -приоритетно, но и во всемирном характере вывода: в выводах неожиданно появляются татары, которых не было среди рыбаков. Расширение перечня народов в выводе символично, хотя, конечно, если бы и татарин вытаскивал пустой невод, его огорчение неудачей тоже можно было бы услышать как «щука».

На уровне народной педагогики нет никакого материала для межнациональной розни, даже для недоразумений. Повсюду разгорающиеся войны - это сфера политики. Традиционная культура народов враждебна этой политике. На Международной конференции ЮНЕСКО в Якутске (16-21 марта 1993 г.) Садеттин Башер сказал мудро: «Мы, педагоги, обязаны

объединить то, что разъединили политики»... Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Народы говорят на разных языках, но духовно они очень близки к друг другу Удивительнейшим образом проявляется это у тюркских народов, у славян. Русская сказка «Репка» представляется мне гениальной. Ее читал, пересказывал немецким детям - очень им нравится. Как-то в Литве купил 100 экземпляров «Репки», изданной буклетом в Минске миллионным тиражом, 3 копейки штука. Рисунки интересные, думал, подарю дома детям, знакомым. Побывал в литовской школе, русской, рассказывал о «Репке» - и у меня почти ничего не осталось. Пошел пополнять свои запасы - все распродано, не нашел больше ни одного экземпляра ни в киосках «Союзпечати», ни в книжном магазине. Вот так мы жили с литовцами - и сказки русские во взаимопонимании тоже помогали.

Есть и чувашский вариант «Репки», называется «Репа». Чрезвычайно своеобразен вариант - как самостоятельная сказка, кажется, можно было бы перевести обратно на русский. «Дядя Палюк посеял репу, говорят»... Как же представлена связь между действующими лицами? Дядя Палюк, его жена, ее дочь, ее щенок, его кошка... А вот мышь уже ничья, нейтральная, как бы «неприсоединившаяся». Связь с остальными устанавливается только посредством ее старательного действия.

На этих примерах мне хотелось показать неограниченные возможности слова, словесных средств и методов. Духовность связана прежде всего со словом, языком, речью. Она определяется ими - что думает человек, что говорит, что делает. Все это отражается в словах. Сила слова невероятна в человеческой жизни. Поэтому и говорят о слове: можно им убить, можно и воскресить. Покаяние, заклинание, клятва, благословение, завещание -это слова, но в них высшие проявления человеческого духа. Покаяние - это уровень самосознания, духовности, совестливости, нравственности. Покаяние - это потрясение, катарсис.

Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение. Безгранична сила доброжелательного слова, в народной педагогике его положение и значение приоритетно. Словесные приемы воздействия на личность многообразны: увещевание, уговор, разъяснение, приказ, просьба, поручение, поверье, приучение, наставление, назидание, пожелание; совет, намек, одобрение, благодарность, осуждение, упрек, укор, зарок, запрет; благопожелание, завет, заповедь, исповедь...

Ограничиваюсь перечислением, и то неполным. Думаю, что своеобразие народных приемов воздействия на личность представляете даже по их названиям. Обстоятельно разбирать их нет у нас возможности. А если серьезно заняться ими, то каждый прием - тема специальных книг: и фундаментально-теоретических, и практико-ориентированных, и прикладно-методических... Как же много мы теряем, не оказывая в практике воспитания дос-

тойного внимания богатейшему арсеналу средств народной педагогики. Остановиться бы нам в этой суете сует и задуматься, подумать.

Слово -решающий, самый универсальный фактор народной педагогики. Диапазон его действия огромен. Слово и в играх, и в быту, и в общении, и в религии, и в примере. И повсюду проявляет себя особенным образом. В игре - одно, в церкви - другое, в классе - третье.

Однако есть еще один аспект вопроса: это - родное слово, родная речь, родной язык. Из проблем - острейшая. Тотальная дискриминация национальных языков привела к духовно-нравственной деградации многих народов, в десятках из них произошли необратимые процессы. У меня нет уверенности, что их можно вернуть к жизни. Полагаю, что первым и главным условием возрождения традиционной культуры воспитания является безоговорочное снятие мер ограничения родных языков. Надо изучать мировые языки, языки региональные, официальные, государственные, но ни в коем случае не за счет родных языков. Как сказал Иван Яковлев, русский язык не вместо родного, а вместе с родным. Конечно, надо создавать и не-чувашам необходимые условия для изучения чувашского языка. Живя в Чувашии, не знать чувашского - это самоограбление. Добровольно отказываться от такого богатства? Уму непостижимо. В конечном счете, знание языка -это и естественный факт уважения к народу, носителю языка. А как же иначе? В конце концов, как же можно отставать от тех, у кого два языка? Знание языков - это, повторяю, всегда факт уважения к носителям языка. Русскоязычное население - это, как правило, люди, не знающие и не желающие знать другого языка. К сожалению, на местах неодобрительное отношение к ним по недоразумению переносится на русский народ, что несправедливо. Среди русскоязычного населения немало и аборигенов, духовно порвавших с родной средой, может быть, даже более враждебных своему народу, нежели давние и недавние мигранты. Тонко подметил это в свое время Ленин: обрусевшие инородцы вечно пересаливают в истинно русском настроении. Любым языком любой человек в любом возрасте - при значимой мотивации - в состоянии овладеть в течение двух-трех лет. Поэтому и конфликто-вать-то не надо на этой основе, надо изучать. Паритетность языков - лучший способ преодоления недоразумений. Дорога к Храму взаимного понимания лежит через Слово. Иначе и быть не может. В народной педагогике это решалось естественно и просто. Действительно, в народной педагогике процесс овладения языком естественный, стихийный, спонтанный. В Трех-балтаеве дети до поступления в школу владеют тремя языками почти на одинаковом уровне, т. е. как родным. Существовало мнение, что младшие дети с большей успешностью изучают новый язык - это может соответствовать истине, если признать нормальным - демократичным и гуманным -насильственное вытеснение родного языка. В настоящее время можно считать доказанным, что в целом старшие учащиеся овладевают языком успешнее, ибо этим они занимаются сознательно, целенаправленно, им доступ-

