Научная статья на тему 'МЕНТОРИНГ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА IT-СФЕРЫ'

МЕНТОРИНГ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА IT-СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТОРИНГ / МЕНТОР / МЕНТИ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васева Е.С., Бужинская Н.В.

Введение. Статья посвящена возможности реализации менторинга в сфере высшего образования. Целью исследования является определение структуры процесса организации менторинга в вузе в ходе обучения будущих специалистов IT-сферы, условий эффективности взаимодействия в форме менторинга для пар «студент младшего курса - студент старшего курса» и оценка результативности предложенной методики. Методология. Исследование проводилось с использованием теоретических и эмпирических методов: анализа научной литературы и нормативных документов, прогнозирования, наблюдения за организацией взаимодействия студентов младших и старших курсов в форме менторинга. Результаты. Обоснована актуальность внедрения менторинга в систему подготовки будущих специалистов IT-сферы. Предложен вариант формирования пары «ментор - менти» из студентов старших и младших курсов соответственно. При этом преподаватель выступает в роли координатора процесса. Определена структура менторинга, выделены четыре этапа: формирование пар, инструкционная встреча, работа в паре «ментор - менти», подведение итогов. Обозначены виды деятельности всех участников процесса. Этапы менторинга рассмотрены в аспекте специфики подготовки специалистов IT-сферы. Приведены результаты анкетирования, демонстрирующие желание студентов-менти развиваться в области IT-сферы, продолжать контактировать с менторами и получать результаты по достижению поставленных целей. Заключение. Организация взаимодействия студентов младших и выпускных курсов в форме менторинга при координирующей роли преподавателя может стать эффективным способом формирования компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING IN THE TRAINING SYSTEM OF THE FUTURE IT SPECIALIST

Introduction. The article is devoted to studying the possibility of implementing mentoring in the field of higher education. The aim of the study is to determine the structure of the process of organizing mentoring in a higher educational institution in the process of training future IT specialists, the conditions for the effectiveness of interaction in the form of mentoring for couples “junior student - senior student” and assessing the effectiveness of the proposed methodology. Methodology. The study was carried out using theoretical and empirical methods: analysis of scientific literature and regulatory documents, forecasting, monitoring the process of organizing the interaction of junior students with senior students in the form of mentoring. Results. The relevance of introducing mentoring into the training system for future IT specialists has been substantiated. The option of forming mentor-ment pairs from senior and junior students, respectively, is proposed. In this case, the teacher acts as a coordinator of the process. The mentoring structure is defined, four stages are identified: pair formation, instructional meeting, work in mentor-ment pairs, summing up. The types of activities of all participants in the process are indicated. The stages of mentoring are considered in the aspect of the specifics of training IT specialists. Questionnaire results are presented, demonstrating the desire of menti-students to develop in the field of IT sphere, continue to contact mentors and receive satisfaction from achieving their goals. Conclusion. It is concluded that organizing the interaction of junior students with graduate students in the form of mentoring with the coordinating role of a teacher can be an effective way to build students’ competencies.

Текст научной работы на тему «МЕНТОРИНГ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА IT-СФЕРЫ»

УДК/UDC 378 Е. С. Васева, Н. В. Бужинская

E. Vaseva, N. Buzhinskaya

МЕНТОРИНГ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА IT-СФЕРЫ MENTORING IN THE TRAINING SYSTEM OF THE FUTURE IT SPECIALIST

Введение. Статья посвящена возможности реализации менторинга в сфере высшего образования. Целью исследования является определение структуры процесса организации менторинга в вузе в ходе обучения будущих специалистов IT-сферы, условий эффективности взаимодействия в форме менторинга для пар «студент младшего курса - студент старшего курса» и оценка результативности предложенной методики.

Методология. Исследование проводилось с использованием теоретических и эмпирических методов: анализа научной литературы и нормативных документов, прогнозирования, наблюдения за организацией взаимодействия студентов младших и старших курсов в форме менторинга.

