Научная статья на тему 'Факторы инновационного развития транспортного комплекса старопромышленного региона'

Факторы инновационного развития транспортного комплекса старопромышленного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ / REGIONAL TRANSPORT COMPLEX / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / INNOVATION DEVELOPMENT / FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матушкина Н.А., Решетова Я.М., Мезенцева Е.С.

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационного развития транспортного комплекса региона. Показано, что в старопромышленных регионах, таких как Свердловская область, имеется достаточный ресурсный научно-промышленный потенциал для обеспечения инновационного развития транспортного комплекса. Проиллюстрирован механизм формирования эффекта инноваций в смежных отраслях, когда заказ на инновационную продукцию со стороны транспортного комплекса стимулирует инновационную активность в научно-промышленном секторе региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN THE OLD INDUSTRIAL REGIONAL TRANSPORT COMPLEX

The authors of paper examine the factors influencing the effectiveness of innovative development in regional transport complex. In old industrial regions, such as Sverdlovsk region, there is sufficient resource of scientific and industrial capacity to ensure innovative development of the transport complex. The formation mechanism of the innovations effect in related industries shows how the order of the innovative products from the transport complex stimulates innovative activity in the scientific-industrial sector of the region.

Текст научной работы на тему «Факторы инновационного развития транспортного комплекса старопромышленного региона»

УДК 332.1:338.49

ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

СТАРОПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА1

Матушкина Н.А., к.э.н., научный сотрудник Института экономики УрО РАН, Россия, г. Екатеринбург, e-mail: ma_natalia@mail.ru

Решетова Я.М., к.э.н., младший научный сотрудник Института экономики УрО РАН, Россия, г. Екатеринбург, yanar80@mail.ru Мезенцева Е.С., к.э.н., старший научный сотрудник Института экономики УрО РАН, Россия, г. Екатеринбург, mezentseva_elena@mail.ru

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационного развития транспортного комплекса региона. Показано, что в старопромышленных регионах, таких как Свердловская область, имеется достаточный ресурсный научно-промышленный потенциал для обеспечения инновационного развития транспортного комплекса. Проиллюстрирован механизм формирования эффекта инноваций в смежных отраслях, когда заказ на инновационную продукцию со стороны транспортного комплекса стимулирует инновационную активность в научно-промышленном секторе региона.

Ключевые слова: региональный транспортный комплекс, транспортная инфраструктура, инновационное развитие, факторы.

FACTORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN THE OLD INDUSTRIAL REGIONAL TRANSPORT COMPLEX

Matushkina N., Ph.D., researcher of Institute of economics of the Ural branch of RAS, Russia, Ekaterinburg,

e-mail: ma_natalia@mail.ru

Reshetova Ya., Ph.D., junior researcher of Institute of economics of the Ural branch of RAS, Russia, Ekaterinburg, yanar80@mail.ru Мezentceva E., Ph.D., senior researcher of Institute of economics of the Ural branch of RAS, Russia, Ekaterinburg, mezentseva_elena@mail.ru

The authors of paper examine the factors influencing the effectiveness of innovative development in regional transport complex. In old industrial regions, such as Sverdlovsk region, there is sufficient resource of scientific and industrial capacity to ensure innovative development of the transport complex. The formation mechanism of the innovations effect in related industries shows how the order of the innovative products from the transport complex stimulates innovative activity in the scientific-industrial sector of the region.

Keywords: regional transport complex, transport infrastructure, innovation development, factors.

Инновационный вектор развития транспортного комплекса, как и всей экономической системы страны, признан приоритетным на государственном уровне. Для старопромышленных регионов, ориентированных на обрабатывающую промышленность, таких как Свердловская область, в отличие от сырьевых территорий и регионов со смешанной структурой экономики, курс на инновации является единственно возможным путем развития экономики, требующей коренной модернизации.

Инновационное развитие транспортного комплекса не является самоцелью. Транспорт, как инфраструктурная отрасль, призвана обеспечивать бесперебойное функционирование экономики и социальной сферы как в текущий период, так и на перспективу2, предоставляя качественные услуги по приемлемой цене. При этом транспортная инфраструктура не должна быть «узким местом» и «сдерживающим фактором» в развитии экономики региона.

Становление инновационной экономики является сложным процессом и не может проходить обособленно в одной отрасли или сфере деятельности. Техническое перевооружение транспортного комплекса, внедрение новых технологий, материалов и техники требует, с одной стороны, соответствующего ресурсного обеспечения со стороны научно-промышленного сектора, а с другой - стимулирует инновационные процессы в смежных отраслях. Таким образом, инновационное развитие транспортного комплекса тесно взаимосвязано с инновационными процессами в других отраслях экономики.

