Научная статья на тему 'Методические подходы к управлению качеством образовательного процесса университетского комплекса «КубГТУ»'

Методические подходы к управлению качеством образовательного процесса университетского комплекса «КубГТУ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басюк А. С., Антипенко Р. В.

В статье рассматривается механизм управления качеством образовательных услуг, как важнейший фактор повышения качества управления в вузе. Обоснованы основные задачи при внедрении системы управления качеством образовательных услуг в высших учебных заведениях. Разработана модель структурно-ориентированного образовательного комплекса с учетом развития инновационных ресурсов на основе университетского комплекса ФГБОУ ВО «КубГТУ». Выполнен анализ системы менеджмента качества образовательных услуг вуза. Предложена модель развития качества университетского комплекса, внедрение которой будет способствовать формированию высокого качества образования, а, следовательно, повышению уровня конкурентоспособности университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO QUALITY MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE KUBGTU UNIVERSITY COMPLEX

The article considers the mechanism for managing the quality of educational services as the most important factor in improving the quality of management in a university. The main tasks in the implementation of the quality management system of educational services in higher education institutions are substantiated. A model of a structurally-oriented educational complex is developed taking into account the development of innovative resources on the basis of the university complex «KubSTU». The analysis of the quality management system of educational services of the university. A model for the development of the quality of the university complex is proposed, the introduction of which will contribute to the formation of a high quality education, and, consequently, increase the level of competitiveness of the university.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к управлению качеством образовательного процесса университетского комплекса «КубГТУ»»

УДК 378

Басюк А.С., Антипенко Р.В.

Кубанский государственный технологический университет DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11324

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА «КУБГТУ»

Basyuk A.S., Antipenko R. V.

Kuban State Technological University

METHODICAL APPROACHES TO QUALITY MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

OF THE KUBGTU UNIVERSITY COMPLEX

Аннотация

В статье рассматривается механизм управления качеством образовательных услуг, как важнейший фактор повышения качества управления в вузе. Обоснованы основные задачи при внедрении системы управления качеством образовательных услуг в высших учебных заведениях. Разработана модель структурно-ориентированного образовательного комплекса с учетом развития инновационных ресурсов на основе университетского комплекса ФГБОУ ВО «КубГТУ». Выполнен анализ системы менеджмента качества образовательных услуг вуза. Предложена модель развития качества университетского комплекса, внедрение которой будет способствовать формированию высокого качества образования, а, следовательно, повышению уровня конкурентоспособности университета.

Abstract

The article considers the mechanism for managing the quality of educational services as the most important factor in improving the quality of management in a university. The main tasks in the implementation of the quality management system of educational services in higher education institutions are substantiated. A model of a structurally-oriented educational complex is developed taking into account the development of innovative resources on the basis of the university complex «KubSTU». The analysis of the quality management system of educational services of the university. A model for the development of the quality of the university complex is proposed, the introduction of which will contribute to the formation of a high quality education, and, consequently, increase the level of competitiveness of the university.

Ключевые слова: качество образовательных услуг, инновации, университетский комплекс, управление качеством, механизм управления качеством.

Keywords: quality of educational services, innovation, university complex, quality management, quality management mechanism.

Глобальные преобразования современной экономики и возрастающая роль инноваций предопределили повышение значения образования, в первую очередь высшего, как основополагающего фактора конкурентоспособности и успешности развития государства на международной арене.

Учитывая опыт большинства развитых и развивающихся стран, можно выделить основные общие тенденции развития высшего образования, которые заключаются в массовизации образования, повышении доли предоставления платных образовательных услуг, внедрении и распространении технологии дистанционного обучения, увеличении потребности непрерывного повышения квалификации, распространении принципов профессиональной мобильности, формирующиеся в условиях повышения темпов развития социума и структурных преобразований в сфере занятости населения, уменьшения значимости выпускником полученной профессии и др. В настоящее время среди работодателей увеличивается значение инновационного и «рыночного» мышления потенциальных сотрудников, их способности к быстрой адаптации и освое-

нию новых технологий, а также разработке эффективных управленческих решений в условиях беспрерывного изменения внутренней и внешней среды предприятия [1].

Действующие в данный момент в российских вузах стратегии развития качества образовательный услуг, разработанные в условиях резкого сокращения финансирования в конце прошлого века, как и относительно современные стратегии последних десяти лет, характеризующиеся увеличением объема государственной поддержки, являются недостаточно эффективными и требуют разработки новых подходов и направлений развития.

