Научная статья на тему 'Система качества в Петрозаводском университете: гуманитарный подход'

Система качества в Петрозаводском университете: гуманитарный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИДЕЯ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА КАЧЕСТВА / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА / ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / THE IDEA OF QUALITY / QUALITY SYSTEM / QUALITY MANAGEMENT / TYPICAL MODEL OF QUALITY SYSTEM / INNOVATIONS IN ADMINISTRATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE IN THE COLLECTIVE / HUMANITARIAN TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюнёв В. С., Мартьянова О. С.

В статье излагается пятилетний опыт внедрения Типовой модели системы качества образовательного учреждения РФ в региональном классическом университете. Авторы обращают внимание на возможность применения технологий менеджмента качества в университетском менеджменте как гуманитарных технологий управления. Особый акцент делается на развитие благоприятного социально-психологического климата в коллективе, являющегося необходимым условием создания эффективной системы качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сюнёв В. С., Мартьянова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality system in petrozavodsk state university: humanitarian approach

Five-year experience of Typical model of quality management system at the regional classical university is represented. The authors call attention to the possibility to use quality management technologies in university management as humanitarian administration technologies. The development of propitious social psychological atmosphere is emphasized in the article, as it is a necessary condition for the effective system of education quality creation.

Текст научной работы на тему «Система качества в Петрозаводском университете: гуманитарный подход»

региональной экономики и социальной сферы, сферы образования России. Созданы мультимедийные лаборатории, видеозалы, регулярно проводятся видеоконсультации для студентов филиалов и школьников, видеоконференции с российскими и зарубежными партнерами. Веб-пространство Петр-ГУ включает более 50 сайтов.

В университете функционирует система мониторинга трудоустройства

выпускников, созданы подразделения, в функции которых входит анализ рынка труда и занятости, установление связей с выпускниками и работодателями, содействие трудоустройству студентов и выпускников. Активно развивается сотрудничество с федеральными и региональными органами исполнительной власти, Союзами промышленников и предпринимателей, Центрами содействия трудоустройству.

VORONIN A. PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY AS A REGIONAL SCIENTIFIC-INNOVATION COMPLEX

The activities of Petrozavodsk State University as multi-profile classical university is described.

Keywords: multi-profile classical university, innovation-production activity.

В.С. СЮНЁВ, профессор, проректор по учебной работе О.С. МАРТЬЯНОВА, канд. филос. наук, зав. сектором менеджмента и анализа качества

Система качества в Петрозаводском университете: гуманитарный подход

В статье излагается пятилетний опыт внедрения Типовой модели системы качества образовательного учреждения РФ в региональном классическом университете. Авторы обращают внимание на возможность применения технологий менеджмента качества в университетском менеджменте как гуманитарных технологий управления. Особый акцент делается на развитие благоприятного социально-психологического климата в коллективе, являющегося необходимым условием создания эффективной системы качества образования.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, идея качества, система качества, менеджмент качества, Типовая модель системы качества, инновации в управлении, педагогические технологии, социально-психологический климат коллектива, гуманитарные технологии.

Как и многие вузы страны, последние несколько лет мы занимаемся развитием системы качества образования на основе Типовой модели системы качества образовательного учреждения РФ.

В работе с технологиями менеджмента качества в Петрозаводском государственном университете можно выделить несколько этапов. В 1999 г., когда министрами образования 29 европейских стран была подписана Бо-

лонская декларация, началось международное сотрудничество нескольких российских вузов с западными коллегами в области изучения и применения технологий менеджмента качества в университетском управлении. В одном из таких проектов участвовал и Петрозаводский университет.

Следующий этап также был связан с международным сотрудничеством: в 2003 г. наш университет вошел в число пяти вузов Северо-Запада России -

участников российско-нидерландского проекта (совместно с Center for Higher Education Policy Studies -CHEPS). Целью этого проекта было обучение университетских управленцев высшего и среднего звена стратегическому менеджменту и менеджменту качества, а также создание в российских университетах структур, которые специально занимались бы разработкой вузовской системы менеджмента качества. В результате в рамках учебно-методического управления ПетрГУ был образован сектор менеджмента и анализа качества. Весной 2005 г. мы перешли от изучения теории менеджмента качества к практическому применению его технологий.

