Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21 (350).
Экономика. Вып. 47. С. 100-106.
УДК 636.5:33
ББК У325.253
ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПТИЦЕВОДСТВА
Н. А. Орлова
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
Рассматривается совокупность факторов конкурентоспособности региональной системы промышленного птицеводства. В зависимости от уровня влияния производится их классификация на группы: факторы, влияющие на уровне государственного и регионального регулирования; факторы, влияющие на уровне предприятия отрасли регионального птицеводства; факторы, влияющие на уровне продукта отрасли регионального птицеводства; факторы, влияние на которые невозможно. Описывается характер влияния (позитивный и негативный) некоторых факторов на конкурентоспособность региональной системы промышленного птицеводства Челябинской области.
Ключевые слова: региональная система промышленного птицеводства, уровни влияния факторов конкурентоспособности, факторы конкурентоспособности.
На конкурентоспособности региональной системы промышленного птицеводства отражается множество различных по характеру и степени воздействия факторов, которые позитивно или негативно влияют на формирование ее конкурентных преимуществ. Часть из них взаимодействуют между собой и дополняют влияние друг друга.
Под фактором понимается движущая сила, причина какого-нибудь процесса, явления; существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении [8]. Исследование научных подходов продемонстрировало, что присутствует разнородность в классификации и группировке факторов конкурентоспособности. Количество основных факторов конкурентоспособности у различных ученых меняется от трех (например, «цена — качество — затраты») до нескольких десятков и сотен. Самая распространенная группировка факторов конкурентоспособности осуществляет по месту возникновения и адресности воздействия на внешние и внутренние факторы.
Относительно конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций ряд авторов отмечают влияние конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, финансовых результатов и финансового состояния самой организации, эффективности управления и сбытовой деятельности [3; 16]. М. В. Шатохин, Г. Н. Сухорукова, О. С. Семерова определяют, что в настоящее время самым слабым звеном производственного цикла в сельском хозяйстве является стадия обращения, а именно слабыми являются инстру-
менты ценовой политики [15]. М. В. Шатохин, Л. А. Дремова, О. С. Семерова одним из ключевых факторов относительной конкурентоспособности сельского хозяйства России в настоящее время определяют низкие по мировым меркам цены на энергоресурсы, минеральные удобрения и технику [14].
Факторы конкурентоспособности взаимодействуют и формируют для сельскохозяйственного предприятия тренд или матрицу условий конкурентного позиционирования на региональном продовольственном рынке [13].
О. А. Брыкля определяет, что «на формирование конкурентоспособного мясопродуктово-го подкомплекса, с точки зрения потребительских предпочтений, решающее значение оказывает цена, качество, ассортимент и репутация производителя представляемой продукции» [2]. На наш взгляд, в данном подходе факторы конкурентоспособности мясопродуктового подкомплекса не рассмотрены с точки зрения производителя. Представленная группировка факторов не способствует четкому определению рычагов управления конкурентоспособностью продукции и не рассматривает некоторые факторы, влияние на которые предприятие не в силах оказать, но которое необходимо учитывать.
И. В. Ворошилова считает, что «приоритетная роль принадлежит государственному регулированию развития конкуренции и конкурентной среды, что обусловлено ее неустойчивостью» [4]. Однако, на наш взгляд, микроэкономические
факторы также оказывают значительное влияние, ведь при прочих равных макро- и мезоэкономи-ческих условиях всегда существуют предприятия и продукты, находящиеся на лидирующих позициях, и аутсайдеры.
На основании проведенного анализа экономических подходов к классификации факторов конкурентоспособности различных объектов была выявлена группировка факторов конкурентоспособности региональной системы промышленного птицеводства, представленная на рисунке.
К факторам конкурентоспособности региональной системы промышленного птицеводства, влияющим на уровне продукта, можно отнести затратные и экологические факторы, факторы рыночных характеристик продукта, качества, ассортимента, бренда и т. д. Продукт отрасли птицеводства можно назвать конкурентоспособным, если он соответствует требуемому потребителем уровню качества и соразмерен с финансовым бюджетом потребителя.
