Научная статья на тему 'ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРАКТИКИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ В СЕВЕРОИРЛАНДСКОМ ОБЩЕСТВЕ (1969-1998 ГГ.)'

ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРАКТИКИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ В СЕВЕРОИРЛАНДСКОМ ОБЩЕСТВЕ (1969-1998 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северная Ирландия / Ольстерский конфликт / повседневная жизнь / республиканцы / юнионисты / католики / протестанты / Northern Ireland / The Troubles / daily life / republicanism / unionism / catholic / protestant

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афанасьева Дарья Андреевна

Статья посвящена изучению характера взаимосвязи между идеологией радикальных групп и практиками повседневной жизни мирного населения в Северной Ирландии в период конфликта 1969-1998 годов. Целью исследования является выявление проявлений поляризации католиков и протестантов в бытовой сфере. Автор производит анализ данных историографии, а также содержания различных материальных источников. На основе данных мемуаров, интервью, материалов периодической печати выявляются основные нормативные черты поведения членов двух этно-религиозных общностей, а также представления католиков и протестантов о бытовой сфере друг друга. Предметами анализа выступают данные об ономастике, моде, спортивной сфере, школьном и университетском образовании, частной, семейной жизни населения Северной Ирландии в период конфликта. На основании реконструкции практик повседневной жизни и подробного рассмотрения их особенностей, автор делает вывод о том, что поляризация берет свое начало в бытовых представлениях общин друг о друге, а затем, эксплуатируемая идеологией радикальных групп и «ужесточаемая» националистическими мотивами, ретранслируется обратно в общество, укрепляя и усиливая раскол между католиками и протестантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY AND DAILY LIFE PRACICES IN NORTHERN IRISH SOCIETY (1969-1998)

The article is devoted to the connection between radical groups ideology and daily life practices of civilians in Northern Ireland during the Troubles (1969-1998). The purpose of the study is to identify manifestations of polarization between catholic and protestant communities in their daily life practices. Author analyzes the scientific directions of hysterography and the data of different material sources. According to information of memoires, interview, periodic press the author highlights the main he main normative features of the behavior of members of two ethno-religious communities, as well as the ideas of Catholics and Protestants about each other's everyday life. The main subjects of the analysis are onomastics, fashion, sports, school and university education, private, family life of the population of Northern Ireland during the conflict. According to results of the reconstruction of the practices of everyday life and a detailed examination of their features, the author concludes that polarization originates in the everyday perceptions of communities about each other, and then, exploited by the ideology of radical groups and "toughened" by nationalist motives, is relayed back into society. strengthening and intensifying the split between Catholics and Protestants.

Текст научной работы на тему «ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРАКТИКИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ В СЕВЕРОИРЛАНДСКОМ ОБЩЕСТВЕ (1969-1998 ГГ.)»

ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРАКТИКИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ В СЕВЕРОИРЛАНДСКОМ ОБЩЕСТВЕ (1969-1998 ГГ.)

Д.А. Афанасьева

russiandeadsoul@gmail. сот

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Аннотация. Статья посвящена изучению характера взаимосвязи между идеологией радикальных групп и практиками повседневной жизни мирного населения в Северной Ирландии в период конфликта 1969-1998 годов. Целью исследования является выявление проявлений поляризации католиков и протестантов в бытовой сфере. Автор производит анализ данных историографии, а также содержания различных материальных источников. На основе данных мемуаров, интервью, материалов периодической печати выявляются основные нормативные черты поведения членов двух этно-религиозных общностей, а также представления католиков и протестантов о бытовой сфере друг друга. Предметами анализа выступают данные об ономастике, моде, спортивной сфере, школьном и университетском образовании, частной, семейной жизни населения Северной Ирландии в период конфликта. На основании реконструкции практик повседневной жизни и подробного рассмотрения их особенностей, автор делает вывод о том, что поляризация берет свое начало в бытовых представлениях общин друг о друге, а затем, эксплуатируемая идеологией радикальных групп и «ужесточаемая» националистическими мотивами, ретранслируется обратно в общество, укрепляя и усиливая раскол между католиками и протестантами.

Ключевые слова: Северная Ирландия, Ольстерский конфликт, повседневная жизнь, республиканцы, юнионисты, католики, протестанты.