Результаты. Обоснована актуальность внедрения менторинга в систему подготовки будущих специалистов IT-сферы. Предложен вариант формирования пары «ментор - менти» из студентов старших и младших курсов соответственно. При этом преподаватель выступает в роли координатора процесса. Определена структура менторинга, выделены четыре этапа: формирование пар, инструкционная встреча, работа в паре «ментор - менти», подведение итогов. Обозначены виды деятельности всех участников процесса. Этапы менторинга рассмотрены в аспекте специфики подготовки специалистов IT-сферы. Приведены результаты анкетирования, демонстрирующие желание студентов-менти развиваться в области IT-сферы, продолжать контактировать с менторами и получать результаты по достижению поставленных целей.

Заключение. Организация взаимодействия студентов младших и выпускных курсов в форме менторинга при координирующей роли преподавателя может стать эффективным способом формирования компетенций студентов.

Introduction. The article is devoted to studying the possibility of implementing mentoring in the field of higher education. The aim of the study is to determine the structure of the process of organizing mentoring in a higher educational

institution in the process of training future IT specialists, the conditions for the effectiveness of interaction in the form of mentoring for couples "junior student - senior student" and assessing the effectiveness of the proposed methodology.

Methodology. The study was carried out using theoretical and empirical methods: analysis of scientific literature and regulatory documents, forecasting, monitoring the process of organizing the interaction of junior students with senior students in the form of mentoring.

Results. The relevance of introducing mentoring into the training system for future IT specialists has been substantiated. The option of forming mentor-ment pairs from senior and junior students, respectively, is proposed. In this case, the teacher acts as a coordinator of the process. The mentoring structure is defined, four stages are identified: pair formation, instructional meeting, work in mentor-ment pairs, summing up. The types of activities of all participants in the process are indicated. The stages of mentoring are considered in the aspect of the specifics of training IT specialists. Questionnaire results are presented, demonstrating the desire of menti-students to develop in the field of IT sphere, continue to contact mentors and receive satisfaction from achieving their goals.

Conclusion. It is concluded that organizing the interaction of junior students with graduate students in the form of mentoring with the coordinating role of a teacher can be an effective way to build students' competencies.

Ключевые слова: менторинг, ментор, менти, программирование.

Keywords: mentoring, mentor, menti, programming.

Введение

Одним из основных требований к современному высшему образованию является отражение в обучении специфики будущей профессиональной деятельности нацеленности на решение практико-ориентированных задач, присущих определенной профессии. В процессе трудоустройства будущие специалисты должны показать не только знания, которые они получили как результат подготовки в высших учебных заведениях, но и умения быстро и каче-

ственно решать задачи производственной деятельности. Сегодня в бизнес-среде становится довольно популярным применение технологий менторинга. Менторинг применяется для ознакомления работников с условиями труда, спецификой решаемых задач, оказания помощи в адаптации на предприятии. Еще вчерашний выпускник на начальных этапах своей трудовой деятельности оказывается в роли менти (подопечного), а буквально через непродолжительное время может стать ментором (наставником).

Особенно актуально применение менторинга в 1Т-сфере. Информационные технологии развиваются стремительно, и специалисту в этой области постоянно приходится учиться, приобретать новые навыки, чтобы оставаться конкурентоспособным. Менторинг в этой сфере применяется не только в непродолжительный период после трудоустройства, но и на протяжении всей трудовой деятельности. Ментором выступает человек, обладающий большим мастерством в определенной области 1Т-сферы, способный подсказать, в каком направлении следует развиваться, порекомендовать материалы и ресурсы для изучения, оценить полученные результаты. При этом один и тот же человек может быть ментором при реализации какого-либо проекта, а также являться менти в другом, более сложном для него виде деятельности.

