Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА'

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПОТЕНЦИАЛ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / РАЗВИТИЕ СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Д.Л.

На сегодняшний день, уровень и качество полученных знаний приобрели статус одного из ключевых факторов, используемых в процессе оценки готовности специалиста к выполнению задач в профессиональной сфере. В свою очередь, качество подготовки будущих специалистов напрямую сопряжено с уровнем образовательных услуг, предоставляемых современными высшими учебными заведениями, влияющих, в конечном счете, на общее качество субъектов рынка труда, а, следовательно, и эффективность работы всей экономической и управленческой среды государства. В этой связи, вполне естественным стал процесс конкуренции высших учебных заведений, основная цель которой состоит в привлечении максимального числа студентов и повышения уровня собственного престижа. В рамках настоящей статьи автором будут проанализированы основные факторы конкурентоспособность высших учебных заведений, а также выявлены основные аспекты, влияющие на уровень, занимаемый учебным заведением на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Д.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF UNIVERSITY COMPETITIVENESS

To date, the level and quality of the knowledge gained have acquired the status of one of the key factors used in the process of assessing a specialist's readiness to perform tasks in the professional sphere. In turn, the quality of training of future specialists is directly related to the level of educational services provided by modern higher education institutions, which ultimately affect the overall quality of labor market actors, and, consequently, the efficiency of the entire economic and administrative environment of the state. In this regard, the process of competition among higher educational institutions has become quite natural, the main goal of which is to attract the maximum number of students and increase the level of their own prestige. Within the framework of this article, the author will analyze the main factors of the competitiveness of higher educational institutions, and also identify the main aspects affecting the level occupied by an educational institution in the educational services market.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА»

Факторы конкурентоспособности вуза

см о см

со

О!

о ш т

X

<

т О X X

Кузнецов Денис Леонидович

аспирант кафедры индустрии гостеприимства туризма и спорта, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Denis17kuznetsov@yandex.ru

На сегодняшний день, уровень и качество полученных знаний приобрели статус одного из ключевых факторов, используемых в процессе оценки готовности специалиста к выполнению задач в профессиональной сфере.

В свою очередь, качество подготовки будущих специалистов напрямую сопряжено с уровнем образовательных услуг, предоставляемых современными высшими учебными заведениями, влияющих, в конечном счете, на общее качество субъектов рынка труда, а, следовательно, и эффективность работы всей экономической и управленческой среды государства. В этой связи, вполне естественным стал процесс конкуренции высших учебных заведений, основная цель которой состоит в привлечении максимального числа студентов и повышения уровня собственного престижа.

В рамках настоящей статьи автором будут проанализированы основные факторы конкурентоспособность высших учебных заведений, а также выявлены основные аспекты, влияющие на уровень, занимаемый учебным заведением на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: образование, конкуренция, условия, факторы, показатели, потенциал, учебные заведения, развитие спорта.

В условия нестабильной внешней среды, сопровождаемой экономическими, социальными политическими потрясениями, с целью создания системы, обеспечивающей реальные конкурентные преимущества, требуется стратегическое управление, способствующие организации в долгосрочной перспективе вести эффективную деятельность.

Эффективность данного процесса в условиях функционирования высшего учебного заведения должна ре-ализовываться посредством разработки и внедрения в жизнь оперативных изменений, удовлетворяющих его экономические потребности и способных парировать вызовы внутренней и внешней среды.

Следовательно, высшее учебное заведение, вне зависимости от уровня и формы собственности, должно целенаправленно адаптироваться или трансформироваться под воздействием условий внешней среды и изменять собственную окружающую среду, а также осуществлять мероприятия, направленные на формирование позитивного общественного мнения о собственной деятельности, формируя тем самым новые конкурентные преимущества.

Методологическая основа настоящего исследования включает всеобщий метод познания, отражающий диалектическую взаимосвязь теории и практики, системный подход, сравнительный и диалектический анализ, метод систематизации и обобщения, а также построения логических выводов по теме.

Исходя из избранных методов, проблема, анализируемая в рамках настоящего исследования, будет рассмотрена автором исходя из принципа анализа от общего к частному.