Исследование посвящено одному из аспектов Североирландского конфликта (1969-1998 гг.), а именно национальной идентичности населения шести графств Ольстера и ее роли в повседневной жизни мирного населения, а также взаимосвязи ее с идеологией радикальных групп (юнионистов и ре спубликанцев).

Ирландский вопрос в Британии остаётся неразрешенным на протяжении уже многих сотен лет. Сокращение площади горячей точки путем разделения территории Ирландии на независимую Республику и Северную Ирландию, входящую в состав Великобритании в начале XX в., кажется, лишь усугубило весь тот перечень проблем, которые были неразрывно связаны с упомянутым выше вопросом. Свидетельством данному тезису может служить Ольстерский конфликт, который, формально, начался с массовых столкновений в Лондондерри в 1969 году и завершился в 1998 году с подписанием сторонами Соглашения Страстной пятницы.

В историографии конфликта до настоящего времени существуют различные взгляды на причины и содержание конфликта. В западной историографии существует мнение, что в ментальности населения Северной Ирландии в указанный исторический период на первом месте находилось этническое самосознание, то есть первичными оказывались неизменные этнические факторы, которые приводили к экономическому и социальному расслоению, а затем, как следствие, и к культурному расколу. В то же время ряд исследователей полагает, что в Ольстерском конфликте ведущим являлся религиозный фактор являлся. Церковь, по мнению сторонников этой концепции, являлась базой для поддержания социальных контактов, взаимопомощи и почвой для распространения радикальных идей на основе церковных догматов. Сторонники марксистской теории общественного развития и функционирования называют главной причиной столкновений в Северной Ирландии социально-экономическое расслоение общества.

Несмотря на сложность в определении ведущей причины перехода конфликта в активную фазу и его существования на протяжении многих лет, можно говорить о том, что значимую роль в событиях 1969-1998 годов играла национальная идентичность двух общин, на которые оказалось разделено население Северной Ирландии.

В центре теории национальной идентичности находится миф, который возникает как органически, так и искусственно. Это предполагает тот факт, что идеология радикальных групп в Северной Ирландии - юнионистов и республиканцев, опиралась на уже существующие представления населения о том или ином явлении в рамках исторической памяти, этнических страхов и стереотипов и ретранслировала их, дополняя и ужесточая формулировки. Таким образом, осуществлялось укоренение среди населения неприятия к идеологическому противнику, и, соответственно, готовности выступить в поддержку «союзников» - радикальных милитаризованных групп. Подобная постановка проблемы обосновывает необходимость досконального изучения бытовых проявлений идентичности в североирландском обществе.

Данный аспект Ольстерского конфликта нашел широкое отражение в различных группах источников. Источниковая база исследования включает в себя материалы периодических изданий, открыто выражающих интересы противоборствующих сторон. Также она основывается на статистических данных: результатах опросов населения, данных по занятости и списках погибших. Важными для исследования стали мемуары и фрагментарные воспоминания участников событий, опубликованных в СМИ и различных сборниках, позволяющие провести анализ степени влияния идеологий радикальных групп на население, влияния мифологии на партийные тезисы.

Одной из сфер, в которой наблюдается очевидная поляризации населения Северной Ирландии в период конфликта можно назвать ономастику. Имена и фамилии выполняли функцию дополнительной идентификации человека в обществе, отражали настроения религиозно-этнических общин. Семьи, исповедующие католичество, стремились давать детям имена, наследующие кельтской традиции. Это могли быть английские имена с измененным написанием и звучанием («Шеймус» как преобразование английского «Джеймс», в соответствии с правилами произношения в ирландском языке, имена христианских святых (Патрик, Мария, Бригитта) или имена, наследующие кельтской традиции (Брендан, Брона). Кроме того, наблюдалось стремление к сохранению «аутентичности» фамилий - характерных приставок, обозначавших некогда клановую принадлежность, особой морфемной формы [10, с. 57]. Это можно увидеть, к примеру, при просмотре списков жертв Ольстерского конфликта за 1969 год. Среди жертв со стороны мирного католического населения представлены носители таких имен как: Фрэнсис МакКлоски, Сэмюель Девенни, Патрик Руни, Хью МакКейб и так далее [15]. Представленные имена собственные обладают очевидными кельтскими корнями, как то приставки «-Мак» и определенные конструкции фамилий с отличительным присутствием окончаний на гласную букву.

