Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ЖИВОПИСИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ'

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ЖИВОПИСИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ / ГОХУА / СЕ-И / КИТАЙСКОЕ ИСКУССТВО / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ИНТЕГРАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юй Сунпин

Китайская живопись - это особый вид искусства и художественная традиция Китая, прочно связанная с его культурой. Статья посвящена изучению вопросов, связанных с обучением китайской традиционной живописи в Российской Федерации. В современных условиях, когда изменились целевые ориентиры в образовательной политике, исследование опыта преподавания одного из важнейших аспектов культуры Китая представляется весьма актуальным. Проведен анализ имеющихся научных публикаций и информации о предоставляемых образовательных ресурсах по обучению традиционной китайской живописи в различных образовательных учреждениях России, а также методический анализ деятельности преподавателей. Показано, что в российском художественном образовании китайская живопись пока еще только находит свое место. В большей степени она представлена в сфере неформального художественного образования в виде курсов и мастер-классов художников, как правило, прошедших подготовку в Китае. В области общего и дополнительного художественного образования наблюдаются случаи интеграции в существующие программы элементов, связанных с китайской живописью. В высшем художественном образовании России искусство Китая представлено также на уровне частных инициатив отдельных преподавателей. В то же время активные культурные контакты позволяют студентам соприкасаться с китайской живописью, формируя мотивацию для ее самостоятельного изучения. Данные процессы свидетельствует о росте интереса к этому искусству и поиске форм его взаимодействия с современным образовательным пространством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF TEACHING CHINESE TRADITIONAL PAINTING IN RUSSIAN ART EDUCATION

Chinese painting is a special kind of art and an artistic tradition of China, firmly connected with its culture. The paper is concerned with the study of issues related to the teaching of Chinese traditional painting in the Russian Federation. In modern conditions, when the targets of educational policy have changed, the study of the experience of teaching one of the most important aspects of Chinese culture seems to be very relevant. The analysis of available scientific publications and information about the educational resources provided for teaching traditional Chinese painting in various educational institutions in Russia, as well as a methodological analysis of the activities of teachers, was carried out. It is shown that Chinese painting is still finding its place in Russian art education. To a greater extent, it is presented in the field of non-formal art education in the form of courses and master classes taught by artists who, as a rule, were trained in China. In the field of general and additional art education, there are cases of the integration of elements related to Chinese painting into existing programs. In higher art education in Russia, Chinese art is also represented at the level of private initiatives of individual teachers. At the same time, active cultural contacts allow students to come into contact with Chinese painting, forming motivation for its independent study. These processes indicate the growing interest in this art and the search for forms of its interaction with the modern educational space.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ЖИВОПИСИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 5. С. 169-176. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 5. P. 169-176.

Научная статья УДК 372.87

https://doi.org/10.24158/spp.2023.5.24

Опыт преподавания китайской традиционной живописи в художественном образовании России

Юй Сунпин

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Аннотация. Китайская живопись - это особый вид искусства и художественная традиция Китая, прочно связанная с его культурой. Статья посвящена изучению вопросов, связанных с обучением китайской традиционной живописи в Российской Федерации. В современных условиях, когда изменились целевые ориентиры в образовательной политике, исследование опыта преподавания одного из важнейших аспектов культуры Китая представляется весьма актуальным. Проведен анализ имеющихся научных публикаций и информации о предоставляемых образовательных ресурсах по обучению традиционной китайской живописи в различных образовательных учреждениях России, а также методический анализ деятельности преподавателей. Показано, что в российском художественном образовании китайская живопись пока еще только находит свое место. В большей степени она представлена в сфере неформального художественного образования в виде курсов и мастер-классов художников, как правило, прошедших подготовку в Китае. В области общего и дополнительного художественного образования наблюдаются случаи интеграции в существующие программы элементов, связанных с китайской живописью. В высшем художественном образовании России искусство Китая представлено также на уровне частных инициатив отдельных преподавателей. В то же время активные культурные контакты позволяют студентам соприкасаться с китайской живописью, формируя мотивацию для ее самостоятельного изучения. Данные процессы свидетельствует о росте интереса к этому искусству и поиске форм его взаимодействия с современным образовательным пространством.

Ключевые слова: художественное образование, китайская живопись, гохуа, се-и, китайское искусство, методика преподавания, изобразительное искусство, подход к обучению, интеграция, художественная традиция Благодарности: автор выражает признательность за помощь при проведении настоящего исследования научному руководителю - О.С. Сапанже, профессору кафедры искусствоведения и педагогики искусства Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, директору Института художественного образования.

Для цитирования: Юй Сунпин. Опыт преподавания китайской традиционной живописи в художественном образовании России // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 5. С. 169-176. https://doi.org/10.24158/spp.2023.5.24.