Для понимания сути проблемы, прежде всего, следует определиться с основным понятийным аппаратом, применяемым в рамках данного исследования.

По своей сущности, конкурентоспособность не имманентное качество, поскольку оценка ей может быть дана только в рамках групп субъектов экономической деятельности, относящихся к одной сфере деятельности, либо занимающиеся производством аналогичной продукции [15, с. 432].

С относительной достоверностью уровень конкурентоспособности можно определить только посредством проведения сравнительного анализа названных групп, как в масштабах отдельного региона, так и в масштабах мирового рынка.

Как и любой продукт, образовательные услуги реализуются в условиях жесткой рыночной конкуренции.

В этой связи, с целью занятия и удержания прочных позиций на рынке образования, современным высшим учебным заведениям приходится наращивать и развивать собственные конкурентные преимущества.

По мнению автора настоящего исследования, под конкурентоспособностью высшего учебного заведения следует понимать его способность к:

- подготовке специалистов, способных выдержать конкурентную борьбу на отдельных нишах рынка труда;

- разработке и реализации эффективной стратегии во всех подконтрольных сферах.

В рамках настоящей статьи автором будет использоваться определение конкурентоспособности, предполагающее реальную и потенциальную способность высшего учебного заведения удовлетворять запрос потребителей образовательных услуг в сфере определенных профессиональных знаний, умений и навыков в условиях рыночной конкуренции.

Вместе с тем, вполне очевидно, что в процессе практического применения схемы, выстроенной по описанным показателям, возникнет проблема определения из весьма широкого и многопланового перечня характеристик непосредственно ключевых факторов, наиболее достоверно определяющих уровень конкурентоспособности высшего учебного заведения.

С одной стороны, большое число показателей существенно усложнит анализ, тогда как использования исключительно узконаправленных показателей нецелесообразно в связи с потерей большого числа полезных данных.

В этой связи, по мнению автора, совокупность показателей конкурентоспособности вуза целесообразно рассматривать по основным категориям, включающим в себя более узконаправленные элементы системы конкуренции на рынке образовательных услуг.

Так, в процессе анализа конкурентоспособности вузов целесообразно выделить внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы не поддаются какому-либо воздействию непосредственно со стороны вуза, однако, их следует принимать во внимание в процессе проведения оценки конкурентоспособности высшего учебного заведения и определении его конкурентной стратегии.

В свою очередь, внутренние факторы выступают в качестве потенциальных возможностей высшего учебного заведения в сфере обеспечения собственной конкурентоспособности.

Задача руководства вуза заключается в анализе внешних факторов (мегасреды, макросреды и микросреды) и преобразовании факторов внутренней среды в конкурентные преимущества в виде услуг.

Все перечисленные выше факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на общий уровень конкурентоспособности вуза.

Факторы макросреды для высших учебных заведений страны идентичны, однако, для каждого отдельного вуза действует собственный специфичный «набор» факторов внешнего воздействия, от которых напрямую зависит эффективность деятельности учебного учреждения.

К внешним факторам принято относить:

- регулирование системы образования со стороны государственных органов;

- Законодательное обеспечение и регулирование процесса предоставления образовательных услуг;

- социально-демографические и пр.;

К внутренним факторам в сфере образования относятся:

- качество и эффективность образовательных услуг;

- научно-исследовательская деятельность;

- уровень квалификации преподавательского состава и др.;

В свою очередь, микроокружение вуза характеризуется спецификой самой организации, ее устройства, а также уровнем координации общих усилий ее сотрудников, направленных на достижение общей цели.

Наряду с этим, образовательная организация является открытой системой, в которую включено множество взаимосвязанных элементов, плотно пересекающихся с внешней средой.

По своим ключевым характеристикам высшее учебное заведение вполне отвечает приведенному выше определению, однако, при этом, обладает и рядом отличий, наделяющих учебные организации специфическими характеристиками, в частности:

- основная цель деятельности высших учебных учреждений состоит не в получении максимальной коммерческой выгоды, а организации предоставления услуг в сфере образования;

- вузы представляют собой не только учебные центры, а совмещают образовательную деятельность с научно-исследовательской и инновационной деятельностью.