Для того чтобы затраты на качество выступали фактором повышения конкурентоспособности промышленных предприятий региона, необходимо, чтобы в динамике темпы роста конкурентоспособности были выше, чем темпы роста затрат на качество. При этом важно уделять внимание оптимизации структуры затрат на качество: стоимость несоответствия, приходящаяся на один рубль стоимости соответствия должна снижаться. Именно в результате этого появляется возможность управлять затратами на качество как фактором конкурентоспособности [12].
Следующий важный фактор — это насыщенность рынка данным продуктом. Способность правильно оценить соотношение спроса и предложения на данную продукцию является одним
из ключевых моментов эффективной деятельности предприятия и конкурентоспособности его продукции на определенном сегменте рынка.
В постоянно изменяющихся современных обстоятельствах конкурентной среды каждому предприятию отрасли птицеводства необходимо учитывать собственное внутреннее положение и рассчитывать, планировать такую стратегию поведения предприятия, при которой существует возможность побеждать в жесткой конкурентной борьбе. Поэтому к факторам конкурентоспособности системы промышленного птицеводства, влияющим на уровне отдельного предприятия, относятся инновационные, кадровые, ресурсные, финансовые, технические, информационные, инвестиционные, организационные факторы, факторы сбыта и т. д.
Ряд авторов определяет конечную цель инновационного менеджмента в обеспечении долгосрочного функционирования предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и обеспечении высокой конкурентоспособности инновационной продукции. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике как средство решения производственных и коммерческих задач и в силу этого становится важнейшим фактором обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности [10]. Как и в других сферах народного хозяйства, внедрение инноваций в отрасли птицеводства играет важную роль, так как формирует или повышает качественный рост процессов производства и переработки яйца и мяса птицы.
Важнейшим фактором повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности отечественных производителей аграрной продукции
Классификация факторов конкурентоспособности региональной системы промышленного птицеводства
является рост производительности труда, который, с одной стороны, должен привести к снижению издержек производства, а с другой — обеспечить возможности для увеличения средней заработной платы [9]. Это характерно и для отрасли птицеводства: предприятия, повышающие производительность труда своих работников, в том числе за счет материальной мотивации, обладают большими перспективами в повышении конкурентоспособности всего предприятия.
Основным сдерживающим фактором повышения конкурентоспособности агрокомплекса является низкий уровень обеспеченности производственными ресурсами, не позволяющий отрасли достойно конкурировать на внешних рынках и в полном объеме обеспечивать продовольственную независимость страны. Оптимальное использование производственных ресурсов, и в первую очередь материальных, в условиях конкурентного рынка требует углубленного исследования методологии эффективности производства, организационных и управленческих решений на всех уровнях хозяйственной деятельности [5]. В отрасли птицеводства важным фактором обеспечения и повышения конкурентоспособности являются уровень и условия содержания птицы, а также приемлемая цена, отсутствие дефицита и надлежащее качество кормов, наличие в них всех необходимых для птицы питательных веществ, витаминов и микроэлементов. Необходимо учитывать и ожидаемые характеристики породы птицы, используемой на конкретном предприятии, а также возможность (открытость рынка, цену) для предприятия приобрести конкурентоспособные породы птицы.
Финансовая устойчивость свидетельствует о высоком уровне управления финансовыми потоками и способности компании отвечать по своим обязательствам. Вместе с финансовой устойчивостью к базисной основе создания и повышения конкурентоспособности российских предприятий относит также производственную, информационную, рыночную и инвестиционную устойчивость [6]. На наш взгляд, это верно и в отношении птицеводческих предприятий, так как лишь устойчивая система может оставаться конкурентоспособной не только в определенный период времени, но и при изменении каких-либо внешних или внутренних условий ее функционирования.
Эффективность производства в отрасли птицеводства определяется продуктивностью пти-
цы, выражающейся в значениях яйценоскости и среднесуточного привеса. Данные показатели позволяют анализировать результаты деятельности отрасли и конкретных предприятий, а также выявлять пути снижения себестоимости продукции и повышения ее конкурентоспособности.
Одним из главных факторов, влияющих на конкурентоспособность, является то, насколько ценовая политика предприятия отрасли птицеводства отвечает потребительским ожиданиям. Однако процесс формирования цены должен содействовать выполнению стратегических задач предприятия, а также отвечать качеству реализуемой продукции.