Original article

The Experience of Teaching Chinese Traditional Painting in Russian Art Education

Yu Songping

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia, yu523545831 @gmail.com

Abstract. Chinese painting is a special kind of art and an artistic tradition of China, firmly connected with its culture. The paper is concerned with the study of issues related to the teaching of Chinese traditional painting in the Russian Federation. In modern conditions, when the targets of educational policy have changed, the study of the experience of teaching one of the most important aspects of Chinese culture seems to be very relevant. The analysis of available scientific publications and information about the educational resources provided for teaching traditional Chinese painting in various educational institutions in Russia, as well as a methodological analysis of the activities of teachers, was carried out. It is shown that Chinese painting is still finding its place in Russian art education. To a greater extent, it is presented in the field of non-formal art education in the form of courses and master classes taught by artists who, as a rule, were trained in China. In the field of general and additional art education, there are cases of the integration of elements related to Chinese painting into existing programs. In higher art education in Russia, Chinese art is also represented at the level of private initiatives of individual teachers. At the same time, active cultural contacts allow students to come into contact with Chinese painting, forming motivation for its independent study. These processes indicate the growing interest in this art and the search for forms of its interaction with the modern educational space.

Keywords: art education, Chinese painting, Guohua, Xie-yi, Chinese art, teaching methodology, fine art, approach to learning, integration, artistic tradition

© Юй Сунпин, 2023

Acknowledgements: The author is grateful for the assistance in conducting this research from the scientific supervisor - О. S. Sapanzha, Professor of the Department of Art History and Pedagogy of Art at the Herzen State Pedagogical University of Russia, Director of the Institute of Art Education.

For citation: Yu Songping (2023) The Experience of Teaching Chinese Traditional Painting in Russian Art Education. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (5), 169-176. Available from: doi:10.24158/spp.2023.5.24 (In Russian).

В настоящее время между Россией и Китаем продолжают развиваться связи в области художественного образования. Китайские студенты обучаются в российских вузах, а российские обучающиеся едут в Китай на практику и стажировку. Преподаватели устраивают совместные выставочные проекты, выезжают на пленэры и участвуют в иных формах культурного взаимодействия. Причем следует отметить, что если обучение китайцев в Российской Федерации изучено достаточно широко и глубоко, как и интеграции принципов русской художественной школы в китайскую педагогику искусства, то особенности изучения китайской живописи в России изучены недостаточно. Среди редких исследований, представленных на русском языке, следует назвать публикации Се Юнхуэй (2014), посвященные работе в довузовских образовательных учреждениях в России, Ю.В. Наумовой (2017а ; 2017б ; 2019), которая рассматривала реализацию творческих потребностей личности на примере обучения китайской живописи гохуа, О.А. Овсянниковой и Н.Г. Тагильцевой (2020), исследовавших влияние техники китайской живописи на развитие художественно-творческих способностей подростков на уроке изобразительного искусства, а также Л.В. Жаворонковой (2019), полагающей, что живопись у-син - это прекрасное средство обучения рисованию детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

Интерес россиян к китайской традиционной живописи очевиден, как и понимание образовательной ценности применения данного искусства. Между тем комплексного анализа роли китайской живописи в системе художественного образования в России и различных подходов к ней как средству развития культурного уровня и творческих потребностей не предпринималось. Это и обусловливает актуальность настоящего исследования, ориентированного на формирование представления об основных вариантах использования китайской живописи в работе с обучающимися в России, которые существуют сегодня. Для этого был собран и обобщен материал из научных исследований и методических разработок отдельных образовательных организаций, иных источников.

Условно можно выделить несколько вариантов соприкосновения россиян с традициями китайской живописи в сфере художественного образования. Прежде всего, это работа со взрослыми людьми в виде курсов и мастер-классов. Как правило, такие услуги предлагают художественные школы или досуговые образовательные центры в крупных городах России, деятельность которых в том числе посвящена культуре Китая. В Москве и Петербурге таких предложений достаточно много. Например, в столице существует Клуб восточной культуры «Две империи», где ведется системная работа с желающими научиться рисовать. Данное учреждение было создано по инициативе учеников и последователей мастера китайской живописи Ю.В. Наумовой.

Основной целью центра является углубленное предметное изучение китайской живописи с последующим формированием собственного художественного стиля. Процесс освоения материала построен на базе личностно ориентированного подхода. Программа обучения не представлена в виде строгой системы, напротив, в клубе поощряется проявление креативности в рамках заданной техники или жанра китайской живописи. Кроме того, обучающиеся имеют право выбора техники, на которую будет сделан упор в процессе обучения. Как утверждает один из преподавателей центра А.В. Павленко, «самыми распространенными техниками китайской живописи в России являются свободная кисть саньби и тонкая кисть сиби, и люди все больше и больше интересуются "бескостным методом" китайской живописи»1. Действительно, данная техника, на первый взгляд, кажется, наиболее простой в освоении, поэтому ею предпочитают овладевать те, кто впервые обращается к китайской живописи. Сравнительная легкость ее использования обусловлена тем, что логика создания изображений отдаленно напоминает технику западноевропейской живописи, понятную и привычную российской публике. Курсы также направлены на последовательное изучение традиционной китайской живописи в стилях се-и, гунби и могуфа. Поскольку группы обучающихся состоят из людей разных возрастных категорий, обладающих неодинаковым уровнем творческих способностей, то при освоении вышеперечисленных техник китайского изобразительного искусства используется дифференцированная технология обучения. Обучающихся объединяют в группы по способностям, чтобы они могли эффективно осваивать материал

