Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северная Ирландия / Стормонт / брекзит / Белфастский договор / Дональдсон / О’Нейл / ДЮП / Шинн Фейн / Крис Хитон-Харрис / «Защита Союза». / Northern Ireland / Stormont / Brexit / Belfast agreement / Donaldson / O’Neil / DUP / Sinn Fein / Chris Heaton-Harris / «Safeguarding the Union».

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Елена Юрьевна Полякова

В статье рассматриваются причины продолжавшегося два года (2022–2024 гг.) политического кризиса в Северной Ирландии. По мнению автора, это стало следствием системы разделения власти, сформированной по Белфастскому договору 1998 г. о политическом урегулировании конфликта в Северной Ирландии, В её основу положено совместное управление представителями обеих религиозных (протестантской и католической) общин. В случае бойкота одной из сторон функционирование властных структур автоматически прекращалось. Поводом для начала политического кризиса в феврале 2022 г. оказалось требование Демократической юнионистской партии (ДЮП) пересмотреть протокол о таможенном урегулировании в Северной Ирландии, являющийся частью соглашения по брекзиту 2016 г., и её отказ участвовать в формировании правительства. Это привело к дестабилизации социально-экономической сферы. Длительные переговоры между ДЮП, британским, ирландским правительствами и ЕС завершились договорённостями об изменениях в протоколе, сделавших возможным в начале 2024 г. возобновление работы Стормонта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF NORTHERN IRELAND POLITICAL STABILISATION

The article deals with the reasons of two years political crisis in Northern Ireland. According to the author, it became possible due to Belfast Agreement power-sharing system which means joint government on a cross-community basis between representatives of protestant and catholic traditions. If one of the side ceased to hold office by any reason, the other shall cease to function immediately. The main reason for political crises in February 2022 was the demand of the Democratic unionist party to reconsider the Northern Ireland protocol – part of the Brexit Agreement, and their refusal to hold office. The absence of the Executive led to economic destabilisation, have a negative impact on social situation. Lengthy negotiations between DUP, British, Irish governments and EU resulted in step-by-step changes in protocol and resumption of work in Stormont in February 2024. To avoid further crises it’s required to reform the political institutions

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2024, № 2

УДК 327 EDN: LDWADM

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran220244860 ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ

Елена Юрьевна Полякова

Институт всеобщей истории РАН, Москва, Россия, e-mail: poleyu@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9890-4216

Ссылка для цитирования: Полякова Е.Ю. Перспективы политической стабилизации в Северной Ирландии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2024. №2. С. 48-60. DOI: 10.15211/vestnikieran220244860

Аннотация. В статье рассматриваются причины продолжавшегося два года (2022-2024 гг.) политического кризиса в Северной Ирландии. По мнению автора, это стало следствием системы разделения власти, сформированной по Белфастскому договору 1998 г. о политическом урегулировании конфликта в Северной Ирландии, В её основу положено совместное управление представителями обеих религиозных (протестантской и католической) общин. В случае бойкота одной из сторон функционирование властных структур автоматически прекращалось. Поводом для начала политического кризиса в феврале 2022 г. оказалось требование Демократической юнионистской партии (ДЮП) пересмотреть протокол о таможенном урегулировании в Северной Ирландии, являющийся частью соглашения по брекзиту 2016 г., и её отказ участвовать в формировании правительства. Это привело к дестабилизации социально-экономической сферы. Длительные переговоры между ДЮП, британским, ирландским правительствами и ЕС завершились договорённостями об изменениях в протоколе, сделавших возможным в начале 2024 г. возобновление работы Стормонта. Ключевые слова: Северная Ирландия, Стормонт, брекзит, Белфастский договор, Дональд-сон, О 'Нейл, ДЮП, Шинн Фейн, Крис Хитон-Харрис, «Защита Союза».

Статья поступила в редакцию: 29.02.2024.

THE PROSPECTS OF NORTHERN IRELAND POLITICAL STABILISATION

Elena Yu. Polyakova

Institute of World history RAS, Moscow, Russia, e-mail: poleyu@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9890-4216

To cite this article: Polyakova, E.Yu. (2024). The prospects of Northern Ireland political stabilisation. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 38(2): 48-60. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran220244860

© Полякова Е.Ю. - к.и.н., с.н.с. Отдела Новой и Новейшей истории Института всеобщей истории РАН.

Abstract. The article deals with the reasons of two years political crisis in Northern Ireland. According to the author, it became possible due to Belfast Agreement power-sharing system which means joint government on a cross-community basis between representatives of protestant and catholic traditions. If one of the side ceased to hold office by any reason, the other shall cease to function immediately. The main reason for political crises in February 2022 was the demand of the Democratic unionist party to reconsider the Northern Ireland protocol - part of the Brexit Agreement, and their refusal to hold office. The absence of the Executive led to economic destabilisation, have a negative impact on social situation. Lengthy negotiations between DUP, British, Irish governments and EU resulted in step-by-step changes in protocol and resumption of work in Stormont in February 2024. To avoidfurther crises it's required to reform the political institutions. Key words: Northern Ireland, Stormont, Brexit, Belfast agreement, Donaldson, O 'Neil, DUP, Sinn Fein, Chris Heaton-Harris, «Safeguarding the Union».

Article received: 29.02.2024.

