Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ НАПРЯЖЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕ В НАЧАЛЕ СЕВЕРОИРЛАНДСКОГО КОНФЛИКТА'

ФАКТОРЫ НАПРЯЖЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕ В НАЧАЛЕ СЕВЕРОИРЛАНДСКОГО КОНФЛИКТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северная Ирландия / протестанты / католики / юнионисты / дискриминация / Northern Ireland / Protestants / Catholics / Unionists / discrimination

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Возмитель Мария Константиновна

Статья посвящена исследованию причин социальной напряженности в Северной Ирландии в 60-х годах XX века. Автор анализирует социальные, экономические и политические причины разобщенности и нестабильности в регионе. Особое внимание уделяется проблеме существования двух этнорелигиозных общин: ирландцев-католиков и британцев-протестантов. Рассматривается экономическая неоднородность общества, диспропорции в представительстве в законодательных и исполнительных органах власти, отсутствие механизмов защиты прав меньшинств. Эти факторы, по мнению автора, способствовали росту напряженности в обществе и радикализации общин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF TENSION IN SOCIETY AT THE BEGINNING OF THE NORTHERN IRISH CONFLICT

The article is devoted to the study of the causes of social tension in Northern Ireland in the 60s of the XX century. The author analyzes the social, economic and political causes of disunity and instability in the region. Special attention is paid to the problem of the existence of two ethno-religious communities: Irish Catholics and British Protestants. The economic heterogeneity of society, disproportions in representation in legislative and executive authorities, and the lack of mechanisms for protecting the rights of minorities are considered. These factors, according to the author, contributed to the growth of social tension and radicalization of communities.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ НАПРЯЖЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕ В НАЧАЛЕ СЕВЕРОИРЛАНДСКОГО КОНФЛИКТА»

ИСТОРИЯ

Мария ВОЗМИТЕЛЬ

ФАКТОРЫ НАПРЯЖЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕ В НАЧАЛЕ СЕВЕРОИРЛАНДСКОГО КОНФЛИКТА

Аннотация

Статья посвящена исследованию причин социальной напряженности в Северной Ирландии в 60-х годах XX века. Автор анализирует социальные, экономические и политические причины разобщенности и нестабильности в регионе. Особое внимание уделяется проблеме существования двух этнорелигиозных общин: ирландцев-католиков и британцев-протестантов. Рассматривается экономическая неоднородность общества, диспропорции в представительстве в законодательных и исполнительных органах власти, отсутствие механизмов защиты прав меньшинств. Эти факторы, по мнению автора, способствовали росту напряженности в обществе и радикализации общин.

Традиционно началом конфликта в Северной Ирландии принято считать август 1969 г., когда произошло массовое столкновение в городе Дерри. Фактически оно запустило череду жестких, порой даже насильственных действий, как со стороны общества, так и со стороны государства. Однако события в Дерри не являлись причиной про-

тивостояния, а скорее представляли собой лишь повод, отправную точку, которая обнажила существующие до этого проблемы в обществе.

К середине ХХ века североирландское общество уже имело ряд глубинных исторических противоречий, что фактически делало его разделенным. Однако существующую уже на тот момент этнорелиги-

ВОЗМИТЕЛЬ Мария Константиновна - ассистент кафедры всемирной истории и международных отношений Луганского государственного педагогического университета, ЛНР, Луганск, email: masha.kovshar@yandex.ru, SPIN-код: 1357-6750.

Ключевые слова: Северная Ирландия, протестанты, католики, юнионисты, дискриминация.

DOI: 10.48137/23116412_2024_3_215

озную разобщенность в значительной мере закрепляли и усиливали экономические и политические аспекты жизни общества. Именно они в конечном итоге и привели к насилию, и именно их решение в частности позволило его остановить и вернуть, пусть даже относительное, спокойствие региону.

Чтобы оценить процесс формирования и развития стратегии урегулирования, необходимо понять, что собой представляло общество Северной Ирландии в середине ХХ века к моменту начала насильственной фазы противостояния.

По мнению известного американского политолога А. Лейпхарта, Северная Ирландия является примером многосоставного общества с центробежной демократией. А. Лейпхартом были рассмотрены противоречия между основными социальными группами Ольстера с позиции фрагментарных политических культур, для которых характерны отсутствие у населения доверия к властным структурам, разногласия относительно политического устройства общества, повышенная конфликтность социальных групп, социальная разобщенность, правительственная нестабильность. Все эти признаки присутствуют в обществе Северной Ирландии. При этом А. Лейпхарт приравнивает Северную Ирландию к суверенному государству, аргументируя это широкими полномочиями местного парламента [1, с. 138].