ны многие навыки, необходимые для изучения языка: мое поколение чувашской молодежи поступало в 8-й класс без знания русского языка, а через три года в национальных вузах освобождалось от обязательных занятий русским языком - из-за свободного владения им, тогда как многие русские продолжали заниматься вплоть до государственного диктанта. Между прочим, эвакуированные в Чувашию во время войны евреи, русские, украинцы, белорусы, эстонцы, латыши, литовцы продемонстрировали, в отличие от более поздних мигрантов, свои симпатии к чувашскому народу: они охотно овладевали языком народа, который принял их как братьев.

Дело, действие, деятельность, труд в народной педагогике занимают особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда, что очень важно в условиях разбойничьего рынка, когда предлагается ни шагу не делать бесплатно. Не все продается и не все покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности. Быть может, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела. Отвергаются хвастовство, хвастливость. Деятельные люди словам, не подкрепленным делом, не доверяют. Им подавай видимый результат. Так, например, в настоящее время граждане Москвы точно знают о двух видах деятельности правителей - купанье в проруби и игра в футбол. Видят невыполняющиеся законы, указы. И результат - развал, хаос. Другого ничего не видно, - и это печально. Народу очень важно знать дела правителей, видеть результаты их забот, иначе возникают сомнения в нравственной сути их слов и намерений.

Многообразное дело, полезное для детей, для семьи, для соседей, односельчан, людей вообще, народа - вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связываются и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям. Сильно влияние общественного мнения. Многие народы сохраняют добрые трудовые традиции.

Общение как бы суммирует действие предыдущих факторов - природы, игры, слова и дела, и эту сумму передает последующей группе факторов - традиции, быту, искусству, религии, примеру-идеалу.

В народе общение невероятно богато и многообразно. У чувашей есть песня одиночества «Уй варринче». Есть вариант женский, пожалуй, более поэтичный, и мужской. Тяга людей к друг другу имеет невероятную силу. Одинокий раскидистый дуб стоит, думал - отец. Нет, не отозвался, сыночком не назвал... Как много значит ласковое слово! Далее в песне следует мать, возлюбленная... Наконец, полные блюда желтых орехов - с кем посидеть и погрызть их? В сердце грусть-тоска: с кем посидеть, поговорить и развеять? Не общение ли - высшее духовное богатство в отношениях между людьми?.

В специфике общения проявляется и национальный характер. Чуваши, например, очень сдержанны в проявлении чувств. Поцелуев никто не видит. Мать, кормя младенца, целует вершинку, начнет ребенок ходить, самая нежная ласка - гладить по головке, старше станет - по спинке нежно похлопает (чаще это делает бабушка, нежели мать). Есть пословица: «Чуваш целует в колыбельке и в гробу».

Слово «любовь» - оба варианта: «юрату», «саву» - произносятся крайне редко. Эти слова священны, они выражают божественные состояния души, и их нельзя произносить всуе. Между прочим, эта мысль серьезно внушается детям. Не слова, а поведение, доказывающее истинность чувств, - вот что превыше всего ценится в чувашской среде. Формированию такого отношения к проявлению чувств надо бы уделять специальное внимание и в школе. Мне представляется весьма перспективной высокогуманная, демократическая методика приучения детей к деловому, доброжелательному общению, предложенная Львом Клементьевым и успешно реализуемая в целом ряде школ. При этом надо бы усилить в этом опыте этнопедагогичес-кий компонент.

В общении французы, англичане, немцы проявляют себя по-разному. Насколько же очаровательны в душевных контактах немцы! Доброжелательность невероятная. Просты, ясны, доверительны. Общение без задних мыслей. Благородство, порядочность наблюдается на каждом шагу. Когда разобрался в человеке - дружеские отношения, обращение на «ты», и эта дружба, как правило, на всю жизнь. Это я мог бы проиллюстрировать на множестве примеров.

Традиция как бы организует связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия - такое восстановление может быть спасительным для человечества. В этом меня более всего убеждают японцы и якуты. Честно говоря, я очарован духовно-нравственными традициями народа саха. Национальная гордость, национальное и человеческое достоинство якутов питается именно демократическими, гуманистическими традициями нации. В этих же традициях и объяснение отсутствия национальной ограниченности среди якутов.

Я отнюдь не склонен идеализировать огульно все народные традиции. Конечно, в традициях немало и отсталости, но становится не по себе, когда видишь, как вместе с отсталостью уходит и самобытность. Термин «отсталые народы» изжил себя, он не работает больше, научно несостоятелен. Надо же иметь в виду типы культур - что с чем сравнивать. Очень это непросто. Когда чукча спрашивает: «Чем мы хуже древних греков?» - то это требует

более серьезного отношения. Так называемые «отсталые народы» - как дети. Древняя Греция - детство человечества. Можно ли детей, среди ко -торых преобладают одаренные, называть отсталыми из-за того, что они не в состоянии изобрести нейтронную бомбу? Пока что «вершинами» научнотехнической цивилизации остаются взрыв над Хиросимой и взрыв под Чернобылем. Цивилизация, освобождаясь от традиций, кажется, готовится уничтожить себя самыми нецивилизованными методами. Традиция - это факт цивилизации, причем во всех областях.