3 февраля 2024 г. в Северной Ирландии возобновили работу региональные политические институты. Это означало завершение политического вакуума - продолжавшегося два года бездействия законодательной (Ассамблеи) и исполнительной (правительства) власти. Подобный не первый срыв стал возможен в силу сформированной по Белфастскому договору 1998 г. о политическом урегулировании североирландского конфликта системы разделения власти, в основу которой положено совместное управление представителями обеих религиозных (протестантской и католической) общин, занимающих посты Первого министра и его заместителя с равными полномочиями. В случае ухода одного из них в отставку функционирование властных структур автоматически прекращалось. Так, в 2017 г. после коррупционного скандала, связанного с Первым министром А. Фостер, в знак протеста ушёл в отставку её заместитель М. Макгиннес, работа Ассамблеи и правительства была остановлена и возобновилась после длительных переговоров только в 2020 г. Однако продлилась она недолго (Напалкова 2023: 97).

На региональных выборах в североирландскую ассамблею в мае 2022 г. впервые историческую победу одержала представляющая интересы католиков партия Шинн Фейн. (Northern Ireland Assembly ... 2022). Она завоевала 27 мест в Ассамблее, получив крупнейшую фракцию в законодательном органе и право назначать Первого министра, которое с 2007 г. принадлежало юнионистам. В прошлом самая крупная Демократическая юнионистская партия, которая прежде занимала это место, переместилась на вторую позицию с 25 депутатами. Согласно Белфастскому договору, Шинн Фейн как победившая на выборах партия должна была сформировать правительство, а её вице-президент и лидер североирландского отделения Мишель О'Нейл занять пост Первого министра. При этом она должна была разделить власть с лидером представляющей интересы протестантов ДЮП Джеффри Дональдсоном в ранге заместителя Первого министра.

Однако юнионисты отказались от участия в формировании органов власти и от поста заместителя Первого министра. Причиной явилось их нежелание признавать североирландский протокол, являющийся частью соглашения по брекзиту, и требование пересмотреть его. Таким образом, они стремились нивелировать победу Шинн Фейн и компенсировать поражение ДЮП, лидеры которой на протяжении многих лет занимали лидирующее положение в североирландском истеблишменте и возглавляли североирландское правительство. В октябре 2022 г.

на ежегодной партийной конференции юнионистов Д. Дональдсон заявил, что его партия не вернётся в Стормонт1, пока новый премьер-министр (тогда Лиз Трасс) не гарантирует из-мене-ние основных позиций протокола с помощью возобновившихся переговоров с ЕС (DUP hoping ... 2022).

Переговоры между Лондоном и Брюсселем зашли в тупик, однако ставший в октябре 2022 г. премьер-министром Риши Сунак приложил немало усилий для поиска решения. Наряду с переговорами с ЕС по изменению протокола он пытался убедить юнионистов вернуться в Стормонт, в декабре посетил Белфаст, где встретился с лидерами североирландских политических партий. Как лидер консерваторов он поддержал позицию ДЮП по протоколу, заявив следующее: «Для меня первостепенное значение имеет сохранение прежнего положения Северной Ирландии в Соединённом Королевстве. Поскольку протокол является угрозой нашему союзу, я хочу разрешить эту проблему и защитить Северную Ирландию» (Rishi Sunak refuses ... 2022).

Виндзорские рамки и позиция ДЮП

Переговоры между Лондоном и Брюсселем продолжались до конца февраля 2023 г. и завершились подписанием Виндзорской сделки. Она касалась изменений в протоколе в отношении правил торговли между ЕС и Соединённым Королевством, вызывавших напряжённость в североирландском бизнес-сообществе, особенно среди юнионистов. Сделка упростила процедуру ввоза товаров в Северную Ирландию из других частей Соединённого Королевства. Для сокращения таможенных проверок и выделения товаров, предназначенных для рынок ЕС, были введены зелёные и красные коридоры. Соглашение включало пункты о контроле Великобритании за рынком лекарств, НДС и пошлинами на алкоголь. Сделка была направлена на преодоление политического вакуума и стабилизацию положения в Северной Ирландии (The Windsor Framework ... 2023; Бабынина 2023: 48-51).

Однако новое соглашение не удовлетворило юнионистов, заявивших об отказе голосовать за него в Вестминстере. Не отвергая сделку в целом и оставляя возможность для дальнейших изменений открытой, Дональдсон заявил, что она «не решает фундаментальных проблем, лежащих в основе разногласий. Ключевые вопросы остаются и требуют дальнейшего прояснения и переработки» (DUP says ... 2023). Он выдвинул семь следующих условий, при которых его партия может вернуться в Стормонт:

1. соблюдение ст. 6 Акта об Унии 1801 г., которая гласит, что все части Великобритании должны подчиняться одним и тем же правилам торговли и подлежат одинаковым таможенным пошлинам;

2. особое внимание торговле;

3. отсутствие границы в Ирландском море;

4. предоставление народу Северной Ирландии права голоса при разработке законов;

5. ликвидация проверок товаров, отправляемых из Северной Ирландии в Великобританию или из Великобритании в Северную Ирландию и там остающихся;

6. отсутствие новых нормативных барьеров между Северной Ирландией и остальной частью Великобритании, если это не согласовано исполнительной властью и Ассамблеей Северной Ирландии.

7. сохранение буквы и духа конституционных гарантий Северной Ирландии, требующих согласия большинства её населения на любое понижение её статуса как части Великобритании (Interview with ... 2023).

1 Историческое здание в пригороде Белфаста, местопребывание североирландской Ассамблеи и правительства.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2024, № 2

Эти требования были сформулированы ещё в 2021 г. лидерами всех юнионистских партий в совместной декларации против протокола (Unionists leaders ... 2021).

Отказ ДЮП вызвал опасения в Лондоне, что сделка не будет согласована до 25-летнего юбилея Белфастского соглашения в апреле 2023 г. и приуроченного к этому событию визита в Ирландию Дж. Байдена. Поэтому, несмотря на позицию ДЮП, поддержанную рядом консерваторов, в том числе Б. Джонсоном и Л. Трасс, в конце марта палата общин 515 голосами против 29 одобрила сделку.

