Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ МЕНТОРИНГА И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФАКТОРЫ МЕНТОРИНГА И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТОРИНГ / МЕНТОР / КОЭФФИЦИЕНТЫ ИНТЕЛЛЕКТА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕНТИ-ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарифуллина Альмира Маратовна

Менторинг является самостоятельной научной областью. Последние несколько десятилетий научные основы менторинга применяют не только в бизнес-индустрии, но и в структурах образовательных организаций. Менторинг представляет собой особый управленческий потенциал, с техниками и методами по взаимодействию, способствующими прогрессу и положительным преобразованиям в организации. Руководитель дошкольной образовательной организации в условиях глобализации просто не может придерживаться авторитарного стиля управления, который был популярен длительное время. Менторинг направлен на преобразование стиля управления дошкольной образовательной организацией. Методом исследования послужил критический анализ зарубежной литературы по теме западного, в том числе Американского менторинга с 1990 гг. прошлого столетия и по наши дни. Нами применялся подход критического мышления и метод экспертного мнения, при помощи которых нами были исследованы регионы Поволжья (Чувашская, Марийская области) и регион Предуралья (республика Башкортостан). Менторинг является аттрактивным способом управления образовательной организацией, его методология позволит многим руководителям освоить структуру эффективного управления образовательной организацией, с применением таких техник как: шедоуинг, коучинг, баддинг, эдвайзинг. Представления о наставничестве обобщаются с менторингом. Нашей задачей было выделить менторинг в отдельное направление, которое демонстрирует субъектную позицию наставника (где руководитель единолично «наставляет» подопечного) и объективную позицию ментора (где менти-педагогу предлагаются варианты и способы, к принятию самостоятельного решения). В статье нами рассмотрены последние исследования в области менторинга: наиболее «продвинутые» подходы; методы, способы и техники воплощения научных основ в практику дошкольной образовательной организации. Руководители дошкольных образовательных организаций отмечают, что применение менторинга позволяет рассматривать взаимодействие в контексте «делай, как ты можешь, но способов решения у тебя - множество». Более уверенно проходит процесс делегирования обязанностей между менти-педагогами, что безусловно ведет к преобразовыванию управленческого потенциала. Научные основы менторинга адаптируются под глобализацию образовательного пространства, вносят новые компоненты в структуру взаимоотношений руководителей и подчиненных. Коэффициенты интеллекта и эмоциональности позволяют учитывать индивидуальные особенности менторов и менти в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING FACTORS AND MANAGEMENT CAPACITY OF THE HEAD OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Mentoring is an independent scientific area. Over the past few decades, the scientific foundations of mentoring have been used not only in the business industry, but also in the structures of educational organizations. Mentoring is a special managerial capacity, with techniques and methods of interaction that contribute to the progress and positive changes in the organization. The head of a preschool educational organization in the context of globalization simply cannot adhere to the authoritarian management style that has been popular for a long time. Mentoring is aimed at transforming the management style of a preschool educational organization. The research method was a critical analysis of foreign literature on the topic of Western, including American mentoring since the 1990s. last century to the present day. We used the approach of critical thinking and the method of expert opinion, with the help of which we studied the regions of the Volga region (Chuvash, Mari regions) and the Cis-Ural region (Republic of Bashkortostan). Mentoring is an attractive way to manage an educational organization, its methodology will allow many leaders to master the structure of effective management of an educational organization, using techniques such as shadowing, coaching, budding, advising. Ideas about mentoring are generalized with mentoring. Our task was to single out mentoring as a separate direction, which demonstrates the subjective position of the mentor (where the leader single-handedly “instructs” the ward) and the objective position of the mentor (where the menti-teacher is offered options and ways to make an independent decision). In the article, we reviewed the latest research in the field of mentoring: the most "advanced" approaches; methods, methods and techniques for translating the scientific foundations into the practice of a preschool educational organization. The leaders of preschool educational organizations note that the use of mentoring allows us to consider interaction in the context of "do as you can, but you have many ways to solve it." The process of delegating responsibilities between mentee teachers is going on more confidently, which certainly leads to the transformation of managerial potential. The scientific foundations of mentoring are being adapted to the globalization of the educational space, introducing new components into the structure of relationships between managers and subordinates. The coefficients of intelligence and emotionality make it possible to take into account the individual characteristics of mentors and mentees in an educational organization.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ МЕНТОРИНГА И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