В настоящее время бесценные знания сельских ребят умирают без применения - из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская крестьянская цивилизация, богатая традициями, представляет собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой цивилизации далеко не исчерпаны.

Бурный прогресс современной цивилизации оставляет как бы на обочине многие знания, умения и навыки, приобретенные всем ходом многотруд -ного исторического развития человечества. Подчас выпадают из процесса духовного развития мира целые пласты, целые культурные системы. Особенно те, которые созданы и продолжают создаваться народами, приверженными к своему традиционному образу жизни. Не так редко, увы, исчезновение и самих народов: одни вымирают, другие растворяются в более крупных, часто в более энергичных, агрессивных, жестоких соседях.

Степень цивилизованности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деградации.

Традиции по значению определяющи в народной судьбе. Евреи сохраняют себя этнически именно благодаря традициям. Они, оказывается, важнее, нежели даже язык. Строго говоря, да и сам национальный язык есть ничто иное, как элемент традиционности, важнейший ее компонент.

Традиции многообразны. О народе или о какой-то стороне его бытия можно судить по ним. Конечно, в них может быть много и консервативного, может быть, и дикого, явно устаревшего, наивного, но это - жизнь народа. По ним можно судить о менталитете. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей, ибо человечество - это единый космический этнос, вселенская, так сказать, личность, народ - это историческая личность, индивид - целостный образ человека, человеческая личность.

Семейные заветы всегда были крепки среди чувашей. Целомудрие во взаимных отношениях превыше всего. Разводы практически отсутствуют. Супружеские измены исключены. Нет грубых ругательств, нет и срамных песен. Стыдливость имеет многовековые корни. Это не забитость, несмотря на то, что во многих случаях чуваши, конечно, народ безропотный против

энергичных, предприимчивых своих угнетателей. Эта безропотность, покорность стимулирует чувство безнаказанности. Что же поделаешь - это не вина, а беда. С другой стороны, и то правда, гражданский мир в Чувашии поддерживается именно этим вечным терпением. Стабильность нужна, и основа мирных отношений в уступчивости, покладистости. Пока что этот древний, мудрый народ переносит и грубый диктат, и провокационные угрозы фашиствующих экстремистов, он вынужден мириться и с национальными унижениями во имя мира. Это тоже от тысячелетних традиций. История это оценит. На это и рассчитывал Иван Яковлев, называя свой народ мирным из мирных и призывая к терпению.

Однако не об этом я хочу сказать. О семейных заветах. На свадьбе - бла-гопожелание матери сыну: «Если тебе Бог отпустил сто лет, проживи только девяносто девять, а невестка, наша голубушка, наш драгоценный ангел, пусть проживет сто один год. Что тебе делать без нее в этом мире?», «Первая жена чугунная, вторая - глиняная, третья - стеклянная». «Первый сын -стеклянный, второй - глиняный, третий - чугунный». «Первая жена - от бога, вторая - от несчастья, третья - от дьявола». «Хочешь долго жить - будь здоров, хочешь быть здоров - береги жену».

Разведенных не берут в жены: можно было бы подумать, что это нечто национальное, дикое, оказывается, это же самое есть и в Евангелии. «Дети - краса земли», надежда и опора. Община никогда не оставляла сирот. Иван Яковлев вырос в чужой семье; у матери, кормящей и своего младенца, и Яковлева, собственный ребенок умер. Вероятно, не хватало у матери молока двоим. Не свои дети бывают, а чужих - не бывает. Специальное внимание оказывается семейным традициям потому, что народная педагогика лучше всего чувствует себя именно в семье.

Быт как фактор народного воспитания естественно примыкает к семье, в нем концентрируются важнейшие этнические традиции. Быт суммирует все предыдущие факторы, в совокупности они в ткани быта приобретают новые качества. Разумеется, быт оказывает влияние и на последующие факторы воспитания: на искусство, религию, даже на пример-идеал. Естественная жизнь народа наилучшим образом проявляет себя именно на фоне быта. Между прочим, быт - это как бы нечто симметричное природе в системе факторов, столь же он многообразен в своих проявлениях, как и природа. Быт в сущности - это природа, сотворенная человеком, его домашняя, внутренняя жизнь, естественное его бытие.

Искусство как фактор воспитания свидетельствует об общей устремленности народа к прекрасному. Значение народного искусства в воспитании более значительно, чем можно себе это представить. Пожалуй, его роль в народной педагогике куда выше, чем место искусства в целом в школе. К сожалению, в школьном воспитании искусство никогда не займет того места, какое оно занимает у народа.

Народное искусство противостоит массовой культуре, формалистическим

ухищрениям, уводящим людей от народной жизни. Насаждавшаяся в народе антинародная культура может быть устранена только народным искусством.

Есть у народа песни-символы, характеризующие национальный облик. Есть главные песни, которые должен знать каждый человек. У чувашей, например, это «Алран кайми» (гимн объединения), «Вёз-вёз, куккук» (песня благодарности), «Уй варринче» (песня одиночества, песня-раздумье). Совершенно уникальна «Заячья песня»: идут, идут охотники, убьют, сдерут шкуру, продадут, купят водку, напьются, будут жен бить, дети будут плакать - «О, как мне жаль деток, как жаль их»... Погибая, заяц плачет о детях своих палачей, кажется, ничего подобного нет в мировой культуре. Так, в немецкой песне заяц плачет, представляя, как охотник будет угощать им своего гостя, отламывая от него лучший кусок.