2023^1 Я100 = Русский художник: «Бескостный метод» китайской живописи становится все популярнее в России [Электронный ресурс]. 2023. 10 января. URL: https://sputniknews.cn/20230110/1047000102.html (дата обращения: 10.03.2023) (на кит. яз.).

в собственном темпе. Например, более «продвинутой» аудитории предлагают поработать со сложной китайской пейзажной живописью, а новички осваивают базовые стили, перечисленные выше. При этом допускаются незначительные изменения общего учебного плана в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося.

В то же время простым рисованием дело не ограничивается. В клубе также применяют технологию «диалога культур»: в процессе обучения обучающиеся знакомятся с важными литературными памятниками Китая, включая религиозно-философские, этические и исторические трактаты. Кроме того, отдельное внимание уделяется китайской музыке. В процессе обсуждения и закрепления материала у обучающихся формируется более четкое представление о китайской живописи и китайской культуре в целом. Упор делается на то, чтобы удивить ученика, построить прочные ассоциативные цепочки, призванные вызвать интерес к изучению предмета. Стоит отметить, что похожая технология также используется в системе общего образования Китая. Теоретическая часть обучения строится на основе метода сюжетного преподавания - используются легенды и исторические рассказы, сфокусированные на личностях и событиях, оставивших свой след в истории, с целью стимулирования интереса ученика (Юй Сунпин, 2022: 232). Занятия также чередуются со встречами с художниками и каллиграфами, которые демонстрируют свои навыки, тематическими мастер-классами, выставками, лекциями, музыкальными вечерами. Это значительно облегчает понимание сути китайской живописи, которая неразрывно связана с культурой Китая в целом.

Кроме того, сложность для россиян представляет и то, что им приходится совершенно по-другому двигаться в процессе написания картин. Китайские мастера свободно работают руками, а у русских художников они зафиксированы, прижаты к телу. Это мешает легко наносить мазки, так, как этого требует искусство Поднебесной. Китайская живопись также фокусирует внимание на самом процессе, а не на конечном результате. Одновременно со сложностями в освоении необходимых движений и пластики тела эта особенность помогает людям расслабиться, освободиться от тревог, то есть имеет хороший арт-терапевтический эффект.

В целом личностно ориентированный подход является сравнительно эффективным и отвечает современным стандартам педагогики. Все обучающиеся Клуба восточной культуры «Две империи» так или иначе показывают успехи в освоении китайской живописи. Отдельно стоит отметить погружение учеников в культуру Поднебесной: изучение литературы и музыки оказывает положительное влияние на творческий процесс. К отрицательным сторонам такого обучения можно отнести значительный разброс в навыках и творческих способностях членов группы. Кроме того, общий уровень живописи не соответствует образцовым академическим стандартам Китая.

В Китайском центре Санкт-Петербурга при поддержке генерального консула Китая в 2002 г. была создана школа «Конфуций»1, которую возглавил Сюй Чао. Учреждение в основном специализируется на изучении китайского языка, а китайская живопись преподается в формате ограниченных по времени курсов. Поскольку миссией центра является распространение и популяризация китайской культуры, план обучения не претендует на достижение обучающимися высокого академического уровня китайской живописи. В этом смысле методика и технологии обучения всецело отвечают цели: главными задачами курсов считаются ознакомление и стимулирование интереса. На курсы традиционной китайской живописи принимаются обучающиеся в возрасте от 2 до 60 лет, а график обучения позволяет совмещать занятия с учебой и работой. С одной стороны, такой возрастной разброс предрасполагает к личностно ориентированному обучению, с другой -из-за ограниченного времени курса преподаватели прибегают к технологии программированного обучения. Учебный материал подается дозированными порциями в виде тематических блоков. Обучающиеся вынуждены адаптироваться к темпу учебной программы. При этом в рамках программы процесс обучения стараются сделать максимально индивидуализированным. Время от времени в центре проходят мастер-классы известных российских и китайских художников, в ходе которых обучающиеся имеют возможность более углубленно ознакомиться с интересующими жанрами и техниками, а также выработать собственный художественный почерк. Стоит также отметить, что занятия проводятся не русскими преподавателями, а китайскими. Это делает педагогический эффект от освоения китайской живописи в этой школе сильнее, чем в других образовательных организациях, что привлекает большое количество российских обучающихся.