В свою очередь, исследования имен собственных, имеющих хождение в протестантских семьях, демонстрирует тенденцию к намеренному следованию английским традициям. Нормальным явлением стал постепенный отказ от кельтских префиксов в фамилиях - несмотря на близость части протестантского населения к традициям Шотландии, клановые приставки начинали

ассоциироваться с ирландским происхождением и могли затруднить взаимодействия с религиозной общиной [5].

Другим важным маркером поляризации национальной идентичности, по мнению ряда исследователей [10, с. 85; 8, с. 57], являлись элементы внешнего вида представителей различных религиозных общин. Согласно результатам социологических опросов [10, с. 172], дифференциация в элементах одежды, прическах и выборе аксессуаров во многом базировалась на стереотипах, однако существование подобных «предрассудков», вероятно, лишь поддерживало действительно существовавшие традиции, что подтверждают данные из различных научных публикаций и источников. Многие исследователи рисовали картину контраста между консервативностью протестантов и большим новаторством католиков О'Доэрти в своей работе зафиксировал высказывания протестантов Северной Ирландии, о том, что для католиков, было обычным носить свободную, яркую одежду, подходящую «для ночных прогулок». Протестантские респонденты отмечали, что женщины из католической общности были склонны к ношению крупных украшений, преимущественно позолоченных, которые могли включать элементы как религиозной, так и кельтской символики [10, с. 85]. По данным исследования, проведенного социологом из университета Квинс, Мадлен Леонард, ряд протестантов из числа подростков от 14 до 16 лет, утверждал, что и мужчины и женщины католического вероисповедания чаще, чем представители протестантского сообщества, обращались к «цыганским» образам, включающим ношение длинных волос, свободных причесок, бород и усов [15].

В свою очередь, протестанты, по мнению респондентов-католиков, опрошенных М. Леонард, избегали каких-либо вызывающих, чрезмерно заметных аксессуаров, особенно ношения золотых украшений, для мужчин считалось хорошим тоном чисто выбритое лицо. Эти данные могут свидетельствовать о стремлении протестантов к соблюдению конфессиональной этики, так как рядом направлений протестантизма ношение растительности на лице или ярких украшений считалось проявлением склонности человека к «излишествам», порицаемым церковью [10, с. 651]. Согласно данным, полученным от респондентов-католиков, протестанты чаще всего, выбирали классический, консервативный стиль в одежде. Причем, следует отметить, что часто респонденты отмечали высокое качество и дороговизну этих вещей [15]. Это, по мнению Джона Чемберса, являвшегося непосредственным свидетелем конфликта, могло свидетельствовать о лучшем финансовом положении протестантского населения ввиду возможности карьерного роста и лучших показателей занятости [3].

Особым «маркирующим» элементом становилась одежда с символикой спортивных команд. Фанатская среда, всегда отличающаяся достаточной степенью агрессивности, давала дополнительный стимул для реализации этнополитического противостояния. Так ношение символики шотландской футбольного клуба «Селтик» вне католических кварталов могло трактоваться как вызов, потому что симпатии к команде, использующей кельтскую символику и антураж, интерпретировались как проявления ирландского национализма. Зеркальная ситуация происходила и с ношением протестантами символики шотландского клуба «Рейнджерс» - появление вне «дружественных» юнионистам районов городов, особенно в период футбольных матчей, по свидетельствам очевидцев конфликта, представляло существенную опасность [12]. Спорт в целом являлся тем хобби, которое

демонстрировало имеющуюся поляризацию между двумя общинами в Северной Ирландии и укрепляло ее. Помимо уже описанного выше «раскола» в футбольном фанатском движении, существовали и иные маркеры идентичности в сфере спорта. Негласное «разделение» видов спорта между католиками и протестантами отражалось в наличии спортивных секций, клубов, содержании газет, освещающих новости спорта [2, с. 52].