Образность, эмоциональность украинских песен бесподобна, ни с чем не сравнима - не зря же поет их до сих пор вся страна - бывший Советский Союз. С лирическими песнями перед взором появляется красивая украинка в национальной, богато вышитой кофте, символизируя Украину А Россию, русский народ, русскую женщину, кажется, наилучшим образом представляет песня «Помню, я еще молодушкой была»: вся жизнь любящей женщины - между поцелуем корнета молодого у колодца и стоном раненого генерала. Столько целомудрия и тоски в песне. И вдруг: «Русские проститутки - самые лучшие в мире», «Русские проститутки - самые дешевые в мире»... Нет, народу, народному искусству, народной педагогике веры гораздо больше, нежели навязываемому массовой культурой искаженному образу любого из народов.

Старый орок поет: «Здравствуйте! Я родился» - далее благопожелания молодежи быть добрыми, честными, любить труд. Ительменская мать утром поет младенцу пробудительную колыбельную песню, чтобы он встретил новый день с хорошим настроением.

Искусство, прекрасное, сильное, действует совокупно. Представьте себе Республику Саха. Вот символические «киты красоты», на которых держится якутская народная эстетика, народная педагогика: сэргэ (коновязь), чорон (кубок для кумыса), хомус (варган); ысыах, олонхо, осуохай... Об их взаимодействии можно было бы говорить и час, и два. Коллективный танец с песней «Осуохай» объединяет народ саха так же, как чувашей объединяла «Ала-ран кайми»... Но ведь и у чувашей тоже есть все это - алтар, шапар, акатуй, Улып, вайа (тапа, кушар). Как же мы допустили их уход из народной жизни? Неужели многолетняя борьба чувашских правителей со своим народом увенчалась столь блестящим успехом?

Современная школьная педагогика, к сожалению, до сих пор недооценивает роль искусства в воспитании и развитии личности. Искусство имеет настолько сильную власть над душами людей, что можно сравнивать эту силу только с ядерной энергией. Вспомните недавние песни,

причем самые популярные, которые были не просто народными, а стали даже пирушечными: «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех», «Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна», «Мой адрес - не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз». Чувство превосходства - чувство разрушительное. Насколько могуч все-таки шовинизм, он все может уничтожить на своем пути, все - и дружбу братских народов, и великую страну, всех от себя оттолкнет. А каковы эти безродные, бездомные, бродяги, бомжи, мигранты, перекати-поле, эти оккупанты в своей собственной стране, каковы они в самом деле?! Искусство, отнюдь не красота, отнюдь не прекрасное, скорее, псевдонародное, делало свое дело, эмоционально оправдывая и поддерживая заносчивость, чувство превосходства, испоганивая естественные, самые святые чувства человеческого братства.

В чем спасение? В возвращении к своим исконным, родным истокам. Надо припасть к своим чистым родникам. Всем это необходимо: и русским, и чувашам, и татарам, и чеченцам, конечно. Немцы, не имея возможности вернуться к своим истокам, возвращаются на этническую родину. Сколько же трагедий с этим связано?! Оставаясь без немцев, Россия понесет неисчислимые потери. Огромна была роль народного искусства, народных традиций в завоевании литовцами, латышами, эстонцами свободы и независимости. Я все время про себя думаю: «Вот пели, пели свои песни народы -объединились и освободились от ига “империи зла”»...

А могло быть все иначе. Каких-нибудь 3-4 года назад народы вполне устраивала бы даже федерация, конечно, не фиктивная, а настоящая. Упустили время - уже и конфедерации стало мало, недостаточно: потеряли народы всякую надежду на отказ центра от шовинизма. А ведь дети, московские, русские дети, проклинали горбачевскую блокаду Литвы, спрашивали: «Признание ли это того, что Литва больше не союзная республика а враждебная нам страна?». Если сомневаетесь, я дам вам адрес 14-летнего ученика и его школы.

Народная педагогика, чуждая всяким национальным предубеждениям, всегда сплачивала народы, сохраняла им духовные, нравственные силы, их живую душу, она же внесла вклад и в дело их освобождения.

Религия - стержневой фактор в духовном формировании личности. Духовность человека определяется, конечно, не только религией. Религиозный фанатик, как и воинствующий атеист-экстремист, вызывает в душе неприятие, беспокойство, даже тревогу Атеист, признающий свободу совести, понимающий общечеловеческие нравственные ценности, может не уступать в духовности любому верующему Здесь ни к чему крайности, взаимоисключающие альтернативы. Жизнь многосложна, демократия в любой сфере, особенно в сфере образования, немыслима без плюрализма мнений, взглядов, убеждений.

Вера в Бога не может, не должна стать модой, ибо главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего

комплекса межличностных отношений, вера в Бога и не может быть спасительной в духовной жизни людей. Мне кажется, что в этом отношении глубоко прав А. М. Леонов, старообрядец-энтузиаст, делающий ставку, прежде всего, на культуру, на духовность. О многом говорит и его программа старообрядческого культурного центра на его родине, в Бурятии. Мне хотелось бы и в данном случае обратить внимание на обширный контекст, на гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.

Тем не менее я дерзнул бы прямо сказать, что преследование за веру имело катастрофические последствия. Поэтому люди твердой веры, настоящей веры, достойны всякого уважения, понимания и поддержки. Как-то я побывал в мужском монастыре в Хейлигенштадте, до меня там никого из советских граждан не было. Сможете ли вы себе представить, насколько высокообразованные, духовно богатые люди монахи? Да, душевны очень: по-видимому, душевность и духовность очень близки к друг другу, и задушевность в общении едва ли мыслима без духовности. С настоятелем мы говорили очень долго, не торопясь, говорили о мире, земле, о добре, любви. Говорили мы одинаково заинтересованно о Боге и Человеке. Мне казалось, что я смотрю в глаза Демократии и Гуманизму Находясь далеко друг от друга в отношении к религии, мы прекрасно понимали друг друга, быть может, гораздо лучше, чем в то время коммунист коммуниста... Мир человеческий очень сложен. Повторяю, я был в монастыре первым и единственным из Советского Союза. В книге почетных посетителей оставил запись, свидетельствуя свое уважение к духовной жизни монахов. Это многих удивило. Позднее об этом долго вспоминали немцы и говорили о смелости посетителя.

