УДК 398.3:502.17 (=512.111)
ПРИРОДА В ЧУВАШСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ КАК ФАКТОР НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
NATURE IN THE CHUVASH FOLKLORE AS THE FACTOR OF NATIONAL EDUCATION
О. П. Терехова O. P. Terekhova
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена чувашскому фольклору (сказки, предания, пословицы, загадки, песни), в котором природа выступает как фактор народного воспитания, включая его нравственные, эстетические, экологические и трудовые формы.
Abstract. The article is devoted to the Chuvash folklore (fairy tales, legends, proverbs, riddles, songs) in which nature acts as the factor of national education, including moral, aesthetic, ecological, labour forms.
Ключевые слова: фольклор, опыт и традиции народа, преемственность, бережное отношение и охрана природы.
Keywords: folklore, experience and traditions of the people, continuity, care and protection ofnature.
Актуальность исследуемой проблемы. Многие исследователи высказывают опасения по поводу того, что процессы модернизации и глобализации могут привести к исчезновению специфики культурного наследия народов. Изучение и анализ устного народного творчества, в котором отражены традиции чувашского народа, накопленный в прошлом опыт, принесут большую пользу в воспитании подрастающего поколения, создадут возможность молодому поколению вобрать в себя и развить все лучшее, что создано народом в предшествующие периоды, обеспечат гармоничное развитие личности.
Материал и методика исследований. Материалом исследования явились научнопедагогические источники, учебные планы, программы, учебники по чувашской литературе, образцы устного народного творчества. Применялись такие методы исследования, как теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, а также сравнительно-исторический, статистический методы.
Результаты исследований и их обсуждение. Чувашской письменности и литературе, как и у большинства народов, предшествовали долгие века развития и бытования бесписьменной культуры, сохранившейся в устном народном творчестве. По словам известного ученого М. Я. Сироткина, «в чувашском народно-поэтическом творчестве, как и в устной поэзии любого народа, запечатлен житейский и социально-исторический опыт, коллективный разум и чувства большинства - трудящихся» [7, 3].
В устных преданиях народ высказал свои взгляды, свое понимание жизни, стремление понять и объяснить сложные явления природы. Выдающиеся философы, этнографы, психологи и педагоги издавна утверждали, что каждый народ имеет собственные, исторически сложившиеся формы и средства национального воспитания. «В трудовом народе, -утверждает академик Г. Н. Волков, - испокон веков вырабатывался самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в добрых обычаях хорошего тона, и в правилах приличия» [2, 61].
В устном народном творчестве сохранился опыт бережного отношения народа к природе, ее растительному и животному миру, опыт жизни по законам природы и общества, который передается из поколения в поколение. За тысячелетия чувашский народ накопил богатый природоохранный опыт и связанные с природой традиции. Народ ощущал себя частицей природы, осознавал неразрывную связь с ней. Г. Н. Волков подчеркивает, что «в педагогике чувашей ясно видно стремление подчинить все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, задачам воспитания детей», слово «?ут ?анталак» (светлая погода, мир, Вселенная, природа) в такой форме бытует только в чувашском языке [2, 61]. В чувашских сказках, преданиях, пословицах, поговорках, песнях говорится о вечности природы. Природа для чувашей представлялась единым живым организмом, поэтому они считали, что нельзя вмешиваться в ее дела, нарушать существующие связи. Автор 17-томного словаря чувашского языка Н. И. Ашмарин пишет, что в чувашском языке для раскрытия значения слова «природосообразность» употреблялось слово «килешу»: означающее «согласие», «приличие», «мир», «гармония». «Детям внушалось, что добрым, благопристойным, приличным является только то, что не противоречит гармоническим законам природы. Приличие в словах и поступках состоит именно в соблюдении гармонии между человеком и природой» [1, 214].
Из истории известно, что основным занятием чувашей с давних времен было земледелие. Их быт и культура были связаны с земледельческим занятием. С древних времен чуваши возделывали разнообразные зерновые культуры. В упорном труде над освоением природных богатств росло и развивалось в народе чувство привязанности к родной земле. «Родина - мать, чужбина - мачеха», - гласит чувашская пословица. Окружающая природная среда для чувашей не была особенно щедрой, требовались огромные трудовые усилия, чтобы обеспечить свое существование. Трудолюбие и бережливость, вошедшие в быт народа, находили одобрение в устном народном творчестве: «При старании и на горе можно вырастить пшеницу», «Кто не ленился, тот мастером стал», «Поработаешь до пота, поешь досыта».