В настоящее время вузы Краснодарского края поставлены в достаточно тяжелые условия: с одной стороны, государство и общество предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки специалистов, с другой учебные заведения не располагают необходимыми для модернизации учебно-воспитательного и научно-исследовательского процесса объемами финансовых ресурсов и испытывают серьезные трудности при решении вопроса формирования хорошего контингента студентов. И корпоративные и частные потребители

образовательных услуг становятся все более информированными, компетентными и требовательными, поэтому высшей школе приходится отвечать на новые вызовы времени, чтобы оставаться действительно полезной и населению, и бизнес-сообществу и иметь возможность привлекать те объемы финансовых ресурсов, которые необходимы для формирования инновационной и конкурентоспособной на мировом уровне образовательной системы.

Данные проблемы стимулируют вузы к более серьезному подходу в формировании управления качеством образовательных услуг и научно-инновационной деятельности. Эффективным решением этих задач является внедрение механизма управления качеством. Однако его нельзя ввести одномоментно он формируется последовательно, поэтапно, в соответствии с программой становления и развития вуза [2].

Для высшего образовательного учреждения предопределяющей задачей при внедрении системы управления качеством образовательных услуг является:

1. Обеспечение стабильного, долгосрочного характера и достижение единых целей повышения качества всех элементов и операций процесса управления качеством

2. Объединение ряда взаимосвязанных мер по планированию требуемого уровня качества и сравнение его с фактическими показателями;

3. Воссоединение в единый, планово-реали-зуемый комплекс воздействия на качество управления образовательными услугами.

Эффективный механизм управления будет способствовать укреплению конкурентных позиций вуза как на региональном уровне, так и по России в общем. Разработанный механизм управления качеством образовательных услуг отражен на рисунке 1.

И

Н

О

и

ЕТ

ей

И

О с

X

т

ч

К

Рисунок 1 - Механизм управления качеством образовательных услуг

Представленный механизм управления будет способствовать укреплению конкурентных позиций вуза, как на региональном уровне, так и по России, в общем. Данный механизм является непрерывной системой повышения качества управления образовательным учреждением, что в свою очередь укрепляет его положение на региональном уровне.

Качество образования является специфическим объектом управления. Для управления качеством образования необходимо формировать механизм управления, который был бы ориентирован на качество, реализовывал специфические для управления качеством функции управления и органично вписывался в общую систему управления образовательными процессами [3].

Также еще одним эффективным методом повышения качества образовательных услуг и как

следствие повышение его конкурентных преимуществ является создание на базе высших учебных учреждений университетского комплекса. Университетский комплекс - это объединение образовательных, научных, конструкторских, инновационных и других учреждений и организаций, сохраняющих свою самостоятельность и образовавших ассоциацию [4].

В Краснодарском крае университетский комплекс внедрен только в одном высшем учебном заведении - это КубГТУ. В рамках Федеральной программы развития образования Министерства образования РФ на рубеже ХХ-ХХ1 веков проводило эксперимент по разработке моделей и механизмов создания и функционирования университетских комплексов. «КубГТУ», как имевшему в этом направлении положительный опыт и значительные

136

достижения, - единственному из высших учебных заведений Краснодарского края - в 2001 году приказом Министерства образования присвоен статус «Федеральная экспериментальна площадка - университетский комплекс».

Беспрерывное развитие университетского комплекса является неотъемлемой частью в сфере совершенствования качества образовательных услуг на основе использования инноваций [5]. На рисунке 2 изображена модель совершенствования университетского комплекса.

-►

В представленной модели важное место отводится конкурентным инновационным ресурсам как источнику преимущества вуза КубГТУ на рынке образовательных услуг. Также большое влияние на конкурентоспособность вуза оказывают инновационная, инвестиционная и социально-экономическая подсистемы. В общем комплексе все связи, проведенные в модели, позволят вузу выйти на новый уровень развития благодаря акцентированию внимания на инновационной деятельности и качестве образовательных услуг [6].

Многоотраслевой институт подготовки и переподготовки специалистов Институт компьютерных систем и информационной безопасности специалистов

Институт пищевой и перерабатывающей промышленности

Институт нефти, газа и энергетики Институт фундаментальных наук

Подготовительный факультет для иностранных граждан

Институт строительства и транспортной инфраструктуры

Инженерно-технологический колледж

Институт машиностроения и автосервиса

Институт экономики, управления и бизнеса

Инвестиционная подсистема

Инновационная подсистема

Социально-экономическая подсистема

Конкурентоспособный образовательный продукт

I

Конкурентоспособный образовательный комплекс КубГТУ

Рисунок 2 - Модель структурно-ориентированного образовательного комплекса с учетом развития инновационных ресурсов

В университете на высоком уровне развит менеджмент качества, что подтверждается премией Правительства РФ в области качества 2015 года за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг и внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества [7].

