УДК 330
А.П. Слободяник
ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
В статье рассматриваются внутренние и внешние факторы влияющие на уровень экономической безопасности высшего учебного заведения. Представлена классификация источников угроз (факторов) экономической безопасности.
Ключевые слова: Экономическая безопасность, факторы и условия, высшее учебное заведение, угрозы экономической безопасности.
В общем смысле экономическая безопасность вуза - это составная часть общей системы защиты образовательного учреждения, которая направлена на практическое решение задач по защите от угроз и рисков в экономической сфере.
Высшее учебное заведение, «при управлении своей экономической деятельностью должно уделять значительное внимание различным аспектам экономической безопасности: управлению и минимизации экономических рисков, правильности ведения бухгалтерского и налогового учета, борьбе с внешним и внутренним мошенничеством, проверке благонадежности и платежеспособности партнеров перед вступлением с ними в гражданско-правовые отношения» [3].
Выделение экономической безопасности вуза в качестве важнейшего элемента комплексной безопасности «обусловлено следующими обстоятельствами:
- необходимость учета новых факторов в решении задач обеспечения экономической безопасности вузов в изменившихся социально-экономических и институциональных условиях;
- важность учета специфических особенностей экономики образования в решении проблем безопасности вузов;
- необходимость практической возможности оценить степень экономической устойчивости вузов;
- потребность совершенствования существующих и разработки новых инструментов повышения уровня экономической безопасности вузов» [2].
Сущность экономической безопасности вуза раскрывается в многообразии факторов, от которых она зависит: ресурсообеспеченность, личностная безопасность, управленческая безопасность.
Все факторы, влияющие на экономическую безопасность можно условно разделить по различным группам классификации (рисунок 1).
Признаки
• По месту возникновения
• По степени опасности
• По возможности осуществления
• По масштабу осуществления
• По длительности действия
• По направлению
• По отношению к ним
• По характеру направления
• По вероятности наступления
• По природе возникновения
Рис. 1. Классификация источников угроз (факторов) экономической безопасности
© Слободяник А.П., 2018.
Научный руководитель: Антипин Иван Александрович - кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет, Россия.
Угрозы
• Внутренние, внешние
• Особенно опасные, опасные
• Реальные, потенциальные
• Локальные, общесистемные
• Временные, постоянные
• Производственные, финансовые, технологические, социально-экономические
• Объективные, субъективные
• Прямые косвенные
• Явные, латентные
• Политические, криминальные, конкурентные и т.д.
Вестник магистратуры. 2018. № 3-2(78)
ISSN 2223-4047
Классификация угроз, влияющие на экономическую безопасность вуза можно разделить на угрозы, связанные с внутренними и внешними факторами представлена на рисунке 2.
Угрозы безопасности
Рис. 2. Классификация угроз по факторам
К внутренним угрозам относятся действия или бездействия (в том числе умышленные и неумышленные) работниками вуза, противоречащие интересам учебного заведения.
Внутренние факторы возникают непосредственно в ходе деятельности вуза и в значительной степени зависят от стратегии, качества планирования, принятия решений: уровень качества образовательных услуг; несоответствие предлагаемого набора образовательных услуг требованиям рынка; высокая цена образовательных услуг; «имидж образовательного учреждения на рынке; структура управления образовательным учреждением; недостаточное развитие материальной базы; неэффективная кадровая политика; низкий уровень заработной платы и социального пакета работников; неэффективное использование внебюджетных средств для стимулирования профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала» [1]. Они обусловлены теми процессами, которые возникают в ходе работы вуза и оказываю существенное влияние на результат его деятельности. Специфика внутренних факторов заключается в том, что руководство вуза может управлять этими факторами, снижая их нежелательное влияние или, наоборот, усиливая благоприятное воздействие на результаты деятельности представлен в нижеследующей таблице 1.
Таблица 1
Факторы внутренней среды, оказывающие влияние на устойчивость вуза_
Факторы Показатели
Образовательная деятельность Количество программ. Развитие системы ДПО на базе вузов (среднегодовой контингент, доля финансовых поступлений от ДПО). Численность студентов. Количество студентов, обучающихся на коммерческой основе
Научно-исследовательская и инновационная деятельность Малые инновационные предприятия, технопарки и других хоз. сообществ при вузах. Количество студентов и профессорско-преподавательского состава, привлеченных к работе в малых инновационных предприятиях. Количество НИОКР и других научных разработок
Кадровый потенциал Контингент профессорско-преподавательского состава. Доля профессорско-преподавательского состава со степенями и званиями
Материально-техническая база Оснащенность компьютерными классами и оборудованием. Лаборатории и техническое оснащение
Международная деятельность Международная научная стажировка профессорско-преподавательского состава. Количество иностранных студентов
Образовательная среда студентов Удовлетворенность студентов качеством образовательных услуг. Количество студентов занятых научной деятельностью в вузе. Количество трудоустроенных выпускников
Социальная среда студентов Предоставление жилья для студентов в общежитиях вуза. Организация культурного досуга студентов и персонала вуза. Удовлетворенность студентов предоставляемыми социальными услугами в вузе. Объекты социальной инфраструктуры
Внешние факторы возникают за пределами вуза и рассматриваются как изменения окружающей
среды:
- объединение вузов;
- «переход на новую систему финансирования;
- уменьшение бюджетной составляющей финансирования;
- экономический кризис;
- конкуренция вузов;
- сокращение контингента абитуриентов;
- изменение конъюнктуры рынка труда;
- недофинансирование или задержка финансирования из федерального бюджета;
- сокращение объемов финансируемых хоздоговорных и госбюджетных научно -исследовательских работ;
- переход учреждений бюджетной сферы на новую систему оплаты труда;
- изменение психологического климата в обществе;
- изменение законодательства в области образования (переход на уровневую систему образования);
- зависимость от мировых тенденций» [1];
- изменение формы собственности вуза.
Необходимо учитывать, что большинство приведенных внешних факторов неуправляемо, а значит, их следствием являются необратимые потери.
Библиографический список
1. Воробьева Е.С. Разработка экономических показателей развития ведущих университетов России для обеспечения потребностей инновационной промышленности [Текст]: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Е.С. Воробьева. - М., 2012. - 27 с.
2. Карпунина Е.С. Инструменты обеспечения экономической безопасности высших учебных заведений в современных условиях [Текст]: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Е.С. Карпунина. - М., 2010 - 27 с.
3. Корнеев А.Н. Современные инновации в области экономической безопасности организаций [Электронный ресурс] / А.Н. Корнеев / Интернет - журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2016. - Том 8. - №5. Режим доступа: URL: http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol8-5-economics-management
СЛОБОДЯНИК АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ - магистрант, Уральский государственный экономический университет, Россия.