«Дети знали, что молоко, мед, хлеб - чудеса мира, волшебство Вселенной: в молоке - все травы родины, в меду - все цветы, в хлебе - зерна, семена, к тому еще вода и тепло (дрова, лес) родины. Все это - на родной земле, - отмечает Г. Н. Волков. - Родина у чуваш называется ^ёр-шыв (земля-вода)» [2, 98]. У крестьян по границам усадьбы росли лекарственные травы - домашняя зеленая аптека. Они хорошо были известны детям, принимавшим участие в их прополке, поливе, уборке. Для лечения от болезней чуваши применяли мяту, зверобой, подорожник, шалфей, мать-и-мачеху, ромашку, пижму и др.), мед, молоко и другие средства.
Издавна жизнь чувашей была тесно связана с лесом, лес давал строительный материал, топливо, из лыка плели лапти, из дерева и бересты делали посуду, хозяйственную утварь. В лесах водились медведи, куницы, горностаи, белки, лисицы, волки, зайцы. Женщины собирали ягоды, орехи, грибы, желуди, лекарственные травы. Одним словом, лес одевал, обувал, согревал, кормил, снабжал необходимой посудой.
Отношение народа к лесу выражено в пословицах и поговорках: «Лес - наше здоровье», «Лес - наше богатство», «Лес - источник радости», «Если срубил одно дерево, посади два». В народных песнях поется о пользе леса: «Вяз и береза», «В густом лесу есть рябина», «Специально пошел в лес», «Не гнись, орешник», «Низенький орешник». Как отмечают исследователи, в песенной поэзии воспеты все деревья и травы, на первом месте - культ дуба и обожествление вяза.
В народе существовала хорошая традиция: каждый человек в течение своей жизни должен был посадить и вырастить не менее одного-двух плодовых или других деревьев. Человека, не посадившего на своем веку ни одного дерева, считали неблагодарным по отношению к природе. Деревья сажали и для очищения воды от вредных примесей: ива, ольха, посаженные у родников, пропускали глубинную воду через свои корни, и из родника била чистая вода.
Детям внушали, что лишь в единстве с растительным и животным миром у человека возможна полноценная жизнь, нарушение этой гармонии приведет к гибели человека. В сказках, преданиях говорится, что если человек нарушил законы природы, то деревья его наказывают. Воспитывая в детях уважительное отношение к лесу, взрослые часто рассказывали о Хозяине леса и Царице леса, основные обязанности которых - следить за порядком в лесу, выводить из чащи заблудившихся людей, предупреждать их об опасности. От хозяев леса зависело, как люди вернутся домой: с пустыми руками или найдут в лесу ягоды, грибы, орехи, дрова и т. п. Чуваши были уверены, что нужно постоянно одаривать хозяина леса, чтобы задобрить его, чтобы вернулись домой не с пустыми руками. Молились ему и перед началом охоты, и перед сбором ягод, грибов, орехов, и когда выезжали за дровами.
Как известно, природа - это не только деревья, птицы, животные, но и неодушевленная ее часть: солнце, земля, луна, вода, огонь, болото и т. п. К ним чуваши также относились почтительно, приучали своих детей к такому же отношению. В молитвах-заклинаниях они никогда не забывали упомянуть эти предметы: «просили себе светлости от солнца, полноты от луны, богатства от земли, стройности от воды, сытости от тепла, рослости от утренней звезды, свежести от цветов» [2, 81]. У каждого природного явления был свой бог, чуваши по необходимости обращались к ним в отдельности.
Чуваши, как и многие народы, большое значение в жизни людей и в самом существовании природы придавали солнцу: «Солнце - хозяин Вселенной, мать природы и погоды». С раннего возраста детям часто напоминали об этом, приводили примеры, просили обращать внимание на окружающий мир и явления: «Все на земле растет, расцветает под солнечными лучами», «На солнцепеке раньше других начала зеленеть травка», «Солнца нет - огород пуст» и т. п. [5, 125].
Солнце для чувашей было «как эталон нравственной чистоты и благородства» (солнце в природе - это то же, что и счастье в жизни человека; приветливость и доброжелательность - что солнечный свет; нет солнечного света - нет жизни; лживому человеку солнце может не светить, а это равносильно смерти). «При солнечном свете нельзя тво-
рить черные дела, - говорили чуваши, - увидит солнце и накажет». Любимым цветом чувашей был желтый - цвет солнца. Желтый цвет был священен. По мнению исследователей, в восприятии чуваша желтый цвет ассоциировался с будущим. О солнце, его значении рассказывали детям, пели колыбельные песни, позже дети слышали о солнце в трудовых, праздничных, хороводных песнях, в считалках, загадках и пословицах. Чуваши благоговели перед солнцем: его очеловечивали («солнце смеется», «солнце смотрит»), ему отводили главное место в природе. Его считали божеством, сравнивали жизнь солнца с жизнью людей: у солнца, по мнению древних чувашей, есть отец, мать, сыновья.