Подобная ситуация наблюдается во время подготовки студентов высшего образования. На первых курсах ментором для студентов является преподаватель, который передает им знания и опыт деятельности. На старших курсах ментором могут стать сами студенты, развиваясь и самосовершенствуясь в наиболее интересных для них областях. В этом случае задача преподавателя меняется. От роли транслятора информации он переходит к роли организатора деятельности студентов, основанной на новых, современных методах взаимодействия, например менторинге.

Методология

Корни менторства уходят в греческую мифологию. Знаменитый Одиссей, отправляясь на Троянскую войну, поручил управление домом и воспитание своего сына Ментору. Фраза Одиссея «Передай ему все, что знаешь», является девизом Ментора [11].

Менторинг возник в России как дополнение к наставничеству и обозначается как «топ-наставничество» или высший уровень наставничества. В отличие от наставника в обязанности ментора входит не только передача менее опытному работнику необходимых знаний и демонстрация особенностей их применения на практике. Важной задачей ментора

является знакомство работников с возможными траекториями развития в данной области, перспективами, планами, идеями и способами их реализации. Другими словами, менторинг подразумевает акцентирование внимания на желании работника самосовершенствоваться в профессиональной сфере. При этом ментор должен сам уметь генерировать новые идеи, оценивать ситуацию с разных точек зрения и быстро реагировать на изменения условий [8].

Важной функцией менторинга является эмоциональная и информационная поддержка менее опытных работников [4]. Цель ментора - оказать помощь в продвижении идеи тем людям, которые мотивированы на достижение результатов, но не имеют для этого ресурсов или инструментов [5]. При взаимодействии с ментором у менти появляется уверенность в собственных силах и повышается мотивация к дальнейшей деятельности, приобретается опыт за счет наблюдения за действиями более опытного наставника, формируется представление о своей миссии в данной организации.

Анализируя вышесказанное, мы можем сделать вывод, что менторинг - это форма взаимодействия, основанная на стратегическом партнерстве двух и более человек, в процессе которой более опытный партнер помогает развиваться другим посредством передачи своих знаний и опыта, а также демонстрации им возможных направлений развития в профессиональной области [1].

Одно из требований, предъявляемых к высшему образованию - связь с современной наукой, производством, бизнесом, поэтому находят отражение идеи менторинга и в высшем образовании. Ряд авторов предлагает внедрять менторинг в систему высшего образования как способ взаимодействия между студентом и педагогом, как правило, в период практики, то есть уже на старших курсах [2; 6; 10; 13]. Некоторые исследователи рекомендуют использовать менто-ринг как способ приобретения и совершенствования преподавателями определенных компетенций при взаимодействии с более опытными педагогами [3] или специалистами в конкретной области [9].

Вместе с тем организация образовательного процесса с применением технологий менторинга не является распространенной формой. Как показывает опрос, проведенный в Нижнетагильском государственном социально-педагогическом институте, филиале ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», современные студенты не знакомы с такими формами работы, как коучинг, менторинг, наставни-

чество и т. д. На вопрос «С какими методами работы Вы познакомились в процессе обучения?» большинство из них назвали лекции и лабораторные работы, дистанционную форму взаимодействия, командную работу, организацию экскурсий на предприятия, участие в вебинарах, олимпиадах и конкурсах. Менторинг указали только два из опрошенных студентов, причем при ответе на уточняющие вопросы выяснилось, что студенты отождествляют данную форму взаимодействия скорее с кураторством.

Внедрение в систему высшего образования технологий менторинга, когда в роли менти выступает студент младшего курса, а в качестве ментора - студент старшего, может иметь двойной эффект [7]. В этом случае развивается не только менти, который получает возможности для прогресса личных профессиональных компетенций, поддержку при выборе траектории развития. Ментор развивает в себе лидерские способности, навыки межличностного общения, аналитические способности, навыки принятия решений.