Птицеводческие предприятия с целью реализации взаимодействуют с различными по масштабам деятельности предприятиями торговли. Однако торговые предприятия малого бизнеса не соответствуют интересной для покупателя сбытовой политике, поэтому все большую привлекательность у потребителей приобретают крупные торговые сети, проникнуть в ассортимент которых многим предприятиям очень трудно. К негативным особенностям сотрудничества с торговыми сетями относится и то, что оплата поставленного товара производится после его реализации (от трех недель).
Однако существуют факторы конкурентоспособности региональной системы птицеводства, повлиять на которые невозможно. К ним относятся естественные и общественные факторы, параметры конкурентной среды, случайные явления и т. д. Их позитивные и негативные воздействия на конкурентоспособность также важно учитывать.
Рыночные понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность», которые до недавнего времени применялись в первую очередь к организациям, в настоящий момент находят широкое применение в отношении различных регионов. В настоящее время крайне важным становится эффективное использование и повышение конкурентных преимуществ регионов, начиная от муниципальных образований и заканчивая субъектами РФ. Значение становления позиции региона как экономического субъекта важно в связи с децентрализацией системы власти, когда муниципальные образования становятся в ответе за условия жизни на своих территориях и обладают полномочиями и финансовыми ресурсами для проведения самостоятельной экономической политики [5]. Соответственно заметное влияние на конку-
рентоспособность системы регионального птицеводства оказывается и за счет государственного и регионального регулирования. В связи с этим рассмотрим факторы конкурентоспособности региональной системы птицеводства, влияющие на уровне государственного и регионального регулирования, представленные в таблице.
Страновые конкурентные преимущества достигаются за счет реализации государственных программ развития отдельных сфер и государства в целом [7]. Продукция, специфичная для страны, поддерживаемой собственным государством (в разных направлениях — от регламентации производителям качественных характеристик до рекламирования данной продукции на высших уровнях власти) и известной на международных рынках, обладает более высоким уровнем конкурентоспособности.
Выделяют следующие принципы, которые должны служить основой государственной поддержки сельских товаропроизводителей:
1) обеспечение устойчивого финансового положения сельского хозяйства области;
2) организация эффективного производства товарной продукции на имеющейся производственной базе;
3) выбор узловых предприятий и районов для господдержки при решении приоритетных вопросов сельскохозяйственного развития;
4) поиск внешних инвестиций, работа с внешними инвесторами;
5) организация эквивалентности в обмене продукции промышленности и сельского хозяйства, экономическая выгода от сотрудничества и т. д. [11].
Инвестиции в отрасль птицеводства играют важную роль для ее развития и повышения конкурентоспособности. Их осуществление происхо-
дит весьма активно. Немаловажную роль в сильном потоке частных российских и иностранных инвестиций в отрасль играет и государственная поддержка отрасли. Однако, несмотря на это, отрасль до сих пор не стала привлекательной для коммерческих банков. Это связано с рисками инвестирования в данную отрасль (например, отмена государственной поддержки, отмена квот на импорт, птичий грипп, трудность планирования затрат на производство (корма, горючее, энергия) и т. д.). Поэтому, по большому счету, снижение ряда инвестиционных рисков и формирование благоприятного инвестиционного климата на конкретной территории — это очень важная задача региональной власти.
Фактором, повышающим не только конкурентоспособность каждого отдельного предприятия, но и отрасли в целом, является оптимизация налогообложения для предприятий отрасли птицеводства. Российское налоговое законодательство предусматривает специальный налоговый режим для сельскохозяйственных предприятий (ЕСХН) в целях поддержки и повышения конкурентоспособности данной отрасли. Региональные власти могут минимизировать налоговое бремя птицеводческих предприятий, оптимизируя налоговые ставки по налогу на имущество организаций и транспортному налогу, что также поспособствует увеличению конкурентоспособности региональной системы промышленного птицеводства.