Наличие богатого потенциала само по себе еще не гарантирует успешность перехода транспортной отрасти на инновационный путь развития. Анализ теоретических и методических основ управления инновационной деятельностью позволил установить, что эффективность инновационного развития транспортного комплекса, как и всей экономики региона, зависит не только от наличия множества факторов, составляющих потенциал инновационного развития, но и от возможности реализовывать данный потенциал наиболее рациональным способом.

Факторы, оказывающие влияние на результаты инновационной

деятельности в транспортном комплексе региона далеко не всегда очевидны. Их выявление и стимулирование позволяет более эффективно проводить инновационную политику в регионе и реализовы-вать инновационный потенциал не только транспортной отрасли, но и смежных отраслей, активизировав всю цепочку от генерации до производства и внедрения нововведений.

Среди основных факторов, представленных набором ресурсов и механизмов управления инновационными процессами, влияющих на активность и эффективность инновационного развития транспортного комплекса можно выделить:

• задел научно-технологических собственных и приобретенных разработок и изобретений;

• уровень развития инфраструктуры региона, как физической, влияющей на трансакционные издержки предприятий, и, соответственно на коммерческую эффективность производства инновационной продукции, так и инновационной, обеспечивающей возможность осуществления всех этапов инновационного процесса от идеи до ее реализации и внедрения;

• существенное влияние региональной инновационной политики на стимулирование инновационной активности и ее эффективность;

• научно-промышленный потенциал, определяющий возможности региона обеспечивать транспортную отрасль инновационной продукцией и технологиями. Рациональное использование имеющегося научно-промышленного потенциала региона, позволит получить максимальный мультипликативный эффект в смежных отраслях экономики и социальной сферы.

• обеспеченность кадрами, определяющаяся наличием высококвалифицированных специалистов, занятых инновационной деятельностью и возможностью подготовки соответствующих кадров;

• финансово-экономическое состояние региона, определяющее возможности хозяйствующих субъектов в реализации инновационных проектов как за счет собственных средств, так и его привлекательность для сторонних инвесторов, в том числе для иностранных

1 Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ №13-32-01205а2 "Моделирование и прогнозирование инновационного развития транспортного комплекса старопромышленного региона"

2 Подходы к прогнозированию инновационного развития транспортного комплекса более подробно рассмотрены авторами в работах: Матушкина Н.А. Комплексный подход к прогнозированию инновационного развития транспортного комплекса промышленного региона // Транспортное дело России, №5, 2013, сс.225-227; Матушкина Н.А., Решетова Я.М., Мезенцева Е.С. Теоретико-методологические основы инновационного развития регионального транспортного комплекса. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. -64 с.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2014 | 47

Рис. Схема возникновения эффекта инноваций (на примере дорожного комплекса)

инвестиций, обеспечивающих также и трансфер технологий;

• уровень конкуренции в регионе. Как известно, высокий уровень конкуренции способствует хозяйствующие субъекты развиваться и повышать эффективность своей работы, что согласуется с принципами инновационного развития;

• нормативно-правовая база, обеспечивающая условия инновационного развития;

• эффективность реализации имеющегося инновационного потенциала региона и др.

Эти факторы могут превратиться в реальные инновации только тогда, когда произойдет активное применение инновационных технологических, экономических и правовых решений. Переход к инновационной экономике возможен только при согласованности действий всех сторон хозяйственно-экономической деятельности. Со стороны предприятий и научной сферы должна быть заинтересованность в генерации и внедрении инноваций, в то время как органы власти обязаны обеспечивать условия, поддерживающие такую заинтересованность, управляя соответствующими факторами, влияющими на инновационную активность и стимулирующими инновационное развития.

Любые инновации, направленные на оптимизацию рабо-

48 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2014 |

ты отрасли и повышение качества предоставляемых ей услуг сталкиваются с барьерами на том или ином уровне управления. Ощутимым барьером на пути преобразований в транспортной отрасли может стать конфликт интересов, неизбежно возникающий между хозяйствующими субъектами, органами власти и другими заинтересованными сторонами ввиду разнонаправленности целей их деятельности и планов развития. Основными субъектами, участвующими и управляющими инновационным развитием являются непосредственно предприятия транспортной отрасли, строительные организации, производители продукции для транспортной отрасли, научно-исследовательский сектор, органы власти и т.п. Повышение инновационности транспортной отрасли выгодно и перспективно для экономики страны в целом, однако для хозяйствующих субъектов выгода не столь очевидна.