Соглашение получило поддержку руководства США. Выступая в Белфастском университете, Байден выразил надежду, что сделка будет способствовать преодолению связанной с протоколом тупиковой ситуации и возобновлению работы североирландских органов власти. В то же время обозреватели подчёркивали, что Байден не будет «выкручивать руки», как это в 1990-е гг. делал Билл Клинтон. Дублин, Лондон и Вашингтон хотят дать Дональдсону время, чтобы он получил поддержку своей партии, принял правильное решение и смог вернуться в Стормонт, пусть и не в самое ближайшее время (Biden flies. 2023).

Дональдсон был заинтересован в сохранении деволюции, т.е. автономного правительства, и не мог не понимать, что она находится под угрозой. Ситуация вынуждала его тянуть время в преддверии назначенных на май 2023 г. местных выборов (Local elections ... 2023). До них Дональдсон не хотел обнародовать существовавшие разногласия в партии и недовольство среди лоялистских полувоенных группировок, связанные с протоколом и сделкой. Признание сделки давало бы оппонентам из других юнионистских партий возможность превратить выборы в кампанию против ДЮП.

Дональдсон хотел бы представить окончательное соглашение как победу юнионизма, оправдав таким способом возвращение в Стормонт. Но оказалось, что бойкот Стормонта более популярен среди юнионистов, чем ожидалось. Поэтому ДЮП заняла выжидательную позицию, или, как написала одна из ирландских газет, «забуксовала» (DUP's stalling ... 2023).

Хотя обычно на локальных выборах людей в первую очередь волнуют насущные, повседневные проблемы, во многом зависящие от местного самоуправления, в данном случае особое значение приобрели другие, поскольку голосование стало по существу референдумом по важнейшим политическим вопросам. В своём предвыборном манифесте ДЮП обещала восстановить Ассамблею и акцентировала внимание на конституционных проблемах, протоколе и Виндзорских рамках, надеясь, что удачно проведённые выборы смогут облегчить её возвращение в Стормонт (Moving forward ... 2023). Однако к триумфу это не привело. ДЮП не удалось обойти националистов, которые увеличили своё представительство в местных советах. Они получили 30,9% голосов и 144 места против 105 на прошлых выборах. ДЮП сохранила 122 места (23%) (NI Council ... 2023). Как и на региональных выборах 2022 г. победу одержала партия Шинн Фейн, успех которой во многом был связан с предложениями по улучшению качества жизни: созданием рабочих мест, инвестициями в жилищное строительство, здравоохранение, образование (Sinn Fein Launch ... 2023).

Продолжение политического кризиса и отсутствие функционирующего правительства усугублялось сокращением бюджета, влиявшего на повседневную жизнь. Недостаточное финансирование негативно сказывалось на программах в области образования, здравоохранения, других социальных сферах.

На конференции Консервативной партии 4 октября 2023 г. Риши Сунак заявил, что политическая система в Стормонте разрушена, Северная Ирландия не имеет функционирующего автономного правительства с февраля 2022 г. Демократическая юнионистская партия бойкотирует работу Стормонта (Stormont and ... 2023). Прилагая значительные усилия для вос-

становления североирландских органов власти, британское правительство продолжало переговоры с ДЮП. Речь шла о законодательных изменениях, которые защитят место Северной Ирландии на внутреннем рынке Соединённого Королевства, а также о её финансовой поддержке. В Лондоне заявляли, что Виндзорское рамочное соглашение пересмотру не подлежит и должно быть осуществлено в течение года до следующих парламентских выборов. Предполагается, что приход к власти лейбористов может изменить ситуацию. Лидер Лейбористской партии Кир Стармер обещал пересмотреть сделку и ликвидировать таможенную границу в Ирландском море (DUP must ... 2023). Поэтому радикальное крыло в руководстве ДЮП выступало против Виндзорских рамок и возвращения в Стормонт. Однако Дональдсон продолжал утверждать, что в партии нет разногласий по поводу тактики, направленной на получение от английских политиков уступок в реализации Виндзорских рамок.

На вопрос, когда завершатся переговоры, Дональдсон ответил, что прогресс зависит от того, как скоро будут ликвидированы недостатки в протоколе: «Это касается наших прав по шестой статье Акта об Унии 1801 г. и наших экономических прав как части Соединённого Королевства» (Ball is ... 2023). Опросы показали массовую поддержку бойкота Стормонта среди юнионистов (Donaldson rejects ... 2023).

На партийной конференции ДЮП 14 октября 2023 г. Дональдсон заявил, что, хотя позиция партии остаётся неизменной, он надеется на прогресс в переговорах, поддерживает дево-люцию и считает систему разделения власти основой будущего Северной Ирландии. «Правильный выбор сейчас обеспечит сохранение Унии для будущих поколений. Надо смотреть правде в глаза и адаптироваться к новым реалиям», - подчеркнул он (DUP: Sir Jeffry ... 2023). Выступление Дональдсона было воспринято как маленький первый шаг - сигнал к возвращению в Стормонт. Тогда казалось, что переговоры близятся к завершению.

Однако в начале ноября заместитель премьер-министра Республики Ирландии М. Мартин заявил, что переговоры замедлились, и их исход проблематичен. Он сказал, что ирландскому правительству необходима ясность относительно того, как будут выглядеть будущие механизмы в Северной Ирландии без системы разделения полномочий. Дублин ясно дал понять, что при отсутствии восстановленного Стормонта потребуются альтернативные меры (Stormont stalemate ... 2023). Позиция ДЮП вызывала раздражение у Дублина, Лондона и Брюсселя, создавая тупиковую ситуацию и мешая реализации Виндзорских рамок.