Как пишет А. Лейпхарт, протестанты и католики в Северной Ирландии - это достаточно изолиро-

ванные друг от друга социальные группы. Особый интерес представляет взаимосвязь религиозных и политических предпочтений среди населения Северной Ирландии. До 1968 года прослеживается прямая связь: католик - националист, протестант - юнионист. Это объясняется в первую очередь тем, что данные политические партии занимали крайне противоположные взаимоисключающие радикальные позиции (националисты выступали за присоединение к Ирландии, а юнионисты - за союз с Великобританией). Высокая социальная напряженность во взаимоотношении религиозных групп стала причиной приверженности большинства радикальным идеям, тогда как умеренные партии не были столь популярны и потому не были весомой политической силой [1, с. 172].

Проявлением другого дестабилизирующего фактора - численного различия представителей обеих общин в Северной Ирландии - является дисгармония во взаимоотношениях между социальными группами. Как отметил ирландский политик, историк и писатель К. К. О'Брайен, несмотря на то, что в Северной Ирландии проживает больше протестантов, они все равно воспринимают католиков как некую угрозу по той причине, что в пределах всего острова вторых численно больше [2, с. 11].

По данным, приведенным российским историком И. Е. Напалковой, на 1961 год протестанты составляли 61,5% общего населения Ольстера, католики - 34,9%. Более

того, религиозная принадлежность для жителей Северной Ирландии являлась показателем их самоидентификации [3, с. 127]. При этом, по данным энциклопедии «Британи-ка», в 2011 г. 84,2% жителей Республики Ирландия идентифицировали себя как католики, тогда как протестантами считали себя только 2,8% [4].

Не менее важной является проблема экономического неравенства в регионе. Так, по мнению американского политолога Р. Роуза, в Северной Ирландии низкие доходы имело преимущественно католическое население, что в свою очередь являлось дополнительным стимулом разъединения общества и в конечном итоге привело к эскалации конфликта [5, с. 289].

В общем, экономическое положение Северной Ирландии к середине ХХ века было на порядок ниже, чем в других регионах Соединенного Королевства. Так, уровень безработицы был здесь в 3-4 раза выше, чем в Великобритании. Также на данный регион приходится наиболее низкий показатель ВНП на душу населения: по данным в 60-х годах он был на 36% ниже средних показателей британского населения [6, с. 43].

При этом на фоне общего экономического спада в стране производственные мощности региона оказались наиболее уязвимыми. Производственные показатели уже в 1950-е годы снизились наполовину. На этот же период приходится кризис традиционных для данного региона отраслей, в которых

было занято основное население. Это привело к росту безработицы. И, несмотря на то, что правительством был предпринят ряд мер, таких как запуск химического производства и авиастроения - эти меры не смогли компенсировать потери.

В тоже время численность населения Северной Ирландии продолжала расти в значительной степени по сравнению с остальной страной (в некоторых районах показатели рождаемости превышали среднестатистические по стране на 2025%). При этом рост рождаемости в Северной Ирландии был непропорциональным: среди католиков показатель был выше, чем среди протестантов, что опять же формировало дисбаланс в обществе [7, с. 58].

Исследование организации The Portland Trust доказывает, что существовали различия в материальном положении между общинами. В частности анализ показал, что в 1978 - 1987 годах уровень безработицы среди мужчин увеличился в два раза, в то время как в Британии этот показатель был на 40% ниже. При этом была также отмечена и разница в показателях безработицы среди католиков и протестантов в Северной Ирландии. Так, в 1971 г. этот показатель для первых составил 17,7%, тогда как для вторых -около 6%, то есть в 3 раза меньше. Исследователи заключают, что последствием такого экономического неравенства стало возрастание радикальных настроений, так как большинство членов радикальных подгрупп ИРА были как раз-таки выходцами из самых малообеспе-

ченных районов. Отсюда авторы делают вывод, что существует корреляционная зависимость между уровнем насилия и благосостоянием населения [8, с. 13-52].

Одной из причин экономического дисбаланса в регионе многие специалисты называют определенного рода дискриминацию в сфере занятости в начале ХХ века. В тот период католикам зачастую отказывали в принятии на руководящие и высокие должности в государственной сфере, экономической, а также в судостроении и тяжелом машиностроении - то есть в тех сферах, руководство которыми осуществлялось зачастую британцами. Причинами таких отказов в большинстве случаев могла служить недостаточная конкурентоспособность ирландского католического населения, но также и отсутствие доверия к данной категории граждан из-за политических или религиозных разногласий.

Католическое население было вынуждено мигрировать в поисках работы, но данная миграция не была значительной. В результате к середине ХХ века в Северной Ирландии сложилась следующая картина: в промышленных районах, а, следовательно, и с более высокооплачиваемой работой, большинство населения составляли протестанты, тогда как в менее обеспеченных сельскохозяйственных районах преобладало католическое население.

