Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности Республики Саха (Якутия) согласно концепции «Новая экономическая география»'

Факторы конкурентоспособности Республики Саха (Якутия) согласно концепции «Новая экономическая география» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / ФАКТОРЫ / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / НЕРАВЕНСТВО / МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузин Вадим Юрьевич

Переход к рыночной экономике обострил проблему диспропорций регионального развития, существовавших и в советское время. Произошла трансформация экономического пространства страны. На первый план вышли факторы конкурентоспособности региона. В статье раскрывается сущность понятия «конкурентоспособность региона». Делается вывод о динамичном его характере. В связи с этим большую важность приобретают концепции, связывающие конкурентоспособность и региональное развитие. Среди таких концепций выделяется своим синтетическим характером «новая экономическая география». Целью статьи является определение факторов конкурентоспособности для Республики Саха (Якутия) с учётом положений концепции. Отмечается проработанность и признанность концепции в зарубежных исследованиях. Описывается история данной концепции. Раскрываются её типичные черты и особенности, позволяющие определить факторы регионального развития и конкурентоспособности. Концептуальной основой «новой экономической географии» выступает возрастающая отдача экономики при достижении рынком большого размера экономика начинает расти за счёт собственных ресурсов. Делается вывод о возможности применения концепции к регионам России, включая и Республику Саха (Якутию). На основе данной концепции определяются факторы конкурентоспособности для Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS FACTORS OF SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA) ACCORDING TO THE CONCEPT OF "NEW ECONOMIC GEOGRAPHY"

The transition to a market economy has exacerbated the problem of regional development disparities that existed in Soviet times. There was a transformation of the country's economic space. We came to the fore factors of competitiveness in the region. The article reveals the essence of the "regional competitiveness" concept. In connection with its dynamic character a concept of linking competitiveness and regional development is extremely essential. Among these concepts "new economic geography" stands out due to its synthetic nature. The aim of the article is to identify the factors of competitiveness for the Republic of Sakha (Yakutia) in view of this concept. The article describes the history of the concept. It reveals the typical traits and features that allow to identify the factors of regional development and competitiveness. The growing economy return serves as a conceptual framework of the new economic geography when the market for large-sized economy begins to grow at the expense of its own resources. The author concludes possibility of applying the new economic geography to the regions of Russia, including the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности Республики Саха (Якутия) согласно концепции «Новая экономическая география»»

УДК 911.3:33

В. Ю. Кузин

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) СОГЛАСНО КОНЦЕПЦИИ «НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»

Переход к рыночной экономике обострил проблему диспропорций регионального развития, существовавших и в советское время. Произошла трансформация экономического пространства страны. На первый план вышли факторы конкурентоспособности региона. В статье раскрывается сущность понятия «конкурентоспособность региона». Делается вывод о динамичном его характере. В связи с этим большую важность приобретают концепции, связывающие конкурентоспособность и региональное развитие. Среди таких концепций выделяется своим синтетическим характером «новая экономическая география». Целью статьи является определение факторов конкурентоспособности для Республики Саха (Якутия) с учётом положений концепции. Отмечается проработанность и признанность концепции в зарубежных исследованиях. Описывается история данной концепции. Раскрываются её типичные черты и особенности, позволяющие определить факторы регионального развития и конкурентоспособности. Концептуальной основой «новой экономической географии» выступает возрастающая отдача экономики — при достижении рынком большого размера экономика начинает расти за счёт собственных ресурсов. Делается вывод о возможности применения концепции к регионам России, включая и Республику Саха (Якутию). На основе данной концепции определяются факторы конкурентоспособности для Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: рыночная экономика, регион, региональное развитие, конкурентоспособность, потенциал, факторы, новая экономическая география, конкурентные возможности, неравенство, модели.

Введение

Функционирование рыночной экономической системы оказало разнонаправленное воздействие на экономику российских регионов. Существовавший и в советское время диспаритет развития, когда наряду с высокоразвитыми территориями существовала обширная экономическая периферия, получил новый импульс развития. Это трансформировало экономическое пространство регионов России, выдвинув на первый план факторы конкурентоспособности, позволяющие территориям концентрировать инвестиции и более высокий человеческий капитал, продуцируя стимулы своего дальнейшего развития.