Результаты

В организации менторинга в системе высшего образования важно определить ключевые этапы, а также результаты, которые могут быть получены на каждом из них. В Нижнетагильском государственном социально-педагогическом институте менторинг

был организован в области высокоуровневых методов программирования. В качестве менти выступали студенты 2-го курса направления подготовки «Прикладная информатика», которые, согласно учебному плану, изучали дисциплину «Высокоуровневые методы информатики и программирования». Менторами были выбраны студенты 4-го курса, уже изучившие не только эту дисциплину, но и ряд других профильных дисциплин: «Программная инженерия», «Предметно-ориентированные информационные системы», «Информационный менеджмент», «Презентация и сопровождение программных продуктов» и т. д. Следует отметить, что организатором такой формы взаимодействия является преподаватель. Именно преподаватель определяет дисциплины, в рамках которых возможно взаимодействие, решает вопросы с согласованием расписания для организации встреч, выполняет мониторинг полученных результатов. В таблице 1 представлена структура взаимодействия преподавателя, менти и ментора.

Все обозначенные этапы менторинга требуют непрерывного участия и вклада всех сторон. Видим, что особенностью организации менторинга в процессе обучения в вузе является координирующая роль преподавателя. Структура, обозначенная в таблице, является достаточно общей и может быть применена для организации менторинга в разных предметных

Таблица 1

Этапы организации менторинга в процессе обучения программированию

Этап Деятельность преподавателя Деятельность менти Деятельность ментора

Формирование пар «менти - ментор» Определение менторов -студентов старшего курса, желающих принять участие во взаимодействии Формирует запрос на менторинг - обозначает темы и вопросы из области программирования для углубления и проработки Определяет область программирования и число менти, которых готов развивать. Выбирает менти

Инструкционная встреча Согласовывает время первого взаимодействия ментора и менти. Обозначает цели организации менторинга Формулирует запрос к ментору, определяет трудности, возникающие при решении задач программирования Формулирует цели взаимодействия с учетом запроса менти. Обсуждает и согласовывает с менти регламент работы, форматы взаимодействия

Работа в парах «менти - ментор» Консультирует студентов. Проводит мониторинг работы. Оценивает результаты взаимодействия Инициативно запрашивает обратную связь с целью разбора задач, вызывающих сложности Проводит подробный разбор задач, вызвавших сложности у менти, обозначает перспективу использования навыков решения данных задач в дальнейшем развитии (в том числе при изучении других дисциплин)

Подведение итогов Оценивает показатели удовлетворенности работы в парах «менти - ментор». Оценивает развитие компетенций студентов Оценивает уровень достижения цели, поставленной на инструкционной встрече. Выполняет саморефлексию достигнутых результатов Выполняет оценивание деятельности менти. Оценивает уровень достижения цели, поставленной на инструкционной встрече

областях. Однако специфика области программирования требует уточнения некоторых аспектов каждого этапа. Так, несмотря на то что менторство по своей сути дело добровольное, преподаватель при выборе менторов - студентов старших курсов - должен ориентироваться не только на их желание, а также на уровень развития компетенций каждого в области программирования и, возможно, накопленный опыт.

На этапе инструкционной встречи цели организации менторинга должны быть согласованы с целями обучения программированию, компетенциями, которые должны быть сформированы у менти в рамках обучения предмету, у ментора с компетенциями в целом по программе профиля. Помимо общих целей организации менторинга, каждая пара в начале программы определяет цели развития, над достижением которых они будут совместно работать.

При работе в парах «менти - ментор» непосредственного участия преподавателя не требуется. У менти нет прямого подчинения ментору, что способствует созданию свободного общения, беспрепятственному проявлению личных инициатив. Взаимодействие на этом этапе может быть организовано не только посредством очных встреч, но и с помощью информационно-коммуникационных технологий (голосовые и видеозвонки, мессенджеры, онлайн-сервисы управления проектами и т. д.). Интенсивность общения определяют сами студенты.

Однако преподаватель постоянно ведет наблюдение за работой менти: совместно со студентом синтезирует процесс решения задач по программированию, выделяет точки затруднения, помогает установить доверительные отношения.