В свою очередь, анализ внутренней среды направлен на определение сильных и слабых сторон, которыми обладает учебное учреждение.

Очевидно, что ведущую роль, определяющую качество предоставляемых образовательных услуг играют средства и методы обучения.

В свою очередь, финансовый потенциал оказывает прямое влияние на качество кадрового, производственного и информационного потенциала, он формируется за счет собственных источников и финансовых ресурсов, получаемых от государства [1, с. 150].

Из основных показателей конкурентоспособности высших учебных заведений можно выделить следующие:

- финансово-экономические (соотношения внебюджетных и бюджетных источников финансирования; коэффициент обеспеченности одного студента/преподавателя денежными средствами и др.);

- маркетинговые (качество услуг; ценовая конкурентоспособность услуг и пр.);

- материально- технические (обеспеченность жилой площадью общежитий; коэффициент обеспеченности и обновляемости учебно-лабораторной, инструментальной, библиотечной и спортивной баз; коэффициент годности основных средств);

- Кадровые (среднемесячная заработная плата персонала; коэффициент стабильности кадров; продуктивность докторских и кандидатских советов; уровень квалификации научно-педагогических кадров);

- Конкурентоспособность выпускников (коэффициент трудоустроенных; трудоустройство молодых специалистов к общему выпуску)

С целью обеспечения процесса предоставления качественных образовательных услуг руководители высших учебных заведений должны акцентировать свое внимание на процессе разработки и реализации стратегических долгосрочных программ, а также ряда тактических мероприятий, направленных на маркетинговое продвижение объекта управления [14].

Уровень конкурентоспособности учебного учреждения напрямую зависит от качества и соответствия предоставляемых образовательных услуг потребительским запросам.

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0 см

со

01

о ш т

X

3

<

т О X X

Следует отметить, что основные требования контрагентов высших учебных заведений в большей степени тождественны. Среди следует выделить: качество образовательных услуг, имидж вуза, ассортимент образовательных услуг, цена образовательных услуг, сервис.

Рассмотрим описанные выше приоритеты потребителей рынка образовательных услуг более подробно.

1. Качество образования, составные элементы которого включают в себя:

- расширение абитуриентской базы посредством проведения олимпиад и подготовительных курсов;

- систему рейтинговой оценки студентов;

- привлечение топ-менеджеров или высокопоставленных государственных служащих к преподавательской деятельности;

- партнерство с известными иностранными вузами [7, с. 62].

2. Имидж вуза, предполагающий:

- активную политику маркетинга;

- наличие и развитие научного-исследовательского потенциала;

- участие в образовательном процессе специалистов, зарекомендовавших себя в практической деятельности;

- содействие в трудоустройстве выпускников;

- материальное стимулирование преподавательского состава[13] .

3. Стоимость обучения (стипендии и льготы в зависимости от успешности усвоение студентом образовательной программы и иных индивидуальных достижений в общественной, культурной, спортивной и иной деятельности);

4. Сервис, включающий в себя:

- обширную инфраструктуру основных факультативных и учебных процессов;

- строительство новых общежитий, библиотек, а также спортивных объектов.

Возвращаясь к особенностям деятельности вузов с позиции управления и организационного построения, целесообразно выделить такие срезы внутренней среды, как:

- организация учебного процесса и научной деятельности;

- система управления, а также стратегическая концепция развития вуза [3].

Таким образом, в качестве вывода можно отметить, что на разных стадиях функционирования вуза на его конкурентоспособность и в целом на конкурентоспособность образовательных услуг воздействуют различные факторы, учет которых помогает воздействовать на качество подготовки студентов и конкурентоспособность образования в целом.

Для развития и повышения конкурентоспособности учебного заведения целесообразен полный и точный учет всех факторов, влияющих на процесс функционирования вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С переходом всей системы образования к Болон-скому процессу значимость управления вузами и, как следствие, многие задачи, стоящие перед вузом, решаемые ранее министерствами и ведомствами, теперь должны решать непосредственно вузы.