Для католиков считалось неприемлемым открыто заниматься или интересоваться крикетом или теннисом, которые считались типично английскими видами спорта - спортивные известия изданий про-католической направленности избегали освещения соответствующих событий и результатов соревнований, а в католических школах не вводились подобные спортивные секции. Зеркальная ситуация существовала и в протестантской общины: ее члены старались не демонстрировать интереса к «ирландским» видам спорта: гэльскому футболу, херлингу [10, с. 464-471]. Подобное «распределение» видов спорта осуществлялось также на базе раздельного обучения по религиозному признаку - католические школы открывали кружки «ирландских» видов спорта, протестантские - кружки «английских» [14].

Говоря о раздельном обучении, следует также отметить его роль в укоренении раскола в североирландском обществе. В период конфликта 19691998 гг. существовала система школьного образования, которая предусматривала полное разделение детей протестантской и католической общин. Система школьного образования была построена на существовании частных и государственных учебных заведений, которые вне зависимости от статуса курировались религиозными институтами - католическими или протестантскими, прямо или через систему представительства в школьной администрации [14]. Государственные и некоторые частные школы финансировались из регионального бюджета и обязывались реализовывать единую учебную программу, однако, согласно докладам социологов, на деле дети протестантов и католиков изучали одинаковые предметы в различном ключе. Это было, в частности, связано с тем, что частные католические школы были чрезвычайно тесно связаны с религиозными институтами. Педагогические колледжи, осуществляющие подготовку учительского контингента для католических школ, тесно курировались церковью, что оказывало влияние на точку зрения прививаемую ученикам в контексте изучаемых предметов, несмотря на частичное совпадение учебных программ [14]. Исследования, проведенные в 1977 году, показали, что учителя католических школ придавали большое значение клерикальным дисциплинам и религиозной составляющей уроков, при несоответствии их квалификации общеобразовательным нормам. В то же время учителя протестантских школ стремились к реализации светского обучения школьников, что сопровождалось открытым осуждением чрезвычайной религиозности как самих католических школ, так и католического сообщества в целом [14].

Подобная ситуация воспитания детей в условиях культурной изоляции представителей двух сообществ друг от друга с упором на норму антагонистичных настроений, несомненно, усложняла положение в регионе. Кроме того, усиливалось социальное расслоение в сфере образования. Протестантские школы часто располагали более квалифицированными педагогическими кадрами и предоставляли учащимся больше возможностей для самореализации, однако учиться в них выходцы из католического сообщества не могли. Школьники могли получать агрессию со стороны

сверстников других конфессий, а также представителей собственной религиозной общины на почве обвинений в «предательстве». С теми же трудностями сталкивались и их родители.

Разделение в сфере образования не прекращалось для молодых людей и после окончания школы. На трудоустройство в Северной Ирландии также влияла сегрегация общества, не закрепленная законодательно, но существующая в повседневной жизни. Большинство управляющих должностей в различных сферах занимали представители протестантской общины, что приводило к тому, что имеющиеся рабочие места чаще доставались протестантам. Это происходило не только из-за предпочтений работодателей, но и ввиду преимущественно протестантского коллектива в различных организациях, фирмах [1, с. 641]. Кроме того, следует еще раз уточнить, что в среднем квалификация представителей протестантской части населения была выше, чем у граждан из католической среды. Подобное положение вещей приводило к тому, что в течение многих лет уровень безработицы среди католиков был значительно выше, чем среди протестантов в Северной Ирландии. В период 1971-1985 годов безработица среди католиков была примерно в два с половиной раза выше, чем среди протестантов [7].

Сложности подстерегали жителей Северной Ирландии и в семейной жизни - в период описываемых событий сожительство и браки между представителями различных общин были достаточно редкими ввиду рискованности подобных действий. Считалось, что заключение брака с представителем иной конфессии не только наносит ущерб непосредственным членам семьи, но и их родственникам, а также соседям и религиозно-культурной группе в целом. Часто такие отношения отказывались признавать законными на уровне религиозных учреждений, а дети, рожденные в подобном союзе, оказывались не приняты в обеих конфессиях [11].