На последнем этапе проводится рефлексия и саморефлексия полученных результатов всеми участниками процесса. Особенно важно на этом этапе понять, насколько достиг поставленных целей каждый участник данной формы взаимодействия. Для преподавателя подобной целью является организация и координация работы в парах «менти - ментор», для менти - устранение пробелов в знаниях и определение направлений своего дальнейшего саморазвития, для ментора - возможность проявить свои индивидуальные способности.

Заключение

Эффективность взаимодействия ментора и менти устанавливается в результате экспертной оценки результата развития подопечного, которую проводит преподаватель, а также с помощью анкеты обратной связи. Пример результатов анкетирования, полученных в итоге пробного эксперимента, представлен на рисунке 1.

Опыт организации менторинга при обучении программированию студентов направления «Прикладная информатика» показал, что студенты, помимо профес-

Помогли Вам менторинг в достижении образовательных целей?

Помогли Вам менторинг в преодолении внешних факторов, мешающих достижению цели?

Готовы ли Вы развиваться в области программирования?

Можете ли Вы назвать направление программирования, в котором хотели бы развиваться за рамками учебных дисциплин?

Узналили Вы новые формы взаимодействия?

Хотели бы Вы и дальше контактировать с ментором?

] 1

0 Да ■ Нет

1

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Рис. 1. Результаты анкетирования менти

сиональных, приобретают компетенции, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности специалиста IT-сферы. Студенты овладевают технологиями организации менторинга и проведения встреч, инструментарием для передачи опыта. Результаты демонстрируют, что участники отмечают роль менторинга в достижении образовательных целей, высказывают желание развиваться в области программирования, получать знания и знакомиться с опытом более опытных «наставников» в форме менторинга.

Литература

1. Coaching and mentoring. FKT isn't mentoring [Электронный ресурс]. URL: https://www.coachingandmentoringinternational. org/fkt-isnt-mentoring/ (дата обращения: 20.04.2020).

2. Игнатьева Е. В., Рябкова Ю. В. Актуальность внедрения менторинга в систему высшего педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования.

2017. № 57-10. С. 207-213.

3. Игнатьева Е. В., Рябкова Ю. В. Исследование готовности преподавателей университета к осуществлению наставнической деятельности // Перспективы науки и образования.

2018. № 4 (34). С. 45-51.

4. Менторинг как высший уровень наставничества на Смоленской АЭС [Электронный ресурс]. URL: http://www.up-pro. ru/library/personnel_management/training/mentoring-aes.html (дата обращения: 20.04.2020).

5. Митин Ю. Идея на миллион: 100 способов начать свое дело. М., 2016. 221 с.

6. Перевалова М. Н., Зиннатуллина Д. И. Коучинг и менторинг в системе высшего учебного заведения // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 1 (1). С. 25-27.

7. Программа менторства. Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. URL: https://spb.hse.ru/mentor/guide (дата обращения: 20.04.2020).

8. Романс Э. Настольная книга венчурного предпринимателя: Секреты лидеров стартапов. М., 2016. 247 с.

9. Седых Т. В. Опыт менторинга разработки преподавателями вуза электронных образовательных курсов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 199-202.

10. Сундукова Т. О., Ваныкина Г В., Мусатова И. Л. Технологии тренинга, коучинга и менторинга в учебном процессе // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО : материалы XLIII учеб.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула, 2016. С. 336-339.

11. Уитмор Д. Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом [Электронный ресурс]. М., 2016. 309 с. URL: https://e.lanbook.com/book/95610 (дата обращения: 20.04.2020).

12. Фролова С. В. Корпоративный менторинг как инструмент профессионального роста молодого специалиста [Электронный ресурс] // Государственный советник. 2017. № 4 (20). С. 45-50. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnyy-mentoring-kak-instrument-professionalnogo-rosta-molodogo-spetsialista/viewer (дата обращения: 20.04.2020).

13. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Т. Ю. Цибизова, О. М. Августан, Д. А. Сергеев, С. А. Марданов // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=26646 (дата обращения: 20.04.2020).

References

1. Coaching and mentoring. FKT isn't mentoring. Available at: https://www.coachingandmentoringinternational.org/fkt-isnt-mentoring/ (accessed 20.04.2020). (In English).

2. Ignatyeva E. V., Ryabkova Yu. V. Aktual'nost' vnedreniya mentoringa v sistemu vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [The importance of mentoring implementation in the teacher training system]. Problems of Modern Pedagogical Education, 2017, no. 57-10, pp. 207-213. (In Russian).

3. Ignatyeva E. V., Ryabkova Yu. V. Issledovaniye gotovnosti prepodavateley universiteta k osushchestvleniyu nastavnicheskoy deyatel'nosti [Investigating the University Teachers' Preparedness to Conduct Tutorial Activities]. Perspectives of Science and Education, 2018, no. 4 (34), pp. 45-51. (In Russian).

4. Mentoring kak vysshiy uroven' nastavnichestva na Smolenskoy AES [Mentoring as the highest level of mentoring at the Smolensk NPP]. Available at: http://www.up-pro.ru/library/ personnel_management/training/mentoring-aes.html (accessed 20.04.2020). (In Russian).

5. Mitin Yu. Ideya na million: 100 sposobov nachat' svoye delo [Idea per million: 100 ways to start a business]. Moscow, 2016, 221 p. (In Russian).

6. Perevalova M. N., Zinnatullina D. I. Kouching i mentoring v sisteme vysshego uchebnogo zavedeniya [Coaching and mentoring in the system of higher education]. New Science: Problems and Prospects, 2015, no. 1 (1), pp. 25-27. (In Russian).

7. Programma mentorstva. Vysshaya shkola ekonomiki [The mentoring program. Higher School of Economics]. Available at: https:// spb.hse.ru/mentor/guide (accessed 20.04.2020). (In Russian).

8. Romans E. Nastol'naya kniga venchurnogo predprinimatelya: Sekrety liderov startapov [Handbook of Venture Entrepreneurs: Secrets of Startup Leaders]. Moscow, 2016, 247 p. (In Russian).

9. Sedykh T. V. Opyt mentoringa razrabotki prepodavatelyami vuza elektronnykh obrazovatel'nykh kursov [Experience of mentoring development by teachers of the university of electronic educational courses]. Problems of Modern Pedagogical Education, 2019, no. 64-4, pp. 199-202. (In Russian).

10. Sundukova T. O., Vanykina G. V., Musatova I. L. Tekhnologii treninga, kouchinga i mentoringa v uchebnom protsesse [Technologies of training, coaching and mentoring in the educational process]. Design and implementation of the educational process on the basis on the Federal State Educational Standard of Higher Education. Proceedings of XLIII educational and methodical conference of the teaching staff, post-graduates, masters, candidates of Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy. Tula, 2016, pp. 336-339. (In Russian).

11. Uitmor D. Vnutrennyaya sila lidera: Kouching kak metod upravleniya personalom [The inner strength of a leader: Coaching as a personnel management method], Moscow, 2016, 309 p. Available at: https://e.lanbook.com/book/95610 (accessed 20.04.2020). (In Russian).

12. Frolova S. V. Korporativnyy mentoring kak instrument professional'nogo rosta molodogo spetsialista [Mentoring as a technology for the professional development of a young teacher]. State Advisor, 2017, no. 4 (20), pp. 45-50. Available at: https://gossovetnik.files.wordpress.com/2017/12/17-04.pdf (accessed 20.04.2020). (In Russian).

13. Tsibizova T. Yu., Avgustan O. M., Sergeyev D. A., Mardanov S. A. «Mentorstvo» kak element metodiki raboty prepodavatelya v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya ["Mentoring" as an element of the methodology of the teacher in higher education]. Modern Problems of Science and Education, 2017, no. 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=26646 (accessed 20.04.2020). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.