Совмещение личностно ориентированного подхода и программированного обучения позволяет обучающимся освоить базовые навыки традиционной китайской живописи в ограниченные сроки. При этом метод мастер-классов стимулирует интерес к процессу обучения и способ-

1 Ш^ШШ.ШШШ^^Я.Щ^ШРАФ'Я.ШхЗ.я.ШЗ.Ш = Китайская школа «Конфуций» в Санкт-Петербурге строит мост общения через китайский язык [Электронный ресурс] // People's Daily Overseas. URL: http://www.chi-naqw.com/hwjy/kzxy/200810/13/133601 .shtml (дата обращения: 10.03.2023) (на кит яз).

ствует формированию собственного художественного стиля. Курсы традиционной китайской живописи в школе «Конфуций» на базе Китайского центра в Санкт-Петербурге являются эффективным способом распространения и популяризации китайской живописи. Однако стоит отметить, что программа обучения предлагает поверхностное освоение материала и не подходит для достижения высокого академического уровня.

Интересен также опыт Государственного музея Востока - крупнейшего культурно-просветительского центра, который с 2021 г. проводит регулярные мастер-классы по китайской живописи в разных форматах, в том числе онлайн. Они созданы и проводятся при помощи представителей Московского клуба любителей китайской живописи гунби. Исходя из формата обучения, занятия проводятся в рамках интерактивного подхода. Преподаватели чаще всего используют технологию педагогики сотрудничества. Упор делается на развитие творческих способностей, обучение проходит в малых группах с использованием презентаций и игр. Отношения между преподавателем и обучающимся не вписываются в рамки традиционного концепта «учитель - ученик» и являются более дружескими. Серия предлагаемых взаимосвязанных мастер-классов позволяет познакомиться с различными аспектами китайского искусства - как гунби, так и се-и. Занятия проводят русские мастера, в том числе известная художница Ольга Обухова, которая проходила стажировку в Китайской академии искусств в г. Ханчжоу и Ляонинском университете. Освоение китайской живописи начинается с обращения к изображению различных природных мотивов, которые толкуются как система символов, связанных с культурой Китая. Примечательно то, что сотрудничество с музеем позволяет участникам мероприятий знакомиться с оригинальными работами китайских художников. Например, они копируют аутентичный фрагмент свитка мастера XVII в. Лань Ина «Осенний день», что перекликается с принципами обучения живописи в древнем Китае.

Интерактивный подход в обучении стимулирует интерес к традиционной китайской живописи. Непринужденная атмосфера, достигаемая за счет использования технологий педагогики сотрудничества, благоприятно сказывается на творческом развитии обучающихся. Однако нужно отметить, что занятия в Государственном музее Востока подходят для изучения основ китайского художественного искусства, но не для его углубленного освоения. Несмотря на то, что мастер-классы проводятся регулярно, они зачастую не связаны между собой, так как отсутствует четкая программа их проведения. Состав группы обучающихся также может меняться от занятия к занятию, из-за этого трудно проследить прогресс каждого ученика.

В диссертационной работе Ю.В. Наумовой1 описан опыт образовательного проекта «Серебряный университет» Московского городского педагогического университета, который является частью проекта «Активное долголетие» и работает с 2017 г. Как пишет исследователь, данный проект дает «возможность людям среднего и пожилого возраста получить дополнительное образование, освоить творческие профессии и работать в новой области, использовать свободное время интересно, полезно и творчески»2. Китайская живопись применяется как метод развития взрослых людей, имеющих разный уровень изобразительной грамотности. Согласно мнению Ю.В. Наумовой, «китайская живопись, в частности, благодаря своей необычной и аутентичной традиции может служить инструментом в достижении цели - удовлетворения у взрослых обучающихся творческих потребностей и развития изобразительных навыков»3. В рамках проекта создается образовательная среда и система обучения, которые стимулируют разнообразную творческую деятельность. Причем практическая работа в обязательном порядке сочетается с теоретической подготовкой и прежде всего со знакомством с литературой и философией Поднебесной. Преподаватели постоянно поддерживают интерес участников занятий, в том числе посредством разного рода творческих и исследовательских заданий. Более того, поощряются эксперименты с различными техниками и художественными материалами, что помогает обучающимся обрести свой стиль в этом искусстве.

Еще одним высшим учебным заведением, которое вводит россиян в мир культуры Китая, является Институт Конфуция Российского государственного гуманитарного университета в Москве. На его базе постоянно проводятся курсы гохуа. Одним из ведущих педагогов там является Наталия Горюшкина, которая профессионально занимается традиционной китайской живописью и каллиграфией с 2010 г. Она отмечает: «...китайские художники никогда не делают предварительный эскиз, а пишут картину сразу от сердца, переносят на бумагу свои внутренние ощущения, настроение, мысли»4, и полагает, что занятия в институте призваны помочь «лучше

1 Наумова Ю.В. Развитие художественно-творческих потребностей взрослых участников изостудии на примере китайской живописи : дис. ... канд. пед. наук. М., 2020. 175 с.