Дорожная карта реформирования Белфастских соглашений

Длительное отсутствие политической власти и позиция ДЮП фактически запустили процесс реформирования просуществовавшей 25 лет системы разделения власти в Северной Ирландии. В конце ноября 2023 г. Вестминстерский комитет по делам Северной Ирландии опубликовал 100-страничный отчёт, ставший результатом продолжавшегося на протяжении года исследования эффективности североирландских политических институтов, созданных на основе Белфастского соглашения 1998 г. В отчёте содержатся предложения серии реформ, направленных на стабилизацию ситуации и восстановление политических институтов в регионе (House of Commons ... 2023).

Авторы отчёта в целом позитивно оценивают Соглашение, покончившее с 30-летним конфликтом в Северной Ирландии и поддерживавшее мир на протяжении 25 лет. Они сочли его лучшим возможным фундаментом для продвижения деволюции, основанной на принципе межобщинного разделения власти, а также залогом того, что Северная Ирландия не будет втянута в вооружённый конфликт. Белфастский договор стал политическим отражением глубоко разделённого постконфликтного общества и в то же время гарантом межобщинного со-

гласия. Представительство юнионистских и националистических партий в североирландской Ассамблее и правительстве обеспечило легитимность политических институтов и относительную стабильность в регионе, несмотря на многочисленные разногласия, скандалы и периодическое бездействие. Однако эффективность североирландских политических институтов, созданных Белфастским соглашением, оценена в докладе в 60%, поскольку за период своего существования они несколько раз находились в состоянии коллапса, на длительное время прерывая работу (House of Commons ... 2023).

Необходимость создания гарантий для стабильного и эффективного функционирования североирландских политических институтов обусловила содержащиеся в докладе предложения о реформировании некоторых положений Белфастского соглашения. По мнению председателя Вестминстерского комитета Р. Бакленда, за 25 лет Белфастское соглашение не раз подвергалось изменениям и может быть изменено снова. «Это процесс, а не событие, и сейчас 2023 год», - заявил Р. Бакленд. (Stormont needs ... 2023). За прошедшие годы в североирландском обществе произошли социальные и демографические изменения, оно перестало быть биполярным, и всё большее число людей не идентифицирует себя ни с одной из традиционных религиозных общин. Поэтому существующая система разделения власти не отражает реальной ситуации в обществе, и её одобряют лишь 40% жителей (House of Commons ... 2023).

Проявлением политической многополярности стал рост третьей по величине и влиянию политической силы - межконфессиональной партии Альянс. Это продемонстрировали региональные выборы в североирландскую Ассамблею 2022 г., где она завоевала третье место, вдвое увеличив своё представительство по сравнению с предыдущими выборами 2017 г. Тот факт, что партия смогла привлечь избирателей от блоков юнионистов и националистов, свидетельствует о новых тенденциях в традиционном бинарном противостоянии и усилении центристского спектра в североирландской политике.

В предвыборном манифесте лидер партии Альянс Н. Лонг поставила вопрос об изменении системы разделения власти в Северной Ирландии, созданной Белфастским соглашением 1998 г. Согласно этой системе партии должны обозначать свою принадлежность одному из блоков - «юнионистов, националистов или других». Она предложила формировать правительство путём создания добровольной коалиции с помощью переговоров между партиями. Такая «консоциативная» система позволяет обеспечить стабильность и сформировать Кабинет путём консультаций с разными элитными группами в странах с большими внутренними этническими, религиозными и прочими различиями. В манифесте предлагалось отменить названия Первый министр и заместитель Первого министра и ввести обозначение Коллективный Первый министр, так как эти должности равны по своему статусу и едины по функциям (Полякова 2023).

Эти предложения вошли в дорожную карту реформ, сформулированных Вестминстерским комитетом для преодоления политического тупика в Северной Ирландии. Предложения по реформированию Стормонта включают краткосрочные и долгосрочные меры. В качестве первостепенных предлагается изменить процедуру избрания спикера Ассамблеи, чтобы он мог быть избран квалифицированным большинством в 2/3. «Стабильное и эффективное правительство, возможно, сейчас необходимо больше, чем когда-либо. Способность Ассамблеи выбирать спикера имеет основополагающее значение, и мы считаем это приоритетной задачей на ближайшее время», - говорится в докладе (Stormont leaders ... 2023).

В докладе рекомендуется использовать тот же порог для избрания Первого министра и его заместителя. В знак признания их равного статуса эти должности следует переименовать в «Объединённых первых министров», и избираться на них смогут члены Ассамблеи от лю-

бых двух партий, а не только от крупнейших, как это происходит сегодня. «Точное представление о совместной работе офисов в течение 25 лет укрепит заложенные в Белфастском соглашении принципы паритета и уважения между двумя основными сообществами и послужит сигналом о том, что исполнительная власть действует в интересах их обоих. Это может начать восстанавливать веру в институты во время кризиса», - говорится в докладе (Stormont leaders ... 2023).

В настоящее время для избрания спикера, а также Первого министра и его заместителя требуется большинство голосов представителей как юнионистского, так и националистического блоков без учёта мнения «других», не входящих в эти блоки. Именно эти две позиции оказались непреодолимыми в ходе последнего политического кризиса. Семь попыток избрать спикера не дали результата, и работа Ассамблеи не смогла возобновиться.