Конкурентоспособность региона и её факторы

Под конкурентоспособностью региона понимается готовность функционировать и отвечать на вызовы рыночной среды, адаптироваться к её изменениям, эффективно обеспечивая и поддерживая региональный потенциал, основанный на

локальных преимуществах территории [11; 16]. Исторически концепция конкурентоспособности основана на теории использования в разделении труда сравнительных преимуществ отдельных территорий (дешёвый труд, богатый природно-ресурсный потенциал, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные факторы и т. п.) по отношению к территориям, где таких преимуществ нет. Стоит обратить внимание на динамический характер факторов конкурентоспособности — факторы, являющиеся таковыми в настоящий момент, не обязательно останутся ими в будущем. В ходе развития создаются и созревают новые конкурентные условия, которые изменяют общий вектор конкуренции: от использования сравнительных традиционных преимуществ к использованию меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях и инновациях. Эти преимущества не нужно противопоставлять. Интеграция на одной территории и тех и других преимуществ даёт положительный эффект, усиливая её конкурентоспособность в современных экономических условиях [15].

Таким образом, конкурентоспособность — неотъемлемый процесс рыночной экономики, имеющий динамичный характер. В результате своего изменения процесс конкурентоспособности региона напрямую влияет на его развитие. В связи с этим высокую актуальность приобретают теории, связывающие конкурентоспособность, её факторы и региональное развитие. К их числу относится т. н. «новая экономическая география».

«Новая экономическая география» — типичные черты и особенности

В её рамках неравномерность регионального развития раскрывается через анализ таких процессов как: глобализация, концентрация и деконцентрация, агломерирование, транспортные издержки. К основателям её относят П. Кругмана, М. Фуд-житу, А. Венаблеса [4; 18; 19]. Данное направление развилось из теории роста международной торговли в условиях монополистической конкуренции. Затем фокус исследований был перенесён на межрегиональные взаимодействия и объяснение пространственного перемещения факторов производства. Последнее раскрывается через формирование моделей: изначально — ограниченных и касающихся лишь торговых взаимодействий, затем — усложнённых моделей различных экономических процессов. Конкурентные возможности развития определяются факторами «первой» (естественные преимущества, созданные природой) и «второй» природы (результаты деятельности общества).

Концептуальной основой «новой экономической географии» выступает возрастающая отдача экономики — при достижении рынком большого размера экономика начинает расти за счёт собственных ресурсов. Также была сформулирована модель товарных потоков, размещения производства и потребителей, которая указала на неизбежный спутник регионального развития — расслоение регионов по уровням развития. Кроме того, источник неравенства регионов проистекает из технологических изменений, формирующих новые центры роста, неравного доступа к рынкам в результате транспортных ограничений, агломерационных процессов и миграции [10]. Последние изменения, в свою очередь, возникают во многом в результате концентрации экономической деятельности в пространстве, связанной с агломерированием. Данный процесс, в свою очередь, увязывается c глобализацией и развитием

международной торговли, в конечном счёте, корректирующих региональную специализацию. Особенностью «новой экономической географии» стало то, что она ввела пространственные факторы в экономическую теорию за счёт моделей, связавших влияние масштабов, транспортных издержек, регионального взаимодействия и торговли [8].

«Новая экономическая география»: сильные и слабые стороны

Однако необходимо понимать, что, несмотря на широкий методологический аппарат и рассматриваемые факторы, положения «новой экономической географии» не должны рассматриваться как единственно верные для изучения регионального развития, как зарубежного (несмотря на создание концепции в рамках зарубежной науки), так и российского. Для их конструктивного использования необходимо учитывать как сильные, так и слабые стороны «новой экономической географии».

К слабым сторонам новой экономической географии следует относить следующие.

1. Методологические проблемы — отнесение к экономической географии или экономике? Это принципиально новое направление или усовершенствованное старое? Правомерно ли само наименование концепции?

2. Искусственная простота моделей — упрощение реальных процессов для их формализации в рамках моделей.

3. Игнорирование пространственных характеристик — часто фактическое отсутствие пространственных характеристик изучаемых явлений, изначально экзогенный (внешний) характер пространства [7].

