Научная статья на тему 'Федеральный государственный образовательный стандарт как гарантия качества национального образования'

Федеральный государственный образовательный стандарт как гарантия качества национального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / NATIONAL EDUCATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION / STUDENTS / PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзусова Бэлла Таймуразовна

В современном обществе все чаще встает проблема повышения качества профессиональной подготовки специалистов, так как на рынке труда стремительно развиваются условия жесткой конкуренции, что ведет к усилению требований, предъявляемых к выпускникам вузов. В связи с этим возникла необходимость в модернизации образовательных систем и совершенствовании учебно-воспитательного процесса, направленного на обеспечение современного рынка труда специалистами с высоким уровнем сформированных общепрофессиональных компетенций (ОПК), профессиональных компетенций (ПК) и универсальных компетенций (УК). Сегодня особое внимание уделяется вопросу активизации учебно-познавательной деятельности студентов за счет формируемых компетенций, так как современное общество требует от будущих специалистов: умения мыслить, решать нестандартные задачи и находить альтернативные оптимальные решения, осмысливать последствия своей деятельности для себя и окружающих. В процессе формирования профессионально важных качеств студентов -будущих специалистов, совершенствования национального образования главной движущей силой выступает успешность внедрения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения, в рамках которого формируются необходимые компетенции в соответствии с профессиональным стандартом. Процесс внедрения ФГОС ВО само по себе является сложной, технологической процедурой, требующей поиска совместных решений компетентных специалистов, способных работать по-новому с использованием современных инновационных технологий и программ. Для решения данного вопроса необходима разработка инновационных технологий, положений, подходов, концепций совершенствования высшего образования на основе внедрения в образовательный процесс новых ФГОС ВО, благодаря которым возможно повлиять на повышение качества высшего образования, что в свою очередь формирует компетентного специалиста в условиях национального региона. Именно высокий уровень сформированности перечисленных компетенций будет способствовать повышению качества национального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзусова Бэлла Таймуразовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD AS A GUARANTEE OF QUALITY OF NATIONAL EDUCATION

In modern society, the problem of improving the quality of professional training of specialists is increasingly being raised, since the conditions of fierce competition are rapidly developing in the labor market, which leads to an increase in the requirements for university graduates. In this regard, the need arose to modernize educational systems and improve the educational process aimed at providing the modern labor market with specialists with a high level of formed general professional competencies (GPC), professional competencies (PC) and universal competencies (UC). Today, special attention is paid to the issue of enhancing the educational and cognitive activity of students due to the formed competencies, as modern society requires future specialists: the ability to think, solve non-standard tasks and find alternative optimal solutions, comprehend the consequences of their activities for themselves and others. In the process of forming professionally important qualities of students future specialists, improving national education, the main driving force is the success of the implementation and implementation of the new generation of Federal State Educational Standards of Higher Education (FSES HE), within which the necessary competencies are formed in accordance with the professional standard. The process of implementing FSES HE is in itself a complex, technological procedure, requiring the search for joint solutions by competent specialists who are able to work in a new way using modern innovative technologies and programs. To solve this issue, it is necessary to develop innovative technologies, regulations, approaches, and concepts for improving higher education based on the introduction of new FSES HE in the educational process, thanks to which it is possible to influence the improvement of the quality of higher education, which in turn forms a competent specialist in the national region. It is the high level of formation of these competencies that will contribute to improving the quality of national education.

Текст научной работы на тему «Федеральный государственный образовательный стандарт как гарантия качества национального образования»

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

DQI:lQ.23888/humJ20202172-181

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD AS A GUARANTEE OF QUALITY

OF NATIONAL EDUCATION

Дзусова Б.Т.