В этой связи становятся актуальными и приоритетными при оценке конкурентоспособности вузов следующие показатели:

- средний балл единого государственного экзамена (образовательная деятельность);

- численность иностранных студентов (международная деятельность);

- доходы вуза от образовательной деятельности из иностранных источников (международная деятельность);

- количество персональных компьютеров в расчете на одного студента (инфраструктура) [6].

Как отмечалось выше, одним из современных факторов, обуславливающих конкурентоспособность высших учебных заведений, помимо, непосредственно, уровня образовательных услуг, а также уровня менеджмента, является конкурентоспособность будущего специалиста.

В данном контексте немаловажную роль в процессе формирования конкурентоспособного студента играет эффективная организация процесса физического воспитания в условиях вуза.

В пользу данного тезиса свидетельствует то, что, по мнению современных ученых, основная цель физического воспитания заключается не только в формирование физически здоровой личности и привитии навыков здорового образа жизни, но и в воспитании мотивации и способности преодолевать жизненные трудности.

В этой связи, физическое, психологическое и социальное здоровье индивида выступает и одним из важных критериев конкурентоспособности современных специалистов, и одним из ключевых факторов её достижения.

Таким образом, критериями полноценной конкурентоспособной личности будущего специалиста, при прочих равных условиях, выступают показатели его физического и показатели социально-психологического здоровья, выраженные в достаточной познавательной активности, адекватное восприятие, оценка собственных возможностей и недостатков, психическая устойчивость, нацеленность на успех, коммуникабельность и способность к компромиссу в коллективе.

Таким образом, деятельность высшего учебного заведения в сфере популяризации здорового образа жизни и вовлечению студентов в занятия спором и физической культурой является актуальной и требует специальной организации.

Также, одним из ключевых направлений работы вуза выступает просвещение студентов в области параметров оптимального двигательного режима, способов эффективного использования средств физической культуры и спорта в целях сохранения и укрепления здоровья, а также основ самостоятельных занятий физической культурой и спортом и рациональной организации свободного времени.

Следовательно, создание, поддержка и развитие спортивных учреждений в структуре высшего учебного заведения на сегодняшний день, наряду с иными факторами, выступает одним из факторов выбора абитуриентов а, следовательно, конкурентным преимуществом образовательного учреждения.

Подводя общий итог проведенного исследования, необходимо отметить следующее.

В современных условиях стремительного развития рыночной экономики, которой, с учетом политико-социальных кризисов, имманентен достаточно высокий уровень неопределенности внешней среды, рост ресурсных и рыночных конкурентных преимуществ, а также новые

требования, выдвигаемые работодателями к персоналу и, непосредственно, самих работников субъектов экономической деятельности к уровню жизни и необходимость удовлетворения растущих потребностей.

В нашей стране сегодня наблюдается весьма отчетливая тенденция трансформации высшего образования из элитного в массовое, а также изменения потребностей людей в сфере получения образовательных услуг.

Данный процесс, прежде всего, сопряжен с формированием новых запросов к человеческому капиталу, которые предъявляет современный рынок труда. В данном контексте, высшее образование выступает одной из основных гарантий последующего трудоустройства будущего специалиста, а, следовательно, удовлетворению его личных экономических, культурных и социальных потребностей.

Помимо этого, современное состояние рынка основывается на принципе непрерывного образования, в котором получение базовой специальности сопровождается последующим стремлением специалиста получить второе высшее образование либо поступить в магистратуру, аспирантуру и докторантуру. Данный вид последипломного образования также поощряется со стороны работодателей, получающих, таким образом, специалистов, знания которых систематически совершенствуются.

Перечисленные выше тенденции оказали значительное влияние на увеличение числа потребителей образовательных услуг, повлекшее естественный отклик от высших учебных заведений, количество и качество образовательных программ которых также возросло.

В этой связи, возрастает и роль учебных учреждений, способных удовлетворить общественный запрос на предоставление качественных образовательных услуг, повышающих индивидуальную конкурентную способность каждого специалиста на рынке труда.

В результате роста спроса, на сегодняшний день на рынке образовательных услуг функционирует множество высших учебных заведений разных уровней и формы собственности, а переход системы образования к рыночным отношениям повлек за собой обострение конкуренции в борьбе за увеличение набора студентов.