2 Там же. С. 3.

3 Там же. С. 38.

4 Курсы китайской живописи (гохуа) в Институте Конфуция РГГУ [Электронный ресурс] // Российско-китайский учебно-научный центр Институт Конфуция РГГУ. URL: https://www.confucius-institute.ru/calligra-phy_and_painting/guohua (дата обращения: 10.03.2023)

узнать себя, раскрыть свой внутренний мир и еще больше любить и ценить мир и красоту во-круг»1. Следовательно, процесс обучения строится на принципах эвристического подхода. Обучающихся вдохновляют на поиск собственного смысла в китайской живописи. Особое внимание уделяется развитию личности ученика, его духовному обогащению. Методы обучения базируются на гуманно-личностной технологии. К примеру, в процессе обучения учащимся посредством поощрения и комплиментов прививается положительная «Я-концепция» личности. Ошибки и неточности не вызывают строгих наказаний, обучение проходит без принуждения. Негативной стороной такого подхода, как правило, является невысокий итоговый художественный уровень обучающегося с точки зрения академического искусства.

В то же время китайскую живопись все же лучше начинать изучать с детского возраста, то есть в художественных школах и даже общеобразовательных учреждениях. Между тем в таких организациях практически не предлагается подобных занятий. Причем интерес со стороны детей и родителей есть, а квалифицированных преподавателей в стране очень мало. К сожалению, как указывает Ю.В. Наумова, «восточное искусство представлено в системе общего образования как ознакомительный ряд»2. Действительно, в учебно-методическом комплексе по изобразительному искусству китайская живопись отсутствует. Только дисциплина «Мировая художественная культура», предназначенная для обучающихся 10-11-х классов, уделяет некоторое внимание культуре Китая, но в общих чертах, живопись рассматривается теоретически и опосредованно. При этом в программе западное искусство остается доминирующим. Естественно, что речи о практических занятиях китайской живописью не идет. К сожалению, не успевает возникнуть интерес к ней со стороны школьников в силу краткости курса обучения. Даже если у обучающихся сформировалась мотивация к обучению китайской живописи, то удовлетворить свой интерес они могут, как правило, только в организациях, подобных описанным выше, то есть в сфере неформального художественного образования.

Между тем сейчас в России в сфере общего образования и дополнительного художественного образования на уровне частных инициатив предпринимаются попытки привлечь внимание обучающихся к традиционной китайской живописи. Так, например, О.А. Овсянникова и Н.Г. Та-гильцева, ориентируясь на свой практический опыт, описывают свой подход к преподаванию китайской живописи на уроках изобразительного искусства предметной области «Искусство» на базе МАОУ «СОШ № 7» г. Когалыма: «В подростковом возрасте остро проявляется потребность в самовыражении. Реализации этой потребности может способствовать искусство. Однако не всегда подростки владеют средствами и способами выражения своих чувств, настроений и эмоций <...> Особым потенциалом для этого развития, благодаря своей образности, глубокой символичности, максимальной выразительности и сюжетной доступности, обладает китайская живопись» (Овсянникова, Тагильцева, 2020: 132).

Исследователи достаточно подробно описывают то, как была адаптирована программа изобразительного искусства, составленная коллективом авторов во главе с художником-педагогом Б.М. Неменским3, при интеграции в нее китайской живописи. Если в неформальном образовании такое искусство преимущественно рассматривалось как инструмент повышения культурного уровня и средство арт-терапевтического воздействия, то здесь это уже путь к формированию художественно-творческих способностей и визуального мышления. Согласно методике Б.М. Неменского4, которая ориентирована на формирование представления о стилистических особенностях искусства разных стран и народов, акцент делается на знание специфики китайской живописи, способности понимать и интерпретировать ее смысл и средства художественной выразительности. Кроме того, обучающихся учат использовать элементы гохуа в решении творческих задач. Это достигается через проведение бесед, чтение рассказов и декламацию стихов, демонстрацию художественных материалов, фильмов о Китае, то есть посредством погружения в культурное пространство страны. Учителя воспроизводят и традиционные методики, такие как составление композиции по мотивам прочитанного стихотворения, отработку ключевых для техники мазков, связанных с идеей первоэлементов, а также линий.

В свете исследуемого вопроса показателен опыт ГБОУ «Школа № 1517» Москвы. Ее коллективом разработана дополнительная образовательная программа «Китайская живопись»5. С точки зрения подхода к преподаванию программа, как нам представляется, соответствует тра-

1 Курсы китайской живописи (гохуа) в Институте Конфуция РГГУ.

2 Наумова Ю.В. Развитие художественно-творческих потребностей. С. 37.