Случалось разное в жизни, кое о чем сегодня вспоминаешь с чувством некоторой неловкости и даже сожаления. В 1970 г. я посетил дальнее старообрядческое поселение на Енисее, что в Туве. При мне второклассник в школьной библиотеке подбирал себе книги. С книгами было туго - та не интересна, та трудна для того возраста. И библиотека была небогата. И вот предлагаю мальчику книжечку о школьных годах Владимира Ильича Ленина. Ученик второго класса решительно отмахнулся от нее, почти оттолкнул от себя книгу, хотя и не задел, но жест был жестом не простого неодобрения, а решительного отрицания, отвержения, быть может, даже презрения. «Не буду я о нем ничего читать. Он был очень плохой человек». Не хочу по этому поводу особо распространяться. Не буду говорить, что устами младенца глаголет ангел, пророк, истина. Какие-то мысли у вас и так возникнут. Тем более своих симпатий к старообрядцам я и так никогда не скрывал. Сегодня я вспоминаю этого мальчика с уважением. Каково было его родителям? Поэтому повторяю - люди твердой веры достойны уважения. Особенно сегодня, когда партийная номенклатура всему миру доказала, чему она верила и верит. Честные коммунисты и номенклатура - это две разные партии, два враждебных сословия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До религии были названы в качестве факторов народного воспитания природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство. Религия оказалась рядом с суммирующим, своего рода итоговым фактором - примером-идеалом, примером-символом. Но ведь религия сама тоже во многих деталях, быть может, даже в решающих, суммирует все предыдущие факторы. Природа божественна - это не только поэзия. Поклонение природе в целом и отдельным ее элементам, начиная от Солнца и кончая солнечной иволгой, - это не только языческое, это нечто высшее, не мешающее, не исключающее ни буддизма, ни магометанства. Думаю о марийцах-язычни-ках в Нижегородской губернии, всего-то их восемь тысяч. Они же сохранили себя благодаря обожествлению родной природы. Сохранили и духовность. И опять приходит на ум вопрос-удивление: чем марийцы хуже древних греков, ну чем?! Любовь к природе - часть всеобщей любви. Любовь к Богу тоже в этой же великой любви. Человек в этом мире и сам бог, раз он бог, то прекрасен.

Если игру соотнести с религией, наверное, можно рискнуть быть бестактным. Однако игра - феномен гораздо более серьезный, нежели можно было бы подумать. Признание присутствия в церковных обрядах, ритуалах, церемониях игрового момента ни в коем случае не есть святотатство, честное слово. Есть нечто и сценическое. У меня на родине, в Больших Яльчиках, священник, отрекшийся от сана, собирался идти на сцену: говорил, что готов к этому, ибо нечто, чем он занимался, имеет много традиционно театрального, сценического. Думаю, что он об этом говорил без цинизма, не приспосабливаясь к коммунистам-антихристам. Жизнь многосложна, и далеко не все сюжеты прямолинейно объяснимы.

Основная тема всех религий - дети, воспитание. В христианстве главная тема - мать и дитя. Мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и ни сына человеческого, ни сына божьего. Обожествление святости материнской любви созидательно. Эту любовь копила мать миллионы лет. Иконе Богоматери Умиления (XII в., Новгород) в Успенском соборе Кремля скоро тысяча лет. И столько же лет умиляет целомудренная, затаенная, пожалуй, даже робкая улыбка матери.

Религия сама по себе несет мощный заряд духовности, но много значат связанные с ней ритуалы: символ веры, молитвы, исповедь, причащение, таинство крещения, венчание, отпевание... Все это, приближая человека к Богу, возвышает его. Архитектура, колокольный звон, торжественная служба, тревожный свет свечей, иконы - их воздействие на душу едва ли решится отрицать даже грубый, вульгарный материалист, знающий только одно: бога не существует, потому что его нет. Вы знаете, о чем говорят правоверные мусульмане в предмечетье, перед тем, как войти в зал для молений? О детях и внуках, только о них. Оценки, характеристики, взаимный обмен мнениями по поводу встреч с детьми. Во всем, что в той или иной форме

связано с религией, есть огромный нравственный, воспитательный потенциал, несущий в себе духовный заряд невероятной силы.

В Саранске финский проповедник посетил национальную школу и сказал детям: «Бога по-настоящему познать и приблизиться к нему можно только на родном, материнском языке». Я, как автор книг для чтения в начальных классах, предвижу возможности отражения в них религиозных тем, в контексте общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и священной истории как части всемирной. Меня поражает перевод на чувашский «Отче наш» - интимностью обращения к Всевышнему, необычайной и просто неповторимой задушевностью тона, истинной поэтичностью и народностью стиля. Сама манера обращения к Богу в переводе - гениальная находка Яковлева. Я обязательно включу эту молитву в учебник. Хотя бы как образец высокопоэтического текста на материнском языке. Я в состоянии это делать, никоим образом не нарушая светскости содержания образования.