В основу действующей СМК КубГТУ положены все международно-признанные эффективные модели менеджмента: ГОСТ Р ISO 9000-2015, типовая модель системы качества образовательного учреждения, разработанная в рамках межвузовского консорциума.

Реформа российского образования и введение новых версий ФГОС существенно затронула концептуальные вопросы вузовских СМК: в 2014 году был пересмотрен реестр процессов и видов деятельности СМК, актуализированы документы СМК, продолжается работа по интеграции в СМК независимого внутреннего мониторинга проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями, изложенными в ФГОС и

профессиональных стандартах. В 2016 г. начаты работы по переходу СМК на новую версию ISO 9001:2015 и интеграции в СМК всех аккредитованных лабораторий университета, работающих в сфере оценки соответствия. В 2017 году принята седьмая версия Политики руководства в области качества, разработан ряд стратегических проектов в сфере гарантий качества образования.

С целью повышения качества образования и укрепления конкурентных позиций на рынке образовательных услуг ФГБОУ ВО «КубГТУ» предложена модель развития в современных условиях, представленная на рисунке 3.

В представленной модели показана взаимосвязь и взаимозависимость университетского комплекса «КубГТУ» с интеграционными процессами на внутренних и внешних рынках.

Взаимодействие, представленное в модели, гарантирует широкие возможности для обеспечения региона высококвалифицированными кадрами и удовлетворения потребностей в образовательных услугах.

Образовательная сфера

Университетский комплекс «КубГТУ»

Л

и

к

н

ы

р

е

и

н

ш

е

н

В

ы с с

е ц

о

е ы н в и

иат агр

е

етн

К

Институт пищевой и перерабатывающей промышленности

Институт фундаментальных наук

Университетские ресурсы «КубГТУ»

Институт экономики, управления и бизнеса

Институт строительства и транспортной инфраструктуры

Институт машиностроения и автосервиса

Институт нефти, газа и энергетики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инженерно-технологический колледж

Институт компьютерных систем и информационной безопасности

Многоотраслевой институт подготовки и переподготовки специалистов

к

нте е

гра

ат и

в н ы

о ц

е с с ы

В

н

у тр е н н и е р ы н к и

Инновации

Научно-исследовательская работа

Инвестиции

Интеграционные процессы

Рост качества высшего образования

Конкурентный университетский комплекс

Рост социально-экономических показателей региона

Рост экономической безопасности региона

Рост качества жизни населения региона

Рисунок 3 - Модель развития качества университетского комплекса «КубГТУ»

Таким образом, системный эффект, характеризующий инновационную экономику, способствует созданию конкурентоспособного университетского комплекса, формированию высокого качества образования.

Взаимодействие, представленное в модели, гарантирует широкие возможности для обеспечения региона высококвалифицированными кадрами и удовлетворения потребностей в образовательных услугах и характеризуется внесением значительного вклада в развитие экономики за счет наполнения трудового рынка профессиональными кадрами, научно-инновационной деятельности и повышения количества патентов на новые изобретения.

Список литературы

1. Басюк А.С. Теоретические и методологические аспекты менеджмента качества в управлении развитием социально-экономической системы // Кубанский государственный технологический университет: монография. - Краснодар, 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/ item.asp?id=37332838 (дата обращения: 27.01.2020).

2. Кубрякова М. Г., Султанова Т. А. Инновационные механизмы управления качеством образовательного процесса // Молодой ученый. - 2015. -№12. - С. 762-765. — URL https://moluch.ru/archive/92/20478/.

3. Басюк А.С. Университетский комплекс: проблемы и перспективы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2010. - №2. - С. 137-142.

4. Менеджмент качества в управлении развитием социально-экономической системы: монография / А.С. Басюк, В.В. Прохорова, М.С. Климен-кова [и др.]; под ред. А.С. Басюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар: Изд-во ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2019. - 295 с.

5. Управление качеством: учебник / М.Б. Ще-пакин, А.С. Басюк, В.В. Янова. - Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2014. - 256 с. - (Высшее образование).

6. Басюк А.С., Каширина Е.И. Формирование и развитие системы менеджмента качества в турист-ско-рекреационной сфере / Политематический сетевой электронный научный журнал Научные труды КубГТУ, 2015 г. № 14. С. 20-29.

7. Басюк А.С., Ильинова С.А. Концептуальная модель оценки эффективности управления персоналом как основа качества управления организацией / Политематический сетевой электронный научный журнал «Научные труды КубГТУ». 2017 г. № 1. С. 272-283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.