Научная статья на тему 'Факторы игры в художественном образовании детей'

Факторы игры в художественном образовании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
возможности / игровой метод / изобразительное искусство / дети / факторы / opportunities / gaming technique / fine arts / children / factors

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Жубин

В данной статье автор рассматривает игру как действенный способ обучения изобразительному искусству, обсуждает ценность художественной игры и возможности игровых методов в художественном образовании. Преподавание искусства занимает особое положение по сравнению с другими предметами, концентрируясь на трех аспектах художественного образования: уникальность образа мышления, богатство воображения и практический аспект в рисовании и живописи. Однако сегодня во многих школах, несмотря на то что учителя осознают важность художественного образования, они склонны следовать прежней модели обучения. Детей часто учат копировать картинки из книг и оценивают их по тому, насколько хорошо рисунки соответствуют образцам, из-за чего значительная часть детей постепенно теряет интерес к искусству. Будучи чрезвычайно древним, широко распространенным и уникальным явлением, термин «игра» исследуется обширным спектром дисциплин. Игры всегда были естественной частью жизни детей, и сочетание изучения искусства с играми не только помогает студентам получать удовольствие от изучения искусства в относительно приятной и свободной учебной среде, но и предоставляет платформу для студентов с относительно слабой художественной подготовкой, чтобы стимулировать их энтузиазм к рисованию и живописи с помощью развлекательных игровых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of gaming in art education of children

In the given article, the author views gaming as an effective method of teaching fine art and discusses the value of pictorial gaming and the opportunity of using gaming techniques in the art education. Art teaching occupies a special position compared to other subjects, focusing on three aspects of art education: the uniqueness of the way of thinking, the richness of imagination and the practical aspect in drawing and painting. However, in many schools today, although teachers realize the importance of art education, they tend to follow the old model of teaching. Children are often taught to copy pictures from books and are graded on how well the drawings match the books, causing a large proportion of children to gradually lose interest in art. Being an extremely ancient, widespread and unique phenomenon, the term ‘gaming’ is explored by a vast range of disciplines. Games have always been a natural part of children’s life, and combining art learning with games not only helps students enjoy learning art in a relatively enjoyable and free learning environment, but also provides a platform for students with relatively weak art background to stimulate their enthusiasm for drawing and painting through entertaining game programmers.

Текст научной работы на тему «Факторы игры в художественном образовании детей»

УДК 372.874 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-258-264

ББК 74.268.51

ФАКТОРЫ ИГРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

FACTORS OF GAMING IN ART EDUCATION OF CHILDREN

Чжан Жубин

Аспирант кафедры методики преподавания изобразительного искусства художественно-графического факультета Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет E-mail: baobeigui9307@gmail.com

Zhang Ruobing

PhD postgraduate student at the Department of Methods of Teaching Painting, Art and Graphic Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University

E-mail: baobeigui9307@gmail.com

Аннотация. В данной статье автор рассматривает игру как действенный способ обучения изобразительному искусству, обсуждает ценность художественной игры и возможности игровых методов в художественном образовании. Преподавание искусства занимает особое положение по сравнению с другими предметами, концентрируясь на трех аспектах художественного образования: уникальность образа мышления, богатство воображения и практический аспект в рисовании и живописи. Однако сегодня во многих школах, несмотря на то что учителя осознают важность художественного образования, они склонны следовать прежней модели обучения. Детей часто учат копировать картинки из книг и оценивают их по тому, насколько хорошо рисунки соответствуют образцам, из-за чего значительная

Abstract. In the given article, the author views gaming as an effective method of teaching fine art and discusses the value of pictorial gaming and the opportunity of using gaming techniques in the art education.