постоянно отслеживать появление новых образовательных ресурсов, применять, корректировать и подстраивать под определенные дидактические цели и задачи. Применение в профессиональном образовании цифровых платформ является необходимым условием для улучшения качества образования и как следствие подготовку востребованных специалистов, готовых реализовывать свой потенциал в будущем цифровом пространстве.

Литература:

1. Гущин, А.В. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации / А.В. Гущин, О.И. Ваганова, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021. - № 3 (57). - С. 47-51.

2. Малушко, Е.Ю. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики / Е.Ю. Малушко, В.Г. Лизунков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т.8. - №2.

3. Петров, Ю.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

4. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9. - №4.

5. Солодова, П.А. Цифровой сертификат как средство повышения квалификации в современном обществе / П.А. Солодова, П.Н. Чеснокова, О.Н. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71(3). -С. 206-208.

6. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248.

7. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.

8. Филатова, О.Н. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / О.Н. Филатова, Е.В. Лукина, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72(2). - С. 287-289.

9. Филатова, О.Н. Интеграция традиционных и цифровых технологий в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Д.В. Пьянзина // Горизонты образования. - 2021. - С. 199-201.

10. Petrov, Y.N. Change of the Level of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Load / Yury N. Petrov, Alexey Y. Petrov, Nina S. Petrova, Nadezhda V. Syrova, and Olga N. Filatova // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. - Т.129. - С. 925-932.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Гарифуллина Альмира Маратовна

Институт психологии и образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ФАКТОРЫ МЕНТОРИНГА И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Менторинг является самостоятельной научной областью. Последние несколько десятилетий научные основы менторинга применяют не только в бизнес-индустрии, но и в структурах образовательных организаций. Менторинг представляет собой особый управленческий потенциал, с техниками и методами по взаимодействию, способствующими прогрессу и положительным преобразованиям в организации. Руководитель дошкольной образовательной организации в условиях глобализации просто не может придерживаться авторитарного стиля управления, который был популярен длительное время. Менторинг направлен на преобразование стиля управления дошкольной образовательной организацией. Методом исследования послужил критический анализ зарубежной литературы по теме западного, в том числе Американского менторинга с 1990 гг. прошлого столетия и по наши дни. Нами применялся подход критического мышления и метод экспертного мнения, при помощи которых нами были исследованы регионы Поволжья (Чувашская, Марийская области) и регион Предуралья (республика Башкортостан). Менторинг является аттрактивным способом управления образовательной организацией, его методология позволит многим руководителям освоить структуру эффективного управления образовательной организацией, с применением таких техник как: шедоуинг, коучинг, баддинг, эдвайзинг. Представления о наставничестве обобщаются с менторингом. Нашей задачей было выделить менторинг в отдельное направление, которое демонстрирует субъектную позицию наставника (где руководитель единолично «наставляет» подопечного) и объективную позицию ментора (где менти-педагогу предлагаются варианты и способы, к принятию самостоятельного решения). В статье нами рассмотрены последние исследования в области менторинга: наиболее «продвинутые» подходы; методы, способы и техники воплощения научных основ в практику дошкольной образовательной организации. Руководители дошкольных образовательных организаций отмечают, что применение менторинга позволяет рассматривать взаимодействие в контексте «делай, как ты можешь, но способов решения у тебя - множество». Более уверенно проходит процесс делегирования обязанностей между менти-педагогами, что безусловно ведет к преобразовыванию управленческого потенциала. Научные основы менторинга адаптируются под глобализацию образовательного пространства, вносят новые компоненты в структуру взаимоотношений руководителей и подчиненных. Коэффициенты интеллекта и эмоциональности позволяют учитывать индивидуальные особенности менторов и менти в образовательной организации.