3 Неменский Б.М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. Изобразительное искусство и художественный труд : с краткими методическими рекомендациями : 1-9-е классы. М, 2007. 141 с.

4 Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : книга для учителей. М., 2012. 240 с.

5 Китайская живопись [Электронный ресурс] : дополнительная образовательная программа // ГБОУ «Школа № 1517». Москва. 2022. 10 июня. URL: https://clck.ru/34BkZe (дата обращения: 10.03.2023).

диционной системе образования, распространенной в общеобразовательных учебных заведениях России. Она ориентирована на детей в возрасте 9-11 лет и рассчитана на 2 года (144 академических часов). Одним из преподавателей на данный момент является уже упомянутая выше А.В. Павленко. Работа с детьми предполагает первичное знакомство с китайской живописью, отработку базовых приемов при изображении характерных растений (бамбука, орхидеи, хризантемы и дикой сливы), рисование традиционных цветов, птиц и зверей, а в итоге - создание самостоятельных композиций. Обучающиеся учатся обращаться с рисовой бумагой, китайской тушью и кистями, красками для гохуа и другими необходимыми инструментами и материалами. В результате двухлетнего обучения они осваивают основы техники се-и и приемы передачи традиционных сюжетов китайской живописи. Тем самым им дается достаточно прочная художественная база, которую они могут развивать дальше. При этом нет достаточных оснований рассуждать об уровне приобретенных в процессе программы творческих навыков, а также о дальнейшей заинтересованности обучающихся в изучении китайской живописи.

Появление публикаций, упомянутых выше, и исследований таких авторов, как Го Сяобинь1, Ли Япин2, Се Юнхуэй3, Чжан Цзюнь4, Юй Аньдун5, А.В. Новоселова6 и других, а также методических разработок, предназначенных как для курса изобразительного искусства в средней школе, так и, например, отделения дополнительного образования детей («продленки»), дают основания предполагать, что китайская живопись все же находит свое место в школьном и внешкольном образовании России. По мнению практикующего художника-педагога Л.В. Жаворонковой, китайская живопись в школе также служит «альтернативной художественной деятельностью, которая может помочь с помощью четких инструкций и отработанных двигательных навыков развитию образного восприятия, творческих способностей у детей» (Жаворонкова, 2019: 475). Тем самым она используется как способ развития творческих способностей школьников средствами культуры Китая.

Для российской системы художественного дополнительного образования китайская живопись также является интересным объектом для различных экспериментов, правда, опять-таки на уровне авторских программ и специальных курсов. В основном они знакомят со стилем се-и и изображением традиционных растений. Стоит отметить, что нередко упражнения в технике китайской живописи используются как актуальные средства тренировки образного мышления и владения кистью, умения наносить обладающие «характером» мазки. К тому же для художников-педагогов дополнительного образования России сейчас очень важно решать задачи этнокультурного воспитания. По этой причине китайская живопись все чаще превращается в компонент обучения и средство знакомства с эстетическими ценностями другого народа и одновременно развития творческих способностей обучающихся (Селигеева, Су Сыжуй, 2021: 33-34). При этом и для преподавателей, и для их подопечных главным становится не изобразительная грамотность, умение работать в определенной технике, а скорее то, что искусство Китая дает возможность развить воображение и индивидуальность ребенка (Овсянникова, Тагильцева, 2020).

В сфере профессионального художественного образования в России китайская живопись мало распространена. Вузы не включают ее в число обязательных предметов. Нет и специальной программы, и соответствующего курса, как и дисциплины. Если элементы этого искусства и предлагаются, то исключительно по инициативе заинтересованных и компетентных в этой области преподавателей. Между тем благодаря давним культурным контактам между вузами России и Китая российские студенты имеют возможность посещать выставки и мастер-классы китайских художников, лекции по истории и теории искусства Поднебесной. Все это служит стимулами для самостоятельных практических опытов обучающихся в техниках такой живописи, которые вполне могут привести их к достаточно высокому уровню владения данным искусством. В то же время, если судить по уже состоявшимся русским мастерам, например, таким как Ю.В. Наумова или А.В. Павленко, то очевидно, что для более глубокого погружения в культуру Китая и совершенствования творческих навыков им все же необходима работа с китайскими художниками, поездки непосредственно в КНР и обучение там по специализированным образовательным программам.

1 Го Сяобинь. Влияние советской живописи 1950-1960-х годов на развитие китайского изобразительного искусства: рецепции и традиции в художественной жизни Китая : дис. ... канд. искусствовед. М., 2018. 174 с.

2 Ли Япин. Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР : дис. ... канд. искусствовед. СПб, 2008. 196 с.

3 Се Юнхуэй. Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») : дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. 237 с.

4 Чжан Цзюнь. Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов : дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 140 с.

5 Юй Аньдун. Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая : сравнительный анализ : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2007. 24 с.