Северо-Осетинский государственный педагогический институт

Аннотация:

В современном обществе все чаще встает проблема повышения качества профессиональной подготовки специалистов, так как на рынке труда стремительно развиваются условия жесткой конкуренции, что ведет к усилению требований, предъявляемых к выпускникам вузов. В связи с этим возникла необходимость в модернизации образовательных систем и совершенствовании учебно-воспитательного процесса, направленного на обеспечение современного рынка труда специалистами с в ысо ким ур о в нем сф ор м ир о в а нн ых общепрофессиональных компетенций (ОПК), профессиональных компетенций (ПК) и универсальных компетенций (УК). Сегодня особое внимание уделяется вопросу активизации учебно-познавательной деятельности студентов за счет формируемых компетенций, так как современное общество требует от будущих специалистов: умения мыслить, решать нестандартные задачи и находить альтернативные оптимальные решения, осмысливать

Dzusova B.T.

North Ossetian State Pedagogical Institute Abstract:

In modern society, the problem of improving the quality of professional training of specialists is increasingly being raised, since the conditions of fierce competition are rapidly developing in the labor market, which leads to an increase in the requirements for university graduates. In this regard, the need arose to modernize educational systems and improve the educational process aimed at providing the modern labor market with specialists with a high level of formed general professional competencies (GPC), professional competencies (PC) and universal competencies (UC). Today, special attention is paid to the issue of enhancing the educational and cognitive activity of students due to the formed competencies, as modern society requires future specialists: the ability to think, solve non-standard tasks and find alternative optimal solutions, comprehend the consequences of their activities for themselves and others. In the process of forming professionally important qualities of students - future specialists, improving national education, the main driving force is the

последствия своей деятельности для себя и окружающих. В процессе формирования профессионально важных качеств студентов -будущих специалистов, совершенствования национального образования главной движущей силой выступает успешность внедрения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения, в рамках которого формируются необходимые компетенции в соответствии с профессиональным стандартом. Процесс внедрения ФГОС ВО само по себе является сложной, технологической процедурой, требующей поиска совместных решений компетентных специалистов, способных работать по-новому с использованием современных инновационных технологий и программ. Для решения данного вопроса необходима разработка инновационных технологий, положений, подходов, концепций совершенствования высшего образования на основе внедрения в образовательный процесс новых ФГОС ВО, благодаря которым возможно повлиять на повышение качества высшего образования, что в свою очередь формирует компетентного специалиста в условиях национального региона. Именно высокий уровень сформированности перечисленных компетенций будет способствовать повышению качества национального образования.

success of the implementation and implementation of the new generation of Federal State Educational Standards of Higher Education (FSES HE), within which the necessary competencies are formed in accordance with the professional standard. The process of implementing FSES HE is in itself a complex, technological procedure, requiring the search for joint solutions by competent specialists who are able to work in a new way using modern innovative technologies and programs. To solve this issue, it is necessary to develop innovative technologies, regulations, approaches, and concepts for improving higher education based on the introduction of new FSES HE in the educational process, thanks to which it is possible to influence the improvement of the quality of higher education, which in turn forms a competent specialist in the national region. It is the high level of formation of these competencies that will contribute to improving the quality of national education.

Ключевые слова:

Федеральные государственный образовательный стандарт высшего образования, национальное образование, психолого-педагогическое образование, студенты, профессиональные компетенции..

Key words:

Federal state educational standard of higher education, national education, psychological and pedagogical education, students, professional competencies.

В современном обществе все чаще встает проблема повышения качества профессиональной подготовки специалистов, так как на рынке труда стремительно развиваются условия жесткой конкуренции, что ведет к усилению требований, предъявляемых к выпускникам вузов. В связи с этим возникла необходимость в модернизации образовательных систем и совершенствовании учебно-воспитательного процесса, направленного на обеспечение современного рынка труда специалистами с высоким уровнем сформированных общепрофессиональных компетенций (ОПК), профессиональных компетенций (ПК) и универсальных компетенций (УК). Сегодня особое внимание уделяется вопросу активизации учебно-познавательной деятельности

студентов за счет формируемых компетенций, так как современное общество требует от будущих специалистов: умения мыслить, решать нестандартные задачи и находить альтернативные оптимальные решения, осмысливать последствия своей деятельности для себя и окружающих.