Ключевые слова: менторинг, ментор, коэффициенты интеллекта, эмоциональный интеллект, менти-педагог.

Annotation. Mentoring is an independent scientific area. Over the past few decades, the scientific foundations of mentoring have been used not only in the business industry, but also in the structures of educational organizations. Mentoring is a special managerial capacity, with techniques and methods of interaction that contribute to the progress and positive changes in the organization. The head of a preschool educational organization in the context of globalization simply cannot adhere to the authoritarian management style that has been popular for a long time. Mentoring is aimed at transforming the management style of a preschool educational organization. The research method was a critical analysis of foreign literature on the topic of Western, including American mentoring since the 1990s. last century to the present day. We used the approach of critical thinking and the method of expert opinion, with the help of which we studied the regions of the Volga region (Chuvash, Mari regions) and the Cis-Ural region (Republic of Bashkortostan). Mentoring is an attractive way to manage an educational organization, its methodology will allow many leaders to

master the structure of effective management of an educational organization, using techniques such as shadowing, coaching, budding, advising. Ideas about mentoring are generalized with mentoring. Our task was to single out mentoring as a separate direction, which demonstrates the subjective position of the mentor (where the leader single-handedly "instructs" the ward) and the objective position of the mentor (where the menti-teacher is offered options and ways to make an independent decision). In the article, we reviewed the latest research in the field of mentoring: the most "advanced" approaches; methods, methods and techniques for translating the scientific foundations into the practice of a preschool educational organization. The leaders of preschool educational organizations note that the use of mentoring allows us to consider interaction in the context of "do as you can, but you have many ways to solve it." The process of delegating responsibilities between mentee teachers is going on more confidently, which certainly leads to the transformation of managerial potential. The scientific foundations of mentoring are being adapted to the globalization of the educational space, introducing new components into the structure of relationships between managers and subordinates. The coefficients of intelligence and emotionality make it possible to take into account the individual characteristics of mentors and mentees in an educational organization.

Key words: mentoring, mentor, intelligence quotients, emotional intelligence, mentee-teacher.

Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета (Приоритет-2030)

Введение. В наших прежних исследованиях мы рассматривали педагогические взаимодействия в пространственной среде: переход из академического формата в цифровой, как фактор влияющий на развитие «самости» будущего педагога, на развитие его управленческих качеств, с применением научных основ менторинга. Преобразования, происходящие в системе образования, особенным образом сказываются во взаимодействиях педагогического состава образовательной организации. На пьедестал возводятся отношения руководителя и педагога.

В данном исследовании мы решили рассмотреть различные факторы влияющие на управленческий потенциал руководителя дошкольной образовательной организацией [1, 6, 11].

Этих факторы представлены следующим образом: факторы IQ (intelligence quotient - англ. «уровень интелекта»), EQ (emotional quotient - англ. «эмоциональный фактор»), SQ (spirituelle quotient - англ. «духовный фактор»), влияющие на становление личности руководителя дошкольной образовательной организации как ментора. Цель статьи заключается в определении понятий об IQ, EQ и SQ - как самостоятельных единицах в научных основах менторинга.

В качестве альтернативы классическому руководству, вслед за бизнес индустрией, в США руководители образовательных организаций предпочли применять менторинг.

Первые зачатки научных основ менторинга появились в 1990 годах - на уровне эксперимента стали применять элементы баддинга, шедоуинга и популярного на сегодняшний день коучинга. В образовательной среде менторинг прочно закрепился в начале XXI века, когда его научные основы впервые применили в дошкольной образовательной организации [1, 3, 4, 5, 6].

В результате проведенного в Соединенных штатах Америки эксперимента руководители образовательных организаций признались, что самым сложным оказался отказ от привычного поиска «виноватых» в чем-либо сотрудников. Педагоги и специалисты образовательных организаций признались, что сомнение в собственных силах практически исчезает, когда руководитель прекращает «обвинять» и «пугать» в процессе деятельности образовательной организации.