6 Новоселова А.В. Шёлк и бамбук в музыкальной культуре традиционного Китая: дис. ... канд. искусствовед. М., 2014. 183 с.

Художник-педагог Ю.В. Наумова, узнав многие тонкости китайской живописи, которые она изучала как в России, так и в Китае, сформировала особый подход к преподаванию данного искусства. Ее взгляды повлияли на многих других российских художников, работающих в стилях гохуа и се-и, и представителей других направлений. Она полагает, что для успешного освоения китайской живописи, ее приемов и философии обучающийся на любом уровне должен прежде всего освоить основные понятия, связанные с культурой Поднебесной (Наумова, 2017а). Принцип «изучаем - изображаем» (Наумова, 2019: 548) стал основополагающим для ее методики. Согласно ему занятий должны начинаться с общего обзора тех явлений и терминов, с которыми связана тема предстоящей практической работы. Этим создается соответствующее традиции отношение к китайской живописи, а также закладывается основа для самостоятельного творчества. Например, как отмечает Се Юнхуэй, главные проблемы в обучении в основном как раз и связаны с «недостаточным владением изобразительным материалом или непониманием специфики той или иной изобразительной техники» (Се Юнхуэй, 2014, 189). Сюда же следует добавить восприятие натуры или природы и понимание законов изобразительной плоскости.

Таким образом, в настоящее время в России растет интерес к образовательному потенциалу китайской живописи со стороны художественно-педагогической общественности. В процессе освоения ее приемов развивается уверенность в своих силах, внимательность, умение достигать цели, а также творческое мышление. На занятиях китайской живописью педагоги и обучающиеся узнают характерные приемы, техники, материалы, темы и образы, а также участвуют в различных видах творческой деятельности. Более того, в рамках таких мероприятий создается особая и комфортная атмосфера, так как китайская живопись - это не только изобразительная работа, но и средство соприкосновения с различными аспектами культуры Китая, а именно поэзией, музыкой и т. д. (Шаляпин, 2022). Поэтому при разработке и проведении подобных мероприятий первостепенно значение имеет создание соответствующей среды обучения. Данная задача возложена на преподавателя, он не только должен демонстрировать глубокие знания искусства, но и создавать мотивацию для стимуляции художественно-творческой деятельности за счет личной активной позиции.

Опираясь на проведенный анализ работ исследователей и практики преподавания китайской живописи в различных образовательных организациях, необходимо отметить, что в настоящий момент обучение традиционной китайской живописи в России проходит на базовом ознакомительном уровне. Преподавание в основном проводится в тематических центрах и клубах, в том числе при поддержке китайских и российских властей. Такие курсы в основном не ставят целью освоение китайской живописи на высоком академическом уровне. В процессе обучения применяются современные личностно ориентированный и интерактивный подходы. При необходимости, исходя из концепции и цели курса, преподаватели смещают акцент на более требовательное программированное обучение или, наоборот, менее строгое эвристическое. В применяемом комплексе технологий и методов используется «диалог культур», педагогика сотрудничества, а также мастер-классы и игровые методы обучения. Обучающиеся таких заведений, как правило, принадлежат к разным возрастным группам и обладают неодинаковыми творческими способностями. В редких случаях китайская живопись преподается в образовательных организациях общего и дополнительного художественного образования. Предлагаемые программы обучения китайской живописи целиком базируются на авторских педагогических разработках. Они, как правило, позволяют сформировать первичные технические приемы и познакомиться с материалами, используемыми в творчестве. Что касается университетского образования, то в Российской Федерации сейчас нет возможности получить высшее профессиональное образование в области китайской живописи, так как в вузах нет таких программ. При этом существующее взаимодействие между российским и китайским системами художественного образования и отдельными образовательными организациями дает возможность будущим художникам соприкасаться с творчеством коллег из Китая, ездить туда на практику и стажировку, тем самым совершенствуя свои навыки. Это позволяет надеяться, что в будущем будет сформирован круг профессионально подготовленных и лично заинтересованных художников-педагогов, способных преподавать китайскую живопись в сфере общего образования, адаптируя существующие программы и представляя традиционную китайскую живопись на принципиально новом академическом уровне.

Список литературы:

Жаворонкова Л.В. Живопись У-Син - путь к самопознанию: обучение нетрадиционной технике рисования детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей // Инклюзивное образование - образование для всех : материалы I Всероссийской научно-практической конференции. М., 2019. С. 472-476.

Наумова Ю.В. Некоторые положения методики развития творческих потребностей обучающихся китайской живописи гохуа // Общество: социология, психология, педагогика. 2017а. № 11. С. 121-124. https://doi.org/10.24158/spp.2017.11.24.

Наумова Ю.В. Реализация творческих потребностей личности на примере обучения китайской живописи гохуа // Общество: социология, психология, педагогика. 20176. № 7. С. 128-131. https://doi.Org/10.24158/spp.2017.7.26.