В процессе формирования профессионально важных качеств студентов - будущих специалистов, совершенствования национального образования главной движущей силой выступает успешность внедрения и реализации ФГОС ВО поколения 3++, в рамках которого формируются необходимые компетенции в соответствии с профессиональным стандартом. Для решения данного вопроса необходима разработка инновационных технологий, положений, подходов, концепций совершенствования высшего образования на основе внедрения в образовательный процесс новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), благодаря которым возможно повлиять на повышение качества высшего образования, что в свою очередь формирует компетентного специалиста в условиях национального региона. Именно высокий уровень сформированности перечисленных компетенций будет способствовать повышению качества национального образования.

ФГОС ВО разрабатываются по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования и представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) высшего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. «Сравнительный анализ стандартов выявил существенные изменения в самой структуре документа. Впервые вводится понятие «примерные основные образовательные программы», которые включают в себя: примерный учебный план (Г.Е. Завьялова, М.В. Панибратенко, Л.А. Реут), примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы дисциплин (модулей), практик. Предусмотренные стандартом примерные основные образовательные программы будут являться основой для разработки программ бакалавриата по конкретным дисциплинам» [1, с. 21-25].

«Говоря об особенностях национального образования, Б.А. Классов в своем исследовании пишет, что каждая нация отличается своим историческим характером развития, особенностями своей культуры, своим языком, обычаями, традициями и т.д. Однако следует помнить, что в любом государстве должно быть учреждено сотрудничество народов всех национальностей и вероисповеданий с соблюдением территориальной целостности и национального единства, государственного языка, открытой и доступной системы образования, науки, общегосударственной культуры, экономики на принципах равноправия, справедливости и взаимного признания и почтения. Именно из этих соображений систему современного образования необходимо признать одним из важнейших и приоритетных направлений укрепления национальной безопасности» [2, с. 248-252].

Формирование общепрофессиональных, профессиональных и универсальных компетенций (Л.И. Демидова, Д.А. Кружков, Т.Н. Поддубная, И.В. Титович) и есть основная цель последних нововведений в нормативно-правовых документах

относительно совершенствования национального образования [3,4]. При этом, по мнению некоторых исследователей (Л.А. Белова, О.В. Нариманова), профессиональный стандарт, как инструмент сближения высшего образования и сферы труда, должно включать основную консервативную составляющую, направленную на решение долгосрочных целей и перспектив. Необходимо также учитывать, что стратегические образовательные задачи, заложенные в профессиональных стандартах, необходимо реализовывать непосредственно через механизм функционирования государственных образовательных стандартов [5,6].

В настоящий момент образовательные организации, реализующие основную профессиональную образовательную программу, должны решать следующие задачи: анализ целевых установок и ориентиров высшего образования; сопоставление трудовых функций, представленных в соответствующем профессиональном стандарте и профессиональных компетенций, определенных образовательными стандартами (Н.В. Адамова, А.А. Сушенцов) [7]; определение направлений повышения профессиональной компетентности педагогов (Л.П. Берестовская) [8]; мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с про фессиональными стандартами и федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (С.С. Котова, И.И. Хасанова) [9]; психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ (А.О. Кошелева, О.И. Ломовская) [10].

Стоит уделить особое внимание обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (А.М. Лесин) [11], которые имеют нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.п., для которых требуется создавать определенные условия. «Целью психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов является обучение их самостоятельности при решении собственных проблем (М.Ф. Сауткин, Г.И. Стунеева, О.В. Казаева), что предполагает глубокое познание себя, собственных ресурсов и адекватное восприятие окружающего мира» [12,13]. Содержание высшего образования и условия организации обучения студентов с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с инклюзивной программой реабилитации инвалида [14,15]. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам высшего образования, должны быть созданы специальные условия для получения полноценного высшего образования.

«Для совершенствования процессов расширения рынка труда, как отмечает в своем исследовании М.И. Бекоева, необходим комплексный подход к разработке интегрированных схем взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг с целью дальнейшего трудоустройства студентов - будущих специалистов различных направлений подготовки. Оценив предложения рынка труда, а также реальные возможности работодателей, необходимо приступить к созданию интегрированных моделей трудовой занятости, соответствующих обобщенным трудовым функциям, а также универсальным и общепрофессиональным компетенциям» [16].