Каждое из предложений Комитета потребует консультаций с правительством Ирландии как согарантом Белфастского соглашения, с североирландскими партиями, а также внесения изменений в Закон о Северной Ирландии 1998 г., вытекающий из Белфастского соглашения и создавший систему разделения власти и деволюцию в Северной Ирландии. «В долгосрочной перспективе, - заявил Р. Бакленд, - мы считаем, что полный независимый анализ эффективности институтов Белфастского соглашения / Соглашения Страстной пятницы должен быть проведён с участием всех заинтересованных сторон. Сюда должны входить элементы Север - Юг и Восток - Запад, но полностью функционирующий Стормонт - это фундамент, на котором стоит всё остальное» (Committee proposes ... 2023).

Предложения Вестминстерского комитета получили поддержку большинства североирландских партий, за исключением ДЮП, выступившей против реформирования Белфастских соглашений. Так, депутат от Альянса Стефен Фарри подчеркнул, что важно, чтобы Соглашение Страстной пятницы «развивалось вместе с меняющимися обстоятельствами», а представитель СДЛП Клэр Ханна заявила, что предложения комитета помогут Стормонту выйти из тупика. По мнению партии Шинн Фейн, «нынешняя блокада ДЮП несправедлива по отношению ко всем тем людям, которые голосовали за реальные перемены в мае прошлого (2022 - Е.П.) года, за то, чтобы партии работали вместе на пользу всему нашему народу. Результаты выборов необходимо «уважать и создать исполнительную власть без промедления» (Stormont Mere ... 2023).

Окончание бойкота Стормонта и восстановление органов власти

После неудачных переговоров в декабре 2023 г. в Хиллсборо по выходу из тупика, в ходе которых правительство Великобритании предложило пакет в размере 3,3 млрд ф. ст. в случае возобновления работы Стормонта, 17 января 2024 г. в Ассамблее была предпринята очередная попытка избрать спикера, но она была вновь сорвана ДЮП. Это произошло накануне окончания последнего срока для восстановления работы правительства и угрозы объявления новых выборов.

18 января началась крупнейшая за последние 50 лет забастовка госслужащих, требовавших повышения зарплаты и приведения её в соответствие с уровнем Англии, Шотландии и Уэльса. За последние два года в связи с прекращением полномочий североирландского правительства происходило сокращение финансирования госсектора, в структурах которого всплеск инфляции привёл к сокращению реальной средней заработной платы на 11%. В этот день были закрыты школы, приостановлена работа общественного транспорта и сокращено предоставление медицинских услуг. В 24-часовой забастовке участвовало до 170 тыс. работников государственного сектора: медсёстры, акушерки, водители автобусов и поездов, учи-

теля и сотрудники скорой помощи (We don't want ... 2024).

Условием британского правительства по выделению 600 млн ф. ст. для урегулирования претензий по зарплате было восстановление работы Стормонта в кратчайшие сроки - до 8 февраля 2024 г. (Thousands ... 2024). 29 января состоялось закрытое заседание исполкома -высшего правящего органа ДЮП, на котором было принято решение о прекращении бойкота и возвращении партии в Стормонт на основании достигнутых с правительством Великобритании договорённостей об изменениях в Виндзорской рамочной программе, регулирующей торговлю между Северной Ирландией и Великобританией.

Содержание сделки было опубликовано 31 января в документе, получившем название «Защита Союза» (Saveguarding the Union ... 2024). Он предусматривал отмену таможенных проверок для большинства североирландских и британских товаров, остающихся на территории Соединённого Королевства, подтверждение особого и постоянного места Северной Ирландии в составе британского государства. Документ содержал детали финансового предложения британского правительства в размере более 3 млрд ф. ст. при условии восстановления институтов власти. Были прописаны процедурные вопросы: выборы спикера Ассамблеи и назначение Первого министра и его заместителя. (Northern Ireland devolution . 2024). Объявляя о принятых решениях, Дональдсон признал, что они не являются совершенными, но прокладывают путь к восстановлению деволюции. На Даунинг стрит охарактеризовали эти изменения как значительные, но не меняющие основ Виндзорских рамок и не требующие одобрения ЕС.

Решение ДЮП о возвращении в Стормонт означало победу Дональдсона над внешней и внутренней оппозицией. Ему удалось преодолеть сопротивление членов партии, настаивавших на продолжении переговоров и более жёстких условиях сделки, и избежать партийного раскола. Он добился выполнения основных требований, за которые шла борьба: гарантий конституционного статуса Северной Ирландии и сокращения таможенных проверок в Ирландском море. Решающим фактором, давшим Дональдсону преимущество, стала поддержка Эдвина Путса, одного из наиболее влиятельных функционеров партии. По мнению Дональд-сона, отмена границы на внутреннем рынке Великобритании - ключевая уступка, снимающая барьеры между Северной Ирландией и остальной страной. Эта мера - часть широкомасштабного соглашения между ДЮП и британским правительством, направленного на восстановление автономного правительства в Северной Ирландии после двухлетнего перерыва (Stormont return ... 2024).

Представляя документ в палате общин, государственный секретарь по делам Северной Ирландии Крис Хитон-Харрис заявил, что соглашение приемлемо как для Северной Ирландии, так и для Соединённого Королевства. Оно защитит конституционный статус Северной Ирландии в составе королевства и укрепит его внутренний рынок, обеспечив свободное движение товаров, а также поможет решить проблему с зарплатой в госсекторе Северной Ирландии (Secretary of State ... 2024).

