Научная статья на тему 'Комплексный подход к прогнозированию инновационного развития транспортного комплекса промышленного региона'

Комплексный подход к прогнозированию инновационного развития транспортного комплекса промышленного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / REGIONAL TRANSPORT COMPLEX / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / INNOVATION DEVELOPMENT / FORECASTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матушкина Н. А.

В статье предлагается комплексный подход к прогнозированию инновационного развития транспортного комплексарегиона. Данный подход учитывает, что индустриально-развитый регион обладает значительным потенциалом, который должен быть использован при переходе транспортного комплекса на инновационную модель развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH TO FORECASTING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE INDUSTRIAL REGION

In article the integrated approach to forecasting of innovative development of a transport complex of the region is offered. This approach considers that industrial the developed region possesses the considerable potential which has to be used upon transition of a transport complex to innovative model of development.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к прогнозированию инновационного развития транспортного комплекса промышленного региона»

УДК 332.1:338.49

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА*

Матушкина Н.А., к.э.н., научный сотрудник Института экономики УрО РАН E-mail: ma_natalia@mail.ru

В статье предлагается комплексный подход к прогнозированию инновационного развития транспортного комплекса региона. Данный подход учитывает, что индустриально-развитый регион обладает значительным потенциалом, который должен быть использован при переходе транспортного комплекса на инновационную модель развития.

Ключевые слова: региональный транспортный комплекс, транспортная инфраструктура, инновационное развитие, прогнозирование.

INTEGRATED APPROACH TO FORECASTING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE INDUSTRIAL REGION

Matushkina N., candidate of economic sciences, researcher of Institute of Economics of the Ural branch of RAS

E-mail: ma_natalia@mail.ru

In article the integrated approach to forecasting of innovative development of a transport complex of the region is offered. This approach considers that industrial the developed region possesses the considerable potential which has to be used upon transition of a transport complex to innovative model of development.

Keywords: regional transport complex, transport infrastructure, innovation development, forecasting.

Процесс прогнозирования инновационного развития транспортного комплекса региона можно представить в виде концептуальной модели (см. рис.). Предлагаемый комплексный подход увязывает процессы анализа и прогнозирования развития не только транспорта, но и других подсистем хозяйства региона, оптимально используя их потенциал для развития транспортного комплекса на инновационной основе. Учитывая, что промышленно развитый регион обладает, как правило, значительным потенциалом как в производственной сфере, так и в научно-исследовательском секторе стимулирование данных отраслей к выпуску инновационной продукции для транспортного комплекса окажет положительный эффект на социально-экономическом развитии территории.

Идея рассматриваемой модели не предусматривает получение единственного конечного результата. В зависимости от целей исследования, периода планирования, глубины проработки прогноза результатом может быть концепция, стратегия, программа либо другой прогнозный документ. На каждом этапе анализа и прогнозирования возможен переход к предыдущим этапам с целью корректировки полученных прогнозов развития транспортного комплекса, исходя из потребностей хозяйства региона и социальной сферы, с учетом уже реализованных и планируемых мероприятий по развитию как самой транспортной сети, так и грузообразующих отраслей и предприятий.

Согласование прогнозов развития транспорта и промышленности с использованием инновационного потенциала последней позволит создать систему, способную удовлетворять потребности территории во внутренних и межрегиональных перевозках в соответствии с мировыми стандартами, а также более обоснованному и рациональному использованию дефицитных инвестиционных ресурсов, необходимых транспортному комплексу для перехода на инновационную модель развития.

1. На первом этапе осуществляется комплексный анализ геоэко-номическо положения, текущего состояния и тенденций развития транспортного комплекса региона в динамике с выделением особенностей в развитии каждого вида транспорта, определяются основные проблемы транспортного комплекса в целом и отдельных его видов; проводится анализ развития промышленного комплекса региона. На данном этапе также проводится анализ общего уровня социально экономического развития РФ и региона; выявляются перспективы с учетом действующих основных стратегических документов, концепций, программ и т.п.

Данный этап может включать следующие моменты анализа:

- совокупности факторов, отражающих особенности территории (географические, экономические, демографические и др.);

- технических и экономических показателей развития производственной сферы, выделение грузообразующих видов деятельности и видов продукции, перечня выпускаемой продукции для нужд транспортного комплекса;

- перспективы развития действующих предприятий и размещения новых производств;

- транспортно-экономических связей;

- технико-экономических показателей транспортного комплекса (объемы перевозок, грузооборот, пропускной способности, коэффициентов загрузки и др.);

- альтернативных вариантов перевозок;

- действующих и перспективных программ и проектов по развитию транспортных сетей и их актуальности;

- отраслевых прогнозов объемов производства и объемов перевозок и др.