Необходимо подчеркнуть, что процесс формирования профессиональных

компетенций обучающихся является не только узкопрофессиональной задачей ведомственных образовательных организаций, но и гораздо более широкой задачей социального и воспитательного характера. «Человек становится личностью, приобретая в ходе жизни, а также саморазвития качества и способности, открывающие перед ним возможности для жизни и деятельности в обществе, удовлетворения своих желаний и потребностей. Работник не будет профессионалом, если он обладает только знаниями, навыками и умениями, но не развит как личность, в общем и профессиональном отношении» [17]. Так, например, профессиональная компетенция, выраженная в готовности к реализации образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) соответствует трудовой функции (ТФ), которая заключается в педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также трудовым действиям (ТД), предполагающим участие в разработке основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС ВО [18,19]. Такой подход к формированию кадровой политики способствует снижению и максимальному устранению в будущем диспропорциональностей на современном рынке труда, укреплению трудового потенциала молодого поколения. При грамотном подходе к позициям ФГОС ВО 3++ можно убедиться (А.М. Авилкин, А.В. Алексеенко), что в них раскрываются координаты развития и критерии качества высшего образования в региональных вузах [20].

В отличие от предыдущих стандартов (ФГОС ВО 3+), при реализации ФГОС ВО 3++ область профессиональной деятельности определяется в соответствии с реестром профессиональных стандартов, т.е. профессиональные компетенции, устанавливаемые программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов. Например, сопоставление из профессионального стандарта «Педагог-психолог» трудовой функции «разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы», профессиональной компетенции ПК-1 «готовность к реализации образовательных программ по учебным дисциплинам в соответствии с требованиями ФГОС ВО» и универсальной компетенции УК-1 «способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач» позволило успешно соотнести учебные дисциплины с данными стандартами и их дескрипторными характеристиками. В частности, среди набора универсальных компетенций, устанавливаемых программой бакалавриата в рамках ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, присутствует универсальная компетенция (УК-5), направленная на формирование способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Формирование данной компетенции обеспечивается в процессе преподавания дисциплин «Этнопсихология», «Этнопедигогика», «Философские аспекты регионального образования» и др. В перечне общепрофессиональных компетенций в категории построения воспитывающей образовательной среды

отражена способность к осуществлению духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4).

Процедура перехода на новые государственные образовательные стандарты высшего образования само по себе представляет сложную, многогранную работу, которая требует поиска совместных решений квалифицированных специалистов, способных разрабатывать и внедрять основные профессиональные образовательные программы с использованием современных инновационных технологий. Несомненно, важной составляющей является квалифицированность сотрудников образовательных организаций, так как не многим преподавателям удается осуществлять педагогическую деятельность, отвечающую требованиям ФГОС ВО поколения 3++, а также запросам современного рынка труда.

В категории общепрофессиональных компетенций «Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности» определена способность к реализации инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимых для индивидуализации и дифференциации процесса обучения, вырабатывания общечеловеческих качеств, нравственно-ценностных приоритетов, в том числе у обучающихся со специальными образовательными потребностями (ОПК-6), которая формируется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире», «Этнопсихология развития личности», «Человек и культура: индивидуальность в истории культуры», «Практическая психология в кросскультурном аспекте» и др. Профессиональные компетенции (одну или несколько) образовательная организация, исходя из направления и профиля подготовки (О.Д. Бичегкуева, Б.Т. Дзусова, С.И. Фидарова, М.А. Цаликова), выбирает самостоятельно в соответствии с трудовыми функциями, входящих в профессиональный стандарт по данному виду деятельности из списка, указанных в приложении к ФГОС ВО 3++ [21, с. 27-40]. Так, например, при определении профессиональных компетенций, предусмотренными основной профессиональной образовательной программой высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 (профиль психология образования), за основу выбрали профессиональные стандарты «Педагог-психолог» и «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Из общетрудовых функций (ОТФ) по коду А «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ» мы выбрали трудовую функцию «Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации» (код А/04.7). Таким образом, в рамках ФГОС ВО 3++ мы определили в качестве ПК-1 способность к осуществлению коррекционно-развивающей деятельности по восстановлению и реабилитации детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. По аналогичной последовательности определили ПК-2: способность к психологической диагностике детей и обучающихся; ПК-3: способность к психологическому консультированию лиц с ограниченными

возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; ПК-4 готовность к обеспечению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе независимо от национальной принадлежности.