Таким образом, в нашем университете уже пять лет идут работы по развитию системы качества на основе Типовой модели, рекомендованной к внедрению в вузах России [1]. Разработана соответствующая документация, описаны основные процессы с последующей их оптимизацией, ведется контроль базовых знаний студентов.

Участвуя в работе двух трансграничных университетов с нашими финскими и российскими партнерами, мы работаем над обеспечением качества совместных магистерских программ, осваивая европейский опыт, накопленный в данной области.

Пять лет - это минимальный срок для крупной организации, чтобы перейти на новый уровень культуры управления. Сегодня можно подвести определенные итоги этой работы и поделиться некоторым опытом с коллегами.

Каждый вуз - технический, педагогический или классический университет - адаптирует Типовую модель системы качества к своим специфическим условиям и особенностям. Поэтому у каждого университета есть уникальный шанс приобрести свой опыт в об-

ласти разработки и функционирования системы качества, если, конечно, подходить к этой задаче неформально и не ассоциировать систему качества только с наличием соответствующей документации.

Поскольку одной из важнейших задач развития современной системы образования является его гуманитаризация [2], мы бы хотели сосредоточиться на гуманитарной составляющей нашего опыта, поскольку гуманистический подход к построению системы менеджмента качества, на наш взгляд, для современного классического университета наиболее важен. Сформулируем основные принципы (они же -рекомендации) нашего подхода.

• Если вы собираетесь работать над качеством, делайте это качественно.

Большинство университетов, которые начинали создавать систему управления качеством с подготовки обширной документации, делали, как нам

кажется, одну общую ошибку, а именно: пропускали первый и очень важный для любого масштабного нововведения этап - идеологический.

Любые успешные новации начинаются с понимания самими новаторами тех базовых идей, которые лежат в их основе, и с объяснения смысла новаций коллективу. В случае работы над качеством такой базовой идеей является сама идея качества. Все понимают, что работать надо качественно. Но качественно - это как?

Глубинный смысл увлечения вузов технологиями менеджмента качества (а внешней причиной начала «движения за качество» стало одно из требований Болонской декларации) - это попытка с помощью передовых технологий управления несколько смягчить очевидное несоответствие интеллектуального уровня работников сферы высшего образования тем финансовым ресурсам, которыми они обладают. Из такого понимания смысла «борьбы за качество» в российских вузах вытекает первое правило работы менеджеров по качеству: оптимизация организации труда основных производителей того продукта, который мы продаем, - образования, т.е. преподавателей. Из этого следует основная задача в создании эффективно действующей системы качества - связать качество труда преподавателей и других сотрудников с системой финансовых вознаграждений, что и подразумевается при введении новой системы оплаты труда в государственных вузах.

• Не пропускайте этап обучения новым технологиям управления достаточного числа сотрудников вуза.

Работая над развитием системы качества ПетрГУ, мы изначально сделали ставку на качественное обучение новым технологиям управления и преподавания. Мы учились технологиям управления качества в лучших образова-

тельных центрах страны в этой области (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», НИТУ «МИ-СиС»). Важно, чтобы число сотрудников, прошедших обучение технологиям менеджмента качества, было достаточным (выездное обучение прошли 13 человек, в том числе два проректора и начальник учебно-методического управления).

Двухдневный выездной обучающий семинар для ректората провел по нашей просьбе руководитель группы разработчиков Типовой модели системы качества образовательного учреждения РФ С.А. Степанов, научный руководитель Центра менеджмента качества в образовании СПбГЭТУ «ЛЭТИ ». Важно, чтобы обучающий семинар для ректората состоялся в самом начале работы по организации СМК. Для обучения наших преподавателей новым педагогическим технологиям мы пригласили лучших педагогов из ведущих научно-педагогических центров страны (РГПУ, МПГУ, РГГУ, МГППУ).