Документ получил одобрение в Великобритании, Ирландии, США, однако не был поддержан не только представителями других юнионистских партий, заявивших, что граница в Ирландском море не ликвидирована, но и некоторыми членами ДЮП. По мнению лидера ДЮП в палате лордов Н. Доддса, одного из наиболее влиятельных членов партии, представляющего её в британском парламенте, «среди многих юнионистов существует обеспокоенность по поводу сохранения суверенитета, юрисдикции и применения законов ЕС в отношении значительных участков нашей экономики» (DUP's spectacular ... 2024). Более резко высказался коллега Доддса по партии, член британского парламента Сэм Уилсон: «Это резуль-

тат бесхребетного, слабохарактерного правительства, предавшего брекзит, отказавшегося повлиять на ЕС и его вмешательство в дела Северной Ирландии» (DUP spectacular ... 2024). Против выступила Социал-демократическая и лейбористская партия Северной Ирландии (СДЛП), поскольку, по её мнению, сделка не соответствует духу Белфастского соглашения (Northern Ireland has ... 2024).

Тем не менее 1 февраля документ в виде нормативных актов был принят в Вестминстере без официального голосования, и стал законом. Выступая во время дебатов в парламенте К. Хитон-Харрис заявил, что «наша задача - вернуть североирландское правительство в Стор-монт» (MPs pass ... 2024).

Возвращение произошло 3 февраля. Ассамблея избрала спикера, Первого министра и его заместителя, а также остальных членов правительства. Этот день стал историческим для Северной Ирландии. Впервые за её столетнее существование правительство возглавила представительница националистов. Первым министром стала вице-президент партии Шинн Фейн Мишель О'Нейл, её заместителем - депутат Ассамблеи от ДЮП Эмма Литтл-Пенгелли, а её коллега по партии Э. Путс взял на себя роль спикера. Избрание националистки и республиканки О'Нейл имеет символическое значение и свидетельствует об изменениях в североирландском обществе.

Когда в 1932 г. в Стормонте открылось здание парламента, первый североирландский премьер Джеймс Крейг гордо заявлял: «мы протестантский парламент и протестантское государство» (Bucland 1981: 55), и невозможно было представить себе сценарий, при котором однажды протестанты перестанут быть в большинстве. Перепись 2021 г. впервые показала преобладание католического населения в Северной Ирландии, а также рост числа людей, не причисляющих себя ни к одной из религий (Census 2021. 2022). Политические пристрастия избирателей свидетельствуют, что примерно 20% голосуют за межконфессиональные партии (Northern Ireland has . 2024).

«Это исторический день, который символизирует новую эпоху», - заявила О'Нейл при вступлении в должность. «Впервые националист занимает пост Первого министра. ... Времена граждан второго сорта давно прошли. Сегодняшний день подтверждает, что они никогда не вернутся» (Michelle O'Neill ... 2024). Обращаясь к депутатам Ассамблеи, она пообещала сотрудничать с юнионистами и сказала, что это «Ассамблея для всех - католиков, протестантов и инакомыслящих» (Michelle O'Neil ... 2024).

* * *

Прекращение бойкота Стормонта и восстановление органов власти стало единственным жизнеспособным решением для выхода не только из политического, но и экономического кризиса, в который погрузилась Северная Ирландия после брекзита. Кризис затронул все социальные сферы жизни: жильё, здравоохранение, образование. Политический вакуум требовал альтернативных решений: от насильственных, как показал прежний североирландский опыт, до конституционных, включая прямое правление из Лондона или референдум за объединение Ирландии. ДЮП в ходе длительных переговоров с Лондоном удалось добиться изменения в торговых соглашениях после брекзита: Североирландский протокол был заменён Виндзорским соглашением и дополнен «Защитой Союза», вследствие чего большая часть проверок товаров, следующих из Великобритании в Северную Ирландию, была устранена.

Восстановление Стормонта может стать межпартийным компромиссом, необходимым для стабилизации ситуации в Северной Ирландии и сохранения её конституционного статус-кво в Соединённом Королевстве. Существенной угрозой стабильного существования Стор-

монта в ближайшее время станут огромные проблемы в сфере здравоохранения, образования, социальных услуг и инфраструктуры. Учитывая хрупкость отношений как между партиями, так и внутри некоторых из них, необходимо дальнейшее реформирование политических институтов.

Список литературы / References

Ball is in the DUP's court. The Irish Times. 12.10.2023. Available at: https://www.irishtimes. com/politics/2023/10/12/ball-is-in-the-dups-court-says-mary-lou-mcdonald-as-hopes-of-stormont-breakthrough-grow (accessed 28.02.2024).

Biden flies in to declare backing for peace and prosperity in North. The Irish Times. 12.04.2023. Available at: https://www.irishtimes.com/ireland/2023/04/12/biden-flies-in-to-declare-backing-for-peace-and-prosperity-in-north/?utm_source=Newsletter&utm_medium=email&utm_content=RSS% 3AITEM%3ATITLE&utm_campaign=morning_briefing_digest (accessed 28.02.2024).

Buckland, P. (1981). A History of Northern Ireland. Dublin.

Census 2021: More from Catholic background in NI than Protestant. BBC. 22.09.2022. Available at: https://www.bbc.com/news/uk-northern-ireland-62980394 (accessed 28.02.2024).

Committee proposes raft of measures to stabilise Stormont. UK Parliament. 04.12.2023. Available at: https://committees.parliament.uk/committee/120/northern-ireland-affairs-committee/news/ 198805/committee-proposes-raft-of-measures-to-stabilise-stormont (accessed 28.02.2024).

Donaldson rejects suggestion that talks to restore Stormont have ended without breakthrough. The Irish Times. 06.11.2023. Available at: https://www.irishtimes.com/politics/2023/11/06/donald son-rejects-suggestion-that-talks-to-restore-stormont-have-ended-without-breakthrough (accessed 28.02.2024).