Перечисленные компетенции, в совокупности с остальными компетенциями, представленными в ФГОС ВО 3++, способствуют повышению качества национального образования, которое на современном этапе развития столкнулось с рядом определенного характера проблем [22]. Каждая из них связана с: созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом; обеспечением ее соответствия требованиям рынка труда, предъявляемым к современной модели специалиста; социальными и экономическими потребностями развития страны; запросами личности, общества, государства.

Таким образом, процедура внедрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования сама по себе представляет сложную, п осте пе нную р аб о ту, ко то ра я тр еб ует по иска совм естны х ре ше ний, квалифицированных специалистов, способных работать по-новому с использованием современных инновационных технологий и программ. Стоит отметить, что особое место в данной палитре деятельности занимают специалисты, работа которых связана с выявлением и внедрением всего самого прогрессивного, что содержится в той или иной национальной культуре и не допускает безосновательного национального шовинизма, открытого национализма, разжигание межконфессионального конфликта. Процесс формирования профессиональных компетенций обучающихся является не только узкопрофессиональной задачей образовательных организаций, но и более глобальной задачей социального и воспитательного характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Завьялова Г.Е., Панибратенко М.В., Реут Л.А. Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС ВО (ФГОС 3+) и ФГОС ВО (ФГОС 3++) по направлению «педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) // Грани позна-нияю 2018. №3 (56). С. 21-25. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35186045. Ссылка активна на 15 февраля 2020.

2. Классов Б.А. Государственная система образования как важнейший фактор национальной безопасности // Актуальные вопросы образования. 2014. № 1. С. 248-252.

3. Поддубная Т.Н., Кружков Д.А., Демидова Л.И., и др. Проектирование фондов оценочных средств как условие реализации ФГОС ВО //

REFERENCES:

1. Zav'yalova GYe, Panibratenko MV, Reut LA. Sravnitel'nyy analiz obrazovatel'nykh standartov FGOS VO (FGOS 3+) and FGOS VO (FGOS 3++) po napravleniyu «pedagogicheskoye obrazovaniye» (s dvumya profilyami podgotovki). Grani poznaniya. 2018. 3 (56). Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=35186045. Accessed: 2020 February 15. (In Russ).

2. Klassov BA. Gosudarstvennaya sistema obrazovaniya kak vazhneyshiy faktor natsional'noy bezopasnosti. Aktual'nyye voprosy obrazovaniya. 2014; (1):248-52. (In Russ).

3. Poddubnaya TN, Kruzhkov DA, Demidova LI, et al. Proyektirovaniye fondov otsenochnykh sredstv kak usloviye realizatsii FGOS VO. Vestnik

178

Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 1. С. 104-113.

4. Титович И.В. О практике внедрения инструментов европейского пространства высшего образования в национальную систему образования. В сб.: Материалы XVI Международной н а уч но - п р а кт ич еско й ко н ф ер ен ци и «Актуальные проблемы бизнес-образования»; 20-21 апреля 2017. Минск; 2017. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29127347. Ссылка активна на 21 февраля 2020.

5. Белова Л.А. Актуализация ФГОС ВО к требованиям профстандартов. В сб.: Материалы международной научно-практической конференции «Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития»; 17-19 апреля 2018. Красноярск; 2018. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id= 32876967. Ссылка активна на 20 февраля 2020.