Кроме обучения качеству на лучших курсах, не пренебрегайте (особенно на начальном этапе) еще одним принципом менеджмента качества: ориентация на лучший опыт. После того как в 2006 г. мы прошли обучение в ЦМКО «ЛЭТИ» по программе «Управление качеством образования», нам нужно было убедиться, что все эти абстрактные идеи могут работать. Для этого нам пришлось отправиться в Сибирь. По свидетельствам экспертов в области высшего образования, процессы преобразования университетов, внедрения новых управленческих технологий и образовательных инноваций наиболее активно идут именно в сибирских и уральских вузах. Так, в Томске на центральном проспекте расположены шесть университетов, три из которых выиграли общероссийский конкурс инновационных образовательных программ (2008 г.). Один из них - Т ом-

ский политехнический университет -является одним из ведущих вузов в области развития системы качества, и мы и отправились туда изучать опыт работы. Надо сказать, что и сегодня мы часто обращаемся к сайтам сибирских и уральских вузов [3].

• Новое качество потребует финансовых затрат.

Систему качества вуза не построить, механически возлагая дополнительные обязанности на преподавателей и управленцев. Технологиям менеджмента качества нужно учиться специально, а это уже потребует от вуза некоторых затрат. Кроме того, работа над созданием системы качества - новаторский, творческий и часто увлекательный процесс, открывающий наиболее активным преподавателям новые возможности влияния на университетскую жизнь. Эта работа предполагает наличие у человека лидерских качеств: открытости новому, способности к постоянному обучению, умения брать на себя ответственность, хороших навыков менеджера. При благоприятных для внедрения управленческих инноваций условиях менеджеры по качеству (ответственные за систему качества на факультетах) могут стать той командой единомышленников, которая будет играть роль авангарда в жизни университета. Четкие технологические ориентиры, понимание стратегических целей, слаженность работы всех менеджеров по качеству, творческая свобода, подкрепленная финансовыми ресурсами, являются главными условиями успеха разработки эффективной системы управления качеством в университете.

Кроме затрат на обучение, вузу придется предусмотреть создание и развитие инфраструктуры поддержки системы качества, оплату работ по качеству своим собственным сотрудникам, приглашение внешних специалистов в области качества.

Мы убеждены, что систему качества в университете не построить ни за месяц, ни за полгода, ни даже год с помощью экспертов, приглашенных со стороны. Если вуз решил обратиться к сторонней организации, предлагающей услуги по разработке и сертификации СМК, нужно понимать, что ее специалисты могут дать лишь первоначальный импульс этому длительному процессу, который не сводится просто к подготовке ряда рабочих документов. Эффективнее (в том числе и в финансовом плане) направить своих сотрудников поучиться технологиям менеджмента качества, чтобы затем выстраивать систему качества своими силами с ясным пониманием особенностей своего вуза. Готовую систему качества приглашенные специалисты построить не смогут, поскольку речь здесь идет прежде всего об изменении самой философии управления вузом.

• Новое качество управления нуждается в притоке новых людей.

Один из принципов всеобщего менеджмента качества звучит так: «вовлечение, участие и мотивация сотрудников к участию в управлении». Для создания системы качества на основе новых технологий управления нужно включать в управление новых людей,

способных не только обучиться новым технология управления и применить их, но и свежим взглядом посмотреть на проблемы университетского строительства.

И здесь встает проблема выявления таких людей среди своих преподавателей и сотрудников. В нашем случае это были группы молодых преподавателей, откликнувшихся на приглашение поучиться инновационным педагогическим технологиям и принять участие в международном проекте по менеджменту качества.

Как показал наш опыт, участие в различных программах обучения инновациям - достаточно эффективный метод поиска и отбора кадрового резерва для университетского управления. При организации таких программ необходимо выполнить несколько обязательных условий:

■ к обучению участников нужно привлекать профессионалов высокого уровня - специалистов из ведущих российских или международных центров образования; работает также эффект «нового лица»;

■ участие в обучающих программах должно быть добровольным, возможно также делегирование (конечно, с согласия самого делегата) на обучение от факультетов наиболее перспективных молодых преподавателей;

■ высокий профессиональный уровень семинара должен сопровождаться его не менее профессиональной организацией.