Отход от негласных правил и норм мог привести не только к порицанию, но и к открытой агрессии со стороны не только представителей другого сообщества, но также членов своей общины. Это порождало ситуацию, при которой поведение людей сдерживалось не только собственными религиозными убеждениями и неприязнью по отношению к иной конфессиональной общине. Важным фактором становился страх оказаться вне условно-дружественной среды по причине отклонения от общепринятых локальных норм. В свою очередь, такое положение приводило к осуждению нарушителей правил, что служило для демонстрации собственной лояльности конфессионального сообщества. Влияние пропаганды идеологии радикальных групп делало правила более жесткими, а конфронтацию, соответственно, более острой, что вело к еще большей сегрегации католиков и протестантов даже на уровне практик повседневной жизни. Все это не могло не отражаться на национальной идентичности. На протяжении некоторого времени, еще до начала открытого конфликта, существовали определенные стереотипы поведения, которые, в свою очередь базировались на представлениях общины о себе и об окружающем ее социуме. С одной стороны на основании противопоставления себя враждебным социальным группам, а с другой стороны по причине страха перед неодобрением со стороны членов собственного сообщества, они становились элементами самоопределения религиозных групп, определяли нормы их жизнедеятельности.

Литература

1. Bardon, J. A History of Ulster. Belfast: Blackstaff Press, 2001. 214 p.

2. Duffy J., McClements F. Children of the Troubles: The Untold Story of the Children Killed in the Northern Ireland Conflict. Dublin: Hachette Ireland, 2019. 464 p,

3. Chambers J. Our family, divided by the Troubles/ The Guardian. August 6, 2016. available at: https://www.theguardian.com/lifeandstyle/2016/aug/06/our-family-divided-by-the-troubles (accessed: 13.02.2021).

4. Conolly P. The development of young childrens ethnic identities//Social Justice, Education and Identity, ed. by Vincent C. London, 2003. Pp. 139-157.

5. Edwards M. They have Catholic sounding names// Belfast telegraph. February 28, 2019. available at: https://www.belfasttelegraph.co. uk/news/northern-ireland/they-have-catholic-sounding-names-northern-ireland-couple-terrified-after-threatening-graffiti-daubed-outside-home-37864445.html (accessed: 13.02.2021).

6. Gallagher A.M. Majority Minority Review 1: Education in a Divided Society. Coleraine: University of Ulster, 1989. available at: https://cain.ulster.ac.uk/csc/reports/majmin1s.htm#conclude (accessed: 13.02.2021).

7. Gibson F., Michael G., Wilson D. Discrimination and Employment// Perspectives on Discrimination and Social Work in Northern Ireland. Central Council for Education and Training in Social Work, 1994. available at: https://cain. ulster.ac.uk/issues/discrimination/gibson2.htm#top (accessed: 13.02.2021).

8. Magennis C. Sons of Ulster: Masculinities in the Contemporary Northern Irish Novel. Bern: Peter Lang AG, 2010. 180 p.

9. McGinley M. Socio-cultural identity and attitudes to sport in Northern Ireland//The Irish Journal of Psychology. 1998. Pp. 464-471.

10. O'Doherty M. E pluribus unum; The Elusiveness of a Singular Community Identity//The Contested Identities of Ulster Catholics, ed. by Burgess T. P. Cork, 2018. Pp. 83-91.

11. Robinson G. Cross-Community Marriage in Northern Ireland. Centre for Social Research: Belfast, 1992. available at: https://cain.ulster.ac.uMssues/marriage/ccmni1.htm#11 (accessed: 13.02.2021).

12. Scott K. A game of two halves// The Guardian. May 15, 2001. available at: https://www.theguardian.com/world/2001/may/15/gender.uk (accessed: 13.02.2021).

13. Sectarian badges of identity//Irish Times. May 6, 2006. [Digital resource] available at: https://www. irishtimes.com/news/sectarian-badges-of-identity-1.999778 (accessed: 13.02.2021).

14. Sugden, J. Harvie, S. Sport and Community Relations in Northern Ireland. Coleraine: University of Ulster, 1995. available at: https://cain.ulster.ac.uk/ccru/research/csc/sport.htm (accessed: 13.02.2021).

15. Sutton M. An Index of Victims from the Conflict in Ireland// CAIN web-service. available at: https://cain.ulster.ac.uk/victims/humanface/chron/1969.html (accessed: 13.02.2021).