6. Нариманова О.В. Концепция Университет 3.0: перспективы реализации в России в условиях новой технологической революции // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, №2(25). Доступно по : Ы1р://Ыт joumaLrzgmu.ru/art&id=377. Ссылка активна на 21 февраля 2020. doi:10.23888/ 1шш[20192350-363

7. Адамова Н.В., Сушенцов А.А. Национальный проект «Образование» как инновационная форма развития региональной системы образования // Туныктышо. Учитель. 2019. №1-2. С. 4-7.

8. Берестовская Л.П. Подготовка будущих педагогов к организации духовно- нравственного воспитания школьников в условиях перехода на ФГОС ВО++. В сб.: VIII Сильвестровские педагогические чтения: материалы Всероссийской научной конференции «Духовность и нравственность в образовательном пространстве: осмысление свободы и ответственности молодежи»; 05 апреля 2019. Тара; 2019. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39469715. Ссылка активна на 22 февраля 2020.

9. Котова С.С., Хасанова И.И. Психолого-педагогические подходы к сопровождению инклюзивного профессионального и высшего образования в контексте реализации ФГОС ВО 3++ // Инклюзия в образовании. 2019. Т. 4, №1 (13). С. 9-18.

10. Кошелева А.О., Ломовская О.И. Повышение эффективности методического обеспечения образовательного процесса в вузе как принцип обеспечения качества реализации ФГОС ВО (3++). В сб.: Всероссийская сетевая научная конферен-

Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2019;( 1 ) : 104-13. (In Russ).

4. Titovich IV. O praktike vnedreniya instrumentov yevropeyskogo prostranstva vysshego obrazovaniya v natsional'nuyu sistemu obrazovaniya. In: Materialy XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktual'nyye problemy biznes-obrazovaniya»; 2017 April 20-21. Minsk; 2017. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=29127347. Accessed: 2020 February 21. (In Russ).

5. Belova LA. Aktualizatsiya FGOS VO k trebovaniyam profstandartov. In: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Nauka i obrazovaniye: opyt, problemy, perspektivy razvitiya»; 2018 April 17-19. Krasnoyarsk; 2018. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32876967. Accessed: 2020 February 20. (In Russ).

6. Narimanova OV. University 3.0 Concept: prospects for implementation in Russia under the conditions of a new technological revolution. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019;7(2):350-63. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=377. Accessed: 2020 February 21. doi:10.23888/humJ20192350-363

7. Adamova NV, Sushentsov AA. Natsional'nyy proyekt «Obrazovaniye» kak innovatsionnaya forma razvitiya regional'noy sistemy obrazovaniya. Tunyktysho. Uchitel'. 2019;(1-2): 4-7. (In Russ).

8. Berestovskaya LP. Podgotovka budushchikh pedagogov k organizatsii dukhovno- nravstvennogo vospitaniya shkol'nikov v usloviyakh perekhoda na FGOS VO++. In: VIII Sil'vestrovskiye pedagogicheskiye chteniya: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii «Dukhovnost' i nravstvennost' v obrazovatel'nom prostranstve: osmysleniye svobody i otvetstvennosti molodezh»i; 2019 April 05. Tara; 2019. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=39469715. Accessed: 2020 February 22. (In Russ).

9. Kotova SS, Khasanova II. Psikhologo-pedagogicheskiye podkhody k soprovozhdeniyu inklyuzivnogo professional'nogo i vysshego obrazovaniya v kontekste realizatsii FGOS VO 3++. Inklyuziya vobrazovanii. 2019;4(1):9-18. (In Russ).

10. Kosheleva AO, Lomovskaya OI. Povysheniye effektivnosti metodicheskogo obespecheniya obrazovatel'nogo protsessa v vuze kak printsip obespecheniya kachestva realizatsii FGOS VO (3++). In: Vserossiyskaya setevaya nauchnaya konferentsiya

179

ция «Методологические ориентиры развития современной научно-дидактической мысли»; 2129 ноября 2018. М.; 2018. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38534799. Ссылка активна на 20 февраля 2020.