2. На основе проведенного анализа формируется прогноз грузопотоков и пассажиропотоков. Данный блок может включать различный экономико-математический инструментарий, предназначенный для моделирования и прогнозирования развития транспортного комплекса региона. На данном этапе оцениваются перспективные значения объемов производства, потребности в услугах транспортного комплекса как и перспективные потребности в грузопотоках и пассажиропотоках. С учетом реализуемых проектов развития транспортной сети определяются участки, для которых возникает перспективный дефицит пропускных способностей.

3. Определяются цели и задачи инновационного развития транспортного комплекса региона исходя из его текущего состояния и с учетом региональных особенностей (географическое положение региона, его экономический потенциал, структура валового регионального продукта и др.) региона по схеме:

стратегическая цель подцели -> задачи.

4. Определяются приоритеты инновационного развития регионального транспортного комплекса с учетом инновационного варианта прогнозных документов федерального и регионального уровня. Методологические подходы, применяемые в данном исследовании, заключаются в определении принципов отбора приоритетов инновационного развития регионального транспортного комплекса и разработке механизмов реализации приоритетных направлений стратегического развития транспортного комплекса на инновационной основе.

Выделение приоритетов в инновационном развитии регионального транспортного комплекса основано на следующих принципах:

- Соответствие общенациональным приоритетам развития транспорта, определенным стратегическими документами раз-

*Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 13-32-01205а2 "Моделирование и прогнозирование инновационного развития транспортного комплекса старопромышленного региона".

Рис. Концептуальная модель прогнозирования инновационного развития транспортного комплекса индустриально-развитого региона

вития транспортного комплекса РФ на средне- и долгосрочную перспективу.

- Учет регионального фактора. Основная цель применения данного принципа - координация со стратегией социально-экономического развития региона, обозначенными в ней приоритетными целями и задачами, и Схемой территориального планирования региона на средне- и долгосрочную перспективу. Кроме того, региональные особенности могут вызвать необходимость выделения отдельных приоритетов в развитии смежных секторов экономики, обеспечивающих потребности инновационного развития транспорта. Так, специфика индустриально- развитого региона с мощным промышленным, научным, кадровым потенциалом, нуждается в выделении приоритетов в развитии смежных отраслей для обеспечения опережающего развития научно-технической, технологической, образовательной базы транспортного комплекса. Кроме того, следует иметь в виду, что для условий конкретного региона

выделенные приоритеты имеют ряд особенностей в применении к отдельным видам транспорта. Это связано с разной степенью их участия в социально-экономических процессах, протекающих внутри конкретного региона, а также разными стартовыми условиями на момент реализации мероприятий, направленных на инновационное развития транспортного комплекса.

- Сочетание функционального и отраслевого подходов. При функциональном подходе выделяются приоритеты развития, направленные на достижение общеэкономических, общесоциальных или общетранспортных главных стратегических целевых ориентиров развития транспортного комплекса региона: сбалансированное и эффективное развитие транспортной инфраструктуры; интеграция в транспортное пространство страны и реализация транзитного потенциала срединного региона; обеспечение доступности и качества транспортных услуг для хозяйствующих субъектов и населения. Отраслевой подход применяется для выделения приоритетов раз-

1 Добродей В.В., Гимади И.Э., Матушкина Н.А. Вопросы спецификации территориальных моделей развития транспортной инфраструктуры. Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004, с.53-55.

вития, направленных на достижение стратегических целевых ориентиров развития транспортного комплекса по видам транспортной деятельности - на автомобильном, железнодорожном, внутреннем водном, авиационном, городском общественном транспорте. При этом учитываются специфика развития каждого вида транспорта и потребности экономики и общества в отношении этих конкретных видов транспорта.

5. Формируется заказ необходимой инновационной продукции для транспортного комплекса с учетом потенциала промышленных предприятий региона.

6. Обосновывается ресурсное, кадровое, научное обеспечение инновационного развития регионального транспортного комплекса.

7. Формируется блок соответствующих мероприятий, направленных на решение поставленных задач. В данном блоке проводится оценка необходимых объемов инвестиций по каждому мероприятию, производится оценка эффективности проектов и их рисков, прорабатываются возможные источники и схемы финансирования мероприятий.