Еще один важный момент: у нас большинство ответственных за систему качества - молодые преподаватели, что особенно важно для успешного функционирования системы в перспективе. Это вселяет определенный оптимизм - значит, нам удалось на каком-то этапе неформально подойти к развитию системы качества и вызвать волну интереса к этой работе в университете.

• Главное действующее лицо в университете — преподаватель.

Делая очередной шаг в развитии системы качества, мы постоянно ориентировались на то, насколько она будет улучшать, а не осложнять условия работы преподавателя.

Университетская среда должна быть готова к использованию тех возможностей менеджмента качества, которые он дает для реального повышения качества управления и, как следствие, качества образования. Уровень этой готовности зависит от социально-психологического климата в коллективе, от того, в какой степени сотрудники организации переживают свою причастность к общему делу. В этой связи весьма немаловажным является наличие прозрачной системы распределения финансовых ресурсов университета. Если это условие не выполняется, говорить о том, что коллектив университета является одной большой семьей, вряд ли возможно.

Безусловно, возможность влиять на уровень заработка своих сотрудников у вузов разная, однако каждый университет может использовать и другие способы обеспечения благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Что нужно преподавателю, чтобы чувствовать себя на работе комфортно? Кроме минимально достаточных условий для нормальной работы (отремонтированные аудитории, требуемое для учебного процесса оборудование, хорошая столовая и т.п.), ему необходимо чувствовать себя нужным своему университету. Базовой потребностью педагога - представителя, безусловно, творческой профессии - является потребность в профессиональном признании, в общении и поддержке коллег. Именно поэтому развитие системы качества в нашем университете привело к созданию сообщества пре-

подавателей, работающих с новыми педагогическими технологиями. Вот как это произошло.

Первый и важнейший документ любой системы качества - «Политика в области качества» - готовился у нас два года (принят в 2007 г.). Столько времени потребовалось на первичную диагностику проблем университета, обучение технологиям управления качеством и изучение мнения о качестве образования наших главных потребителей - студентов (для этого в 2006 г. была создана лаборатория социологических исследований, которая проводит разработку и апробацию инструментария, а также опросы выпускников, работодателей, студентов и преподавателей).

Одна из стратегических целей нашего университета в области качества, прописанная в «Политике», прямо вытекает из запроса студентов (опрос 2006 г.): нужны новые технологии преподавания, которые органично включают студентов в процесс обучения, делают его эффективным и интересным.

В 2007 г. мы начали процесс совершенствования технологий преподавания сразу по двум направлениям. Во-первых, организовали конкурс электронных курсов лекций, выполненных в виде презентаций (всего было разработано 49 курсов), и, что вполне логично, оснастили ряд аудиторий во всех корпусах университета мультимедийными средствами (надо сказать, что по результатам опроса участников конкурса, который был проведен через два года после самого конкурса, каждый из них в дальнейшем разработал еще хотя бы один курс лекций в виде презентаций). Во-вторых, начали обучение наших преподавателей современным педагогическим технологиям.

Во время прохождения двухмесячного курса «Современные педагогические технологии в вузе» группа мо-

лодых преподавателей и преподаватели кафедры педагогики и психологии познакомились с различными педагогическими технологиями, использование которых в учебном процессе предусматривается образовательными стандартами нового поколения (модульное обучение, балльно-рейтинговая оценка достижений студентов, организация самостоятельной работы, контекстное обучение, кейс-метод, развитие критического мышления, организация дебатов, групповое взаимодействие, создание портфолио).

В ходе обучения преподаватели не только прослушали лекции и поучаствовали в практических занятиях, но и разработали проекты применения педагогических технологий в своих учебных курсах, а большинство участников успели применить на практике некоторые из изученных технологий и получить экспертную оценку.