Кроме того, я допускаю включение в учебник эпизодов - конечно, с комментариями - и следующего порядка. В 1992 г., в пятницу, 11 сентября, был день строгого поста: праздновалось Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Через восемнадцать веков после Предтечи в этот день погиб св. мученик болгарин Анастасий (1774-1794). История гибели начиналась как вздорный анекдот: хозяин юноши, ремесленник в Салониках, решил сэкономить на пошлинах, а поскольку льгота полагалась мусульманам, приказал Анастасию одеться турком и так провезти товар через таможню. Трюк не удался: таможенники что-то заподозрили и потребовали от него прочесть мусульманскую молитву. Юноша краснеет и молчит, его отводят к начальнику. Тот мог бы отпустить парня, взяв с него деньги, но решил прославиться и потребовал перейти в ислам. Анастасий не струсил и отказался. Поволокли его к мулле, пятеро свидетелей заявили, что неверный хулил Пророка. Юноша честно ответил, что ничего такого не говорил, хотя думает именно так. Его приговорили к повешению, но умер он еще по дороге к виселице от побоев. Так жадность православного и честолюбие мусульманина, объединившись, погубили твердого и честного в вере человека.

В этой информации от жития святых содержится предостережение, чтобы люди были терпимы друг к другу, избегали распрей из-за религиозного фанатизма. Да ведь и сам Магомет предостерегал: «Кто оскорбляет Христа, оскорбляет и меня».

Представляется нелепым, невероятным, что до сих пор в истории воспитания, в истории педагогики обходится вниманием наследие величайших учителей человечества - Будды, Христа и Магомета. Общность их эти-ко - педагогических концепций бесспорна. Их «круглый стол», за которым они ведут бесконечный диалог, - весь земной шар, вся вселенная. За партами у великих учителей - все человечество, жившее, живущее, будущее жить на Земле. Казалось бы, это истина, не требующая доказательств.

В нравственных вопросах светскость и религиозность не очень-то далеко отстоят друг от друга. Даже, пожалуй, совсем-совсем близко. Две стороны одной и той же медали - диалектическое единство! Впрочем, это объясняется просто: в общем и целом, что ни говорите, человек-то ведь - существо сверхъестественное, божественное.

Однако не будем уходить далеко от темы. Обратимся опять к примеру.

В молитве последних оптинских старцев девять предложений, каждое из которых начинается с обращения: «Господи». Я не знаю, имею ли я, светское лицо, право адаптировать для учебной книги канонизированный текст, не нарушаю ли я какие-то строгие церковные предписания, установления. Пять абзацев молитвы я даю как единый, неразрываемый по абзацам текст, и сохраняю только первое обращение.

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне настоящий день... Дай мне всецело предаться воле Твоей святой... На всякий час сегодня во всем наставь и поддержи меня... Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя... Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами... Во всех непредвиденных случаях не дай мне забывать, что все ниспослано Тобой... Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не огорчая и никого не смущая. Дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить. Любить, терпеть и прощать. Аминь».

Сделал ли я что-то недозволенное? Намерения же были мои самые благие. И текст приведенный вполне согласуется с заповедями народной педагогики. Обратите, пожалуйста, внимание на педагогический ряд ключевых слов: наставь, руководи, учи... А вот этический ряд слов, несущих основной смысл: поддержи, спокойная душа, твердое убеждение, надеяться, верить, любить, терпеть, прощать...

Нарушил ли я что-либо, совершил ли что-то непростительное? Тем более, перевел молитву еще и на чувашский. Получилось неплохо. Совсем неплохо .

Однако, что ни говорите, народная педагогика не может обходиться без подобных текстов. Лишение ее подобных текстов противоестественно. Сумел ли я убедить вас в том, что религия - величайший пласт человеческой культуры? Лишая себя этого пласта, мы строим ненадежный, непрочный дом духовности: развалится. Великая мудрость титанов человеческого духа духовно обогатит и учителя, и учеников. Будда говорил ученикам: «Будьте сами себе светильниками». Христос учителя ставил в пример ученикам. Магомет, учитель многих народов, был одним из величайших подвижников человечества. Его учение стало краеугольным камнем всей арабской культуры. Для нас это своеобразный ключ к великой культуре. Да и к народной педагогике тех, кто исповедует ислам, дороги не найдешь без Корана. Свет-

ская, школьная педагогика много потеряла, отвернувшись от такого мощного фактора воспитания, каким является религия. Поэтому-то и был я вынужден подробнее останавливаться на этом факторе народного воспитания.

Однако пора, пожалуй, перейти к последнему, как бы завершающему фактору народного воспитания, в котором максимальным образом проявляется пансофическая природа народной педагогики.

Пример, пример-идеал, пример-символ как фактор воспитания в народной педагогике имеет глобальное, всеобъемлющее значение, в нем как бы суммируются другие факторы, начиная с природы и кончая религией, быть может, как ни парадоксально, и самим примером.

Пример природы - в ее очеловеченном восприятии, пожалуй, применительно к детям даже в наивных проявлениях антропоморфизма. Удивительно отношение так называемых диких и полудиких народов к природе. Гуманное отношение к каждой букашке, к каждому листку, действительно, на уровне очеловеченности всего живого и неживого окружения. Ни один северянин напрасно ветки не сломает, листка он не сорвет, птичье гнездышко далеко обойдет, чтобы не потревожить птенцов. Коряки, чукчи-оленеводы выгрызают из-под кожи оленей личинки овода и съедают их, как деликатес - то, что приносит беспокойство оленям, лишает их здоровья, оказывается самой лакомой пищей. Как все сбалансировано в природе, как природа уравновесила! Якуты комаров не убивают, а просто отгоняют их, не хотят нарушения гармонии в природе.