Сильными сторонами концепции являются следующие.

1. Раскрытие макроэкономических процессов через микроэкономические [ 8].

2. Отработка влияния и формирования агломерационного эффекта в пространстве.

3. Отображение фундаментальной причины территориальной концентрации/де-концентрации через модели общего равновесия.

Таким образом, как и все прочие концепции, «новая экономическая география» раскрывает особенности регионального развития, имея свои границы применимости. Полностью универсальной теорией она не является, и быть ей не может, несмотря на кажущуюся «всеохватность». Однако некоторые конструктивные элементы применимы и для реалий российского регионального развития [7].

Современное состояние «новой экономической географии»

«Новая экономическая география» является признанным направлением научных исследований в зарубежной науке. Подходы и методы данной концепции совершенствуются и в настоящее время (пример обзора представлен в [4]).

О высокой актуальности исследований с позиции «новой экономической географии» говорит присуждение одному из основоположников направления — Полу Кругману — в 2008 г. Нобелевской премии по экономике за работы по анализу структуры торговли и размещению производительных сил. На теорию «новой экономической географии» опирается опубликованный в 2009 г. доклад Всемирного банка «Новый взгляд на экономическую географию». Согласно его основным по-

ложениям, пространственное неравенство в современном мире формируется тремя базовыми факторами:

— density — пространственная концентрация населения и эффект масштаба;

— distance — экономическое расстояние, обусловленное не только географическим положением и удалённостью от глобальных и внутристрановых рынков, транспортными издержками, но и слаборазвитой инфраструктурой;

— division — институциональные барьеры в широком смысле, препятствующие проникновению товаров, услуг, инноваций; к барьерам относят как барьеры границ, так и барьеры низкой миграционной подвижности, социальной мобильности, доступности социальных услуг [20].

Можно утверждать, что имеющиеся методические и практические наработки «новой экономической географии» вполне применимы для российских регионов, включая и определение факторов их конкурентоспособности. Об этом в частности говорит их довольно длительное развитие в условиях рыночной экономики и отсутствия тотального госрегулирования.

Необходимо отметить, что работ, касающихся исследований в рамках «новой экономической географии» в России было немного. Однако нельзя не отметить имеющиеся труды. Пионерной работой можно считать исследование о предпринимательском климате регионов России [9]. Отмечены работы, касающиеся как применимости новой экономической географии для нашей страны [7; 10], так и оценки изменения региональной структуры производства [14], а также анализу регионального неравенства с использованием инструментария данного направления [3].

В целом же концепция «новой экономической географии» вызвала в российской науке неоднозначную реакцию с полярными точками зрения на её применимость и содержательный характер [2; 12; 17]. Впрочем, это скорее плюс, чем минус, ведь, как известно, спор — критерий истинности.

Факторы конкурентоспособности для Республики Саха (Якутия) в свете «новой экономической географии»

Как уже было отмечено, конкурентоспособность — неотъемлемый процесс рыночной экономики, имеющий динамичный характер. В результате своего изменения процесс конкурентоспособности региона напрямую влияет на его развитие, а также на способность к адаптации к экономическим изменениям, быстрая смена которых характерна для рыночной экономической системы. Относится это ко всем регионам страны, включая и самый крупный из них по площади — Республику Саха (Якутию).

Как и другие регионы, Республика Саха (Якутия) обладает выраженными региональными особенностями, без рассмотрения которых нельзя выделять факторы конкурентоспособности:

— крайне-суровый климат;

— широкое распространение многолетне-мёрзлых грунтов;

— нордификация — процесс учёта типичных особенностей северных территорий, приспособления к сложным условиям жизни и хозяйственного освоения в форме специально организованного процесса [13];

— большая минерально-сырьевая обеспеченность;

— низкая плотность населения, и как следствие — разряженная сеть населённых пунктов;

— низкая транспортная связность территории;

— значительные разрывы в хозяйственном освоении территории [13].