При этом социальная мобильность была минимальна: работодатели-протестанты зачастую от-

казывались принимать на работу католиков. Но причиной этого, как отмечают исследователи, была не просто ксенофобия, но и прагматизм, так как в большинстве своем католическое население имело низкий доход, а, значит, не могло позволить себе высшее образование. Таким образом, католическое население по факту было неконкурентоспособным на рынках труда промышленных регионов Северной Ирландии или Великобритании.

Таким образом, в 50-60-х годах регион потрясла серия экономических спадов, прежде всего затронувших низкоквалифицированные кадры, которыми в большинстве своем являлись ирландцы-католики. Это привело к обнищанию определенных слоев населения и увеличило социальную нестабильность в регионе, что в дальнейшем вылилось в протесты 1969 года.

Еще одной немаловажной проблемой была так называемая «жилищная дискриминация», которая была одной из наиболее распространенных проблем. Так, как большинство мест в правительстве и других государственных органах Северной Ирландии, в том числе в социальной сфере, занимали представители протестантской общины, то довольно часто возникали случаи, когда католикам отказывали в получении социального жилья с лучшими условиями.

Имела место также и дискриминация католического населения в политической сфере. Как отмечает А. Лейпхарт, зачастую выборы в Североирландский парламент и

другие органы местного самоуправления проходили с определенными ухищрениями. В частности применялся метод джерримендеринга: изменялись границ избирательных округов, что позволяло включать в районы с преимущественно католическим населением территории с протестантским. Фактически голоса и без того менее численного католического населения размывались. Другой вид манипуляций -замена пропорциональной избирательной системы на мажоритарную. Это привело к тому, что в местном парламенте абсолютное большинство кресел всегда было отдано юнионистам, представлявшим интересы зачастую протестантского населения, тогда как права меньшинства почти не были представлены [1, с. 173]. Необходимо также обозначить, что партия Шинн Фейн, представляющая интересы ирландского населения, была запрещена, но продолжала оказывать определенное влияние через всевозможные клубы.

Следует учитывать, что полномочия североирландского парламента в Стормонте затрагивали в основном социальную сферу: образование, здравоохранение и т.д. В то же время финансовые вопросы и вопросы налогообложения почти полностью решались в Лондоне. При этом североирландские юнионисты, представлявшие интересы протестантского населения, всегда составляли большинство в Стор-монте и фактически были полностью подконтрольны консервативной партии Великобритании.

Обозначим также, что в системе исполнительной власти Северной Ирландии в период с 1921 по 1972 гг. существовала должность премьер-министра, руководителя исполнительной власти, который избирался членами Тайного совета Северной Ирландии - консультативного официального органа британского монарха в Северной Ирландии. И хотя должность премьер-министра, как и Тайный совет, имели скорее церемониальные функции, однако, показательным является тот факт, что за весь период его существования эту должность занимали исключительно представители юнионистской партии [9, с. 54-58].

В целом же о том, насколько сильным было разделение в североирландском обществе, говорит исследование ирландского ученого А. Брисон [10]. В нем она приводит не только социологические исследования 60-х годов, но также и дает психологическую оценку проявлениям стеоретипизации представлений общин друг о друге в общественной жизни региона - в газетах, вывесках, рекламах и т.д. Автор приходит к выводу, что попытки налаживания отношений между представителями общин не только не предпринимались, но и осуждались, пресекались другими представителями общин [10, с. 46-55].

В целом же наличие глубоких социальных, экономических проблем, которые закрепляли разобщенность североирландского общества, уже после своей отставки подтвердил премьер-министр Се-

верной Ирландии Т. О'Нил. В интервью газете он отметил: «Ужасно трудно объяснить протестантам, что если дать католикам хорошую работу и хороший дом, они будут жить как протестанты, потому что увидят соседей с машинами и телевизорами; они откажутся иметь восемнадцать детей. Но если католик не имеет работы и живет в самой ужасной лачуге, он воспитает восемнадцать детей на Национальное пособие» [11].

Таким образом, ключевыми факторами разобщенности и нестабильности североирландского общества в 60-е годы ХХ века можно выделить социальный, экономический и политический. Наличие явно устоявшихся этнорелигиозных групп - общин: ирландцев-католиков и британцев-протестантов, давление на меньшинство и ущемление

их интересов привели к дальнейшей анклавизации общин и разделению общества. Экономическая неоднородность общества: различия в доходах представителей общин, высокая безработица и низкая конкурентоспособность католического населения в сравнении с протестантским способствовали росту радикализма и укреплению разобщенности. Диспропорция представленности в законодательных и исполнительных органах власти Северной Ирландии, отсутствие механизма, который позволил бы защищать в равной степени права обеих общин, несмотря на их численную разницу еще больше накаляли проблему ущемления прав одной из общин. Все эти причины способствовали росту социальной напряженности и радикализации общин Северной Ирландии.