Курс по новым педтехнологиям блестяще провели наши коллеги из РГПУ им. А.И. Герцена. Участники курса отбирались на инициативной основе. Нам удалось выявить группу молодых преподавателей с высокой степенью готовности к инновационной педагогической деятельности и обеспечить им пространство, благоприятное для роста их педагогического мастерства и профессионального общения (заключительные дни курсов прошли на загородной университетской базе). Значительная доля практических занятий в рамках курса и мотивация преподавателей на внедрение инновационных технологий в учебный процесс позволили участникам «проявить себя в деле» и увидеть свои сильные и слабые стороны.

В течение следующих двух лет 10 молодых преподавателей из этой группы были назначены на различные управленческие должности на своих факультетах, в том числе шесть человек -ответственными за систему качества.

Еще одним стратегически важным моментом данного курса стала подготовка на кафедре педагогики и психологии собственных преподавателей, способных вести обучение новым технологиям в рамках системы повышения квалификации. В течение двух лет они накапливали практический опыт использования этих технологий, и с 2009 г. уже наши преподаватели стали вести программу «Современные образовательные технологии» на факультете повышения квалификации. К 2010 г. 90 преподавателей нашего университета (каждый десятый) прошли обучение новым педагогическим технологиям. Таким образом, обучение педагогическим инновациям вышло на системный уровень.

Для того чтобы подвести некоторые промежуточные итоги этой работы и одновременно повысить научно-методический уровень использования новых педтехнологий, в 2009 г. мы провели конкурс учебно-методических разработок, выполненных с использованием инновационных педагогических технологий и внедренных в учебный процесс. В рамках конкурса прошли открытые мастер-классы по новым педтехнологиям и лекции ведущих преподавателей нашего университета. В финал конкурса вышли 32 преподавателя. В ближайшее время мы планируем выпустить научно-методический сборник работ победителей конкурса.

Кроме широкой информационной работы по освещению учебно-методических конкурсов, важно предусмотреть финансовое вознаграждение участников.

Следующим шагом в развитии среды, стимулирующей профессиональный рост преподавателя, будет создание постоянного педагогического семинара.

В нашем университете учится 17 тыс. студентов, работает 3 тыс. преподавателей и сотрудников. В такой круп-

ной организации, которая объединяет большое количество людей, занятых напряженным интеллектуальным трудом, абсолютно необходимо иметь своего психолога. По нашему мнению, это важнейшая составляющая вузовской системы качества и показатель высокого уровня ее развития.

В 2009 г. мы открыли для всех студентов, преподавателей и сотрудников возможность получать бесплатную анонимную и конфиденциальную консультацию практического психолога. Только в течение первого года работы за помощью к психологу обратилось 148 студентов и 27 преподавателей и сотрудников. 20% всех обращений носили разовый характер, а 80% потребовали более длительной совместной работы.

Кроме психологического консультирования, один раз в семестр у нас проводится двухдневный психологический тренинг по профилактике профессионального выгорания педагога. Группы небольшие, всего по 15 человек, поэтому запись на этот тренинг пока заканчивается еще до его начала. Очень хорошо, что наш университет имеет возможность проводить такие тренинги для своих сотрудников на загородной базе, где обучение проходит на лоне прекрасной карельской природы.

При организации психологического направления в системе качества очень важно создать психологу комфортные условия работы, поскольку от этого напрямую зависят качество, интенсивность и продолжительность той помощи, которую он сможет оказать людям. Для профилактики профессионального выгорания самого психолога, необходимо ограничить число консультаций в неделю и периодически направлять его на повышение квалификации в лучшие центры по профилю для получения новых знаний и профессионального общения с коллегами.