Чуваши исстари бережно относились к водным источникам. В народе землю называли «матушкой», а воду - «батюшкой». Ежегодно весной сельчане - и взрослые, и дети - выходили чистить и облагораживать родники, убирать мусор. Для земледельцев вода нужна была для возделывания растений. Необходимость содержания в чистоте озер и водоемов внушалась детям через легенды, сказки, пословицы, поговорки.
Народ понимал, что в сохранении влаги большое значение имел лес: «Где лес, там вода, лес - мать воды, ее хранительница». Крестьянам было известно, что истребление леса ведет к обмелению рек, озер, сокращению рыбных запасов. Чуваши с раннего возраста приучали своих детей бережно относиться к воде, лесам, растущим по берегам рек и озер.
Чуваши старались воспитывать детей в гармонии с природой. В мифах, легендах и сказках раскрывается тесная связь персонажей этих произведений с трудом по обработке земли и использованию лесных и водных богатств. Персонажами чувашских сказок чаще всего выступают, как утверждает М. Я. Сироткин, либо антропоморфизированные силы земли и явлений природы, либо реалистические образы из среды крестьян: «Сарри-богатырь, Тесто-богатырь, Юман (дуб)-богатырь» [7, 5]. Герои сказок относились к деревьям, зверям, животным, птицам как к надежным помощникам в преодолении возникших препятствий, в борьбе со злыми силами, врагами.
В большинстве чувашских сказок о животных образы представителей животного и растительного мира воспринимаются как аллегорическое изображение людей. Но есть и так называемые сказки-поверья о животных, в которых, как правило, объясняется происхождение или причина возникновения того или иного явления природы, животного или растительного мира. Таковы этимологические сказки «Кошка и мышь», «Волк, собака, кошка и мышь», «Зайчик», «Белка и сорока» и др. Так, в сказке «Зайчик» излишнее любопытство привело зайца к большой беде: он своими назойливыми расспросами вывел из себя бога, поэтому бог ткнул в его мордочку раскаленной кочергой и распорол верхнюю губу, брошенная горящая головня отсекла зайцу хвост.
Как отмечают исследователи, тематика старых чувашских загадок больше всего связана с предметами и явлениями крестьянского труда и быта: из них на первом месте загадки, посвященные хлебопашеству, сельскохозяйственным культурам и домашним животным и птицам; второе место занимают загадки, относящиеся к дому и предметам домашнего обихода; далее следуют загадки о диких животных, рыбах и насекомых, об окружающей природе и природных явлениях [6, 143]. Например: «Заря-заряница, красная девица, по полю ходила, серебряное кольцо обронила, месяц видел, солнце скрало» (роса). «Конь бежит, земля дрожит» (гром).
Чувашские загадки имеют много сходного с загадками других народов. Профессор Н. И. Ашмарин при составлении 17-томного «Словаря чувашского языка» обратил вни-
мание на сходство чувашских загадок с татарскими. Долгие годы чуваши жили по соседству с русскими, всегда общались друг с другом, совместно трудились на строительстве городов, укрепленных линий, каналов, были бурлаками на Волге и т. п. На многих загадках заметны следы общения этих народов: некоторые из них калькированы с русских загадок, другие творчески переработаны: «Горшочек маленький - каша сладенька» (орех). «У одной мыши два хвоста» (лапти). «В одном маленьком бочонке два разных пива» (яйцо). Эти загадки помещены в учебники по литературе для 5 и 6 классов.
Исследователь Н. Р. Романов указывает, что через анализ сравнений, используемых для загадывания, мы можем определить характерные особенности симпатий народа, его влечений, привязанностей.
П. Н. Метин пишет, что «своеобразным жанром чувашского фольклора являются пословицы и поговорки. Недаром они с давних времен становились предметами собирания, изучения любителями и исследователями народной словесности» [3, 171].
Н. В. Никольский отмечал, что в пословицах и поговорках «отразились бытовые, педагогические, общественные, философские воззрения трудящихся. Пожалуй, нет таких сторон жизни трудового народа, которые не были отмечены чувашами в пословицах» [4, 121].
В старых пословицах и поговорках подчеркивается, что труд на земле - основа материального благополучия трудового народа. Настоящим человеком считали человека полезного труда, и прежде всего - крестьянского. Для примера приведем несколько пословиц и поговорок: «Глубже пахать - больше хлеба собрать», «Кто о земле радеет, того и земля питает», «Земелька черная, а белый хлеб родит», «Земля кормит людей, как мать своих детей» и др. В упорном труде над освоением природных богатств росло и развивалось в народе чувство привязанности к родной земле, к полям и лугам, лесам и водам родного края. «Родина - мать, чужбина - мачеха», гласит чувашская пословица. Хотя и нелегкой была жизнь, трудовой народ не терял надежды на лучшее будущее.