Следовательно, растет и необходимость в повышении и управлении конкурентоспособностью высших учебных заведений.

Проведенное исследование понятий конкурентоспособности на рынке образовательных услуг позволяет сделать вывод о необходимости поддержки высокого уровня конкурентоспособности высшего учебного заведения, как одного из ключевых факторов удержания собственных рыночных позиций и занятию новых ниш в профильной среде.

Обладая четко выстроенной стратегией развития, а также инфраструктурой, позволяющей привлечь абитуриентов, обладающих высоким потенциалом к обучению, предлагая эффективные образовательные программы, реализуя эффективное распределение имеющихся ресурсов, с целью поддержки и развития основной деятельности, высшие учебные учреждения имеют все возможности занять лидирующие позиций не только внутри страны, но и на мировом рынке образовательных услуг.

Литература

1. Авдеева И.А., Попов М.В. Конкурентоспособность высшего учебного заведения в современных условиях // Саратовский социально-экономический институт. 2020.

- № 2. С. 149-152. URL:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43170711

2. Гуреева Е.А., Задворный А.С. Анализ развития студенческого спорта в разрезе субъектов РФ // Экономика и предпринимательство - 2016. № 11 - 2 (76 - 2) -С. 346-352

3. Захарова Е. Н., Абесалашвили М. З., Шарова Е. И. Особенности проявления конкурентоспособности в рамках образовательных систем // Адыгейский государственный университет. - 2020. - С. 173-177. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43322487

4. Иванова С.Ю., Сантьева Е.В., Урусов Г.К., Черных М.И. Физическая культура как фактор развития личности и формирования общекультурных компетенций // Современные проблемы науки и образования. - 2020. -№ 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29881

5. Киреева Н.С.,Слепенкова Е.В., Шипунова Т.С., Искандарян Р.А. Повышение конкурентоспособности вузов: международный опыт академического предпринимательства // Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Российское предпринимательство. 2017. - № 20. - С. 2910-2922. URL: https://www. researchgate.net/publication/320969399_Povy senie_konkurentosposobnosti_vuzov_mezdunarodnyj_opyt _akademiceskogo_predprinimatelstva

6. Кондратьева М.Н., Шацкая И.В., Холикова Ю.А. Конкурентоспособность вузов // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2020. - № 3. - С. 132-150

7. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18305

8. Орлова М. Ю. Качество образования как один из факторов конкурентоспособности вуза // НТИ НИЯУ МИФИ. - 2017. - С. 62-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29374259&pf=1

9. Пашкус Н. А., Пашкус В.Ю. Конкурентоспособность вуза в условиях новой экономики: подходы к оценке // Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - 2014. № 12 - С. 122127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44332782

10. Семирханов Б.Р. Модель повышения конкурентоспособности высших учебных заведений на основе развития услуг физической культуры и спорта // Инновации и инвестиции. - 2015. № 11 - С. 118-122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25916206

11. Демцура С. С. Конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда и факторы, которые ее определяют // Уральский государственный университет физической культуры. - 2020. - С. 91-97. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42828631

12. Ташкинов А.А., Ульрих Т.А. Опыт разработки программы повышения конкурентоспособности вуза. Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 21. - С. 30-40. URL: https://doi.org/10.15826/umpa.2017.01.003

13. Accrediting Commission for Senior Colleges and Universities of the Western Association of Schools and Colleges (WASC) // Wasc.stanford.edu. - URL: https://wasc.stanford.edu/content/what-wasc-accreditation-process

14. Ellen Hazelkorn & Andrew Gibson Global science, national research, and the question of university rankings //

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О M

Palgrave Communications volume 3, 2017. № 21 URL: https://www.nature.com/articles/s41599-017-0011-6

15. Pierre Courtioux, François Métivier, Antoine Reberioux. Scientific Competition between Countries:Did China Get What It Paid for?. // 2019 URL: https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-02307534/document

16. Mike Thelwall Dimensions: A Competitor to Scopus and the Web of Science? // Journal of Informetrics, 12, 430435 p.

Factors of university competitiveness Kuznetsov D.L.