11. Лесин А.М. Психологическая структура инициативности студентов гуманитарных специальностей // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, №1 (24). Доступно по: http://humjoumaLrzgmu.ru/art&id =365. Ссылка активна на 22 февраля 2020. doi:10.23888/humJ20191111-129

12. Сауткин М.Ф. Пути повышения адаптации студентов к неблагоприятным условиям окружающей среды // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6, №3 (22). С. 533-540. Доступно по: http://humjoumal.rzgmu. m/art&id=337._Ссылка активна на 25 февраля 2020. doi:10.23888/humj20183533-540

13. Стунеева Г.И., Казаева О.В. Оценка состояния здоровья школьников по данным анкетирования // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2019. Т. 7, №4. С. 583-588. doi:10.23888/HMJ201974583-588

14. Латышев Д.В., Латышева М.А. Цифровая образовательная среда в условиях реализации образовательных стандартов ФГОС ВО 3++ // Грани познания. 2018. №3 (56). Доступно по: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=35186040. Ссылка активна на 21 февраля 2020.

15. Митусова О.А. Становление национальной и межкультурной идентичности как фактор безопасности отечественного образования в условиях глобализации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. №3. С. 335-337.

16. Бекоева М.И. Интеграция рынка труда и рынка образовательных услуг как условие устойчивого социально-экономического развития государства // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, №3 (26). С. 459-468. Доступно по: https://humjournal.rzgmu. ru/art&id=387. Ссылка активна на 20 февраля 2020. doi:10.23888/humJ20193459-468

17. Каплина С.Е. Представления современных студентов об образе инженера // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, №3 (26). С. 524-537. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=393. Ссылка активна на 25 февраля 2020. doi:10.23888/ humJ20193524-537.

«Metodologicheskiye oriyentiry razvitiya sovremennoy muchno-didakticheskoy mysli»; 2018 November 21-29. Moscow; 2018. Available at: https://www.elibraiy. ru/item.asp?id=38534799. Accessed: 2020 February 20. (In Russ).

11. Lesin AM. The psychological structure of humanities students' initiative. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019;7(1):111-129. Available at: http://humjournal rzgmu.ru/art&id=365. Accessed: 2 020 February 25. (In Russ). doi:10.23888/humj20191 111-129

12. Sautkin MF. Ways to increase adaptation of students to adverse factors of environment Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2018;6(3):533-40. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=337. Accessed: 2020 February 25. (In Russ). doi:10.23888/ humj20183533-540

13. Stuneyeva GI, Kazayeva OV. Otsenka sostoyaniya zdorov'ya shkol'nikov po dannym anketirovaniya. Nauka molodykh (Eruditio Juvenium). 2019;7(4):583-8. (In Russ). doi:10.23888/HMJ201974583-588

14. Latyshev DV, Latysheva MA. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda v usloviyakh realizatsii obrazovatel'nykh standartov FGOS VO 3++. Grani poznaniya. 2018;(3). Available at: https://www. elibrary.ru/contents.asp?id=35186040. Accessed: 2020 February 21. (In Russ).

15. Mitusova OA. Stanovleniye natsional'noy i mezhkul'turnoy identichnosti kak faktor bezopasnosti otechestvennogo obrazovaniya v usloviyakh globalizatsii. Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye. Uchenyye zapiski SKAGS. 2015;( 3):335-7. (In Russ).

16. Bekoeva MI. Integration of the labor market and the market of educational services as a condition of sustainable socio-economic development of the state. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019;7(3):459-68. Available at: https://humjournal.rzgmu.ru/art&id=387. Accessed: 2020 February 20. (In Russ). doi:10.23888/ humJ20193459-468

17. Kaplina SYe. Predstavleniya sovremennykh studentov ob obraze inzhenera. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019;7(3) :524-37. Available at: http://hum journal.rzgmu.ru/art&id=393. Accessed: 2020 February 25. (In Russ). doi:10.23888/humJ20193 524-537

180

18. Федорова Т.Ц., Бадмаева Т.М., Данилов М.Б., и др. О формировании компетенций во ФГОС ВО 3++ и результатов освоения программы с учетом профессионального стандарта. В сб.: Международная научно-методическая конференция «Формирование компетенций выпускников вуза: соответствие образовательным и профессиональным стандартам»; 14-16 мая 2019. Улан-Удэ; 2019. С. 64-71. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=39556636. Ссылка активна на 21 февраля 2020.