В настоящее время устно-поэтическое творчество расцветает по-новому. Жанр загадок усиленно развивается и продолжает оставаться любимым. Создаются загадки на новые темы, о новых предметах и явлениях: «В поле катится телега без лошади» (мотоцикл), «Четыре катка, два сверкуна, один ревун» (автомобиль), «Не потеет, не спотыкается, овса не ест, киреметя (места для жертвоприношения) не боится» (трактор).
Серьезное внимание на изучение фольклора обращается в чувашской школе. С некоторыми жанрами устного народного творчества учащиеся знакомятся еще в начальных классах. Подробнее эту тему проходят в 5-9 классах. Программой по чувашской литературе на изучение этой темы выделено: в 5 классе - 12 часов, в 6 - 4, в 7 - 5, в 8 - 5, в 9 - 2 часа. В 5 классе учащиеся знакомятся с детским фольклором, пословицами и поговорками, сказками, загадками, народными приметами. В раздел детского фольклора авторы включили игры, считалки, частушки, песни, шутки, календарнообрядовую поэзию, в основном эти жанры связаны с явлениями природы, животным и растительным миром, народными традициями и обычаями, подготовкой к трудовой деятельности.
В 6-7 классах учащиеся знакомятся с историческими, хороводными, бытовыми, трудовыми песнями. Многие трудовые песни славят земледельческий труд, воспевают любовь к нему. В песнях подчеркивается уважение к родителям, старшим, почтительное отношение к соседям, односельчанам. Анализ традиций, обычаев чувашского народа по-
казывает, что они были тесно связаны с нравственными, эстетическими, экологическими, физическими, трудовыми формами воспитания. Неразделимы были труд и родина, культура поведения и трудолюбие, ум и нравственность. Земледельческий гимн чувашей «Алран кайми аки-сухи» исполнялся в особо торжественных случаях. В нем мораль и труд выступают в форме клятвы верности земледелию, земле-кормилице и своим предкам. По словам Г. Н. Волкова, «именно из клятвы никогда не выпускать из рук плуг да соху выводится клятва всегда помнить родителей, быть верным их заветам, любить родную землю, родной народ» [2, 65].
В 8 классе в программу включены материалы о жизни чувашского народа, описывающие мифологические и религиозные обряды. Магическими обрядами чуваши старались регулировать взаимоотношения человека и природы. На добрых божеств, чтобы расположить их к себе, воздействовали в форме моления или жертвоприношения, а на злых - в форме заклинания, чтобы заставить их подчиниться и помочь людям.
В 9 классе учащиеся знакомятся с земледельческими обрядами (праздники акатуй, серен (связан с весенним пробуждением природы)), молитвами, обращенными к духам плодородия.
Таким образом, учителя-филологи стараются реализовать требования новой концепции национальных систем образования, заключающиеся в создании такой образовательной системы, которая была бы способна отобрать и аккумулировать все ценное, созданное устным народным творчеством, чувашской национальной школой.
Резюме. В чувашских сказках, песнях, пословицах, поговорках и загадках отражены традиции народа и накопленный в прошлом опыт отношения к природе. Их изучение играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашмарин, Н. И. Словарь чувашского языка. Вып. 6 / Н. И. Ашмарин. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2000. - 214 с.
2. Волков, Г. Н. Чувашская народная педагогика / Г. Н. Волков. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1958. - 264 с.
3. Метин, П. Н. Чувашские пословицы и поговорки / П. Н. Метин // Чувашский фольклор. Специфика жанров. - Чебоксары : ЧНИИЯЛИЭ, 1982. - С. 171-187.
4. Никольский, Н. В. О пословицах чувашского народа / Н. В. Никольский // Вопросы чувашского языка и литературы. Ученые зап. ЧНИИ. - Вып. 18. - Чебоксары, 1958. - С. 121-130.
5. Петрова, Т. Н. Отстаивание национальной идеи. Историческая этнопедагогика / Т. Н. Петрова. -М. : Прометей, 2000. - 225 с.
6. Романов, Н. Р. О чувашских загадках / Н. Р. Романов // Ученые зап. Вып. XXI. - Чебоксары : ЧНИИЯЛИЭ, 1962. - С. 142-154.
7. Сироткин, М. Я. Чувашский фольклор / М. Я. Сироткин. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1965. -
132 с.
8. Чувашские легенды и сказки. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1979. - 476 с.