Итоги развития СМК

Подводя краткие итоги пятилетней работы по качеству, можно выделить несколько основных моментов, отражающих особенности нашей деятельности в этом направлении:

■ создана университетская структура управления системой качества (Совет по качеству, служба качества, ответственный за развитие системы качества от ректората, ответственные за систему качества на факультетах); управленцы разного уровня прошли обучение менеджменту качества в лучших образовательных центрах страны; проведен обучающий семинар для ректората; подготовлен сертифицированный эксперт-аудитор систем качества образовательных учреждений РФ;

■ на факультете повышения квалификации университета действуют новые образовательные программы -«Управление качеством образования» и «Современные образовательные технологии»;

■ создана лаборатория социологических исследований, которая проводит постоянные социологические опросы общественного мнения о качестве образования; ведется работа по анализу результатов опросов;

■ организовано постоянное бесплатное психологическое консультирование для студентов, преподавателей и сотрудников; проходят тренинги по профилактике профессионального выгорания педагогов;

■ начато рейтингование кафедр (разработана и апробирована технология и программное обеспечение рейтингования);

■ усилена учебно-методическая и научно-методическая работа (активизирована работа Учебно-методического совета, факультетских методических комиссий, проводятся учебно-методические конкурсы по новым технологиям преподавания).

Пожалуй, главным смыслом менеджмента качества как гуманитарной технологии является новый тип управления процессами через взаимовлияние, мягкое воздействие сторон, групп и отдельных лиц друг на друга, при котором средства прямого авторитарного давления не рассматриваются в качестве инструментов управления.

Сегодня все более очевидно, что менеджмент качества - это не просто эффективный метод управления, но прежде всего мировоззрение, система отношений между людьми, философия организации. А потому эффективность СМК напрямую зависит от «субъектного фактора» - понимания того, что следует делать, всеми сотрудниками. Построение системы менеджмента качества означает одновременно и совершенствование стиля управления вузом: управлять процессами начинают люди, которые смогли освоить и применить новые технологии управления.

Как и любой менеджмент, менеджмент качества - это прежде всего философия, т.е. работа с нормами и ценностями людей, лежащими в основе того или иного поведения. Здесь кроется главный резерв коренных изменений в социально-психологическом климате коллектива, что является предпосылкой успешного выполнения задач, стоящих перед организацией.

Основные инструменты гуманитарных технологий - проектирование, консультирование, обучение, управление. Одно из главных условий успеха менеджмента качества в вузах - достаточный уровень освоения научнотеоретических, а затем и прикладных основ науки управления, нацеленного на получение результата определенного качества.

Гуманитарные технологии применяются для решения стратегических за-

дач, поэтому требуют видения будущего на 5, 10 и более лет вперед. Решить задачу повышения качества образования в «пожарном» режиме невозможно: если разработка системы менеджмента качества в крупной организации длится как минимум 3-5 лет, то эффект от ее функционирования можно будет почувствовать как минимум еще через 5 лет после внедрения. Хотя, конечно, позитивные изменения в климате организации должны произойти в течение двух лет с момента начала применения технологий менеджмента качества.

Сегодня перед нами стоит задача закрепить все основные элементы системы качества во втором важнейшем документе системы качества - «Руко-

водстве по качеству». О том, как проходит наша работа и что у нас впереди, можно узнать на сайте «Система качества ПетрГУ » (http//: quality.petrsu.ru).

Литература

1. Методические рекомендации по внедре-

нию Типовой модели системы качества образовательного учреждения. СПб.: ПИФ.com, 2007. 408 с.

2. См.: Антипьев А.Г. Гуманизация и гума-

нитаризация образования: состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 98-102.

3. См.: Лучшие практики по созданию сис-

тем качества в образовательных учреждениях РФ. СПб.: ПИФ^ет!, 2007. 545 с.

SYUNEV V, MARTYANOVA O. QUALITY SYSTEM IN PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY: HUMANITARIAN APPROACH

Five-year experience of Typical model of quality management system at the regional classical university is represented. The authors call attention to the possibility to use quality management technologies in university management as humanitarian administration technologies. The development of propitious social psychological atmosphere is emphasized in the article, as it is a necessary condition for the effective system of education quality creation.

Keywords: higher educational establishment, the idea of quality, quality system, quality management, typical model of quality system, innovations in administration, pedagogical technologies, social-psychological atmosphere in the collective, humanitarian technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.