Пример дуба в чувашской жизни опоэтизирован, дуб называется батюшкой. У него только тело жесткое, а душа мягкая, в его тени посидит негодяй - на следующий день померкнет для дуба свет божий и начнет он сохнуть. Юман-кка-дубочек называют сыночка, на которого делает ставку не только семья, но и род. Часто он оказывается единственным сыном в семье. И воспитывают, формируют его по примеру дуба: твердый и сильный - в делах, мягкий и нежный - в душе. В отношении к природе те, кого подозревают в недостаточной цивилизованности, во сто крат гуманнее, нежели осваивающие, например, Север граждане бывшего Союза и нынешней России. Если так пойдет дело, придется переименовать всю страну, как уже переименовали ее самую исконную, русскую, российскую часть - Нечерноземье... Так называется не область, не регион, а целая большая страна. Цветущая была страна. Нарушились отношения между человеком и природой - и опустела страна. Придет черед - и другие земли лишатся чернозема. Г армо-ния же нужна, уважение к земле. Если действовать по формуле «Не ждать милостей от природы», а взять, изъять, отобрать, то чего ждать от человека? Пример гармонии природы умиляет, очаровывает человека, воодушевляет, вдохновляет, успокаивает, умиротворяет.

Этнограф-этнолог Захарий Ефимович Черняков свое девяностолетие отметил у саамов, в далекой тундре. Все было прекрасно, кроме комаров и

одного недоразумения. Бескрайняя тундра захватывает дух и пьянит. Во время обеденной остановки захотелось прилечь. Саам, провожатый, опередив, предугадав преступный жест - собрать под себя охапку мха, замахал руками: «Нельзя, невозможно. У нас так не делают. Иначе все исчезнет. А как же олени»... Молодой саам - робкий, застенчивый человек. Решился-таки выступить. Не постеснялся, когда дело коснулось интересов Родины. Как же олени? Не саамы сами на первом месте, а олени. И эгоизма-то обнаженного и вправду нет. На сотни верст кругом один мох растет. Однако каждый отросточек мха, с трудом пробивающегося из мерзлой земли, для саама драгоценен. Трава жизни. А вышивается как древо жизни. Как древний герб народа и страны.

К ста годам приближается худой, энергичный, неутомимый друг мой этнолог. И не дает ему покоя одна эта оплошность по отношению к природе Лапландии, любимого им народа. А совсем рядом слышим, как зло гудят бульдозеры, вездеходы, как ухают взрывы... И в этом вселенском грохоте саам, как одинокий мох на скале, чего-то ждет, на что-то надеется. Порукой ему в том пример родной природы. Для него она - и символ, и идеал.

Ставилась ли коммунистическим руководством страны конкретная историческая задача истребления чувашского народа, когда уничтожались священные рощи, осквернялись места поклонения своим богам и становилась непригодной среда традиционного обитания народа? У чувашей обожествляются озера, реки, овраги, холмы, родники, отдельные деревья, они объявляются местопребыванием вполне определенных богов-покровителей и называются их именами. Повсюду абсолютная гармония. Какая-то целомудренная красота. К каждой травинке трепетное отношение. Каждый уголок несет свою лирику и функционирует автономно. Однако гармония нежная, хрупкая, как горный хрусталь, чуть что - и рассыплется на мелкие осколки. Родная природа одушевлена, чужое вмешательство лишает сердца и имеет страшные последствия, делая людские души пустыми, холостыми, черствыми, неспособными откликнуться на зов родины. И погибает страна, исчезает народ.

Невероятно точно, с точки зрения задач геноцида, выбрано место для строительства крупнейшего химкомбината, производителя вреднейших для природы и людей веществ, - на месте впадения Цивиля в Волгу, на священном лугу, с обильно расцветавшими съедобными и целебными травами, а на правом берегу - священная гора, священная дубрава, общенациональный языческий храм, пантеон - сюда привел Вырыг чувашское племя, бежавшее от насильственной мусульманизации в 922 г., здесь народ встретил на коленях первую зарю, восходящее солнце... Кругом селения, средоточия высокой духовности, многообразного мастерства, певческих традиций, напрочь исчезнувшие. Да и остальные три химкомбината, равномерно распределенные по территории Чувашии, точно бьют в цель: кругом чистые реки, бездонные озера, холодные родники - «журавлиные глаза», опять

же священные дубравы и заповедные леса. Да только ли химическое производство?.. А строительство крупнейшего в стране завода промышленных тракторов на территории, где в селениях сохранялся еще древний художественный промысел - вышивание, и произведения здешних мастеров сравнивались с творениями итальянских и египетских мастеров. Однако шло разрушение не только экологии природы, но и культуры, духовности, нравственности. Конечно, и самого человека. Пожалуй, это делалось сознательно. С чего началось строительство завода? Спервоначалу были ухлопаны многие миллионы рублей на строительство вертепа - всемирно известной «Бани», своего рода не дома, а дворца терпимости, целого комплекса предприятий развратных оргий. Нет, нет, что ни говорите, материалисты -народ смышленый, ловкий или, как говорят в простонародье, дошлый, знают, что самым надежным способом расправы с аборигенами является разрушение их традиционной среды обитания.

Русский лес, русская природа, русская зима, русское небо - это не эпитеты и не метафоры, а движения души русского человека, примеры-идеалы, примеры-символы, призывающие к гармонии со вселенной. Другое дело -русская икра, русский мех, русский алмаз, в них нет ни поэзии, ни правды, ибо это уже рынок, или, скорее всего, даже базар.

А сколько символических игр! Во многих играх дети видят свой народ в лучшем свете, свою страну как землю святую, обетованную. Праздничные чувства, которыми награждают ребенка народные игры, символизируют оптимизм народа, его надежды на будущее. Знаменательно также и то, в народных празднествах полную реализацию получают пример-идеал, идеальные представления о человеке, лучшем сыне народа. Игра - уникальная форма жизнедеятельности детей и взрослых, в которых особенным образом проявляется национальный характер: в ней есть и религиозный элемент, порою и обращения к высшим богам. Так, например, в чувашском празднике Учук, проводимом после весеннего сева, много места занимают полевые моления, обращенные к божествам, покровительствующим плодородию. Но есть песни, пляски, игры, богатое угощение. И детям уделяется особенное внимание. Все происходит на лоне природы, в самом красивом месте окрестности.