Art teaching occupies a special position compared to other subjects, focusing on three aspects of art education: the uniqueness of the way of thinking, the richness of imagination and the practical aspect in drawing and painting. However, in many schools today, although teachers realize the importance of art education, they tend to follow the old model of teaching. Children are often taught to copy pictures from books and are graded on how well the drawings

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Чжан Жубин, 2024

часть детей постепенно теряет интерес к искусству. Будучи чрезвычайно древним, широко распространенным и уникальным явлением, термин «игра» исследуется обширным спектром дисциплин. Игры всегда были естественной частью жизни детей, и сочетание изучения искусства с играми не только помогает студентам получать удовольствие от изучения искусства в относительно приятной и свободной учебной среде, но и предоставляет платформу для студентов с относительно слабой художественной подготовкой, чтобы стимулировать их энтузиазм к рисованию и живописи с помощью развлекательных игровых программ.

match the books, causing a Large proportion of children to gradually Lose interest in art. Being an extremely ancient, widespread and unique phenomenon, the term 'gaming' is explored by a vast range of disciplines. Games have always been a natural part of children's Life, and combining art Learning with games not only helps students enjoy Learning art in a reLativeLy enjoyabLe and free Learning environment, but aLso provides a pLatform for students with reLativeLy weak art background to stimuLate their enthusiasm for drawing and painting through entertaining game programmers.

Ключевые слова: возможности, игровой метод, изобразительное искусство, дети, факторы.

Keywords: opportunities, gaming technique, fine arts, children, factors.

Для цитирования: Чжан Жубин. Факторы игры в художественном образовании детей // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 258-264. DOI: 10.31862/2218-8711-20242-258-264.

Cite as: Zhang Ruobing. Factors of gaming in art education of children. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 2, pp. 258-264. DOI: 10.31862/2218-87112024-2-258-264.

Древнегреческий философ Платон отмечал, что человек - это, своего рода воображаемая игрушка Бога [1, с. 93]. Именно этому мы и должны следовать - жить через игру, отмечал философ. Голландский литературовед Йохан Хейзинга рассматривал игру как высшую форму социальной активности. По его мнению, игра - это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная сфера человеческого существования [2, с. 13].

В области психологии поведения игра - это спонтанная и внутренне мотивированная деятельность. Причем удовольствие и наслаждение от игры, вызванное развлечением, как правило, чаще всего возникает на стадии жизни детей и подростков у людей, а также у других высших млекопитающих [3, с. 33]. Исследователи Жан Пиаже, Зигмунд Фрейд и Л. С. Выготский смогли определить роль игры в развитии человеческого разума. Эксперты в области психологии, в том числе Зигмунд Фрейд, Карл Юнг и Л. С. Выготский, подтвердили важность игры для развития человеческого вида, хотя они использовали разные методы исследования для доказательства своих теорий.

Предмет искусства, или его эстетическая концепция, - это, по сути, предмет сенсорного развития, или развития воображения и творчества. Как утверждал русский

педагог Н. Н. Ростовцев: «Эстетический вкус - не прирожденное качество человека, он развивается, и развивать его в школе должен, в первую очередь, учитель рисования. Чтобы развить у детей эстетический вкус, учитель должен прежде всего обращать их внимание на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею, радоваться ей» [4, ^ 92].

Именно поэтому интеграция игры и образовательного процесса является необходимым требованием. Дифференцированное образование нелегко поддается количественной оценке при разработке и реализации образовательных методов.

Учителя являются проводниками в классе, и их философия преподавания оказывает непосредственное влияние на качество преподавания в рамках учебной программы. В привычной педагогической среде часть учителей изобразительного искусства начальной школы считает, что преподавание изобразительного искусства в начальной школе должно основываться на обучении навыкам, что учителям изобразительного искусства достаточно следовать требованиям учебной программы, чтобы передать ученикам знания и навыки, изложенные в учебнике.

Детей часто учат копировать картинки из книг и оценивают их по тому, насколько хорошо рисунки соответствуют образцам, из-за чего значительная часть детей постепенно теряет интерес к искусству. Ученики в таком случае лишь пассивно принимают знания и навыки, преподаваемые учителем. Следуя этой концепции, критерием оценки данного предмета обучения является критерий живописной работы и исходного изображаемого объекта.