DUP hoping protocol stance pays off as EU and UK prepare to roll the dice once more. The Irish Times. 08.10.2022. Available at: https://www.irishtimes.com/ireland/2022/10/08/dup-hoping-protocol-stance-pays-off-as-eu-and-uk-prepare-to-roll-the-dice-once-more/?utm_source=Newsletter &utm_medium=email&utm_content=Donegal+explosion%3A+Names+of+10+people+killed+in+C reeslough+released+by+garda%C3%AD&utm_campaign=lunchtime_latest_digest (accessed

28.02.2024).

DUP must resist temptation to kick devolution can down the road to UK election. The Irish Times. 21.09.2023. Available at: https://www.irishtimes.com/opinion/2023/09/21/dup-must-resist-tem ptation-to-kick-devolution-can-down-the-road-to-uk-election/?utm_source=Newsletter&utm_medi um=email&utm_content=Flat+atmosphere+in+Leinster+House+overshadowed+by+chaos+outside &utm_campaign=inside_politics_digest (accessed 28.02.2024).

DUP says it will vote against «Stormont brake» aspect of Brexit deal. The Irish Times. 20.03.2023. Available at: https://www.irishtimes.com/politics/2023/03/20/dup-says-it-will-vote-against-windsor -framework-brexitdeal/?utm_source=Newsletter&utm_medium=email&utm_content=This+decade +s+climate+decisions+will+last++thousands+of+years+%2C+IPCC+report+warns&utm_campaign =evening_update_digest (accessed 28.02.2024).

DUP: Sir Jeffrey Donaldson tells conference «power-sharing is essential». 15.10.2023. Available at: https://www.bbc.co.uk/news/uk-northern-ireland-6709915 (accessed 28.02.2024).

DUP's spectacular Brexit own goal delivers nationalist First Minister. The Irish Times. 04.02. 2024. Available at: https://www.irishtimes.com/business/economy/2024/02/04/dups-spectacular-brexit-own-goal-delivers-nationalist-first-minister (accessed 28.02.2024).

DUP's stalling over protocol may be exasperating but it serves a purpose. The Irish Times.

23.02.2023. Available at: https://www.irishtimes.com/opinion/2023/02/23/ulster-says-maybe-dups-stalling-overprotocol-may-be-exasperating-but-it-serves-a-purpose/?utm_source=Newsletter&utm_ medium=email&utm_content=Northern+Ireland+protocol+live%3A+Sunak+hails++decisive+break through++on+post-Brexit+rules+for+North&utm_campaign=evening_update_digest (accessed 28.02.2024).

House of Commons Northern Ireland Affairs Committee. The effectiveness of the institutions of the Belfast / Good Friday Agreement First Report of Session 2023-24 Report, together with formal minutes relating to the report Ordered by the House of Commons to be printed 29 November 2023. Available at: https://committees.parliament.uk/publications/42405/documents/210752/default (accessed 28.02.2024).

Interview with Jim Allister. The News Letter. 27.02.2023. Available at: https://www.newsletter. co.uk/business/watch-for-yourself-interview-with-jim-allister-dup-seven-tests-leave-them-with-wri ggle-room-but-even-if-they-accept-the-deal-there-should-be-no-return-to-a-sinn-fein-led-stormont-4043736 (accessed 28.02.2024).

Local Elections 2023 Results and analysis. Research Briefing. Available at: https://research briefings.files.parliament.uk/documents/CBP-9798/CBP-9798.pdf (accessed 28.02.2024).

Michelle O'Neill elected first nationalist First Minister in «new dawn» for Northern Ireland politics. The Irish Times. 03.02.2024. Available at: https://www. irishtimes.com/politics/2024/02/03/ michelle-oneill-elected-first-nationalist-first-minister-in-new-dawn-for-northern-ireland-politics (accessed 28.02.2024).

Moving forward Together. DUP local government manifesto 2023. Available at: https://is suu.com/democraticunionistparty/docs/031761_-_dup_2023_manifesto. (accessed 28.02.2024).

MPs pass Stormont legislation at Westminster. BBC. 01.02.2024. Available at: https://www.bbc.com/news/uk-northern-ireland-68155422 (accessed 28.02.2024).

NI Council Election 2023. Belfast Telegraph. 18.01.2023. Available at: https://www.belfasttelegraph.co.uk/tag/local-council-elections-2023 (accessed 28.02.2024).

Northern Ireland Assembly election 2022. Research Briefing. Available at: https://research briefings.files.parliament.uk/documents/CBP-9549/CBP-9549.pdf (accessed 28.02.2024).

Northern Ireland Devolution: Safeguarding the Union. January 2024. Available at: https://as sets.publishing.service.gov.uk/media/65ba3ba8e9e10a000d031166/Command_Paper_ (accessed 28.02.2024).

Northern Ireland has reached a turning point. The Irish Times. 03.02.2024. Available at: https://www.irishtimes.com/politics/2024/02/03/northern-ireland-has-reached-a-turning-point-with-its-volatile-politics-set-to-play-out-on-a-new-pitch (accessed 28.02.2024).

Northern Ireland has a chance to insulate itself from the madness of Brexit. The Irish times. 04. 02.2024. Available at: https://www.irishtimes.com/opinion/2024/02/04/northern-ireland-is-blowing-the-chance-to-insulate-itself-from-the-madness-of-brexit/?utm_source=Newsletter&utm_medium= email&utm_content=Michelle+O+Neill+elected+first+nationalist+First+Minister+in++new+dawn+ +for+Northern+Ireland+politics&utm_campaign=morning_briefing_digest (accessed 28.02.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O'Kane, E. (2021). The Northern Ireland Peace Process: From Armed Conflict to Brexit. Manchester.