Слово, дело, общение держатся тоже преимущественно на примере-идеале. Отсутствие в чувашском языке грубых ругательств в свое время произвело сильное впечатление на Василия Сухомлинского - он это объяснил высокоразвитой духовной культурой и общественной жизнью. Так, в одном из писем (от 6 февраля 1967 г.) он размышляет: «Мне кажется, что даже для вас, чувашей, в истории вашего народа есть неясные страницы. Нет ли в вашей истории такого периода, который выпал из поля зрения исследователей? Богатейшая духовная культура - это, по-моему, результат высокоразвитой общественной жизни».

Говоря о слове, деле, общении с точки зрения действия в контексте при-

мера, надо иметь в виду и слова-символы, и дела-символы (народные дела-символы равнозначны событиям-символам), в них реально воплощаются личности-символы. При этом надо думать не только о великих исторических деятелях. Личности-символы, таланты высокой нравственности - рядом с нами. Это и Петр Терентьевич Золотов, всю свою небогатую пенсию вкладывавший на сбор документов о Яковлеве, это и моя бабушка, Перасковья Филипповна Волкова, лично вынянчившая свыше 30 своих внуков и правнуков. Особый сказ - о Науме Андреевиче Андрееве-Урхи. Он 60 лет трудился над переводом «Фауста». К 80 годам получил университетское образование, сдавая экзамены по своим учебникам. Скромный, честный, бескорыстный труженик, мыслитель, умер в 92 года в полуземлянке, так и не пожив ни одного дня в доме с удобствами, о чем с печалью писал чувашским руководителям. А тем не до него было.

Попутно нельзя не сказать о своеобразных условиях действия примера на личность, что ясно сознавалось в народной педагогике. Пример - и положительный, и отрицательный - не действует сам по себе, его надо основывать на человеческой совести, на нравственности. Страшные последствия может иметь отрицательный пример, связанный с тотальным насилием. Представьте себе, пожалуйста, мысленно двух пьяных верзил, бьющих на улице пятилетнего мальчишку, пожелавшего жить в своем доме с отцом-матерью, братьями-сестрами. Ведь совершенно аналогичное происходит в Абхазии. Участие российских танков и БТР на стороне мародерствующих грузинских гвардейцев в истреблении стотысячного абхазского народа, вечно уповавшего на заступничество русских, не украсит историю новой России... Самое страшное - это отрицательно скажется и на индивидуальном поведении людей, в том числе и молодых, дав новый толчок росту насилия и преступности. Преступные действия правителей всегда сказываются на росте преступности в народе. Так что предстоящий всплеск преступности, вспышки жестокости, к сожалению, вполне закономерны.

Ничто так не скрепляет народ, как традиции. Именно на них и опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство. Традиция вбирает в себя многое, быть может, и самое ценное, из быта, помогает творить красоту, так как есть традиции и художественные, и трудовые - пожалуй, самые устойчивые, самые стабильные. Народное искусство - самое лучшее, что есть у человечества. Религия углубляет народные традиции, по-особенному освящая их.

Народная педагогика сильна именно контекстом, гармоническим взаимодействием компонентов воспитания. Это же удивительное дело, что в каждом отдельно взятом факторе народного воспитания нетрудно обнаружить функционирование многих демократических, гуманистических особенностей народной педагогики. Прослеживается поразительная закономерность: если эти особенности никак не присутствуют в факторах, никак их не

оценивают, не характеризуют, то фактор этот оказывается бездействующим, т. е. искусственно придуманным. Все десять факторов народного воспитания проверены посредством анализа с точки зрения присутствия в них особенностей народной педагогики. Именно рассмотрение факторов народного воспитания под призмой демократических, гуманистических особенностей традиционной культуры воспитания и позволяет привлечь особенное ваше внимание к проблеме современного функционирования народной педагогики как решающего феномена истинной демократии в сфере образования. В этих словах я лично не вижу преувеличения.

УДК 37.0+371+39

Т. Н. Петрова УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Формирование нравственных отношений в чувашской народной педагогике неразрывно связано с исторически сложившимися нормами взаимных связей между разными поколениями внутри самой общины.

Когда говорят о моральных качествах, об общих этнических психологических чертах чувашского народа, обычно подчёркивают скромность, добродушие, миролюбие, бескорыстие, приветливость в сочетании с чуткостью, которые как национальная особенность формировались и сохранялись в течение тысячелетий. Многие учёные-исследователи, писатели и путешественники, которым приходилось изучать быт и духовную культуру чувашского народа, отмечали важную национальную особенность - трудолюбие. «Состояние труда - основное свойство чувашского народа», - отмечал русский писатель и путешественник Н. Одоев.

В каждой семье на первый план выдвигалось воспитание в детях трудолюбия, и если в какой-нибудь семье не ценился труд, то на примере этой семьи детям показывали, как нельзя жить. Среди чувашского народа до сих пор очень чтится важный нравственный закон общинной жизни: «Только трижды потрудившись, имеешь право сесть за стол». Община являлась не только источником и носителем социальных норм и установок, но и идеальной ценностью, мерилом, «цензором», по отношению к которому каждый ребёнок должен был со временем выработать свою позицию, соизмерить и приспособить свои «претензии» к нему. Такая позиция вырабатывалась прежде всего не путем словесной передачи моральных знаний, а через естественное побуждение к правильному поступку, действию. В народе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.