Обучая руководителей образовательных организаций принципам практической деятельности с применением элементов менторинга, тренеры сосредоточились на типах поведения руководителей. В общественной ментор-организации Lindementor (США), работают с руководителями, с выраженной способностью к осуждению и поиску виноватых в среде подчиненных, которые создают помехи в процессе профессиональной деятельности педагогов и персонала. Презентуя руководителям с подобным типом поведения альтернативные варианты взаимодействий, где происходит делегирование обязанностей на основе доверия, стимуляция командной работы порождающие любознательность и партнерство, исследователи увидели повышение эффективности деятельности образовательной организации.

Результаты эксперимента были следующими: успешность образовательной организации возросла на 43%. Под критериями успешности было принято понимать организацию различных мероприятий в командной работе (т.е. с делегированием обязанностей и ответственности, без повышенного контроля со стороны руководителя). Если отобразить данный результат на кривой эффективности, это 43%-ный рост результатов. Менторинг в системе образования позволяет создать культуру высоких результатов, поскольку организационное мышление преобразовывается во взаимозависимостях с окружающей действительностью [2, 7].

Пример Американской дошкольной образовательной организации, которая сознательно внедрила проект по замене иерархической структуры на культуру доверия и созависимости коллектива педагогов - StarChild Academy (штат Флорида). Ими были опубликованы результаты деятельностного подхода реализуемого в детском саду, все менти-педагоги говорят о своих руководителях как о менторах и опытных коучах. Руководство дошкольной организацией признается, что отказ от распоряжений ощущается как потеря власти (например, в случаях, где руководителем демонстрировался авторитарный стиль управления), однако, менти-педагоги стали охотнее выполнять поручения ментора (78%, до эксперимента эти результаты не превышали 42%) и инициатива стала исходить от менти-педагогов (82%, до эксперимента этот результат не превышал 50%) [5, 8, 10].

Спустя год подобной практики в детском саду StarChild Academy полностью изменилась система поощрений, менти-педагоги самостоятельно распределяют выделенное финансирование с учетом выполненной работы (на методических объединениях открыто обсуждается вопрос поощрений, награждений по результатам эффективности каждого сотрудника). Исходя из проведенного эксперимента участниками было выявлено несколько направлений, о которых упомянули чаще всего, это: коэффициент интеллекта, эмоциональный коэффициент, духовный коэффициент.

Под «духовностью» подразумевается не желание демонстрировать религиозные предпочтения, а взаимодействовать с окружающей действительностью, то, что профессор Э. Дентон из Чикагского университета определила как «фундаментальное желание найти в жизни главный смысл и цель и жить цельной жизнью» [9, 11, 14].

Безусловно, данный пример заставляет нас задуматься, однако, не все подходы могут применяться в условиях Российского менторинга. Для более подробного ознакомления с нашим исследованием мы приводим ниже результаты педагогического дизайна научных основ менторинга в РФ.

Изложение основного материала статьи. В процессе изучения научных основ менторинга для системы дошкольного образования, в Казанском Федеральном Университете были проведены ряд исследований, где применялись методы критического мышления и экспертного мнения (экспертами стали руководители дошкольных образовательных организаций, а также методисты, которые входят в резервную группу будущих руководителей (всего 156 человек)) [1, 2, 4-6, 13].

Для высокоэффективного лидерства очень важно учитывать факторы, которыми руководствуется менти-педагог. Существует несколько факторов, влияющих на взаимодействия в педагогическом коллективе разных людей: IQ -коэффициент интелекта, EQ - эмоциональный коэффициент и SQ - духовный коэффициент.

В исследованиям университета Висконсин (США) эмоциональный коэффициент (EQ) важнее для достижения выдающихся результатов, чем коэффициент интеллекта (IQ). Менторинг сказывается на эмоциональной составляющей руководителя - поскольку менторинг не является готовой технологией, которую можно легко применить в определенных ситуациях. Для конкретной ситуации всегда есть несколько вариантов решения. В этом и заключается основной механизм и преимущество менторинга. Менторинг - способ эффективного взаимодействия с людьми, естественный, альтернативный стиль демонстрации образа мыслей и жизни. Менторинг призван укреплять взаимоотношения. Открыто демонстрировать уважение к достоинствам и видению менти-педагогов. Учитывать в практике не только уровень интеллекта собеседника, но и его эмоциональный и духовный фон, которые зачастую являются наиболее значимыми в профессиональной деятельности педагогов. Именно эмоциональная и социальная составляющие позволяют лучше адаптироваться к окружающим условиям, а также проявлять «гибкие» («soft» skills) навыки взаимодействия. Данная способность относиться к окружающей действительности, исходя из парадигмы доверия, а не страха, и поэтому менторинг, безусловно, находится во взаимозависимом секторе кривой «когнитивности», а значит, презентует высокие результаты.