Наибольшее значение для стратегической конкурентоспособности агропродовольственных систем регионов имеет преодоление концептуальных разграничений между внутренними и внешними источниками конкурентных преимуществ перерабатывающей сферы агропромышленного комплекса региона, что связано со стиранием
Факторы конкурентоспособности региональной системы птицеводства, влияющие на уровне государственного и регионального регулирования
Группа факторов Факторы
Факторы государственного регулирования на уровне всей страны Факторы государственного регулирования на региональном уровне Инвестиционные факторы на уровне страны или региона Факторы инфраструктуры на уровне страны или региона Налогообложение, кредитно-финансовая система, законодательное обеспечение, формирование эффективной, прозрачной конкурсной системы размещения госзаказов и т. д. Региональное отраслевое законодательство, степень насыщения регионального рынка, доля ввозной продукции на региональном рынке, уровень жизни населения (бюджетные возможности населения) и т. д. Государственная поддержка стратегических инвесторов, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и т. д. Реализация государственных и региональных программ развития инфраструктуры, наличие логистической инфраструктуры и т. д.
этих границ в условиях глобальной, сетевой и инновационной экономики [1]. Следовательно, для конкурентоспособности региональной системы птицеводства очень важно, чтобы факторы, влияющие на нее на каждом из уровней, были взаимосвязаны и их действие было согласовано в сторону ее повышения. Поэтому одна из главных задач государственной региональной политики в настоящий момент заключается в установлении приоритетов развития региональной системы птицеводства Челябинской области и в выработке на их основании главных путей осуществления данного развития.
Таким образом, на конкурентоспособность региональной системы промышленного птицеводства влияет множество взаимодействующих друг с другом факторов. Для ее стабильного повышения необходимо управление данным влиянием на уровне птицеводческих предприятий — применение инновационных технологий производ-
ства, повышение качества и ассортимента продукции и т. д. Однако существуют такие факторы, повлиять на которые предприятию невозможно. В этих случаях региональная система должна изыскивать управленческие воздействия для повышения конкурентоспособности региональной системы промышленного птицеводства. На наш взгляд, реализация этого может осуществляться в таких направлениях, как повышение инвестиционной привлекательности данной отрасли и минимизация инвестиционных рисков, реализация региональных программ развития инфраструктуры, понятность, точность и своевременность регионального отраслевого законодательства, оптимизация налогообложения для предприятий отрасли птицеводства и т. д. И только согласованное влияние на всех уровнях способствует созданию устойчивого повышения конкурентоспособности региональной системы промышленного птицеводства.
Список литературы
1. Боброва, В. В. Резервы повышения конкурентоспособности, эффективности и устойчивого развития предприятий пищевого комплекса региональных агропродовольственных систем на основе реализации активной инновационно-инвестиционной и интеграционной стратегии (опыт, теория и методология управления) / В. В. Боброва. Оренбург : Димур, 2008.
2. Брыкля, О. А. Стратегия формирования и реализации конкурентных преимуществ мясопродукто-вого подкомплекса : монография / О. А. Брыкля. Орел : ОрелГАУ, 2007. 231 с.
3. Варивода, В. С. Факторы повышения уровня конкурентоспособности региона на современном этапе в мировой экономике : коллектив. моногр. / В. С. Варивода ; Инновационное развитие и модернизация экономики региона : монография / под науч. ред. А. С. Поповой. Ставрополь : Фабула, 2001. 160 с.
4. Ворошилова, И. В. Развитие конкурентных преимуществ производства мяса и мясной продукции в современных экономических условиях : монография / И. В. Ворошилова. Краснодар : Изд-во Кубан. гос. аграр. ун-та, 2012.
5. Гоголев, И. М. Управление экономическими механизмами повышения конкурентоспособности регионального агрокомплекса : монография / И. М. Гоголев. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2006. 227 с.
6. Даниш, А. Г. Обеспечение устойчивого развития и конкурентоспособности предприятий на основе стоимостных методов и информационных систем / А. Г. Даниш // Экономические проблемы организации производственных систем и бизнес-процессов : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Новочеркасск, 2007. Ч. 1. С. 14-20.
7. Дядечко, В. В. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия / В. В. Дядечко // Ученые зап. Ин-та экономики и управления. 2006. № 1.
8. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов [Электронный ресурс] / Л. П. Крысин. URL: http://slovari.yandex.ra/~книги/Толковый словарь иноязычных слов/Фактор
9. Ксенофонтов, М. Ю. О необходимости перехода на новую парадигму разработки и реализации агропродовольственной политики / М. Ю. Ксенофонтов [и др.] // Проблемы прогнозирования. 2008. № 4.