Несогласованность целей приводит к конфликтам интересов и тормозит процесс перехода к инновационному развитию транспортного комплекса. Так, например, разработка инновационной продукции или технологии не гарантирует ее повсеместного использования. Органы государственной власти при этом могут лишь рекомендовать данную разработку к закупкам. Внедрение

инноваций, как правило, сопряжено с модернизацией основных фондов, освоением новых технологий, закупкой более качественных и дорогостоящих материалов, обучением персонала, что требует значительных финансовых затрат. Поэтому предприятия транспортной отрасли, как потребители инноваций, не спешат с использованием нововведений, зачастую предпочитая краткосрочную выгоду долгосрочным вложениям. Внедрение новых материалов, техники и технологий при создании объектов транспортной инфраструктуры в настоящее время не носит массового характера. Существующее законодательство в сфере закупочной деятельности не предусматривает преференций в использовании инновационной продукции и технологий, выбора лучшего технико-экономического решения и надежных квалифицированных подрядчиков, а направлено в основном на снижение стоимости закупки. При этом подрядчики не несут долгосрочной ответственности за качество предоставляемых работ или услуг и не заинтересованы в улучшении эксплуатационных характеристик строящихся объектов.

Стоит также иметь в виду и коррупционную составляющую, когда на всех уровнях управления руководители имеют возможность использовать служебное положение в личных целях, в том числе за счет нерациональных для инновационной экономики решений. Таким образом, эффективность инновационной деятельности во многом зависит от условий, обеспечивающих заинтересованность всех сторон во внедрении инноваций, в то же время конфликт интересов может служить не только барьером, но и стимулом инновационного развития.

Алгоритм возникновения эффекта инноваций и активизации инновационной деятельности в смежных с транспортным комплексом отраслях можно представить в виде схемы (см.рис.). Транспортный комплекс из-за его мультизадачности и высокой зависимости от смежных секторов экономики, можно рассматривать как «полигон» для широкого спектра прорывных технологий. На примере одного сектора транспортной отрасли - дорожного хозяйства и выделении ограниченного количества индикаторов показано, как его инновационное развитие порождает эффект востребованности инновационных разработок в научно-промышленном комплексе региона и определяет перспективы инновационного развития всей экономики региона.

Индикаторы, представленные на рисунке характеризуют те итоги, которые должны быть достигнуты в результате инновационного развития транспортной отрасли. Ключевыми задачами инноваций в дорожном комплесе смогут стать повышение средней скорости движение транспорта, безопасности и надежности перевозок, снижение нагрузки на окружающую среду. Данные индикаторы могут устанавливаться на региональном и федеральном уровне в прогнозных программных документах и определяют параметры развития транспортного комплекса, управление которыми позволит достичь заданного уровня индикаторов. Достижение улучшенных результатов

требует, в свою очередь, соответствующих качественно новых ресурсов (материалов, технологий, техники и высококвалифицированных специалистов и т.д.), обеспечивающих долговечность и надежность транспортных сооружений при сохранение их высоких потребительских свойств в течение жизненного цикла, а также их рациональное размещение и эффективность управления транспортными потоками, а также обслуживанием инфраструктуры.

Спрос на инновации в транспортном комплексе порождает заказы на соответствующие разработки и приводит к стимулированию научно-технической активности в смежных отраслях, например, таких как транспортное машиностроение, металлургия, промышленность строительных материалов, предприятия химического комплекса. Так, например, транспортный сектор является крупнейшим потребителем продукции отрасли транспортного машиностроения и в данном направлении есть резервы для развития, т.к. доля российской продукции в общем объеме закупок, имела тенеденцию к снижению, вследствие недостаточной ее конкурентоспособности. Что наряду с разработкой и производством инноваций для транспорта способствует техническому перевооружению и модернизации промышленного комплекса.

Промышленно развитый регион, каким является Свердловская область, обладающий и высоким научным потенциалом способен в значительной степени обеспечить потребности в инновациях за счет собственных ресурсов. С другой стороны, генерация и производство инновационных разработок в научно-промышленном секторе, их продвижение и внедрение ведет к улучшению качественных характеристик предприятий транспортной отрасли, повышению эффективности их работы, что порождает усиление конкуренции и стимулирует расширению сферы внедрения инноваций.

Транспортный комплекс, являясь инфраструктурной отраслью, с одной стороны, призван обеспечивать условия для бесперебойного функционирования и развития экономики. С другой стороны, он сам становится крупным потребителем инвестиционно-инновационных ресурсов, стимулируя инновационную деятельность в смежных отраслях промышленности, вузовской и академической науки и образования. Таким образом, инновационная активность в транспортной отрасли стимулирует инновационные процессы в смежных отраслях, обуславливая мультипликативный эффект в социально-экономическом развитии региона.

Литература:

Матушкина Н.А. Комплексный подход к прогнозированию инновационного развития транспортного комплекса промышленного региона // Транспортное дело России, №5, 2013, сс.225-227.

Матушкина Н.А., Решетова Я.М., Мезенцева Е.С. Теоретико-методологические основы инновационного развития регионального транспортного комплекса. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. - 64 с.

ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №5 2014 | 49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.