19. Николаева М.В., Бурякова Т.С. Психолого-педагогическое сопровождение будущего учителя в условиях введения ФГОС ВО 3++ // Грани познания. 2018. №3 (56). С. 56-60. Доступно по: https://www.elibrary.ru/contents.asp7id =35186040. Ссылка активна на 21 февраля 2020.

20. Авилкин А.М., Алексеенко А.В. К вопросу внесения изменений в рабочую программу ФГОС ВО. В сб.: X Международная научно-практическая конференция «Информационно-инновационные технологии в педагогике, психологии и образовании»; 1 апреля 2018. Самара; 2018. С. 4-6.

21. Бичегкуева О.Д., Дзусова Б., Фидарова С.И., и др. Учет требований ФГОС ОО в предметной и методической подготовке будущего учителя русского языка и литературы, родного языка и литературы // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-8. С. 27-40.

22. Бердышев В.Е. О формировании образовательных программ в соответствии с ФГОС ВО 3++. Доступно по: https://old.timacad.ru/departments/ umo/prezentazii/berdushev-poop.pdf. Ссылка активна на 21 февраля 2020.

18. Fedorova TTS, Badmayeva TM, Danilov MB, et al. O formirovanii kompetentsiy vo FGOS VO 3++ i rezul'tatov osvoyeniya programmy s uchetom professional'nogo standarta. In: Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii «Formirovaniye kompetentsiy vypusknikov vuza: sootvetstviye obrazovatel'nym i professional'nym standartam»; 2019 May 14-16. Ulan-Ude; 2019. P. 64-71. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39556636. Accessed: 2020 February 21. (In Russ).

19. Nikolayeva MV, Buryakova TS. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye budushchego uchitelya v usloviyakh vvedeniya FGOS VO 3++ . Grani poznaniya. 2018;(3):56-60. Available at: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=35186040. Accessed: 2020 February 21. (In Russ).

20. Avilkin AM, Alekseyenko AV. K voprosu vneseniya izmeneniy v rabochuyu programmu FGOS VO. In: X Mezhdunarodnaja nauchno-prakti-cheskaja konferencija «Informacionno-innovacionnye tehnologii v pedagogike, psihologii i obrazovanii»; 2018 April 1. Samara; 2018. P. 4-6. (In Russ).

21. Bichegkuyeva OD, Dzusova BT, Fidarova SI, et al. Uchet trebovaniy FGOS VO v predmetnoy i metodicheskoy podgotovke budushchego uchitelya russkogo yazyka i literatury, rodnogo yazyka i literatury. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017;( 57): 27-40. (In Russ).

22. Berdyshev VE. O formirovanii obrazovatel'nykh programm v sootvetstvii s FGOS VO 3++. Available at: https://old.timacad.ru/departments/umo/ prezentazii/berdushev-poop.pdf. Accessed: 2020 February 21. (In Russ).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Дзусова Бэлла Таймуразовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры осетинской филологии, Северо-Осетинский государственный педагогический институт; 362025, Владикавказ, ул. Павленко, 73. E-mail: dzhusoeva55@inbox.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 14.11.2019. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 07.05.2020.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Дзусова Б.Т. Федеральный государственный образовательный стандарт как гарантия качества национального образования // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №2 (29). С. 172-181. Доступно по: https://humjournal. rzgmu.ru/art&id=428. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/humJ20202172-181

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Dzusova Bella Taimurazovna - PhD (Pedagogics), associate professor at the Department of Ossetia philology, North Ossetian State Pedagogical Institute; 73 Pavlenko str., 362027, Vladikavkaz. E-mail: dzhusoeva55@inbox.ru

PAPER RECEIVED: 14.11.2019. PAPER ACCEPTED: 07.05.2020.

REFERENCE FOR CITING:

Dzusova BT. Federal state educational standard as a guarantee of quality of national education. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(2):172-81. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=428. Accessed: dd Month yyyy. doi:10.23888/humJ20202172-181

181

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.