Rishi Sunak refuses to «raise expectations» on finding swift solution to NI protocol impasse. The Irish Times. 16.12.2022. Available at: https://www.irishtimes.com/politics/2022/12/16/rishi-sunak-refuses-to-raise-expectations-on-finding-swift-solution-to-ni-protocol-impasse/?utm_source=New sletter&utm_medium=email&utm_content=Se%C3%A1n+Rooney%3A+a+selfless+soldier+who+ was+due+to+marry+next+year&utm_campaign=lunchtime_latest_digest (accessed 28.02.2024).

Safeguarding the Union. 31.01.2024. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/me dia/65ba3b7bee7d490013984a59/Command_Paper_1_.pdf (accessed 28.02.2024).

Secretary of State's speech on the Safeguarding the Union Command Paper in the House of Commons. Policy mogul. 31.01.2024. Available at: https://policymogul.com/key-updates/34303/ secretary-of-state-s-speech-on-the-safeguarding-the-union-command-paper (accessed 28.02.2024).

Sinn Fein Launch Local Election Campaign Manifesto. 4Ni. 09.05.2023. Available at: https:// www.4ni.co.uk/northern-ireland-news/296737/sinn-f-in-launch-local-election-campaign-manifesto (accessed 28.02.2024).

Stormont and political system are broken, Rishi Sunak says. BBC. 04.10.2023. Available at: https://www.bbc.com/news/uk-northern-ireland-67007577 (accessed 28.02.2024).

Stormont leaders 'should be joint first ministers' - Westminster committee. BBC. 04.12.2023. Available at: https://www.bbc.com/news/uk-northern-ireland-67607319 (accessed 28.02.2024).

Stormont needs fixing. The big question is how. The Irish Times. 05.12.2023. Available at: https: //www.irishtimes.com/politics/2023/12/05/stormont-needs-fixing-the-big-question-is-how/?utm_so urce=Newsletter&utm_medium=email&utm_content=Coalition+to+rally+behind+Helen+McEntee +ahead+of+packed+political+week&utm_campaign=inside_politics_digest (accessed 28.02.2024).

Stormont return: Details of deal agreed between DUP and UK have been published. The Irish Times. 03.01.2024. Available at: https://www.irishtimes.com/politics/2024/01/31/northern-ireland-north-stormont-assembly-executive-return-dup-deal-jeffrey-donaldson (accessed 28.02.2024).

Stormont stalemate: Irish deputy PM says talks progress has «ebbed». BBC. 05.11.2023. Available at: https://www.bbc.com/news/uk-northern-ireland-67328589 (accessed 28.02.2024).

Thousands of public sector workers stage 24-hour strike in Northern Ireland. The Guardian. 18.01.2024. Available at: https://www.theguardian.com/uk-news/2024/jan/18/public-sector-workers-24-hour-strike-northern-ireland (accessed 28.02.2024).

Unionist leaders jointly declare opposition to Northern Ireland protocol. The Irish Times. 28.09. 2021. Available at: https://www.irishtimes.com/news/politics/unionist-leaders-jointly-declare-oppos ition-to-northern-ireland-protocol-1.4685656?localLinksEnabled=false&utm_source=Newsletter& utm_medium=email&utm_content=RS S%3AITEM%3ATITLE&utm_campaign=evening_update_ digest (accessed 28.02.2024).

«We don't want to be here, we want to be doing our jobs»: Striking workers take to icy streets in North. The Irish Times. 18.01.2024. Available at: https://www.irishtimes.com/ireland/2024/01/18/ north-northern-ireland-public-sector-staff-strike (accessed 28.02.2024).

The Windsor Framework: a new way forward. Gov.uk. 2023. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/1 138989/The_Windsor_Framework_a_new_way_forward.pdf (accessed 28.02.2024).

Бабынина, Л.О. (2021). Проблемы выполнения соглашений между Соединённым Королевством и ЕС // Британия после брекзита. Под ред. К.А. Годованюк. М.: ИЕ РАН. С. 48-55. [Babynina, L.O. (2021). Implementation Challenges for UK - EU Agreements. In: Godovanyuk, K.A. (ed.) (2021). The United Kingdom after Brexit. Moscow: IE RAS: 48-55. (in Russian)]. DOI: 10.15211/report82021_386

Напалкова, И.Е.(2023). Региональная реформа в XXI веке // Британия-2022: смена премьеров, смена монарха. М.: ИЕ РАН. С. 87-99. [Napalkova, I.E. (2023). Devolution in the UK in the 21st century. In: Ananieva, E.V. (ed.) (2023). The UK-2022: Change of Prime Ministers, Change of Monarch. Moscow: IE RAS: 87-99. (in Russian)]. DOI: 10.15211/report22023_399

Охошин, О.В. (2023). Наследие Смуты: кризис власти в Северной Ирландии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 2023 (5): 51-61. [Okhoshin, O.V. (2023). Legacy of the Troubles:

Crisis of Power in Northern Ireland. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (5): 51-61. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran520235161

Полякова, Е.Ю. (2023). Сейсмические выборы в Северной Ирландии // Британия-2022: смена премьеров, смена монарха. М.: ИЕ РАН. С. 99-108. [Polyakova, E.Y. (2023). Seismic elections in Northern Ireland. In: Ananieva, E.V. (ed.)(2023). The UK-2022: Change of Prime Ministers, Change of Monarch. Moscow: IE RAS: 99-108. (in Russian)]. DOI: 10.15211/report22023_399

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.