Для повышения эмоционального и духовного коэффициентов необходимо выбрать тактическое поведение, при этом нет необходимости сверяться с академическим списком «правильных» видов поведения. В нашем исследовании респондентам предлагалось подумать над тем, что бы сказали о них люди (выразить в трех словах)? Какие чувства они вызывают в процессе общения с домочадцами /с коллегами, на работе/соседями/друзьями/с руководством/ с подчененными (описать чувства)?

Ученый-исследователь С. Кови описывает менторинг следующим образом: «Главное - вперед, мы понимаем, что вступаем в область иного измерения. Независимо от того, какова ваша должность - президент компании или дворник, - при переходе от независимости к взаимозависимости вы вступаете в роль лидера» [3, 12, 13].

А. Маслоу своей пирамидой описал условия для самореализации, которые соответствуют позитивной взаимозависимости, поскольку в менторинге особое значение имеет командная работа.

В вышеизложенном демонстрируется значение эффективной взаимозависимости. У менторов есть навыки для того, чтобы создавать взаимозависимые отношения в положительном ключе, когда в системе дошкольного образования педагоги могут реализовывать свой творческий потенциал оказывая доверие друг другу. Культуру взаимозависимости, необходимо создавать для того, чтобы в коллективе был доступ к потенциалу каждого сотрудника, для того, чтобы перестроить сам тип отношений между менти-педагогами и менторами-руководителями.

В 1995 году исследования Д. Гоулмана произвели интеллектуальный бум на международной арене. На пьедестал был возведен эмоциональный интеллект в таких направлениях, как: спорт (поскольку, именно с него берет начало коучинг), культура, искусство, медицина и образование. Исследование Д. Гоулмана показало, что эмоциональный интеллект (который он назвал EQ или EI) дает значительные преимущества в построении эффективного руководства. Его слова вполне возможно перенести на руководство дошкольной образовательной организацией. Оказалось, что для успеха в сфере образования эмоциональный интеллект во много раз важнее, чем академические или технические знания, причем для любого уровня начиная от приглашенного персонала заканчивая высшим звеном руководства [14, 15].

Успех в менторинге измеряется как на уровне отношений в коллективе, так и продуктивностью в профессиональной деятельности педагога. Зарубежные ученые отмечают, пропорциональное соотношение вышеупомянутым категориям -75:25, то есть, когда речь идет о высоком уровне результативности, на первое место выходят положительные взаимоотношения в коллективе и только после этого можно говорить о профессионально-значимых компетенциях. В данном случае потребуется эмоциональный и духовный интеллект.

Способность взаимодействовать с коллективом, исходя из парадигмы доверия, не испытывая при этом страха перед социумом и есть эмоциональный коэффициент. Его расположение находится в независимом секторе кривой эффективности, где рождаются высокие результаты деятельности. Благодаря Д. Гоулману эмоциональный интеллект стал не только приемлемым, но и необходимым.

Менторинг для лидеров является мощнейшим способом развития качества деятельности, которые так необходимы для высокой эффективности профессиональной деятельности.

Профессор Университета Калифорнии Д. Макфарлейн выдинул идею о том, что «Менторинг призван создавать для педагогов волнующее и безопасное приключение, достойное того, чтобы искать «новое» в своей профессиональной деятельности. Большинство педагогов работающих в системе образования искренне хотят внести личный вклад в решение тех или иных проблем и посвятить свою жизнь чему-то стоящему, а именно детям и их развитию. Менторы могут использовать это желание, если помогут менти-педагогам развить скрытый потенциал через коучинг, как особый стиль взаимодействия, а также повысить уровень эмоционального интеллекта с помощью встреч тет-а-тет» [14, 15].