Необходимо отметить, что этот субъект не только самый крупный по площади,

но и северный. Соответственно, как и для других северных территорий России, здесь приобрели устойчивость разнонаправленные тенденции: с одной стороны, добыча полезных ископаемых в условиях рыночной экономики позволяет создавать высокооплачиваемые рабочие места и значительные экономические преференции для регионов добычи, с а другой — высокая безработица, алкоголизация, плохая инфраструктурная обеспеченность (особенно в районах проживания коренных народов Севера) продолжают оставаться объективной реальностью [6]. С позиций «новой экономической географии» факторами региональной конкурентоспособности Республики Саха (Якутия) являются:

— факторы «первой природы» — наличие и разработка самого широкого спектра ресурсов — нефти, газа, угля, золота, серебра, алмазов, олова, ртути, железа, редкоземельных металлов [5];

— наличие «города-хаба» — региональной столицы Якутска — концентрация населения и фирм происходит в нём под влиянием объективных экономических факторов — лидирующий город в условиях высоких транспортных барьеров быстрее растёт [8], а в силу своей «центральности» он имеет преимущества — как в степени развития торговли [4], так и в силу «административной ренты», характерной для центров регионов в условиях догоняющего развития [5];

— процесс агломерирования — связанный как с предшествующим фактором, так и проявляющим себя в целом в масштабе регионе. Под агломерацией в «новой экономической географии» понимается не просто совокупность населённых пунктов, а совокупность разнообразных связей, объединяющих данные пункты (в случае республики Саха (Якутия) как северного региона — это ещё и система, обеспечивающая экономическое освоение северных территорий [5]);

— зависимость от пройденного пути — «фактор колеи» (path dependence) — возникает из-за возрастающей отдачи от масштаба [8]. Большую роль в экономике региона играет добывающая промышленность, зависимость от которой, как правило, рассматривается как барьер для развития. Однако в условиях региона с невысоким в целом уровнем хозяйственного развития ресурсодобывающий характер экономики не является ограничивающим фактором, ведь полное отсутствие ресурсов в подобных условиях гораздо сильнее ограничивает развитие. Кроме того, создание новых экономических мощностей, тем более крупных, в специфических природных и экономических условиях Севера [ 1 ] сопровождается высокими экономическими издержками. В связи с этим, существующая экономическая структура скорее способствует региональному развитию, нежели тормозит его [5].

Подобное выделение факторов конкурентоспособности может вызывать логичный вопрос — так ли «нова» «новая экономическая география», если анализ её положений приводит к подобным, на первый взгляд, тривиальным, выводам? Ведь подобные выводы можно сделать и на методологической основе «районной школы» экономической географии, появившейся в 1930—40-е гг. (хоть и терминология будет отличаться). Однако нужно учитывать тот факт, что «новая экономическая география» — не только и не столько новомодное течение, но и синтетическая концепция, объединяющая подходы экономической науки и социально-экономической геогра-

фии. В её рамках такие, во многом абстрактные термины, как «рынок», «конкуренция», «рента», находят своё пространственное отображение, становясь более объективными дефинициями.

Таким образом, можно констатировать, что использование конструктивных подходов «новой экономической географии», объединяющих экономические и экономико-географические исследования, позволяет выявлять и уточнять факторы региональной конкурентоспособности в условиях рыночной экономической системы, осложняемой современной глобализацией экономики в условиях глобальных противоречий и неустойчивости.

Литература

1. Анохин А. А., Мякиненков В. М. Основные положения градостроительной политики и функционально-планировочного зонирования Крайнего Севера и Арктики // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2015. № 3 (6). С. 21-32.

2. Бакланов П. Я. Заметки по поводу А. Н. Пилясова «Новая экономическая география (НЭГ) и её потенциал для изучения размещения производительных сил России» // Региональные исследования.

2011. № 4 (34). С. 166-172.

3. Зубаревич Н. В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики, 2010. 160 с.

4. Изотов Д. А. Новая экономическая география: границы возможностей // Пространственная экономика. 2013. № 3. С. 123-160.

5. Кузин В. Ю. Новая экономическая география и региональное развитие: пример Республики Саха (Якутия). Факторы и стратегии регионального развития в меняющемся геополитическом и геоэкономическом контексте: материалы межд. науч. конф. (Грозный, 20-25 сентября 2016 г.). Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета. 2016. С. 300-310.

6. Кузин В. Ю. Концепты социальной географии: северное измерение // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2015. № 1 (4). С. 25-29.