На практике мы видим, что ученики оказывают негативное сопротивление такому художественному процессу, мотивация класса снижена. Художественный класс - это не фабрика, которая механически прививает ученикам знания и навыки. Преподаватели искусства должны сосредоточиться на развитии воображения и творческих способностей учеников, чтобы они могли открыть для себя красоту. Как подчеркивается в книге Герберта Рида «Образование через искусство», художественное творчество выступает как форма игры, игра - это прежде всего неформальная деятельность, способная превратиться в художественную деятельность и тем самым приобрести значение для органического развития ребенка [5, ^ 223]. Рид предложил учебную программу и методы преподавания для художественного образования, предположив, что учебная программа не должна рассматриваться как совокупность всех предметов. На средней ступени, как и на начальной, она должна быть местом для творческой деятельности, а преподавание должно осуществляться только тогда, когда оно неизбежно или облегчено для достижения цели этой деятельности [5, ^ 224]. Таким образом, Рид утверждает использование в художественном образовании игры, которая может лучше служить цели этого образования.

Согласно концепции А. А. Мелик-Пашаева, изучать искусство нереально без получаемой от него радости. Уроки изобразительного искусства требуют создания особой эмоциональной атмосферы, творческого настроя учащихся. Это позволяет довольно рано накопить большой и эмоционально значимый материал жизненных наблюдений в данной области [6, с. 87].

В книге «Великая дидактика», созданной чешским педагогом Коменским в XVII в., утверждается, что преподавание - «это искусство: учитель, прежде чем образовывать ученика путем наставлений, сначала должен пробудить в нем желание учиться, развить его восприимчивость и готовность следовать за учителем по пути изучения наук» [7, ^ 69].

Игра пробуждает в ребенке желание изучать изобразительное искусство и служит основой для последующих творческих действий. Исходя из этого в процессе обучения искусству игра может использоваться как особая форма организации учебной, исследовательской и творческой деятельности младших школьников; средство достижения запланированных учителем целей обучения; метод или способ обучения. Многолетний опыт работы автора данной статьи в качестве учителя искусства дает уверенность, что интеграция метода игры в детское художественное образование является решением проблемы.

Существует три фактора, определяющих качество игрового опыта: удовольствие, любопытство и выбор в процессе игры. Когда эти элементы присутствуют в игре одновременно, то обучающийся получает более качественный и быстрый опыт. Это объясняется тем, что обучение через игру требует знаний, навыков и самостоятельного понимания предмета обучения. В художественном классе коллективная среда используется как основа для того, чтобы влиять на группу, в итоге получая опыт независимого воображения и автономного получения знаний.

При организации игр в детских художественных классах также важно помнить и о таких важных факторах, как:

• ситуация, создайте ситуации, которые помогут вызвать мотивацию к обучению. Сценарием может быть история, задание или вопрос;

• контекст - это коллективная среда с игровой целью, и среда обучения. Согласно принципу трансформации от «ситуативного интереса» к «индивидуальному интересу», развитие индивидуального интереса детей можно начать с ситуативного. Ситуативный интерес - это интерес индивида, вызванный под влиянием и стимулированием коллективной среды. Он характеризуется относительно короткой продолжительностью. Индивидуальный же интерес, напротив, имеет большую продолжительность и высокую результативность. Конструирование ситуации в детской игре основывается, во-первых, на коллективной среде и, во-вторых, на направленности ситуации;

• средство - это материалы и способы достижения цели обучения. Процесс начинается через материалы и методы, предложенные учителем, и каждый ребенок поощряется при достижении результатов через свою собственную игру. Дети развивают визуальные представления, когда они способны понять характерные особенности линий, форм, структур. Они знают, что материалы могут быть организованы различными способами. С психологической точки зрения, материал сам по себе является простым элементом, не подвергавшимся манипуляциям в процессе обработки, и его легко изменяемая и манипулируемая природа позволяет детям чувствовать себя

в безопасности, а острые ощущения от движения высвобождают детские эмоции [8, с. 121];

• сотрудничество, под влиянием коллективной конкурентоспособности, иногда выполняемой индивидуально, а иногда совместно, дети, учась друг у друга и влияя друг на друга, быстрее достигают прогресса;

• разговор, в групповой обстановке дети могут обсуждать друг с другом развитие сюжета, взлеты и падения сюжетной линии. Больше импровизированных живых историй и различных версий сюжета появляются благодаря участию детей с различным игровым опытом;

• конструирование смысла, это когнитивная конструкция текущей темы, формируемая детьми посредством сочетания собственного самостоятельного выбора, обсуждения в группах, обучения у других, воображения и творчества. Автономия ребенка максимально развивается в игре, а расширение участия, в итоге, приведет к заинтересованности участников в учебном материале.