Ментору понадобятся особые профессиональные навыки, по мнению Д. Макфарлейна первым навыком является умение задавать вопрос с целью повысить осознанность и ответственность менти-педагога; вторым навыком является умение менти слушать и выполнять все рекомендации ментора. Однако для наибольшей эффективности ментору необходимо повысить уровень сложности, через коучинг. Ментор может проводить наблюдение за менти в процессе его профессиональной деятельности, в его рабочих условиях. В подобном подходе заложено гораздо больше информации, которая поспособствует руководителю образовательной организации изучить проблемы и перспективы развития менти. Именно в процессе подобной работы, в США были выявлены упражнения на основе визуализации практических ситуаций [14, 15].

Выводы. Проведенные исследования в Казанском Федеральном университете, позволяют сделать вывод, что в процессе применения нижеприведенных упражнений педагогам была предоставлена возможность критически осмыслить два случая:

1) Каким типом лидера хотелось бы стать, если бы представилась такая возможность (self-presentation)?

2) С каким типом лидера хотелось бы работать, если было бы возможным выбирать (independent choice)?

Одним из основных присущих менторингу показателей является поддержка руководителя с высоким уровнем эмоционального коэффициента в области осознанного на пути достижения успеха дошкольной образовательной организацией.

Эмоциональный и духовный коэффициенты можно понимать как интеллект межличностного общения, как развитые личностные и социальные навыки. В процессе применения экспертного мнения было выявлено, что существуют следующие ключевые черты присущие ментору: увереность в себе, эмпатия, адаптивные навыки, желание преобразовывать окружающую действительность.

Поскольку эмоциональный и духовный коэффициенты столь важны для успеха в процессе руководства педагогической деятельностью в детском саду, а менти-педагоги и система дошкольного образования - в целом должны готовить детей к жизни в социальном мире, отсутствие соответствующей подготовки у педагогов является весомым упущением для конкретной образовательной организации.

Из результатов исследования было выявлено, что тип ментора, который представляют себе большинство менти-педагогов в качестве будущего «Я», предполагал наличие 73% эмоционального коэффициента (которые проявляются в развитии навыков «самости»), и лишь в 27% - коэффициент интеллекта. Данное исследование позволило сделать вывод о том, что людям с высоким уровнем EQ, свойственны особые качества личности: они более «гибкие»: умеют принимать обстоятельства, в которых оказались, адаптируются в них гораздо быстрее, чем те, у кого IQ выше; умеют извлекать полезное для своей деятельности, а также более стрессоустойчивые и быстро мобилизуются при необходимости.

Теоретические знания в области эмоциональной грамотности по мнению Е. Кес - просто необходимы: «Азбука чувств - детский сад, который создает идеальные условия для развития эмоционального интеллекта юного поколения через игры, структурированные интерактивные упражнения и менторинг. С ключевыми навыками не рождаются их приобретают в течении всей жизни, тут вспомнятся люди или действия, которые оказались «банком» чувст и эмоций. После этого можно осознать какова истинная сила эмоционального интеллекта. Чтобы лично его прочувствовать, рекомендуется проделать следующее упражнение: вспомните того взрослого, которым восхищались в детстве. Как выяснилось, большинство отвечает одинаково, применяя следующие характеристики: добрый, отзывчивый, позитивный, дружелюбный и др. Набор характеристик и качеств, которые приходят на ум, не зависят ни от страны, ни от культуры, ни от религии, этноса или вероисповедания. Следующий этап упражнения предлагает Вам подумать, как бы тот самый взрослый поступил в той или иной ситуации?».

Выводы. В результате внедрения научных основ менторинга, в практику дошкольной образовательной организации, можно достичь эффективного управления педагогическим составом. В процессе менторских взаимоотношений раскрываются новые возможности для повышения качества образования, определяются воздействия на деятельность и поведение менти-педагогов с применением не только интеллектуальной деятельности, но и эмоционального и духовного факторов. Высокий уровень лояльности ментора позволит создать благоприятную атмосферу в коллективе образовательной системы, инвестиция времени на менти-педагогов позволит развить умение к обратной связи.