10. Марченко, Г. Н. Инновационный менеджмент и конкурентоспособность / Г. Н. Марченко [и др.] // Изв. высш. учеб. заведений. Проблемы энергетики. 2007. № 9-10. C. 87-99.
11. Огородников, П. И. Государственная поддержка как основной фактор стабилизации экономики сельхозпредприятий / П. И. Огородников // Изв. Оренбург. гос. аграр. ун-та. 2007. № 15, т. 3. C. 178-181.
12. Полетавкин, А. И. Совершенствование организационно-методических аспектов управления затратами на качество / А. И. Полетавкин, О. Г Танашева // Экон. анализ : теория и практика. 2009. № 22 (155). С. 28-36.
13. Хачмафова, А. П. Факторы конкурентоспособности предприятий в системе продовольственного рынка региона / А. П. Хачмафова // Экон. вестн. РГУ. 2006. № 4.
14. Шатохин, М. В. Конкурентоспособность сельскохозяйственного производства в условиях развития международной торговли / М. В. Шатохин, Л. А. Дремова, О. С. Семерова // Вестн. Курс. гос. с.-х. акад. 2008. № 1. С. 54-56.
15. Шатохин, М. В. Маркетинг сельскохозяйственной продукции / М. В. Шатохин, Г. Н. Сухорукова, О. С. Семерова // Вестн. Курс. гос. с.-х. акад. 2008. № 3. С. 53-56.
16. Юркова, Е. А. Развитие конкурентоспособности предпринимательских структур в системе АПК : учеб.-метод. пособие / Е. А. Юркова ; Рос. акад. кадрового обеспечения. М., 2006.
Сведения об авторе
Орлова Наталья Александровна — старший преподаватель кафедры учета и финансов Челябинского государственного университета. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 21 (350).
Economy. Issue 47. P. 100-106.
FACTORS OF COMPETITIVENESS OF THE REGIONAL SYSTEM
OF POULTRY
N. A. Orlova
Senior Lecturer, Department of Accounting and Finance of the Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.
The article considers the totality of the factors Competitiveness of the regional system of the poultry. Depending on the level of influence made their classification into the following groups: factors affecting the level of state and regional regulations; factors affecting the level of the enterprise sector of the regional poultry industry; factors affecting the level of the regional branch of poultry products; Factors which influence impossible. It also describes the nature of the impact (positive and negative) of some factors on the competitiveness of the regional system of the poultry of the Chelyabinsk region.
Keywords: regional system ofpoultry, levels of influence by competitiveness factors, factors of competitiveness.
References
1. Bobrova, V. V. Rezervy povysheniya konkurentosposobnosti, effektivnosti i ustoichivogo razvitiya predpriyatiy pischevogo kompleksa regional'nyh agroprodovol'stvennyh sistem na osnove realizacii aktivnoy innovacionno-investicionnoy i integracionnoy strategii (opyt, teoriya i metodologiya upravleniya) [Reserves of increase competitiveness, efficiency and sustainable development of the enterprises of the food complex regional agri-food systems based on the implementation of active innovation and investment and integration strategy (experiment, theory and methodology of management)] / V. V. Bobrova. Orenburg : Dimur, 2008.
2. Bryklya, O. A. Strategiya formirovaniya i realizacii konkurentnyh preimuschestv myasoproduktovogo podkompleksa [Strategy of formation and implementation of competitive advantages subcomplex of meat product] : monografiya / O. A. Bryklya. Orel : OrelGAU, 2007. 231 s.
3. Varivoda, V. S. Faktory povysheniya urovnya konkurentosposobnosti regiona na sovremennom etape v mirovoy ekonomike [Factors in improving the competitiveness of the region at the present stage in the global economy] : kollektiv. monogr. / V. S. Varivoda ; Innovacionnoe razvitie i modernizaciya ekonomiki regiona : monografiya / pod nauch. red. A. S. Popovoy. Stavropol' : Fabula, 2001. 160 s.