IDENTITY AND DAILY LIFE PRACICES IN NORTHERN IRISH SOCIETY (1969-1998)

D.A. Afanasyeva

Samara National Research University Samara, Russia

Abstract. The article is devoted to the connection between radical groups ideology and daily life practices of civilians in Northern Ireland during the Troubles (1969-1998). The purpose of the study is to identify manifestations of polarization between catholic and protestant communities in their daily life practices. Author analyzes the scientific directions of hysterography and the data of different material sources. According to information of memoires, interview, periodic press the author highlights the main he main normative features of the behavior of members of two ethno-religious communities, as well as the ideas of Catholics and Protestants about each other's everyday life. The main subjects of the analysis are onomastics, fashion, sports, school and university education, private, family life of the population of Northern Ireland during the conflict. According to results of the reconstruction of the practices of everyday life and a detailed examination of their features, the author concludes that polarization originates in the everyday perceptions of communities about each other, and then, exploited by the ideology of radical groups and "toughened" by nationalist motives, is relayed back into society. strengthening and intensifying the split between Catholics and Protestants.

Keywords: Northern Ireland, The Troubles, daily life, republicanism, unionism, catholic, protestant.

References

1. Bardon, J. A History of Ulster. Belfast: Blackstaff Press, 2001. 214 p.

2. Duffy J., McClements F. Children of the Troubles: The Untold Story of the Children Killed in the Northern Ireland Conflict. Dublin: Hachette Ireland, 2019. 464 p,

3. Chambers J. Our family, divided by the Troubles/ The Guardian. August 6, 2016. available at: https://www.theguardian.com/lifeandstyle/2016/aug/06/our-family-divided-by-the-troubles (accessed: 13.02.2021).

4. Conolly P. The development of young childrens ethnic identities//Social Justice, Education and Identity, ed. by Vincent C. London, 2003. Pp. 139-157.

5. Edwards M. They have Catholic sounding names// Belfast telegraph. February 28, 2019. available at: https://www.belfasttelegraph.co. uk/news/northern-ireland/they-have-catholic-sounding-names-northern-ireland-couple-terrified-after-threatening-graffiti-daubed-outside-home-37864445.html (accessed: 13.02.2021).

6. Gallagher A.M. Majority Minority Review 1: Education in a Divided Society. Coleraine: University of Ulster, 1989. available at: https://cain.ulster.ac.uk/csc/reports/majmin1s.htm#conclude (accessed: 13.02.2021).

7. Gibson F., Michael G., Wilson D. Discrimination and Employment// Perspectives on Discrimination and Social Work in Northern Ireland. Central Council for Education and Training in Social Work, 1994. available at: https://cain. ulster.ac.uk/issues/discrimination/gibson2.htm#top (accessed: 13.02.2021).

8. Magennis C. Sons of Ulster: Masculinities in the Contemporary Northern Irish Novel. Bern: Peter Lang AG, 2010. 180 p.

9. McGinley M. Socio-cultural identity and attitudes to sport in Northern Ireland//The Irish Journal of Psychology. 1998. Pp. 464-471.

10. O'Doherty M. E pluribus unum; The Elusiveness of a Singular Community Identity//The Contested Identities of Ulster Catholics, ed. by Burgess T. P. Cork, 2018. Pp. 83-91.

11. Robinson G. Cross-Community Marriage in Northern Ireland. Centre for Social Research: Belfast, 1992. available at: https://cain.ulster.ac.uk/issues/marriage/ccmni1.htm#11 (accessed: 13.02.2021).

12. Scott K. A game of two halves// The Guardian. May 15, 2001. available at: https://www.theguardian.com/world/2001/may/15/gender.uk (accessed: 13.02.2021).

13. Sectarian badges of identity//Irish Times. May 6, 2006. [Digital resource] available at: https://www. irishtimes.com/news/sectarian-badges-of-identity-1.999778 (accessed: 13.02.2021).

14. Sugden, J. Harvie, S. Sport and Community Relations in Northern Ireland. Coleraine: University of Ulster, 1995. available at: https://cain.ulster.ac.uk/ccru/research/csc/sport.htm (accessed: 13.02.2021).

15. Sutton M. An Index of Victims from the Conflict in Ireland// CAIN web-service. available at: https://cain.ulster.ac.uk/victims/humanface/chron/1969.html (accessed: 13.02.2021).

Автор публикации

Афанасьева Дарья Андреевна, студент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Россия. russiandeadsoul@gmail.com

Author of publication

Darya A. Afanas'eva, student, Samara National Research University, Samara, Russia. russiandeadsoul@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.