Список литературы

1. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование / А. Лейпхарт; пер. с англ. под ред. А. М. Самина, Г. В. Каменской. М.: Аспект Пресс. 1997. С. 171-178.

2. O'Brien C. C. States of Ireland / C. C. O'Brien. L.: Hutchinson. 1972. 348 р.

3. Напалкова И. Е. Североирландская политика неолейбористских правительств Великобритании: стратегические подходы и опыт урегулирования этноконфессионального конфликта: 19972010 гг.: диссертация ... кандидата исторических наук. Челябинск. 2012. 226 с.

4. O'Beirne Ranelagh J., Boland F. H., Edwards R. W. D., Fanning R., Kay S. Ireland: Ethnic groups, language, and religion // Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/place/ Ireland/Ethnic-groups-language-and-religion (дата обращения: 11.05.2022).

5. Rose R. Governing without Consensus / R. Rose. L.: Faber. 1971. 567 р.

6. Полякова Е. Ю. Северная Ирландия: истоки конфликта // Новая и новейшая история. 1990. № 6. С. 39-46.

7. Economics in Peacemaking: Lessons from Northern Ireland. L.: The Portland Trust. 2007. 54 c.

8. Зобин А. В. Консультация как механизм управления международными конфликтами: сравнительный анализ концепций Р. Дж. Фишера и П. А. Гудева // Теория и практика общественного развития. 2013. №11. С. 425-428.

9. Gallagher M. Political Parties in the Republic of Ireland. Manchester: Manchester University Press. 1985. 174 p.

10. Bryson A. Whatever you say, say nothing: researching memory and identity in mid-Ulster. 1945-1969 // Oral history. 2007. Autumn. P. 45 - 56.

11. Dixon P. British Policy Towards Northern Ireland 1969-2000: continuity, tactical adjustmentand consistent inconsistencies // British Journal of Politics and International Relations. 2001. №3. Oct. Р. 140-168.

VOZMITEL Maria K. - Assistant at the Department of World History and International Relations of Luhansk State Pedagogical University, LPR, masha.kovshar@yandex.ru.

Keywords: Northern Ireland, Protestants, Catholics, Unionists, discrimination.

FACTORS OF TENSION IN SOCIETY AT THE BEGINNING OF THE NORTHERN IRISH CONFLICT

Annotation

The article is devoted to the study of the causes of social tension in Northern Ireland in the 60s of the XX century. The author analyzes the social, economic and political causes of disunity and instability in the region. Special attention is paid to the problem of the existence of two ethno-religious communities: Irish Catholics and British Protestants. The economic heterogeneity of society, disproportions in representation in legislative and executive authorities, and the lack of mechanisms for protecting the rights of minorities are considered. These factors, according to the author, contributed to the growth of social tension and radicalization of communities.

References

1. Leiphart A. Democracy in multi-component societies: a comparative study / A. Leiphart; translated from English; edited by A.M. Samin, G. V. Kamenskaya. M.: Aspect Press. 1997. pp. 171-178.

2. O'Brien K. S. The States of Ireland / K. S. O'Brien. L.: Hutchinson. 1972. 348 p.

3. Napalkova I. E. The Northern Irish policy of the neo-Labour governments of Great Britain: strategic approaches and experience in resolving the ethno-confessional conflict: 19972010: dissertation... Candidate of Historical Sciences. Chelyabinsk. 2012. 226 p.

4. O'Byrne Ranelagh J., Boland F. H., Edwards R. W. D., Fanning R., Kay S. Ireland: ethnic groups, language and religion // Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/place / Ireland/Ethnic groups, language and religion (accessed: 11.05.2022).

5. Rose R. Management without consensus / R. Rose. L.: Faber. 1971. 567 p.

6. Polyakova E. Y. Northern Ireland: the origins of the conflict // New and modern history. 1990. No. 6. pp. 39-46.

7. Economics in peacemaking: lessons from Northern Ireland. L.: The Portland Trust. 2007. 54 p.

8. Zobin A.V. Consultation as a mechanism for managing international conflicts: a comparative analysis of the concepts of R. J. Fisher and P. A. Gudev // Theory and practice of social development. 2013. No.11. pp. 425-428.

9. Gallagher M. Political parties in the Republic of Ireland. Manchester: Manchester University Press. 1985. 174 p.

10. Bryson A. Whatever You Say, Don't Say Anything: A Study of Memory and Identity in Middle Ulster, 1945-1969 / A. Bryson // Oral History. 2007. Autumn. pp. 45-56.

11. Dixon P. British policy towards Northern Ireland in 19692000: continuity, tactical adjustments and constant contradictions // British Journal of Politics and International Relations. 2001. No. 3. October. pp. 140-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.