Огромное значение оказывает и интеллектуальный, и эмоциональный, и духовный коэффициенты. Именно они являются предопределяющими факторами в процессе руководства дошкольной образовательной организацией.

Таким образом успешность менторинга будет зависеть от соблюдения вышеизложенных аспектов и позволит обеспечить эффективное управление дошкольной образовательной организацией.

Литература:

1. Гарифуллина, А.М. Реализация научных основ менторинга в американской системе дошкольного образования /

A.М. Гарифуллина // Вестник Северо-Кавказского Федерального университета: научный журнал. - 2020. - №1(76). -С. 179-185.

2. Гарифуллина, А.М. Менторинг - тайм-менеджмент для дошкольной организации в условиях цифровизации образования Российской Федерации / А.М. Гарифуллина. - Текст: непосредственный // Вестник Северо-Кавказского Федерального университета: научный журнал. - 2021. - С. 172-176.

3. Габдулхаков, В.Ф. О технологиях педагогического образования в федеральных университетах / В.Ф. Габдулхаков // Сборник тезисов профессорского форума. - Москва: Российский университет дружбы народов. - 2019. - №6(28). -С. 162-164.

4. Гарифуллина, А.М. Педагогическая технология подготовки будущих педагогов к работе в детской поликульттурной среде / А.М. Гарифуллина // Казанская наука: научный журнал. - Казань. - 2017. - №6. - С. 104-107.

5. Гарифуллина, А.М. Фокус роста в менторинге: профессиональные компетенции руководителя дошкольной образовательной организации / А.М. Гарифуллина. - Новосибирск: Профессиональное образование в современном мире, 2021;11(3):126-134. - https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-12 (дата обращения 6.01.2022).

6. Гарифуллина, А.М. Наставнический подход в контексте дошкольного образования: проблемы и перспективы /

B.Ф. Габдулхаков, А.М. Гарифуллина // «Вестник образования»: сборник статей и методических материалов III Международной образовательной сессии «Высшая школа педагогики: Учитель, Воспитатель, Наставник». - МО. - 2019. -№3. - С. 112-116.

7. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р.Бояцис, Э.МакКи // Альпина Паблишер. - Москва, 2017. - 388 с.

8. Кови, С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / С.Р. Кови // Альпина Паблишер. - Москва, 2018. - 265 с.

9. Кларин, М.В. Сто лет исследовательского обучения в России // Психолого-педагогический поиск: учеб. пособие / М.В. Кларин. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. - № 1. - С. 66-87.

10. Garifullina, A.M. / Almira M. Garifullina, M.V.G. Zakirova, S.N. Bashinova, N. Pomortseva, Aisylu M.Garifullina / Self-actualization of a young teacher's personality in multicultural child educational environment // Proseedings IFTE-2019 V International Forum on Teacher Education. - Kazan, 2019. - P. 102-111.

11. Golman, D. Social Intelligence. - Нью-Йорк, 2007. - URL: https://books.google.ru/books/about/Social Intelligence.html?id=o9loAwAACAAJ&redir esc=y (дата обращения 24.12.21).

12. Doran, G.T. There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives. - США, 1981. - URL: https://community.mis.temple.edu/mis0855002fall2015/files/2015/10/S.M.A.R.T-Way-Management-Review.pdf (дата обращения 28.11.21).

13. Kegan, R., Laskow Lahey L. Immunity to change: how to overcome it and unlock the potential in yourself and your organization. - Бостон, 2009. - URL: https://www.researchgate.net/publication/47217822 Immunity_to_change_how_to_overcome_it_and_unlock_the_potential_in_your self_and_your_organization (дата обращения 24.12.21).

14. Torbj0rn Waaland. (2016) Educational leadership, autonomy and mentoring provided: investigating the moderating influence of educational leadership. International Journal of Leadership in Education (Scopus database) 19:4, pages 464-481.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.