Весь комплекс предлагаемых мероприятий можно разделить на две группы.

К первой группе относятся мероприятия, непосредственно влияющие на уровень развития транспортного комплекса в регионе, такие как, строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры, обновление подвижного состава, внедрение интеллектуальных систем управления на транспорте и т.п.

Ко второй группе относятся мероприятия, обеспечивающие реализацию проектов первой группы и включающие мероприятия по подготовке кадров как непосредственно для транспортного комплекса, так и для научного обеспечения, заказы на НИОКР и др.

Реализация конкретных мероприятий, инвестиционных программ и проектов изменяет текущее состояние и возможные перспективы развития как транспортного комплекса, так и всей социально-экономической системы региона. Однако создание рациональной транспортной системы на инновационной основе требует огромных временных и финансовых ресурсов. Вследствие инерционности транспортного комплекса, справедливо предположить, что переход из текущего состояния к прогнозируемому происходит постепенно (поэтапно), т.е. невозможно одномоментно устранить все проблемные «узкие» места транспортной системы, приближая ее состояние к оптимальному даже при условии неограниченности инвестиционных ресурсов. Таким образом, важнейшей задачей является формирование оптимальной программы развития с учетом значимости предлагаемых мероприятий, их комплексности, последовательности, сроков реализации при имеющихся ресурсных ограничениях. В данный перечень могут входить как уже реализуемые или намеченные к реализации проекты и мероприятия, так и новые.

Оценка сравнительной эффективности программ и проектов, в совокупности решающих проблемы развития сети, очередности их реализации представляет собой сложную концептуальную и методическую проблему1. На этом этапе все мероприятия целесообразно оценивать по трем направлениям:

- экономической эффективности. В результате этого процесса выделяется множество проектов, имеющих достаточно высокий уровень характеризующих эффективность основных показателей, что позволяет относительно легко решать проблемы с привлечением источников финансирования. Очередность реализации эффективных с позиции инвесторов проектов определяется с учетом их неотложности. Как правило, основное ядро этой группы составляют краткосрочные проекты. К этой группе относятся, в частности, многие проекты, целью которых является повышение эффективности вспомогательного и обслуживающего хозяйства транспортного комплекса

- актуальности. В результате выделяется группа проектов, отказ от реализации которых может привести в ближайшем или среднесрочном периоде к значительным экономическим, социальным, экологическим и другим ущербам. К этой же группе следует отнести проекты, реализация которых (по результатам прогнозных расчетов) оказывается необходимой для успешного выполнения уже осуществляемых программ развития сети, а также территориальных программ социально-экономического развития.

Выделенная группа актуальных проектов может иметь в своем составе проекты с относительно низкой коммерческой эффективностью, в том числе, с длительным сроком окупаемости. Поэтому их

реализация предполагает значительную долю участия федеральных, территориальных и местных органов управления в формировании источников финансирования.

- масштабности, длительности и стратегической значимости. Определяется группа проектов, наиболее значимых со стратегических и долгосрочных позиций по интеграционному влиянию на развитие экономики территории в целом, на межрегиональные связи, на эффективность решения общегосударственных проблем и задач, в том числе, на реализацию действующих программ социально-экономического развития федерального и территориального уровня.

Такая группировка позволит корректно оценить возможные источники и схемы финансирования мероприятий, выделить проекты или их сегменты, для которых целесообразно использовать механизмы государственно-частного партнерства.

8. Разрабатывается система индикаторов во взаимоувязке с действующими федеральными, региональными и муниципальными прогнозными документами. Данные индикаторы должны отражать динамику развития транспортного комплекса региона и уровень внедрение новых технологий.

9. Определяются направления формирования эффекта стимулирования производства инноваций в смежных с транспортным комплексом отраслях.

10. Выявляются взаимосвязи и направления возникновения эффектов в результате развития транспортного комплекса. Проводится оценка социально-экономической эффективности всего комплекса мероприятий. На этапе оценки эффективности отдельных мероприятий и их совокупности необходимо учитывать не только прямые экономические эффекты самой инфраструктуры как самостоятельного элемента, но и эффекты возникающие за пределами транспортного комплекса в экономике региона и его социальной сфере. Соотношение между транспортной и внетранспортной составляющими общего социально-экономического эффекта зависит, в том числе, от типа региона, его географического положения, и других региональных особенностей.

Предложенная последовательность работы является приблизительной, так как многие блоки предложенного подхода являются взаимозависимыми и предполагают корректировку полученных результатов на каждом этапе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.