4. Voroshilova, I. V. Razvitie konkurentnyh preimuschestv proizvodstva myasa i myasnoy produkcii v sovremennyh ekonomicheskih usloviyah [Development of competitive advantages of meat and meat products in the current economic conditions] : monografiya / I. V. Voroshilova. Krasnodar : Izd-vo Kuban. gos. agrar. un-ta, 2012.
5. Gogolev, I. M. Upravlenie ekonomicheskimi mehanizmami povysheniya konkurentosposobnosti regional'nogo agrokompleksa [Management of economic mechanisms of improving the competitiveness of the regional agrocomplex] : monografiya / I. M. Gogolev. Ekaterinburg : In-t ekonomiki UrO RAN, 2006. 227 s.
6. Danish, A. G. Obespechenie ustoichivogo razvitiya i konkurentosposobnosti predpriyatiy na osnove stoimostnyh metodov i informacionnyh sistem [Ensuring sustainable development and competitiveness of enterprises on the basis of cost methods and information systems] / A. G. Danish // Ekonomicheskie problemy organizacii proizvodstvennyh sistem i biznes-processov : materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. : v 2 ch. Novocherkassk, 2007. Ch. 1. S. 14-20.
7. Dyadechko, V. V. Teoreticheskie aspekty konkurentosposobnosti predpriyatiya [Theoretical aspects of competitiveness enterprise] / V. V. Dyadechko // Uchenye zap. In-ta ekonomiki i upravleniya. 2006. № 1.
8. Krysin, L. P. Tolkoviy slovar' inoyazychnyh slov [The explanatory dictionary of foreign words] [Elek-tronniy resurs] / L. P. Krysin. URL: http://slovari.yandex.ru/~knigi/Tolkoviy slovar' inoyazychnyh slov/Faktor
9. Ksenofontov, M. Yu. O neobhodimosti perehoda na novuyu paradigmu razrabotki i realizacii agroprodovol'stvennoy politiki [On the need to move to a new paradigm of development and implementation of agricultural policy] / M. Yu. Ksenofontov [i dr.] // Problemy prognozirovaniya. 2008. № 4.
10. Marchenko, G. N. Innovacionniy menedzhment i konkurentosposobnost' [Innovation management and competitiveness] / G. N. Marchenko [i dr.] // Izv. vyssh. ucheb. zavedeniy. Problemy energetiki. 2007. № 9-10. C. 87-99.
11. Ogorodnikov, P. I. Gosudarstvennaya podderzhka kak osnovnoy faktor stabilizacii ekonomiki selkhoz-predpriyatiy [State support as a major factor of stabilization economic of agricultural enterprises] / P. I. Ogorodnikov // Izv. Orenburg. gos. agrar. un-ta. 2007. № 15, t. 3. C. 178-181.
12. Poletavkin, A. I. Sovershenstvovanie organizacionno-metodicheskih aspektov upravleniya zatratami na kachestvo [Improving organizational and methodological aspects of the management of quality costs] / A. I. Poletavkin, O. G. Tanasheva // Ekon. analiz : teoriya i praktika. 2009. № 22 (155). S. 28-36.
13. Hachmafova, A. P. Faktory konkurentosposobnosti predpriyatiy v sisteme prodovol'stvennogo rynka regiona [Factors of competitiveness of enterprises in the system of food market of the region] / A. P. Hachmafova // Ekon. vestn. RGU. 2006. № 4.
14. Shatohin, M. V. Konkurentosposobnost' sel'skohozyaistvennogo proizvodstva v usloviyah razvitiya mezhdunarodnoy torgovli [Competitiveness of agricultural production in conditions of development of international trade] / M. V. Shatohin, L. A. Dremova, O. S. Semerova // Vestn. Kurs. gos. s.-h. akad. 2008. № 1. S. 54-56.
15. Shatohin, M. V. Marketing sel'skohozyaistvennoy produkcii [Marketing of agricultural products] / M. V. Shatohin, G. N. Suhorukova, O. S. Semerova // Vestn. Kurs. gos. s.-h. akad. 2008. № 3. S. 53-56.
16. Yurkova, E. A. Razvitie konkurentosposobnosti predprinimatel'skih struktur v sisteme APK [Development of the competitiveness of business organizations in the agricultural sector] : ucheb.-metod. posobie / E. A. Yurkova ; Ros. akad. kadrovogo obespecheniya. M., 2006.