7. Кузин В. Ю. Применение концепции «новая экономическая география» к развитию регионов России. Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Географические исследования Евразии: история и современность», посвященной 160-летию экспедиции П. П. Семенова на Тянь-Шань в рамках XII Большого географического фестиваля [Электронное издание]. М.: Издательство «Перо». 2016. С. 752-754.

8. Куричев Н. К. Новая экономическая география: взгляд экономико-географа // Региональные исследования. 2011. № 4 (34). С. 3-16.

9. Предпринимательский климат регионов России. География России для инвесторов и предпринимателей / Под ред. А. М. Лаврова и В. Е. Шувалова. М.: Начала-Пресс, 1997. 297 с.

10. Манаков А. Г. «Новая экономическая география» и оценка её применимости в России // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки.

2012. № 1. С. 84-90.

11. Ощепков В. М., Кузьмина Ю. Д. Конкурентоспособность регионов: сущность, современные факторы повышения // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2012. № 3.1. С. 6-12.

12. Пилясов А. Н. Новая экономическая география (НЭГ) и её потенциал для изучения размещения производительных сил России // Региональные исследования. 2011. № 1 (31). С. 3-31.

13. Присяжный М. Ю. Приоритеты освоения территории Республики Саха (Якутия) в современных условиях позиционирования регионов Севера: Автореф. дис. ... доктора геогр. наук. Санкт-Петербург, 2014. 47 с.

14. Рычков О. А., Шевяхова Е. Ю. Изменение региональной структуры производства в России в переходный период с позиций «новой экономической географии». М.: ЕЕЯС, 2004. 44 с.

15. Трофимов А. М., Рубцов В. А., Шарыгин М. Д., Комарова В. Н., Рожко М. В. Позиционирование и конкурентоспособность регионов в процессе социально-экономического развития // Географический вестник. 2009. № 2. С. 68-77.

16. Чайникова Л. Н. Конкурентная среда как элемент системы управления конкурентоспособностью региона // Управленческие науки. 2012. № 4. С. 60-65.

17. Чистобаев А. И. О достижениях отечественных и американских учёных в области экономической географии: продолжение дискуссии // Региональные исследования. 2013. № 4 (42). С. 122—127.

18. Fujita M., Krugman P., VenablesA. J. The Spatial Economy. Cities, Regions, and International Trade. MIT-Press, Cambridge, Mass, 1999, 367 p.

19. Krugman P. Increasing Returns and Economic Geography. The Journal of Political Economy, 1991, vol. 99, no. 3, pp. 483-499.

20. World Development Report 2009. Reshaping Economic Geography. Washington, DC: World Bank. 2009. 410 p.

Об авторе

Кузин Вадим Юрьевич — кандидат географических наук, ответственный секретарь журнала «Новый мир Арктики» и серии «Арктика XXI век», Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: vadim-13.06@yandex.ru

V. Kuzin

COMPETITIVENESS FACTORS OF SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA) ACCORDING TO THE CONCEPT OF "NEW ECONOMIC GEOGRAPHY"

The transition to a market economy has exacerbated the problem of regional development disparities that existed in Soviet times. There was a transformation of the country's economic space. We came to the fore factors of competitiveness in the region. The article reveals the essence of the "regional competitiveness" concept. In connection with its dynamic character a concept of linking competitiveness and regional development is extremely essential. Among these concepts "new economic geography"stands out due to its synthetic nature.

The aim of the article is to identify the factors of competitiveness for the Republic of Sakha (Yakutia) in view of this concept. The article describes the history of the concept. It reveals the typical traits and features that allow to identify the factors of regional development and competitiveness. The growing economy return serves as a conceptual framework of the new economic geography — when the market for large-sized economy begins to grow at the expense of its own resources. The author concludes possibility of applying the new economic geography to the regions of Russia, including the Republic of Sakha (Yakutia).

Key words: market economy, region, regional development, competitiveness, potential, factors, new economic geography, competitive opportunities, inequality, models.

About the author

Dr Kuzin Vadim, Executive Secretary journal "New World of the Arctic" and a series of "Arctic of the XXI Century", M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

E-mail: vadim-13.06@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2016г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.