Благодаря нескольким из этих важных элементов образовательный подход использует игру в качестве отправной точки, чтобы направлять обучение по мере того, как оно происходит в коллективном взаимодействии. Такой подход значительно отличается от традиционных теорий обучения и педагогического мышления тем, что он признает уникальность каждого ученика, поощряет детей быть неотъемлемой частью процесса обучения, создает форму обучения, основанную на росте, а не на накоплении знаний.

Дети генерируют собственные структуры знаний и стимулируют свой творческий потенциал, основываясь на своем предыдущем опыте и следуя инструкциям установленных правил.

Выводы

Таким образом, преподавание игровых методик в детских художественных классах должно быть ориентировано на следующие ключевые факторы:

Во-первых, создание контекста, соответствующего целям обучения, для стимулирования интереса и мотивации детей к обучению.

Во-вторых, предоставление средств для достижения целей обучения, включая соответствующие материалы и методы, и поощрение детей к достижению результатов в процессе их собственной игровой деятельности.

В-третьих, поощрение сотрудничества, чтобы дети могли учиться друг у друга и взаимодействовать друг с другом в группе, а также получать удовольствие от совместной работы над выполнением заданий.

В-четвертых, поощряется общение, чтобы дети могли обсуждать и делиться друг с другом в групповой обстановке, что стимулирует развитие творческих способностей и воображения. Наконец, дети учатся строить смысловые конструкции, что помогает им формировать когнитивные представления о рассматриваемой теме и повышает их интерес и участие в обучении.

В обучении детскому искусству мы также должны максимально использовать возможности игровых методик. Обучение детскому искусству должно начинаться с игры и вести к активному обучению через групповое взаимодействие. Такой подход к обучению в полной мере учитывает уникальность каждого ребенка, побуждает его к активному участию в процессе обучения и создает форму обучения, основанную на росте, а не на простом накоплении знаний. Игровая методика обучения искусству позволяет не только повысить эффективность обучения детей, но и развить у них творческое мышление и способность решать проблемы, чтобы они могли естественным образом усваивать знания и совершенствовать свои навыки и понимание в процессе игры.

Список литературы

1. Платон. Соч.: в 4 т. / [под ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса]. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. Т. 3, Ч. 2. 731 с.

2. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.

3. ш ш, *

ШИ^^К, 2017. 110 с. [Чжан Цинь. Исследование и практические примеры игровых методов в детском художественном образовании. Центральная академия изобразительных искусств. Дис. ... магистра искусств. Пекин: Китайская академия изящных искусств, 2017. 110 с.]

4. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 2000. 251 с.

5. Read H. Education through Art. New York: Faber & Faber, 1943. 320 p.

6. Мелик-Пашаев А. А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Дубна, 2005. 108 с.

7. КоменскийЯ. А. Великая дидактика. СПб., 1875-1877. 292 с.

8. Konner M. The Evolution of Childhood. London: Belknap Press, 2011. 960 p.

References

1. Plato. Opus: in 4 vol. Edited by A. F. Losev, V. F. Asmus. St. Petersburg: Izd-vo Oleg Abyshko, 2007. Vol. 3, Part 2. 731 p. (In Russian)

2. Huizinga J. Homo ludens. Chelovek igrayuchshiy. Transl. from Dutch. Moscow, 1997. 416 p. (In Russian)

3. Zhang Oin. Research and practical examples of playful methods in children's art education. Central Academy of Fine Arts. Dissertation... Master of Arts. Beijing, China Academy of Fine Arts, 2017. 110 p. (In Chinese)

4. Rostovtsev N. N. Metodika prepodavaniya izobrazitelnogo iskusstva v shkole. Moscow, 2000. 251 p.

5. Read H. Education through Art. New York: Faber & Faber, 1943. 320 p.

6. Melik-Pashaev A. A. Chusozhestvennaya odarennost detey, ee vyyavlenie i razvitie. Dubna, 2005. 108 p.

7. Comenius J. A. Velikaya didaktika. St. Petersburg, 1875-1877. (In Russian)

8. Konner M. The Evolution ofChildhood. London: Belknap Press, 2011. 960 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 2

Статья поступила в редакцию 23.06.2023 The article was received on 23.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.