Russian university of economics of G.V. Plekhanov

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33 To date, the level and quality of the knowledge gained have acquired the status of one of the key factors used in the process of assessing a specialist's readiness to perform tasks in the professional sphere. In turn, the quality of training of future specialists is directly related to the level of educational services provided by modern higher education institutions, which ultimately affect the overall quality of labor market actors, and, consequently, the efficiency of the entire economic and administrative environment of the state. In this regard, the process of competition among higher educational institutions has become quite natural, the main goal of which is to attract the maximum number of students and increase the level of their own prestige.

Within the framework of this article, the author will analyze the main factors of the competitiveness of higher educational institutions, and also identify the main aspects affecting the level occupied by an educational institution in the educational services market. Keywords: education, competition, conditions, factors, indicators, potential,

educational institutions, sports development. References

1. Avdeeva I.A., Popov M.V. Competitiveness of a higher educational institution in modern conditions // Saratov Socio-Economic Institute. 2020. - No. 2. P. 149-152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43170711

2. Gureeva E.A., Zadvorny A.S. Analysis of the development of student sports in the context of the subjects of the Russian Federation // Economics and Entrepreneurship - 2016. № 11 - 2 (76 - 2) - P. 346-352

3. Zakharova EN, Abesalashvili MZ, Sharova EI Features of the manifestation of competitiveness in the framework of educational systems // Adyghe State University. - 2020. - S. 173-177. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43322487

4. Ivanova S.Yu., Santieva E.V., Urusov G.K., Chernykh M.I. Physical culture as a factor of personality development and the formation of general cultural competencies // Modern problems of science and education. - 2020. - No. 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29881

5. Kireeva NS, Slepenkova EV, Shipunova TS, Iskandaryan RA. Increasing the competitiveness of universities: international experience of academic entrepreneurship // Russian University of Economics. G.V. Plekhanov. Russian entrepreneurship. 2017. - No. 20. - P. 2910-2922. URL: https://www.researchgate.net/publication/320969399_Povysenie_konku rentosposobnosti_vuzov_mezdunarodnyj_opyt_akademiceskogo_pred prinimatelstva

6. Kondratyeva M.N., Shatskaya I.V., Kholikova Yu.A. Competitiveness of universities // Bulletin of the Moscow Institute of Humanities and Economics. 2020. - No. 3. - P. 132-150

7. Lavrent'ev S.Yu., Krylov D.A. Formation of the competitiveness of the future specialist in the process of professional training at the university // Modern problems of science and education. - 2015. - No. 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18305

8. Orlova M. Yu. The quality of education as one of the factors of the competitiveness of the university // NTI NRNU MEPhI. - 2017. - S. 6264. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29374259&pf=1

9. Pashkus N. A., Pashkus V.Yu. Competitiveness of the University in the New Economy: Approaches to Evaluation // Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. - 2014. No. 12 - P. 122-127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44332782

10. Semirkhanov B.R. Model of increasing the competitiveness of higher educational institutions based on the development of physical culture and sports services // Innovations and investments. - 2015. No. 11 - P. 118122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25916206

11. Demtsura S. S. Competitiveness of a university graduate in the labor market and the factors that determine it // Ural State University of Physical Culture. - 2020. - S. 91-97. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42828631

12. Tashkinov A.A., Ulrikh T.A. Experience in developing a program to improve the competitiveness of a university. University Management: Practice and Analysis. 2017. No. 21. - P. 30-40. URL: https://doi.org/10.15826/umpa.2017.01.003

13. Accrediting Commission for Senior Colleges and Universities of the Western Association of Schools and Colleges (WASC) // Wasc.stanford.edu. - URL: https://wasc.stanford.edu/content/what-wasc-accreditation-process

14. Ellen Hazelkorn & Andrew Gibson Global science, national research, and the question of university rankings // Palgrave Communications volume 3, 2017. № 21 URL: https://www.nature.com/articles/s41599-017-0011-6

15. Pierre Courtioux, François Métivier, Antoine Reberioux. Scientific Competition between Countries:Did China Get What It Paid for?. // 2019 URL: https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-02307534/document

16. Mike Thelwall Dimensions: A Competitor to Scopus and the Web of Science? // Journal of Informetrics, 12, 430-435 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.