Наумова Ю.В. О значении понятия «образ» в процессе обучения китайской живописи гохуа // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса : материалы Четвертой научно-практической конференции института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Москва, 11-25 апреля 2019 г. М., 2019. С. 542-549.

Овсянникова О.А., Тагильцева Н.Г. Техника китайской живописи в развитии художественно-творческих способностей подростков на уроке изобразительного искусства // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 130-139. https://doi.org/10.26170/po20-03-15.

Ce Юнхуэй. Обучение традиционным видам китайской живописи учащихся довузовских образовательных учреждений в России // Наука и школа. 2014. № 2. С. 188-192.

Селигеева И.Р., Су Сыжуй Этнокультурные особенности обучения традиционной китайской живописи // Педагогика и искусство : сборник научных трудов Региональной научно-практической конференции. Т. 8 / под ред. Ю.В. Ерошенко, М.А. Кривцовой, Н.П. Харьковского. Воронеж, 22 апреля 2021 г. Воронеж, 2021. С. 32-38.

Шаляпин О.В. Особенности художественного восприятия в обучении пейзажной живописи на материале китайской культуры // Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее : сборник трудов VIII Всероссийской методико-практической конференции. Петрозаводск, 22 августа 2022 г. Петрозаводск, 2022. С. 84-90.

Юй Сунпин. Методы преподавания традиционной живописи в системе общего образования Китая // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 229-234. https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.36.

References:

Naumova, Yu. V. (2017a) Several methods of developing creative needs of students studying the Chinese painting (guohua). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 121-124. Available from: doi:10.24158/spp.2017.11.24. (In Russian).

Naumova, Yu. V. (2017b) Implementation of personal creative needs by a case study of teaching Chinese painting (guohua). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (7), 128-131. https://doi.org/10.24158/spp.2017.7.26. (In Russian).

Naumova, Yu. V. (2019) O znachenii ponyatiya "obraz" v protsesse obucheniya kitaiskoi zhivopisi gokhua [On the meaning of the concept of "image" in the process of teaching Chinese guohua painting]. In: Kul'tura i iskusstvo kak vazhneishaya chast' edinogo obrazovatel'nogo prostranstva stolichnogo megapolisa [Culture and Art as the most important part of the unified educational space of the metropolitan metropolis]: Proceedings of the Fourth Scientific and Practical Conference of the Institute of Culture and Arts of the Moscow City Pedagogical University. 11-25 April 2019, Moscow. Moscow, pp. 542-549. (In Russian).

Ovsyannikova, O. A. & Tagiltseva, N. G. (2020) Technique of Chinese painting in the development of artistic and creative abilities of teenagers in the lesson of the Fine Art. Pedagogical Education in Russia. (3), 130-139. Available from: doi:10.26170/po20-03-15. (In Russian).

Seligeeva, I. R. & Su Sijui (2021) Ethnocultural features of traditional Chinese painting training. In: Eroshenko, Yu. V., Krivtsova, M. A. & Kharkovsky, N. P. (eds.) Problemy sovremennogo khudozhestvennogo obrazovaniya [Problems of modern art education] : Proceedings of the Regional Scientific and Practical Conference. 22 April 2021, Voronezh. Voronezh, pp. 32-38. (In Russian).

Shalyapin, O. V. (2022) Features of artistic perception in teaching landscape painting on the material of Chinese culture. In: Sovremennoye obrazovanie: opyt proshlogo, vzglyad v budushchee [Modern education: Experience of the past, a look into the future] : Proceedings of the VIII All-Russian Methodological and Practical Conference. 22 August 2022, Petrozavodsk. Petrozavodsk, pp. 84-90. (In Russian).

Xie Yonghui (2014) Teaching pupils of pre-university educational institutions in Russia the traditional types of Chinese painting. Nauka i shkola. (2), 188-192. (In Russian).

Yu Songping (2022) Methods of teaching traditional Chinese painting in China's general education system. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (10), 229-234. Available from: doi:10.24158/spp.2022.10.36. (In Russian).

Zhavoronkova, L. V. (2019) Zhivopis' U-Sin - put' k samopoznaniyu: obuchenie netraditsionnoi tekhnike risovaniya detei s ogra-nichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i ikh roditelei [Painting U-Sin - the path to self-knowledge: teaching non-traditional drawing techniques to children with disabilities and their parents]. In: Inklyuzivnoe obrazovanie - obrazovanie dlya vsekh [Inclusive education -Education for All] : Proceedings of the I All-Russian Scientific and Practical Conference. Moscow, pp. 472-476. (In Russian).

Информация об авторе Сунпин Юй - аспирант кафедры искусствоведения и педагогики искусства Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1175938.

Information about the author Songping Yu - PhD student, Art History and Pedagogy of Art Department, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1175938.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.02.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 30.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.